Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
Двадцать шестое заседание Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России было посвящено теме «Подготовка спец...полностью>>
'Документ'
На основании приказа Комитета по образованию (Приказ № 263-0 от 27.04.2009г.) наше дошкольное учреждение является опорным учреждением муниципального ...полностью>>
'Реферат'
Разработка новых перспективных стратегий ценообразования становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого...полностью>>
'Документ'
"О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту житель...полностью>>

К. Ю. Силкин Лекция История и предмет экологии человека

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
К.Ю. Силкин

Лекция 1. История и предмет экологии человека

Человек является частью живой природы и, как все живое на Земле – растения, животные, микроорганизмы – обитает лишь в некотором ограниченном пространстве пла­неты Земля.

Биосфера – это единственная система, обеспечиваю­щая устойчивость среды обитания земных живых орга­низмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях. Нет никаких оснований надеяться на воз­можность построения искусственных сообществ, обеспе­чивающих стабилизацию окружающей среды в той степе­ни, что и естественные сообщества. Из этого следует, что биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества в со­временном и прогнозируемом на ближайшее будущее со­стоянии человеческого сообщества.

Все развитие живого на Земле представляет собой бесчисленные серии адаптации (приспособлений) к естественно изменяющимся условиям среды. Жизнь и среда эволюционировали вместе как еди­ное целое. С возникновением человеческого общества, активно вмешивающегося в природные процессы, решающим фактором эво­люции биосферы становится деятельность человека. С этим треть­им этапом в развитии биосферы В.И. Вернадский связал формиро­вание так называемой «ноосферы». Он обозначил ее как «сферу ра­зума», имея в виду разумное регулирование отношений человека и природы.

Вопросы экологического благополучия интересовали исследователей достаточно давно. Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. В трудах великого врача древности Гиппократа (ок. 460–370 гг. до н. э.) содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека.

В XVII в. появилась медицинская география – наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей. Ее основоположником был итальянский врач Бернардино Рамаццини (1633–1714).

Крайне интересен опыт научных исследований в России, в которых обсуждаются проблемы не только зависимости человека от природы, но и его воздействие на нее. Так, в XVIII веке М.В. Ломоносов пристально интересовался особенностями жизни населения в разных природных и социально-экономических условиях. Воздействие окружающей среды на жизнедеятельность и здоровье населения в первую очередь осознавали врачи. Как в России, так и за рубежом именно медики внесли наиболее заметный вклад не только в изучение закономерностей влияния внешней среды на здоровье человека, но и в разработку конкретных мероприятий по защите населения от негативных факторов среды. И.П. Франк (1745-1821), австрийский врач, ректор Петербургской медико-хирургической академии, указывал на необходимость государственных мероприятий по оздоровлению и благоустройству жизненной среды человека.

Ухудшение качества среды обитания человека, которое становилось все более очевидным с середины XX в., не могло не волновать ученых и общественность. Принципиальное значение для развития экологии человека имела книга В.П. Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека» (1983), а также работы В.Б. Сочавы (1905-1978), В.П. Алексеева (1928-1991) и А.Л. Яншина (1911-1996). Большой вклад в развитие отечественной экологии и антропоэкологии внес Н.Ф. Реймерс. Он считал, что почти одновременно с классической биологической экологией, хотя и под другим названием, возникла экология человека. На протяжении многих лет она формировалась в двух направлениях: собственно экологии человека как организма и социальной экологии.

По определению академика А.Л. Яншина и академика РАМН В.П. Казначеева, экология человека – это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия народонаселения (популяций) с окружающей социальной и природной средой. Оно изучает социальные и природные закономерности взаимодействия человека и человечества в целом с окружающей космопланетной средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, совершенствования физических и психических возможностей человека.

Н.Ф. Реймерс дал следующее определение: «социально-экономическая экология человека – это научная область, исследующая общие структурно-пространственные, функциональные и временные законы взаимоотношения биосферы планеты и антропосистемы (ее структурных уровней от всего человечества до индивидуума), а также интегральные закономерности внутренней биосоциальной организации человеческого общества». То есть всё сводится к той же классической формуле «организм и среда», отличие лишь в том, что «организмом» служит все человечество в целом, а средой – все природные и социальные процессы.

