Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
В программе курса «Основы целительства и самодиагностики» мы уже знакомились с информацией об эгрегорах и эгрегорном поле. Данный курс мы начнём с эт...полностью>>
'Документ'
Изложить развитие русской педагогической мысли в XX веке, при той скудости материалов, которыми может располагать исследователь, находящийся вне Росс...полностью>>
'Рассказ'
У вас сорвалось несколько крупных сделок. Клиенты, именно ваши клиенты, уходят к конкурентам. В чем причина? Плохой менеджмент? Ошибки продавцов или п...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Денежный мультипликатор Таргетирование. Депозитный мультипликатор: понятие. Механизм действия, факторы, влияющие на его величину, коэффициент мультип...полностью>>

Института Индустрии Моды Е. Н. Бузни, публиковавшиеся в различных периодических изданиях и посвящённые вопросам литературы, русского языка и стилям произведений некоторых писателей. Встатья

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ МОДЫ»

Факультет управления

Специальность «Связи с общественностью»105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105105

ЕВГЕНИЙ БУЗНИ

СЛОВО

О РУССКОМ СЛОВЕ

Статьи о языке, писателях и литературе

Пособие для студентов, изучающих стилистику русского языка

Москва

2007

УДК 811.161.1 (075.8)

ББК 81.2Рус-5

Б 90

Бузни Е.Н.

Б 90 Слово о русском слове. Статьи о языке, писателях и литературе. Пособие для студентов, изучающих стилистику русского языка / Е.Н.Бузни - Москва:

НАНОО «ИИМ», 2007

ISBN

Сборник содержит полемические статьи преподавателя Института Индустрии Моды Е.Н. Бузни, публиковавшиеся в различных периодических изданиях и посвящённые вопросам литературы, русского языка и стилям произведений некоторых писателей. В статьях акцентируется внимание на традиционном бережном обращении с русской речью классиков литературы, их умению использовать всё богатство русского языка, рассказывается о попытках модернистов исказить русскую словесность. В качестве примеров взяты главным образом поэтические произведения, в которых наиболее ярко проявляются стилистические особенности, приёмы и средства выразительной речи.

Сборник является дополнительным учебным пособием к курсу «Стилистика русского языка и литературное редактирование», но представляет интерес для всех знатоков и любителей русского слова.

ISBN

УДК 811.161.1 (075.8)

ББК 81.2Рус-5

@ Е.Н.Бузни, 2007

@ Оформление: НАНОО «ИИМ», 2007

ВСЕГДА ЛИ МОДНО БЫТЬ МОДНЫМ?

Всегда ли модно быть модным? Вопрос почти риторический. От кого зависит мода? От того, кто её делает: от Зайцева, моделирующего одежды в Москве, мадам Тюссо с её восковыми фигурами известных личностей в Лондоне, Тригере Полин в Америке? Или она зависит от небольшого круга интеллигентов, задающих тон в жизни и называющих модным то, что им нравится, чтобы от них потом это полюбившееся им расходилось кругами в более широкие слои фанатов моды? Может именно эти несколько десятков или сотен людей высшего круга являются законодателями мод, а модельеры, художники, поэты лишь исполняют прихоти этого круга? Не случайно мода часто идёт от широко известных личностей. Ведь была же мода у женщин всего мира носить пышные причёски, как у Анджелы Дэвис, участницы антивоенного и негритянского движения Америки.

Попробуем разобраться. Но сначала, что же такое мода? Почему в народе говорят «По моде и мышь в комоде»?

В энциклопедических словарях говорится, что мода в переводе с латинского modus – мера, образ, способ, правило, предписание – это непродолжительное господство определённого вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от понятия стиля, мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных, произведений. В более узком смысле модой называют смену форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Это словоупотребление (быть одетым "по моде", a la mode) восходит к 17 в., когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран.

В том числе и для России. В начале девятнадцатого века Пушкин писал Кипренскому:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

меня, питомца чистых муз, –

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Уже тогда было известно, что мода непостоянна, «легкокрыла» как у Пушкина.

В толковом словаре Даля записано: «Мода – ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах».

