Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В основе термина “маркетинг” лежит английское слово “market”, что означает “рынок”. Однако, содержание этого слова гораздо шире. Под маркетингом пони...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Земельный налог в РФ и оценка эффективности его применения. Платежи в государственные внебюджетные фонды РФ. Санкции за нарушение налогового законода...полностью>>
'Документ'
Методичні вказівки до самостійної роботи з курсу „Методика викладання культурології у вищому навчальному закладі” для студентів спеціальності „Культур...полностью>>
'Документ'
Дисциплина «Введение в сравнительно-историческое языкознание» явля­ется кур­сом по выбору вариативной части профессионального цикла по на­пра­влению ...полностью>>

Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, Администрация муниципального образования "Параньгинский район", 2004. книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ПАРАНЬГИНСКИЙ РАЙОН”

Серия: “История сел и деревень

Республики Марий Эл”

ИСТОРИЯ СЕЛ И ДЕРЕВЕНЬ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ. ПАРАНЬГИНСКИЙ РАЙОН

Сборник документальных очерков

Йошкар-Ола

2004 г.

Координационный совет: М.З.Васютин (председатель), Р.А.Кулалаева (зам. председателя), С.В.Лоскутов, В.П.Шомина (секретарь), Г.Н.Айплатов, А.Г.Иванов, Л.А.Киселева, К.Н.Сануков, В.И.Сухин.

Редакционный совет: Б.Н.Нуреев (председатель), Р.М.Хасанова (заместитель), Н.Ф.Тимофеева (секретарь), Ф.Ш.Мухаметова (Чурашева) – руководитель авторского коллектива, К.К.Галлямова, В.А.Глушков, А.И.Золотарева, М.С.Ситдиков, В.В.Ураков.

Под общей редакцией кандидата исторических наук Н.С.Попова

Серия сборников документальных очерков: “История сел и деревень Республики Марий Эл”

Издается с 2003 г.

Параньгинский район: Сборник документальных очерков. — Йошкар-Ола:

Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл,

Администрация муниципального образования “Параньгинский район”,

2004. —

Книга, написанная большим коллективом, воссоздает историю сел и деревень Параньгинского района Республики Марий Эл. Многовековая летопись селений — это не только даты их образования, количество земли, дворов и жителей; в ней нашли отражение черты материальной и производственной базы сельского хозяйства, проблемы крестьянства, колхозного строительства в советский период и в период перестройки, развитие социально-культурной сферы деревни.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей Марийского края.

© Комитет Республики Марий Эл по делам архивов

© Государственный архив Республики Марий Эл

© Администрация муниципального образования “Параньгинский район”

Глава администрации муниципального образования “Параньгинский район” Ибраев А.Г. читателям книги:

Дорогой читатель!

Параньгинский район — особенный, многонациональный район Республики Марий Эл, отличающийся устойчивым межнациональным согласием, добрым соседством марийцев, татар и русских. Здесь с давних времен живут марийцы. Несколько веков тому назад территорию района заселили татары из Заказанья, а с ХIX в. из вятской стороны переселились русские. Несмотря на различия в языке, культуре, религии, эти народы на протяжении пяти веков жили в мире, согласии, в тесном соседстве обогащая и развивая свою культуру. Книга передает эту историю убедительно, доходчиво и интересно. Такая книга нужна, и замечательно, что она появилась. Историю своей малой родины, своих предков, своего народа люди должны знать. Особенно это необходимо детям и молодежи.

Над подготовкой очерков трудился большой коллектив, в сборе исторических сведений и материалов участвовало еще больше жителей и уроженцев района. Люди работали с интересом, от души. Очень важно, что наши современники с большой добротой и признательностью рассказали о своих земляках и предках — основателях деревень и о тех, кто своим повседневным трудом, неустанными заботами о родной земле и стремлением к счастливой жизни придавал им неповторимый облик.