Предметом экологии человека является отношение человека и среды.

Очень часто экология человека излагается и рассматривается в контексте классической гигиены и профилактической медицины. В то же время, под влиянием социологических воззрений сформировалось новое понимание экологии человека. Основой новой концепции стал холистический1 подход. Экология человека использует холистический подход для того, чтобы повысить потенциал человеческой личности в рамках ее ближайшего окружения – одежды, семьи, жилища и ближайшего сообщества.

Под экологией человека, как правило, понимают изучение проблем взаимоотношения человека и его семьи с окружающей средой в конкретных условиях существования. Таким образом, вместо абстрактного человека или человечества в целом, в центре рассмотрения – конкретный человек и его семья. Холистический подход предполагает рассмотрение таких вопросов экологии человека, как:

  • численность отдельных общностей людей и всего человечества;

  • возрастная и половая структура общностей;

  • уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;

  • специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;

  • тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;

  • система расселения;

  • культурные и гигиенические навыки;

  • ­социально-экономическое благополучие и человеческое развитие;

  • экология одежда;

  • экология жилища;

  • анализ состояния окружающей среды;

  • управление сферой услуг и проблемы потребительского характера;

  • семья и другие.

В рамках экологии человека выделяются такие сферы изучения, как экология города (урбоэкология), техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т.п.

Лекция 2. Законы экологии человека

Основной задачей экологии человека является изучение влияния окружающей среды на его здоровье, трудоспособность и на продолжительность жизни. При этом под окружающей средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов.

Другой важной задачей экологии человека является разработка средств и способов, направленных на повышения сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок. Для решения этих задач необходимо соблюдение законов экологии человека, которые включают в себя:

  • правильный образ жизни,

  • рациональное питание,

  • физические упражнения,

  • закаливание,

  • правильно организованный режим труда и отдыха,

  • соблюдение правил личной гигиены и т.п.

В экологии человека наиболее важным фактором являются профилактические меры для предупреждения и охраны здоровья. Профилактика предназначена изучить все свойства внешней среды, способные оказать как положительное, так и отрицательное влияние на человека.

Можно обозначить следующие законы экологии человека.

1. Нарушение уровня здоровья людей (болезнь, нарушение и снижение резистентности иммунного статуса, адаптационно-компенсаторных возможностей организма), вызванное физическими, химическими, биологическими, психическими факторами, может возникнуть только при наличии трех движущих сил:

  • источника вредности;

  • факторов или механизмов воздействия или передачи этого загрязнителя;

  • восприимчивого организма.

Этот закон постулирует обоснование гигиенических нормативов, таких, как ПДК, ПДУ, МДН. Пределы влияния факторов внешней среды, когда не происходят отрицательные сдвиги здоровья, относительно небольшие. В случае если концентрации и уровни воздействия нарушают механизмы адаптации, при воздействии факторов окружающей среды за пределами адаптационных возможностей, включаются механизмы компенсации, противодействующие возникновению и прогрессированию патологического процесса.

2. Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей. Независимо от своей воли и сознания, а в связи с физиологической, бытовой и производственной деятельностью, люди оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду, которое тем опаснее, чем ниже научно-технический уровень производства, культура населения и социальные условия жизни.

3. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений. Природная окружающая среда загрязняется не только под влиянием физиологической, бытовой и производственной деятельности людей, но и во время природных экстремальных явлений, катаклизмов, т.е. вспышек на Солнце, вулканической деятельности, землетрясений и т.д. А.П. Виноградов в 1938 г. создал и развил учение В.И. Вернадского о биогеохимических принципах – о биогеохимических провинциях, которые положены в основу мониторинга за заболеваниями природного происхождения, связанными с избытком или недостатком какого-то элемента на этой территории. Такие заболевания получили название «эндемические». Наиболее известные: эндемический зоб1, флюороз2 и т.д.

4. Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества. Закон положительного влияния природной окружающей среды на здоровье человека. Природные факторы (солнце, чистый воздух, вода, пища) положительно влияют на здоровье людей и способствуют его сохранению и укреплению при разумном использовании.

