Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методичні рекомендації'
2. Директору департаменту інвестиційної діяльності Загородньому В. М. довести цей наказ до центральних органів виконавчої влади, Ради міністрів Автон...полностью>>
'Тематическое планирование'
Учебник Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Литература 6 класс: Авторы-составители: В.Я. Коровина и др.: Москва «Просвещение» ОАО...полностью>>
'Диплом'
Дипломная работа представляет собой от ста до четырехсот страниц, на которых студент исследует проблему по своей специальности. Дипломная работа, по ...полностью>>
'Документ'
Одним з основних завдань проектного аналізу є визначення цінності проекту. Цінність проекту визначається як різниця його позитивних результатів, або ...полностью>>

Книга посвящена истории развития образования в Южной Африке на протяжении более чем трехсотлетнего периода (конец XVII начало XXI в.

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ АФРИКИ

Грибанова В.В.

Три столетия развития

образования в Южной Африке

МОСКВА

2008

Ответственный редактор

д.и.н. Летнев А.Б.

Грибанова В.В. Три столетия развития образования в Южной Африке. М., 2008.

Книга посвящена истории развития образования в Южной Африке на протяжении более чем трехсотлетнего периода (конец XVII – начало XXI в.). Уделяется внимание как раннему этапу формирования системы обучения под руководством Голландской Ост-Индской компании и роли миссионеров в распространении просвещения, так и складыванию государственной системы образования во второй половине XIX в. и ее развитию на протяжении XX в. В центре внимания – взаимосвязь образования и политической жизни страны.

Содержание

Предисловие

Глава I. Становление европейской системы образования на Юге Африки……………….

Традиционное воспитание африканцев…………………………………………………...…..

Ранний период развития европейской системы образования (конец XVII – первая половина XIX в.)………………………………………………………………………………...

Миссионеры и их роль в распространении просвещения и в деле обучения африканцев в XVII – XIX в.…………………..………………………………………………………………

Глава II. Формирование государственной системы образования во второй половине XIX в.

Капская колония и Наталь………………………………………………………………………

Южно-Африканская Республика (Трансвааль) и Оранжевое свободное государство………

Глава III. Становление и развитие единой системы обучения после образования Южно-Африканского Союза……………………………………………………………………………..

Создание ЮАС и проблемы формирования единой системы обучения………………………

Развитие образования в 1920-е – 40-е годы……………………………………………………

Глава IV. От апартеида к демократическим преобразованиям. 1948 – 1994 годы………….

Сегрегация в области образования. 1948 – середина 1970-х годов……………………………

Кризис апартеида и реформы в сфере обучения………………………………………………

Глава V. Просвещение после ликвидации апартеида………………………………………….

Перестройка системы образования после 1994 г.: победы и поражения……………………..

Состояние образования и новые тенденции в обучении в начале XXI в……………………..

Заключение………………………………………………………………………………………..

Библиография……………………………………………………………………………………

Summary…………………………………………………………………………………………..

Content

Introduction………………………………………………………………………………………

Chapter I. Formation of European System of Education in the South of Africa…………………

Traditional System of Education …………………….………………………………………….

The Early Period in the Educational Development (the end of the 17th to beginning the 19th Century)…………………………………………….……………………………………………..

The Missionaries' Role in the Progress of Education (17th – 19th Centuries)………………………

Chapter II. Building the State System of Education in the second part of 19th Century……………

The Cape Colony and the Natal

The South African Republic (Transvaal) and the Orange Free State……………………………..

Chapter III. Establishment and Development of a Unified System of Education after Building the Union of South Africa………………………………………………………………………….

Union of South Africa's efforts to Organize the Unified Educational System…………………….

Education and Training in the 1920th–1940th…………………………………………………….

Chapter IV. From Apartheid to Democratic Changes. 1948 – 1994……………………………….

Segregation in the Education. 1948 – Middle of the 1970th…………………………..

The Crises of Apartheid and Educational Reforms………………………………………………

Chapter V. The System of Education after the fall of Apartheid………………………………….

Transformation of Educational System after 1994: victories and defeats………………………

Trends in the Educational Development in the 21st century……………..………………………

Conclusion………………………………………………………………………………………….