Книга - общественное признание вклада наших земляков в историю района и страны. И это совершенно справедливо: жители и уроженцы Параньгинского района достойны благодарной памяти потомков. Книга - свидетельство того, что современники достойны памяти своих предков.

На основании сведений, приведенных в книге, в будущем можно будет написать более углубленные исследования о каждом упомянутом в книге населенном пункте. Такие материалы и труды наверняка появятся.

Спасибо всем, кто трудился над этой книгой. Уверен, что читатели прочтут ее с большим интересом.

Алашайская сельская администрация

Деревня Алашайка (Кугунур, Олшайка, Мазарбашы)

Деревня Алашайка расположена в 10 км северо-восточнее поселка Параньга. Является центром Алашайской сельской администрации. Относилась к Буйской волости Уржумского уезда Казанской губернии, Завятской, Параньгинской, Турекской волостям Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 г. в составе этой волости вошла в МАО. Была в Сернурском, с 1924 года — в Мари-Турекском кантонах, с 1931 года — в Параньгинском районе.

Возникновение татарской д. Алашайка относится ко второй половине XVII в. По сохранившемуся среди марийцев преданию, здесь до середины ХV1 в. жили марийцы. В период взятия Казани в 1552 г. селение было сожжено отрядом русских войск. Именно поэтому марийцы Алашайку называют Шўгар- Сола (Кладбищенская деревня).

С событиями далекого прошлого марийцы увязывают и другое название деревни - “Мазарбашы”. Согласно народному преданию, деревню так назвали по имени организатора отпора отряду неприятелей, который погиб, будучи обезглавленным на пепелище.

Между тем слово “мазарбашы” может означать и исток реки Мазарка, левого притока реки Буя (в переводе с тюркского “баши” - голова, начало, исток). Опираясь на топоним “Мазарбаши” можно предположить, что на эту территорию крестьяне переселились с истоков р. Мазарка.

Согласно народному преданию, татары после взятия Казани переселились сюда из д. Сулабаш нынешнего Высокогорского района Республики Татарстан. Первым в этих местах поселился старик по имени Алашай, отчего деревню назвали Алашайка. Сегодня трудно однозначно говорить об этимологии этого слова. Волость Абашайка, граничащая на западе с Илетской волостью, отмечена еще во времена Казанского ханства. Историкам предстоит решить вопрос: имело ли какое-либо отношение д. Алашайка к этой волости и существовала ли между ними взаимосвязь..

Из сохранившихся преданий известно, что поселенцы сначала освоили высокий возвышенный берег реки Ноля, болотистый берег стал осваиваться позднее.

В документах ХVIII - первой половины Х1Х в. деревня значится как Кугунур Алашайка (“Кугунур” в переводе с марийского языка означает “Большое Поле”). Первое письменное упоминание о д. Кугунур Буйской волости Уржумского уезда относится к 1719-1722 годам. В этих материалах говорится, что в деревне было 10 дворов татар и платили они 4,75 сотых ясака, имели сенные покосы на 500 копен. В 1747 г. деревня числилась в составе Завяцкой волости Уржумского уезда. В ней проживали 63 души ясачных татар (около 130 человек).

По данным “Экономических примечаний Уржумского уезда”, составленным в конце ХYШ - начале Х1Х вв., в деревне Кугунур Параньгинской волости насчитывалось 69 дворов служилых татар, в которых проживало 180 душ мужского и 177 - женского пола. Выгодное расположение деревни (по ней проходила Старо-Казанская коммерческая дорога) способствовало быстрому увеличению числа государственных крестьян - татар. К 1836 г. население возросло в 1,8 раза. В 1869 г. количество дворов в деревне достигло 213, жителей - 1157 (576 человек мужского и 588 - женского пола). В 1884г. в Алашайской общине насчитывалось уже 280 дворов, 747 души мужского, 822 — женского пола. Община владела 3647 десятинами земли, в том числе под посевами — более 1500 десятин. В 1905 г. Алашайка была по численности населения второй деревней в округе после д. Параньги. Здесь в 350 дворах проживало 1905 человек.

