Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Элективный курс'
В сборнике представлены программы элективных курсов профильного образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательно...полностью>>
'Документ'
Василий Голубев кратко охарактеризовал социально-экономическую ситуацию в Ростовской области, отметив увеличение темпов экономического роста практиче...полностью>>
'Исследование'
Исследование содержания цинка, меди, кадмия и свинца в цельной крови и сыворотке методом инверсионной вольтамперометрии с использованием модифицирова...полностью>>
'Изложение'
Собака, котенок, журавль под одной крышей. А если возникнут у них раздоры и разногласия! Что тогда будет? Но все сложилось благополучно. Собака даже ...полностью>>

Государство и право в политической и правовой системах общества

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- 41 -


Курс: Правоведение

кандидат юридических наук, доцент Чепурной А.Г.

Для студентов II курса, обучающихся по направлениям:

521500 «Менеджмент» (бакалавр) и

521600 «Экономика» (бакалавр)

(первое высшее образование)

Лекция

Тема № 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМАХ ОБЩЕСТВА

План занятия:

1. Понятие, функции и формы государства

2. Право как система норм, регулирующих общественные отношения.

3. Источники права.

4. Правоотношения как особый вид общественных отношений.

Рекомендованная литература:

1. Основная

Базовый источник. Правоведение: учебник / З.Г.Крылова, Э.П.Гаврилов, В.И.Гуреев и др.; Под рел. З.Г.Крыловой. – М.: Высш. шк., 2002. стр. 56-76

Право: Учебник / Под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. – М.: ЮНИТИ, 1999.

Сырых В.М. Основы правоведения. – М., 1998.

Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Теория государства и права / Под ред. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрист, 1999.

Правовые основы Российского государства / Пол ред. Н.А. Машкина. – М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Дополнительная

Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2000.

Гражданское право России: Курс лекций. – Часть 1 / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юридическая литература, 1996.

Гражданское право России: Курс лекций. – Часть 2 / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: БЕК, 1997.

Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатетского, В.А. Язева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

Вопрос 1. Понятие, функции и формы государства

Функции государства — это главные социально значимые на­правления его деятельности на конкретно-историческом этапе раз­вития общества. В процессе функционирования государство ока­зывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функ­ции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отноше­ний воздействует на состояние общественных процессов, их ди­намику и направленность.

Осуществление конкретных функций может как стабилизиро­вать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние. С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельнос­ти по управлению обществом.

Существенными признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государ­ства в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функциониро­вании государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом исто­рическом этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфичес­ких методов управления (в том числе властно-принудительных).

Сущность государства и его социальное назначение являются ключевыми факторами в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответст­вующем этапе развития общества. Вместе с тем, появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопре­делено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущ­ности государства неизменно отражается на содержании его дея­тельности, так как функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям. Это наглядно проявляется в функциях современного российского государства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими периодами его развития.

Общесоциальная деятельность государства обеспечивает опре­деленную степень устойчивости отношений и связей внутри об­щества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес обшесоциального начала в функциях го­сударства, тем выше роль его как инструмента преодоления про­тиворечий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей.

На содержание функций государства оказывают влияние на­циональные моменты. Это особенно характерно для многонациональных государств. В многонациональных государствах их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и т.д.

Любое государство, особенно многонациональное, во избежа­ние распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения напряженности в национальных отношениях и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противо­речий.

Среди факторов, воздействующих на функции государства, ве­лико влияние научно-технического прогресса, оказывающего дво­якое воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законо­дательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских тех­нологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, в области репро­дуктивной деятельности, генной инженерии и т.д. выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одно­временно установить ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, наконец, за злоупотребление доверием пациентов.

Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечивать защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической среде. При этом эколо­гия в условиях научно-технического прогресса приобретает по су­ществу планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.

На функции государства воздействуют также процессы инфор­матизации общества, создание общепланетарного информацион­ного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребнос­тями формирования свободного общества, участием широкой об­щественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граж­дан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протес­товать против незаконных, несправедливых решений.

Демократическое государство призвано обеспечивать возмож­ности для реализации свободы информации и равную ее доступ­ность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только соображениями национальной безопасности, неприкосновеннос­ти частной жизни, тайны следственных действий, коммерческой тайны.

На характер и содержание функций государства серьезное влияние оказывает международная обстановка. В последние де­сятилетия наблюдается увеличение влияния межгосударствен­ных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государств. Одновремен­но достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью раз­личных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверх­держав, а другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на содержании деятельности государств как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

Выполняемые государством функции весьма разнообразны по содержанию и сфере проявления. В юридической науке предложе­но немало оснований их классификации. Нередко основаниями для классификации избираются объекты воздействия и сферы го­сударственной деятельности; территориальный масштаб деятель­ности; способы государственного воздействия на общественные от­ношения; содержание функций; продолжительность (сроки) их осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.

К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно атому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает меха­низм реализации государственной власти. Каждая из них осу­ществляется, как правило, совокупностью государственных орга­нов, принадлежащих к одной из ветвей власти — законодатель­ной, исполнительной и судебной.

По продолжительности действия функции государства подраз­деляются на постоянные и временные. Первые выполняются го­сударством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые — обу­словлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают свое значение.

Функции государства можно также различать по значимости и соответственно этому выделять главные и производные (вспо­могательные). К главным следует отнести функции, имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая функции). Произ­водными можно считать функции сопутствующего, вспомогатель­ного или обслуживающего характера. Такой можно считать функ­цию налогообложения и финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, соци­альной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфунк­ций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления дея­тельности и в воздействии на общественные отношения.

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, международном общении. Внеш­ние и внутренние функции тесно связаны между собой» действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.

