Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ...полностью>>
'Реферат'
Каждую минуту на нас обрушивается поток рекламных сообщений: афиши, рекламные щиты, биллборды, видеоролики. В любом уголке города мы сталкиваемся с к...полностью>>
'Методические рекомендации'
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физике в 2010/2011 учебно...полностью>>
'Закон'
Сноска. В тексте после слова "Глава" цифры "I - V" заменены соответственно цифрами "1 - 5" - Законом РК от 20 декабря 2...полностью>>

Концепция информатизации системы образования алтайского края на период 2006-2010 г г. Барнаул, 2006

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОЕКТ

Администрация Алтайского края

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

КОНЦЕПЦИЯ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД 2006-2010 г.г.

Барнаул, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение ………………………………………………………………………….

1. Мировые тенденции информатизации общества ………………………………

2. Предпосылки развития процессов информатизации системы образования в Алтайском крае ……………………………………………………………………….

3. Проблемы и противоречия информатизации системы образования …………..

4. Цель и принципы информатизации системы образования ……………………..

5. Основные направления информатизации системы образования ……………..

6. Целевые показатели эффективности реализации концепции …………………

7. Инструменты реализации политики в области информатизации образования

Заключение ……………………………………………………………………………

Приложение. ГЛОССАРИЙ (основные определения и сокращения)

ВВЕДЕНИЕ

Россия переживает эпоху перехода к информационному обществу, в котором существенные изменения претерпевают роли государств и правительств, экономика, законодательство, нормы организации общества, весь уклад жизни. Происходит постепенный переход от вертикально структурированной системы доступа к информации к сетевому (горизонтальному) общению. Теперь информация через Интернет может быть доступна любому человеку вне зависимости от его иерархического статуса в обществе или государстве.

Сетевое общение трансформируется в философию жизни, управления, образования, политики и культуры, альтернативную существующей вертикально структурированной системе доступа к информации. Люди через свое ничем не ограниченное взаимодействие с сетями получают образование и общение, связь и работу, обмениваются мнениями, опытом и знаниями.

Поэтому одной из важнейших задач образования является обучение молодого поколения основам информационных технологий. Система образования должна обеспечить вхождение и адаптацию молодых людей в информационном обществе. При этом на потребности общества и экономики, которые заявят о себе через 5-10 лет, система образования должна реагировать уже сейчас.

Кроме того, сами информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в наступившем столетии, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления образованием.

    В целом же можно утверждать, что положение дел в образовании в настоящее время и на перспективу напрямую зависит от эффективности управления образованием как отраслью в целом, так и непосредственно учебными заведениями, что возможно только путем развития информационного обеспечения всех видов деятельности в образовательных учреждениях путем создания единого информационного пространства и единой информационно-образовательной среды, оснащения образовательных учреждений электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к отраслевым и мировым информационно-образовательным ресурсам, а также организации информационного обеспечения управления качеством образования.

Целью данной концепции является формирование системы представления о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики в сфере образования края, определяющей скоординированные действия органов власти, образовательных учреждений и всех участников системы образования и постановка задач комплексной информатизации системы образования Алтайского края с учетом сформулированных выше утверждений, направленных на:

  • развитие единого образовательного пространства в крае на основе использования информационно-коммуникационных технологий; обеспечение вхождения региональной системы образования в единое российское и мировое образовательное сообщество;

  • повышение качества образования;

  • обеспечение доступности качественного образования;

  • повышение эффективности управления в сфере образования края;

  • развитие современной системы непрерывного профессионального образования;

  • повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Концепция призвана увязать имеющиеся сегодня различные представления о процессе информатизации образования края в единую систему для координации усилий, исключения необоснованных экономических, организационных, социальных, интеллектуальных затрат и оптимизации всех ресурсов сферы образования.

Концепция является основой для разработки следующих документов: Программы информатизации системы образования Алтайского края, соответствующих муниципальных программ информатизации образования, межвузовских и межведомственных научно-технических программ и проектов и т.п.

1. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Ведущая тенденция в области информатизации связана с формированием информационного общества.

Общие принципы и цели построения глобального информационного общества определены Окинавской хартией, подписанной главами правительств ведущих стран в июле 2000 г.

Информационное общество – качественно новый этап общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационно-коммуникационные технологии. Информация в нем становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП.

ИКТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Информационное общество предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание достаточных информационных ресурсов, в первую очередь в системе образования и науке. Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и информационной индустрии. Информация становится предметом массового потребления.

Информационное общество обеспечивает любому своему члену доступ к любому источнику информации. Вырабатываются правовые основы информационного общества.

Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерной, аудиовизуальной техники).

В большинстве государств идет понимание того, что отставание в области информационно-коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом, и практически все развитые и многие развивающиеся страны начали разрабатывать национальные программы формирования информационного общества с учетом местных особенностей и условий.

