Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Цель дисциплины – состоит в системном и предметном освоении знаниями о сущности педагогической деятельности, педагогической науке, методах педагогиче...полностью>>
'Лекции'
3.1 Система работы учреждений общего среднего образования по духовно-нравственному образованию учащихся на основе православных традиций отечественной ...полностью>>
'Документ'
Вопрос о библейских пророчествах, кроме того, что интересен сам по себе, является еще и весьма важным, поскольку многие современные религиозные конфе...полностью>>
'Документ'
4- 0-77, вул. Словацького, 30, м. Луцьк, 430 5 4 Дніпропет-ровське С’янов Валерій Олексійович Колосова Тетяна Олегівна Голова Заступник (05 ) т....полностью>>

Конституция Российской Федерации закрепляет: Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждены на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Хабаровского края

от 10.12. 200 протокол № 5

Методические рекомендации

по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях

в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних

и защите их прав, и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 6

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ

ПРАВОНАРУШЕНИИ 11

ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛА

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ 20

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА НА ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ 24

ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ КОМИССИИ 38

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 40

КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 44

ПРИЛОЖЕНИЯ 67

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Особое значение имеет данная норма, если речь идет о правах и свободах ребенка.

В настоящее время государственная политика в интересах прав детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в качестве целей государственной политики в интересах детей закрепляет:

- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

В реализации государственной политики в интересах детей участвуют не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации. Особое место отведено органам, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящий момент в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят следующие органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

В данную систему органов не включены общественные объединения, целью которых является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание им помощи в восстановлении и защите нарушенных прав и законных интересов, а также оказание помощи семьям, гражданам, должностным лицам, организациям в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Хотя на наш взгляд, включение данного субъекта в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было бы целесообразно.

Несовершеннолетние (дети) – особая возрастная группа. Несовершеннолетний, как правило, характеризуется неадаптированностью, которая связана с психологической неустойчивостью их личности, отсутствием соответствующего образования, профессии. Несовершеннолетний подчас лишен возможности, правильно оценить ту обстановку (ситуацию), в которой он оказался, это зависит, как от отсутствия жизненного опыта, так и от особенностей психики подростка. Именно органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны выявлять несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Статья 2.3. Кодекса об административных правонарушениях введенного в действие с 1 июля 2002 года, закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушения в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Данные особенности обусловлены тем, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

В соответствии со ст. 23.2. органом уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В случаях совершения несовершеннолетним правонарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ) дела об административных правонарушениях могут рассматривать должностные лица органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ). В случаях совершения несовершеннолетним правонарушений предусмотренных ст.11.18. КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают органы морского транспорта (ст. 23.38 КоАП РФ), органы внутреннего водного транспорта (ст.23.39 КоАП РФ), органы железнодорожного транспорта (ст.23.41 КоАП РФ), органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации (ст.23.42 КоАП РФ).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее Комиссии) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целями, деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних не могут быть рассмотрены, ни какими иными органами, кроме Комиссий, за исключением вышеперечисленных нами случаев.

  1. Общие вопросы

1.1. Кого могут привлечь к административной ответственности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав?

В соответствии с ч.1 статьи 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет.

В соответствии с ч. 1. ст. 23.2. КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних могут рассматривать правонарушения, совершенные несовершеннолетними, а также предусмотренные ст.ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.

По ст. 5.35. комиссии могут привлекать к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, на которых лежит обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних.

По ст. 5.36. комиссии могут привлекать к административной ответственности: руководителей учреждений, в которых находятся дети оставшиеся без попечения родителей; должностных лиц органа исполнительной власти субъекта РФ; должностных лиц органов местного самоуправления.

Примечание: К данным субъектам можно относить руководителей и должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; органы опеки и попечительства.

По ч. 1 ст. 6.10. комиссии могут привлекать к административной ответственности любое вменяемое, достигшее возраста административной ответственности (16 лет) лицо, в действиях которого есть признаки правонарушения, предусмотренные данной нормой. По ч.2. ст. 6.10. к административной ответственности привлекаются родители или иные законные представители несовершеннолетнего, на которых лежит обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних.

