Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Посольство Франції в Україні оголосило конкурс для підбору кандидатів на проходження навчання та стажування у провідних вищих навчальних закладах Фра...полностью>>
'План-конспект'
Образовательная: учащиеся должны знать об основных источниках в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; поним...полностью>>
'Документ'
Лекция 6. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных отраслей в конце XIX - начале XX веков. Развитие экспериментальной и прикладной психо...полностью>>

Валерий Демин Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Современные представления единства Макро- и Микрокосма во многом опираются (о чем уже говорилось) на торсионную теорию Мироздания, предполагающую непрерывное накопление информации во Вселенной, ее мгновенное распространение и возможность считывания разумным существом в любой точке Космоса. Более того, по законам голографии, любая материальная микроскопическая структура содержит и позволяет воспроизвести информацию обо всем Мире. Возникает вопрос, как голографическо-торсионная модель Вселенной сопрягается с выводом о субстанциональном характере тьмы. Приведем наглядный пример: в телескоп наблюдатель видит не только множество удаленных галактик, но и тьму в их окрестностях. Спрашивается: с какой скоростью достигает Земли информация об окологалактической тьме? С той же конечной скоростью, что и галактический свет? Или со своей особой скоростью, превышающей световую константу? А может, мгновенно, и мы видим тьму, на каком бы расстоянии от наблюдателя она ни находилась, в тот самый момент, когда устремляем на нее взор. (Даже констатация факта несовпадения между скоростями распространения света и тьмы приводит к серьезным коррективам - если не пересмотру -многих фундаментальных физических представлений.) Этот вопрос мне довелось задать главному теоретику и разработчику торсионно-вакуумной модели Космоса Г.И. Шипову10, предложив использовать в качестве методологической основы для поиска оптимального решения философские принципы русского космизма. В личной беседе Г.И. Шипов согласился интерпретировать соответствующим образом полученные им математические выводы. В частности, было признано целесообразным интерпретировать субстанциональность торсионных полей, имеющих мгновенную скорость перемещения, с космической тьмой, как носителем таких голографически насыщенных полей. Одновременно признано перспективным и увязывание самого физического вакуума - источника и носителя торсионных полей ("Абсолютного Ничто, которое есть Абсолютное Все", поафористической терминологии Г.И. Шипова) с космической тьмойкак самостоятельной объективной субстанцией.

Представляется также, что при дальнейшем познании и объяснении названных выше и других не до конца познанных природных явлений, необходимо учитывать закономерности целостности. Все части Космоса взаимодействуют с Целым и через это Целое взаимодействуют между собой: каждая несет информацию, которая посредством своих носителей распространяется повсюду. Наподобие улья: закономерности поведения отдельных пчел обусловлены законами, присущими всей массе пчел, т.е. законами улья. Изучая поведение отдельных пчел, мы узнаем очень и очень многое, но не узнаем главного - законов улья, которые вовсе нескладываются механически из закономерностей поведенияиндивидов. То же можно сказать о современной физике икосмологии: они изучают отдельные частицы, волны, поля, но в ихинструментарии нет методов, способов и математического аппаратадля описания целого. В конечном счете Целостность Мирозданияреализуется в виде Мыслящего Универсума11.

Применительно к человеку такая целостность в общем уже определена. Это - космическая среда во всем ее многообразии инеисчерпаемости. Последовательное применение методологиикосмизма позволяет более четко и всесторонне постичь самупроблему. Так в пределах земного шара - микроскопическаяпесчинка в масштабах Вселенной - той целостностью, о которойупомянуто выше и в границах которой осуществляется всямногогранная деятельность живых индивидов, выступает биосфера (ее теорию с наибольшей полнотой разработал В.И.Вернадский) .

Биосфера и есть тот энергетический котел в пределах Земли и окружающих ее полей, общий для всего живого, из которого осуществляется подпитка и накачка всех жизненных систем и отдельных их элементов - растений, животных, людей,находящихся в рамках биосферы в неразрывном единстве.

Человек неотделим от природы во всем ее многообразии. Он не может существовать без света, воздуха и воды, без растений и животных, дающих ему пищу. Все названное и образует энергетическую основу жизни. Но этим не ограничивается жизнесфера людей. Связанная с невидимыми космическими силами (гравитация, антигравитация, фотонное и противофотонное поле -тьма), она простирается в бескрайние просторы Вселенной. Вграницах ноосферы и техносферы (второй искусственной природы)громадное значение приобретает информационное поле, создаваемоепутем устной и письменной речи, печати, радио, телевидения,разного рода компьютеров, произведений искусства и сопряженноемножеством выявленных и невыявленных каналов с неисчерпаемымэнергополем Большого и Малого Космоса. Наконец, глубинныенеизведанные пока силы обеспечивают мышление, генетическуюпреемственность поколений, прием и передачу всех видовинформации в пределах целостных материальных систем, а вконечном счете - внутри информационного "банка" Вселенной.

Прибежище тьмы, однако, вовсе не одно лишь космическое далеко или покров ночи. Это просто иллюзия ясного солнечного дня, что весь мир вокруг нас наполнен светом или что человек -исключительно дитя света. Уже под ногами, в недрах Землибезраздельно царит абсолютная тьма. Да и внутри человеческоготела отнюдь не царство света, а в основном доминирует тьма. Асон? Он ведь тоже - царство тьмы, хотя и нарушаемое картинамисновидений. Почти треть жизни нормального человека проходит восне, представляющем собой естественное и неотъемлемое состояниежизненных процессов.

