Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
Главный бухгалтер является работником бухгалтерии отдела образования Администрации Милютинского района и подчиняется непосредственно заведующей отдел...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) 020400.68.04. – гидробиология и ихтиология, реал...полностью>>
'Документ'
Предварительная подготовка и оборудование: компьютерные презентации с вопросами. Карточки разных цветов, для определения причастности каждого игрока ...полностью>>
'Документ'
Авторские материалы принимаются до 29 марта 2011 г. Материалы статей (докладов) и информационные карты участников просим направлять в электронном вид...полностью>>

Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или окружающей среды Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ISO 19011:2002 Рекомендации по аудиту СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

КАЧЕСТВА и/или окружающей среды

Стр. 27 из 27

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ISO 19011

Первое издание

2002 – 10 – 01

Рекомендации по аудиту СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА и/или окружающей среды

Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing

Регистрационный номер

ISO 19011:2002(E)

© ISO 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Принципы проведения аудита

5 Управление программой аудита

5.1 Общие положения

5.2 Цели и объем программы аудита

5.3 Ответственность, ресурсы и процедуры программы аудита

5.4 Выполнение программы аудита

5.5 Записи программы аудита

5.6 Мониторинг и анализ программы аудита

6 Деятельность по аудиту

6.1 Общие положения

6.2 Инициирование аудита

6.3 Проведение анализа документов

6.4 Подготовка к проведению аудита «на месте»

6.5 Проведение аудита «на месте»

6.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета по аудиту

6.7 Завершение аудита

6.8 Проведение последующих аудитов

7 Компетентность и оценивание аудиторов

7.1 Общие положения

7.2 Личные качества

7.3 Знания и навыки

7.4 Образование, практический опыт, обучение аудиту и опыт проведения аудитов

7.5 Поддержание и повышение уровня компетентности

7.6 Оценивание аудитов

Рекомендации по аудиту СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА и/или окружающей среды

Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing

1 Область применения

Настоящий Международный Стандарт содержит рекомендации по принципам аудита, управлению программами аудитов, проведению аудитов систем менеджмента качества и окружающей среды, а также руководящие указания относительно компетентности аудиторов систем менеджмента качества и окружающей среды.

Он может быть использован всеми организациями, которым необходимо проводить внутренние или внешние аудиты систем менеджмента качества и/или окружающей среды или управлять программой аудита.

В принципе, возможно применение настоящего Международного Стандарта к другим видам аудита, но в таких случаях необходимо уделить особое внимание определению компетентности членов группы по аудиту.

2 Нормативные ссылки

Указанные ниже нормативные документы содержат положения, которые посредством ссылок в этом тексте составляют положения настоящего Международного Стандарта. В случаях применения ссылок с указанием даты и номера издания последующие поправки или пересмотры этих публикаций не применимы. Однако сторонам для достижения соглашений, базирующихся на настоящем Международном Стандарте, рекомендуется изучить возможности применения самого последнего издания указанного ниже нормативного документа. Для ссылок без указания даты необходимо использовать самое последнее издание этого нормативного документа. Члены ISO и IEC ведут перечни действующих международных стандартов.

ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ISO 14050:2002 Менеджмент окружающей среды. Словарь.

3 Термины и определения

В настоящем Международном Стандарте применяются термины и определения, данные в ISO 9000 и ISO 14050, за исключением тех, которые заменены приведенными ниже терминами и определениями.

Термин в определении или примечании, приведенный в любом месте данного раздела, выделен жирным шрифтом, а далее в скобках приводится его входящий номер. Такой выделенный жирным шрифтом термин может быть заменен его полным определением.

3.1 аудит

систематический, независимый и документированный процесс (3.4.1) получения свидетельств аудита (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (3.2)

Примечание 1 Внутренние аудиты, иногда называемые "аудиты первой стороной", проводятся обычно самой организацией или от ее имени для внутренних целей, могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.

Примечание 2 Внешние аудиты включают в себя аудиты, обычно называемые "аудиты второй стороной" и "аудиты третьей стороной". Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями или другими лицами по их поручению. Аудиты третьей стороной проводятся внешними, независимыми организациями, например такими, которые осуществляют сертификацию или регистрацию соответствия требованиям ISO 9001 и ISO 14001.

