Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методическая разработка'
Огромное количество неизученных проблем существует в окружающем нас мире. Какую воду мы пьем? Какой хлеб самый лучший? Каким мылом лучше мыться? Како...полностью>>
'Документ'
Перекрытие, поставляемое нашей компанией – это часторебристое перекрытие. Эти перекрытия состоят из лёгких железобетонных балок, пустотелых блоков и ...полностью>>
'Навчально-методичний посібник'
Навчально-методичний посібник для самостійної роботи і практичних занять з навчальної дисципліни „Криміналістика” / Уклад.: В.Ю. Шепітько, В.О. Конов...полностью>>
'Документ'
Обухова Ольга Борисовна — канд. психол. наук, доцент кафедры дифференциальной психологии ф-та клинической и специальной психологии МГППУ. E-mail: s13...полностью>>

Курсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему: «прямое налогооблажение и формирование доходов бюджетной системы»

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВая работа

по дисциплине «Финансы»

на тему:

«ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ».

Выполнила студентка 4 курса

2 потока 1 подгруппы

Факультет: «ФиК»

Специальность: «ФиК»

№ зачетной книжки: 05 ФФД 40419

Бадретдинова А.Н.

Руководитель: Балгазин И.А.

Уфа 2007

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

1. Экономическое содержание прямого налогообложения ……………..

1.1. Признаки налогообложения.……………….…………………...…….

1.2. Функции налогов. ……………………………………………….……

1.3. Элементы налогообложения и методы их взимания………….........

1.4. Основные виды прямых налогов……………………………………..

1.4.2. Подоходный налог…………………………………………………..

1.4.3. Единый социальный налог………………………………………….

2. Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ……….

2.1. Динамика поступления прямых налогов в доходы федерального бюджета……………………………………………………………………..

3. Проблемы собираемости прямых налогов и их решение……………….

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………….

Введение

Цель работы состоит в изучении места прямых налогов в доходах федерального бюджета страны. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построены взаимоотношения между субъектами хозяйствования и государством по взиманию части дохода через налоги, а в особенности через механизм налога на прибыль, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Как и в большинстве, развитых странах мира в налоговой системе Российской Федерации огромная роль отводится прямым налогам.

В настоящее время эта тема наиболее актуальна, так как происходит снижение в доходах бюджета удельного веса прямых налогов. Этот процесс закономерен, поскольку отражает происходящие в экономике процессы.

Задачами исследования этой работы явились:

- сущность прямого налогообложения в Российской Федерации и за рубежом, а также характеристика основных прямых налогов, поступающих в федеральный бюджета России.

- место прямых налогов в налоговой системе

- пути решения проблем собираемости прямых налогов.

Предметом исследования выступают прямые налоги федерального бюджета российской Федерации.

Методологической и информационной основой моей работы послужили работы: Налоги /Под редакцией Д.Б. Черника, Налоги и налогообложение/под ред.Романовского М.Р., а также нормативные документы, такие как Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «о Федеральном бюджете на очередной год» и периодические издания, также специализированные сайты Министерства Финансов РФ, сайт Налоговой системы РФ и иные источники.

1.Экономическое содержание прямого налогообложения

Итак, что же такое налоги, как их понимают в наше время. Воспользуемся Налоговым кодексом РФ для наиболее точного определения налога: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований׀.

Теперь посмотрим, какое определение дают прямым налогам: прямой налог - налог, взимаемый непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество.

Если рассматривать материальное содержание налогов, то они являются частью национального дохода (НД). Можно выделить несколько признаков налогов, характерных для налогов практически во все времена, и, естественно, что эти признаки связаны с такими явлениями как: появления института государства и появлением денег как всеобщего эквивалента.

1.1 Признаки налогообложения

Первый признак – денежный характер налогов. В XVIII веке в казне российского государства преобладала денежная форма внесённых платежей, в настоящее время налоги уплачиваются только в денежном выражении.