5. Закон отрицательного воздействия загрязненной (денатурированной) окружающей среды на здоровье человека. При контакте человека с окружающей средой, загрязненной физиологическими выделениями, бытовыми и технологическими загрязнителями в количествах, превышающих нормативы, неизменно наступают изменения состояния здоровья. Под влиянием загрязненной окружающей среды учащаются случаи бронхиальной астмы, выраженных пороков развития, анемии, злокачественных новообразований.

Человеческая популяция подчиняется тем же законам, что и любая другая популяция, с той лишь разницей, что человек своими действиями снижает сопротивление среды, создавая искусственную экологическую нишу, распространился в ней и живет в самых разнообразных условиях, нарушив при этом практически все экологические балансы. С помощью техники и технологий человек эксплуатирует природные ресурсы вплоть до полного их истощения, при­водя к исчезновению видов и целых экосистем. В отличие от животных и растений человек, не встречая естествен­ных врагов, создает искусственные меры защиты, транс­формирующие окружающую природную среду.

Здоровье и принципы его сохранения также вытекают из законов природы. Здоровье – это труд самого человека под руководством врача как советчика и доброго друга – ведь ничто не дается даром.

Любые попытки вернуть здоровье при помощи различ­ных панацей – это, скорее, глупость, невежество или об­ман, что более вероятно, чем исключение из законов при­роды.

Лекция 3. История развития взаимодействия человека с окружающей природной средой

Для более полного понимания процесса взаимодействия человека и человеческого общества с окружающей при­родной средой очень важно изучить его в историческом развитии от момента появления вида Homo sapiens до настоящего времени.

Современная наука считает, что вид Homo sapiens су­ществует на Земле около 40 тысяч лет. Основную часть этого периода представители всех видов Homo были охотниками и собирателями. Древние люди, которых ученые назвали неандертальцы, кроманьонцы – находились в полной зависимости от природы, однако, тем не менее, и они в значительной мере изменили лик Земли. Эти изменения длились очень долго – почти 30 тыс. лет. Человек вследствие резкого обнищания природных ре­сурсов вынужден был перейти к принципиально новому типу хозяйствования, преобразующего окружающую при­родную среду. Первобытные племена начали одо­машнивать диких животных и окультуривать растения. Это стало началом смены культуры сообществ охотников и собирателей культурой земледельцев и скотоводов. С увеличением удельного веса в хозяйстве земледелия и скотоводства изменялся и быт людей. Развитие земледе­лия все больше требовало оседлости, скотоводство – от­носительных кочевий. Одновременно происходили изменения в духовном мире человека, в системе знаний, в социальных структурах об­щин, поскольку очевидно, что для перехода к производя­щему хозяйству требовался целый комплекс условий – материальных (разнообразные орудия труда, сложное по функциям хозяйство) и духовных (наличие знаний, веро­ваний, нравственных норм). При­близительно 250 лет назад – в историческом развитии вза­имодействия человечества с природой – появились меха­низмы и машины, использующие энергию ископаемого топ­лива, что постепенно привело к появлению новой стадии развития цивилизации – индустриального общества. Переходы от одного культурно-хозяйственного типа об­щества к другому сопровождались ростом численности населения и резким увеличением объема потребляемых ресурсов природы. Зародился процесс возникновения городов – урбанизация.

Человек начал создание новых пород животных, сор­тов растений, строительство невстречаемых в природе со­оружений. Он создавал искусственный техногенный мир. Чем большую значимость приобретала для человека ис­кусственная среда, тем больше она определяла образ жиз­ни, стиль поведения, самосознание, мировоззрение людей. Все это приводило к отчуждению человека от природы, увеличению деградации окружающей природной среды, наращиванию загрязнения воздуха, воды, почвы. Вслед­ствие деятельности человека произошло изменение ланд­шафтов Земли, была создана «новая природа», искусст­венная среда, в которой человек живет в настоящее вре­мя. Формирование вида человек разумный, способы био­логической адаптации его организма происходили под воз­действием факторов, которые были в окружающей среде другого природного мира. Факторы новой, антропоген­ной среды действуют на человека в течение очень незна­чительного времени для эволюции вида, возникновения и закрепления на генетическом уровне биологических адап­тационных механизмов. Таким образом, человек стараясь выйти из власти есте­ственной природной среды, попадает в полную зависи­мость от созданной им самим «второй природы»!

