Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
За пределами Московской кольцевой дороги в молодом районе Куркино по адресу: 125466, город Москва, улица Родионовская 6/7, 8 расположены здания Госуд...полностью>>
'Документ'
Названий у Кореи – много. При том, что почти во всех языках мира эта страна именуется примерно одинаково – "Корея", "Кориа", "...полностью>>
'Доклад'
Устав автономного учреждения Чувашской Республики «Центр дополнительного образования для детей «ЮНИТЭКС» Министерства образования и молодёжной политик...полностью>>
'Документ'
В целях реализации пункта 1 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие - новый...полностью>>

Валерий Демин Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Согласно лопарской космогонической легенде, "когда злоба людская усилилась", центр земли "дрогнул от ужаса, так что верхние слои земли провалились, и многие люди упали в эти пещеры, чтобы там погибнуть". И Юмбел, верховный небесный Бог, спустился на землю... Его ужасный гнев вспыхнул, как красные, синие и зеленые огненные змеи, и люди прятали свои лица, и дети кричали от страха... Разгневанный Бог говорил: "Я переверну этот мир. Я заставлю реки течь вспять; я заставлю море собраться в огромную, как башня, стену, которую обрушу на ваших злобных земных детей и таким образом уничтожу их и всю жизнь".

Юмбел вызвал дующий штормовой ветер и разъяренных воздушных духов... Вспененная, быстрая, поднявшаяся до неба пришла морская стена, сокрушая все. Юмбел одним сильным ударом заставил перевернуться землю; потом он снова выровнял мир.

Теперь горы и возвышенностине могут быть увидены Пейве-Солнцем. Наполнена стонами умирающих людей была прекрасная земля, дом человечества. Не светил больше Пейве в небесах.

В лапландском эпосе мир был разрушен ураганом и морем, и почти все люди погибли. После того как морская стена обрушилась на континент, продолжали катиться гигантские волны, и мертвые тела стремительно неслись по поверхности темных вод...

В целом найденные нами и обследованные руины напомнили всем заброшенные высоко в южноамериканских Андах каменные индейские города доинкской цивилизации. Но это так - длясравнения, так как памятники доколумбовой эпохи в Новом Светеизвестны очень и очень многим, а найденные экспедицией "Гиперборея - 97" руины гораздо более древней культуры пока неизвестны никому.

Почему же так случилось? Ведь, хотя Сейдозеро и относительно труднодоступно, ежегодно здесь бывают сотни людей, а по вершинам и гребням Ловозерских тундр пролегают туристские маршруты. Однако культурогенный уровень оказался вне досягаемости геологов, охотников и туристов. Он находится в "нетипичном" месте, как бы в стороне от традиционных троп, в полукилометре от уровня озера и метрах в 100 - 200 от наиболееудобных путей прохождения. Кругом крутизна, осыпи. Короче,вблизи проходили многие, а сюда практически никто незаглядывал. Нам же помогли точный адресный расчет, природноечутье и удача.

Я знал, что найду Гиперборею, и мы ее нашли! Все - точка! Начинается новый отсчет времени. Остается внести необходимые коррективы в писаную историю (а если уж быть совсем точным - заново переписать ее). История России отодвигается на тысячелетия в глубь времен. В принципе можно было бы и возвращаться назад. Но мы еще не реализовали всех замыслов. Очень бы хотелось отыскать таинственный и священный для лопарей проход (лаз) под землю, у которого побывала и даже сфотографировалась когда-то экспедиция Барченко - Кондиайна. Недобрая слава идет об этом в общем-то опасном месте. Приближаясь к нему, люди (в особенности если пренебрегли положенным магическим ритуалом) испытывают чувство повышенной тревоги и страха. Один старожил рассказал: когда он приблизился к загадочному лазу, ощущение было таким, как будто с него живьем сдирают кожу.