Bibliography………………………………………………………………………………………

Summary………………………………………………………………………………………….

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пути развития южноафриканского образования с конца XVII по начало XXI вв. определялись теми процессами и явлениями, которые переживал регион за более чем трехсотлетний период. Каждая национальная система обучения имеет свои особенности. Становление просвещения в каждом суверенном государстве не может быть понято без глубоких знаний о людях, его населяющих, об истории этого государства. В процессе формирования система образования Южной Африки к началу XXI в. впитала в себя множество образцов, начиная от традиционного воспитания африканцев. Но в целом она основана, безусловно, на европейской системе обучения, которая, в свою очередь, подверглась здесь влиянию многих факторов. Это и существование большого количества миссионерских школ, а затем и государственных учебных заведений под контролем Голландской реформатской церкви, где обучение было проникнуто религиозным духом, и противоположная модель светского обучения, в основе своей опиравшаяся на английскую систему образования. В развитие образования вмешались такие политические компоненты, как противостояние буров и англичан во второй половине XIX – начале XX вв., сегрегация в отношении небелого населения, революционные преобразования политической системы и общественных отношений, произошедшие после 1994 г.

Сложность и разнообразие традиций на пути трехсотлетнего развития системы образования в Южной Африке во многом определялись смешанным составом населения, сосуществованием различных расовых и этнических групп. Голландцы начали селиться на этой земле во второй половине XVII в. Позже к ним присоединились гугеноты. В начале XIX в. часть территорий захватывают англичане. До прихода европейцев в Южной Африке жили племена сан и кой-кой (европейцы именовали их бушменами и готтентотами). Их соседями были банту: к ним относятся, прежде всего, зулу, коса, суто и тсвана. К началу XX в. в этот регион переселилось и большое количество индийцев.

Как писал посетивший Южную Африку в конце XIX в. французский исследователь Пьер Леруа-Болье: «Ни в одной другой колонии Великобритании не приходится сталкиваться с такими трудностями. Здесь черное население всегда преобладало и будет преобладать, а белое делится на две группы, резко различающиеся между собой. С одной стороны, от черного населения трудно добиться действительной помощи при эксплуатации страны, с другой – видишь постоянные столкновения между потомками первых голландских иммигрантов и новоприбывшими англичанами и другими переселенцами. Эти две группы не сходятся ни во мнениях, ни в нравах, ни в интересах, и что еще важнее, разны по происхождению и языку. Решение этих двух задач лежит тяжелым бременем на будущем Южной Африки»1.

Ввиду неоднородности расовоэтнического состава населения требуется расшифровка некоторых используемых терминов. Так, «цветными» называются метисы и потомки племен сан и кой-кой, «черными» ― африканцы, которых в официальных документах долгое время именовали «банту». Для обозначения всех групп населения, кроме белой, используется термин «небелые». В официальных документах для обозначения всего африканского населения сначала применялся термин «туземцы», затем он был заменен термином «черные», а в конце 80-х годов XX в. стали употреблять слово «африканцы».

Сложная, противоречивая история этой части Африканского континента придала дополнительное своеобразие процессу складывания системы образования. В конце XV в. португальцы, совершая длительные морские путешествия, стали первыми европейцами, ступившими на землю Южной Африки. В 1486 г. португальская экспедиция под руководством Бартоломео Диаша в поисках морского пути из Европы в Индию вокруг Африки обогнула мыс Доброй Надежды и дошла до устья реки Грейт-Фиш. Но они не сделали даже попытки колонизовать эту территорию. Из-за частых бурь мореплаватели старались быстрее миновать негостеприимные берега южной оконечности Африки. Восточное побережье с мягким климатом и плодородными почвами привлекало путешественников, но эта территория была заселена воинственными племенами банту, и португальцы ограничивались кратковременными остановками для пополнения запасов воды и продовольствия. Прошло почти полтора столетия, прежде чем европейцы стали заселять Юг Африки. В 1620 г. два корабля Британской Ост-Индской компании бросили якорь у мыса Доброй Надежды и объявили его собственностью английского короля.