По ст. 20.22. комиссии привлекают к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не смотря на то, что правонарушение совершено несовершеннолетним.

1.2. Что делать, если подросток совершил правонарушение в возрасте 17 лет, а к моменту рассмотрения на заседании комиссии его дела ему уже исполнилось 18 лет?

Согласно части 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Поскольку на момент совершения правонарушения подросток был несовершеннолетним, то материал должен рассматриваться КДН.

Необходимо также учитывать, что в случае принятия закона смягчающего или отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, данный закон имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

1.3. Можно ли привлечь к административной ответственности родителей, являющихся военнослужащими, прокурорами или следователями прокуратуры?

В соответствии со статьей 2.5. к административной ответственности нельзя привлечь на общих основаниях за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей родителей, которые являются военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, имеющими специальные звания сотрудниками органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Но данный факт не освобождает их от иных видов ответственности. Например, протокол, составленный по ст. 5.35. КоАП РФ на родителя (лей), который является военнослужащим или приравненным к нему лицом должен направляться (п.1 ч. 2 ст. 29.9) по месту прохождения службы данным лицом, где к нему в соответствии с дисциплинарным уставом или специальным положением о прохождении службы должны быть применены меры дисциплинарной ответственности.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ», производство по делам о правонарушениях, совершенных прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

1.4. Можно ли за совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет применить к нему не меры административного воздействия, предусмотренные КоАП РФ, а меры общественного воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних? Что такое малозначительное правонарушение (ст.2.9)?

Часть 2 статьи 2.3. Кодекса допускает возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП) с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о несовершеннолетнем совершившим административное правонарушение. Данная возможность, к сожалению, не обеспеченна процессуальным механизмом ее реализации. Так, необходимо учитывать, что любое возбужденное дело об административном правонарушении должно быть разрешено в соответствии с Законом. По итогам рассмотрения дела может быть вынесено либо постановление, либо определение. Если мы ведем речь об освобождении от административной ответственности и прекращении производства, то соответственно по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении согласно положениям ст. 29.9. Кодекса должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу. Вышеуказанная норма в качестве оснований для вынесения данного вида постановления называет только три, среди которых: наличие хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 24.5); объявление устного замечания в соответствии со ст. 2.9 (малозначительность); наличие в действиях (бездействии) лица признаков преступления. Как видно из приведенного выше перечня, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, ни учет конкретных обстоятельств дела в отношении несовершеннолетнего, ни конкретных данных о нем не дают право КДНиЗП вынести постановление о прекращении производства по делу, если не будет хотя бы одного из трех выше приведенных оснований.

Необходимо отличать освобождение несовершеннолетнего от административной ответственности в порядке ч.2 ст. 2.3 КоАП и освобождение от административной ответственности по малозначительности правонарушения (ст. 2.9.).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 21) дает разъяснение, что следует понимать под малозначительным административным правонарушением. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При этом нельзя путать устное замечание, которым может ограничиться комиссия, с предупреждением, которое в отличие от замечания является административным наказанием.

Таким образом, в случае установления на заседании комиссии факта малозначительности правонарушения, комиссия по результатам рассмотрения дела объявляет устное замечание, которое нигде не фиксируется и выносит следующее постановление:

«Освободить ________________________________ от ответственности в (Фамилия, Имя, Отчество)

связи с малозначительностью правонарушения (ч.1 абзац 2 п.2 ст. 29.9)»

Когда лицо освобождается от административной ответственности в порядке ч. 2 ст.2.3 КоАП РФ, об этом выносится определение в соответствии ч.2 п.1 ст.29.9. При освобождении от административной ответственности по данному основанию должны учитываться конкретные обстоятельства дела и данные о лице, то есть особенности личности правонарушителя или его последующее после правонарушения поведение. В данном случае к лицу, освобожденному от административной ответственности, в обязательном порядке применяются меры воспитательного воздействия. Например, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, регулирующим порядок деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и закрепляющим возможность применения мер воспитательного воздействия.

