Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
В. П. Руднев — автор книг “Морфология реальности: Исследование по философии текста” (1996), “Энциклопедический словарь культуры ХХ века: Ключевые пон...полностью>>
'Документ'
В последнее время можно говорить об изменении российского политического пространства. Более того, широкое хождение получил тезис о конце политики в Ро...полностью>>
'Документ'
Пролистывая беглым взглядом страницы истории медицины древности и последующих веков, везде мы можем найти отголоски проблемы нас интересующей. Личная ...полностью>>
'Документ'
С 23 по 26 марта в МВЦ «ITE Сибирская Ярмарка» прошла международная промышленная выставка «Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Металлургия-2010»...полностью>>

Курсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему: «прямое налогооблажение и формирование доходов бюджетной системы»

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2.Сравнительный анализ налоговых систем РФ и Дании

Для начала хочу отметить, что сравнивать эти два государства довольно сложно. Уж очень мало общего у России и Дании. В первую очередь кардинальные различия в территориях, различия в климате, объёме природных ресурсов, структуре экономики, населении и т.д. Россия – федерация, Дания – унитарное государство, - отсюда все различия в налоговой, бюджетной и финансовой сферах.

Опыт Дании в области налогообложения довольно значителен. Налоговые доходы составляют основную часть всех доходов бюджета, а в связи с социально-ориентированной экономикой эти доходы довольно эффективно перераспределяются по министерствам и ведомствам.

Эффективность перераспределения средств бюджета на местном уровне связано не только с незначительным размером территории, но также связано и с эффективностью работы существующей системы перераспределения. Большинство налогов, уплаченных в бюджет, направляются на социальные программы, повышение квалификации работников, профсоюзы и т.п. Таким образом, деньги обращаются в экономике и возвращаются налогоплательщикам.

В России же основные поступления в бюджет идут на финансовую помощь бюджетам других уровней (около 30%), а также на национальную оборону.

В настоящее время, после введения новой 25-й главы Налогового кодекса в действие, в России максимальная ставка налога на прибыль составляет 24 процента. Из них 7 процентов обязательно надо отдать в федеральный бюджет, а дальше региональная законодательная власть устанавливает уже свой порог, который должен быть не более 17 процентов. Как правило, все 17 и устанавливают. Далее эти 17, как правило, делятся так: 2 процента идут в муниципальный бюджет, то есть ближе к земле, где все мы, собственно, и живем, а остальные - в бюджет региональный.

Правда, есть налоги, которые очень четко расписаны, например, налог с продаж. Он полностью идет в региональные бюджеты.

Все доходы от внешней торговли и налоги на импорт идут полностью в федеральный бюджет. Наконец, туда идет и самый главный налог - на добавленную стоимость. Чтобы собрать налог на прибыль, налоговой инспекции необходимо провести целое исследование: правильно или неправильно что-то списано на себестоимость, насколько правильно показана выручка. А косвенные налоги собираются легко. Поэтому регионалы в рамках дискуссии с федералами всегда обвиняют последних в том, что федеральный бюджет забирает все легко собираемые налоги, а регионам оставляет налоги, которые трудно собрать, заявляя, что регионы ближе к налогоплательщикам и должны их опекать плотнее.26

В отличие от России в Дании преобладают прямые налоги, причём основными получателями как прямых, так и косвенных налогов являются муниципальные бюджеты.

Для России сейчас очень важно реанимировать производство, в первую очередь промышленность. Это связано с огромной изношенностью основных фондов. Но в тоже время мы сталкиваемся с нехваткой средств для модернизации производства.

У Дании огромный опыт в налоговом регулировании регионов. Специфика власти в Дании состоит в том, что власть децентрализована и управление осуществляется в основном на местном уровне. Для России, как для Федерации, очень важна централизация управления, но для такой обширной территории как в нашей стране необходима эффективная система перераспределения финансовых ресурсов. Для этого не обязательно использовать высокие ставки налогов, а достаточно повысить качество сбора налогов. Для этого нужно оставлять основные налоги в бюджетах субъектов РФ.

Сейчас России очень нужна эффективная налоговая система, и в первую очередь – система перераспределения бюджетных средств. Для решения этой проблемы возможна передача полномочий по распределению средств администрациям субъектов федераций и муниципалитетам.

Региональные проблемы России  и, в частности, проблемы российских городов во многом созвучны с теми, которые возникли в Европе по мере углубления процесса Европейской интеграции. Россия  подобно ЕС представляет собой федерацию неравномерно развитых регионов, имеющих свои специфические проблемы. Здесь тоже идет становление "нового федерализма", децентрализация властных полномочий, есть свои регионы-доноры и регионы-бенефициарии. И здесь и там, яблоком раздора между центром и периферией выступает бюджетный процесс. Подобно тому, что мы наблюдаем в Европе, в систему организации власти в стране не удается вписать города. И в Дании, и в России в городах проживает большая часть населения, в городах производится большая часть ВНП.