С падением могущества Португалии Голландская Ост-Индская компания захватила в свои руки торговлю пряностями в этом регионе. Голландцам также пришлось искать удобные гавани, где могли бы останавливаться их корабли на пути в Азию. В 1652 г. представитель компании Ян Ван Рибек с небольшой группой солдат и служащих высадились в бухте у Столовой горы и основали там укрепленное поселение, выросшее затем в город Капштадт (современный Кейптаун). Это событие положило начало созданию Капской колонии.

Чиновники компании наладили сельскохозяйственное производство, завязали торговлю с соседями-готтентотами, выменивая у них мясо на железо и промышленные товары. Вскоре компания разрешила своим служащим после выхода в отставку оставаться на этой территории. Главным занятием свободных поселенцев стало животноводство.

Через пять лет в Южную Африку прибыла первая группа переселенцев из Голландии. К концу века население колонии составляли 97 семей из 300 человек. В 1688-89 гг. к ним присоединилось около двухсот французских беженцев-гугенотов (протестантов-кальвинистов), бежавших из Франции после отмены Нантского эдикта о веротерпимости. Они легко ассимилировались в белой общине и перестали пользоваться французским языком. За ними прибыли поселенцы из Германии. Потомки всех этих поселенцев были впоследствии названы бурами (в переводе с голландского – крестьяне).

С ростом населения колонии расширялась постепенно и ее территория. Вновь прибывшие колонисты продвигались постепенно в глубь страны, захватывая земли готтентотских племен. Готтентоты не могли оказать сопротивление противнику, вооруженному огнестрельным оружием, и подверглись массовому истреблению. К 1689 г. готтентоты прекратили борьбу. Оставшихся в живых готтентотов и бушменов колонисты превратили фактически в рабов. Многие из них погибли во время эпидемий оспы в 1714 и 1755 гг.

В 1776 г. колонисты, выйдя к реке Грейт-Фиш, столкнулись здесь с более серьезным противником, одним из племен банту − коса. Племена коса, хотя и разрозненные, оказали упорное сопротивление и задержали продвижение колонистов более чем на 40 лет. В 1779-81, 1789-93, 1799-1803 и 1812 гг. прошли четыре так называемые кафрские войны. В результате них коса были оттеснены на восток, а земли в районе реки Грейт-Фиш перешли колонистам. Следующий этап завоевания связан уже с правлением Великобритании.

С конца XVIII в. Великобритания обращает пристальное внимание на Юг Африки. Первая, неудачная попытка захвата Капской колонии относится к 1780 г. Но Англия не оставляла настойчивых попыток и впредь. Тем более что спокойствия в этом регионе не было. Жители были недовольны правлением Голландской Ост-Индской компании, которая первые 150 лет европейской колонизации являлась единственной властью на этой территории. Но ее правление определялось исключительно коммерческими интересами и часто шло вразрез с жизненными потребностями колонистов. Компания обложила поселенцев огромными налогами, монополизировала сбыт производимой ими сельхозпродукции, жестко подавляла малейшие проявления протеста. В 1795 г. фермеры Свеллендама и Храфф-Райнета подняли восстание, провозгласив образование независимой республики и приняв весьма популярный тогда документ – «Декларацию прав»2.

Великобритания, воспользовавшись тем, что Голландия была оккупирована французскими революционными войсками, захватывает ряд ее колоний, в том числе и Капскую. Для захвата было достаточно одного экспедиционного корпуса. Колонисты, главным образом голландцы, не оказали сопротивления. Уже в 1796 г. первый английский гражданский губернатор, лорд Маккартни, прибыл в Капскую колонию.

Затем на короткий промежуток времени, с 1802 по 1806 г., Капская колония по Амьенскому мирному договору, заключенному 27 марта 1802 г. между Англией и Францией, перешла под управление существовавшей тогда на территории Нидерландов Батавской республики (Голландии), находившейся под французским влиянием. Все привилегии в колонии были отданы Французской Ост-Индской компании. В 1806 г. Капская колония опять вернулась под власть британской короны. Как и завоевание в 1795 г., возвращение прошло быстро и бескровно. В мае 1807 г. из Англии прибыл новый губернатор − граф Каледон, который упразднил привилегии и Голландской, и Французской компаний, а демонстрацией заботы о бурах со стороны английского правительства стал указ о превращении слуг-готтентотов в рабов.