Ещё одним поворотным событием во взаимодействии человеческого общества и природы является промышлен­ная революция. Она характеризуется переходом от мел­кого ручного ремесленнического труда к крупному про­мышленному производству. Широкое распространение городов, огромный рост про­мышленного производства привели к значительным воз­действиям на окружающую среду. Наиболее важными достижениями промышленной революции, с точки зрения человека, стали:

  • во-первых, повсеместное распространение машин и использование их для выполнения тех операций, которые раньше выполнялись человеком либо само­стоятельно, либо с помощью домашних животных;

  • во-вторых, обращение к механическим источникам энергии, таким, например, как энергия воды или паровых моторов, для питания машин;

  • в-третьих, увеличение эффективности перевозок;

  • в-четвертых, рост и развитие промышленных тех­нологий.

С возрастанием потребностей в металлах для создания машин и товаров увеличивается масштаб добычи полез­ных ископаемых. Особое значение приобретают источни­ки металлических руд. Увеличение потребности в метал­лах стимулирует развитие прикладных научных знаний, позволяющих совершенствовать технологии промышлен­ного производства.

В индустриальном обществе значимость транспортных сетей для развития общества и окружающей среды сильно возрастает. Торговые порты с высокой концентрацией на­селения и торговые морские пути представляют сильно измененную природную среду тех территорий, где они воз­никают. Железные дороги становятся основным транспорт­ным средством в индустриальном обществе.

Индустриальная революция принесла с собой загряз­нение воздуха, воды и появление твердых отходов такого типа и в таком масштабе, которых ранее не существова­ло. До индустриальной революции большинство отходов производства были биологическими по своей природе. Ин­дустриальные отходы зачастую имеют природу, отличную от природы естественных биологических отходов, именно поэтому их влияние на окружающую среду является бо­лее существенным. С простым ростом объемов промыш­ленное производство становится все более и более слож­ным, производя все больше материалов и отходов, не име­ющих аналогов в природе.e,-

В любом урбанизированном обществе можно выделить четыре основные функции города: розничная торговля, оптовая торговля, производство и сфера услуг. Первич­ной функцией доиндустриального города была торговля, в индустриальном городе ее вытеснило производство. По­стиндустриальное общество характеризуется большим, по сравнению с более ранними типами обществ, производст­вом и потреблением на душу населения продовольствия, топлива, минералов (металлов, химических соединений) и других основных предметов потребления. Резко возрос­ли объемы притока сырьевых ресурсов в города из райо­нов их добычи. Однако более значительным является и увеличение по­ступления потока материалов из города в сельскую мест­ность. Сельское хозяйство становится все более высокомеха­низированным, а использование химических соединений (удобрений, пестицидов, гербицидов и т.п.) произвело на­стоящую революцию в сельскохозяйственном производ­стве.

Таким образом, с одной стороны, наблюдаются высо­кое потребление продуктов питания, полученных из сель­ских областей в города, а с другой стороны – еще более высокое потребление материалов и энергии, поставляе­мых из городов в сельские местности. Последние не могут самостоятельно производить машины и оборудование, топ­ливо, химические соединения, хотя все это играет весьма важную роль в деятельности современного сельского хо­зяйства.

Высокая производительность современной цивилизации способствует эксплуатации природы повсюду: от полюса до тропиков, от горных вершин до океанских глубин.

Одной из причин напряжения во взаимоотношениях человеческого общества и природы является укоренившееся в сознании людей потребительское отношение к природе и природ­ным ресурсам. Человек с момента появления на Земле непрерывно брал от природы – вырубал лес, использовал плодородие почв, ловил рыбу и зверя, расходовал чистую воду. Восстанавливала нарушенное в экосистемах равно­весие сама природа, и это создало у человечества пред­ставление о безграничности природных ресурсов.