Жители деревни издавна занимались хлебопашеством, разводили домашний скот. В 1869 г. в деревне было 420 рабочих и малолетних лошадей, 630 голов КРС, 530 овец, 51 коза. Развивалось пчеловодство. Крестьяне держали 10 ульев пчел и добивались неплохих результатов. В деревне имелась водяная мельница.

Общественная жизнь регулировалась народными традициями и учением ислама. Из архивных документов видно, что в 1771 г. здесь уже существовала мечеть. В 1829 г. была возведена каменная Соборная мечеть. По данным 1869 г., в Алашайке служба велась в двух мечетях. При них существовали мектебе (школы) по обучению Корану, арабской письменности. Школу посещали 100 детей, в т.ч. 58 девочек. Обучали детей указные муллы Ахмадей Иксаков и Увалиулла Иксаков в собственных домах бесплатно.

В 1918 г. в д. Алашайка в деревянном здании, построенном под школу в 1903 г., была открыта школа I ступени, где по данным 1924 г. обучался 31 учащийся, работали 2 преподавателя. В светской школе учеба велась по предметам, стал преподаваться и русский язык. К 1926 г. число учащихся достигло 91 (59 мальчиков, 32 девочки).

В 20-е годы Алашайка разделилась на два селения: Верхнюю Алашайку и Нижнюю Алашайку. В 1960 г. Указом Президиума МАССР эти деревни вновь были объединены в д. Алашайка.

В марте 1960 г. жители деревень Верхняя и Нижняя Алашайка, Куянково, Тоштоял организовали крупное хозяйство “Алга”. Это предопределило объединение деревень Верхней и Нижней Алашайки в одну д. Алашайку.

В 1963 г. колхоз “Алга” после разукрупнения стал называться колхозом “Танк”. Через семь лет в него вошли жители д. Портчара. Так создалось крупное хозяйство им. Ленина с общей земельной площадью 5664 га, в том числе пашни - 5540 га.

В эти годы развернулось строительство жилья, появились новые улицы, микрорайон. Укреплялась материально-техническая база хозяйства, был построен машинный двор, обновились животноводческие помещения. Колхоз им. Ленина был одним из крупных, прибыльных и рентабельных хозяйств в районе. На его средства построены типовое здание Алашайского сельского Дома культуры, большой магазин, жилые дома, водопроводная сеть, плотина, заасфальтированы улицы.

В Алашайке впервые в республике возвели комплекс на 6000 голов свиней. Его начальник Гарай Сафин, свиновод Нурания Валеева были удостоены высоких правительственных наград. Молодая свинарка Раузалия Магсумовна Шаймарданова стала лауреатом премии Ленинского комсомола, была удостоена чести представлять советскую молодежь на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине в 1973 г.

В 1982 г. в колхозе было 284 хозяйства, где проживали 600 человек мужского и 628 - женского пола. В деревне было 3,5 км водопровода, в 252 хозяйствах пользовались баллонным газом.

В конце 1980-х годов колхоз им. Ленина, оставшись без поддержки государства, вынужден был сократить поголовье скота. Свиноводческий комплекс по сути перестал существовать, хотя там построили колбасный цех в целях обеспечения производства мяса с законченным циклом его переработки.

На 1 января 2003 г. в д. Алашайка насчитывалось 337 дворов, проживали 899 человек, в т.ч. 430 мужчин, 469 женщин. Жители деревни продолжали заниматься сельским хозяйством. Основное население работало в местном сельхозпредприятии “Алга”, в которое преобразован бывший колхоз им. Ленина. Часть населения выезжает на сезонные работы в Татарстан, Москву, на Север.

Жители деревни пользовались 35 сотками приусадебной земли. Выращивают картофель, овощи. Содержат скот: в 65 хозяйствах имеются коровы, овцы — в 50, козы — в 4, птицу держат почти в каждом дворе, свиней — в 3 хозяйствах. Алашайка продолжает строиться: индивидуальных застройщиков насчитывается 5, в 2003 г. заселен один новый дом. Дома строятся добротные. 52 дома покрыты железом, 226 — шифером, 50 домов имеют украшения — резные наличники, башенки, есть двухэтажные индивидуальные дома.