После перехода колонии под управление Великобритании в ней происходили значительные изменения, постоянно вызывавшие недовольство буров. Все созданные голландскими колонистами административные учреждения, включая существовавший в Кейптауне Бюргерский совет, были ликвидированы, чиновниками стали исключительно англичане, а английский язык был объявлен официальным языком в колонии и обязательным в официальной переписке. Для того чтобы содержать армию и чиновников, колонисты были обложены высокими налогами. В 1825 г. прежние деньги  риксталеры были заменены английскими фунтами, причем при обмене была проведена девальвация прежних денег. Прибывавшим английским колонистам власти отводили лучшие земли в наиболее плодородных восточных районах. В 1820 г. английское правительство выделило 50 тысяч ф.ст. для поощрения переселенцев в Южную Африку. Наконец, в 1833 г. парламент Великобритании принял решение об отмене рабства на всей территории империи.

С 1836 г. поток буров-переселенцев, недовольных политикой Великобритании, в том числе и отменой рабства в британских колониях, устремляется на территории, не имеющие европейских правителей. Это события получит название Великий трек. Вследствие миграции к 1850 г. практически вся территория, известная сегодня как ЮАР, оказалась заселена потомками первых поселенцев. Буры дошли на север до рек Вааль и Оранжевая и основали поселения, положившие начало их независимым республикам.

В середине 1837 г. в основанном городе Винбург (около 100 км. на северо-восток от Блумфонтейна) состоялся первый съезд переселенцев, на котором была принята конституция нового бурского государства и избран фольксраад (народный совет) из семи человек. Но в скором времени фольксраад раскололся из-за разногласий, и в ноябре 1837 г. большая группа буров пошла дальше, перевалив через Драконовы горы в Наталь, но была перебита зулусами. Начинается долгий период кровопролитных столкновений за землю. В борьбе с англо-бурским нашествием сложился мощный союз племен банту, во главе с верховным вождем Чакой (держава зулу). Этническим ядром этого союза были племена зулу. После смерти Чаки борьбу с захватчиками возглавил его преемник, верховный вождь Дингаан. В 1838 г. произошло крупное сражение на р. Инкоме между отрядами зулу и бурских поселенцев. Победа буров позволила им захватить южную половину страны зулу.

Другая группа бурских колонистов после раскола 1837 г. начала заселять земли бечуанов, к ним присоединились и буры из Наталя. В 1849 г. произошло объединение бурских поселений за рекой Вааль в союз, преобразованный в 1856 г. в Южно-Африканскую Республику (Трансвааль). Еще одним независимым бурским государством стало Оранжевое свободное государство (1854 г.). Новый, очень мощный стимул к развитию этих земель придало открытие месторождений алмазов в районе Кимберли в 1867 г. и золота в Витватерсранде в 1886 г. В этих местах резко увеличилось число европейцев: иммигранты съезжались буквально со всего света, от Нью-Йорка до Киева. Но основной поток приезжих по-прежнему шел из Англии.

Еще в 1835 г. небольшая группа поселенцев обосновалась в Порт-Натале (ныне – Дурбане), за ними последовала в 1837 г. партия «треккеров» во главе с Питом Ретифом. Переселенческие лагеря были разбиты в Порт-Натале, Питермарицбурге и Виенене. Но республика бурских переселенцев – Наталь,– имела короткую историю. В 1842 г. англичане ввели войска в Порт-Наталь и подавили сопротивление буров. В следующем году весь Наталь был аннексирован Великобританией. С 1844 г. он был включен в состав Капской колонии, а с 1856 г. стал отдельной английской колонией. Бурские республики оказались отрезанными от побережья.

В конце XIX в. в результате англо-зулусской войны 1879 г., войн против коса и суто на рубеже 70-80-х годов XIX в., подавления восстаний ндебеле, матабеле и машона в 1896 – 1897 годах были захвачены последние независимые территории, населенные племенами банту.