Точных координат у нас нет - только общее направление: где-то за Щучьим озером, рыбного нерестилища, соединенногопротокой с Сейдозером. И вот, перейдя под проливным дождемтопкое болото, упираемся в крутой скалистый склон горы. Навершине нестаявший и в августе снег. Внизу - непролазныезавалы из деревьев: сходы лавин ровными просеками прорезываютловозерскую тайгу, как бритва, оставляя за собой нагроможденияполоманных, точно спички, могучих стволов. Идти трудно - чтовверх, что вниз, что вдоль по склону. Хорошо, что попаласьлосиная тропа. Но она вывела всего лишь к укромной лежке зверя- красавца здешних мест. Спасаясь от комарья, лоси забираются повыше в горы.

Вокруг уникальный ландшафт. Под нами ураноносные и редкоземельные руды. Неудивительно, что именно здесь Барченко начал искать ответ на вопрос, владели ли древние секретом расщепления атомного ядра, что, в свою очередь, вызвало повышенный интерес со стороны органов госбезопасности и личную поддержку Дзержинского. По утверждениям геологов, район Сейдозера представляет собой геотермальную аномалию. Потому-то и микроклимат здесь заметно отличается от других мест Кольского полуострова. Нам довелось встретить даже лозу дикого винограда (о чем не подозревают даже ботаники) - лишнее подтверждение,что в гиперборейские времена климат здесь был совершенно иной,пригодный для возделывания винограда. Однако никаких признаковзагадочного лаза. Так мы его и не отыскали. А назавтра были ужесовсем другие планы.

Хотелось внести ясность и в вопрос по поводу болотной пирамиды, вокруг которой в 20-е годы развернулась публичная полемика между Барченко и академиком Ферсманом. Последний отрицал искусственное происхождение чего бы то ни было в окрестностях Сейдозера. Я специально выкроил время, чтобы побывать у спорного пирамидального камня и даже, дабы легче было сравнивать, сфотографировался на нем. Высота - чуть нижечеловеческого роста. Покрыт такой плотной коростой мха илишайников вперемешку с наносным грунтом, что наверху сумелавырасти и закрепиться карликовая березка. Поблизости еще однаплита - правильной геометрической формы, как в горах, где былинайдены гиперборейские руины. На плите пирамидальный камень. В Лапландии камень на камне - это почти всегда сейд.

Болото, на котором находятся два пирамидальных знака, пользуется дурной славой. Лопари боятся туда ходить и пугают приезжих. Запреты соблюдаются слабо. Мое первое впечатление совпадает с выводом Ферсмана: пресловутая болотная пирамида естественного происхождения. Но потом все-таки засверлила крамольная мысль: за десятки тысяч лет любой искусственно обработанный камень мог подвергнуться такой деформации и выветриванию, что все следы человеческих рук стерлись начисто.

Итак, Гиперборея (точнее - один из ее центров) найдена! Я ни на минуту не сомневался, что так оно и будет! Но вряд ли бы это произошло, если бы нас не взяло под свое покровительство само Провидение. Интуиция и трезвый научный расчет подсказали мне, где и что нужно искать. Вопреки другим предложениям настоял, куда именно нужно ехать, где остановиться и что делать дальше. И не ошибся. Сразу же попал в самую "десятку". Судьбе было угодно дать мне спутников, которые помогли успешно довести до конца задуманное в тиши кабинета дело. Да, видно, так было угодно Богу и благосклонному Хозяину Земли, что не одно тысячелетие ревностно хранил тайны Гипербореи.

Приложение 1

Необыкновенное пестроцветие и непохожесть живых и мертвых языков, казалось бы, полностью исключает саму постановку вопроса об их прошлом единстве и общности происхождения. Абсолютное отсутствие археологических данных или письменных источников, похоже, делают всякие рассуждения на эту тему призрачно-зыбкими и лишенными каких-либо научных оснований. На самом же деле все обстоит по-другому: имеются совершенно неопровержимые факты, в истинности которых легко убедиться каждому, каким бы языком он ни владел. И факты эти неумолимо свидетельствуют: все языки мира - и современные, и канувшие в Лету - имеют общий достаточно хорошо просматриваемый фундамент.