Ключевая цель программ большинства развитых стран заключается в достижении лидирующих позиций в экономике и социальном развитии общества, где большое внимание уделяется укреплению доверия людей к ИКТ, увеличению инвестирования в новые исследовательские разработки и мониторингу продвижения к информационному обществу. При этом используемые онлайновые технологии – электронная коммерция, электронное правительство, электронный бизнес и т. д. – рассматриваются не как самостоятельные изолированные сферы деятельности, а как интегрированная среда, представляющая собой единый фундамент для перехода к цифровой экономике, информационному обществу.

Мировой опыт показывает значимость информатизации образования, необходимость системного подхода к решению данной проблемы. Информатизация образования является обязательным условием создания интеллектуальной базы "информационного общества".

2. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Процессы информатизации образования в Алтайском крае основываются на следующих нормативных документах:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» (утв. КСНД, постановление от 29.11.2004 № 432);

  • Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2001-2010 гг.»;

  • Целевая программа развития образования в Алтайском крае на 2006-2010 годы (принятая Советом администрации Алтайского края 12 декабря 2005 г.);

  • Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".

  • Приоритетный национальный проект "Образование".

Информатизация образования в Алтайском крае в предшествующие периоды времени осуществлялась по следующим основным направлениям:

  • создание телекоммуникационной основы единой ИОС;

  • компьютеризация образовательных учреждений;

  • создание электронных образовательных ресурсов;

  • переподготовка и повышение квалификации педагогов и специалистов в области ИКТ;

  • перевод системы управления образованием на уровень использования новых технологий и сбора статистических данных, их анализа, прогнозирования;

  • использование информационных технологий в контроле качества образования (в рамках эксперимента по проведению единого государственного экзамена).

При этом необходимо отметить ведущую роль вузов края (таких, как АлтГУ, АлтГТУ им. И.И. Ползунова, БГПУ, Бийский технологический институт, БПГУ им. В.М.Шукшина), а также ряда инновационных учебных заведений общего образования (Бийский лицей, Рубцовский лицей «Эрудит», др.) в реализации процессов информатизации образования края.

В процессе выполнения работ в области информатизации была заложена телекоммуникационная основа единой ИОС края, проведены комплексы работ по развитию технологий создания электронных образовательных ресурсов, создан Алтайский краевой ресурсный центр методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития ИОС, на базе широкого использования ИКТ создана научно-педагогическая библиотека Алтайского университетского школьно-педагогического округа при БГПУ, начаты работы по информатизации и автоматизации деятельности организаций управления образованием и др.

Таким образом, в крае есть предпосылки для ускорения процесса информатизации образования.

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ ситуации в сфере образования края показывает, что, несмотря на достигнутые результаты в области информатизации, имеются проблемы, требующие разрешения:

  • отраслевой характер информатизации, рассогласованность действий по различным отраслям значительно усложняет и снижает эффективность принимаемых мер.

  • отсутствие системности организации и координации процессов информатизации. Процессы информатизации идут в большей степени стихийно, нет четкой координации и согласования управленческих действий на разных уровнях. Темпы и уровень информатизации зависят от компетентности руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием.

  • недостаточная разработанность нормативно-правового обеспечения процесса информатизации.

  • слабая развитость информационных каналов оперативного управления образованием.

  • слабо развитая информационно-телекоммуникационная основа процессов информатизации.

  • недостаточная оснащенность образовательных учреждений современными электронными образовательными ресурсами.

  • недостаточно эффективное использование имеющейся компьютерной техники в образовательном процессе и управлении.

  • дефицит профессиональных кадров в области ИКТ. Недостаточно развитая система повышения квалификации и профессиональной подготовки и переподготовки административных, педагогических и инженерно-технических кадров в области информационно-коммуникационных технологий.

  • слабая развитость научных исследований в сфере информатизации образования.

Наличие широкого спектра проблем указывает на сложившиеся в системе образования противоречия:

  • между приоритетностью информатизации и отраслевой обособленностью информатизации образования;

  • между многообразием существующих средств образовательных технологий и малоэффективным использованием имеющихся информационных ресурсов в образовательном процессе, вызванным дефицитом квалифицированных кадров в области ИКТ;

  • между необходимостью широкого использования ИКТ, высоким уровнем потребности в дистанционном образовании и несформированностью информационной образовательной среды, которая позволила бы эту потребность реализовать;

  • между потребностью в разработке и реализации программ и проектов информатизации образования и неразработанностью механизмов управления комплексной информатизацией систем образования, критериев определения эффективности использования ИКТ, механизмов оценки результативности, эффективности и социального влияния программ информатизации.

