Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цели дисциплины: овладение методологией распознавания, диагностики, предотвращения кризисов, управление социально-экономической системой в условиях к...полностью>>
'Доклад'
Толкование норм и положений Конституции в прак­ти­ке конс­титуционного правосудия, опираясь на основополагающие конституционные принци­пы, безусловно...полностью>>
'Урок'
21 июня – 2 июля 2004 г. Евроазиатским еврейским конгрессом в сотрудничестве с местными еврейскими общинами и министерствами образования центрально-аз...полностью>>
'Документ'
Відповідно до частини 6 статті 59 Закону України „Про місцеве самоврядування в Україні”, пункту 14 Положення про порядок призначення та надання насел...полностью>>

Министерство спорта, туризма и федеральное агентство по молодёжной политики РФ образованию

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО

МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ ОБРАЗОВАНИЮ


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»


Ассоциация вузов

туризма и сервиса

XII МЕЖДУНАРОДНАЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ТУРИЗМ И СЕРВИС: ПОДГОТОВКА КАДРОВ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Сборник научных трудов

Москва

2010

Содержание

Бабанчикова О.А. Дизайнерская подготовка студентов туристских вузов как средство воспитания эстетического вкуса Error: Reference source not found

Байбурова О.Р., Степаненко К.А. Использование передовых Интернет-технологий в высшей школе при подготовке кадров для индустрии гостеприимства и туризма 16

Байбурова О.Р., Степаненко К.А. Формирование конкурентоспособных обучающих программ в высшей школе для индустрии гостеприимства и туризма 25

Богданова Л.П., Хохлова Е.Р. Зарубежные учебно-ознакомительные практики как часть образовательной программы подготовки специалистов по туризму 40

Валединская Е.Н. Управление отношениями с клиентами в сфере туризма как основа формирования лояльной клиентуры 48

Васина С.М. Историко-культурное наследие Республики Марий Эл и туризм Error: Reference source not found

Дедусенко Е.А. Зарубежный опыт подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма 61

Клейман А.А. Проблема подготовки кадров для туристско-рекреационных особых экономических зон в России 65

Коврова М.В. Процесс принятия решения гостем о покупке услуги по размещению (на примере ООО «Консул-регион» - отель «Золотое кольцо» г. Кострома) 76

Коль О.Д. Кадровый потенциал как фактор повышения уровня конкурентоспособности туристских предпринимательских структур 84

Копылов Ю.В. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА «ИНТУРИСТА» В 1940-1950-Е ГОДЫ………95

Лайко М.Ю., Гаранина Е.А. Профессиональное обучение персонала гостиничных предприятий с учетом реализации требований клиентоцентричных стратегий развития …………………..………………106

Линовицкий Е.А. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА ………………………………………...121

Лихачев М.О. Российский туризм в зеркале макроэкономической статистики Error: Reference source not found

Морозова Л.С., Арифуллин М.В., Копытина Е.В. Гостиничное хозяйство современной России в период финансового кризиса: проблемы и решения» 136

Никоноров С.М. Взаимосвязь между влиянием экологического туризма на рекреационные ресурсы и факторами влияния туристской индустрии на экономику и социо-культурную среду рф……………………………………………………………………………………..………. 141

Огнева С.В., Петрачкова З.З. АУДИТ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА……………………………………………………………………………………...152

Полухина А.Н. Практические аспекты подготовки специалистов сервиса и туризма: проблемы и перспективы………………………………157

Сидорова И.М., Сидоров Л.Г. Комплексная оценка программ развития туризма в регионах……………………………………………………………………166

Субботина Е.В. Разработка учебно-методического обеспечения практикоориентированной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для курпномасштабных международных мероприятий……………….…...174

Тарасова Г.Н., Бекелева Е.А., Соловьева П.А. Проблемы и перспективы развития туристских фирм как организаций малого бизнеса……...181

