Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методическая разработка'
Пневмония – острое инфекционное заболевание нижних отделов дыха­тельных путей с вовлечением паренхимы, интерстициальной ткани и со­судистой системы лё...полностью>>
'Книга'
Сын Героя Советского Союза Виктор Гастелло рассказывает о своем отце, о его друзьях и сослуживцах, о тех, кого автор лично знал и любил, с кем встреча...полностью>>
'Документ'
Целями освоения дисциплины являются: обучение студентов принципам организации, построения современных локальных и глобальных компьютерных сетей, мето...полностью>>
'Документ'
З самого першого випуску (квітень 2002 року) журнал “Каталог турів “Міжнародний туризм” займає провідні позиції в Україні серед рекламних туристичних...полностью>>

Структура Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

53

Структура

Стратегии развития страховой деятельности

в Российской Федерации на среднесрочную перспективу

Введение

I. Анализ современного состояния развития страхования в Российской Федерации.

II. Цели и задачи Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

III. Укрепление стабильности, надежности и прозрачности деятельности субъектов страхового дела.

3.1. Создание многоуровневой системы взаимодействия государства и страховщиков. Повышение значимости механизмов сострахования и перестрахования.

3.2. Предупреждение банкротства и совершенствование механизма прекращения деятельности страховщика.

3.3. Совершенствование бухгалтерской и статистической отчетности. Прозрачность деятельности субъектов страхового дела.

3.4. Повышение финансовой грамотности и информированности.

IV. Защита прав потребителей страховых услуг.

4.1. Совершенствование системы урегулирования споров.

4.2. Создание механизмов гарантирования прав страхователей на получение страховых выплат.

V. Развитие правовых основ деятельности участников страхового рынка.

5.1. Совершенствование правовых основ деятельности страховых актуариев.

5.2. Совершенствование правовых основ деятельности страховых посредников.

5.3. Совершенствование правовых основ деятельности страховщиков.

5.4. Совершенствование правовых основ деятельности обществ взаимного страхования.

5.5. Формирование институтов саморегулирования.

5.6. Совершенствование форм и методов страхового надзора.

5.7. Направления регулирования страховой деятельности с учетом современных интеграционных процессов и основных принципов и стандартов Международной ассоциации страховых надзоров.

VI. Развитие конкурентной среды.

VII. Подходы к осуществлению видов страхования в обязательной и добровольной форме, перспективы их развития.

VIII. Добровольное страхование сельскохозяйственных товаропроизводителей с государственной поддержкой.

IX. Ожидаемые результаты от реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Одобрена

поручением Правительства

Российской Федерации

от 18 ноября 2008 г. №ВП-П13-6891

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Введение

Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Стратегия) разработана в целях определения приоритетных направлений развития страховой деятельности и путей их реализации до 2013 года. Основные положения Стратегии являются продолжением реализации комплекса мер, предусмотренных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р, и Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации 5 апреля 2005 г.

Документом, определяющим основные направления развития страхования в 2002-2007 годах, явилась Концепция развития страхования в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. № 1361-р (далее – Концепция), реализация которой способствовала развитию страховой отрасли, создала предпосылки для ее дальнейшего качественного преобразования.

В целях реализации Концепции были внесены изменения в страховое законодательство Российской Федерации (далее – страховое законодательство), в частности, в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховании), Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, принят Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) и нормативные правовые акты, направленные на его реализацию.

Посредством внесения изменений в Закон о страховании решены следующие проблемы:

  • определены основы обязательного страхования, требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов обязательного страхования;

  • с 1 июля 2007 г. предусмотрена специализация страховых организаций по осуществлению личного страхованию, включая страхование жизни, и имущественного страхования;

  • установлены требования к образованию и стажу работы в отношении руководителя, главного бухгалтера субъекта страхового дела;

  • определены основы актуарной деятельности, а также рамки деятельности страховых посредников – страховых агентов и страховых брокеров;

  • усовершенствован механизм взаимоотношений страховщика с кредиторами и органом страхового надзора после отзыва лицензии и завершения процедуры ликвидации субъекта страхового дела.

Внесены изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, касающиеся освобождения от налога на прибыль операций по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и установления налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу операций по добровольному медицинскому страхованию, страхованию от несчастных случаев, пенсионному страхованию, страхованию жизни.