В 2002 г. в Алашайку проведен природный газ. В октябре 2002 г. газовый факел зажжен Президентом Республики Марий Эл Л.И.Маркеловым. К концу 2003 г. газификация домов в основном завершена.

Все четыре улицы и территория микрорайона Алашайки заасфальтированы, налажено автобусное сообщение с Параньгой, г.Йошкар-Олой, а с 2003 года — с Казанью.

Сельчане имеют возможность пользоваться квалифицированной медицинской помощью. Существовавший с тридцатых годов фельдшерско-акушерский пункт в 1988 г. был преобразован во врачебную амбулаторию. Первым заведующим врачебной амбулатории стал Т.Ф.Юсупов, уроженец Алашайки, выпускник Параньгинской школы-интерната, ныне — главный врач Параньгинской центральной районной больницы.

Центром культуры Алашайки является сельский Дом культуры. Здесь работают кружки художественной самодеятельности, есть свой композитор Табрис Файзрахманов, пишущий песни на слова местного поэта Фаислама Сафина.

В Алашайке в 1973 г. в честь погибших в годы Великой Отечественной войны воздвигнут памятник. Сегодня проживают в Алашайке 8 ветеранов войны, 15 вдов погибших. Старейшему жителю Алашайки Камарнисе Мингазовой 98 лет.

Деревня Верхняя Алашайка

Верхняя Алашайка расположена на высоком берегу р. Ноля, была и остается частью д. Алашайка — центра Алашайской сельской администрации. Административно она была выделена в качестве самостоятельной деревни в 1920-1960 гг.

В 1923 г. в д. Верхняя Алашайка Мари-Турекской волости насчитывалось 627 человек мужского и 614 женского пола. В 1928 г. 225 крестьянских хозяйств деревни владели 2012,50 га земли. После революции 1917 г. земля стала равномерно распределяться по едокам. Однако треть домохозяев из-за отсутствия тягловой силы вынуждена была в самую страду наниматься к зажиточным крестьянам, отчего опаздывала с севом и получала низкие урожаи.

Своего кузнеца в деревне не было, нанимали русских, татарам запрещалось учиться кузнечному делу. В Верхней Алашайке работал кузнецом русский по имени Федор, который открыл здесь небольшой магазин. В 1914 г. он стал продавать пиво. Деревенский люд, воспитанный на законах ислама, возмутился этим и вынудил его закрыть магазин, переехать в другое село. А вместо него кузнецом наняли русского по имени Александр. Его сын Герасим впоследствии также открыл магазин, взял в аренду мукомольную мельницу, за что ежегодно выделял жителям 400 пудов зерна из своих доходов. Алашайцы помнят его под кличкой “Ярач”. Через каждые 12 лет он проводил на мельнице капитальный ремонт.

В начале ХХ в. жителям деревни пришлось испытать немало горя из-за засухи и голода 1921 г., большого половодья 1928 г., когда с лугов унесло все стога сена, затопило дома вблизи реки, размыло мосты.

Первая артель из 5 человек по производству валяльных изделий появилась в 1921 г. О колхозах заговорили лишь в конце 20-х годов. С агитацией выступали первые комсомольцы и коммунисты района: Джалиль Юсупов, его сестра Нафиса Юсупова, Сафук Салихзянов. Первые крестьянские объединения быстро распадались, а некоторые жители, как Сафаргали Тимургалиев, Галимьян Мухаметзянов покинули деревню вообще.

Весной 1931 г. 11 хозяйств объединились в товарищество по совместной обработке земли. В него вошли Натфулла Сагдуллин, Гаптрахман Зиадиев, Шарафутдин Тимуршин, Гульбика Сулейманова и др. В их числе были и зажиточные крестьяне Файзрахман Ахметзянов, Файзрахман Маматов, Мухамаян Якупов.

