Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Тема курсовой работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки слушателя (например, если номер зачетной книжки оканчивается на 9 слушате...полностью>>
'Программа'
Государственный междисциплинарный экзамен по специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии транспорта проводится в письменной форме с ...полностью>>
'Программа'
Юридические лица: понятие, признаки, виды. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Ответственность юридического лица. Представительства и ...полностью>>
'Документ'
3) Бережная, Г.С. Регулирование конфликтов в школе: методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Г.С. Бережная. – Калининград: ...полностью>>

Е. Н. президент Федеральной нотариальной палаты «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства», так гласит статья

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российский нотариат – необходимый институт гражданского общества

Клячин Е.Н. – президент Федеральной нотариальной палаты

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», – так гласит статья 2 нашего Основного Закона – Конституции Российской Федерации.

Создавая и развивая правовые институты, в том числе и институты гражданского общества, государство ставит целью выполнение этой обязанности, учитывая, что существенную роль в данном процессе играет, прежде всего, обеспечение гарантий для граждан по получению ими квалифицированной юридической помощи. Эта гарантия государства установлена статьей 48 Конституции Российской Федерации.

Нотариат России – один из тех ключевых правовых институтов, что стоят на защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере гражданского оборота. Законом предписано, что конституционные гарантии на получение гражданами квалифицированной юридической помощи реализуются путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Это означает признание государством за нотариатом России публичной, государственной регулятивной функции в сфере гражданских правоотношений. И в целом задача, поставленная государством перед нотариатом, состоит в том, чтобы, руководствуясь законом, уже на этапе возникновения таких отношений обеспечить стабильность, бесконфликтность, создать условия для того, чтобы впоследствии ввиду неосведомленности или заблуждения граждан их права не были нарушены, обеспечить баланс интересов государства и граждан.

В достаточно далеком уже 1993 году в России делались первые шаги по переходу к рыночной экономике. И подобно Наполеону, считавшему, что главным в обеспечении порядка в обществе является защита прав собственника, власть поняла, что появившаяся частная собственность, права собственника нуждаются в эффективной защите. В ответ на потребности новых отношений и было принято мудрое решение о формировании в России нового института гражданского общества – свободного, независимого, небюджетного нотариата латинского типа.

История нотариата России не ограничивается этими годами. Корни российского нотариата идут из 16 века от деятельности площадных подъячих. В дореволюционной России уже существовал нотариат, основанный на принципе самофинансирования и имущественной ответственности. Есть в истории России и место нотариату советского периода, государственных нотариальных контор, нотариата наделенного по существу административно – распорядительными функциями в сфере имущественных правоотношений.

Тот нотариат, который существует в России сегодня, несомненно, отличается от советского нотариата. Это, прежде всего, обусловлено поставленными перед ним задачами, принципами организации и функционирования, а также социальными, правовыми, экономическими изменениями, которые произошли в нашей стране. И вполне определенно следует отметить, что нотариат России сегодня – это состоявшийся правовой институт, возможно, в значительной большей мере состоявшийся, чем иные российские правоохранительные и правозащитные институты.

Не случайно в 1993 году при реформировании нотариата была выбрана модель латинского типа, которая сформировалась в результате длительной эволюции правовых идей в странах романо-германской правовой системы. Российскому нотариату присущи все характерные признаки нотариата латинского типа. Он также базируется на принципах самоорганизации и самофинансирования

Нотариус России – лицо, наделенное публичными полномочиями, действующее от имени государства. Нотариус России, занимающийся частной практикой, самостоятельно организует свою работу, несет полную имущественную ответственность за результаты профессиональной деятельности. Таких нотариусов еще называют «свободными», «независимыми». Однако следует иметь в виду, что свобода нотариуса – это всего лишь свобода в приятии им решения в правоприменительной практике, своего рода гарант определенного законом принципа беспристрастности нотариальной деятельности, процессуальной независимости нотариуса, гарант обеспечения равных прав граждан в имущественных отношениях. И абсолютно не правильно понимать свободу нотариуса в ином смысле, приравнивать нотариальную деятельность к предпринимательской.

