Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Чувашская республиканская организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество...полностью>>
'Документ'
В настоящее время применение методов теории динамических систем в радиотехнике чрезвычайно разнообразно. В связи со сплошным внедрением в инженерную ...полностью>>
'Документ'
Реалістичні принципи зображення дійсності‚ характерні для раннього періоду творчості С.Черкасенка‚ з часом поступаються романтичним. І це цілком зако...полностью>>
'Документ'
Алчность - это отрицательное эмоциональное качество души человека. Она заложена глубоко в подсознание данного человека и проявляется только, если при...полностью>>

Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, Администрация муниципального образования "Параньгинский район", 2004. книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Село Елеево (Пумари, Кугу Пумари, Элеево, Большая Пумарь, Верхне-Буйское)

Село является центром Елеевской сельской административной территории. Расположено оно в 17 км севернее районного центра — п. Параньга на автотрассе Йошкар-Ола—Уржум, недалеко от места разветвления дороги в двух направлениях: в Мари-Турек и Косолапово.

С. Елеево в XVIII в. до 1782 г. было в составе Уржумского уезда Казанской губернии. Оно входило в Буйскую, Завятскую волости Уржумского уезда Казанской губернии, затем в начале ХIХ в. - Буйскую, с конца 30-х годов XIX - начале ХХ в. - Ирмучашскую волости Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 г. в составе этой волости вошло в Сернурский кантон МАО. С 1926 по 1935 гг. село было в ведении Мари-Турекского кантона. В 1935-1959 гг. Елеевский сельсовет находится в административном подчинении Косолаповского района. В 1960—1963 гг. Елеево входило в состав Ляжмаринского сельсовета Сернурского района, в 1963 - 1965 гг. - Алашайского сельсовета Мари-Турекского района. С 1965 г. с. Елеево стало центром Елеевского сельсовета Параньгинского района.

Происхождение названия села народное предание связывает с именем первого переселенца Эле, который с двумя сыновьями Маки и Костинка поднялся на лодке по реке Буй и облюбовал место будущего селения. Построив себе жилище на более возвышенном месте, ниже к реке он поселил старшего сына, а еще ниже — младшего. Так якобы было положено начало улицам Маки-урем и Костинка-урем. Из документов середины ХIХ в. выясняется, что селение было расположено возле речки Элпамаш, правого притока реки Буй.

В ранних исторических документах XVIII в. д. Елеево значится под названием Элеево, Пумари, Пуамари, Илеево, Верхне-Буйское, Большая Пумарь, Кугу Пумари. Слова “Пумари», «Верхнебуйское» образованы от названия реки Буй, которая берет свое начало от селения. Аналогичное по названию селение Изи Пумари (Малая Пумарь) расположено в Мари-Турекском районе. Д. Пумарь встречается и в Кировской области.

Первые архивные упоминание о д. Элеево Буйской волости относятся к 1719-1722 гг. В ревизских сказках, составленных в эти годы, отмечается, что в деревне было 10 дворов, крестьяне платили 5,875 ясака, имели сенные покосы в 600 копен. В 1747 г. в д. Елеево Завяцкой волости Казанской провинции было 4 души новокрещеных и 59 душ некрещеных (около 130 человек). Марийцы этой деревни были окрещены в период массовой христианизации (1740-1750-ые гг.) и находились в пастырском попечении церковнослужителей Уржумской Казанско-Богородицкой церкви. В то время Елеево по численности населения ненамного отличалось от окружающих марийских деревень. Однако темпы роста количества жителей здесь были несколько выше. Так, в 1775 г. среди исповедывавшихся и причастившихся Петропавловской церкви с. Турек отмечены члены 22 семей д. Пумари. В 1830 г. в д. Елеево проживало 370 человек, в том числе крещеных 129 душ м.п. и 132 -ж.п. и некрещеных 47 душ м.п. и 62 - ж.п. Через 30 лет число жителей превысило 450 человек.