Вместе с тем, в рамках выполнения намеченных мер не удалось реализовать следующие направления:

  • введение обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда третьим лицам в результате аварии на опасном объекте;

  • совершенствование системы обязательного медицинского страхования.

Современный этап развития экономики и социальной сферы в Российской Федерации, а также тенденции мировой экономики, интеграционные процессы ставят перед страховой отраслью новые цели и задачи. Реализация Стратегии позволит активизировать государственную политику в области страхования на среднесрочную перспективу с учетом приоритетов развития национальной экономики и социальной поддержки населения, построить эффективную систему страховой защиты, стимулировать внедрение новых видов страхования, страховых технологий, повысить качество и разнообразить спектр страховых услуг, совершенствовать формы и методы страхового надзора.

Страхование, как один из эффективных рыночных механизмов управления рисками, призвано способствовать обеспечению стабильного развития экономики и социальной сферы.

I. Анализ современного состояния развития страхования в Российской Федерации

Страхование – динамично развивающаяся сфера российского бизнеса. Объемы страховых операций на финансовом рынке ежегодно растут.

Развитие страхования в России характеризуют следующие тенденции и показатели:

1. Устойчивый рост страховых премий, приходящихся на душу населения. Страховая премия, приходящаяся на одного человека увеличилась с 2085 рублей в 2002 году до 5370 рублей в 2007 году, т.е. более, чем в 2,5 раза.

2. Общий объем страховых премий увеличился с 300,4 млрд. рублей в
2002 году до 776 млрд. рублей в 2007 году (258,3%). Рост объема страховых премий происходил по всем видам страхования, за исключением страхования жизни. В страховании жизни произошло резкое снижение объема страховых премий со 104 млрд. рублей в 2002 г. до 16 млрд. рублей 2006 г. и их последующий рост в 2007 г. до 22,5 млрд. рублей.

На фоне роста объема совокупной страховой премии в абсолютном выражении в период с 2002 года по 2005 год наблюдалось снижение темпов ее роста с 8,6% до 4%. В 2007 году прирост поступлений страховых премий по сравнению с 2006 годом составил 28,9%.

Увеличение общего объема страховых премий в период с 2002 года по
2007 год произошло в основном за счет роста премий по страхованию имущества с 90 млрд. рублей до 274,3 млрд. рублей, личному страхованию, кроме страхования жизни, с 32 млрд. рублей до 90 млрд. рублей и страхованию ответственности с
12 млрд. рублей до 20,3 млрд. рублей.

3. Доля страховых премий в валовом внутреннем продукте (ВВП) в период с 2002 года по 2007 год оставалась незначительной и не превысила 3,2%. В 2002 году доля страхования в ВВП составляла 2,8%, в 2003 увеличилась до 3,2%. В период с 2004 по 2007 наблюдается тенденция уменьшения доли страховых премий в ВВП с 2,7% до 2,3%.

4. Доля премий по добровольным видам страхования в период с 2002 года по 2007 год в общем объеме страховых премий снизилась с 79,4% до 52,5%. В указанный период произошло увеличение доли обязательного страхования в общем объеме страховых премий с 20,6% до 47,5% соответственно, что преимущественно обусловлено введением в 2003 году обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) и роста объема поступлений по обязательному медицинскому страхованию (далее – ОМС).

5. В 2002 году объем страховых выплат составил 231,6 млрд. рублей. В период с 2003 года по 2005 год произошло снижение объема страховых выплат с
284,5 млрд. рублей до 274,7 млрд. рублей соответственно. В 2007 году рост данного показателя составил 36,6% по сравнению с 2006 годом. Объем страховых выплат в 2007 году составил 473,8 млрд. рублей.

6. Число страховщиков за период 2002 года по 2007 год уменьшилось с 1408 до 857. Данная тенденция связана с установлением на законодательном уровне более высоких требований к уставному капиталу страховщиков, составу и структуре резервов и активов, усилением контроля за соблюдением страховщиками требований действующего законодательства Российской Федерации, а также укрупнением страховщиков и усилением конкуренции среди них. Ввиду указанных изменений особую актуальность приобрела проблема исполнения страховщиками обязательств по договорам страхования после отзыва у них лицензии.

7. Совокупный уставный капитал страховщиков увеличился с
55,6 млрд. рублей в 2002 году до 157,8 млрд. рублей в 2007 году. При этом совокупный уставный капитал страховщиков с иностранными инвестициями увеличился с 1,7 млрд. рублей в 2002 году до 15,1 млрд. рублей в 2007 году.