Суть дела заключается в следующем. Одними из самых древних консервативных лексических пластов в любом языке выступают пространственно-указательные слова, которые в подавляющем большинстве случаев очень слабо менялись с момента своего возникновения и вхождения в речевой обиход. От указательных слов типа русских "тот", "этот", "оный", "там", "здесь" и т.п. произошли личные местоимения - общеизвестный лингвистическийфакт, хорошо прослеживаемый в любом языке. Прямаявзаимозависимость между личными, а также определительными (типа "сам") и возвратными (типа "себя") местоимениями, с однойстороны, и указательными словами, с другой, объясняется скореевсего тем, что название 1-го, 2-го и 3-го лиц одновременносопровождалось указанием на данное лицо (в том числе и спомощью жестов).

Отсюда совершенно естественно предположить, что некоторые общие элементы, лежащие в основе личных и указательных местоимений, а также местоименных наречий всех известных языков, и являются теми первичными (архаичными) формами праязыка, которые благополучно дожили до наших дней. Сравнительный анализ более 200 языков практически всех языковых семей (недоступными оказались данные лишь по языкам группы мунда, андаманским и ряда языковых семей индейцев Южной Америки) позволяет выделить четыре таких первоэлемента: [М], [Н], [С], [Т]. Их происхождение вполне уместно возвести к общему праязыку, где смысловое значение названных элементов, быть может, соответствовало различной пространственной направленности, принадлежности или удаленности. Не существует в мире ни одного языка, личные местоимения и указательные слова которого в той или иной степени не основывались бы на четырех перечисленных элементах.

Под праязыком следует понимать лишь самый начальный этап формирования языков, относящийся к столь раннему периоду человеческой предыстории, когда человек еще не был человеком в собственном смысле данного понятия. Первичные пространственно-указательные слова и произошедшие от них личные местоимения с течением времени, естественно, изменяли свой первозданный вид. Тысячелетия не могли не оставить отпечаток на первоначальном фонетическом оформлении пространственно-указательных элементов. Из простого сопоставления видна эквивалентность элементов [Т] и [Д]. (Ср., напр., в индоевропейских языках местоимение "ты" = tuиспанск., румынск., ирландск., армянск., литовск., латышск.) = du немецк., датск., норвежск.); или местоимение "мы" вчеркесской подгруппе кавказских языков: te (адыгейск.) = de (кабардинск.). Точно так же следует принятьэквивалентность элемента [С] и элементов [З], [Ж], [Ш], [Ч], [Ц]. Правомочность такого утверждения вполне видна из сравненияуказательных местоимений со значением "этот" в индоевропейскихязыках: сей (русск.) = sa (готск.) = this (английск.) = is (латышск.) = ce (французск.) = co (ирландск.) = зэ (бретонск.) = sдm (тохарск.) = so (авестийск.) = ацы (ж.р.) (осетинск.); и далее - в других языковых семьях: за (арабск.) = ez (венгерск.) = see (эстонск.) =эс (грузинск.) = со (японск.) = cai (вьетнамск.) = чжэ, цы (китайск.) = чо (корейск.) = ,su (турецк.) = шу (узбекск.).

Хотя в сравнительном анализе можно было бы ограничиться одними указательными словами современных языков, - именносопоставление их с личными местоимениями дает возможность суверенностью говорить о многенезе языков мира. Во-первых, всоставе личных местоимений сохранились в большинстве случаев тепервичные элементы и те формы этих элементов, которые по темили иным причинам были утрачены в указательных местоимениях иместоименных наречиях. Во-вторых, личные местоимения - это,пожалуй, единственная в своем роде категория слов, в которойзапечатлена в доступной для анализа форме история развитияязыка от самых истоков до настоящего времени: если образование 1 лица (дифференциация понятия "я" из древних пространственно-указательных понятий) относится, видимо, ковремени единого праязыка, то выделение 3 лица из указательных местоимений и местоименных наречий во многих современных языках не завершено до сих пор. Наконец, в-третьих, - и это главное- 1 лицо личных местоимений большинства современных языков можно привести к общей схеме.