Еще один поразительный парадокс: свободное космическое пространство наполнено бесчисленными летящими отовсюду и во все стороны фотонами; их мириады пронизывают ежемгновенно любой и каждый уголок Вселенной. Но в Космосе от этого не делается светлей. Сами по себе фотоны невидимы и не светятся. Свет возникает при их взаимодействии с вещественной средой, например, при попадании на сетчатку глаза. Так что же тогда первично - свет или тьма, если последняя есть всегда, а фотонывозникают только при определенных условиях? Вот и получается,что тьма более фундаментальная физическая субстанция,несводимая к пустому пространству, лишенному света. Тьма -особая форма движения материи, ее исконно-первичное состояние.

Она - носитель, а в ряде случаев и источник света. Она же (но в взаимодействии со светом) - аккумулятор информационного поля Вселенной. Сначала и всегда была Тьма и потом только появился Свет - о том и Библия говорит.

И все же человек всегда стремится к свету, радуется ему, прославляет его, даже обоготворяет в виде светил - Солнца, Луны и звезд. Без света немыслимо ничто живое - ни растения, ни животные. Но вот парадокс - о свете, его подлинной природе и истинных закономерностях человечество до сих пор знает стольже мало, как и о тьме. Среди ученых даже сложился афоризм: "Самое темное в науке - это свет!" Конечно, геометрическаяоптика, электромагнитная и квантовая теория многое приоткрыли в тайнах природы. Однако хорошо известно: чем больше мы узнаем и вырастает объем нашего знания, тем больше у этого массива точек соприкосновения с неисчерпаемым океаном незнания. Следовательно, тем больше возникает все новых и новых проблем.

Современная фотонная теория опирается на сложнейший математический аппарат, в ней почти отсутствуют наглядные представления. Более проста и понятна активно разрабатываемая в последние годы тороидальная модель фотона (В.П.Селезнев и др.), вполне сопрягаемая с торсионной теорией вакуума. Согласно тороидальной модели, фотон представляет собой объемное кольцо в виде тора (баранки), обладающее переменной скоростью, что дает возможность объяснить все известные световые явления, предложить новые высокоэффективные технологии и преодолеть многие противоречия и тупики, возникшие на пути развития современной физики, астрономии и космологии12. Но и это всего лишь шаг для прорыва познания к подлинному пониманию фундаментальной роли света в эволюции Универсума и Социума. Ориентирами же для дальнейшего продвижения вперед могут служить идеи, сформулированные еще в начале нынешнего века выдающимся русским физиком Н.И.Умовым и великим первооткрывателем космической эры К.Э.Циолковским.

Умов последовательно придерживался энергетическо-информационного подхода в постижении Вселеннойкак вечного настоящего; его математическое обоснованиевзаимодействия массы и энергии на три десятилетия опередилосоответствующие формулы и выводы теории относительности.

Энергетизм распространялся Умовым и на человека - сына неба [Космоса] и светозарного эфира, порожденного океаном лучистойэнергии13.

Циолковский пошел еще дальше: он не только провозгласил космическо-световое бытие человечества основой его существования и развития, но и рисовал грандиозные картины лучисто-энергетического будущего цивилизации. В разработанной Теории Космических Эр основоположник отечественной и мировой космонавтики предсказал четыре основных стадии информационно-энергетического развития Вселенной и Человечества: 1. Эра рождения; 2.Эра становления; 3. Эра расцвета; 4. Эра терминальная. Каждая из эр должна продолжиться, по Циолковскому, от нескольких до сотен миллиардов лет. На конечной же стадии эволюции Вселенной вещество превратится в свет, и человечество перейдет в лучистую форму высокого уровня, станет бессмертным во времени и бесконечным в пространстве. Так возникнет лучистое человечество14. Другими словами, человек выработает и обретет способность растворяться в энергоинформационном поле, черпая и обращая в свою пользу его неисчерпаемый потенциал. Микрокосм становится Макрокосмом!

Примечания к Приложению 3

1 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1995. Т.1. С.291.

2 Уотсон Л. Ошибка Ромео // Жизнь земная и последующая. М., 1991. С. 346.

3 Парацельс Т. Великая астрономия, или Проницательная философия большого и малого мира // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. С. 305.

4 Одоевский В.Ф. [Беседа с Шеллингом] // О литературе и искусстве. М., 1982. С. 140.

5 См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.67.

6 Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М., 1991. С.84.

7 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 248 - 249.

8 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. М., 1975. С. 132.

9 Из Книги сияния (Зогар) // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, магия в интеллектуальных традициях I - ХIV веков.

10 См.: Шипов Г.И. Теория физического вакуума: Новая парадигма. М., 1993, С.362.

11 См: Рейзема Я.В. Мыслящий Универсум: Фундаментальные категории Универсума, технологии общественного разума. М., 1991.

12 См.: Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М., 1993.

13 Умов Н.И. Собрание сочинений. Т.3. С. 414, 495, 517.

14 См.: Чижевский А.Л. Теория Космических Эр // Циолковский К.Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986. С. 424 - 427.

Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков. СПб., 1914;

Арутюнов С.А., Сергеев Д.А. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975.

