Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сегодня во многих обществах создались условия для возникновения постмодернистской парадигмы. Существенные различия эволюции западных и незападных общ...полностью>>
'Закон'
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война и мир " . Говоря о своём романе , Толстой признавался , что в &q...полностью>>
'Документ'
Наиболее перспективным направлением модернизации лабораторной базы образовательных учреждений является интенсивное внедрение в учебный процесс виртуа...полностью>>
'Автореферат'
Доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор Чалкова Елизавета Григорьевна, директор Центра психолингвистики Института лингвис...полностью>>

Пояснительная записка Кпроекту республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пояснительная записка

К проекту республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике" Министерством финансов Кыргызской Республики подготовлен проект республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2012-2014 годы. Данный проект республиканского бюджета Кыргызской Республики разработан на основе Среднесрочного прогноза бюджета Кыргызской Республики на 2012-2014 годы, одобренного решением Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики 17 мая 2011 года.

Макроэкономические перспективы развития в 2012-2014 гг.

Базой для разработки прогноза экономических показателей на 2012-2014 годы стали: анализ тенденций развития за 2009-2011 годы; влияние апрельских и июньских событий 2010 года на экономику республики; мировые тенденции развития экономики; план мероприятий «Экономика и безопасность» на 2011 год по реализации программы Правительства Кыргызской Республики, реализация инвестиционных проектов, заложенных в Среднесрочной программе развития Кыргызской Республики на 2012-2014гг.

К рискам, которые могут оказать воздействие на рост ВВП в 2012-2014гг., относятся:

  • ухудшение мировой конъюнктуры, в том числе резкий рост цен на нефть;

  • вступление Кыргызской Республики в Таможенный союз:

  • сокращение реэкспорта товаров из Китая;

  • ограничение экспорта товаров из Кыргызстана;

  • повышение цен на импортируемые товары из стран ТС и увеличение индекса потребительских цен, в среднем, на 1-2 процентных пункта.

  • природно-климатический фактор, который может оказать негативное воздействие на развитие сельского хозяйства.

Реальные темпы роста ВВП на уровне 7,5% в 2012 году, 7,6% в 2013 году, 7,4% в 2014 году будут достигнуты за счет роста отраслей экономики: сферы услуг (2012г.- 7,5%, 2013г. – 8,2%, 2014г. – 7,5%), строительства (2012г. – 24,6%, 2013г. – 24,3%, 2014г. – 24,2%), сельского хозяйства (2012г.- 3,5%, 2013г.- 4,2%, 2014г.- 4,2%), промышленности (2012г. – 7,4%, 2013г. – 5,0%, 2014г. – 4,3%).

Таблица 1. Ключевые макроэкономические показатели на 2011-2014 гг.

2011г.

пред. факт

2012г.

прогноз

2013г.

прогноз

2014г.

прогноз

Номинальный ВВП, млн.сом.

273107,8

319236,8

365445,7

424969,6

Реальный ВВП, %

105,7

107,5

107,6

107,4

Инфляция, %

105,7%

109,0%

108,9%

108,2%

В 2012 году предполагается, что рост цен на продовольственные товары, услуги, ГСМ, снижение накопленных инфляционных ожиданий населения и отсутствие каких-либо существенных внешних и внутренних шоков спроса и предложения, а также проведение согласованной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и умеренная тарифная политика позволят удержать инфляцию на уровне 9,0%.

Динамику инфляции будут предопределять сохраняющиеся риски воздействия внешних шоков на макроэкономическую ситуацию в республике и такие факторы, как растущий внутренний и внешний совокупный спрос, изменения во внешнеэкономической позиции страны, в том числе в связи с процессом вступления в Таможенный Союз, повышающаяся волатильность обменного курса сома, а также сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию. На 2013 год инфляция, при отсутствии шоков, прогнозируется в пределах 8,9 %, на 2014 год – в пределах 8,2%.

В структуре производства ВВП прогнозируются изменения в сторону уменьшения удельного веса промышленности с 19,9% в 2012 году до 18,1% в 2013 году (2014 г. - 17,0%). Удельный вес промышленности без учета Кумтора в 2012 году составит 9,1% (2013 г.- 9,7%, 2014 г. - 9,7%). Удельный вес сельского хозяйства составит 17,3% в 2012 и 2013 годы (2014г. – 16,9%). Доля услуг в ВВП возрастет с 45,7% в 2012 году до 46,4% в 2013 году (2014г. - 46,9%). Удельный вес строительства в ВВП увеличится с 5,7% в 2012 году до 6,8% в 2013 году ( 2014г. - 7,7%).