Примечание 3 Если система менеджмента качества и система менеджмента окружающей среды проверяются одновременно, это называется "комплексным аудитом".

Примечание 4 Если две или более аудирующие организации объединяются для проверки одного аудируемого (3.7), это называется "совместным аудитом".

3.2 критерии аудита

совокупность политик, процедур или требований

Примечание Критерии аудита используются как базис, с которым сопоставляют свидетельства аудита (3.3)

3.3 свидетельства аудита

записи, изложения фактов или другая информация, которые связанны с критериями аудита (3.2) и могут быть проверены.

Примечание Свидетельство аудита может быть качественным или количественным.

3.4 наблюдения аудита

результаты оценки собранных свидетельств аудита (3.3) в зависимости от критериев аудита (3.2)

Примечание Наблюдения аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита или на возможности улучшения.

3.5 заключение по результатам аудита

выходные данные аудита (3.1), предоставленные группой по аудиту (3.9) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита (3.4)

3.6 заказчик аудита

организация или лицо, заказавшее аудит (3.1)

Примечание Заказчиком аудита может быть проверяемая организация (3.7) или любая другая организация, которая имеет нормативную или контрактную основу для заказа аудита

3.7 проверяемая организация

организация, подвергающаяся аудиту

3.8 аудитор

лицо, обладающее компетентностью (3.14) для проведения аудита (3.1)

3.9 группа по аудиту

один или несколько аудиторов (3.8), проводящих аудит (3.1) при поддержке технических экспертов (3.10) в случае необходимости

Примечание 1 Один из аудиторов в группе по аудиту назначается руководителем группы по аудиту.

Примечание 2 В группу по аудиту могут входить стажеры.

3.10 технический эксперт

лицо, которое обеспечивает специальными знаниями или опытом группу по аудиту (3.9)

Примечание 1 Под специальными знаниями или опытом подразумеваются знания или опыт применительно к проверяемым организации, процессу или деятельности, или знание языка и культуры.

Примечание 2 Технический эксперт не имеет полномочий аудитора (3.8) в группе по аудиту.

3.11 программа аудита

совокупность одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели

Примечание Программа аудита включает всю деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудитов

3.12 план аудита

описание деятельности и мероприятий по аудиту (3.1)

3.13 область аудита

объем и границы аудита (3.1)

Примечание Область аудита обычно включает в себя описание местонахождения, организационной структуры, видов деятельности и процессов организации, а также охватываемого периода времени.

3.14 компетентность

выраженная способность применять свои знания и умение.

4 Принципы проведения аудита

Аудит опирается на ряд принципов. Они делают аудит эффективным и надежным инструментом, содействующим политике и управлению со стороны руководства, обеспечивающим информацией, на базе которой организация может принимать меры для улучшения своей деятельности. Следование этим принципам является предпосылкой получения надежных и достаточных заключений по результатам аудита и позволяет аудиторам, работающим независимо друг от друга, делать аналогичные заключения при аналогичных обстоятельствах.

Аудиторы должны руководствоваться следующими принципами:

a) этичное поведение - основа профессионализма

Доверие, честность, конфиденциальность и вежливость являются важным условием проведения аудита

b) беспристрастность - обязательство отчитываться правдиво и точно

Наблюдения аудита, заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Существенные помехи, выявленные во время аудита, а также неразрешенные проблемы или разногласия между группой аудиторов и проверяемой организацией отражаются в отчетах.

c) профессиональное прилежание - проявление аккуратности и здравого смысла при проведении аудита

Аудиторы проявляют профессиональное прилежание в соответствии с важностью выполняемой задачи и доверием, возложенным на них заказчиком аудита и другими заинтересованными сторонами. Наличие необходимой компетентности является важным фактором.

Следующие принципы относятся к аудиту, который по определению является независимым и систематическим.

d) независимость - основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита

Аудиторы независимы от проверяемой деятельности и свободны от предубеждений и конфликта интересов. Аудиторы опираются на объективные суждения во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе наблюдений и заключений по результатам аудита находятся только свидетельства аудита

e) подход на основе фактов - рациональный метод для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита при систематическом процессе аудита

Свидетельство аудита проверяемо. Оно основывается на выборках доступной информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и ограниченными ресурсами. Использование соответствующих выборок тесно связано с достоверностью, которая должна присутствовать в заключениях по результатам аудита.

