Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Задача книги — оказать практическую помощь в преодолении неуверенности в себе, «синдрома неудачника». Автор знакомит с конкретными приемами самодиагн...полностью>>
'Документ'
Влияние комплексной терапии на качество жизни детей с аллергическим ринитом / А. Ю. Томилова [и др.] Педиатр. фармакология. – 2007. – Т.4, № 3. - С....полностью>>
'Учебное пособие'
С 13 Начала современного естествознания: концепции и принципы: учебное пособие / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 608 с. — ...полностью>>
'Документ'
Програма соціально-економічного та культурного розвитку Тернопільського району на 2011 рік (далі – програма) базується на аналізі соціально-економічн...полностью>>

Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «История отечественной литературы»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Составление читательского дневника

Читательский дневник рекомендуется вести, записывая по мере прочтения произведений важную информацию о тексте, авторе, героях: следует отмечать название произведения, автора, сведения о биографии и творчестве автора, период создания произведения, имена героев, их функции в произведении, ключевые фразы прочитанного текста, цитаты, которые отражают авторскую позицию, жанровую или стилевую специфику и т.д.

При оценивании читательского дневника учитывается количество прочитанных произведений, содержательность и смысловая наполненность сделанных записей.

Список рекомендованных для чтения произведений:

  1. Повесть временных лет. Предание об основании Киева. О русских племенах. Легенда о призвании князей. Поход Олега на Царьград. Смерть Олега. Смерть Игоря и месть Ольги. Крещение Ольги. Выбор веры. Крещение Владимира. О мудрости Ярослава. Завещание Ярослава.

  2. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

  3. Житие Феодосия Печёрского.

  4. Сказание о житии и погублении Бориса и Глеба.

  5. Поучение Владимира Мономаха.

  6. Хождение игумена Даниила в Святую землю.

  7. Моление Даниила Заточника.

  8. Слово о полку Игореве.

  9. Житие Александра Невского.

  10. Слово о погибели земли Русской.

  11. Повесть о разорении Рязани Батыем.

  12. Сказание о Мамаевом побоище.

  13. Задонщина.

  14. Житие Стефана Пермского.

  15. Житие Сергия Радонежского.

  16. Хождение за три моря Афанасия Никитина.

  17. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.

  18. Повесть о Юлиании Лазоревской (Житие Улиянии Осорьиной).

  19. Повесть о Марфе и Марии.

  20. Повесть о Петре и Февронии Муромских.

  21. Житие протопопа Аввакума.

  22. Домострой (главы).

  23. Повесть о Ерше Ершовиче.

  24. Повесть о Шемякином суде.

  25. Повесть о Фроле Скобееве.

  26. Повесть о Горе-Злочастии.

  27. Повесть о Савве Грудцыне.

  28. Сочинения Симеона Полоцкого. Монах. Купечество. Комедия притчи о блудном сыне.

  29. Сочинения Кариона Истомина. Приветствие царевне Софье Алексеевне.

  30. Сочинения Сильвестра Медведева. Епитафион.

  31. Гистория о российском матросе Василии Кориотском.

  32. Прокопович Ф. Владимир. Слово похвальное Петру Великому.

  33. Кантемир А. Сатиры 1,2,7.

  34. Тредиаковский В. О новом и кратком способе к сложению стихов российских. Езда в остров любви. Тилемахида.

  35. Ломоносов М. Письмо о правилах российского стихотворства. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Разговор с Анакреоном. Ода 1747г. Письмо о пользе стекла. Утреннее размышление… Вечернее размышление… Случились вместе два астронома в пиру.

  36. Сумароков А. Эпистола о стихотворстве. Хорев. Димитрий Самозванец. Рогоносец по воображению. О благородстве. Жуки и пчелы.

  37. Новиков Н. Крестьянские отписки. Письмо к Фалалею. Отрывок путешествия в …И.Т.

  38. Фонвизин Д. Послание к слугам моим. Бригадир. Недоросль. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях.

  39. Державин Г. Фелица. Памятник. Бог. Водопад. Вельможа. На взятие Измаила. Заздравный орел. Снегирь. К лире.