Причина, по которой не всегда удается установить прямую зависимость между указательными словами и личными местоимениями в некоторых отдельно взятых языках, в принципе понятна. С одной стороны, несомненно, что в процессе эволюции первичные элементы праязыка могли развиться (в уже обособившихся семьях) в широкую систему конкретных указательных понятий, включившую в себя и новые основы. Примеры большого числа пространственно-указательных форм в различных языках вполне подтверждают эту мысль. (Так, в эскимосском языке насчитывается 20 указательных местоимений, до десяти указательных форм имеется во многих индейских языках, больше десяти - вмальгашском языке и т.д.) С другой стороны, на определенныхэтапах развития языков отдельные слова и формы, напротив,отмирали. (Например, в русском языке сравнительно недавноперешли в пассивный запас слов разноосновные указательныеместоимения "сей" и "оный".) Генетическая связь междууказательными словами и личными местоимениями становится сразуже очевидной, если сопоставление в плане "указательное слово -личное местоимение" производить не в отдельно взятом языке, а вязыковой семье или группе в целом. Впрочем, в каждой языковойсемье почти всегда находятся языки, в которых взаимосвязь междууказательными словами и личными местоимениями выступаетнепосредственно в данном языке. Для примера можно сравнитьуказательные слова и местоимение "я" некоторых языков:индоевропейские языки:индийская группа - ma - mama (сингальск.);иранская гр. - ан - ман (белуджск.);балтийская гр. - is - а (литовск.), is - es (латышск.);кельтская гр. - ma - me (бретонск.);кавказские языки: вейнахская гр. - ис - со (чеченск.);картвельская гр. - ham - ma (чанск.);алтайские языки:тюркские языки - манна - мин (якутск.);мана-мен (узбекск.);бурушаски языки: se - -za (вершикск.);китайско-тибетские языки: цзай - цза (китайск.);индейские языки:алгонкинско-вакашская гр. - ina - nina (фокс);пенути гр. - un-i' - n-i (майду);нилотские языки: enк - nбnъ (масаи);манде языки: anua - na (ваи);семито-хамитские языки:семитская гр. - хун-ака - 'бн-а (арабск.),хауса-котоко гр. - nan - ni (хауса);папуасские языки: ande - adi (бонгу);мон-кхмер языки: nih-aс (кхмерск.);дравидские языки: antna - n-anu (каннада);малайско-полинезийские языки:микронезийские языки - ine - -ani (науру);эскимосско-алеутские языки: уна-хуана (эскимосск.);тасманийский язык: ni, ne - mi(na);баскский язык: an - ni.

Как уже было отмечено, есть достаточно оснований предполагать, что образование личных местоимений 1 лица относится к эпохе существования праязыка. Вероятно, на определенной ступени развития праязыка какое-то указательное слово стало выражать понятие "я". Скорее всего, даже не одно, а два указательных слова составили новое сложное понятие, имевшее, однако, на первых порах лишь конкретное узкое пространственно-указательное содержание. Это тем более объяснимо, что, коль скоро образование личных местоимений 1 лица относится к эпохе примитивного языка, а значит, и эпохе примитивного мышления, - то возникновение нового понятия врядли могло основываться на фонетической дифференциации первичногопонятия, а, вероятней всего, возникло путем механическогосоединения двух уже освоенных элементов. Возможно, что понятие "я" в праязыке выражалось словом, образованным путем соединенияпервоэлементов [М] + [H]. Во всяком случае, остатки такойсложной архаичной формы можно обнаружить в личных местоимениях 1 лица почти всех современных языков. Остатки - ибо несомненно, что дальнейшее развитие отдельных языков,выделившихся из распавшегося праязыка, повлекло за собой в некоторых случаях упрощение сложной формы [М] + [Н], т.е. утрату одного из составляющих элементов [М] или [Н]. В ряде языковых семей отпечаток этого распада отчетливо сохранился до наших дней. Ср., напр., местоимение "я" в финно-угорской группе уральских языков: [М] + [Н] - minд (финск.) = mina (эстонск.) = monn (саамск.) = мон (удмуртск.) =мынь (марийск.); [М] - ам (мансийск.) = ма (хантыйск.); [Н] - иn (венгерск.). То же в языковойсемье банту: [М] + [Н] - mina (зулу) = mi-na (thon); [М] - mimi (суахили); [Н] - nna (sotho) = nne (venda) = i-ni (shona).

