Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Заліковий зошит призначений для оцінювання навчальних досягнень учнів з курсу “Основи ринкової економіки”. Завдання укладені до вимог чинної Програми...полностью>>
'Курсовая'
экзамен 7 Экономика предприятия экзамен 8 Методы и модели в экономике Лабораторный практикум, экзамен 8 Организация, нормирование и оплата труда на п...полностью>>
'Документ'
Параллельно с рынком спот функционирует срочный валютный рынок. Необходимость такого рынка вызвана тем, что одно-двухдневный срок поставки валюты на ...полностью>>
'Документ'
В своем исследовании американский аналитик Брюс Хоффман рассматривает терроризм во всех его проявлениях. Как менялось само определение террора и его ...полностью>>

Русская народная сказка

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 117»

Индустриального района г. Барнаула

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

как средство развития выразительной речи и формирования эмоциональной культуры учащихся

Аттестационная работа

Выполнила:

Старикова Елена Вячеславовна,

МОУ СОШ № 117,

тел. 43-48-89 /рабочий/,

2009г

Содержание.

Введение 3

1. Методологические основы использования русской народной сказки в учебно-воспитательном процессе 5

1.1. Общая характеристика основных сказочных жанров 5

1.2. Образовательный и воспитательный потенциал сказок 9

1.3. Роль русской народной сказки в формировании эмоциональной культуры 13

1.4. Роль русской народной сказки в развитии выразительной речи 15

  1. Русская народная сказка – средство развития речи и формирования эмоциональной культуры учащихся: обобщение педагогического опыта 16

2.1. Методы работы с русской народной сказкой в начальных классах 16

2.2. Формы работы с русской народной сказкой на уроках чтения 21

2.3. Формы работы с русской народной сказкой на уроках развития речи 29

2.4. Формы работы с русской народной сказкой на уроках изобразительного искусства и художественного труда 32

Заключение 36

Библиография 37

Приложение 1

Приложение 2

Введение.

Развитие личности ребенка – очень сложный и важный процесс, реализация которого осуществляется на трех одинаково значимых уровнях: информационном (образование), операционном (обучение) и ценностно-ориентированном (воспитание).

Особое место в педагогическом процессе занимает вопрос о формировании культуры ребенка. На мой взгляд, важным аспектом в воспитании подрастающего поколения является формирование эмоциональной культуры как одного из слагаемых культуры общения, и соответственно - культуры личности. С этим вопросом тесно связана проблема развития речи – актуальная проблема начального образования. Ее важность обусловлена тем, что речь является основой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации). Овладение языком, речью – необходимое условие для формирования социально активной личности.

Нравственная, эмоциональная культура человека — это ядро личности, поэтому важно формировать у ребенка не только общие нравственные представления, но желание и стремление быть нравственным, а это уже область чувств, переживаний, эмоций.

Я глубоко убеждена, что путь контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, народный фольклор, особенно – сказки. Ведь это богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих - нравственных, интеллектуальных, эстетических. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность - реальность мира чувств. Она расширяет рамки обычной жизни: в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. п. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений и нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь, так как, слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, эти эмоции заряжают душу нравственной энергией.

Целенаправленная учебная деятельность и статус ученика, характеризующие новую социальную ситуацию младшего школьника позволяют придать эмоционально-нравственному развитию ребенка заданную направленность и управляемость в процессе педагогической деятельности. Мой опыт использования русской народной сказки как средства формирования эмоциональной культуры у младших школьников и развития выразительной речи учащихся показывает, что различные формы работы со сказкой являются весьма эффективными и очень нравятся детям.

Целью данной работы является обобщение опыта по практическому применению русских народных сказок в развитии выразительной речи и формировании эмоциональной культуры младших школьников.

В соответствии с поставленной целью, мною определены следующие задачи:

  1. Дать характеристику основных сказочных жанров;

  2. Охарактеризовать образовательный и воспитательный потенциал русской народной сказки;

  3. Определить роль русской народной сказки в развитии выразительной речи и формировании эмоциональной культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе;

  4. Проанализировать и обобщить многолетний опыт применения различных форм работы с русской народной сказкой по развитию речи и формированию эмоциональной культуры учащихся младших классов.

  1. Методологические основы использования русской народной сказки в учебно-воспитательном процессе.

    1. Общая характеристика основных сказочных жанров.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из основных жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Принципиальное расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла. Приведем два определения, принадлежащие виднейшим специалистам и отражающие эти точки зрения.

Сказка — считает Э.К. Померанцева — это эпическое, преимущественно прозаическое, художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Этот основной принцип художественного метода сказки не лишает ее, однако, связи с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования. [13, С. 80].

По мнению В.П. Аникина, «не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла» [2, С.69].

Так или иначе, но суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании этих двух элементов смысла: фантазии и правды. На этой основе возникает классификация видов сказок, более или менее общепринятая, хотя и не вполне единообразная. Первым из наших ученых, кто столкнулся с необходимостью упорядочения огромного и пестрого сказочного мира был А.Н. Афанасьев.

Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются — разумеется, условно — сказки, посвященные животным, сказки о событиях необычайных и сверхъестественных, сказки приключенческие и социально-бытовые, сатирические сказки и сказки-анекдоты, докучные сказки и сказки-перевертыши и т.п. Очевидно, что резко очерченных границ названные группы сказок не имеют, но такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказке и поможет детям, размышлять о сказках в рамках условной «системы».

Я считаю целесообразным рассмотреть основные типы сказок, выделенные по жанрово-содержательному принципу:

1. Сказки о животных.

Объектом народного художественного творчества стал не только человек, но также и все живое на планете (а порой — и не только живое). Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характерные повадки, «образ жизни» и т.п. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Большинство сказок о животных пронизывает целостность самоощущения: человек на заре своей истории глубоко чувствовал родство с природой, был ее частицей, искал у нее защиты и понимания.

Очевиден и позднее привнесенный, басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

2. Волшебные сказки.

Отделить волшебную сказку от других бывает нелегко: ведь вымысел и чудеса характеризуют едва ли не все сказки вообще.

Но хотя специфика волшебной сказки научно не определена однозначно, одним из ее признаков становится то обстоятельство, что «ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами» [3, С.88].

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром и его художественного осмысления.

3. Бытовые сказки.

Характерной приметой бытовых (новеллистических, авантюрно-бытовых) сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, доброта, благородство под маской простоватости и наивности противостоят тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие: это жадность, зависть, злоба, лживость.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, сатирические, новеллистические и т.п.

Бытовая сказка содержит элемент социальной и нравственной критики: похвала и осуждение в бытовых сказках — назидательное начало — звучат сильнее.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. Стремление к справедливости, мысль о равенстве людей и их возможностей характеризуют сказку как жанр в целом.

Счастливый конец сказки — это тот гуманистический оптимизм, который составляет основу всей деятельности сказочного героя. Следует отметить при этом, что радостный финал волшебной сказки чаще становится результатом воздействия чудесных сил вне человека, бытовая же сказка обязана удачным разрешением всех неурядиц чаще всего смекалке, твердости духа, доброте самих героев. Однако, во всех случаях, порок оказывается посрамленным, а благородные качества или обыденные, приземленные свойства персонажа из народа — награжденными радостью, достатком, удачным поворотом судьбы. В сказке снимаются и компенсируются обиды, горести, несчастья, восстанавливается исконная гармония человека и мира.

В основном в сказке два типа героев: «высокий» и «низкий». Первый от природы наделен и красотой, и властью, и богатством, но судьба посылает ему тяжкие испытания, преодолевая которые (благодаря благородным качествам и побуждениям), он выходит победителем и подтверждает свое моральное, человеческое право на счастье.

«Низкому» герою волшебной и бытовой сказки нередко свойственны пассивность, чудачество, резкое отличие от «нормально» ведущих себя персонажей. Такой герой по-своему бывает лукав и непредсказуем, но никогда им не движет стремление к выгоде в ущерб другим, злоба, корысть или жажда власти. Он может только прикрываться личиной недотепы, будучи на самом деле человеком себе на уме, т.е. более дальновидным и предусмотрительным.

Герой сказки, как правило, проявляет себя в столкновении, противостоянии, борьбе. Это может быть конфликт с природой, сражение героя со злыми силами в самом разном обличье: нечистая сила, чудовищное порождение природы, несчастливые обстоятельства и т.п.

Контрастность внешности, поступков, целей — постоянная примета сказки, деление образов на положительные и отрицательные обычно для сказки. Правда, последнее обстоятельство может открываться не сразу, а когда персонаж превращается в подлинного героя, только пройдя через множество испытаний, изменившись и утвердив себя как личность.

В целом сказку отличает устойчивая поэтика. Это напряженный сюжет и счастливый финал, динамичное развитие действия, острота конфликта, контрастная группировка персонажей. Специфично для сказки трехступенчатое построение, когда действие, событие повторяются, обогащаясь новыми оттенками смысла.

Чаще всего сказка имеет «вневременной» характер, когда ни место, ни время событий точно не определены, а картины природы и приметы быта носят весьма условный характер. И это совершенно понятно, потому что нравственно-эстетическая, дидактическая функция сказки всегда и безусловно превалирует над познавательной. Идеализация и поэтизация мира добра и красоты нигде не декларируются с такой прямотой, как в сказке.

    1. Образовательный и воспитательный потенциал сказок.

В течение тысячелетий сказка открывает ребенку дорогу в мир. С точки зрения процесса воспитания и самовоспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила человеческого общежития, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством.

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и — главное — расстановка сил, олицетворяющих Добро и Зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она — для всего человечества.

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Являясь художественно-литературными произведениями, сказки одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний.

К.Д. Ушинский, включивший сказки в свою педагогическую систему, причину успеха сказок у детей видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при том условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе ребенка с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Наиболее обобщенно педагогическую роль сказок представил в своем теоретическом наследии В.А. Сухомлинский, добивавшийся наибольших успехов в учебно-воспитательной работе благодаря тому, что первым из советских педагогов начал широко пользоваться педагогическими сокровищами народа.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Конечно, образовательное значение сказок зависит и от рассказчика. Умелые рассказчики стараются максимально использовать познавательные моменты, задавая в ходе рассказывания сказки соответствующие вопросы и т.п.