Система небюджетного, свободного нотариата России – это не только частнопрактикующие нотариусы, но и нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, и Федеральная нотариальная палата.

Это единое целое, публичной задачей которого является обеспечение нотариального обслуживания в стране.

Нотариальные палаты созданы в каждом субъекте Российской Федерации, где осуществляют свою деятельность частнопрактикующие нотариусы. Сегодня их 80. В свою очередь нотариальные палаты субъектов Российской Федерации объединены в Федеральную нотариальную палату. Такое построение саморегулируемой системы небюджетного нотариата в полной мере соответствует принципу нотариата латинского типа, предусматривающему обязательное членство нотариусов в таких коллективных органах.

Развиваясь в России как институт гражданского общества, свободный нотариат выполняет свои функции самостоятельно. В то же время он является инструментом публичной власти, реализуя полномочия, возложенные на него законом.

В такой ситуации крайне необходим баланс интересов общества, государства, института нотариата как уполномоченного государством института предупреждения правонарушений при реализации гражданских прав. Порой проявляющаяся непоследовательность государства в вопросах организации, а также регулирования финансовой стороны нотариальной деятельности, в первую очередь, ставит под удар правовую защищенность граждан.

При развитии нотариата России как института гражданского общества нельзя не считаться с рядом присущих ему особенностей, обусловленных объективными факторами. Основами о нотариате предусмотрена деятельность как нотариусов свободных, так и работающих в государственных нотариальных конторах. Это своего рода переходное положение, отраженное в Законе 1993 года, поскольку по большей части корпус свободных нотариусов страны был сформирован из специалистов, работавших в государственных нотариальных конторах.

Сегодня более 6500 нотариусов (90 процентов от общего числа) осуществляют свою деятельность в Российской Федерации на небюджетной основе. Вместе с тем объективными факторами сохранения государственных нотариальных контор в отдельных регионах страны (в основном это Север страны, Дальний Восток, Сибирь) являются значительная территория, малая плотность населения, отсутствие достаточного экономического и имущественного оборота.

В таких условиях еще более важной видится задача организации конструктивного взаимодействия небюджетного нотариата как института гражданского общества и органов государственной власти в целях реализации положений Конституции России о соблюдении и защите прав и свобод граждан.

В этой связи, в ряде регионов нотариальным сообществом России с помощью органов государственной власти предпринимаются усилия для перевода нотариата на единую небюджетную основу. Показателен в этом плане пример Дальневосточного федерального округа, где с участием Полномочного представителя Президента принята целая программа по переходу к организации нотариального обслуживания на территории округа без привлечения для этого средств государственного бюджета, то есть свободными нотариусами. Это сложный процесс, и, направляя его развитие по эволюционному, а не революционному пути, в первую очередь, имеются ввиду интересы граждан и иных участников гражданского оборота. В равной степени это должно касаться и иных аспектов развития в России сферы нотариальной защиты прав.

Однозначно безосновательным видится представление о нотариальной защите прав как о сфере бессмысленных процедур. Конечно, такой подход к миссии нотариата не делает его работу, каждодневную и повсеместную, более стабильной.

Безусловно, деятельность нотариата России должна быть реформирована. Есть проблемы в законодательном регулировании, социальные и экономические отношения в обществе с момента принятия Основ о нотариате значительно изменились. На мой взгляд, в лучшую сторону.

Наше общество развивается, и свободный нотариат России как институт гражданского общества в своем развитии должен соответствовать идущим правовым, экономическим и социальным преобразованиям, стремиться к общепринятым международным стандартам.

Интеграция нотариата России в международное нотариальное сообщество является одним из элементов правовой интеграции нашей страны в мировое пространство, в первую очередь, европейское.

Нас объединяет не только то, что общая для нас романо-германская система права закладывает предпосылки для унификации законодательства, правовых взаимоотношений, нотариальной деятельности.

