Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У статті розглянуто загальні принципи та концепції сучасного регулювання економіки країн у розрізі економічних законів. Визначено основні недоліки та...полностью>>
'Документ'
При проведении прогнозно-аналитических исследований состояния российского рынка труда актуальной проблемой является доступность информации о структуре...полностью>>
'Документ'
 1. Разработан Государственным учреждением "Гидрохимический институт" (ГУ ГХИ) Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружаю...полностью>>
'Документ'
2.2. Показання, для яких цільових ринків, визначених у виді пар «товар - ринок», розробляється план marketing-mix, описати особливості кожного ринку, ...полностью>>

Зенков М. Ю., ст преподаватель кафедры гму

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Размышления о специальности

Зенков М.Ю., ст. преподаватель кафедры ГМУ

Специальность «Государственное и муниципальное управление» существует чуть меньше 10 лет, но споры о том, чему учить государственных и муниципальных служащих, а ведь в отношении их подготовки действует обязательное (хотя и невнятно закрепленное в законодательстве) требование о наличии соответствующего (или равноценного) образования у кандидата на вакантную государственную должность.

В стандарте, действующем в настоящее время, объективно сталкиваются различные политические позиции (традиционные и инновационные), разные подходы к анализу системы государственного и муниципального управления. В связи с этим, а также из-за необходимости обеспечить соответствие практической деятельности государственных и муниципальных служащих программы их подготовки (как в рамках первого, второго высшего образования, повышения квалификации и переподготовки) существенно разнятся год от года, вуз от вуза. Актуальным представляется, во-первых, модернизация государственного стандарта с сохранением традиционных подходов к характеристике государственной и муниципальной службы, с другой – унификация программы при условии расширения ассортимента используемых методик обучения.

Больше давать экономических знаний, навыков практического общения и разрешения конфликтных ситуаций, анализа социально-политических процессов? Ответ на этот вопрос может быть следующим: необходимо обеспечить определенное соотношение между отдельными дисциплинами, используя при этом анализ профессиональной деятельности, осуществляемой государственными и муниципальными служащими, - публичной службы. Даже поверхностный анализ служебной деятельности позволяет указать основные направления соответствующей специально подготовки: управление, право, экономика и финансы, политика, социология, психология.

Блок «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» целесообразно составить следующим образом:

  1. Философия

  2. Иностранный язык.

  3. Культурология

  4. Отечественная история

  5. Социология

  6. Политология (объединить с «Геополитикой» действующего стандарта)

  7. Психология и педагогика

  8. Физическая культура и культура речи

  9. Русский язык и культура речи

  10. Теория государства и права (вместо «Правоведения», действующий стандарт дублирует по дидактическим единицам дисциплину «Правовые основы Российского государства») – в новом стандарте развести политологию и теорию государства и права, как образец можно использовать стандарт по специальности «Юриспруденция».

Блок «Общепрофессиональные дисциплины» должны составлять:

  1. Экономическая теория (за исключением дидактических единиц, направленных на обеспечение дисциплины «Государственное регулирование экономики»)

  2. История государственного управления в России

  3. Государственные и муниципальные финансы

  4. Исследование социально-экономических и политических процессов (изменить содержание дидактических единиц, пополнив материалом из социального и экономического прогнозирования)

  5. Конституционное и административное право РФ (на базе дидактических единиц дисциплины «Правовые основы Российского государства», дидактических единиц соответствующих дисциплин в рамках специальности «Юриспруденция»)

  6. Правовое обеспечение экономической деятельности (гражданское, коммерческое (предпринимательское), трудовое право, гражданский и арбитражный процесс)

  7. Региональная экономика и управление (Экономическая география и регионалистика?) (объединить дидактические единицы «РЭУ», «Территориальной организации населения»)

  8. Статистика и демография (объединить имеющие место быть отдельно «Статистику» и «Демографию», дополнить единицами из дисциплины «Территориальная организация населения», относящимся к данному блоку)

  9. Теория управления (объединить имеющие место быть отдельно «Теорию управления» и «Теорию организации»)

  10. Государственное регулирование экономики

  11. Социология и психология управления (дидактические единицы «Социальной психологии», «Социологии и психологии управления», «Социологии управления»)

Блок «Специальные дисциплины»:

  1. Система государственного и муниципального управления

  2. Управление персоналом (за исключением дидактических единиц, обеспечивающих дисциплину «Конфликтология», вводимую в дисциплину «Социология и психология управления»)

  3. Информационные технологии управления

  4. Разработка и принятие управленческих решений (изменить название дисциплины)

  5. Социальные технологии управления (дополнить дидактическими единицами дисциплины «Управление общественными отношениями», «Прикладная политология»)

  6. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы (правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления; административный процесс государственной и муниципальной службы; законодательство о государственной и муниципальной службе, организация государственной и муниципальной службы, виды государственной службы: федеральная гражданская, федеральная военная, федеральная правоохранительная, государственная гражданская служба субъектов РФ; организация муниципальной службы; правовой статус государственного и муниципального служащего, прохождение государственной и муниципальной службы, управление государственной и муниципальной службы, ответственность на государственной и муниципальной службе)

  7. Управление поселениями (регионом, городом, селом) (Местное хозяйство?) (особенности управления на региональном и местном уровнях)

  8. Документационное обеспечение управления

Наличие обособленных правовых дисциплин (в действующем стандарте они объединены в одну «Правовые основы Российского государства», но вузы могут разделить ее на несколько) обусловлено, прежде всего, присутствием требований о знании Конституции РФ, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность служащего, а также различием методов правового регулирования отдельных отраслей права, объективным делением права на публично-правовые и частно-правовые отрасли.