Не имея возможности в рамках данной работы подробно разобрать все черты сказок, хотелось бы остановиться на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Положительным сказочным героям в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа. В этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя являются временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

А.С. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула - к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей, учитывая психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например, гиперболизации.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке - не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателя. Например, «бесконечные» сказки, такие, как русская «Про белого бычка».

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Особенность дидактизма сказок в том, что урок в них дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности сказок.

В силу отмеченных выше особенностей народные сказки являются эффективным средством воспитания. Сказки - сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

Работая со сказочными сюжетами, мотивами, образами, символикой и языком, учитель может решать многочисленные образовательные и воспитательные задачи.

1.3. Роль русской народной сказки в формировании эмоциональной культуры.

Эмоции — это особая форма познания и отражения действительности. Именно в эмоциях человек выступает одновременно и как объект, и как субъект познания, так как эмоции связаны с потребностями человека.

Говоря о культуре человека в той или иной области познания, как правило, имеют в виду его компетентность в ней. Эмоциональная компетентность — это форма осуществления коммуникативного акта. Умение эмоционально реагировать на речь собеседника, правильно оценивать его реакцию как адресата речи делает общение обоюдно интересным, а саму речь эмоционально насыщенной, выразительной.

Эмоциональная компетентность прямо пропорциональна вербализации эмоционального состояния. Чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, чем больше оттенков эмоциональной зоны он знает и может их выразить вербально (словесно) или невербально (жестом, мимикой, позой); тем наиболее адекватно будет его эмоциональная реакция на явления действительности, на жизненные ситуации; тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит - и общая культура.

Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, человек может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, нежность, сочувствие адекватно ситуации.

К этому вопросу не раз обращались многие ученые: психологи (П.М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.В. Симонов и др.), педагоги (В.А. Сухомлинский, А.С. Никифоров, Д.Х. Азимова, Л.В. Артемова и др.), лингвисты (Е.М. Галкина-Федорук, Н.А. Лукьянова, К.А. Тимофеева, Т.А. Трипольская и др.).

По моему мнению, русская народная сказка — неоспоримое сильнодействующее средство воспитания эмоций ребенка. Герои русских сказок заставляют юных слушателей и читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его. Обширный спектр чувств испытывает ребенок, прикасаясь к сокровищам народного фольклора.

Задача учителя — помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями сказки, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели (слушатели), если бы были на месте героев.

Исходя из тезиса, что культура эмоций — это культура души, я стараюсь через народный фольклор и произведения и художественной литературы воздействовать на душу ребенка, культивируя их эмоции, особую роль в этом отношении имеет русская народная сказка.

Я уверена, что работа с народной сказкой по формированию эмоциональной культуры младшего школьника способна во многом повлиять на дальнейший процесс становления личности ребенка. Воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, русская народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала: для девочек - это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, но к ней он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки.

В работе по формированию у детей эмоциональной компетентности и эмоциональной культуры необходима целенаправленность и систематичность, так как воспитание любой культуры, в том числе и эмоциональной, дело не одного дня.

1.4. Роль русской народной сказки в развитии выразительной речи.

Важность проблемы развития связной выразительной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства младшего школьника.

Проблемы обогащения и активизации словаря, развития воображения и речи учащихся методически разрабатывались Л.С. Выготским, З.И. Романовской, Н.Н. Светловской, В.А. Левиным, Л.А. Мосуновой.

Фольклор всегда демонстрировал взаимосвязь творчества словесного и актерского, песенно-музыкального и хореграфического. Русская народная сказка как жанр устного народного творчества позволяет решать многие задачи по развитию речевого навыка и языковой компетентности младшего школьника:

  1. Развивать умения устного словесного описания предмета, героя, события;

  2. Развивать умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;

  3. Развивать способность воплощать в слове продукты мышления, воображения, творчества учащихся.

Сказка – универсальный феномен духовной культуры, заключающий в себе возможности использования в качестве средства формирования знаний, умений, навыков и мотивов деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русская народная сказка «Снегурочка» Тип урока

    Сказка
    Оборудование: компьютерная презентация по теме «Устное народное творчество», карточки с отрывком из текста для одного ряда, цветные карандаши, репродукция картины В.
  2. Русская народная сказка колобок

    Сказка
    Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
  3. Русская народная сказка. Зимовье зверей

    Сказка
    Автор: Выстроил себе избушку и живёт в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы. Подули ветры северные, запуржило, завьюжило. Закружились в воздухе снежинки.
  4. Русские народные сказки

    Документ
    Исполнитель: Александр Леньков, Nightingale Orchestra1. Начинаются мои сказки (вступление) - 1:562. Зимовье зверей (сказка) - 7:583. Курочка Ряба (сказка) - 4:004.
  5. Русской народной сказки

    Документ
    В квартирах №№ 1, 2, 3 жили белый, черный и рыжий котята. Черный котенок не жил в № 1 и № 2. в квартире № 1 не жил белый котенок. В какой квартире жил каждый котенок?

Другие похожие документы..