Государством не в полной мере востребован потенциал профессионального сообщества, состоящего из высококвалифицированных специалистов в области права, каждодневно решающих реальные правовые задачи, иногда очень сложные, каждодневно оказывающие реальную юридическую помощь гражданам.

Последовательность государственной политики проявилась бы не в отстранении от проблем развития нотариата и, как следствие, потенциальных проблем своих граждан. Как видится, задача государства состоит здесь прежде всего в том, чтобы система государственных правоохранительных и правозащитных органов и наделенные соответствующими публичными функциями институты гражданского общества функционировали слаженно, без пересечения их компетенции, без конкуренции между ними. Ведь без их должного взаимодействия велика вероятность причинения вреда интересам наших граждан. Решение данной задачи, несомненно, важно в рамках проводимой в стране административной реформы.

Последовательность государственной политики в сфере нотариата могла бы усматриваться и в постановке государством задачи по созданию надлежащих условий для функционирования нотариата как института гражданского общества, имея ввиду, экономически обоснованные тарифы за совершение нотариальных действий, адекватный подход к определению сферы нотариальной юрисдикции защиты имущественных прав.

В свою очередь, задачми нотариата России – в каждодневной работе по повышению уровня правовой культуры граждан, а также дальнейшее развитие института нотариата, направленная на то, чтобы его адекватность сегодняшним общественным потребностям, его необходимость и полезность не вызывали сомнения не только в целом, но и на уровне каждого конкретного потребителя.

Необходимо развивать и науку о нотариате, нотариальное право. Такой подход поможет более четко сформулировать отправные точки для более прогрессивного законодательного регулирования нотариальной деятельности, более четко определить роль нотариата как связующего звена между гражданским обществом и государством, реально обеспечивающим частные и публичные интересы.

Чтобы реализовать свой невостребованный потенциал, нотариат России должен обеспечить качественное и постоянное повышение профессиональной квалификации нотариусов, соблюдение ими правил профессиональной этики, беспристрастности отношения к гражданам. Несмотря на кажущуюся банальность этих задач, без постоянной работы в этой сфере полноценная реализация потенциала нотариата не представляется возможной.

В любом государстве политическая стабильность обуславливает и деловой климат, и экономический рост, и инвестиционную привлекательность страны. Нельзя отрицать, что политическая стабильность демократического государства зависит во многом от уровня развития институтов гражданского общества и от их востребованности государством.

Российский нотариат стремится заявить о себе, как о единой, цельной, негосударственной правоохранительной и правозащитной системе. Создание надлежащих условий для функционирования данного института является задачей не только нотариального сообщества России, но и государства.

В свою очередь, стабильная ситуация в нотариате России, его востребованность позволили бы раскрыть и реализовать внутренние возможности нотариата, положительно влияя на стабильность в обществе и укрепляя правовую защищенность граждан нашей страны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Абакумов С. А. Авторская серия «На пути к гражданскому обществу» Гражданское общество и государство: противники или партнеры? Москва

    Закон
    В книге «Гражданское общество и государство: противники или партнеры – анализируются последние шаги власти, и прежде всего решения Президента страны В.
  2. Защита детства: институт уполномоченного по правам ребенка в российской федерации

    Документ
    Более пяти лет в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) идет становление нового института защиты - Уполномоченного по правам ребенка.
  3. С. Н. Кожевников государство и право

    Книга
    Государство и право : краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению / С.Н. Кожевников. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 363 с.
  4. Опорные конспекты лекций и глоссарий Дисциплина «Административное право» Укрупненная группа 03. 0000 Гуманитарные науки

    Конспект
    по дисциплине «Административное право» составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 03.
  5. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным закон (3)

    Закон
    Издание подготовлено Всероссийской коалицией общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу» в рамках проекта «Гражданин и армия» (Российские правозащитные организации в поддержку призывников и военнослужащих:

Другие похожие документы..