Децентрализация функций государственного управления сама по себе не является чем-то новым. Она имела место и ранее, например, в отношении удаленных, труднодоступных или иных специфических регионов. Децентрализация часто была радикальной, вплоть до различных форм автономии или самоуправления. Однако сейчас децентрализация (через правовые инструменты или в рабочем порядке) превратилась из исключений в правило государственного управления и государственного строительства в Европе, причем уже не только в федеративных, но и в формально унитарных странах. Корни этого явления -  неприспособленность, а фактически - даже неспособность современного государства централизованно решать многие, в том числе социальные, инфраструктурные и экологические проблемы. Так, например, центральная власть не смогла преодолеть, отмеченную выше неравномерность в уровнях развития регионов и, более того, лишь легализовала донорско-клиентские отношения между ними, опосредуемые через госбюджет. В результате у населения все более укореняется мнение об особой ценности именно местной, конкретной демократии, в отличие от абстрактной, общенациональной.

Что же необходимо использовать в налогово-экономической практике России?

Во-первых, это утверждение корпоративного бюджетного федерализма. В Дании примерно тот же принцип носит название принципа субсидиарности. Вне какого-то варианта корпоративного бюджетного федерализма задача укрепления федерального государства решения, на наш взгляд, не имеет. Корпоративный бюджетный федерализм предполагает гарантированное соблюдение принципов равностепенной загрузки налогового потенциала каждого из регионов общефедеральными расходами, в том числе, необходимые для формирования трансфертов. Он также предполагает равную бюджетную обеспеченность всех регионов и территорий. Он предполагает разумную децентрализацию средств и ответственности, благодаря чему должна уменьшиться степень загрузки налогового потенциала каждого региона.

По существу мы должны на принципах экономической целесообразности создать сообщество (корпорацию) для комплексного социально-экономического развития всех территорий Российской Федерации. Равенство субъектов Федерации заключается в том, что общие федеральные расходы, предусматривающие в частности, и взаимопомощь субъектов Федерации, распределяются по принципу равной относительной загрузки налогового потенциала субъектов. Перераспределение производится в целях достижения равной бюджетной обеспеченности (равного покрытия бюджетной потребности).27

В прошедшее десятилетие использование западного опыта в большей степени было вопросом здравого смысла, а не принадлежности к определенной идеологии, то теперь более четко обозначились альтернативы экономической политики в рамках сделанного «западного выбора».

Что касается научно-популярного сравнения России с Западом с учетом климата, то климатические затраты, действительно, делают производство в России менее конкурентоспособным по сравнению с более теплыми странами третьего мира. Но не по сравнению с Западом. Если Россия, как и весь остальной мир, кроме Запада (и нескольких стран Дальнего Востока) — находится в индустриальной эре производства товаров, то Запад находится в эре постиндустриальной — производства идей.

Технологии создаются и патентуются на Западе, а производятся — где дешевле. Северные страны ЕС намного богаче южных, и эта пропорция не очень сильно меняется, несмотря на десятилетия дотаций. Разница температур между Данией и Южной Италией очень существенна. Но между Северной и Южной Европой существует еще разница в менталитете. Северные народы более индивидуалистичны, но воспитаны таким образом, что не злоупотребляют своей свободой. Коррупция и непослушание закону — редкое явление в этих странах.

  1. Датский закон о компаниях № 545 от 20 июня 1996 года.

  2. Датский закон о закрытых акционерных компаниях № 378 от 22 мая 1996 г.

  3. Финансы. Учебник/ Под ред. проф. В.В. Ковалёва. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

  4. А.И. Погорлецкий. Экономика зарубежных стран. – Спб.: 2000.

  5. Christensen Hans Skov, Sletbjerg Pia, Rasmussen Britt Dyg Danish Manufacturing .: Denmark, The Confederation of Danish Industries .: Copenhagen, 1998.

  6. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для вузов/ Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. – М.: Закон и право, ЮНИТИ – 1997.

  7. Клаус Фафлер. Налоги в сфере энергетики, действующие в Дании// ЭСКО. – 2003. - №4. – апрель. – стр. 7-10.

  8. Н.Г. Вовченко. Налоги на потребление стран-членов ЕС: проблемы гармонизации // Финансы и кредит. – 2003. – №6. - стр. 63-67.

  9. М. Котов. Дания: Чиновник – друг бизнесмена// Свой бизнес. – 2002. – 3 октября. – стр. 12.