Бадер О.Н. Элементы культа светил в палеолите // Древняя Русь и славяне. М., 1978;

Бобринской А.А. О некоторых символических знаках,общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. М., 1902;

Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. К., 1983;

Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида. К., 1909; Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982;

Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1996; В стране легенд. М., 1972;

Виноградов Н. Соловецкие лабиринты, ихпроисхождение и место в ряду однородных памятников. Соловки, 1927;

Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981;

Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.Вс. История происхождения индоевропейских языков // В мире науки. 1990. No5;

Голан А. Миф и символ. М., 1993;

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990;

Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М., 1977;

Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень: Из истории древних лапландцев. Мурманск, 1982;

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1995;

Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология. 1960. No4;

Доронин А.И. Руси волшебная палитра. М., 1992; Древние цивилизации. М., 1989; Древний мир на Юге России: Изборник источников. М., 1918; Древности Прикамья. М., б/г; Древность: Арьи. Славяне. М., 1996; Древняя Сибирь. Л., 1976;

Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. М., 1961;

Зарубин Л.А. Солнце и зори в праславянском и славянском изобразительном искусстве // Советскоеславяноведение. 1975. No1;

Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале // Фантастика и наука. Вып. 25. М., 1992.

Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1970; Иллюстрированная историярелигии в 2-х томах. М., 1992; Иллюстрированный мифологическийсловарь. СПб., 1994; Культура Русского Севера. Л., 1988;

Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. М., 1876;

Липинская Я., Марциняк. Я. Мифология Древнего Египта. М., 1983;

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и мир образов.

М., Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата., 1985; 1996;

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956;

Медоев А.Г. Гравюры на скалах. Ч.1. Алма-Ата, 1979; Морозов И.В. Таинственным путем Гермеса. Минск, 1994; На Непрядве. М., 1980; Наука и религия (журнал). 1991 - 1997;

Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956;

Никитин А.Л. Распахнутая земля, или Путь через лабиринт. М., 1973;

Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея: Пермский звериный стиль. Пермь, 1988; Образ - смысл в античномискусстве. М., 1990;

Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985;

Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и символ сокола // Советская археология. 1968. No3; Русский рисованный лубок конца ХVIII - начала ХIХ века. М., 1992;

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987; Саватеев Ю.А. Наскальные рисунки Карелии. Петрозаводск, 1983;

Седов В.В. Восточные славяне в VI - ХIII вв. М., 1982; Словарь античности. М., 1989;

Толстой И.И. О русских амулетах, называемых змеевиками // Записки русского археологического общества. Т.3. Вып. 3/4; СПб., 1888;

Филип Ян. Кельтская цивилизация. Прага, 1961;

Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1977;

Чарнолусский В.В. В краю летучего камня. М., 1972;

Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского материализма. М., 1961;

Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы. К., 1995; Он же. Космические тайны курганов. М., 1990; Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987.

1 Карамзин Н.М. История государства Российского, в двенадцати томах. Т.I. М., 1989. С.31.

2 См.: Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды. Догадки. Протогипотезы ХVI - ХVIII века. СПб., 1996.

3 Тредиаковский В.К. Полное собрание сочинений в трех томах. Т.3. СПБ., 1849. С. 378.

4 Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб, 1766. С. 13.

5 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч.I. М., 1876. С. 217.

6 См.: Самоквасов Д.Я. Происхождение русского народа. М., 1908. С. 8.

7 Учение. Пятикнижие Моисеево. Серия "От Бытия до Откровения". М., 1993. С.66.

8 Вишну- Пурана. СПб., 1995. С.12.

9 См.: Крылова Л.П. Керносовский идол (стела) // Энеолит и бронзовый век Украины. Киев, 1976; Шилов Ю.А. Мифы о "космических странниках" и календарная служба Европы V - Iтысячелетия до н.э. // Историко-астрономические исследования - 1991. М., 1992. Он же. Прародина ариев: История, обряды и мифы. Киев, 1995.

10 См.: Розанов В.В. Из восточных мотивов // В мире неясного и неразрешенного. М., 1995. С.346.

11 Доленга-Ходаковский З. Разыскания касательно русской истории // Вестник Европы. 1819. No20. С. 284.

12 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. М., 1995. С. 359.

13 Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1996. С. 283.

14 Цит. по: Лосев А.Ф. Теогония и космогония // Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 784, 786.

15 Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С.11.

16 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С.53.

17 См.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 403.

18 Цит. по: Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе. М., 1960. С. 378.

19 См.: Повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Арзамас, 1993. С.39.

20 См.: Памятники старинной русской литературы. Вып. З. СПб., 1862. С. 18.

21 См.: Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературе. М,. 1897. С. 118.

22 См.: Памятники старинной русской литературы. Вып.3. СПб., 1862. С. 18, 19.

23 См.: Федоров Ф.Н. Собрание сочинений в четырех томах. Т.I. М.,1995. С. 226, 204, 205, 243.

24 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863. С. 349.

25 См.: Елачич Е.А. Крайний Север как родина человечества. СПб., 1910.

26 См.: Струнина М. Где жили гипербореи? // Техника - молодежи. 1984. No10; Нейман В. Арктида - легендарная страна // Там же; Темкин Г. Колыбель под семью звездами // Дорогамитысячелетий. Сб. исторических очерков и статей. Кн.2. М., 1988; Дугин А. Гиперборейская теория. М., 1993; Генон Р. Атлантида и Гиперборея; Асов А. Времена Святогора; Константоновский А. Златые крылья прародины; Лазарев Е. Желанный берег изгнанных из рая; Рыжов Э. Огненный меч с юга // Наука и религия. 1994. No9; Струнина М. Где Атлант небо держал; Грицков В. Гибель Седьмого континента // Чудеса и приключения. 1995. No2; Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. М., 1996; Громов В.Е. Вавилон найден. На Севере // Российская газета. 1996. 18 октября.

27 См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах. Т.I. М., 1961. С.80, 92 - 93; Святский Д.О. Под сводом хрустального неба: Очерки по астральной мифологии в областирелигиозного и народного мировоззрения. СПб., 1913. С. 39.