Деревня росла за счет переселенцев из других мест. Важную роль в истории селения сыграло открытие здесь в 1860 г. церковного прихода в честь святого пророка Ильи. Первоначально служба велась в часовне. Деревянная церковь была освящена в 1862 г., а 24 сентября 1903 г. (после 12-летнего строительства) состоялось освящение двуглавого каменного храма.

Строительство церквей велось при поддержке государства и Святейшего Синода в целях распространения православия. Однако елеевцы и марийцы окрестных деревень упорно продолжали соблюдать свои языческие традиции, совершая моления в священных рощах, которых только вокруг самого села было четыре.

В 1862 г. Елеевское сельское общество объединяло 3 деревни, 8 починков, в которых проживало 2516 мужчин, 2977 женщин. По данным 1869 г. в селе в 82 дворах проживало 472 человека, из них 23 были русскими. Сельчане имели 225 рабочих и малолетних лошадей, 209 голов крупного рогатого скота, 609 овец, 6 свиней, 20 коз. Пчеловоды держали 15 ульев. За год ими было собрано 4 пуда меду, 20 фунтов воска.

Село приобрело статус экономического и культурного центра. В нем кроме церкви существовали такие общественные заведения, как инородческое училище, питейное заведение, торговая лавка, кузница. Дважды в год: 14 сентября и 2 августа в Елееве проходили ярмарки.

Елеевское одно-классное инородческое училище было открыто при непосредственном участии марийского просветителя С.А.Нурминского — директора народных училищ Вятской губернии. Первым учителем в селе стал священник Иоанн Левагин, который 4 октября 1870 г. собрав в своем доме 14 мальчиков, объявил об открытии школы - одно-классного училища Министерства народного просвещения. Такие училища в то время считались образцовыми. С 1 января 1871 г. учителем стал выпускник Вятской духовной семинарии Николай Ушнурский. Однако он вскоре умер и его заменил Иван Кордемский, мариец, получивший образование в Вятском духовном семинарии. В 1876—1877 учебном году здесь уже учились 54 ученика, в т.ч. 3 девочки. В 1885 г. было построено типовое здание школы с тремя учебными классами, канцелярией и квартирой для учителя. Классы обогревались круглыми голландскими печами.

К 1884 г. количество дворов в селе достигло 105, а число жителей - 626 человек. Сельчане имели 1786,8 десятин земли, в том числе 1040,9 десятин пашни. На каждую ревизскую душу приходилось по 5,8 десятин пашни. Крестьяне держали 193 рабочих и 59 малолетних лошадей, 248 дойных коров, 129 голов крупного рогатого и 503 - мелкого скота.

В 1915 г. в Елееве насчитывалось 5 дворов духовенства, 73 крестьянских двора. В них проживало 24 человека духовного звания и 780 государственных крестьян. В селе возле церкви проводились ярмарки, на которые приезжали купцы из Царевококшайска, Уржума и даже Казани.

Село становится известным культурным центром. В 1895 г. здесь была создана пятирублевая бесплатная библиотека, которой заведовал крестьянин Сидор Николаевич Золотарев. Через 10 лет открылась Павленковская библиотека-читальня, в которой широко была представлена русская классика, книги по истории, географии, основам православной культуры. Библиотека выписывала газеты, издаваемые в губернии, журнал «Нива». Успешно продолжалась работа Елеевского училища. В 1915 г. здесь обучалось 55 мальчиков и 8 девочек. Занятия в первом и втором классах велись на марийском языке. В то время учителями работали супруги Николай и Серафима Качмашевы, высоко эрудированные, всегда вежливые и внимательные люди. Их сын впоследствии стал главным хирургом Марийской республики, заслуженным врачом МАССР и РСФСР.