Современное развитие отношений человеческого сооб­щества с окружающей его природой можно охарактеризо­вать как период необходимости перехода к следующей ре­волюции – устойчивому развитию цивилизации. Человечество вступило в эпоху трудных решений – не­обходимо перейти к устойчивому развитию общества, что связано с определенными ограничениями и запрещениями.

Исторический процесс развития чело­веческого общества, взаимоотношений с окружающей при­родной средой в значительной степени предопределяются и, в свою очередь, зависят от численности населения. В отличие от популяции животных, процессы воспроизвод­ства человеческих популяций в определенной мере обус­ловлены факторами социальной природы.

Лекция 4. Экология и здоровье человека

Быт, труд, отдых, состояние здоровья, поведение и со­циальный комфорт человека во многом обусловлены ка­чеством окружающей его среды. Здоровье населения яв­ляется показателем, наиболее точно отражающим состоя­ние экосистемы человека, включающей социально-эконо­мические, политические, культурные и антропогенные характеристики.

Нарушение экологии человека приводит к появлению различных болезней. В связи с этим в течение всех эпох одной из важных проблем было защитить население от вредных влияний и увеличить продолжительность жизни человека.

Развитие промышленности, сельского хозяйства, строи­тельной индустрии является основой улучшения условий жизни и благосостояния человека. Современный человек проживает в теплых домах с различными благами цивили­зации, позволяющими ему в значительной мере освободить себя от физического труда по постоянному обустройству своего жилья и обеспечить необходимый гигиенический уровень жизнедеятельности. Добыча и приготовление пищи также не занимают много времени и физических усилий. В случае болезни или травмы человек сегодня имеет возможность получить необходимую медицинскую помощь, ле­карства, провести профилактику заболеваний. Междуна­родные программы Всемирной Организации Здра­воохранения (ВОЗ) направлены на снижение детской смертности, сокращение инфекционной заболеваемости, уве­личение продолжительности жизни. Общеизвестно, что жизнь в комфортных условиях благоприятна для здоровья человека.

Страны всего мира при своем развитии стремятся повысить уровень жизни своих народов. Для этого развивается промышленность, интенсифи­цируется развитие экономики. В то же время за после­дние 2-3 десятилетия накопилось огромное количество фактического материала о том, что научно-техническая революция, давшая человечеству многие блага и удоб­ства, оказывает на здоровье человека и отрицательное влияние.

Причины возникновения и широкого распространения таких заболеваний, как сердечнососудистая патология, зло­качественные новообразования, болезни нервно-психиче­ской системы, травмы, генетические аномалии и т.д., свя­заны с загрязнением и неблагоприятными условиями ок­ружающей среды, урбанизацией. Многие из наиболее рас­пространенных болезней современного человека являются результатом воздействия напряженного ритма жизни, про­тиворечащего законам природы, загрязненного воздуха, воды, продуктов питания, высокого уровня социального стресса, который характеризует жизнь сегодняшнего дня.

Проблема здоровья является предметом исследования целого ряда наук: философии, клинической и профилак­тической медицины, социологии, демографии, медицин­ской статистики, медицинской географии. Поэтому имеет­ся значительное число неравнозначных определений здо­ровья, в большей или меньшей степени подчеркивающих ту или иную сторону этого явления.

В настоящее время принятым является определение, данное в 1948 г. в Уставе ВОЗ, где указывается, что здоро­вье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Необходимо разделять здоровье отдельного человека и здоровье общности людей, называемое популяционным здоровьем. Уровень популяционного здоровья характеризуется с помощью осредненных показателей отдельных людей, составляющих общность, с учетом численности изучаемых групп, возрастных и половых признаков.

Популяционное здоровье формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, наследственность) факторов. Состояние здоровья одного отдельно взятого человека – явление в значительной степени случайное. При этом уро­вень здоровья представительной группы людей (усреднен­ный уровень здоровья) может служить ярким показателем благотворного или негативного влияния окружающей сре­ды на население.

Существуют различные классификации уровня здоро­вья. По состоянию здоровья людей можно разделить на четыре группы: абсолютно здоровые, практически здоро­вые, предболезнь, болезнь. В современных социо-гигиенических исследованиях дают расширенную классификацию:

  • здоровые;

  • здоровые с некоторыми функциональными и морфо­логическими отклонениями;

  • больные с длительно текущим хроническим заболе­ванием при сохранении в основном функциональ­ных возможностей организма;

  • «больные с длительно текущим заболеванием в субкомпенсированном состоянии;

  • тяжелые больные, находящиеся на постельном ре­жиме, инвалиды I-II групп.

