Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Указ Президента Республики Бурятия от 24марта 2003 года N 84 "О республиканских целевых программах" Постановление Правительства Российской Ф...полностью>>
'Методические рекомендации'
«ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА» 1. Нормативный блок 1.1. Норматив оснащения предмета «Оборудование швейного производства». 2. Учебно-методически...полностью>>
'Кодекс'
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им...полностью>>
'Документ'
ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ Если попытаться, хотя бы в самом общем виде, представить себе историю мысленного овладения м...полностью>>

Стратегическое планирование социально-экономического развития региона (на примере республики бурятия)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Филиппова Ирина Анатольевна

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Москва-2006

Работа выполнена на кафедре теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Яковец Юрий Владимирович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Уколов Владимир Федорович

кандидат экономических наук

Завражин Евгений Евгеньевич

Ведущая организация: Государственное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил" (СОПС) при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академии наук

Защита состоится 30 января 2007 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета К-502.006.01 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, пр. Вернадского, д.84, 1 уч. корп., ауд. ____

С диссертацией можно ознакомиться в учебно-методическом кабинете кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики РАГС при Президенте РФ 1 уч. корп. ауд. 2212.

Автореферат разослан 27 декабря 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент Бударина А.В.

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в России наблюдается процесс роста роли регионов в динамике и перспективах развития национальной экономики. Обеспечение эффективности такого процесса сопряжено с разработкой и реализацией стратегии развития субъек­та Федерации, определяющей основные направления трансформации его социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения. В связи с этим, одной из ключевых проблем становится разработка концепту­альных и методических основ стратегического планирования регионального развития на основе долгосрочных прогнозов. Актуальность решения этой проблемы обусловлена следующими принципиаль­ными моментами.

Во-первых, очевидным недостатком теоретических работ, адекватно раскрывающих роль и содержание стратегического планирования развития региональных систем в условиях регулируемой рыночной экономики и развития процессов глобализации.

Во-вторых, недостаточной разработанностью методического обеспече­ния решения ключевых задач стратегического планирования развития регио­нов: обоснования миссии, целей, выбора стратегий и механизма их достижения.

В-третьих, превалированием в практике регионального планирования тактических и оперативных действий, направленных на решение хотя и важных, но отдельных задач социально-экономического развития.

Таким образом, разработка теоретических и методических основ страте­гического планирования регионального развития на основе долгосрочных прогнозов и макромодели является актуальной задачей как в тео­ретическом, так и практическом аспектах, призванной обеспечить продуктивное использование имеющегося экономического потенциала территорий, способствовать реализации возможностей, предоставляемых внешней средой, ограничивать или блокировать ее угрозы, осуществлять структурную перестройку экономики и ее инновационное обновление.

Цель диссертационного исследования. Основной целью, поставленной в диссертации, является формирование теоретических и методических основ стратегического планирования социально-экономического развития регионов России и обоснование ключевых компонентов стратегического плана развития Республики Бурятия в условиях регулируемой рыночной экономики, выхода из экономического кризиса.

Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач, предполагающих:

- выявление специфики стратегического планирования развития регионов в условиях регулируемой рыночной экономики;

- раскрытие содержания и функций стратегического планирования регионального развития;

- определение принципов стратегического планирования регионального развития;

- обобщение и систематизацию отечественного и зарубежного опыта разработки планов и программ регионального развития;

- разработку региональной воспроизводственно-цикличной макромодели для анализа, прогнозирования и обоснования стратегического плана применительно к условиям Республики Бурятия;

- развитие методического обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития регионов;

- обоснование миссии, стратегических целей и ключевых моментов стратегического плана развития Республики Бурятия и инструментария их реализации.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Методологическую базу исследования образуют общенаучные методы познания.

В оценке социально-экономического потенциала региональных систем и обосновании векторов их развития принципиальное значение имели выводы, полученные Л.И. Абалкиным, А.Г. Гранбергом, В.В. Ивантером, Н.Д. Кондратьевым, В.И. Лексиным, Н.Н. Некрасовым, М. Портером, В. Ойкеном, А.Н. Швецовым, Й. Шумпетером, Л. Эрхардом.