Предложенное разграничение дисциплин экономического и социального направлений проистекает из необходимости передать отдельные характеристики объектов управления.

Знания, умения и навыки, формируемые в ходе подготовки специалистов в государственном и муниципальном управлении должны обеспечить надлежащее (эффективное) исполнение государственным (муниципальным) служащим своих должностных (служебных) обязанностей.

Направления специализации в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление» должны определяться в соответствии с основными направлениями деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, «Административное управление», «Психология управления», «Муниципальное хозяйство», «Управление экономикой», «Управление социально-культурной сферой», «Управление социальным развитием» и проч.).

Отметим, что правила подготовки государственных и муниципальных служащих, а также основные направления их подготовки должны регламентироваться нормативными правовыми актами (законами и указами Президента), а также решениями органа управления государственной службой (в настоящее время не сформирован).

Как правило, академии государственной службы помимо подготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление» осуществляют подготовку специалистов для государственной и муниципальной службы по иным специальностям. В данном случае, в рамках регионального компонента учебного плана соответствующих специальностей необходимо предусмотреть учебные дисциплины, освещающие основные вопросы государственного и муниципального управления, в частности:

  1. Система государственного и муниципального управления.

  2. Государственные и муниципальные финансы.

  3. Государственное регулирование экономики.

  4. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы.

Табл. 1. Примерный учебный план по специальности «Государственное и муниципальное управление».

N п\п

Наименование дисциплины

Часов

Примерное распределение по семестрам

Трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ГСЭ

Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин

1800

898

902

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

01

Иностранный язык

+

З

З

Э

02

Физическая культура

+

З

З

З

03

Отечественная история

Э

04

Культурология

З

05

Политология

Э

06

Теория государства и права

Э

07

Психология и педагогика

Э

08

Рус. язык и культура речи

Э

09

Социология

Э

10

Философия

+

Э

ЕН

Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин

1000

529

471

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

01

Математика

З

Э

Э

02

Информатика

З

03

КСЕ

З

ОПД

Цикл общепрофессиональных дисциплин

2500

1355

1145

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2000

1105

895

01

Экономическая теория

З

Э, К

02

Конституционное и административное право РФ

Э

03

История государственного управления в России

Э

04

Государственные и муниципальные финансы

З

Э, К

05

Исследование социально-экономических и политических процессов

З

Э

06

Правовое обеспечение экономической деятельности

З

Э

07

Региональная экономика и управление

З, К

Э

08

Статистика и демография

З

Э

09

Теория управления

З

Э

10

Государственное регулирование экономики

Э, К

11

Социология и психология управления

Э

СД

Специальные дисциплины

2000

1072

928

1

Система государственного и муниципального управления

З

Э

2

Управление персоналом

З

Э, К

3

Информационные технологии управления

З

4

Документационное обеспечение управления

Э

5

Разработка и принятие управленческих решений

Э, К

6

Социальные технологии управления

Э

7

Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы

З

Э, К

8

Управление поселениями

Э, К

ФТД.01

Военная подготовка

450

Теоретическое обучение

8208

Итоговая государственная аттестация

162

Практики

864

ИТОГО

4 + 4

3 + 6

5 + 4

1 + 4

4 + 2

1 + 5

2 + 1

0 + 2

Курсовые работы

1

2

1

2

1

2

2

2

2

Примечания.

+ - ведение занятий по дисциплине без итогового контроля или ведение групп «подгонки»

З – предусмотрен зачет по дисциплине

Э – предусмотрен экзамен по дисциплине

К – предусмотрена курсовая работа по дисциплине



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Индивидуальная программа стажировки фамилия, имя, отчество Зенков Максим Юрьевич Кафедра Сибагс

    Программа
    Наименование органа управления (структурного подразделения), в котором проводится стажировка отдел кадровой политики и государственных наград аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
  2. Оргкомитет конференции (6)

    Документ
    XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР»
  3. Отчет об организации научно-исследовательской работы студентов Сибагс за 2007-2008 уч г

    Публичный отчет
    Приказ «О внутреннем конкурсе научных проектов «Организация со студентами научно-исследовательской работы на кафедре» № 203 (осн.) от 04 апреля 2008 г.
  4. И бизнес-систем

    Заседание
    X Международной очно - заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР»
  5. Программа международной научно-практической конференции посвященной 15-летию Сибирской академии государственной службы «Государственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспективы»

    Программа
    руководитель секции 1, проректор по автоматизации Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, зав. кафедрой автоматизированной обработки информации, д-р техн.

Другие похожие документы..