28 Полное собрание русских летописей. Т.31. М., 1968. С.11.

29 Цит.по: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 405.

30 См.: Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. М., 1876. С. 33 - 35.

31 Страбон. География. М., 1994. С.106.

32 Древнегреческий текст Сивиллиных книг и перевод стихов 97 - 157, где приводится история титанов, даны в Приложении Iк кн.: Гаркави А.Я. О первоначальном обиталище семитов,индоевропейцев и хамитов. СПб., 1872. С.113 - 118. Известныиные - более поздние и христианизированные - версиизнаменитых книг (см.: Книги Сивилл. М., 1996).

33 См.: Словарь русского языка XI - XVII вв. Вып. 8. М., 1981 С.14, 72.

34 Плутарх. Об Исиде и Осирисе // Вестник древней истории. 1977. No4. С.243.

35 Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нравах славян. СПб., 1861. С. 82.

36 Ковалевский А.П. Книга Ахмера ибн-Фалдана о его путешествии на Волгу в 921 - 922 гг. (Статьи, переводы икомментарии). Харьков, 1956. С.139.

36-а Цит. по: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. С.420.

37 Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северного края. Т. 2. СПб., 1902. С.103.

38 Ломоносов М.В. Избранные произведения в двух томах. Т.1. М., 1986. С. 424.

38-а Цит. по: Хэнкок Г. Следы Богов. М., 1997. С 15 - 16.

39 Литература Древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). М., 1984. С. 196 - 197.

40 Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. С. 124 - 125.

40-а Чертков А.Д. О языке пеласгов, населявших Италию, и сравнении его с древле-словенским // Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн. 25. М.,1857, С. 58 - 59.

41 Пиндар. Геракл Гиперборейский // Оды. Фрагменты. М. 1980. С.20-21.

42 См.: Лукиан. Собрание сочинений в двух томах. Т.2. М.-Л., 1935. С. 328 - 329. В жизнеописаниях Пифагора содержатся намеки о его связях с Гипербореей: Пифагор общался сгиперборейцами, а ученики именовали его Аполлоном Гиперборейским (см.: Ямвлих. Жизнь Пифагора // Человек. 1997. No3.).

43 См.: Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М., 1957. С. 63 - 86.

44 См.: Толстой И.И. О русских амулетах, называемых змеевиками // Записки Русского археологического общества. СПб., 1888. Т.3. Вып.3/4.

45 См.: Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и символ сокола // Советская археология. 1968. No3.

46 См.: Мифы индейцев Южной Америки. СПб., 1994. С. 155 - 157, 305.

47 Песни, собранные П.В.Киреевским. Вып.4. М., 1862. С.17.

48 См.: Срезневский И.И. Исследование о языческомбогослужении древних славян. СПб., 1848. С. 29.

49 См.: Денисова И. М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995.

50 См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 245 - 285.

51 Костомаров Н.И. Славянская мифология. Киев, 1847. С.41.

52 Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т.З. Петрозаводск, 1864. С.321.

53 См.: Анучин Д.Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древнее русское сказание "О человецех незнаемых в Восточной стране" // Древности. Труды Московского археологического общества. Т.14. М., 1890. С. 232 - 233.

54 См.: Эрбен (Ербен) К.Я. О славянской мифологии. (Письмо к А.Ф.Самарину). // Русская беседа. 1857. Кн.4. С.82.

55 См.: Афанасьев А.Н. Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями // Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М., 1996. С. 206 - 207, 391.

56 См.: Ларин Б.А. Об архаике в семантической структуре слова (яр - юр - буй) // Историярусского языка и общее языкознание (Избранные работы). М., 1977. С. 90-91.

57 См.: Афанасьев А.Н. Языческие представления об Острове-Буяне // Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн.9. М., 1851; Он же. Поэтические воззрения славян на природу. Т.2. М., 1868. С.132- 133.

58 Соболев А. Обряд прощания с землей перед исповедью (заговоры и духовные стихи). Владимир, 1914. С. 17 - 24.

59 См.: Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т.1. М., 1897. С.209.

60 Русские заговоры. М., 1993. С.125.

61 Те немногие былины, которые удалось записать в Малороссии, посвящены "младшим богатырям" и близки к историческим песням (См.: Веселовский А.Н. Южнорусские былины. Т.1-2. СПб., 1881 - 1884).

62 Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. М.-Л., 1964. С.194. Более поздний сокращенный вариант, записанный в тех же местах, интересен изменением и самого имени героини - Снежурочка (см.: Песни и сказки пушкинских мест. М., 1979. С.183 - 184).

63 Мережковский Д.С. Атлантида - Европа: Тайна Запада. М., 1992. С.194 - 195.

64 См.: Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте. Пг., 1918.

65 См.: Памятники отреченной русской литературы. Т.2. СПб, 1863. С. 78 - 92.

66 Полное собрание русских летописей. Т.6. СПб., 1853. С. 88 - 89.

67 Клюев Н.А. Письма к Н.Ф.Христофоровой-Садомовой, Томск, сентябрь - начало октября 1936 г. // Новый мир. 1988. No8. С. 196.

68 См., напр.: Куратов А.А. О каменных лабиринтах Северной Европы: Опыт классификации //Советская археология. 1970. No 1.

69 См.: Святский Д.О. Соловецкие лабиринты и культ Солнца. // Мироведение, Т.17. 1928. No2. С. 114 - 115.

70 См.: Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900. Т.1. Вып.1. С.348.

71 См.: Фролов Б.А. Происхождение календаря. // Календарь в культуре народов мира. М., 1993. С. 17, 36.