В моде первых десятилетий 20 века появляется понятие моды «от кутюр», ориентированной на широкого потребителя. Одна из первых представительниц знаменитых кутюрье — Шанель (Коко).

Именно в этот период Владимир Маяковский пишет свои стихи «Красавицы», его «Раздумье на открытии «Grand Opera», в которых так обрисовывается мода того времени:

В смокинг вштопорен,

побрит что надо.

По Гранд

по опере

гуляю грандом.

Смотрю

в антракте –

красавка на красавице.

Размяк характер –

всё мне

нравится.

Талии –

кубки.

Ногти –

в глянце.

Крашеные губки

розой убиганятся.

Ретушь –

у глаза.

Оттеняет синь его.

Спины

из газа

цвета лососиньего.

Упадая

с высоты,

пол

метут

шлейфы.

От такой

красоты

сторонитесь, рефы.

Повернёт –

в брильянтах уши.

Пошевелится шаля –

на грудинке

ряд жемчужин

обнажают

шиншеля.

Платье –

пухом.

Не дыши.

Аж на старом

на морже

только фай

да крепдешин,

только

облако жоржет.

Брошки – блещут...

на тебе! –

с платья

с полуголого.

Эх,

к такому платью бы

да ещё бы...

голову.

По Маяковскому получается, что увлекающиеся модой не всегда имеют голову. Но это не только у Маяковского. Мы можем вспомнить и Эллочку-людоедочку из «Тринадцати стульев» Ильфа и Петрова, у которой в лексиконе было всего несколько слов, но бедность речи не мешала ей обожать модные вещи.

Однако мода бывает всё же разной. В высшем свете по моде носили смокинги и бабочки, а в деревнях модны были лапти да валенки. А потом уже, как это ни странно, валенки оказались модными и в городе, правда, не столь простые, как в деревне, а стилизованные, да с ювелирными украшениями. Но, как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Или, как писал тот же Маяковский в «Стихах о разнице вкусов»:

Лошадь

сказала,

взглянув на верблюда:

«Какая

гигантская

лошадь-ублюдок».

Верблюд же

вскричал:

«Да лошадь разве ты?!

Ты

просто-напросто –

верблюд недоразвитый».

И знал лишь

бог седобородый,

что это –

животные

разной породы.

Одни беспокоятся, модно ли в причёску пластмассовую заколку-бабочку вставлять, а других заботит, удобно ли ездить на машине марки «Ауди», когда партнёры ездят на Ролс-Ройсах. Тут явно речь о разных породах идёт.

И всё же бывают времена, когда ни то, ни другое практически не имеет смысла. О какой моде, например, можно было говорить в период революции? Я имею в виду Октябрьскую революцию семнадцатого года, хотя и во время французской революции 1789 года, когда брали Бастилию, положение было не лучше. В 1918 году российские газеты пестрели заголовками: «Всё на борьбу с голодом», «Чёрная сотня и Социал-предатели», «Раскрытие контр-революционного заговора», «Белоруссия просит Россию оградить от захватнических тенденций Украины», «Наступление немцев продолжается», «Долой детскую беспризорность!» и так далее. До моды ли было модницам, когда с языка то и дело слетали слова: «Не до жиру – быть бы живу»?

А во время Великой Отечественной войны самая «модная» одежда была – солдатская пилотка да гимнастёрка. Через много лет после окончания войны матросские тельняшки стали носить не вынужденно, как раньше, а по моде.

Однако слово "мода" употребляется, как ясно из определения, данного словарями, не только для одежды или причёсок, но также для обозначения непрочной, быстро преходящей популярности. Всё, что популярно, становится модным.

В семнадцатом веке в России ещё не увлекались романами. Их почти не писали. Зато популярна была поэзия в высоких кругах, а у народа былины да скоморошничанье. Восемнадцатый век украсился одами. Их модно было писать, как модны были в Италии сонеты, которые затем тоже проникли в Россию. Словом, мода, явление довольно древнее. Ведь и папуасы, и индейцы носили определённые украшения, соответствовавшие своему времени, своей эпохе. Может быть, в тот период мода имела несколько отличное значение от нынешнего, но нельзя забывать, что слово «мода» переводится и как «образ жизни».