Вторым признаком можно выделить то, что налоговые отношения связаны со сменой форм собственности, т.е. передача прав пользования от одного участника этих отношений к другому. Известно, что существуют три основные формы собственности: частная, государственная и коллективная (т.е. долевая собственность, где каждый имеет лишь часть её), а налоговые отношения возникают на стадии перераспределения и, как говорилось выше, являются частью НД. Отсюда видно, что через «обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи» мы передаём государству часть своей собственности в денежном выражении, т.е. частная собственность переходит в государственную.

Третий признак – регулярность взимания налоговых платежей, т.е. все лица обязаны регулярно уплачивать в установленные сроки налоговые платежи.

Четвёртым признаком является всеобщий характер налогов. В соответствии со ст.№3 НК РФ п.1,2 (Федеральный закон от 9 июля 1999г. №154-ФЗ) этот признак звучит так:

1.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.

Теперь у нас есть более-менее чёткое понятие налога в РФ. Перейдём тогда уже к элементам налогов и посмотрим, как и чем отличаются прямые и косвенные налоги (см. Приложение №1).

1.2 Элементы налогообложения.

Для того чтобы узнать какие именно элементы существуют, обратимся к ст.№17 НК:

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Объект налогообложения – то, что подлежит налогообложению, от величины чего зависит сумма налога. Все объекты налогообложения делятся на две группы: 1)доход 2)имущество. Такое деление применяется при прямом налогообложении. При косвенном обложении объектом является выручка (оборот) от реализации или её часть.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог. Принято различать формальных и фактических налогоплательщиков.

Формальным налогоплательщиком является физическое или юридическое лицо, которое вносит налог в бюджет и во внебюджетные фонды.

Фактическим налогоплательщиком считается то физическое или юридическое лицо, с чьего дохода уплачивается налог.

Такое распределение на фактических и формальных налогоплательщиков возникает лишь тогда, когда есть переложение налогов.

Налоговая база

1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются настоящим Кодексом.

В случаях, указанных в настоящем Кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных настоящим Кодексом.

2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом׀.

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определённый законом период налогообложения׀.

Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения (гектар земли, рубль дохода и т.д.). Ставки налогов бывают твёрдые и пропорциональные (долевые).Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютных суммах на единицу обложения независимо от доходов. Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте с дохода независимо от его размера׀.

В большинстве случаев применяют долевые ставки, которые в свою очередь делятся на прогрессивные и регрессивные. Прогрессивные предусматривают увеличение размеров ставок с ростом объекта налогообложения, однако степень прогрессивности может быть различной и оцениваться показателем мягкости или жёсткости прогрессии. Если ставка растёт быстрее, чем объект налогообложения – ставка жёсткая.

Регрессивные ставки заключаются в уменьшении ставок с объекта обложения (ЕСН).

Порядок исчисления налога.

Для каждого налога определятся свой порядок исчисления. Сначала определяется объект обложения, затем исчисляется налоговая база и путём умножения на ставку налога исчисляется сам налог.

Порядок и сроки уплаты налогов.

Установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало'.

Для каждого налога определён свой срок уплаты.

Способы взимания налогов существенно различаются по двум основным видам налогов (прямые и косвенные).

Основными методами при прямом налогообложении являются:

1) Кадастровый, сущность этого метода заключается в том, что составляется подробный перечень (кадастр) однотипных объектов обложения с указанием тех или иных признаков объектов, которые имеют значение для размера получаемых от них доходов. Недостатком данного метода является то, что фактическая доходность объектов обложения, как правило, отклоняется от средней и, как правило, не в пользу налогоплательщика.

2) По месту получения дохода до его получения. Данный метод применяется в основном при налогообложении физических лиц имеющих доходы от работы по найму. При этом методе расчёт налога осуществляется обычно экономическими службами предприятий. Вычеты сумм налога из заработных доходов осуществляются до получения ими заработной платы.