72 См.: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 192, 210, 211, 233, 245, 425 и др.; Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии: Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994. С. 19, 40, 267, табл. VII и др.

73 Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Мурманск, 1982. С.105.

74 Священник А.Грандилевский. Родина Ломоносова (в доисторические времена). // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1909. No 12. С.39.

75 См.: Стингл М. Индейцы без томогавков. М., 1978. С. 141- 142.

76 См.: Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. М., 1965. С. 38, 137, 139, 141 и др. Здесь же приведены тамги в виде трезубцев (С.41, 179) и свастики - еще одного древнегосакрального символа Солнца (С. 114, 115, 165). Последнее, кстати, вопреки утверждениям фашистских идеологов, неопровержимо доказывает неарийское (неиндоевропейское) происхождение свастики, широко распространенной также у саамов (лопарей), единственного непришлого северного народа, издревле живущего за полярным кругом с доисторических и гиперборейских времен.

77 См.: Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.-Л., 1963. С.464 - 473.

78 См.: Фробениус Л. Детство человечества. СПб., 1910. С.303.

79 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С. 137 - 141.

80 См.: Цицерон. О природе богов // Философские трактаты. М., 1985. С. 175.

81 См., напр.: Кейпер Ф.Б.Я. Космология и зачатие // Труды по ведийской мифологии. М., 1986; Слингер П., Дуглас Н. Тайны пола. М., 1993.

82 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5. М.-Л., 1962. С.36.

83 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова. СПб., 1994. С. 15 - 16.

84 См.: Иловайский Д.И. Собиратели Руси (Московско-литовский период, или Собиратели Руси). М., 1996. С.165 - 166.

85 См.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985. С.40.

86 См.: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916. С.51.

87 Путевые заметки Эриха Лассоты, отправленного римским императором Рудольфом к запорожцам в 1594 г. Спб., 1873. С. 22- 23.

88 См.: Никольский Н.М. Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов. Минск, 1947. С. 168 - 169.

89 См.: Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984. С. 34.

90 См.: Фурдуй Р.С., Швайдак Ю.М. Прелесть тайны. Киев, 1992. С. 9-37.

91 Никифоров А.И. Просто о Севере: Впечатления. Думы. Встречи // Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 524.

92 См.: Пискарев А.И. О местонахождении каменных баб в России // Записки императорского археологического общества, Т.3. СПб., 1851. Норцов А.Н. Древнейшая история Тамбовского края по греческим писателям. Тамбов, 1901. Уваров А.С. Сведения о каменных бабах (с 40 рис.) // Сборник мелких трудов, Т.2. М., 1910.

93 См.: Сумцов Н.Ф. Культурные переживания: 186. Религиозно-мистическое значение каменных баб // Киевская старина. 1890. No7.

94 См.: Казанский Н.Н. К этимологии теонима Гера // Палеобалканистика и античность. М., 1989. С. 54 - 58.

95 См.: Гусева Н.Р. Арктическая родина в Ведах // Древность: Арьи, Славяне. М., 1996. С. 8-9.

96 Цит.: Тураев Б.А. Бог Тот: Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг, 1898. С.95.

97 Б.А.Тураев приводит список из 170 (!) различных эпитетов Тота-Гермеса. См.: Там же. С.167 - 175.

98 См.: Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940. С. 50.

99 Плутарх. Моралии // Вестник древней истории. 1978. No1. С. 239.

100 См.: Церен Э. Лунный Бог. М., 1976. С. 208 - 209.

101 Цит. по : Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995. С.53.

102 См.: Ермолов А.С. Народное погодоведение. М., 1995. С. 264, 265 и сл.

103 См.: Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Т. 2. Л., 1939. С. 130. 104 См.: Славянские древности: Этнолингвистическийсловарь. Т.1. М., 1995. С. 498 - 500.

105 Цит. по: Рабинович Б.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. С. 323. И далее следует философская расшифровка: "4. Солнце - его отец. Луна - матерьего. Ветер вынашивает его во чреве своем. Земля вскармливаетего. 5. Единое, и только оно, - первопричина всяческогосовершенства - повсеместно, всегда. 6. Мощь его естьнаимощнейшая мощь - и даже более того! - и явлена вбезграничии своем на земле ..." (Там же. С. 324).

106 См.: Гомеровские гимны: III К Гермесу // Античные гимны. М., 1988.

107 Платон. Тимей // Сочинения в трех томах. Т.3. Ч.1. М., 1971. С.463.

108 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С.39.

109 Цит. по: Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. С. 385.

110 См.: Никольский Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. Минск, 1956.

111 См.: Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида: Мифологическое исследование. Киев, 1909.

112 См.: Зелинский Ф.Ф. Гермес Трижды-Великий // Из жизни идей. Т.З. СПб., 1907. С.90.

113 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М. 1992 С.99.

114 Мюллер М. Сравнительная мифология // Летописи русской литературы и древности. Т.5. М., 1863. С. 75.

115 Буслаев Ф.И. Волот Волотович // Исторические очерки русской народной поэзии и искусства. Т.1. СПб, 1861. С. 455 - 469.

116 Младшая Эдда. Л. 1970. С. 24 - 25.

117 Бессонов П.А. Калики перехожие. Ч.1. Вып.2. М., 1861. С.340.

118 Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI - XIX веков. М., 1991. С. 36.

119 См.: Максимович М.А. В каком веке жил Илья Муромец? //Собрание сочинений в трех томах. Т.1. Киев, 1876. 123 - 126.

120 Илья Муромец. М., 1958. С. 13.

121 Беломорские былины, записанные А.Марковым. М., 1901. С.307 - 309.

122 Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом. 2-е издание. Т. 1. СПб., 1894. С.5.