Несмотря на то что Великобритании удалось завладеть территориями на Юге Африки, очень долгое время англичане были в абсолютном меньшинстве. В 1806 г. все европейское население Капской колонии достигало 26 тысяч, из них говорящих на английском языке было менее 300 человек3. Со временем английское население Южной Африки росло, но вплоть до начала XX в. типичным представителем европейского поселенца этих земель был бур-треккер, грузившийся вместе со всей семьей и имуществом в фургоны и искавший места, где над ним не будут довлеть враждебные законы. Для подобного образа жизни были необходимы мужество, упрямство и наличие твердых убеждений и идеалов. Суровый образ жизни сделал буров независимыми и консервативными людьми, будь то в отношении политики или религии. Источником силы и поддержкой для буров в их нелегкой жизни стала Библия. Они отличались истовой религиозностью. Все это в значительной мере скажется на характере и особенностях развития образования в Южной Африке.

Отношение Великобритании к созданным бурским республикам было враждебным, а открытие месторождений алмазов и золота еще больше усилило захватнические настроения в Лондоне. Первая аннексия Трансвааля Великобританией произошла в 1877 г., но была недолгой. Уже в декабре 1880 г. буры восстали, и в результате ряда побед вынудили английское правительство признать свою независимость. Предвестником новой войны стали в 1895 г. набег Джемсона и антиправительственный заговор в Трансваале − неудачные провокации Великобритании. А поводом к войне стал отказ президента Трансвааля П. Крюгера выполнить ультимативное требование английского правительства предоставить избирательные права английским колонистам – уитлендерам, переселявшимся в бурские республики в 80–90-е годы XIX в. Буры первыми начали военные действия на территории Наталя 11 октября 1899 г. Они имели хорошее вооружение, были опытными стрелками, умело использовали знакомую им местность для ведения полупартизанской войны. На первом этапе это позволило им нанести англичанам ряд чувствительных поражений. Постепенно численность английских войск была значительно увеличена, и в марте 1900 г. была занята столица Оранжевой республики – Блумфонтейн, а в июне и Претория. Тем не менее сопротивление буров не было сломлено, поэтому английское командование прибегло к дальнейшему увеличению численности своих войск и к жестоким методам ведения войны. Фермы буров подверглись уничтожению, семьи сгонялись в особые лагеря, где они находились в тяжелейших условиях. Англо-бурская война закончилась 31 мая 1902 г. подписанием в Претории мирного договора, по которому буры признали аннексию Великобританией своих республик.

Поражение буров в войне с Англией 1899–1902 гг. способствовало развитию африканерского4 национализма. В 1902 г. под властью Великобритании оказались четыре южноафриканские колонии. В процессе строительства единого государства на Юге Африки возник конфликт, иногда казавшийся неразрешимым, между двумя группами белого населения. Выразился он в ожесточенной борьбе за влияние в новом государстве.

Тенденция к консолидации людей белой расы, наметившаяся после создания в 1910 г. Южно-Африканского Союза (ЮАС), не устраивала часть буров, выступавших за главенство в Южной Африке. С 1910 г. политической организацией националистов становится Южноафриканская партия (ЮАП) во главе с Л. Ботой. Правительство этой партии, правда, проводило в значительной степени проанглийскую политику и стремилось смягчить напряженность между африканерами и английским промышленным капиталом. На выборах 1910 г. она завоевала большинство мест в парламенте, а в первый кабинет министров вошли представители от обеих групп белого населения ― африканеров и англичан.

Сразу после своего создания ЮАП разделилась на два крыла. Одно возглавили Л. Бота и Я.Х. Смэтс, считавшие, что усилия необходимо сосредоточить на объединении белого населения, а значит ― примириться с англичанами. Другое крыло возглавил Д.Б.М. Герцог, бывший сторонником так называемой политики двух потоков. Каждая из белых наций, в соответствии с этой идеей, должна была развиваться параллельно, обладая равными правами. Противоречия между двумя течениями достигли наибольшей остроты к 1913 г. Герцог со своими сторонниками вышел из ЮАП и образовал новую партию ― Национальную (НП).

Была принята программа, согласно которой жизнь африканеров должна основываться на «христианских и националистических» принципах. По отношению к туземцам провозглашалась политика господства европейского населения в духе христианской опеки и строжайшего запрещения всяких попыток смешения рас. Фундаментом новой программы стало раздельное развитие белых и небелых, а также сохранение африканерской культуры. Но отстоять пресловутую чистоту своей расы африканеры могли, лишь отделившись от всех других групп населения.