2. Составление словаря терминов

С помощью литературоведческих словарей, энциклопедий, учебников дать определение следующим понятиям: кириллица, пергамент, лицевая книга, устав, полуустав, скоропись, вязь, список, извод, редакция рукописи, палимпсест, текстология, жанровый канон, литературный этикет, агиография, пролог, минолог, патерик, патристика, Евангелие, Псалтирь, Минея, панегирик, апокриф, летопись, хронограф, воинская повесть, хождение, абстрактный психологизм, «плетение словес», монументальный историзм, эмоционально-экспрессивный стиль, идеализирующий биографизм, барокко, секуляризация, беллетристика, приказная школа стихотворства, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение, школьный театр, классицизм, ода, высокая трагедия, комедия положений, комедия характеров, бытовая комедия, высокая комедия, эпистола, сатира.

  1. Выполнение конспектов научных работ

Работа с научной и учебной литературой включает в себя следующие этапы: чтение источника, выделение основных мыслей, ключевых фраз, оформление конспекта или тезисов.

Список работ для конспектирования:

По теме «Древнерусская литература XI-XII вв.»:

Лихачёв Д.С. «Повесть временных лет» // Лихачёв Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1979.

Осетров Е.И. Былина разговаривает с летописью // Осетров Е.И. Аз – свет миру. – М., 1989.

Осетров Е.И. Я вижу Нестора // Осетров Е.И. Аз – свет миру. – М., 1989.

Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – М., 1985. С.7-39, 183-244, 237-272.

Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» // Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975. С. 132-204.

Осетров Е.И. Мир Игоревой песни: Этюды. – М., 1981.

Осетров Е.И. Славянский характер // Аз – свет миру: Повести в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной. – М, 1989. С.185-206.

Утевская П.В. Приносящие великую пользу. // Утевская П.В. «Слов драгоценные клады». – М., 1985. С. 154-185.

По теме «Древнерусская литература XIII-XV вв.»:

Лихачёв Д.С. Культура Руси времён Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. – М., 1962.

Лихачёв Д.С. Повесть о разорении Рязани Батыем // Лихачёв Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975. С.221-239.

Лихачёв Д.С. Задонщина // Лихачёв Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975. С.239-253.

Лихачёв Д.С. Литература исторических размышлений (II пол. XV века) // Лихачёв Д.С. Великий путь: Становление русской литературы XI-XVII веков. – М., 1987. С. 122-141.

Лихачёв Д.С. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. // Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1979. С.299-304.

По теме: «Классицизм как метод и направление. Становление и особенности русского классицизма»:

Лотман Ю.М. Просветительство и реализм. – «Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века». – М.-Л., «Наука», 1961. С.158-162.

Ломоносов и русская литература. Сб. статей. // Под ред. А.С. Курилова. – М., 1987.

Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л., 1973.

Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин). – М., 1979.

Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000.

Минералов Ю.И.История русской словесности XVIII века. – М., 2003.

Фёдоров В.И. История русской литературы XVIII века. – М., 2003.

  1. Заполнение обобщающей тематической таблицы

Таблица заполняется в тетради или на листах А-4 в рукописном или печатном варианте. Допустимо оформление в виде энциклопедических статей.

Таблица «Деятели русской культуры»

Деятели древнерусской культуры1

Исторический период

(годы жизни)

Краткие биографические сведения2

Вклад в развитие русской культуры и литературы

князь Владимир Святославич

Владимир Мономах

Иларион Киевский

Кирилл Туровский

Даниил Заточник

Никон Великий

Нестор

игумен Даниил

Епифаний Премудрый

Андрей Рублёв

Афанасий Никитин

Иван Грозный

Андрей Курбский

митрополит Макарий

Ермолай-Еразм

протопоп Аввакум

Симеон Полоцкий

Сильвестр Медведев

    Таблица «Основные этапы развития древнерусской литературы»