41 человек из села был мобилизован на Первую мировую войну, где погибли 7 человек. Из 25 участников гражданской войны не вернулись семеро. Василий Максимович Левагин стал свидетелем и участником событий в Петрограде, 7—8 1917 года ноября он охранял Николаевский мост

В конце 1920-х годов в селе было организовано ТОЗ “Пахарь”. На его базе 17 марта 1931 г. создается колхоз “Танк”, в который вошли первоначально 12 хозяйств. Первым его председателем стал Алексей Аксывович Волков. К концу 1931 г. в колхоз вступили еще 20 человек. В 1932 г. председателем был избран Семен Матвеевич Смирнов. Колхоз имел 1564 га земли. В 1933 г. был приобретен первый трактор “Фордзон” (трактористом стал Григорий Сергеевич Казанцев), а в 1936 г. - автомашину ГАЗ-А, на котором шофером работал Василий Петрович Петухов.

Постепенно развивалось земледелие и животноводство. Урожаи на первых порах были низкими. В 1938 г., например, урожайность зерновых составила всего 6,5 центнеров с гектара. В 1940 г. колхозники собрали уже по 12,5 центнеров с гектара. Выполнялись планы и по заготовке мяса. В колхозе помимо лошадей, крупного рогатого скота выращивали овец, кур, занимались пчеловодством, развивалось овощеводство. К 1940 г. колхоз, состоящий из 3 бригад, имел 2 конюшни, 2 фермы, 2 кузницы.

После установления советской власти много внимания обращалось развитию культуры сельчан. В 1918—1919 учебном году в школе был открыт 5-й класс. В следующем учебном году было построено новое здание школы с 3 младшими учебными классами и просторным коридором, который потом служил и спортзалом. В те годы директором школы был Венедикт Кузьмич Королев. Это был эрудированный, требовательный педагог. Вскоре его перевели в Москву в Наркомпрос РСФСР. В 20-е годы работал в Елеевской школе Андрей Никитич Петухов, будущий директор Параньгинского детдома, отец Виталия Андреевича Петухова, долгие годы проработавшего заместителем министра образования Республики Марий Эл.

В 1932 г. вводится семилетнее обучение, а с 1939 г. школа стала средней. Первый ее выпуск был сделан в июне 1941 г.

В 1919 г. в селе открывается изба-читальня, которой заведовал Пектыш Ерофеев. Здесь проводились собрания, беседы агитаторов. В 1932 г. началось строительство клуба силами молодежи. Открытие клуба состоялось в 1934 г. Молодежь приветствовали артисты из Маргостеатра во главе с Тойдемаром. В здании клуба располагались библиотека, сельский Совет, контора колхоза.

Церковная служба в селе продолжалась до 1939 г. Жители 22 населенных пунктов периодически посещали местный храм. После снятия креста церковное здание использовали под склад. В 1954 г. здание церкви было разрушено, остатки кирпичей, щебенка были использованы при закладке фундамента новой школы.

Однако религиозные традиции сохранялись, люди время от времени ходили на место бывшей церкви, чтобы зажечь свечи и помолиться. Соблюдались и некоторые языческие обычаи и праздники. Крещеных покойников хоронили на церковном кладбище, а приверженцев традиционных верований - на языческом кладбище, которое находилось на месте пекарни, построенной в послевоенные годы.

159 человек из с. Елеево погибли в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. На начало 1942 г. в колхозе было 117 мужчин, через три года их стало лишь 12. Трактористками в колхозе работали О. Веселова, Е. Веселова, К. Черепанова, К. Елеева, А. Елеева, Е. Морозова.

В целях увековечения подвига сельчан в 1972 г. в центре села сооружен памятник, где ежегодно 9 мая проводятся митинг, парад юнармейцев, чествуются бывшие фронтовики, труженики тыла, 58 из которых были удостоены медали “За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.” Из числа ветеранов войны к 2003 г. в живых осталось только двое.

Послевоенные годы были нелегкими. Не хватало тягловой силы, отсутствовала техника. Лишь в 1954 г. был приобретен гусеничный трактор ДТ-54. В 1958 г. на базе колхозов “Танк” и “Пеледыш” был образован новый колхоз “Правда”, который через год был включен в совхоз “Кугушенский” Мари-Турекского района.