Также комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.

1.5. Какой срок давности привлечения к административной ответственности?

В соответствии со ст. 4.5. КоАП РФ общий срок давности привлечения к административной ответственности определен 2 месяца.

Для правонарушений, которые не являются длящимися (7.27, 20.21, 20.1 и т.д.), срок давности начинает исчисляться с момента совершения административного правонарушения.

Для длящихся административных правонарушений (5.35, 6.7, 19.15 и т.д.) срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

За нарушение законодательства Российской Федерации:

*об экспортном контроле

*о внутренних морских водах

*территориальном море

*континентальном шельфе

*об исключительной экономической зоне Российской Федерации

*таможенного

* патентного

*антимонопольного

*бюджетного

*валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

*об охране окружающей природной среды

*о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего)

*об авторском праве и смежных правах

* о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров

*об использовании атомной энергии

*о налогах и сборах

*о защите прав потребителей

*о государственном регулировании цен (тарифов)

*о рекламе

*о лотереях

*о выборах и референдумах

*об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

*о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

*за нарушение иммиграционных правил

* за нарушение правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

* за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников)

*о несостоятельности (банкротстве),

*о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

*об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках

Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения и составляет 1 год.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения указанные выше сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

При выявлении членами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состава правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ необходимо учитывать, что данное правонарушение не является длящимся, так как заключается в неуплате штрафа в установленный законом срок (ч. 1 ст. 32.2). Следовательно, моментом, с которого необходимо исчислять срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае является день, следующий за последним днем, предусмотренным для добровольной уплаты штрафа.

Возбуждение дела об административном правонарушении

2.1. Что является основанием для возбуждения административного производства в отношении несовершеннолетнего?

Основанием или поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего в соответствии с ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ необходимо считать:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступление из правоохранительных органов, а также из других государственных органов (Например, из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), органов местного самоуправления (Например, органов опеки и попечительства, образования, здравоохранения социальной защиты), от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических лиц, а так же сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (подпункт 4 части первой ст. 28.1);

- подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных подпунктом 4 (см. выше), транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица (подпункт 5 части первой ст. 28.1).

Подпункты 4 и 5 части первой статьи 28.1 вступают в силу с 1 июля 2008 года (Федеральный закон от 24.07.2007 № 210-ФЗ).

2.2. При наличии, каких процессуальных документов необходимо считать, что дело об административном правонарушении возбуждено?

Дело об административном правонарушении необходимо считать возбужденным, в случае если в отношении правонарушителя составлен один из следующих видов процессуальных документов:

1) протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной главой 27 КоАП РФ

- протокол об административном задержании;

- протокол о доставлении правонарушителя;

- протокол о личном досмотре;

- протокол об изъятии вещей явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения;

- протокол изъятия документов;

- протокол об отстранении от управления транспортным средством.

2) протокол об административном правонарушении

3) постановление прокурора

4) определение о проведении административного расследования, которое выносится при совокупности следующих условий:

- необходимость проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат;

- нарушение строго установленных ч.1 ст. 28.7 видов законодательства, например, законодательства о пожарной безопасности, законодательства в области дорожного движения.

С 1 января 2008 года, в соответствии с ФЗ РФ от 24.07.2007 № 210-ФЗ, дело об административном правонарушении считается возбужденным при наличии и такого процессуального документа, как протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституция России. Права и свободы человека и гражданина

    Статья
    1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
  2. Конституция Российской Федерации закрепляет основные права и свободы человека и гражданина и тем самым гарантирует свободу человеческой личности. Сдругой реализация этих прав очень сложна из-за несовершенства закон

    Закон
    о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Амурской области и деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области в 2009 году
  3. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  4. Курсовая работа по предмету: Конституционное право России на тему "Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации "

    Курсовая
    1. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание
  5. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право

    Автореферат диссертации
    Ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Другие похожие документы..