Век

Истори-ческий период

Тип мышле-ния

Стиль эпохи

Веду-щие жанры периода

Наиболее значимые произве-дения периода

Краткая характерис-тика литератур-ного развития

XI-XII

XIII-XV

XVI

XVII

5. Выполнение реферата

Работа над рефератом предполагает глубокое осмысление студентом определённого аспекта известного направления литературоведческих исследований, изучение и освоение наиболее значимых научных работ по этой проблеме. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из предложенного перечня. Допускается выбор собственной темы по согласованию с преподавателем. Реферат оформляется на листах А-4 в печатном варианте. Объём реферата: не менее 10 страниц. Выполнение реферата включает в себя следующие этапы:

  • выбор темы,

  • подбор и систематизацию материалов научно-исследовательской литературы,

  • выделение важных моментов исследований по избранной теме,

  • самостоятельное осмысление конкретной литературоведческой проблемы, представленной в изученной литературе,

  • структурирование материала,

  • составление плана,

  • изложение материала в соответствии с пунктами плана и логикой развития мысли,

  • оформление реферата.

Темы рефератов по разделу «Классицизм как метод и направление. Становление и особенности русского классицизма»:

  1. Петровская эпоха в развитии русской литературы.

  2. Слово-проповедь в творчестве Феофана Прокоповича.

  3. Жанр сатиры в творчестве А.Д.Кантемира.

  4. Жанровое и тематическое многообразие творчества М.В.Ломоносова.

  5. Жанр оды в творчестве М.В.Ломоносова.

  6. Концепция любви в повести В.К.Тредиаковского «Езда в остров Любви».

  7. «Тилемахида» В.К.Тредиаковского: проблематика и поэтика.

  8. Трагедия А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец»: проблематика и поэтика.

  9. Жанр песни в лирике А.П.Сумарокова.

  10. Жанр басни в творчестве А.П.Сумарокова.

  11. «Сумароковская школа» в русской поэзии XVIII века.

  12. Идейно-художественное своеобразие «Послания к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» Д.И.Фонвизина.

  13. Комедия Д.И.Фонвизина «Бригадир»: проблематика и поэтика.

  14. Жанр оды в творчестве Г.Р.Державина.

  15. Анакреонтическая поэзия Г.Р.Державина.

6. Выполнение исследовательской работы

Выполнение исследовательской работы включает в себя следующие этапы: чтение избранных для исследования художественных текстов, подбор и систематизацию материалов научно-исследовательской литературы по избранной теме, выполнение самостоятельного анализа текста, сопоставление различных текстов, изложение выводов исследования. Работа оформляется в тетради или на листах А-4 в рукописном или печатном варианте. Объём работы определяется студентом самостоятельно (но не менее 2 страниц). При оценивании работы учитывается сложность избранной для исследования проблемы и степень её раскрытия.

Темы для исследования по разделу «Традиции и опыт древнерусской литературы в культуре и литературе XVIII-ХХ веков»:

  1. Образ князя Олега в «Повести временных лет» и в «Песне о вещем Олеге» А.С.Пушкина.

  2. Образы и мотивы «Повести временных лет» в «Думах» К.Ф.Рылеева.

  3. Образы и мотивы «Слова о полку Игореве» в русской литературе ХХ века.

  4. Образы «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке.

  5. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским и её отражение в балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов».

  6. Житийные традиции в творчестве Л.Н.Толстого.

  7. Житийные традиции в творчестве Н.С.Лескова.

  8. Проблема добра и зла в «двойнических» повестях: «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Горе-Злочастии».

  9. Объект и приёмы демократической сатиры в «Повести о Ерше Ершовиче» и «Повести о Шемякином суде»

  10. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Карпе Сутулове»: сюжет, композиция, фольклорные традиции.

  11. Традиции плутовской литературы и образ героя нового типа в «Повести о Фроле Скобееве» и «Повести о крестьянском сыне».

  12. Мотивы «Повести о Фроле Скобееве» в повести Н.Карамзина «Наталья – боярская дочь».

7. Выполнение творческой работы

1) Подготовка презентации

Выполнение презентации предполагает осмысление студентом материала одной из тем, структурирование и изложение этого материала, формирование визуального или аудиовизуального ряда для сопровождения материала, оформление презентации в приложении PowerPoint. Объём презентации: не менее 10 слайдов.