Трансформация первоэлементов нагляднейшим образом проявляется при склонении личных местоимений в современном русском языке: "я" - "меня" - "мне"...; "мы" - "нас" - "нам"...

В других языковых семьях, если и не встречается форм, сводимых к [М] + [Н], то существуют параллельно местоимения, в основе которых лежит или [М] или [Н] самостоятельные, например, в языках койсандских, манде, отчасти - в кавказских. Втюркских языках местоимение "я" в абсолютном большинствеслучаев соответствует формуле [М] + [Н]. В семито-хамитских идравидских языках в основе местоимения "я" лежит элемент [Н].

Однако и здесь косвенным путем можно обнаружить утраченный элемент [М], сопоставляя основы единственного и множественного числа, в которых можно установить соответствие. Чередование элементов [М] и [Н] во мн. числе 1 лица языков группы хауса-котоко семито-хамитской семьи и в некоторых дравидских языках раскрывает такую связь. Кроме того, в древнем языке каннада (дравидская семья) для 1 лица ед. числа существовала форма -am (an).

В процессе эволюции некоторых языков можно выделить и такой этап, когда в качестве местоимения "я" функционировало не одно, а несколько слов. (Напр., в истории японского языка насчитывается 17 местоимений 1 лица. В ряде современных языков и поныне существует несколько слов для выражения понятия "я".) Возможно, что первоначально появление синонимов личных местоимений 1 лица связано с расширением первичного примитивного пространственно-указательного значения слова "я", углублением его содержания. В дальнейшем архаичное значение местоимения "я" могло вообще утратиться. Так, очевидно, и произошло в большинстве языковых групп индоевропейской семьи. Однако там, где это случилось, в тех группах, где древняя форма была утрачена в именительном падеже, она везде сохранилась в косвенных падежах; если в им. падеже местоимение "я" имеет самые разнообразные формы, то в косвенных падежах его структура подчинена единообразной схеме [М] + [Н] или [М] самостоятельное.

Соответствие между именительным и косвенными падежами в индийской и кельтской группах индоевропейской семьи также подтверждает положение о том, что элементы [М] и [Н] - этонаиболее древние формы в системе личных местоименийиндоевропейских языков. Столь же очевидна картина в монгольскойи тунгусо-маньчжурской группах алтайских языков, где [М] + [Н]косвенных падежей - это несомненный отголосок той первоформы,которая сохранилась в именительном падеже современных тюркскихязыков. Что касается собственно именительного падежамонгольских и тунгусо-маньчжурских языков, то и его истокиможно найти в указательных местоимениях тюркских языков (ср.,напр., "этот" - бу (турецк., азербайджанск., туркменск.,татарск., якутск., узбекск., уйгурск.) и "я" - би (халха-монгольск., бурятск., калмыкск., эвенкийск., эвенск.,негидальск., маньчжурск., удейск.). Результатом расхожденияоснов именительного и косвенных падежей местоимения "я" болеесущественны. Ибо, помимо простой фиксации пространственногоместоположения, притяжательные местоимения уже были связаны стакими социально-значимыми понятиями (отобразившимисоответствующие общественные отношения), как обладание,принадлежность, право на владение и вообще - любое право, а вдальнейшем - и собственность. Уходящие своими корнями в самыеглубины предыстории, притяжательные местоимения совместно с ихуказательными и личными словесно-понятийными прародителямипозволяют не только нащупать истоки первобытного мышления, но ипроследить в главных чертах его структуру и механизмы развития.