В обосновании подходов к организации стратегического планирования применительно к разным социально-экономическим системам учитывались императивы, сформулированные в работах Р. Акоффа, И. Ансоффа, О.С. Виханского, К.Н. Знаменской, В.И. Кушлина, С. Оптнера, В.Е. Рохчина.

При разработке методических основ стратегического планирования ре­гионального развития использовались работы Т.Т. Авдеевой, О.И. Бетина, И.Г. Ершовой, Э.Росселя, С.С. Собянина, Ю.В. Яковца.

Многоплановый анализ процессов регионального развития потребовал применения системного подхода, реализованного в анализе общего и особенного в содержании стратегического планирования территорий, разработке миссии, стратегических целей и направлений социально-экономического развития Республики Бурятия.

Основными методами исследования являлись: индуктивный метод, сравнительный метод, исторический метод, нормативный метод (анализ текстов законодательных актов), методы эмпирического исследования, системного анализа и синтеза, структурного и факторного анализа, многомерного статистического анализа, сравнительных и экспертных оценок, инструментарий экономического прогнозирования.

Информационную базу исследования составили статистические данные о состоянии и динамике параметров развития экономики России, ее отраслевых и региональных формирований, опубликованные Росстатом РФ и статистическим управлением Республики Бурятия, материалы собранные автором в органах государственной власти и управления Республики Бурятия.

При исследовании практики разработки планов и программ развития регионов были использованы опубликованные материалы, отражающие опыт субъектов Российской Федерации в этой области, прежде всего Белгородской, Воронежской, Владимирской, Кировской, Новгородской, Ростовской, Свердловской, Тульской областей, Республик Удмуртия и Карелия, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Важный компонент информационной базы - нормативные и планово-прогнозные документы федеральных и региональных органов власти и управления.

Предмет исследования - планово-прогнозная деятельность региональных органов власти и управления, условия и направления ее совершенствования.

Объект исследования - социально-экономическая система региона.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Раскрыто содержание стратегического планирования как важнейшего звена системы государственного регулирования развития рыночной экономики, показаны особенности и механизмы реализации стратегического планирования на региональном уровне, его взаимосвязь с долгосрочным прогнозированием в условиях поляризации уровней экономического, социального и технологического развития регионов.

2. Выявлено особенное в содержании стратегического планирования развития регионов, отражающее своеобразие его объекта и субъекта, а также условий и факторов, определяющих конкурентные преимущества территорий и детерминирующих их социально-экономическую динамику.

3. Впервые построена региональная воспроизводственно-цикличная макромодель, позволяющая выявлять и прогнозировать развитие экономики с учетом функционального назначения воспроизводственных секторов.

4 Показаны особенности Республики Бурятия как объекта стратегического планирования, раскрыты тенденции динамики регионального развития в условиях кризиса 90-х гг. и в настоящее время, пути выхода из кризиса в период оживления экономики, преодоления дотационности региона.

5. Сформулированы основные положения концепции стратегического плана развития Республики Бурятия на долгосрочную перспективу с учетом особенностей ее социально-экономической динамики на основе предложенных автором принципов и модели.

6. Обоснован кластерный подход к формированию и реализации стратегических приоритетов долгосрочного регионального развития и реализации национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ.

Теоретическая и методологическая значимость работы. В диссертации сформированы теоретические и методические основы стратегического планирования социально-экономического развития регионов, позволяющие в полной мере учесть их социально-экономический потенциал, условия продуктивного использования ресурсов, ограничения, накладываемые внешней средой.

Практическая значимость диссертации.

Содержащиеся в работе выводы и рекомендации позволяют повысить качество планово-прогнозной деятельности региональных органов власти и управления, расширить временной горизонт планирования, обеспечить согласованность интересов различных по уровню и статусу экономических субъектов при разработке и реализации стратегических планов развития субъектов Российской Федерации.

Результаты диссертационного исследования могут найти применение в практике работы региональных органов власти, в преподавании и изучении курсов «Прогнозирование и стратегическое планирование», «Региональная экономика и управление», «Государственное регулирование экономики», спецкурсов по актуальным вопросам совершенствования системы государственного управления на региональном уровне, а также в учебном процессе для подготовки специалистов по государственному и муниципальному управлению, в системе повышения квалификации и пере­подготовки государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов работы. Результаты исследования апробированы на научно-практических конференциях в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ (г. Москва), использованы автором в разработке стратегического плана развития Республики Бурятия.