4 апреля 1962 г. сформировался совхоз “Елеевский”. Первым его директором был А.А.Минин. Совхоз имел 4066 га земельной площади, в т.ч. пашни — 3515 га. В последующие годы руководили хозяйством П.В.Тепляков, И.И.Казанков — депутат Госдумы России третьего созыва, В.А.Терешин. За 1970—1990 гг. совхоз “Елеевский” стал крупным многоотраслевым хозяйством. В 1970 г. здесь вступил в строй крупный комплекс КРС, развивалось свиноводство, молочное производство.

Сельский Дом культуры, столовая, здание правления совхоза, квартальная котельная, детский сад, типовое здание средней школы на 420 учащихся построены в Елееве на средства этого хозяйства. Для рабочих совхоза были построены восьми, двенадцати, двадцати семи квартирные дома. В этих преобразованиях села была велика заслуга директора совхоза Павла Васильевича Теплякова.

В жизни села большую роль играл дружный педагогический коллектив Елеевской школы. В годы войны им руководила Ольга Ивановна Крылова. В 1946 г. директором школы был назначен ее муж, бывший фронтовик, Петр Игнатьевич Исаев. Это был высокообразованный, хорошо понимающий детскую психологию педагог, умелый организатор и руководитель педагогического коллектива. При нем было построено двухэтажное здание школы (до этого размещалась в 5 зданиях). 1 сентября 1960 г. школа начала занятия в новом здании. Петр Игнатьевич руководил школой 17 лет, рядом с ним работали: завуч Е. Н. Мустаев — впоследствии проректор МГПИ, Г. В. Милютин — доцент пединститута, П. Е. Емельянов — народный учитель СССР, К. П. Гусев — профессор Московского областного пединститута и многие другие педагоги, получившие признание в обществе.

В 1964 г. школу возглавил П.И.Казанцев. В течение 20 лет Петр Иванович направлял усилия педагогического коллектива на совершенствование учебно-воспитательного процесса, занимался вопросами укрепления материально-технической базы школы. В 1972 г. при нем были построены каменный двухэтажный пристрой к школе со спортивным залом, здание интерната на 90 мест. В то время школу посещало более 600 учеников из 18 близлежащих и дальних деревень. В 1980 г. была построена школьная столовая на 50 посадочных мест.

1 сентября 1990 г. состоялось открытие нового каменного здания школы, построенного за счет средств совхоза “Елеевский”. Сегодня в этой школе обучаются 412 учащихся, работают 36 учителей, 2 воспитателя, 3 тренера ДЮСШ. Учителя все с высшим образованием, 28 из них — выпускники школы, 10 — отличники народного образования. Школа имеет 8 га земли, пришкольный участок.

В школе создан богатый краеведческий музей, который является не только хранителем старины, но и центром учебно-воспитательной работы по привитию любви к родному краю. Возглавляет всю эту работу учитель-историк, краевед, энтузиаст своего дела Владимир Александрович Глушков.

Многие выпускники Елеевской школы стали известными в республике людьми. Михаил Григорьевич Байков, заслуженный работник культуры России и Республики Марий Эл, долгие годы работал редактором газеты “Марий коммуна”. Геннадий Харитонович Заболотских, заслуженный врач России, был главным детским хирургом Республики Марий Эл. Иван Иванович Заболотских был редактором Советской районной газеты “За коммунизм”; Галина Николаевна Иванова-Ямаева, заслуженная артистка России и Республики Марий Эл, Юрий Иванович Рязанцев, народный артист Республики Марий Эл создали немало запоминающихся ролей на сцене Маргостеатра им. Шкетана. Сергей Спиридонович Князев и Иван Родионович Мослов стали заслуженными строителями Республики Марий Эл, Никандр Семенович Попов - заслуженным деятелем науки республики. И таких примеров можно привести много.