К осени в товарищество вступило уже 25 хозяйств, которые объединили свои земельные наделы, лошадей, сельскохозяйственный инвентарь. Пришла помощь и из района: прислали сеялку, молотилку.

В 1931 г. на базе товарищества создали колхоз “Танк”, первым председателем которого стал неграмотный Габдулла Мухамадиев. Он расписывался тамгой (личным знаком был кирпич). Колхозный учет доверили вести местному учителю, приехавшему из Татарской республики.

С 1932 г колхоз возглавил Сафархан Фатхуллин. Колхозники построили конюшню, здание правления колхоза, которое до этого располагалось в доме Назип-бая. Дом бая разобрали, чтобы построить клуб. Он был открыт в 1933 г. В 1940 г. клуб имел другое помещение со зрительным залом на 120 мест.

В 1930 г. в приспособленном помещении создается изба-читальня, которая по данным 1940 г. обслуживала татарское население 6 колхозов (595 хозяйств). Книжный фонд библиотеки насчитывал 443 экземпляров книг. Изба-читальня регулярно получала 2 наименования газет, один журнал. Ее посетители имели возможность поиграть в шахматы, шашки, бильярд, домино, послушать ламповый радиоприемник, патефон.

Проблемами социального и культурного развития деревни занимался Алашайский сельский совет, который был создан в 1931 г. Первым его председателем был избран Юсуп Хайруллин, который в 1938 г. стал депутатом Верховного Совета МАССР первого созыва. В разные годы руководили сельсоветом Муса Хисматуллин, Нафиса Юсупова, Идрис Юсупов, Гаяз Шайхиев, Файзрахман Халирахманов, Шамиль Ахмадуллин. В настоящее время руководителем Алашайской сельской администрации является Данис Мухаметзянов.

В начале 30-х годов был открыт медпункт. В здании бывшей деревянной мечети работала начальная школа.

5 октября 1934 г. председателем колхоза “Танк” был избран Сагдуллин Натфулла. К этому времени хозяйство состояло из 6 бригад. Большое внимание стало уделяться развитию животноводства. В 1934 г. построили маленькую ферму (на его месте сейчас находится Верхнеалашайская ферма), приобрели сепаратор. В 1935 г. по контракту с колхозниками было собрано 30 голов овец и создана овцеферма. Через год в деревню привезли трех свиноматок, одного хряка. В 1937 г. колхоз имел 60 лошадей, 45 коров, 15 голов овец, 12 свиноматок.

Укрепилась техническая база. С образованием в Параньге машинно-тракторной станции в 1935 г. в колхоз прибыл первый трактор. 5 жителей деревни: Ситдик Хасанов, Рахим Каримов, Газизьян Шаймарданов, Хайби Хузин, Мухарлям Нигматзянов прошли курсы подготовки трактористов при МТС и стали первыми трактористами. Первая автомашина — полуторка поступила в колхоз тоже из МТС. На ней первоначально работал русский шофер по фамилии Кропотов, затем Юсуп Ахметшин. С 1936 г. уборка урожая стала вестись прицепным комбайном. Первым комбайнером колхоза стал Мухаметзян Сафарханов.

Трудно пережила Верхняя Алашайка военные годы. Все трактористы были мобилизованы на фронт. Их заменили женщины: Масфура Сафина, Мунира Мухаметзянова, Мамдуха Сафина, Мунира Мухутдинова, Зульхабира Ахметова. В январе 1942 г. ушел на фронт и председатель колхоза Нотфулла Сагдуллин, но после тяжелого ранения в июне того же года он вернулся, снова стал руководить хозяйством.

Жители деревни оказывали большую помощь фронту: выделили 33 лошади со всей необходимой сбруей, 150 тысяч рублей собрали на создание авиа эскадрильи, ежегодно отправляли по 70 пар валенок. На фронт и в трудармию из Верхней Алашайки было призвано 196 человек, многие погибли на полях сражений.