123 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 2-е издание. Т.1. М., 1909. С.9.

124 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова.СПб., 1994. С.15.

125 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 1-е издание. Ч.1. М., 1861. С. 40 - 41.

126 См.: Стасов В.В. Происхождение русских былин // Вестник Европы. 1868. No 3. С. 225 - 262.

127 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Т.2. М.,1861. С. СХХХ.

128 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранные П.В.Киреевским. Вып. 4. М., 1862. С. СXXIX.

129 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь в пяти томах. Т. 1. М., 1995. С. 195.

130 См.: Янчук Н.А. К вопросу об отражении апокрифов в народном творчестве // Известия отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1907. Т.12. Кн.1. С. 138 - 143.

131 Цит. по: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 203 - 204.

Часть 2

1 См.: Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского материализма. М., 1961. С.327.

2 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч.1. М., 1876. С.593.

3 Цит. по: Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Т.3. Одесса. 1894. С.153.

4 Цит. по: Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси XVII столетия. СПб., 1906. С.76.

5 См.: Барсов Н.И. К литературе об историческом значении русских народных заклинаний// Русская старина. 1893. No 1. С.217.

6 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. М., 1981. С.291.

7 См.: Миролюбов Ю. Риг-Веда и язычество// Собрание сочинений. Т.4. Мюнхен, 1981. С.138 - 139, 173.

8 См.: Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884. С.142.

9 Глинка Г.А. Древняя религия славян// Мифы древних славян. Саратов, 1993. С.112.

10 Касторский М. Начертания славянской мифологии. СПб, 1841. С.121.

11 См.: Эпштейн М.П. Учение Якова Абрамова в изложении его учеников// Логос. Л., 1991. С.245 - 252.

12 См.: Сторожевы А. и В. Россия во времени. Кн.1. Древняя история сибирских и славянских народов. Сургут - Москва. 1997. С.21.

13 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С.29.

14 См., напр.: Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва). - М.: Наука, 1987. С.22 - 23.

15 См., напр.: Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.198, 488.

16 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Т.2. М., 1876. С.291.

17 См.: Васильев М.А. "Хорс жидовин": древнерусское языческое Божество в контексте проблем Khazaro-Slavica// Славяноведение. 1995. No 2.

18 См.: Срезневский И.И. Об обожании Солнца у древних славян// Журнал министерства народного просвещения. Ч.51. 1846. С.36 - 37.

19 Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии// Этнографическое обозрение. 1899. N 3. С.4-6.

20 См.: Шепинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1849. 21 См.: Русские Веды. М., 1992. С.298, Баженова А.И. Солнечные боги славян// Предисловие к кн.: Мифы древних славян. Саратов, 1993. С.13.

22 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.246.

23 См.: Иванов Вячеслав. Пролегомены о демонах: Лик иличины России// Собрание сочинений. Т.3. Брюссель, 1979. С.245.

24 См.: Ошар П. Символ креста// Атеист. 1927. No 16. Оттиск данного номера журнала, содержащий тематическую подборку из нескольких переводных статей, обосновывающих в том числе и "огненные корни" символа креста, был также издан в виде отдельной брошюры под названием "История креста".

25 См.: Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии// Слово и миф. С.290-291, 296, 299.

26 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880. С.70.

27 Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: летне-осенние праздники. М., 1978. С.186. (Интересно, что Моравия - это название исторической чешской области, ирека Морава - производные от того же общеиндоевропейскогокорня "мор", от которого образовано и слово "Морена").

28 Цит. по: Иванов И. Культ Перуна у южных славян// Известия Отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1903. Кн.4. С.152.

29 Сумцов Н.Ф. О народных воззрениях на новорожденного ребенка// Журнал министерства народного просвещения. Ноябрь 1880. Ч.212. С.92 - 93.

30 См.: Кейпер Ф.Б.Я. Космогония и зачатие// Труды по ведийской мифологии. М., 1986. Аналогичные выводы получены в результате новейших психологических исследований с помощью ЛСД (см.: Гроф С. За пределами мозга. М., 1993; Он же. Области человеческого бессознательного. М., 1994).

31 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5. М.-Л., 1962. С.36.

32 См.: Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова. СПб., 1994. С.15 - 16.

33 См.: Телегин С.М. Мифология восточных славян. М., 1994. С.25.

34 См.: Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зари у индоарийцев и славян// Советское славяноведение. 1971. No 6. С.72; Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950. С.23.

35 См. илл. в кн.: Петровский Н.С., Белов А.М. Страна Большого Хани. М., 1973. С.388 - 389.

36 См.: Ефименко П. О Яриле, языческом Божестве русских славян. СПб., 1869. С.9.

37 См.: Элиаде М. Космос и история. С.66 и последующие.

38 Отсюда же вытекает понятие значительного временного отрезка - "Эра" (из латинского языка) и представление овоздушной стихии, откуда через греческую основу "аэр" возникломножество словесных новообразований, начинающихся с "аэро-".

39 См.: Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М., 1994. С.287.

40 См.: Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д, 1996. С.82 - 91.

41 См.: Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы. Киев, 1995.

42 См.: Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. М., 1990. С. 255 - 257. Автор проводит аналогии между шумерскими представлениями о мироздании и сходными (по композиции)изображениями на стенах могильника кургана Солнца и шумерских печатях. Не вызывает сомнения общность космологических представлений. Кроме того, имеются бесспорные свидетельства о прямых контактах, в частности, при раскопках в южнорусских степях были обнаружены предметы шумерского происхождения.

43 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. М., 1869. С.196 - 197.