В центре села Елеево имеется сельский Дом культуры, который был построен к 50-летию советской власти и открыт 4 ноября 1967 г. Первым директором СДК стал Якаев Владимир, а методистом — Роза Малинина, имеющие специальность культпросветработника. Домом культуры руководили Иван Алексеевич Аклин, позже Иван Григорьевич Петухов— самобытный марийский композитор, написавший мелодии многим марийским песням. Его песня “Пумари” на слова местного поэта Сергеева Николая Сергеевича стала гимном жителей Елеево.

Сегодня в Елеевском СДК работают 6 специалистов. Здесь действует фольклорный ансамбль “Йывырте”, детский ансамбль песни и танца “Веселые нотки”, клуб для детей “В гостях у карамельки”, танцевальный, драматический кружки, мужской и женский вокальные ансамбли. В здании СДК находится и библиотека.

Село славится своими орденоносцами: механизаторами Николаем Алексеевичем Морозовым, Иваном Васильевичем Кузнецовым, Альбертом Устиновичем Виноградовым, животноводом Ольгой Ивановной Бочкаревой. За высокие показатели в труде удостоены почетного звания “Заслуженный работник сельского хозяйства РМЭ” Василий Александрович Терешин, Роман Тимеркаевич Макаев, Татьяна Даниловна Лопкина, Игорь Иванович Фадеев, Харитон Захарович Морозов.

В начале 2002 г. в с. Елеево в 246 домах проживало 878 человек, в основном марийцы. За последние 30 лет село стало одним из крупных населенных пунктов района. Все улицы асфальтированы, к каждому производственному объекту проложены асфальтированные дороги. В каждом доме имеются телевизоры, холодильники.

В селе действует фельдшерско-акушерский пункт, работает детский сад. Жители пользуются газом в баллонах, водой из водопроводной системы и колодцев, канализацией — в 27-квартирном благоустроенном доме. С 1996 г. действует ветлечебница. В селе работает несколько магазинов, из них 2 — Параньгинского райпо, остальные — частных предпринимателей. Электричество в селе подается с 1951 г.. До райцентра и столицы республики сельчане ездят на рейсовых автобусах.

Жители ведут подсобное хозяйство. В 24 хозяйствах имеются автомобили, в двух дворах - лошади, в 175 — коровы, в 71 — свиньи, в 84 — овцы, в 4 — козы, птица — в 202. В некоторых семьях держат пчел. Приусадебные участки в среднем составляют 0,34 га.

Имеются в селе рукодельницы, изготовители сувениров из дерева. Основная часть людей трудоспособного возраста работает в сельхозпредприятии “Елеевский”, некоторые трудятся за пределами района и республики на строительных, других сезонных работах.

Деревня Котяминер (Изи Пумари почи\га, починок Котяминер)

Деревня Котяминер расположена в 5 км юго-западнее с. Елеево. В XIX - начале ХХ в. она относилась к Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 г. в составе этой волости вошла в Сернурский, а в 1924 г. — в Мари-Турекский кантоны МАО, затем в Косолаповский и Мари-Турекский районы, с 1962 г - включена в Параньгинский район.

Селение основали на болотистой местности между речками Ноля (берет начало в километре от деревни и протекает в юго-восточном направлении), и Кочан э\ер - Котяминер (течет с запада на восток у самой деревни, начало берет в лесу в метрах 500—600 от нее).

Первые жители здесь появились в начале Х1Х в. Известны имена некоторых переселенцев: это Андрей Малинин, дед Токпарс, его сыновья Митрофан, Петр и Яков Рязанцевы; семья Василия Долговязова (Кугу Васли) — Черепанова. У него было три сына: Семен, Андрей, Григорий. Среди первых жителей селения была семья и Якова Лесникова. Все они являлись выходцами из д. Елеево.

Крестьяне выкорчевали лес, освободили земли под посевы. Дома построили добротные. Каждый домохозяин сохранил для себя небольшой участок леса, держал пруд, в котором мочили липу для производства мочал, ловили рыбу. Некоторые имели смолокуренный завод, занимались кирпичным, бондарным, мочальным производством, заготовляли пушнину, выделывали кожу. Развивалось здесь и пчеловодство.