Современному государству присущи следующие внутренние функции: политическая; экономическая; социальная; экологичес­кая; функции налогообложения и финансового контроля; охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям можно отнести: обеспечение интеграции в мировую экономику; оборона страны; поддержание мирового по­рядка; сотрудничество с другими государствами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.

Характеристика каждой из названных функций позволяет рас­крыть содержание государства на современном этапе развития.

Для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общест­венного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представ­ляет собой внешнее выражение содержания.

В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

В таком понимании форма государства позволяет дать харак­теристику государства с позиций того, как организована верхов­ная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои вза­имоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государст­венная власть.

Некоторые авторы различают форму государства в узком и ши­роком смысле. Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком — форму правления и форму го­сударственного устройства. Политический режим при этом рас­сматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществле­ния классового господства.

Особое значение для понимания формы государства имеет со­отношение с такими категориями, как функции государства, ис­торический тип государства и механизм государства.

Наиболее сложной и неоднозначной представляется диалекти­ка соотношения функций государства, исторического типа и его формы. История не позволяет сделать вывод о существовании какой-либо прямолинейной зависимости между этими категориями. Кардинальное изменение направленности деятельности и типа государства отнюдь не всегда приводило к изменению его формы. Более того монархическая форма правления и сегодня продол­жает оставаться вполне приемлемой и не рассматривается в качестве архаизма.

На становление и изменение формы того или иного государ­ева всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы. Так, в Великобритании в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограничен­ия монархия. Германия, с точки зрения национального состава, Волне могла бы быть унитарным государством. Однако истори­йки сохраняющаяся автономность германских земель привела конституированию федеративной формы государственного устройства.

Близкими по содержанию, но не совпадающими являются ка­лории механизма государства и формы государства. Отдельные авторы определяют эти категории как систему, совокупность государственных органов1 и тем самым дают повод для их отождествления. Механизм государства Действительно представляет сбой совокупность государственных органов необходимых для осуществления внутренних и внешних функций. Форма государ­ева дает характеристику государства не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов образования государственной власти, взаимоотношения ее с населением, распределения властных полномочий между составными час­ами и методов их осуществления. Таким образом, данные категории являются вполне самостоятельными и позволяют дать характеристику различным сторонам сущности государства.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитим­ный — захват власти. Во-вторых, каким субъектом права (индиви­дуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, ка­кова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственнос­ти субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монар­хии и республики.

Монархия (от греч. monarchia — единовластие, единодержа­вие) форма правления, при которой верховная государствен­ная власть полностью или частично сосредоточена в руках еди­ноличного главы государства — монарха (царя, короля, импера­тора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся по­жизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (не­ограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограни­ченные).

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит едино­личному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осу­ществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник. Любо­пытно, что в истории были периоды, когда исключения станови­лись почти правилом. Так, в Византии из ста девяти царствовав­ших императоров семьдесят четыре были убиты и во всех семи­десяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: та­инство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства2. В случае отсутствия наследников монарх из­бирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.

В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престала, либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии республики. «Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большей властью нежели английская королева; но президент ответственен перед конгрессом и потому не монарх; английская королева, на­ги в, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней»3.

Из всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии реалистической монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и называется дуалистической. Так, в сословно-представительной монархии власть монарха ограничилась Земским Собором в России (середина XVI в. — конец в.), Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии — монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Здесь, как видим, степень ограничения значительно больше. П.А. Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906г. Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В деле же управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» и неза­висимой от народа. У нас по «Основным законам» 1006 г, царь по-прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалась священной и неприкосновенной.

Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парла­ментской монархии. Специфика данной разновидности монархи­ческой формы правления во многом совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые будут рас­смотрены ниже.

Задавшись нериторическим вопросом: что есть монархия — только ли реликт, оставленный из любви к старине? Следует от­ветить — нет. Сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а фор­мально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляе­мого Великобританией, — Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и других — главой государства формально-юридически считается королева Великобритании.

Большая часть стран с такой формой правления — парламент­ские (конституционные) монархии, где власть правителя ограни­чена как писаным законом, так и активно действующими зако­нодательными и исполнительными органами. К ним относятся Ве­ликобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др. До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудов­ская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция и с этого мо­мента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистичес­кой монархии. С определенными оговорками к абсолютной монар­хии сегодня можно отнести Оман, хотя и там в 1996 г. была при­нята Конституция.

Республика (лат. res pubhca, от res дело и publicus общественное дело) форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специаль­ными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избиратель­ный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формирова­ний) высших органов государства пользовались не все граждане, лишь представители военно-земельной знати. Истории известен лишь ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления Избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, государственный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства доводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4-5 годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.

Республики можно классифицировать по различным основа­ниям. В частности, Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществле­нии функций государственного властвования выделяли чистые, или непосредственные, республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такая форма давления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В предста­тельных же республиках непосредственное осуществление всех фикций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей4.

Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Идеи соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной россии второй половины XIX начала XX века

    Диссертация
    Защита состоится 20 марта 2008 г. в 14 час. 30 мин. на заседании Диссертационного совета Д 203.002.06 при Академии управления МВД России по адресу: 125171, г.
  2. План лекции: Политико-правовые учения в Голландии в ХVII веке. Политические и правовые учения в Англии в ХVII веке

    Лекции
    В XVII веке в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя. От начала революции в Англии исчисляется Новое время — период истории, сменивший Средневековье.
  3. История политических и правовых учений (2)

    Тесты
    Составители: заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета РУДН, Профессор, д.ю.н.Немытина М.В., доцент, к.ю.н. Глебов В.
  4. История политических и правовых учений (3)

    Учебник
    История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента
  5. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине: история политических и правовых учений алматы 2011

    Методические указания
    В методических указаниях по выполнению заданий СРС по дисциплине история политических и правовых учений даются задания к теоретическим и практическим занятиям, способствующие формированию у студентов теоретического мышления, умения

Другие похожие документы..