Рекомендации следующих разделов настоящего Международного Стандарта основываются на вышеуказанных принципах.

5 Управление программой аудита

5.1 Общие положения

Программа аудита может включать один аудит или более, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут иметь ряд целей, а также включать комплексные и совместные аудиты (см. примечания 3 и 4 к определению аудита в п. 3.1).

Программа аудита также охватывает всю деятельность, которая необходима для планирования и организации типов и количества аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.

Организация может разработать более одной программы аудита.

Высшее руководство организации должно делегировать полномочия по управлению программой аудита.

Ответственные за управление программой аудита должны:

    1. разрабатывать, выполнять, отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита,

    2. определять необходимые ресурсы и обеспечивать их наличие.

На рис. 1 изображена блок-схема процесса управления программой аудита.

Рисунок 1. Иллюстрация блок-схемы процесса управления программой аудита

Примечание 1 Рисунок 1 иллюстрирует также применение методологии "Планируй- Делай- Проверяй- Действуй" в рамках настоящего Международного Стандарта.

Примечание 2 Цифры в этом и последующих рисунках указывают на соответствующий раздел настоящего Международного Стандарта.

Если в проверяемой организации действуют две системы менеджмента качества и окружающей среды, в программу аудита могут быть включены комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.

Две или более проверяющие организации могут сотрудничать в части своих программ аудита, осуществляя совместный аудит. В этом случае необходимо обратить особое внимание на разделение ответственности, обеспечение всех дополнительных ресурсов, компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнется аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.

Практическая помощь — примеры программ аудита

Программы аудита могут включать следующее:

a) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;

b) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев;

c) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Управление программой аудита включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.

5.2 Цели и объем программы аудита

5.2.1 Цели программы аудита

Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов.

Эти цели могут основываться на:

a) приоритетах менеджмента;

b) коммерческих намерениях;

c) требованиях системы менеджмента;

d) законодательных, нормативных и контрактных требованиях;

e) необходимости оценивания поставщика;

f) требованиях потребителя;

g) потребностях других заинтересованных сторон;

h) рисках организации.

Практическая помощь – примеры целей программы аудита

Цели программ аудита могут включать:

a) подтверждение соответствия требованиям стандарта на систему менеджмента в целях сертификации;

b) подтверждение соответствия требованиям контракта;

c) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

d) содействие улучшению системы менеджмента.

5.2.2 Объем программы аудита

Объем программы аудита может изменяться, и он может зависеть от размера, характера и сложности проверяемой организации, а также следующих факторов:

a) области распространения, цели и продолжительности каждого запланированного аудита;

b) частоты проведения аудитов;

c) количества, важности, сложности, сходства и размещения проверяемых процессов;

d) стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований, а также других критериев аудита;

e) потребности в аккредитации или сертификации/регистрации;

f) результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов;

g) языковых, культурных и социальных аспектов;

h) мнения заинтересованных сторон;

i) существенных изменений в организации или ее деятельности.

5.3 Ответственность, ресурсы и процедуры программы аудита

5.3.1 Ответственность

Ответственность за управление программой аудита должна возлагаться на одно или несколько лиц, понимающих принципы аудита, обладающих компетентностью аудитора и умеющих пользоваться инструментами и методами аудита. Эти лица также должны обладать управленческими навыками, а также понимать технические вопросы и вопросы бизнеса той области, которая будет проверяться.

Лица, ответственные за управление программой аудита, должны:

а) устанавливать цели и объем программы аудита;

b) устанавливать ответственных и процедуры, обеспечивать наличие ресурсов;

c) обеспечивать выполнение программы аудита;

d) обеспечивать ведение соответствующих записей по программе аудита;

e) отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита.

5.3.2 Ресурсы

При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать следующее:

a) финансовые ресурсы для разработки выполнения, управления и улучшения деятельности по аудитам;

b) методы аудита;

c) процессы достижения и поддержания компетентности аудиторов и совершенствования показателей их деятельности;

d) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, достаточной для достижения целей конкретной программы аудитов;

e) объем программы аудита;

f) время для переездов, размещение и другие потребности аудита.