УДК 378

Дизайнерская подготовка студентов туристских вузов как средство воспитания эстетического вкуса

Бабанчикова О. А., доцент кафедры

социально-культурного сервиса и туризма,

кандидат экономических наук,

АОУ ВПО «Ленинградский государственный

университет имени А.С. Пушкина», Санкт-Петербург*

Аннотация

В статье рассматривается проблема обучения специалистов сервиса и туризма основам дизайна, привития им в стенах вуза эстетического вкуса. Эта проблема является актуальной. На неё обращает внимание правительство страны, учёные и практики гостиничного и ресторанного бизнеса. Автором разработана программа обучения студентов дисциплине «Дизайн сервиса и туризма». Представлены современные идеи и новые подходы к дизайнерским решениям в туриндустрии, которые изучаются в вузе.

In this article the author looks into the problem of teaching experts of service and tourism bases of design, inculcating by it aesthetic taste. This problem is actual. The country government pays attention to it, scientists and practical experts of hotel and restaurant business. The author develops the curriculum of «Design of service and tourism». The author represents modern ideas and new approaches to design decisions in tourism industry which are studied in high school.

Ключевые слова: дизайнерское образование; дизайн ресторана, гостиницы, офиса; фирменный стиль; дизайнерское решение; креативное мышление; эстетический вкус.

Tags: Design formation; design of restaurant, hotel, office; corporate style; design decision; creative thinking; aesthetic taste.

В последние годы все больше внимания уделяется дизайну в сфере туриндустрии. Это уже не только модная тенденция, но и просто необходимость. Внимание к дизайну и дизайнерскому образованию специалистов сервиса и туризма актуализируется в связи с возникающими проблемами в этой сфере. В нашем случае речь идёт о несоответствии дизайна многих гостиниц и ресторанов современным требованиям, что связано, в частности, и со слабой дизайнерской подготовкой выпускников вузов туристского профиля.

В «Концепции развития дизайна в Российской Федерации» указывается на необходимость развития дизайна как проектной художественно-технологической деятельности по формированию гармоничной предметно-пространственной, жилой, производственной, информационно-коммуникационной и социально-культурной среды, обеспечивающая повышение конкурентоспособности экономики и рост качества жизни населения. В данном документе обозначены основные проблемы развития дизайна в России.

В Концепции определены основные направления политики развития дизайна: развитие средового дизайна городов и сельских поселений; совершенствование использования дизайна в социальной сфере (в т.ч. в образовании, здравоохранении, учреждениях культуры и спорта) и на транспорте; развитие системы национальных стандартов в области эргономики и дизайна; обеспечение роста осведомленности предприятий о возможностях повышения конкурентоспособности за счет эффективного использования дизайнерских решений; повышение качества профессионального образования в сфере дизайна и развитие механизмов непрерывного образования; обеспечение поддержки использованию предприятиями различных секторов экономики услуг дизайна, развития малых и средних предприятий в сфере дизайна, в т.ч. через формирование инфраструктуры федеральных и региональных центров развития дизайна [3].

Одним из основных барьеров, сдерживающих развитие рынка дизайна, является недостаток знаний на предприятиях туристской индустрии о возможности достижения положительных результатов по повышению конкурентоспособности гостиничных услуг и оптимизации производственных процессов, связанных с применением дизайна.

На наш взгляд, прежде всего, необходимо реализовать следующие мероприятия: обеспечить включение вопросов интеграции дизайна в производственные и управленческие процессы в учебные программы вузов туристского профиля; содействовать повышению квалификации руководителей предприятий туриндустрии высшего и среднего звена в области интеграции дизайна в производственные и управленческие процессы.