44 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. М., 1869. С.206 - 207.

45 См.: Сумцов Н.Ф. Религиозно-мифическое значение малорусской свадьбы. Киев, 1885.

46 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч.2. М., 1879. С.269.

47 Рукописи графа А.С.Уварова. Т.2. СПб., 1858. С.122 - 123.

48 См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.163- 164.

49 См.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Т.3. М., 1957. С.456.

50 Надеждин Н.И. О русских народных мифах и сагах, в применении их к географии и особенно к этнографии русской// Русская беседа. 1857. No 3. С.5.

51 Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. Т.2. СПб., 1893. С.178.

52 Мифология древнего мира. М., 1977. С.341. Подобные вопросы были распространены не только в индоевропейской, но и в иных культурах. Так, в знаменитых "Вопросах к небу" древнекитайского поэта Цюй Юаня (IV-III вв. до н.э.) спрашивается: Каков был довременный мир - Чей может высказать язык? Кто Твердь и Землю - "Верх и Низ" - Без качеств и без форм постиг? Во тьме без дна и без краев Свет зародился от чего?..

53 Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. С.301 - 302.

54 См.: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.41 - 42.

55 Уоллис Бадж Е.А. Путешествие души в царстве мертвых: Египетская Книга мертвых. М., 1995. С.197 - 198.

56 Франк-Каменецкий И.Г. Адам и Пуруша: Макрокосм и Микрокосм в иудейской и индийской космогонии// Памяти академика Н.Я. Марра. М.-Л., 1938. С.466 - 467.

57 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863. С.448.

58 Песни русских сектантов мистиков// Записки императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Т.35. СПб., 1912. С.49.

59 Там же. С.119.

60 См.: Панов И. Ересь жидовствующих// Журнал министерства народного просвещения. 1877. Ч. 189 - 190 (январь - март); Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси. М.-Л., 1955.

61 См.: Соболевский А.И. Литература жидовствующих// Переводная литература Московской Руси XIV - XVII века. СПб., 1903; Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Ч.1. Кн.2. СПб., 1911; Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.1-2. СПб., 1902; Сперанский М.Н. История древней русской литературы. М., 1914; Тихонравов Н.С. Древняя русская литература// Сочинения в трех томах. Т.1. М., 1898.

62 Цит. по: Соболевский А.И. Указ. соч. - С.409 - 410.

63 Святский Д.О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на Руси XV века. - Мироведение, 1927, т.16. - С.68.

64 См.: Башем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С.513- 515.

65 См.: Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческой мифологии. СПб., 1874. С.281.

66 Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С.110.

67 См.: Сумцов Н.Ф. Мышь в народной словесности// Этнографическое обозрение. 1891. No 1. С.91.

68 См.: Сумцов Н.Ф. Писанки. Киев, 1891. С.32 - 36. Автор, известный русский профессор-этнограф, отмечаетповсеместность распространения пятиконечной звезды (пентаграммы) в прошлом у различных народов: на Королинскихостровах пятиугольные звезды выкалывались в виде татуировок; в Марокко используются как амулеты; лопари в тундре метят звездами оленей; в Древнем Риме и Византии их выбивали на щитах; находят пентограммы и на доисторических мечах. Точно так же свастику, помимо индоарийцев, использовали монголы, тибетцы, финикийцы, этруски, финны. Выводы ученых прошлого века подтверждаются и дополняются современными исследованиями. Так, израильский историк А.Голан, издавший свод древнейшей символики, приводит многие десятки изображений свастики из культур эпохи неолита, энеолита, бронзы и железного века, а также взятые из различных периодов истории народов Индии, Ирана, Кавказа, Древней Азии, Европы, Сибири, доколумбовой Америки и т.д. Аналогичным образом пятиконечная звезда встречается у древних народов Малой Азии, Шумера, Крита, Египта, Ирана, Грузии, Осетии, Испании, Чехии, Словакии, Венгрии, России. Примерно тот же ареал распространения и у шестиконечной звезды, которая, по мнению израильского исследователя, стала специфическим еврейским символом сравнительно недавно; он был заимствован иудейскими идеологами и стал использоваться как самостоятельный еврейский символ не ранее 12 - 14 вв. (см.: Голан А. Миф и символ. М., 1893. С.119- 122; 148 - 153; рис.212 - 234; 316 - 327).

69 Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. М., 1865. С.535 - 536.

70 См.: Коробко Н.И. Образ птицы, творящей мир, в русской народной поэзии и письменности// Известия отделения русского языка и словесности императорской академии наук. 1909. Т.14. Кн.4. С.185.

71 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Издание второе. Т.3. М., 1910. С.186.

72 Цит. по: Сумцов Н.Ф. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888. С.23. Аналогичную космогоническую легенду, но из другого списка приводит А.Н.Афанасьев во 2-м томе "Поэтических воззрений славян на природу". С.463.

73 См.: Смоленский этнографический сборник (составил В.Н.Добровольский). Ч.1.СПб., 1891. С.229 - 230.

74 Там же, с.235.

75 Этнографическое обозрение. 1909. No 2. С.171 - 172.

76 См.: Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1: Космологические украинские народные воззрения и верования. Киев, 1909.

77 Украинские сказки в двух книгах. Кн.2. М., 1993. С.14.

78 См.: Веселовский А. К вопросу о дуалистическихкосмогониях// Этнографическое обозрение. 1890. No 2. С.43.

79 См.: Уваров П.С. Алконост// Сборник мелких трудов. Т.1. М., 1910. С.304 - 305.

80 См.: Словарь античности. М., 1989. С.264.