  10. Дания и Швеция - лидеры по налогам// Известия. – 2001. - №16. – стр. 5.

  11. Надёжнее чем оффшор// Компаньон. – 2000. - №29. – стр. 20.

  12. В. Иглин. Из опыта социального управления обществом в Дании// Управление персоналом. – 2000. – №6. – с.18-21.

  13. Егорова Е.Н., Петров Ю.А. Налоговые системы России и 20 зарубежных стран в 1991-1997 гг.: сравнительный анализ полных налоговых ставок. - М.: ЦЭМИ РАН, 1999.

  14. Дания – в этой стране введён экологический налог//Бюллетень Трансграничного Экологического Информационного Агентства для граничных районов Севеpо-Запада России, стран Балтии, Финляндии. – 1999. – №34.- стр. 1.

  15. /consalting5.htm

  16. http://www.nalog.ru

  17. /denmark365$#5<tax.html

  18. /economy/index.html

  19. /economics/935/5189.html?620020051

  20. – официальный сайт правительства Москвы.

2. Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [1], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

  • доходы от реализации государственных запасов;

  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;

  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

  • административные платежи и сборы;

  • штрафные санкции, возмещение ущерба;

  • доходы от внешнеэкономической деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ [1], в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

  1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

  2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

  3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;

  4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

  5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

2.1. Динамика поступления прямых налогов в доходы федерального бюджета

Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды
за январь-сентябрь 2006-2007 гг.

 

 

млрд. рублей

 

Январь-сентябрь
2006 года

Январь-сентябрь
2007 года

в процентах
к 2006 году

Всего поступило в бюджетную систему РФ

4 872,6

5 859,1

120,2

в том числе:

 

 

 

Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ

4 153,3

4 943,4

119,0

Государственные внебюджетные фонды

636,5

817,6

128,5

 

 

 

 

 

 

 

млрд. рублей

 

Январь-сентябрь
2006 года

Январь-сентябрь
2007 года

в процентах
к 2006 году

Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН)

4 153,3

4 943,4

119,0

в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

2 241,1

2 537,5

113,2

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1 912,3

2 405,9

125,8

из них:

 

 

 

Налог на прибыль организаций

1 162,4

1 368,8

117,8

в федеральный бюджет

360,0

411,7

114,3

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

802,4

957,1

119,3

Налог на доходы физических лиц

 

 

 

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

640,3

864,3

135,0

Единый социальный налог в федеральный бюджет

221,9

285,2

128,5

Налог на добавленную стоимость

 

 

 

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

702,3

919,9

131,0

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь

19,3

24,4

126,6

Акцизы

185,5

212,1

114,3

в федеральный бюджет

69,9

78,8

112,7

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

115,6

133,3

115,3

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

909,1

865,6

95,2

в федеральный бюджет

856,0

811,0

94,7

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

53,1

54,6

102,8

в том числе:

 

 

 

налог на добычу полезных ископаемых

891,9

838,6

94,0

в федеральный бюджет

840,4

786,3

93,6

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

51,4

52,3

101,6

из него нефть:

799,8

744,6

93,1

в федеральный бюджет

759,8

707,4

93,1

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

40,0

37,2

93,1

 

 

 

 

 

 

 

млрд. рублей

 

Январь-сентябрь
2006 года

Январь-сентябрь
2007 года

в процентах
к 2006 году

Государственные внебюджетные фонды - всего

719,3

915,7

127,3

в том числе:

 

 

 

Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)

562,2

721,2

128,3

Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)

42,5

47,8

112,6

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

39,3

51,2

130,3

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС)

75,3

95,5

126,8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Анализ производственно-хозяйственной деятельности» для студентов заочного

    Методические указания
    Данные методические указания подготовлены для выполнения курсовой работы студентами 5-го курса заочного отделения по дисциплине «Анализ производственно-хозяйственной деятельности» (специализация «Производственный менеджмент») и разработаны
  2. Методические указания для студентов по проведению практических работ для специальностей

    Методические указания
    на методические указания для студентов по проведению практических работ по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» для специальностей, 080501, 080504, разработанные Гурьевой Л.
  3. Рабочая учебная программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Бухгалтерский учет», предназначена для студентов специальности 050506 «Финансы» и050509 «Экономика» &&&

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Бухгалтерский учет», предназначена для студентов специальности 050506 – «Финансы» и 050509 «Экономика»
  4. Отчет о результатах самообследования факультета экономики

    Публичный отчет
    Факультет экономики и менеджмента Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова ведет свою историю с 1930 года. В числе первых факультетов в составе Московского полиграфического института был открыт инженерно-экономический
  5.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.

Другие похожие документы..