Публикации. Результаты научных исследований опубликованы в 4 работах, общим объемом 5,4 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, определены ее цели, задачи, научная новизна и практическая значимость, дано краткое изложение содержания и основных результатов исследования.

В первой главе раскрыто содержание стратегического планирования как важнейшего звена системы государственного регулирования рыночной экономики, показаны особенности и механизмы реализации стратегического планирования на региональном уровне. Выявлено особенное в содержании стратегического планирования развития регионов, отражающее своеобразие его объекта и субъекта, а также условий и факторов, определяющих конкурентные преимущества территорий и детерминирующих их социально-экономическую динамику.

Одну из ключевых проблем в рамках методологии территориального стратегического планирования и управления региональным развитием представляют собой способы и механизмы выявления и увязки интересов населения, хозяйствующих субъектов и государственных интересов.

Управление региональной экономикой требует синтеза методических основ двух научных направлений: региональной экономки (региональной науки) и теории управления. Функционирование региональной экономики рассматривается с точки зрения совершенствования процессов взаимодействия государственных (федеральных) и региональных властей, а также различных форм межрегиональных экономических отношений. Современные теоретические подходы к исследованиям региона отражают модель устойчивого развития, предполагающие сбалансированную в экономическом, социальном и экологическом смыслах трансформацию территориально-социальной системы.

В настоящее время отсутствует общепринятая схема регионального стратегического планирования, не проработан состав документов, которые должна содержать стратегия развития региона. Центральной проблемой разработки документов, характеризующих перспективы развития территориально- административных образований, является обоснование их стратегического выбора, формирование стратегических целей и механизмов их достижения.

Функциональная структура механизма реализации стратегии региона представляется достаточно широким кругом функций управления, специфичность которого определяется методическими подходами к их классификации. В качестве основных предлагается выделить функции мониторинга, социально-экономического анализа, прогнозирования и программирования. Использование программно-целевого метода при реализации стратегического плана создает значимые предпосылки для достижения намеченных стратегических целей с наименьшими затратами, преодоления ведомственных барьеров, объединения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, населения для решения проблем развития региона.

В настоящее время национальные проекты и федеральные целевые программы развития регионов (ФЦПР) реализуются на территории всех субъектов Федерации. Имеющийся опыт реализации и разработки таких программ выявил их типичные недостатки, в том числе размытость целей и неконкретность задач, отсутствие конкурсных процедур отбора программных мероприятий и ответственности за исполнение программ.

Практика реализации программ и национальных проектов в регионах показывает, что зачастую они не корреспондируются друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов.

Главной причиной неэффективной реализации программ вследствие их рассогласования является отсутствие детально разработанной и обоснованной стратегии развития регионов, предусматривающей в процессе ее разработки детальное обоснование приоритетных направлений и узловых точек роста. Именно стратегия создает возможность выявления условий для перспективного развития и помогает принимать текущие решения с учетом сформулированных стратегических целей.

Во второй главе показаны особенности Республики Бурятия как объекта стратегического планирования, раскрыты тенденции ее динамики в условиях кризиса 90-х гг. и в настоящее время, пути выхода из кризиса в фазе оживления экономики. Построена региональная воспроизводственно-цикличная макромодель, позволяющая выявлять и прогнозировать развитие экономики с учетом функционального назначения воспроизводственных секторов.

Республика имеет существенное усложнение условий хозяйственной под воздействием так называемого «байкальского фактора», проявления которого выражается в следующем:

во-первых, имеет место существенное удорожание себестоимости выпускаемой продукции за счет повышенных текущих экологических затрат, платежей за загрязнение атмосферного воздуха и водоемов;

во-вторых, необходимость поддержания в исправном состоянии природно-охранного оборудования требует повышенных капитальных затрат на его профилактику и постоянный ремонт;

в-третьих, обязательное соблюдение жестких экологических требований при осуществлении хозяйственной деятельности в бассейне Байкала, обуславливает значительные прямые потери, которые приходится нести экономике региона.