Однако это уже другая тема.

Примечание Данная статья, написанная в самом начале 60-х годов, не получила нигде и никакой поддержки и не была опубликована. Ее идеи в качестве позитива удалось включить лишь в ткань художественного произведения, написанного примерно в то же время, но опубликованного значительно позже (см.: Демин В.Н. Ущелье Печального Дракона. Научная фантастика: роман, рассказ, повесть. М.: Прометей, 1989).

В 1971 г. посмертно был издан 1-й выпуск капитального лингвистического исследования В.М.Иллича-Свитыча "Опыт сравнения ностратических языков (семитохамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидский, алтайский): Введение. Сравнительный словарь", где были приведены бесспорные аргументы относительно лексического, словообразовательного и морфологического сходства шести перечисленных крупных языковых семей Старого света с анализом морфем различного лексического значения (включая личные и указательные местоимения). В данной публикации выводы относительно общего источника (праязыка) и прошлого родства шести больших языковых семей давались в самом общем плане без какого бы то ни было анализа исторических, этнокультурных и социолингвистических процессов. Возможно, что-то было опущено публикаторами или редакторами ввиду полузапретности самой темы.

В 90-х годах появились публикации, подтверждающие концепцию общего происхождения языков мира на основе компьютерного анализа иных лексических основ, взятых из далеко отстоящих друг от друга языковых семей (с упором на анализ полного массива языков индейцев Северной, Центральной и Южной Америки). Ниже приводится пример сопоставления только одного общего корня со смысловым значением "молоко - глотать" изстатьи: Гринберг Д.Г., Рулен М. Лингвистические корниамериканских индейцев. - В мире науки, 1993, No 1 (Таблица 1).

Из приведенной таблицы наглядно видно, что русское слово "молоко" ("млеко") имеет общую генетическую основу со множеством языков древних и современных народов, разбросанных по материкам Евразии, Африки и Америки.

Приложение 2

Бытующее представление о греко-римско-еврейскомпроисхождении подавляющего большинства современных русских имен считается чуть ли не каноническим. Безусловно, такая связь налицо. Однако у этого вопроса есть и другая сторона. Дело в том, что с введением христианства на Руси библейские имена не просто вытеснили старый ономастикон, но зачастую ассимилировались, подстроились под прежние самобытные имена и прозвания. Точно так же церковь приспособилась и к древним языческим праздникам. Во многих же случаях сохранилось двух- и даже трех-четырехимение, например: Александр - Саша - Шура - Саня. Следовательно, вполне допустимо попытаться выявить древние протославянские и проторусские основы современных имен.

Такой подход не нов. Еще один из основоположников русской этнографии Владимир Васильевич Пассек (1808 - 1842)считал, что многие из коренных славянских имен сблизились посозвучию с еврейскими, греческими и римскими. Пассек провелцелое исследование, установив, к примеру, такие зависимости:имя Игнат сблизилось со старорусским прозвищем Огнян, Петр - с Перо (Перун), Даниил - с Данко (Дан), Василий - с Веселин и т.д. и т.п.1.

Юра (Юрий) Исторические метаморфозы имени Рюрик дают повод для следующегоодного отступления, касающегося подлинных генетических корней ряда исконно русских имен. Одно из них Юрик, которое, быть может, породило оваряженную (норманизированную) форму Рюрик, хотя вполне обоснованно и другое объяснение исконно-русского имени Рюрик (от общеславянского слова "рерик" - "сокол"). Но теперь нас будетинтересовать не Рюрик, а его возможная праформа - Юрик. Чтоэто за имя?