Потенциально информатизация системы образования может обеспечить повышение уровня качества образования, эффективности и инвестиционной привлекательности деятельности образовательных учреждений. Однако, такой прорыв предполагает наличие четкой стратегии информатизации образования, последовательных и скоординированных действий в этой сфере.

4. ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Стратегическая цель информатизации системы образования края – создание условий подготовки участников образовательного процесса к полноценной жизни и деятельности в информационном обществе за счет повышения качества образования посредством формирования единой информационно-образовательной среды и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Концептуальными принципами информатизации образования являются:

  • принцип приоритетности - информатизация образования должна стать приоритетной областью государственной политики в области информатизации, что должно выражаться в усиленном ресурсном обеспечении;

  • принцип системности - процесс информатизации должен обеспечить изменение системных свойств системы образования;

  • принцип направляемого развития - так как реальные процессы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования будут развиваться в силу внутренних и внешних факторов, то цель управления информатизацией образования - направлять, корректировать объективно протекающие в данном направлении процессы;

  • принцип учета ограниченности ресурсов - так как ресурсы образовательной системы ограничены, то информатизация образования предполагает оптимальный выбор и комбинирование ресурсов;

  • принцип корпоративности – принимаемые решения должны носить корпоративный характер;

  • принцип открытости – принимаемые решения должны обеспечивать возможности интеграции на основе использования базовых телекоммуникационных и информационно-технологических компонентов с системами информационной поддержки процессов административного управления, здравоохранения, культурного наследия, др.

В результате реализации настоящей концепции ожидается формирование в Алтайском крае единой информационно-образовательной среды, будет создана эффективная система управления образованием на основе использования информационных технологий.

При этом достигается:

Для учащихся

  • получение возможности дистанционного образования;

  • доступ к мировым информационным ресурсам;

  • повышение интереса к изучаемым предметам;

  • приобретение практических навыков жизни в информационном обществе (получение информации, интерактивное общение, поиск места трудоустройства, заказ и приобретение товаров, проведение банковских операций, подача документов для поступления в учебные заведения и пр.);

Для преподавательского состава образовательных учреждений

  • получение принципиально новых возможностей своевременного доступа к информации, необходимой для организации и осуществления учебного процесса;

  • повышение качества труда преподавателей, в том числе за счет использования средств мультимедиа;

  • повышение квалификации по использованию ИКТ на регулярной основе;

  • изменение характера трудовой деятельности преподавателей, повышение ее привлекательности и престижности.

Для руководителей образовательных учреждений, для работников муниципальных

органов управления образованием:

  • обеспечение прямого доступа к нормативным правовым актам и организационно-распорядительной документации органов управления образованием;

  • обеспечение прозрачности и информационной открытости органов управления образованием;

  • повышение оперативности и качества управленческих решений;

  • получение возможности прямого интерактивного общения с органами власти;

  • повышение действенности существующих механизмов участия общественных организаций и граждан в управлении образованием

Для системы управления образованием края:

  • формирование информационных ресурсов, характеризующих ключевые показатели отрасли образования в Алтайском крае, в районах, городах, отдельных учебных заведениях, создание системы актуализации этих ресурсов;

  • повышение качества и оперативности принятия управленческих решений;

  • организация проведения конкурсов, тендеров на поставку материальных ресурсов и иных мероприятий в интерактивном режиме;

  • применение систем и механизмов интерактивного общения для обсуждения вопросов и сбора информации.

  • упрощение и ускорение процесса взаимодействия с органами краевого и муниципального управления образованием;

  • сокращение времени и расходов на информационное обеспечение подведомственных организаций.

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Политика использования ИКТ в области информатизации образования реализуется в следующих направлениях:

1. Нормативно-правовое обеспечение процессов информатизации образования

Задачи:

1.1. Разработка комплекта нормативно-правовых актов, регулирующих организаци­онно-правовые аспекты создания и функционирования ЕИОС.

1.2. Разработка комплекта нормативно-правовых актов, регулирующих организаци­онно-правовые аспекты взаимодействия ЕИОС с едиными информационными пространствами других сфер региональной деятельности.

2. Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации

Задачи:

2.1. Наращивание и регулярное обновление технических средств ИКТ образовательных учреждений.

2.2. Развитие локальных компьютерных сетей образовательных учреждений.

2.3. Оснащение образовательных учреждений края лицензионным программным обеспечением.

3. Построение краевой корпоративной компьютерной сети сферы образования края

Задачи:

3.1.Развитие краевого сегмента научно-образовательных компьютерных сетей на основе использования технологий DSL, спутниковых технологий, широкополосной радиосвязи.

3.2. Подключение к краевому сегменту научно-образовательных компьютерных сетей образовательных учреждений и учреждений управления образованием.