По данным Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия суммарные дополнительные издержки и потери, которые несет экономика региона в связи с необходимостью осуществления природоохранных мероприятий в бассейне озера Байкал составили в 2005 г. 8167,8 млн руб., при этом недополученная валовая добавленная стоимость составила 6181,4 млн руб., а доля прямых убытков в ВРП -14 %. Объем некомпенсированных прямых потерь Республике Бурятия в 2005 г. составил 1630,4 млн руб. Из прямых потерь 58% приходится на сельское хозяйство и оставшаяся часть - на лесопромышленный комплекс.

В структуре промышленности депрессивного региона и России наблюдается ряд различий (см. рис.1).

Рисунок 1. Сопоставление структуры промышленности по воспроизводственным секторам

Из диаграмм видно, что структура промышленности Республики Бурятия в 2004 г. выгодно отличалась от России и Сибирского федерального округа, инновационно-инвестиционный сектор вырос по сравнению с 1997 г. в 2 раза. Рост произошел за счет машиностроения и металлообработки. У предприятий республики в это время появились крупные заказы на поставку продукции авиастроения. Доля потребительского сектора в 2004 г. значительно упала и находится на более низком уровне, чем в России и Сибирском федеральном округе, в основном за счет падения в легкой и мукомольно-крупяной промышленности. Энергосырьевой сектор республики также находится на более низком уровне, однако в 2004 г. произошел значительный рост за счет черной и цветной металлургии.

Темпы падения в 1997 г. по многим показателям социально-экономического развития региона более значительны, чем в среднем по России, что свидетельствует об опережающем ухудшении социально-экономической ситуации в республике.

Эколого-экономические аспекты являются неотъемлемой частью проблемы социально-экономического развития Республики Бурятия.

В сравнении с общероссийским уровнем более высокий уровень имеет материалоемкость стоимости единицы промышленной продукции.

К проблемам и ограничениям социально-экономического развития Республики Бурятия относятся:

  • высокий уровень безработицы (16%) и бедности населения (39%);

  • низкий уровень диверсификации экономики;

  • моральный и физический износ основных фондов;

  • недостаточное развитие инженерной инфраструктуры (дороги, связь, коммуникации);

  • более половины территории республики входит в состав Байкальской природной территории.

К конкурентным преимуществам Республики Бурятия относятся:

  • значительные запасы лесных, топливных и минерально-сырьевых ресурсов (месторождения полиметаллов, вольфрама, молибдена, фосфоритов, циолитов и др.);

  • развитый промышленный и кадровый потенциал республики;

  • использование озера Байкал, национальных парков, рекреационных ресурсов для развития туризма;

  • наличие международного аэропорта, региональных участков Транссиба и БАМа;

  • приграничное положение республики с Монголией, близость переходов через российско-китайскую границу.

Экономика Республики Бурятия отличается сельскохозяйственной направленностью. Доля сельского хозяйства составляете 15,1%, тогда как по России 10,8 %, по СФО 13,9%. Доля потребительского сектора выше, чем по России в 1,4 раза. Доля сектора инфраструктуры ниже, чем по России, но выше чем в СФО и составляла в 2003 г. 30,5%.

Падение объемов производства началось с 1990 г., и в последующем, наблюдалось ежегодное снижение объемов промышленного производства. В 2000 г. объем промышленного производства составил только 44% от уровня 1990 г. При этом все отрасли промышленности можно выделить в две группы: отрасли, обеспечивающие рост производства и допустившие его падение.

Произошла существенная трансформация отраслевой структуры промышленности. Решающая роль в промышленности принадлежит топливно-энергетическому комплексу. Машиностроение и легкая промышленность, бывшие отрасли специализации республики, теперь занимают значительно меньшую долю (см. таблицу 1).

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюджетный федерализм как институциональный фактор социально-политического развития регионов россии (на примере республики бурятия)

    Автореферат
    Диссертационная работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте
  2. Долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития региона в условиях перехода на инновационную модель экономики

    Автореферат
    Защита состоится 24 июня 2010 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.070.06 при Байкальском государственном университете экономики и права по адресу: 664003, г.
  3. Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 годы

    Программа
    Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения
  4. Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг. Программа

    Программа
    Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы (далее Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения
  5. Губернатор новосибирской области постановление от 3 декабря 2007 г. N 474 о стратегии социально-экономического развития новосибирской области на период до 2025 года

    Документ
    В соответствии с Законом Новосибирской области от 16.07.2005 N 310-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 26.

Другие похожие документы..