Средние века отмечены были популярностью «рыцарских романов», сменившихся затем пасторальным и семейно-бытовым романами.

Поэты были модны или не модны в зависимости от популярности самой поэзии, которая в истории испытывает волнообразные подъёмы и падения. Но любопытно отношение самих поэтов к своей популярности. Пушкин, к примеру, писал в сонете «Поэту»:

Поэт! не дорожи любовию народной,

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Вполне согласуются с мыслью Пушкина, поэта золотого века, и строки представителя более позднего серебряного века поэзии Бориса Пастернака:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

в судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Отметим, что Пастернак в этом своём знаменитом стихотворении не призывает презирать толпу, как делали многие поэты, а убеждает в том, что поэт должен жить ради творчества, которое само по себе должно осчастливливать поэта. Обратим внимание на то, что в моде как раз наоборот. Мода – это внимание, это успех, это слава. Кстати, интересно об одежде и о модном модельере написал некогда очень популярный советский поэт Андрей Вознесенский:

ОДА ОДЕЖДЕ

Первый бунт против Бога – одежда.

Голый, созданный в холоде леса,

поправляя Создателя дерзко,

вдруг – оделся.

Подрывание строя – одежда,

когда жердеобразный чудак

каждодневно

жёлтой кофты вывешивал флаг.

В чём великие джинсы повинны?

В вечном споре низов и верхов –

тела нижняя половина

торжествует над ложью умов.

И, плечами пожав, Слава Зайцев,

чтобы легче дышать или плакать, –

декольте на груди вырезает,

вниз углом, как арбузную мякоть.

Ты дыши нестеснённо и смело,

очертаньями хороша,

содержанье одежды – тело,

содержание тела – душа.

И он же написал стихи о книжном буме, который был у нас в России в восьмидесятые годы. Тогда модным было покупать стихи модных поэтов. Некоторые покупали поэтические сборники и ставили их себе на книжные полки, не раскрывая приобретенные экземпляры. Они не любили поэзию, не читали стихи, но модно было их у себя иметь и показывать гостям. И вот что писал Вознесенский:

КНИЖНЫЙ БУМ

Попробуйте купить Ахматову.

Вам букинисты объяснят,

что чёрный том её агатовый

куда дороже, чем агат.

Кто некогда её лягнули –

как к отпущению грехов –

стоят в почётном карауле

за томиком её стихов?

«Прибавьте тиражи журналам», –

мы молимся книгобогам,

прибавьте тиражи желаньям

и журавлям!

Всё реже в небесах бензинных

услышишь журавлиный зов.

Всё монолитней в магазинах

сплошной Массивий Муравлёв.

Страна поэтами богата,

но должен инженер копить

в размере чуть ли не зарплаты,

чтобы Ахматову купить.

Страною заново открыты

те, кто писали «для элит».

Есть всенародная элита.

Она за книгами стоит.

Страна желает первородства.

И, может, в этом добрый знак –

Ахматова не продаётся,

не продаётся Пастернак.

Стихи эти писались, когда волна интереса к поэзии была на пике своего подъёма. Сегодня волны этой нет. Ахматова, Пастернак и Вознесенский продаются свободно. Очереди за ними не стоят, как и за другими поэтами. Сегодня могут толпиться за детективами. На них пришла мода.

В 1962 году другой популярный советский поэт Евгений Евтушенко так писал о своей популярности.

Мне скоро тридцать.

Я герой пародий,

статей, разоблачительных стихов.

Приписаны мне прочно все пороки

и все из существующих грехов.

Мне говорят порой, что я пишу

в погоне за дешёвой популярностью.

Наверно, скоро скажут, что дышу

в погоне за дешёвой популярностью.

Выходит я за коммунизм борюсь

в погоне за дешёвой популярностью.

Выходит я с его врагами бьюсь

в погоне за дешёвой популярностью.

Наверно, я когда-нибудь умру.

Быть может, это будет и разумно.

Надеюсь, что хоть этим я уйму,

умаслю я умаявшихся уйму.

Не будет хитрой цели у меня.

Но кто-то с плохо сдержанною яростью,

наверно, скажет, что и умер я

в погоне за дешёвой популярностью.