Обычно его истолковывают как уменьшительное от слова Юрий- древнейшего и исконнейшего русского имени. Но что означает само имя Юрий и откуда оно взялось? Считается, что имя Юрийявляется сокращением греческого христианизированного имени Георгий (в таком тандеме оно и фигурировало в обозримом историческом прошлом, начиная с первых летописей и вплоть до нынешних дней). В свою очередь этимологи поясняют, что сама усеченная форма имени - Юрий появилась на Руси вместе сварягами и первоначально звучало как Гюрги (см.: Лаврентьевская летопись под 1174 г. и др.). Естественно, что чисто варяжское имя Гюрги могло приобрести русское звучание и превратиться в Юрия. Однако представляется более правдоподобным, что варяжское имя слилось с исконно русским именем Юрий, которое бытовало на Руси задолго до появления там каких бы то ни было варягов.

Юрий - литературная форма, применяемая первоначально только к князьям. В простонародье использовалась другая,первичная форма - Юрик, что означало "юркий". Отприлагательных слов образованы многие русские имена (нынчевышедшие из употребления): малый - Мал (Малюта), Малуша;гордый - Гордей; любый - Любим, Любава; жданный (ребенок) - Ждан, Ждана; нежданный (ребенок) - Неждан, Неждана и т.д.

Лексическое гнездо с древнерусским корнем "юр" - пестро и обширно. Беда только в том, что мы не ценим и быстро теряем богатства собственного языка. Достаточно открыть Словарь Владимира Даля - многие слова, начинающиеся на "юр", современному русскому человеку покажутся по меньшей мере диковинными. Само слово "юр" означает "открытое бойкое место, где народ юрит, где всегдашняя толкотня"; "юр реки" - "стрежень", "быстрина", а также "водоворот". Кроме того, в Смоленской губернии "юр" означал "ярость", "похоть", "вожделение". Дальше следует целый набор ныне практически забытых слов: "юра" ("юрила") - "беспокойный человек", "непоседа", "егоза"; кроме того, в Архангельской губернии "юра" означает "косяк сельдей", а в Новгородской - "шило" (есть версии, что сучетом общего смысла от слова "юра" образовалось другое - всемизвестная "юла");

"юрага" - "сыворотка", "остатки от сбитого масла";

"юрда" - "вареный конопляный сок";

"юрик" - "вышка рыбаков на сваях для подъема сетей";

"юричина" - "сходня с юрина в море";

"юрить" - "метаться", "суетиться", "спешить", "торопиться" (отсюда, по Далю, происходит слово "юлить");

"юрка" - "бойкий мальчишка", а в Архангельской губернии- "моржовый ремень";

"юркать" - "греметь";

"юркнуть" - "спрятаться", "скрыться", отсюда междометие- "юрк" ("юрк - и спрятался");

"юркий" ("юровый") - "бойкий", "резвый", "быстрый"; от этого прилагательного образуется целый каскад родственных посмыслу слов: "юркой" - "круто наклонный", "покатый";

"юркость"- "зыбкость", "неустойчивость", "шаткость";

"юро" - "косяк рыбы", "залежка тюленей или моржей"; а также "пора, когдатюлень приносит потомство" (кроме того, "юро" означает "след за кормой плывущего судна", а в Псковской губернии - "омут"; "юроватый" - "расторопный");

"юровиха" - "резвая девка"; "юровая" - "праздник рыбакови охотников - 30 октября, первая пороша";

"юрок" - "юро тюленей (до семи штук)"; "снятая с тюленя шкура" вообще - "куча", "кипа", "пук", "связка", "косяк", "стая", "вихорь" - "заверт волос"; "приспособление при прядении";



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Валерий Демин. Тайны русского народа

    Документ
    Глядясь в холодный и полярный круг.
  2. Тайны русского народа ( в поисках истоков руси). Демин в

    Документ
    1). Так Александр Барченко увидел то, к чему, быть может, стремился всю свою жизнь.
  3. Глядясь в холодный и полярный круг (1)

    Документ
    Глядясь в холодный и полярный круг.
  4. Глядясь в холодный и полярный круг (2)

    Документ
    Глядясь в холодный и полярный круг.
  5. Народами и племенами, чтобы вы узнали друг друга (А не для того, чтобы каждый из вас презирал других) (1)

    Документ
    О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнали друг друга (А не для того, чтобы каждый из вас презирал других).

Другие похожие документы..