Студенты, обучающиеся менеджменту в сфере туризма и гостиничного хозяйства, получают достаточно большой объем знаний по различным дисциплинам, однако у большинства из них формируется неверное представление о месте дизайна в нашей повседневной жизни. Большинство будущих специалистов ставят дизайн в один ряд с такими видами искусства как живопись и скульптура, произведения которых призваны оказывать исключительно эстетическое воздействие на человека. Еще одной крайностью может служить мнение, что задача дизайнера исключительно подбор обоев и занавесок. Профессиональный менеджер сферы туризма и гостиничного хозяйства должен прекрасно осознавать тот факт, что именно дизайн позволяет найти баланс между утилитарностью и эстетическим совершенством. Дизайн - это наиболее простое и древнее отношение человека к своей предметной среде, деятельность, направленная на гуманизацию реального мира вещей и среды, как целого.

Необходимо иметь в виду, что дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования пространственной среды гостиничных комплексов, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и утилитарным и эстетическим потребностям туристов [4].

Целью дизайна, как феномена современной культуры, является активное содействие повышению качества жизни и совершенствованию социально-культурных отношений между людьми путем формирования гармоничной предметной среды во всех сферах жизнедеятельности людей, наиболее полно удовлетворяющей их материальные и духовные потребности.

Современный дизайн, например, отеля или ресторана представляет собой процесс формирования целесообразных, комфортных, эстетически полноценных условий для проживающих в отеле туристов и деловых людей. Представляется, что хороший дизайнерский вкус необходимо прививать студентам, обучающимся в вузах туристского профиля.

На наш взгляд первоочередными задачами включения дизайнерских дисциплин в учебные программы туристских вузов можно назвать:

знакомство с дизайном, как родом деятельности, основными понятиями дизайна;

формирование грамотного и логичного использования основных терминов дизайна;

воспитание эстетического вкуса и чувства стиля.

В соответствии с современными требованиями к подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма, выпускники должны получать знания, которые в полной мере позволят им грамотно выражать свои мысли и регулировать сотрудничество с профессиональными дизайнерами.

Обучение дизайну специалистов сервиса и туризма в университете представляет собой процесс формирования целесообразных, комфортных, эстетически полноценных условий для осуществления бытовой, общественной и производственной деятельности человека в сфере туризма и социально-культурного сервиса.

Основной целью изучения курса «Дизайн в сервисе и туризме» является формирование проектной культуры и навыков дизайнерского искусства у студентов. Программа рассчитана на 1 семестр. Объем программы состоит из 50 аудиторных часов, из них 16 часов – лекции и 34 часа – практические занятия [1].

Теоретической основой курса являются достижения мировой и отечественной дизайнерской мысли и те ее направления, которые актуальны для познания современных требований к дизайну объектов сервиса и туризма. Знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Дизайн сервиса и туризма», позволят студентам в полной мере раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а также использовать его в практической профессиональной деятельности. Методики креативного мышления, изучаемые в рамках курса, могут найти применение при решении задач в разных областях деятельности.

Лекции составляют теоретическую основу изучения курса. В ходе лекций внимание студентов концентрируется на наиболее сложных проблемах. На практических занятиях студенты приобретают опыт практической работы дизайнеров, учатся грамотно выражать свои мысли и регулировать сотрудничество с профессиональными дизайнерами, а также выступают с докладами, сообщениями, решают задачи, выполняют упражнения, тестируют знания по теории дизайна.

Содержание курса включает темы, где рассматривается Концепция развития дизайна в России, даётся определение дизайна, его в культуре и искусстве, задачи и основные принципы дизайна, классификация объектов дизайна в сервисе и туризме. В ходе лекций рассматривается знаково-коммуникативная сущность мира вещей – произведений дизайна, субъективное и объективное восприятие предмета, основные функции дизайна и их значение в сфере туризма и сервиса.