Через несколько лет переехала сюда семья Якова Завойскина из деревни Кўчык Э\ер нынешнего Сернурского района. В его большой семье было семеро мужчин, все здоровые, высокорослые. Известны имена их шестерых сыновей: Кугерге, Алексей, Василий, Егор, Захар, Семен. Яков Завойскин удивлял котяминерцев своим здоровьем. Он мог в 40-градусный мороз пройти после посещения бани из одного конца деревни в другой в нательном белье. При этом местный здоровяк не знал, что такое простуда, хотя по пути домой и выпивал из ушата холодную колодезную воду.

Сказывают, что он был некрещеным, в отличие от других. Моление в роще совершал один, принося в жертву барана или домашнюю птицу. Приготовив жертвенную пищу, там же ее съедал. Жил мирно, в трудах и заботах, семью не обижал, прожил 80 лет, не зная болезней.

Селение росло медленно. В 1859 г. в Котяминере насчитывалось 6 дворов, 19 мужчин, 22 женщины. Через 10 лет здесь было 8 дворов, 67 человек. Крестьяне занимались хлебопашеством, держали домашний скот: 35 рабочих и малолетних лошадей, 34 голов крупного рогатого скота, 72 овцы, 11 коз.

Подворная перепись 1884 г. зафиксировала здесь 12 дворов, 21 ревизскую душу, 91 человек. Жители Котяминера имели в общем пользовании 254 десятинами земли, в том числе пашни - 137,8 десятин. На каждую ревизскую душу приходилось в среднем по 6,6 десятин пашни. Были обеспечены достаточным количеством домашнего скота. Крестьяне держали 28 рабочих и 10 малолетних лошадей, 24 дойных коров и столько же голов крупного рогатого скота, а также 109 овец, коз и свиней.

По данным конца XIX в. в Котяминере было 19 хозяйств. В трех из них: Осипа Шуматова, Василия Завойских, Николая Малинина были ульи, а Аксюба Веселов выращивал хмель. Семья Петра Исаева (54 лет от роду) обрабатывала 11,7 десятин земли, держала 4 лошадей, жеребца, 2 коров, быка, 3 нетелей, 17 овец. Один сын из двоих служил в армии. Кроме того у него были четыре дочери.

Две лошади имел 42-летний полуграмотный Захар Николаевич Завойских. Он владел 7,5 десятинами земли, держал корову, нетель, 12 овец.

С началом коллективизации в 1931—1932 годы 9 семей объединились в колхоз “Пеледыш”. Председателем избрали 20 летнего Филиппа Федоровича Веселова. Много замечательных качеств было у этого человека: неиссякаемая работоспособность, честность, правдивость, личная смелость, мужество. Под его руководством колхоз “Пеледыш” сформировался как крепкое хозяйство, где были строгая дисциплина и порядок. Умелая работа с землей давала свои плоды. Урожай зерновых в довоенные годы достигал 35—40 центнеров с гектара. В 1935—1940 гг. колхоз “Пеледыш” неоднократно был удостоен права участия на ВСНХ в Москве. По итогам 1937 г. колхозу был выделен мотоцикл. За тот год на 1 трудодень колхозники получили по 20 кг зерна. Семья Анисима Завойскина, где было 5 работающих, получила зерна 15 тонн.

Котяминерская начальная школа была открыта в 1937 г. До этого дети учились в Оби-Памашской школе. Первым учителем школы стал Григорий Федорович Федоров, учительницей была Фёкла Николаевна Ямбарцева. В 1941 году Г.Ф.Федоров ушел на фронт и погиб.

С началом войны в 1941 г. из деревни Котяминер ушли на фронт 33 человека, в колхозе остались старики, женщины и дети. 62 человека, в том числе и дети старше 11 лет, трудились каждый день с раннего утра до позднего вечера. 16 человек из деревни пали смертью храбрых на полях сражений. Погибли на фронте отец и сын Александр и Тимофей Черепановы, братья Гаврил и Петр Завойскины, Филипп и Петр Веселовы.