81 С.: Успенский Б.А. Вопрос о сирийском языке в славянской письменности: почему дьявол может говорить по-сирийски?// Избранные труды. Т.2. Язык и культура. М., 1994. С.49 - 50.

82 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С.476 - 477.

83 Соколов М.И. Феникс в апокрифах об Енохе и Варухе. СПб., 1904. С.8-9.

84 Цит. по: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.150.

85 Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в еесоциально-историческом развитии//Труды Московскогогосударственного педагогического института им. В.И.Ленина. Т.72. Вып.3. М., 1953. С.47.

86 Подробнее о древнерусских свастиках, восходящих к доиндоевропейским временам, см.: Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера// Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Старожилы Севера рассказывают, что в годы войны специальные уполномоченные НКВД добирались до самых глухих деревень с единственной целью: изъять и уничтожить традиционные рубахи, передники, полотенца и т.п., на которых испокон веков вышивались свастики.

87 См.: Бобринской А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаметике всех народов Европы и Азии// Труды Ярославского областного съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области. М., 1902.

88 См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С.469.

89 См.: Миролюбов Ю. Собрание сочинений. Т.6. Русская мифология. Мюнхен, 1982. С.51 - 52.

90 См.: Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т.2. М., 1993. С.297 - 299.

91 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 2. М., 1838. С.68 - 69.

92 См.: Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913. С.181 - 182.

93 См.: Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусстворусских Европейского Севера. М., 1988. С.57.

94 Цит. по: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.). СПб., 1870. С.125.

95 См.: Словарь русского языка XI - XVII вв. Вып.7. М., 1980. С.231, 242.

96 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь в пяти томах. Т.1. М., 1995. С.314 - 315.

97 См.: Гумилев Л.Н. Бон (древняя тибетская религия)// Древний Тибет. М., 1996. С.274.

98 См.: Славянский фольклор: Тексты. М., 1987. С.184.

99 Плотин. Эннеады, III 8, 10// Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С.551.

100 См.: Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995. С.5.

101 Ткаченко Г.А. Госмос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в "Люйши чунцю". М., 1990. С.40,47.

102 См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.17 - 18.

103 Цит. по: Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977. С.9-10.

104 См.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. С.49; Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян// Советская этнография. 1979. No 2.

105 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863. С.348 - 349.

106 См.: Шарль де Бросс. Оракул Додоны// Шарль де Бросс о фетишизме. М., 1973.

107 См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С.245 - 309.

108 См. фото в кн.: Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989. С.124.

109 См.: Иванов В.И. Дионис и прадионисийство, СПб., 1994. С.188 - 191.

110 См.: Никольский Н.М. Дохристианские верования и культы днепровских славян. М., 1929. С.12.

111 Цит. по: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985. С.40.

112 См.: Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл, 1990. С.95.

113 См.: Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Г. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985. С.37.

114 См.: Барсов Е.В. Об олонецких древностях// Древности (труды) Московского археологического общества. Т.7. М., 1878. С.229 - 230.

115 См.: Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене// Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973.

116 См.: Сумцов Н.Ф. Тур в народной словесности. СПб., 1887. С.14.

117 Цит. по: Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодежных играх "ящер" и "олень" (опыт реконструкции)// Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С.32.

118 См.: Белорусский сборник. Вып.3. Витебск, 1887. С.292- 295.

119 Колесница Солнца. Восемь тетрадей индийской классической лирики в переводах С.С.Верцевой. М.: Наука, 1991. С.5.

120 Авеста; избранные гимны. М.: Дружба народов, 1993. С.54.

121 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. М., 1865. С.631.

122 Сумцов Н.Ф. Заяц в народной словесности// Этнографическое обозрение. 1891. No 3.

123 См.: Русская сказка: Избранные мастера. Т.1. Л., 1931. С.224 - 236. Сказка об Иване-Кобылине сыне имеется и в сборнике И.А.Худякова.

124 См.: Лауэнштайн Д. Эливсинские мистерии. М., 1996.

125 См.: Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т.3. Кн.6. СПб., 1909. С.4 - 5.

126 Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т.3. Кн.7. СПб., 1909. С.256 - 258.

127 Памятники литературы Древней Руси: XIV - середина XV века. М., 1981. С.169.

128 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.9. М., 1952. С.421.

129 Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989. С.355.

130 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.166.

131 Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946. С.7.

132 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М., 1990. С.375. См. также: Флоренский П.А. София// Богословский вестник. 1911. No 6. С.598.

133 См.: Розанов В.В. Люди лунного света. СПб., 1913. С.31.

134 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.14. Л., 1976. С.328.

135 Цит. по: Смирнов С.И. Исповедь земле// Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 249. М., 1914.

136 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.6. Л., 1976. С.405.

137 См.: Клюев Н.А. Письмо Н.Ф.Христофоровой-Садомовой от 5 апреля 1937 г. Новый мир. 1988. No 8. С.200.

138 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.166.

Конец книги



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Валерий Демин. Тайны русского народа

    Документ
    Глядясь в холодный и полярный круг.
  2. Тайны русского народа ( в поисках истоков руси). Демин в

    Документ
    1). Так Александр Барченко увидел то, к чему, быть может, стремился всю свою жизнь.
  3. Глядясь в холодный и полярный круг (1)

    Документ
    Глядясь в холодный и полярный круг.
  4. Глядясь в холодный и полярный круг (2)

    Документ
    Глядясь в холодный и полярный круг.
  5. Народами и племенами, чтобы вы узнали друг друга (А не для того, чтобы каждый из вас презирал других) (1)

    Документ
    О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнали друг друга (А не для того, чтобы каждый из вас презирал других).

Другие похожие документы..