Изучается такое понятие как композиции и её роль в дизайне, основные средства и принципы композиции, особенности зрительного восприятия объектов дизайна. Рассматривается сущность креатива, его виды, креативная стратегия, применение методик креативного мышления в решении творческих задач. В ходе лекций мы знакомим студентов с основными историческими и современными художественными стилями: ар-нуво, футуризм, ар-деко, баухауз, конструктивизм, сюрреализм, скандинавский модерн, оп-арт, минимализм, хайтек, постиндустриализм и т. д.). Изучение темы предполагает просмотр большого числа иллюстраций и посещение с экскурсиями дворцов и объектов туриндустрии Санкт-Петербурга.

Большое внимание уделяется дизайну интерьера на предприятиях туриндустрии, основным характеристикам наиболее популярных стилей, дизайну среды внутренних архитектурных пространств. Изучаются композиционные особенности интерьерных пространств, свет и цвет в интерьерах сферы гостеприимства, дизайн интерьера ресторана и кафе, основные стили интерьера в гостиницах, дизайн офиса.

Студенты изучают дизайн визуальной информации, фирменных и графических стилей. Особое внимание уделяется разработке дизайна веб-сайта, флористическому оформлению интерьера (основные правила и стили), применению ландшафтного дизайна в сервисе и туризме, дизайну костюма работников ресторанов, кафе и персонала гостиницы. На занятиях мы знакомим студентов с особенностями дизайна экспозиций, презентаций и транспортных средств, перспективы развития отечественного и мирового дизайна и пути дальнейшего совершенствования знаний в области дизайна, примеры технического задания.

Промежуточный контроль знаний, навыков и умений студентов осуществляется в ходе практических занятий, в том числе и с использованием информационных технологий. Итоговый контроль знаний, навыков и умений студентов осуществляется в форме устного собеседования, выполнения творческой работы или решения тестов.

В часы самостоятельной работы студенты изучают труды классиков дизайна; знакомятся с тематическими журналами, посещают художественные музеи и выставки по дизайну, проводятся экскурсии в гостиницы города с целью изучения дизайнерских решений. При этом мы рекомендуем активно использовать ресурсы сети Интернет.

Практическое занятие проводятся под руководством преподавателя. В ходе занятий осуществляется закрепление теоретической части курса путем тестирования, докладов (научных сообщений) и обсуждения предложенных образцов дизайнерского искусства, собственных разработок студентов, а также формирование практических дизайнерских навыков у студентов.

Для подготовки докладов предлагаются темы, требующие самостоятельной исследовательской работы. Для выполнения практических заданий используются наборы инструментов и материалов и ПК. Основная часть методических и художественных материалов, которые разработаны с учетом специфики студентов, не имеющих базового художественного образования и необходимых для успешного выполнения практических занятий, выдаются преподавателем. Студенты решают практические задачи, которые позволяют им предложить оригинальный подход, разрабатывают оригинальные идеи на заданную тему, например, пригласительный билет на юбилей туристской фирмы; обложку справочника по дизайну в сервисе и туризме; макет витрины ресторана, название и вывеску.

При этом применяются разные методики решения творческих задач и методы психологической активации творческого мышления: мозговая атака, вопросы по Эйлоарту, приемы повышения эффективности мозгового штурма от Юдит Рич.

На практическом занятии, например, по дизайну интерьера студенты разрабатывают основную идею дизайна интерьера объектов сферы гостеприимства, определяют стиль, цветовое решение, декорирование интерьера, размещение источников света, зонирование и т.д. Обосновывают свое решение с точки зрения целесообразности и соответствия поставленным целям. На занятиях разрабатываются логотипы турфирм, пригласительные билеты на выставку, обложку компакт диска, обложку журнала, посвященного путешествиям, идею костюмов для официантов и администраторов ресторана, учитывая тематическую направленность заведения, цветовое и стилевое решение интерьера. Разработаны тесты по всем темам, а также итоговый тест.

Список литературы по учебной дисциплине включает более 30 наименований, в том числе труды Ефимова А.В., Ликшми Бхаскарана, Рунге В.Ф., Сеньковского В.В., Скараманга В.П., Колчановой Г.И., Курушина В.Д., Медведева В.Ю., Мерцаловой М.Н., Новиковой Е. Б., Тамми Сакса, Гари Мак-Клейна и др., ресурсы Интернет.