В 2012-2014 годы в промышленности прогнозируется рост на 7,4%, 5,0% и 4,3%, соответственно, с учетом складывающихся к концу 2011 года предпосылок и тенденций постепенного развития всех отраслей промышленности.

За рассматриваемый период в промышленности без предприятий по разработке месторождения Кумтор прогнозируется рост (в 2012г. – на 10,1%, в 2013г. – на 8,8%, в 2014г. – на 8,2%) в связи с увеличением объемов производства в следующих отраслях промышленности:

- производство пищевых продуктов, включая напитки и табак (в 2012г. - на 6,8%, в 2013г. - на 7,6%, в 2014г. - на 7,2%) за счет увеличения объемов переработки сельскохозяйственного сырья (производства пищевых продуктов, сахара, растительного масла, мукомольной продукции), а также за счет сокращения объемов теневой деятельности в алкогольной и табачной отраслях. Выполнение прогнозируемых показателей предусматривается осуществлять в рамках Программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 2012-2015 годы;

- текстильная и швейная промышленность (в 2012г. - на 8,1%, в 2013г. - на 10,0%, в 2014г. - на 7,5%) за счет наращивания объемов производства действующих предприятий АО "Касиет", ОсОО "Розквит", Бишкекской кенафной фабрики, АО "Илбирс", ОсОО "Кара-Балта Килем" и др., расширения рынков сбыта, увеличения экспортных поставок и создания новых производств. Предусматривается продолжение реализации Стратегии развития текстильной и швейной промышленности на 2011-2013 годы;

- химическая промышленность (в 2012г. - на 29,7%, в 2013г. - на 1,2%, в 2014г. - на 1,6%). Прогнозируемый рост будет обеспечен за счет восстановления и активизации деятельности ЗАО «Таш-Кумыр Солар» (ОАО «Кристалл») и стабилизации деятельности предприятий ОсОО «КХМЗ-Астра» и Хайдарканское ртутное АО;

- производство прочих неметаллических минеральных продуктов (в 2012г. - на 26,1%, в 2013г. - на 29,6%, в 2014г. - на 18,3%). Рост производства будет обусловлен запуском в конце I-го полугодия 2012 года стекольного завода ОсОО «Интергласс», удельный вес которого в общем объеме производства строительных материалов составляет порядка 20%, а также продолжением освоения мощностей цементного производства (удельный вес в отрасли - свыше 50%), в частности, освоение мощностей ЗАО «Южно-Кыргызский Цемент»;

- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (в 2012г. - на 6,3%, в 2013г. - на 1,7%, в 2014г. - на 1,5%). Рост прогнозируется за счет увеличения производства предприятий, разрабатывающих месторождение «Кумтор» (на 5,0%) и предприятий ОАО "Кыргызалтын" ("Иштамберды", "Жамгыр", "Бозымчак", "Караказык").

В сельском хозяйстве в 2012-2014 годы прогнозируется достижение реального роста производства на 3,5%, 4,2% и 4,2%. Этот рост в большей степени ожидается в отраслях растениеводства (в 2012г. – на 4,9%, в 2013г. – на 6,1%, в 2014г. – на 5,7%) за счет увеличения производства всех видов растениеводческой продукции. В животноводстве прогнозируется ежегодный рост (в 2012г. – на 2,0%, в 2013г. – на 2,1%, в 2014г. – на 2,2%) за счет увеличения производства мяса, молока, яиц.

Благоприятными предпосылками обеспечения роста производства продукции будет реализация следующих мер:

  • увеличение посевных площадей многолетних трав и технических культур за счет вовлечения в производство неиспользованных пахотных земель;

  • увеличение парка сельскохозяйственной техники за счет внедрения системы лизинга;

  • повышение доступа к кредитным ресурсам через реализацию программы «Доступные кредиты фермерам»;

  • повышение селекционно-племенной работы за счет расширения сети зооветсервисов и частных ветеринарных служб;

  • обеспеченности высокоурожайными семенами сельскохозяйственных культур;

  • рациональное использование дальних и отгонных пастбищ за счет организации жайыт комитетов;

  • расширения и совершенствования системы маркетинга сельскохозяйственной продукции.

В реализации намеченных мер значительная поддержка будет оказана в рамках реализуемых проектов ПГИ: «Агробизнес и маркетинг», «Проект сельских инвестиций и услуг», «Второй проект внутрихозяйственного орошения», «Улучшение управления водными ресурсами» и др.