Примерные темы для презентаций:

  1. Истоки письменной культуры Древней Руси

  2. Особенности древнерусской книги

  3. Ранние памятники древнерусской книжности

  4. Истоки русского летописания

  5. Древнерусские апокрифы

  6. Древнерусская иконопись и житийная литература

  7. «Слово о полку Игореве» в контексте культуры своего времени

  8. Образы «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке

  9. Стихотворство в древнерусской литературе

  10. Театр Древней Руси

  11. Мир глазами средневековых русских путешественников

  12. Особенности русского барокко

2) Написание рецензии

Объект для рецензии студент выбирает самостоятельно, но с учётом специфики дисциплины. Так, объектом рецензии могут стать литературные произведения, художественные кинофильмы, созданные на основе фактов древнерусской истории и культуры, произведений древнерусской литературы и искусства, а также переводы и переложения произведений древнерусской словесности. Рецензия должна содержать комментарий к фактическому материалу, носить аналитический и оценочный характер.

Возможные объекты для рецензии:

Переводы «Слова о полку Игореве» Н.Заболоцкого, В.Стеллецкого, А.Югова или др.

Кинофильм «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского

Кинофильмы «Александр Невский», «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна

«К «Последнему» морю», «Юность полководца» В.Г.Яна

«Ратоборцы» А.К.Югова

«Евпатий Коловрат» В.Д.Ряховского

«Даниил Галицкий» А.Ф.Хижняка

«Ханский ярлык» Б.В.Изюмского

«Каменная грудь: повесть из времён Киевской Руси» А.Г.Загорного

«Святослав» С.Д.Скляренко

«Внук Баяна» С.К.Розанова

«У золотых ворот» А.И.Кузьмина

«За землю русскую» А.А.Субботина

«Каменный щит» С.Хмельницкого

«Кудеяров стан» Ю.Александрова,

«Когда пал Херсонес», «Анна Ярославна – королева Франции», «Последний путь Владимира Мономаха» А.П.Ладинского

«Иван Грозный» В.И.Костылёва

«Русь Великая» В.Д.Иванова

«Господин Великий Новгород», «Марфа-посадница», «Младший сын», «Великий стол», «Бремя власти» Д.М.Балашова

«Богатырское поле», «Огненное порубежье», «Большое гнездо» Э.Зорина

IV. Рубежные баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

Вид аттестации

Допуск к аттестации

Соответствие рейтинговых баллов и академических оценок

Удовл.

Хорошо

Отлично

Экзамен

40 баллов

51-65 баллов

66-80 баллов

81-100 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Тобольская государственная социально-педагогическая академия

имени Д.И. Менделеева"

филологический факультет

кафедра литературы и МПЛ

ТЕМА

контрольная работа по дисциплине

(творческая работа, исследовательская работа, реферат)

«История отечественной литературы»

студентки 11 группы

направление подготовки

«Журналистика»

С.А.Ивановой

Дата сдачи:

Преподаватель

к. ф. н., доцент

М.В.Прокопова

1 Перечень персоналий может быть дополнен по желанию студента.

2 Если известны



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины Программа обучения студентов по дисциплине

    Рабочая программа
    2.УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ протокольным решением заседания Республиканского учебно-методического Совета высшего и послевузовского образования МОН РК от 22.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Средневековая история Казахстана» по специальности 050114 «История» Костанай

    Учебно-методический комплекс
    Выполнен преподавателем кафедры истории Казахстана, магистром истории Козыбаевой М.М. и старшим преподавателем кафедры истории Казахстана Тулегеновой М.
  3. Методические указания к самостоятельной работе студентов Направление 080200 Менеджмент

    Методические указания
    Цель изучения дисциплины «История транспорта» – получение студентами знаний о различных видах транспорта и транспортных средств, существовавших ранее и применяемых в наши дни, об истории и закономерностях развития транспорта в мире
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (12)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201.65 – Биология.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

Другие похожие документы..