В 1944 г. за качественное и своевременное проведение сева колхоз “Танк” был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета МАССР, а в 1946 г. — занесен на республиканскую Доску почета.

В 1951 г. в колхоз “Танк” вошли жители деревень Кызыл Яр, Купай и Тырыш. За ним на бессрочное пользование было закреплено 2715,79 га земли. Председателем колхоза был избран Рахим Каримов, один из первых трактористов, проработавший с первых дней создания тракторной бригады ее бригадиром.

В трудные послевоенные годы все силы хозяйства были направлены на строительство свинарника, коровника, конюшни на кирпичных столбах, механической мельницы и др. Заново построили плотину водяной мельницы, полевой стан с жилым домом, летний лагерь для дойного стада, приобрели пилораму. Алашаевцы первыми в районе стали удобрять поля, используя авиацию.

Р. Каримов руководил хозяйством до июля 1957 г., пока его не перевели работать в Параньгинскую МТС. За успехи в работе он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1959 г. состоялось слияние колхозов Верхней и Нижней Алашайки. Руководителем объединенного хозяйства стала М.З.Зиатдинова. В эти годы в колхозе была построена своя электростанция.

В д. Верхняя Алашайка существовала единственная в округе каменная Соборная мечеть, в которой служба велась с 1829 г. Строилась она 6 лет. Ее проект был выполнен Санкт-Петербургским архитектурным департаментом. Строительство финансировал казанский купец по имени Галим. Служба в мечети проводилась до 1934 г. После того, как убрали минарет, здание мечети использовалось в качестве акушерского пункта, помещения промартели, правления колхоза. В 1988 г. по просьбе жителей здание мечети возвращено мусульманскому обществу, в 1995 г. отреставрировано, поднят минарет. В восстановленной на народные средства мечети проводятся пятничные намазы, Ураза-байрам, Курбан-байрам.

Другая мечеть, существующая с 1909 г., была деревянной. В 30-е годы ее закрыли, а здание использовали в качестве школы, затем — как детский сад, пока оно не сгорело в 1992 г.

С 1960 г. д. Верхняя Алашайка Указом Президиума Верховного Совета МАССР включена в состав объединенной д. Алашайка.

Деревня Игенчеляр (Никкилдем)

Несуществующая деревня Игенчеляр была расположена в 6 км северо-западнее д. Алашайка. Она образована в конце 20-х годов XX в. жителями д. Куянково. 94 хозяйства этой деревни из-за малоземелья переселились жить за семь километров от своей деревни на земли близ д. Купай. Среди переселившихся были Шаймардан Шагиахметов, Хабибрахман Ахметханов, Гаяз Хасанов, Сафа Ахметзянов, Гайса Аминов, Ракип Агишев, Хусаин Агишев, Вали Ситдиков и др. Назвали починок “Игенчеляр” (“Хлеборобы”). Его жителям была выделена земля площадью 549,79 га.

В феврале 1929 г. 23 семьи деревни объединились в Игенчелярское сельскохозяйственное кооперативное машинное товарищество. На основе этого товарищества через два года сформировался колхоз “Якорь”. Первым его председателем избрали Ахмадулла Ахматзянов. В последующие годы колхозом руководили Малик Вафин, Галиулла Насибуллин, Кабир Хабибрахманов.

За 1930-1933 гг. в колхоз вступили 70 хозяйств, а остальные - разъехались. Отток населения продолжался и в дальнейшем. Так, если в 1932 г. в деревне насчитывалось 392 жителя, то в 1939 г. - только 302. В 1940 г. в колхозе числилось 45 дворов. В тот год в колхоз вступила одна семья, а выбыло — семь. Всего в колхозе насчитывалось 258 человек, трудоспособных от 16 до 60 лет — 31. Были организованы две бригады, одной бригадой руководил Басыр Гайнанов, второй — Гаптрахман Мухаметзянов. В 1937 г. построили ферму, где содержались 4 коровы, бык, 20 овец, 2 барана, 4 гусыни, один гусак, две утки. За скотиной на ферме ухаживали Файза Вафина, Масфура Хисматуллина.