На выборах в 1915 г. НП получила 27 мест в парламенте и вышла на третье место (после ЮАП и партии юнионистов). А уже на выборах 1920 г. она завоевала большинство мандатов ― 44, тогда как ЮАП получила 41. На последующих выборах вплоть до середины 30-х годов националисты одерживали победы. Они вошли в коалиционное правительство5.

В 1934 г. происходит слияние ЮАП и НП, в результате которого образовалась Объединенная южноафриканская партия (ОЮАП). Наиболее радикально настроенные политики с обеих сторон оказались на распутье. В их числе был Д.Ф. Малан со своими сторонниками, не пожелавшими войти в ОЮАП и воссоздавшими НП. Временно она потеряла свое влияние. На выборах 1938 г. националисты получают всего 27 мест в парламенте против 111 мандатов ОЮАП.

Первые послевоенные выборы 1945 г. продемонстрировали популярность националистических идей среди большинства белого населения, а выборы 1948 г. принесли им убедительную победу. Интеграция или сегрегация ― так был поставлен вопрос о перспективах развития страны. И белое население предпочло второе. НП вместе с Партией африканеров получила 79 мест, а ОЮАП вместе с союзниками ― только 74. Таким образом, крайние националисты получили абсолютное большинство в парламенте6.

За все время борьбы НП за власть ее основные идеи и программы не претерпели существенных изменений. Входя в межвоенный период во все правительства (но не имея абсолютного большинства), националисты проводили необходимую им политику. Еще в 1913 г. был принят земельный закон, согласно которому африканцам запрещалось приобретать земельную собственность в большинстве районов страны (в так называемых белых районах). Политика сегрегации продолжалась и после выборов 1924 г., когда глава НП Герцог становится премьер-министром. Африкаанс (южноафриканская модификация голландского языка) получает статус второго официального языка. Принимаются законы, закрывающие доступ небелым рабочим в сферу деятельности европейцев. Ограничиваются избирательные права небелого населения. А после победы в 1948 г. националисты в полной мере смогли начать осуществление своей программы.

Радикализация НП происходила параллельно со сращиванием ее с тайной организацией Брудербонд («Братский союз»). Постепенно все руководство партии становится членами Брудербонда. Эта организация элиты, немногочисленная и закрытая, была ведущей силой в формировании и распространении идей африканерского национализма7. «Братский союз» был основан в 1918 г., а в 1924 г. как радикальная организация был запрещен и стал работать в подполье. В 1944 г. в Брудербонде насчитывалось 2700 человек, из которых около 9% были госслужащие, а 33% ― учителя8.

К началу 60-х годов численность организации возросла до 80 тысяч человек. Основная задача состояла в продвижении членов Брудербонда на руководящие посты, где они смогут приносить реальную пользу делу африканерского национализма. «Братский союз» был праворадикальной организацией, в которую не были приняты даже такие националистические лидеры, как Смэтс и Герцог. А вот Малан в 1934 г. был в нее принят. Организация стремилась прибрать к своим рукам и контроль над образованием. Почти в каждом городе был создан пропагандистский центр Брудербонда, в котором обязательно работал учитель9.

Придя к власти, НП усиленно пыталась претворить в жизнь свою программу. И если фактического разделения между африканерами и англичанами на практике не произошло, то черное население было отделено от белого. Новое правительство сразу же начало деятельность по законодательному оформлению апартеида на основе уже давно выработанной идеологии и тактики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (24)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  2. А. В. Полетаев история и время в поисках утраченного «языки русской культуры» Москва 1997 ббк 63 с 12 Учебная литература

    Литература
    Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института«Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы«Высшее образование».
  3. История государства и права зарубежных стран (2)

    Учебник
    И90 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.
  4. Темы рефератов и сообщений тесты по отечественной истории

    Темы рефератов
    История - это форма социальной памяти человечества. Интерес к истории издавна существовал у всех народов. Это объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества.
  5. © "Неизвестные страницы русской истории" (2)

    Документ
    Об авторе: Имя Дугласа Рида был широко известно во всей Европе непосредственно перед Второй мировой войной и в первые годы после нее. Его книги расходились во многих тысячах экземпляров, и во всех странах говоривших по-английски,

Другие похожие документы..