В постперестроечное время Евгений Евтушенко уже не популяризирует это своё стихотворение, написанное более сорока лет назад. Теперь он не борется за коммунизм и не вспоминает о нём. Мне кажется, в этом слабость не только его, но и многих других замечательных художников слова, сломленных тяжёлыми катками перестройки. Однако важно то, что написанные некогда произведения уже не вырубишь никакими топорами перестроек и революций. Мода на поэта Евтушенко прошла и вряд ли возвратится, но ценность написанных им произведений никуда не исчезнет. Когда Евтушенко был на вершине своей популярности, я любил его произведения не за то, что поэт был моден. Более тридцати лет назад я написал об этом стихи, которыми и хочу поставить точку в разговоре о моде:

Стоят зеваки,

рты разиня.

От удивления повылазили очи.

В маленьком городке,

в книжном магазине

Евтушенко в очереди...

Евтушенко в очереди!

  • Евтушенко в очереди?

Где? Покажи.

  • Голову не морочь,

не дребезжи

Книга поэта

продаётся в очередь,

и каждому это

хочется очень.

  • Прошу, продай!

  • В кассу плати!

  • Евтушенко?

  • Да.

  • Пустите!

  • Пусти!

Прекратите повторять:

  • Евтушенко моден был.

Могли часами дни терять,

За книгой его в очереди.

  • Где? Где Евтушенко?

  • Вон, на прилавке.

Хватай, не мешкай,

со всеми добавками.

  • Дайте, пожалуйста, ну одну.

Я из Союза писателей.

Не писатель, но буду,

Буду обязательно.

Пол потрескивая

каблучками дробными,

из кулинарного треста

девчоночка модная:

  • А читали вы о Разине?

Разве нет?

Смелым головы отрезали,

И привет.

А у Разина, скатившись в сторону,

но жива,

хохотала над царём в глаза и в бороду

голова.

Пусть других гримаса сводит.

Евтушенко моден, моден.

Но история запомнит –

с тем и сказано –

как хохочет голова Стеньки Разина.

И другие будут так же

хохотать,

на царей глазами страшными

сверкать.

Прекратите говорить мне:

Евтушенко моден был.

Я за его книгами

в очереди, в очереди!

Модно петь одно и то же.

Модно вылезти из кожи,

но вложить заряд в слова,

но будить колокола,

разрезать тоску распилом

и толкать кого-то в спину:

  • Мимо, мимо не пройди!

Не умри на пол пути!

Дело здесь совсем не в моде.

Шаг вперёд

живёт

в народе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс для дистанционного обучения курс подготовлен доцентом кафедры управления

    Документ
    Курс «Лексикология современного русского языка» предназначен для студентов факультета управления по специальности «связи с общественностью» дистанционной формы обучения Института индустрии моды
  2. Лот №1 Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме

    Документ
    Поставка печатных изданий на бумажных и электронных носителях Государственному бюджетному учреждению культуры Новосибирской области «Новосибирская государственная областная научная библиотека» в количестве 7 078 наименований / 10 249 экземпляров.
  3. Міністерство освіти та науки україни академії управління та інформаційних технологій “аріу” (2)

    Документ
    Матеріали доповідей учасників третьої науково-практичної конференції „Інформаційні технології в управлінні туристичною та курортно-рекреаційною економікою” (13-14 вересня 2007 року, Бердянськ) – Бердянськ: АУІТ “АРІУ”, 2007.
  4. Russia Exhibition Centre На ярмарке организованы тематические экспозиции: Лауреаты ежегодного Национального конкурс (1)

    Конкурс
    Церемония торжественного открытия 24 Московской международной книжной выставки-ярмарки при участии Международного симфонического оркестра «Глобалис», дирижёр – народный артист России П.
  5. Russia Exhibition Centre На ярмарке организованы тематические экспозиции: Лауреаты ежегодного Национального конкурс (2)

    Конкурс
    Церемония торжественного открытия 24 Московской международной книжной выставки-ярмарки при участии Международного симфонического оркестра «Глобалис», дирижёр – народный артист России П.

Другие похожие документы..