В сфере услуг прогнозируется устойчивая тенденция роста. Годовые объемы валового выпуска услуг будут возрастать (2012 год - на 7,5%, 2013 год - на 8,2%, 2014 год - на 7,5%), в основном, за счет роста услуг транспорта и связи, рыночных услуг торговли, гостиниц и ресторанов, туризма. Спрос на услуги будет поддерживаться ростом денежных доходов населения.

Наиболее быстро в структуре услуг будут развиваться услуги транспорта и связи (2012г. – на 14,8%, 2013г. – на 16,0%, 2014г. – на 13,9%).

Приоритетными направлениями развития транспорта будут: эффективное использование международных транзитно-транспортных коридоров, интеграция в международную транспортную сеть; реконструкция железных и автомобильных дорог с целью приближения качества транспортно-коммуникационных услуг к мировым стандартам, обеспечение безопасности воздушного движения.

Услуги связи будут развиваться в направлении создания высокотехнологической телекоммуникационной системы, способствующей интеграции республики в общемировое информационное пространство.

Также, в условиях либерализации рынка телекоммуникаций основные перспективы развития отрасли будут направлены на улучшение качества и увеличение объема предоставляемых услуг, внедрение новых услуг и альтернатив, обеспечивающих пользователей возможностью выбора приемлемых для них условий.

Значительную долю в сфере услуг будут составлять услуги торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (доля от 34% до 36%), в которых прогнозируется тенденция роста (2012г. - на 7,6%, 2013г. - на 7,7%, 2014г. - на 7,3%). При этом, меры налоговой политики, направленные на упрощение системы налогообложения субъектов предпринимательства и сокращение проверок их деятельности, будут способствовать расширению сектора официальной деятельности.

Прогнозируется увеличение объема услуг гостиниц и ресторанов (2012г. – на 10,5%, 2013г. – на 10,7%, 2014г. – на 9,3%) за счет увеличения сети предоставляемых услуг и притока туристов.

Одним из приоритетов развития в сфере услуг является туризм. Государственная политика в области развития туризма будет направлена:

а) на продвижение национального турпродукта Кыргызстана на мировых туристических рынках;

б) создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

в) создание оптимальной структуры управления отраслью путем сочетания интересов государства и интересов частных производителей туристических услуг;

г) развитие внутреннего туризма.

В 2012-2014 гг. темп роста в строительстве прогнозируется на уровне 24,6%, 24,3%, 24,2%, соответственно.

Приоритетными направлениями в строительстве будут:

- строительство индивидуального жилья, восстановление городов Ош, Джалал-Абад и районов, направленное на жилищное строительство, строительство объектов образования, автомобильных дорог;

- объекты транспортной магистрали (автодороги Ош-Сарыташ-Иркештам, автодороги Южного регионального коридора, Бишкек-Нарын-Торугарт, Тараз-Талас-Суусамыр, Ош-Исфана, Сарыташ-Карамык, Каракол-Тюп-Кеген);

- объекты энергетики (строительство и реконструкция гидроэлектростанций);

Вклад в увеличение валовой продукции строительства в 2012г. внесет запуск новых инвестиционных проектов, предусмотренных Среднесрочной программой развития Кыргызской Республики на 2012-2014гг.

Со стороны использования ВВП прогнозируется сокращение доли потребления в 2012-2014 гг. (2012г.–100,5%, 2013г.–100,1%, 2014г.–98,8%), обусловленное сокращением доли как частного, так и государственного потребления, при росте доли валовых инвестиций. Частное потребление уменьшится с 83,3% к ВВП в 2012 году (83,3% в 2013 году) до 82,4% в 2014 году. Доля государственного потребления (2012г. – 17,2%, 2013г. – 16,7%, 2014г. – 16,4%) сократится за счет сокращения численности государственных служащих и повышения эффективности управления.

В связи с преодолением последствий апрельских и июньских событий 2010 года в 2012 году прогнозируется темп роста частного потребления на уровне 5,9%. В 2013-2014 годах прогнозируется рост частного потребления в среднем на уровне 5,5%. Динамика частного потребления поддерживается прогнозируемыми темпами роста реальной заработной платы (2012г. – на 15,5%, 2013г. – на 6,4%, 2014г. – 5,7%), а также ростом доходов от предпринимательской деятельности. Темпы роста государственного потребления будут сдерживаться в среднем на уровне 3,1% (2012г. – на 2,7%, 2013 – на 2,7%, 2014гг. – на 3,9%), учитывая реформы системы государственного управления.