8. Негативной тенденцией является уменьшение числа региональных страховых компаний. В 30 из 84 субъектов Российской Федерации отсутствуют страховщики, зарегистрированные в этих субъектах, в 6 субъектах Российской Федерации действует по одной «местной» компании. Еще в 20 субъектах Российской Федерации число региональных страховщиков не превышает пяти. Таким образом, более чем в половине субъектов Российской Федерации почти не осталось региональных страховщиков, место которых заняли филиалы федеральных компаний.

В дальнейшем продолжится рост числа компаний, работающих с развитой филиальной сетью, это будет происходить в результате слияния и присоединения компаний.

Роль российского страхового рынка в развитии мирового пока не высока (таблица № 1).

Таблица № 1

Страна

Объем страховых премий на душу населения,

долл. США

Совокупный объем страховых премий,

долл. США

Доля страховых премий в ВВП,

%

2005 г.

2006 г.

2005 г.

2006 г.

2006 г.

Великобритания

4 599,0

6 903,8

336 000

418 370

16,5

США

3 875,2

3 923,9

1 109 796

1 170 100

8,8

Чехия

477,8

520,0

4 891

5 304

3,8

Польша

245,1

310,3

9 446

11 947

3,5

Китай

46,3

53,5

60 145

70 805

2,7

Индия

22,7

38,4

27 410

43 032

4,8

Россия

122,8

150,9

17 336

21 504

2,3

Российские граждане тратят на страхование в 2 раза меньше средств, чем граждане Польши и в 3,4 раза меньше граждан Чехии. В тоже время сумма страховых премий, приходящихся на душу населения в Российской Федерации в 2,8 раза превышает аналогичный показатель в Китае и почти в 4 раза в Индии.

Объем совокупной страховой премии в Российской Федерации в 3,3 раза меньше чем в Китае и в 2 раза меньше чем в Индии, но в 1,8 раза превышает аналогичный показатель в Польше и в 4 раза в Чехии.

По итогам 2006 года Россия вошла в десятку стран с самыми быстро развивающимися страховыми рынками (таблица № 2).

Таблица № 2

Страна

Процент роста страховой премии

Индия

52,6

Литва

31,8

Венесуэла

31,8

Латвия

23,9

Англия

20,1

Румыния

19,8

ЮАР

19,6

Венгрия

14,75

Россия

11,6

Анализ текущего состояния и развития страхования свидетельствует о необходимости повышения его роли в системе социально-экономических и финансовых отношений, усиления взаимосвязи с другими формами аккумулирования и расходования денежных фондов, создания надежного инструмента защиты интересов человека, общества, государства, субъектов экономической деятельности от рисков, достижения прозрачности деятельности субъектов страхового дела, повышения информированности населения и хозяйствующих субъектов.

II. Цели и задачи Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу

Целью настоящей Стратегии является определение перспективных направлений развития страховой деятельности и государственных мер по совершенствованию страхового законодательства и его правоприменению.

Данные меры будут направлены на решение следующих задач:

  • укрепление стабильности, надежности и прозрачности деятельности субъектов страхового дела;

  • обеспечение защиты прав страхователей (застрахованных);

  • развитие правовых основ деятельности участников страхового дела и конкуренции среди них;

  • выработка направлений и подходов к осуществлению видов страхования в добровольной и обязательной форме.

Условием достижения поставленных цели и задач является формирование благоприятного инвестиционного климата и налогового режима, стимулирующих развитие страхования, устранение необоснованных регулятивных ограничений для осуществления деятельности субъектами страхового дела, прозрачность нормативного регулирования и надзорных мер.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Прогноз социально – экономического развития российской федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов москва сентябрь 2009 года Москва Сентябрь, 2009

    Документ
    Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение
  2. Прогноз социально – экономического развития российской федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов москва сентябрь 2009 года Москва Сентябрь, 2009

    Документ
    Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение
  3. Российской федерации (52)

    Документ
    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее – прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития
  4. Разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г (2)

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические ориентиры, задачи, приоритеты, научно-обоснованный сценарий социально-экономического развития,
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (6)

    Доклад
    2.1.5. Анализ ценообразования на отечественные биоресурсы, добытые хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории Российской Федерации 58

Другие похожие документы..