Можно с уверенностью утверждать, что дизайнерские знания наши выпускники смогут применять в разработке рекламных материалов, в решении фирменного стиля организации, в оформлении выставочных площадей и, конечно же, в создании интерьера, который является визитной карточкой гостиницы. Персоналу в нем должно быть удобно работать, а посетители и клиенты не должны в нем испытывать дискомфорта. Дизайн интерьера, это - фирменный стиль. Фирменный стиль - это тоже своеобразная разновидность рекламы. Благодаря единому цветовому фону, фирмы стремятся зафиксироваться в сознании работника, посетителя, потребителя, а без этого удачная конкуренция невозможна. Ведь дизайн интерьера - это трехмерное пространство, а ни одна реклама не может похвастаться таким свойством.

Мы учим студентов пониманию того, что дизайнерское решение, например, ресторана гостиницы, предназначенного, в том числе и для обслуживания туристов, должно быть согласовано с выбранной тематикой, предлагаемой кухней, системой обслуживания, условиями отдыха (танцы или спокойная беседа), соответствующей атмосферой в ресторане, расположением на местности и уровнем цен. При этом важна гармония – закономерное сочетание всех элементов интерьера, а также вкус и понимание общего стиля заведения. Хорошо известно, что от интерьера во многом зависят и настроение посетителей, и условия работы персонала. Профессионально созданный интерьер ресторана – это своего рода творческое произведение, в котором взаимное соответствие элементов обусловлено единым замыслом автора.

Наш выпускник должен знать, как создать атмосферу отдыха, как средствами дизайна выразить определенное настроение. Это возможно, когда звучит главная тема, то есть, ясна идея художественного образа интерьера. Контрастность цветовых сочетаний, яркость освещения создают смену впечатлений, отвлекают посетителей от состояния озабоченности. Спокойные сдержанные интерьеры создают атмосферу домашнего уюта.

В ходе изучения курса студенты начинают понимать, что для отражения тематики ресторана в его интерьере используются различные стили и жанры. Есть достаточное количество заведений, желающих представить на суд общественности свой уникальный, авторский стиль (который, впрочем, не всегда оказывается удачным). Если же мы говорим о некой культурной традиции, жизнеспособной и уместной в быту современного человека – то она не должна совсем уж радикально контрастировать с сегодняшним днем. Лубочно-деревенский стиль или соболя – кокошники, к примеру, как-то ненатурально смотрятся в условиях мегаполиса. Кто-то считает русский стиль в интерьере проявлением патриотизма. Кто-то – разновидностью модного нынче антиглобализма.

«Русские» рестораны отелей, расположенные в центре Санкт-Петербурга, чаще всего имеют какую-нибудь отличительную черту, или как сейчас принято говорить – «фишку». Придумать эту «фишку», да еще суметь успешно воплотить ее в жизнь – в сегодняшней жесткой конкуренции на ресторанном рынке города, это очень и очень сложная задача.

Мы в полной мере стараемся использовать уникальные возможности Санкт-Петербурга, который славится, прежде всего, своей архитектурой. И когда рассматриваем возможные интерьеры, объясняем, что было бы неправильным делать акцент в интерьерах ресторанов, рассчитанных преимущественно на туристов, исключительно на «русские – народные» мотивы. «Петровское барокко», «русский ампир», модерн – эти художественные стили широко представлены в архитектуре Петербурга и пригородов. Исторические стили при создании интерьера ресторана с точки зрения глубины и достоверности можно использовать по-разному.

Экзотической и притягательной для иностранцев может стать тематика советского времени. В Санкт-Петербурге есть заведения, где присутствует и эта тематика. Отдельный вопрос – рестораны и кафе, в оформлении которых особое внимание уделяется виду из окон.