В среднесрочном периоде прогнозируется рост валовых инвестиций (2012г. – на 13,4%, 2013г. – на 12,4%, 2014г. - на 11,6%). Инвестиционная политика в среднесрочном периоде будет направлена на восстановление и укрепление инвестиционного климата, реализацию новых инвестиционных проектов, предусмотренных Среднесрочной программой развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы, повышение надежности банковской системы и укрепление доверия к ней, снижение бюрократических и административных барьеров при ведении бизнеса.

Экспорт товаров в среднесрочной перспективе увеличится с 2250,0 млн.долл. США в 2012 году до 2800,0 млн.долл.США в 2014 году. Среднегодовой номинальный темп роста экспорта товаров за период 2012-2014 годы составит 12,6%. В 2012 году экспорт товаров увеличится по сравнению с 2011 годом на 14,8% (в номинальном выражении). Рост экспорта будет обеспечен за счет роста поставок золота, одежды и ее принадлежностей, овощей и фруктов, хлопка-волокна, цемента.

Импорт товаров в среднесрочной перспективе увеличится с 4500,0 млн.долл.США в 2012 году до 5500,0 млн.долл.США в 2014 году. Среднегодовой номинальный темп роста импорта товаров составит 10,2%. В 2012 году импорт товаров вырастет к уровню 2011 года на 9,4% (в номинальном выражении). Рост импортных поступлений, связан с увеличением поступлений нефтепродуктов, оборудования и механических устройств для промышленности, средств наземного транспорта, черных металлов и изделий из них, фармацевтической продукции, продовольственных товаров (включая сельхозсырье).

В области социальной политики основной задачей на 2012-2014 годы остается задача повышения уровня жизни населения. В 2012 году прогнозируется рост численности населения на 58,0 тыс. чел., в 2013-2014 гг. – в среднем на 63,9 тыс. чел. Ежегодный прирост населения составит 1,2%.

Объем ВВП на душу населения возрастет с 1296,1 долл. США в 2012 году до 1666,7 долл. США в 2014 году.

В 2012-2014гг. прогнозируемая численность занятого населения возрастет в среднем на 1,9%.

В 2012-2014 гг. при активизации государственного регулирования рынка труда, реализации мероприятий, заложенных в Программе занятости, прогнозируется снижение уровня безработицы с 8,3% до 7,9%.

В 2012 г. прогнозируется повышение размера среднемесячной заработной платы по сравнению с предыдущим годом с 9220,6 до 11316,5 сом., с реальным ростом – на 15,5%. В 2013-2014гг. ожидается повышение абсолютного размера среднемесячной заработной платы с 13034,5 до 14991,3 сом., с реальными темпами роста 6,4% и 5,7%.

В 2012-2014гг. сохранится тенденция повышения денежных доходов населения, которые прогнозируются в размере 236,6 млрд.сом., 269,3 млрд.сом. и 308,1 млрд. сом., соответственно.

Прогнозируемая стоимостная величина прожиточного минимума на душу населения в месяц составит в 2012г. – 4666,6 сомов, в 2013г. – 5053,9 сомов, в 2014г. – 5498,6 сомов, соответственно.

В прогнозируемый период следует ожидать умеренное снижение бедности с 30,1% до 28,0%.

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА

Формирование доходной базы бюджетной системы Кыргызской Республики на 2012-2014 годы осуществлялось на базе прогноза социально-экономического развития страны на 2012-2014 гг., фактических поступлений за ряд лет, оценки поступления доходов в 2011 году и на основе действующего законодательства Кыргызской Республики. Учтены мероприятия по увеличению налоговых сборов на 1% к ВВП, которыми являются:

  • улучшение таможенного администрирования посредством дальнейшего перевода большинства импортируемых товаров с системы таможенного оформления на основе веса на ценовую основу;

  • отмена освобождения от налога с продаж электроэнергии, теплоэнергии и природного газа для коммерческих предприятий;

  • отмена освобождения от НДС отдельных категорий услуг связи;

  • введение комбинированной ставки акциза на табак;

  • переход на контрактное соглашение объемов выпуска и реализации водки;

  • переход налогообложения сектора общественного питания с единого налога на контрактный метод налогообложения;

  • обложение доходов, работ, услуг налогом у источника выплаты, независимо от места выполнения работ и услуг;

  • изменение схемы налогообложения субъектов, осуществляющих переработку и экспорт ГСМ;

  • утверждение Перечня лекарственных средств, освобождаемых от НДС;

  • лицензирование недропользователей и получение бонусов от новых месторождений;

  • сокращение налоговой задолженности на 30%.

В сфере управления государственной собственностью предлагается внедрение процедур согласования бюджетирования и отчетностей государственных предприятий с государственными органами, что должно положительно отразиться на доходных поступлениях.