Процесс изменения популяционного здоровья тесно свя­зан с историей развития человечества. В настоящее время возможным становится продле­ние средней продолжительности жизни до сроков, близ­ких к биологическим пределам, спасение жизней многих ранее нежизнеспособных младенцев, сокращение количе­ства случайных смертей. Все это повышает уровень популяционного здоровья.

Выделяют пять типов популяционного здоровья.

  1. Простое выживание популяции под постоянной уг­розой насильственной смерти. Такой примитивный тип здоровья характерен для сообщества охотников, собира­телей.

  2. Короткая жизнь, средняя продолжительность жиз­ни большинства населения с высокой вероятностью преж­девременной смерти от инфекционных и соматических за­болеваний. Такой тип здоровья характерен для цивили­зации в условиях аграрной экономики.

  3. Увеличение средней продолжительности жизни большинства населения при повышенной преждевремен­ной смертности части людей в молодом и предпенсионном возрасте от сердечнососудистых и онкологических забо­леваний, несчастных случаев, отравлений и травм. Такой тип близок к современному типу здоровья современных развитых стран.

  4. Продолжительная жизнь большинства населения с надежной и эффективной работоспособностью и здоро­вой старостью – модернизированный тип. Такой тип здо­ровья наблюдается в наиболее развитых странах, живу­щих в постиндустриальных экономических условиях.

  5. Полноценная радостная жизнь всей популяции со средней продолжительностью жизни, близкой к биологи­ческим пределам. Этого можно ожидать в будущем в наи­более развитых странах с постиндустриальной эконо­микой и социальными приоритетами в развитии обще­ства.

Тесная связь общественного здоровья прослеживается не только от уровня и типа экономического развития обще­ства, но и от природных факторов. Это отражается в специ­фическом наборе заболеваний, возникновение которых свя­зано с особенностями климата, ландшафта, природно-очаговыми инфекциями, биогеохимическими провинциями.

Природная среда, несмотря на достижения цивилиза­ции, сохраняет свое определяющее значение в формиро­вании здоровья населения, поскольку в процессе своего культурного и научно-технического развития человек так и не смог полностью изолироваться от окружающей внеш­ней среды.

Климат и погода постоянно воздействуют на состояние здоровья человека. Наиболее важными климатическими факторами, оказывающими влияние на организм челове­ка, являются температура воздуха, продолжительность светового дня и влажность. Из всех климатических условий основным ограничива­ющим фактором для проживания человека является тем­пература. Зоной климатического комфорта считается довольно уз­кий интервал температур порядка 20-25°С. В экстре­мальных климатических условиях проживает около 10 % населения мира. По данным ВОЗ, наиболее благоприятный климатический эта­лон соответствует среднегодовой температуре воздуха +10°С. Проживание в условиях экстремально холодных, жарких и жарко влажных районов Земли предъявляет организму человека повышенные требования, формируя определенные механизмы адаптации и характерную для данной климатической зоны патологию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц

    Документ
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»
  2. Жизнь человека с самого начала складывалась так, что все, чем бы он не занимался, заставляло его наблюдать за окружающим миром и делать из этого выводы

    Документ
    Жизнь человека с самого начала складывалась так, что все, чем бы он не занимался, заставляло его наблюдать за окружающим миром и делать из этого выводы.
  3. Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям Источник

    Учебник
    Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.Методика преподавания литературыУчебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям
  4. Утверждаю первый проректор гоу впо российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

    Документ
    Понятия, термины и сокращения, использующиеся в настоящей документации об аукционе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 21.07.
  5. И. Г. Станиславская Редакция вестника

    Документ
    «Вестник БПА» продолжил в 2002 году творческие связи с учёными факультета социологии Мельбурнского университета (Австралия), от имени которого в данном Вестнике публикуется статья доктора философии, известного в России социолога профессора

Другие похожие документы..