5.3.3 Процедуры

Процедуры программы аудита должны охватывать следующее:

a) планирование и составление графиков аудитов;

b) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;

c) выбор соответствующих групп по аудиту и распределение ролей и ответственности;

d) проведение аудитов;

e) проведение последующих аудитов, если это требуется;

f) ведение записей программы аудита;

g) мониторинг выполнения программы аудита и ее результативности;

h) отчет высшему руководству об общих результатах программы аудита.

Малым организациям можно вышеперечисленные действия охватить одной процедурой.

5.4 Выполнение программы аудита

Выполнение программы аудита должно охватывать следующее:

a) доведение программы аудита до соответствующих сторон;

b) координирование и составление графиков аудитов и других действий, относящихся к программе аудитов;

c) установление и поддержание процесса оценивания аудиторов и их постоянного профессионального развития в соответствии с положениями п.п. 7.6 и 7.5;

d) обеспечение подбора групп по аудиту;

e) предоставление необходимых ресурсов группам по аудиту;

f) обеспечение проведения аудитов в соответствии с программой аудита;

g) обеспечение управления записями по аудиту;

h) обеспечение анализа и утверждение отчетов по аудиту, а также обеспечение их рассылки заказчикам аудита и другим сторонам;

i) организацию последующих аудитов.

5.5 Записи программы аудита

Записи ведутся с целью демонстрации выполнения программы аудита и должны включать в себя следующее:

a) записи, относящиеся к отдельным аудитам, такие, как:

- планы аудита;

- отчеты по аудиту;

- отчеты о несоответствиях;

- отчеты по корректирующим и предупреждающим действиям;

- отчеты по последующим аудитам (при необходимости).

b) результаты анализа программы аудита;

c) записи, относящиеся к персоналу, выполняющему аудит, и освещающие такие вопросы, как:

- оценивание компетентности аудитора и его работы;

- формирование группы по аудиту;

- поддержание и повышение компетентности.

Записи должны храниться и надлежащим образом защищаться.

5.6 Мониторинг и анализ программы аудита

Выполнение программы аудита должно отслеживаться и с определенной периодичностью анализироваться для оценки достижения целей и идентификации возможностей улучшения. Результаты должны предоставляться высшему руководству.

Показатели эффективности должны быть использованы для мониторинга таких характеристик, как:

- способность групп по аудиту выполнить план аудита;

- соответствие программам аудита и графикам;

- обратная информация, поступающая от заказчиков аудита, проверяемых и аудиторов.

Анализ программы аудита должен учитывать, к примеру, следующее:

a) результаты и тенденции, получаемые путем мониторинга;

b) соответствие процедурам;

c) растущие потребности и ожидания заинтересованных сторон;

d) записи программы аудита;

e) альтернативные или новые методики в области аудита;

f) согласованность действий различных групп по аудиту в одинаковых ситуациях.

Следствием результатов анализа программы аудита могут быть корректирующие, предупреждающие действия, а также улучшение программы аудита.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный стандарт стб исо 9000-2006 республики беларусь системы менеджмента качества основные положения и словарь

    Документ
    Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».
  2. Исо 9001 2008 национальный стандарт российской федерации системы менеджмента качества требования iso 9001: 2008 Quality management systems Requirement (idt)

    Документ
    Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.
  3. Исо 9000-2008 национальны й стандар т российско й федераци и системы менеджмента качества основные положения и словарь iso 9000: 2005 Quality management systems Fundamentals and vocabulary (idt)

    Документ
    Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.
  4. Менеджмент программы аудита 7 2 Цели и объем программы аудита 9 3 Ответственность, ресурсы и процедуры по программе аудита 10 4 Реализация программы аудита 10

    Реферат
    Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (организации-члены ИСО). Работа по подготовке Международных стандартов обычно осуществляется через технические комитеты ИСО.
  5. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь quality management systems -fundamentals and vocabulary

    Документ
    Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов осуществляется техническими комитетами ИСО.

Другие похожие документы..