Первыми трактористами колхоза стали Хусаин Агишев, Ямил Гайнутдинов, а из женщин — Майнур Гизатуллина.

1 января 1940 г. колхоз “Якорь” получил Государственный акт на пользование землей 548,45 га, в том числе: пашни — 473,13 га, заливных лугов — 28,73 га, приусадебных земель — 37,05 га.

В 1932 г. открыта школа I ступени, для которой в 1934 г. было построено новое здание. Первым учителем стал Даминов из Портянура. В 1938 г. учительницей работала Марьям Ахмадуллина, которая впоследствии долгие годы трудилась в Параньгинском райкоме КПСС. С Басыром Гайнановым они вырастили 5-х детей, дали им образование, два сына стали геологами, дочь - экономистом, другая — врачом-офтальмологом, работает в Параньгинской райбольнице.

В 1935 г. в деревне открылся магазин потребкооперации, первым его продавцом стал Юсуп Гатауллин.

31 человек из д. Игенчеляр воевал в годы Великой Отечественной войны, 28 из них - погибли. Несмотря на все трудности, колхоз жил, выращивал хлеб, помогал фронту. В 1942 г. здесь числилось 60 дворов, 305 человек. А трудоспособных в возрасте 16 лет и старше мужчин оставалось лишь 12, женщин — 61, подростков от 12 до 16 лет - 37 человек. Руководил хозяйством Галиулла Сибгатуллин. Жители деревни, как и все население района, стремились помочь фронту: члены колхоза собрали для госпиталей раненым 7 кг масла, 226 рублей денег.

После войны деревня стала возрождаться, окрепла. В 1956 г. она была радиофицирована, а спустя четыре года - электрифицирована. В 1958 г. в деревне построили добротные животноводческие помещения. Колхоз имел 40 лошадей, 25 жеребят, 200 овец, 45 коров. Овцеферма славилась не только в районе, но и в республике. В 1966 г. 22 марта Указом Президиума Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в развитии животноводства овцевод Рабига Мухаметзянова была награждена орденом Ленина, а от ВДНХ получила автомашину “Москвич”.

В 60-е годы началось укрупнение колхозов. Жители деревни были включены в состав колхоза “Танк”. В д. Игенчеляр до 1981г. оставалась только овцеферма, другой скот перевели на центральную усадьбу. Здесь уже не строились, люди переезжали в Алашайку, Параньгу, д. Хасаново, в г. Йошкар-Олу. Последняя семья Саитгарая Ситдикова жила здесь до 1981 г. Указом Президиума Верховного Совета МАССР д. Игенчеляр была исключена из учетных данных 16 августа 1983 г.

Игенчеляр в народе глубокомысленно называли “Никкилдем”, что в переводе с татарского означает “Зачем я пришел?” От исчезнувшей деревни в настоящий момент осталось лишь кладбище. В конце 1990-х годов по инициативе Ханафия Хабибрахманова, долгие годы проработавшего заместителем председателя правления Параньгинского райпо, при поддержке Алашайского сельсовета оно было благоустроено и огорожено. Помянуть своих близких и родных сюда периодически приезжают бывшие жители деревни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рочев двухкратный рекордсмен Коми асср и рсфср по лёгкой атлетике, чемпион Коми по летнему многоборью и двухкратный чемпион Республики по зимним видам спорта

    Документ
    В дни празднования юбилея государственности Коми в Ижме будут чествовать людей, которые внесли огромный вклад в развитие района и республики 2006/08/04
  2. Книга памяти (3)

    Книга
    В обработке сведений о погибших и умерших от ран участвовали члены рабочей группы В.Я. Агапова, М.В. Аньшина, Л.И. Архарина, Г.В. Безаева, Л.А. Бацанова, А.

Другие похожие документы..