3)Декларационный метод. Чаще всего этот метод в совокупности со вторым методом, т.к. наряду с зарплатой есть и другие виды доходов, по которым могут быть определены льготы, когда физическое лицо подаёт декларацию, налоговые службы проверяют правильность её заполнения и правильность исчисления налогов из совокупного годового дохода физического лица.

По косвенным налогам применяют два основных метода:

1) Каскадный

2) По принципу однократности обложения.

Каскадным методом взимаются НДС, налог с продаж и др. Суть этого метода заключается в том, что налог уплачивает не производитель (формальный налогоплательщик) товара, а покупатель или перекупщик (фактический налогоплательщик). Т.е. каждый раз при продаже товара продавец (перекупщик) добавляет в цену свою прибыль и с этой прибыли должен уплатить налог, но и этот налог он включает в цену и т.д. Последний потребитель товара и является фактическим налогоплательщиком.

По принципу однократности обложения взимаются акцизы, таможенные пошлины и др. При таком обложении налог уплачивается только один раз (например, при переправке товара через границу уплачивается таможенная пошлина).

1.3 Функции налогов.

Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, экономическую и контрольную.

Фискальная функция является самой первой и основной. Она отражает предназначение налогов. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создаётся материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что буквально означает “корзина”.

Налоги служат основным источником доходов государства, средством мобилизации доходов в распоряжение государства. Налоги создают условия для дальнейшего перераспределения и мобилизации ресурсов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%, а в объёме НД государства 40-50%.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Налоги неизбежно влияют как на объём производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Усиление налогового бремени (увеличение числа налогов, изменение налоговых льгот, повышение налоговых ставок) ведёт к уменьшению таких компонентов совокупного спроса (налоговая волна), как накопление, потребления населения, сбережения, инвестиции и т.д.

Уменьшение совокупного спроса порождает проблему реализации произведённого ВВП. Ответной реакцией становится снижение совокупного предложения, Справедливо и обратное снижение налогового бремени ведёт к росту части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц. В этой связи правомерно ожидать увеличения личного потребления, сбережений, инвестиций. Ответом на эти изменения станет рост совокупного предложения, рост объёмов ВНП.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых. межотраслевых и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставлений налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество.

Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объём потребительского спроса, инвестиции и т.д., а также на стимулирование отраслей и сфер экономики.

Постепенно происходит признание экономической функции налогов, их позитивного воздействия на экономику. С помощью математических методов устанавливается характер зависимости между налогами их стимулирующим воздействием на производство.

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным “зеркалом” экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о её влиянии на национальное хозяйство страны, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Эта функция реализуется органами, осуществляющими контроль над правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчётности. К ним относятся органы Минфина, МНС РФ, Государственного таможенного комитета и т.д.

Также Черник Д.Г. выделяет и другие функции: распределительную, стимулирующую, социальную, воспроизводственную.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Анализ производственно-хозяйственной деятельности» для студентов заочного

    Методические указания
    Данные методические указания подготовлены для выполнения курсовой работы студентами 5-го курса заочного отделения по дисциплине «Анализ производственно-хозяйственной деятельности» (специализация «Производственный менеджмент») и разработаны
  2. Методические указания для студентов по проведению практических работ для специальностей

    Методические указания
    на методические указания для студентов по проведению практических работ по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» для специальностей, 080501, 080504, разработанные Гурьевой Л.
  3. Рабочая учебная программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Бухгалтерский учет», предназначена для студентов специальности 050506 «Финансы» и050509 «Экономика» &&&

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Бухгалтерский учет», предназначена для студентов специальности 050506 – «Финансы» и 050509 «Экономика»
  4. Отчет о результатах самообследования факультета экономики

    Публичный отчет
    Факультет экономики и менеджмента Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова ведет свою историю с 1930 года. В числе первых факультетов в составе Московского полиграфического института был открыт инженерно-экономический
  5.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.

Другие похожие документы..