В целях укрепления доходной базы местных бюджетов и повышения их самостоятельности предлагается изменение нормативов отчислений в местные бюджеты по отдельным общегосударственным налогам:

  • увеличить нормативы в местные бюджеты по подоходному налогу и установить: для городов республиканского значения – 50% от общего контингента поступлений, городов областного подчинения, городов районного подчинения – 40%, и айыл окмоту – 10%;

  • налог на основе обязательного патента зачислять в местные бюджеты в полном объеме;

  • в целях повышения контроля за использованием полезных ископаемых и администрирования налогов предусмотреть 50% отчислений в местные бюджеты текущих платежей (роялти) по налогу за пользование недрами (за исключением стратегических полезных ископаемых: золото, нефть, газ).

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА на 2012 -2014 годы

Общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов ПГИ на 2012 год прогнозируется в сумме 88 612,4 млн. сом, или на уровне 27,8% к ВВП. В сравнении с уточненным бюджетом 2011 года прогнозируемые доходы государственного бюджета относительно ВВП снизятся на 2,2% за счет полученных официальных трансфертов – на 1,3% и неналоговых доходов - на 1,1 процентов. В номинальном выражении объемы доходов по сравнению с уточненным бюджетом 2011 года вырастут на 14,6%, или на 11 296,7 млн. сом.

За период 2013-2014 годы общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов ПГИ вырастут до 96 741,4 млн. сом и 109 571,5 млн. сом, соответственно.

Налоговые доходы в 2012 году составят 65 250 млн. сом. Номинальный рост налоговых доходов в 2012 году по сравнению с уточненным бюджетом 2011 года прогнозируется на уровне 25% или с ростом на 13 033,1 млн. сом. Доля налоговых поступлений в объеме ВВП составит 20,4% к ВВП.

В среднесрочной перспективе налоговые поступления вырастут с 76 198,9 млн. сом в 2013 году до 90 770 млн. сом в 2014 году, с ежегодным ростом на 0,5% к ВВП.

Увеличение в последующие годы налоговых поступлений на 0,5% к ВВП ежегодно предполагается за счет улучшения администрирования налогов и таможенных платежей, путем окончательного внедрения автоматизированной системы учета и обмена информацией. Кроме того, на увеличение доходов повлияет легализация теневого сектора экономики за счет создания благоприятных условий для развития бизнеса и снижению лицензионно-разрешительной и бюрократических функций государства, дальнейшее реформирование налоговой системы в целях перехода бизнеса в легальные системы уплаты налогов и привлечения инвестиций.

Неналоговые доходы государственного бюджета в 2012 году оцениваются в сумме 15 716,9 млн. сом, или 4,9% к ВВП (уточненный бюджет 2011 г. – 6,0% к ВВП). Относительно уточненного бюджета 2011 года неналоговые доходы увеличатся на 1,8%, или на 270,8 млн. сом. Поступления неналоговых доходов за период 2013-2014 годы прогнозируются в сумме 16 193,8 млн. сом и 16 580,5 млн. сом, соответственно.

Общие доходы республиканского бюджета с учетом грантов ПГИ в 2012 году предусматриваются в сумме 78 964,7 млн. сом, или 24,7% к ВВП (уточненный бюджет 2011 года – 26,7% к ВВП). В номинальном выражении доходы республиканского бюджета по отношению к уточненному бюджету 2011 года вырастут 14,6% или на 10 038,3 млн. сом. В период 2013-2014 гг. доходы республиканского бюджета составят 86 160,8 млн. сом и 97 597,6 млн. сом, соответственно.

В составе доходов республиканского бюджета налоговые доходы составят в 2012 году 56 910,6 млн. сом (17,8% к ВВП), 2013 году – 66 970,6 млн. сом (18,3% к ВВП), 2014 году – 80 190,7 млн. сом (18,9% к ВВП). Среднегодовой темп роста их за трехлетний период составит 121,1%.

Неналоговые доходы республиканского бюджета предусматриваются в 2012 году в размере – 14 408,6 млн. сом (4,5% к ВВП), 2013 году – 14 841,4 млн. сом (4,1% к ВВП) и 2014 году – 15 185,9 млн. сом (3,6% к ВВП).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приказ №126 От 15 сентября 2011 г согласовано: Зам директора по увр с. М. Амирова

    Рабочая программа
    Рабочая программа по английскому языку предназначена для реализации обязательного минимума содержания основных образовательных программ для общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального компонента государственного

Другие похожие документы..