3.3. Обеспечение высокопроизводительного устойчивого выхода в Интернет как на уровне краевого и районных центров, так и на уровне отдельных образовательных учреждений.

3.4. Создание системы управления сетью, центра и основных узлов управления.

3.5. Оснащение образовательных учреждений средствами доступа к краевой корпоративной информационно-вычислительной сети и Интернет в целом.

3.6. Создание информационно-технологической основы, необходимой для построения корпоративных информационных систем, в том числе с использованием технологий ГИС.

3.7. Обеспечение возможности интеграции с компьютерными сетями других сфер деятельности (здравоохранение, культура, административное управление, пр.) как на уровне средств телекоммуникаций, так и на уровне систем баз данных.

3.9. Разработка основ системы информационной безопасности корпоративной компьютерной сети сферы образования.

4. Построение интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) сферы образования края

Задачи:

4.1. Автоматизация процессов управления образовательными учреждениями и организациями управления образованием.

4.2. Создание системы интерактивного сбора данных о системе образования Алтайского края.

4.3. Создание системы мониторинга информационной инфраструктуры и уровня информатизации системы образования края.

5. Построение системы информационной и учебно-методической поддержки образовательных процессов на основе использования ИКТ

Задачи:

5.1. Создание краевого образовательного портала.

5.2. Создание краевой распределенной электронной образовательной библиотеки.

5.3. Развитие сети медиатек образовательных учреждений края.

5.4. Разработка системы контроля качества учебных электронных изданий, порядка их сертификации и регистрации.

5.5. Разработка и внедрение систем управления обучением, инструментальных средств для разработки обучающих программ, систем управления учебным контентом.

5.6. Развитие и использование информационных технологий дистанционного обучения.

5.7. Распространение передового опыта и освоение новых методик преподавания дисциплин в соответствии с новыми образовательными стандартами на основе использования возможностей ИКТ.

5.8. Обеспечение образовательных учреждений электронными учебниками и учебными пособиями по общеобразовательным и специальным предметам (дисциплинам).

5.9. Определение критериев и методик оценки результатов внедрения новых информационных технологий в образовательную сферу.

6. Развитие организационной инфраструктуры системы информатизации образования края

Задачи:

6.1. Создание научно-технического совета (НТС) по проблемам информатизации образования при управлении по образованию и делам молодежи.

6.2. Развитие распределенной системы ресурсных центров, обеспечивающих выполнение комплекса работ по разработке, внедрению и сопровождению информационно-телекоммуникационных образовательных средств.

7. Повышение квалификации и профессиональная подготовка и переподготовка административных, педагогических и инженерно-технических кадров в области ИКТ

Задачи:

7.1. Совершенствование системы повышения квалификации специалистов образования, ориентированной на подготовку кадров к работе в информационно-образовательной среде.

7.2. Обучение педагогов-предметников использованию ИКТ в их профессиональной деятельности.

7.3. Повышение квалификации, переподготовка учителей информатики с учетом особенностей их деятельности в рамках единой ИОС.

7.4. Переподготовка управленческих кадров системы образования в целях адаптации их к внешним и внутренним условиям функционирования образовательных учреждений, меняющимся в связи с проникновением в них ИКТ.

7.5. Подготовка специалистов для поддержки и развития ЕОИС: системных и прикладных программистов, специалистов в области компьютерных сетей, информационных систем и систем баз данных.

8. Развитие научных исследований в сфере информатизации образования края

Задачи:

8.1. Подготовка в вузах края кадров высшей квалификации в области информатизации образования.

8.2. Стимулирование научной работы в области информатизации образования.

8.3. Развитие форм привлечения преподавателей и обучаемых к решению задач в области информатизации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Администрация алтайского края постановление от 30 января 2004 г. N 47 о стратегии социально-экономического развития алтайского края на период до 2010 года

    Документ
    В целях формирования условий для обеспечения подъема благосостояния и качества жизни населения, эффективного и динамичного развития социально-экономической системы края постановляю:
  2. Концепция современной модели образования алтайского края до 2020 года

    Документ
    Взятый Алтайским краем курс на инновационное развитие ставит в качестве приоритетной задачу модернизации образования как основы формирования интеллектуального капитала нации.
  3. Постановления Администрации Алтайского края от 01. 11. 2010 n 478 Губернатор Алтайского края А. Б. Карлин утверждена Постановлением Администрации края от 23 марта 2010 г. N 109 программа

    Программа
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (в редакции от 10.
  4. Собрание Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края»

    Доклад
    8. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере деятельности органов власти Алтайского края и институтов гражданского общества
  5. Алтайского края (2)

    Реферат
    В настоящем докладе представлены основные направления, показатели и результаты развития системы образования Алтайского края за 2010 год, поставлены ключевые задачи деятельности на 2011 год.

Другие похожие документы..