Мы отдаём себе отчёт в том, что в столь сложном деле как оформление интерьера гостиницы и ресторана нельзя обойтись без профессионалов. Однако начальные дизайнерские знания и понимание важности принимаемых решений помогут грамотно и эффективно построить свое сотрудничество с профессиональными дизайнерами. Считаем полезным знакомство студентов с основными методиками креативного мышления, в результате которого рождается новое нестандартное решение, что является сегодня конкурентным преимуществом в борьбе за клиентов.

В учебном процессе мы стараемся идти в ногу со временем, активно используем самые современные материалы и разработки, материалы форумов, конференций, конгрессов, где обсуждаются проблемы внедрения современных дизайнерских решений. В частности, на семинарских занятиях обсуждались материалы дискуссии на тему «Архитектура и дизайн гостиницы. Вперед в прошлое или назад в будущее?», которая состоялась в рамках Третьего Московского Международного Гостиничного Форума и Выставки (ММГФиВ) в ноябре 2008 в Москве [6].

Вот лишь несколько идей, которые были высказаны на Форуме и обсуждались на семинарских занятиях.

Будущему специалисту сервиса и туризма необходимо иметь представление об основных концептуальных подходах, которые должны учитывать дизайнеры, архитекторы, строители и инвесторы при проектировании дизайна гостиниц. Несомненно, что дизайнер должен посвящать инвестора в работу над проектом на самой ранней стадии, а также участвовать вместе с архитектором в творческом процессе, чтобы создать единую стилистику гостиницы.

По мысли Александра Локтева, известного архитектора, мы повсеместно видим совсем иную картину. «Дизайнеры занимаются дизайном, а архитекторы создают «свою», независимую от дизайнера архитектуру. Увы, подчас и сам инвестор не понимает, чего он хочет добиться от гостиничного оператора, и в данном случае крайне важны профессиональные знания оператора, который будет в дальнейшем эксплуатировать гостиницу. Поэтому уже с самого начала проектных работ нужно четко определиться с целями и задачами» [6].

Сегодня возникает немало проблем, связанных с переоборудованием старых зданий, особняков и загородных вилл в современные пятизвездочные гостиницы. Но переоборудование старых зданий происходит не всегда удачно. Пространство в них особо не меняется, обновляют интерьеры, добавляют новые материалы, инженерию. Крайне важно, чтобы «обновленный» отель сохранял свою первоначальную историю, а гость понимал, что в нем сохранен «дух» прошлого.

Живой интерес у студентов вызывает точка зрения ведущих архитекторов западных компаний и руководителей российских строительных бюро, в частности, архитектора и генерального директора компании, которая выполнила более ста гостиничных проектов в разных странах и уже двадцать лет специализируется на гостиничном дизайне Манфреда Ронштедта (Германия). В российском дизайне активно применяются международные стандарты, которые не всегда подходят к местным реалиям и в буквальном смысле этого слова «навязываются отечественному рынку». Эта тенденция не соответствует ни русским традициям, ни стилю жизни. И это очень жаль, поскольку Россия очень интересна иностранцам своей самобытностью. Международный стиль должен обладать вне зависимости от места его применения чертами местного колорита. Создавая интерьеры в России, нужно полагаться на культурное наследие, идеи, традиции и думать о социальном статусе жизни россиян. Если основываться на этих двух постулатах и одновременно создавать свою концепцию дизайна, проект может получиться успешным» [6].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский рынок периодической печати (1)

    Доклад
    Настоящий доклад продолжает практику подготовки и публикации ежегодных докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати Российской Федерации, начатую в 2005 году
  2. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (27)

    Документ
    Вы держите в руках первое справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы своего ребенка, решает вопросы подбора кадров для организации.
  3. Федеральным агентством по культуре и кинематографии

    Документ
    В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству федеральными органами исполнительной власти,
  4. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  5. Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и действующего федерального закон

    Закон
    Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.

Другие похожие документы..