Самые трудные работы в годы войны выполняли молодые комсомольцы. Их было 18, во главе которых стояла учительница Ида Ивановна Крылова, работающая одновременно счетоводом колхоза. В последующем она стала ветераном труда, заслуженной учительницей Марийской АССР, прославилась как народная певица за душевное и очень выразительное исполнение песен.

Молодежь не только работала, но старалась и поднять настроение людям: готовила концерты и спектакли, вселяла в людях веру в Победу над врагом.

После войны еще 5 лет колхоз “Пеледыш” развивался самостоятельно. В 1946 г. умер председатель колхоза Егор Александрович Веселов, который после ранения вернулся с фронта и заменил ушедшего на фронт Филиппа Федоровича Веселова. До 1950 г. здесь работали разные руководители. Когда началось укрупнение колхозов, деревни Оби-Памаш, Мари-Сеснур, Вочарма и Котяминер объединились в одно хозяйство, сохранив за ним название “Пеледыш”. В 1959 г. это хозяйство было присоединено к совхозу “Кугушенский” Сернурского района, а в 1962 г. жители деревни стали рабочими совхоза “Елеевский” Параньгинского района.

Единственным учреждением культуры в деревне являлась начальная школа. Ее выпускники с добрым словом вспоминают своих учителей И.И Крылову, Александр Романович Суворова, брата Героя Советского Союза Сергея Суворова, Фёклу Егоровну Веселову, Веру Александровну Смирнову, Анастасию Петровну Смирнову.

В 1967 г. было построено новое здание школы, где обучались 86 учеников. В 2002—2003 учебном году здесь работали два учителя, учеников же было всего 9 детей.

Одним из трагических дней для жителей д. Котяминер можно назвать август 1986 г., когда пожаром уничтожило 8 жилых домов. Но несмотря на это, никто из деревни не уехал. Вместо сгоревших домов построили каменные дома. Теперь в Котяминере 27 домов, проживает здесь 98 человек: 46 мужчин, 52 женщины. В 2000 г. сюда переселились 2 семьи беженцев из Узбекистана.

Котяминерцы, как и прежде, занимаются земледелием, имеют приусадебные участки, на своих 30 сотках выращивают картофель, овощи. Лошадей в личном хозяйстве ни у кого нет. В 21 семье держат корову, в 15 — свиней, в 12 — овец, в 24 — кур и гусей.

Улица деревни не имеет твердого покрытия, поэтому весной и осенью здесь она становится непроходимой. Имеется водопроводная сеть, но жители предпочитают брать воду из колодца. Товары повседневного спроса приобретаются в магазине райпо.

Деревня находится на автомобильной трассе Параньга—Елеево, в райцентр и столицу республики жители ездят на рейсовых автобусах.

Жители деревни гордятся Юрием Ивановичем Рязанцевым — заслуженным артистом республики, поэтом-философом, режиссером, Григорием Завойских — доцентом Минского политехнического университета, Аркадием Смирновым — доцентом физико-математического факультета МГПИ, Ольгой Бочкаревой — бывшим животноводом, награжденной орденами “Знак Почета”, Трудового Красного Знамени, медалью “За трудовое отличие”.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рочев двухкратный рекордсмен Коми асср и рсфср по лёгкой атлетике, чемпион Коми по летнему многоборью и двухкратный чемпион Республики по зимним видам спорта

    Документ
    В дни празднования юбилея государственности Коми в Ижме будут чествовать людей, которые внесли огромный вклад в развитие района и республики 2006/08/04
  2. Книга памяти (3)

    Книга
    В обработке сведений о погибших и умерших от ран участвовали члены рабочей группы В.Я. Агапова, М.В. Аньшина, Л.И. Архарина, Г.В. Безаева, Л.А. Бацанова, А.

Другие похожие документы..