Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Заявитель имеет право на обжалование действий или бездействия должностных лиц территориальных органов Минюста России в досудебном и судебном порядке....полностью>>
'Документ'
Университет образовательную деятельность по специальности 5В010600 - “Музыкальное образование” осуществляет на основе утвержденной Комитетом контроля...полностью>>
'Программа'
Истомин В.С., кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой романских языков Учреждения образования «Гродненский государственный универси...полностью>>
'Документ'
С. В. Лапин, кандидат медицинских наукА. А. Тотолян, доктор медицинских наукНаучно-методический центр по молекулярной медицине;Санкт-Петербургский го...полностью>>

Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

/metod.htm

Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий.

Основы генеалогической культуры.

СПб, 2006

УДК 929,5 + 008

ББК 63,2 + 71

К 755

Кочевых, Сергей Владимирович.

К 755 Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры.

СПб.: 2006. - 80 с., ил.

16 лет уже прошло с появления первого в отечественной литературе практического пособия по составлению родословных (А.Н.Онучин), а важность изучения этой темы по-прежнему нет надобности доказывать.

Предлагаемое методическое пособие, написанное санкт петербургским генеалогом Сергеем Владимировичем Кочевых, является новым словом в подобного рода литературе, столь ожидаемым читателями. Вобрав в себя все многое из того, что было написано по этой теме до сих пор, оно является результатом многолетнего опыта генеалогических исследований и преподавания основ генеалогических знаний самым различным группам слушателей.

В компактном объеме этой брошюры просто и ясно излагается методика изучения родословия, основные понятия генеалогии, доступно рассказывается о том, где и как можно найти самые различные сведения о своих предках и родственниках, а также дается много других ценных советов. При ясности и простоте изложения работа отличается глубокой проработкой вопроса, и даже искушенные исследователи могут обнаружить в ней что-то новое для себя.

Характерные особенности стилистики изложения - это меткие, порой неожиданные, но уместные для современного человека примеры и апелляции. Впрочем, за этими суждениями иногда стоит преувеличенный оптимизм в возможности поисковых результатов.

В целом же появление этой яркой и интересной работы следует всецело приветствовать. Более того, вполне позволительно рекомендовать данное пособие к обязательному прочтению всем, кто собирается заниматься изучением своей родословной.

М.В.Борисенко, многолетний член РГО, кандидат исторических наук.

Оглавление

I. Вступление

1. Генеалогия, что это такое

2. Этический и эмоциональный аспекты генеалогии

II. Великое учение о дереве

1. Прямое дерево

2. Обратное дерево

3. Два дерева одного человека

4. Способы записания и составления генеалогических деревьев

III. Время собирать камни

1. Сохранение и отыскание материальных носителей информации о человеке

2. Записание устных преданий и воспоминаний

3. Поиск сведений о Ваших предках и родственниках в архивах и многих других источниках

IV. Принцип генеалогического исследования

V. Что, Где, Когда

1. Что

2. Где

3. Когда

VI. Архивы

1. Введение

2. Чем отличается архив от библиотеки, как в него попасть и как в нем работать

3. Какие архивы бывают и где их искать

VII. Краткая прикладная история России до 1917 года

1. Метрические книги и исповедные ведомости

2. Крестьянское сословие

3. Однодворцы

4. Горожане

5. Купцы

6. Почетные граждане

7. Духовенство

8. Дворяне

9. Военнослужащие

10. Казачество

IIX. Краткая прикладная история России после 1917 года

1. ЗАГСы

2. Генеалогические источники советского периода и до наших дней

2.1. Генеалогические источники сельского населения

2.2. Городское население

IX. Интернет в генеалогических разысканиях

X. Источниковедение

XI. Кому заказать проведение исследования

XII. О некоторых книгах, не упомянутых в тексте

XIII. А нафига все это нужно

I. Вступление

Дайте мне точку опоры, и я переверну мир.

Здравствуйте, дорогой читатель. Если Вы читаете сейчас эти строки, значит, Вы дошли в своем духовном развитии до того уровня, когда у Вас возникла потребность узнать больше о своих предках, о своем роде. Я дам Вам точку опоры, более того целый фундамент, на котором Вы сможете уверено стоять и строить собственное здание знания о своем роде, своих предках. Вы сможете окунуться, в увлекательный и волнующий мир исследования истории своего рода, узнаете много нового и подчас совершенно неожиданного, познакомитесь с удивительным незнакомцем - самим собой.

Эта работа представляет собой методическое пособие по разысканию сведений о своих предках в различных источниках. Расскажет о том, как искать сведения о Ваших предках в архивах. Ее цель просто и емко рассказать о сложных, очень сложных и обширных понятиях. Заложить фундамент генеалогической культуры.

1. Генеалогия, что это такое. Два вида связи.

Генеалогия, представляет собой обширное знание, затрагивающее почти все сферы человеческого бытия, от самых высших духовных сфер до простейших утилитарных аспектов повседневной жизни. Поэтому трудно дать краткое определение того, что такое генеалогия. Если объяснять совсем просто, то это знание о том кто от кого произошел. Еще проще, на самом первичном уровне это изучение связи родитель - ребенок. Точнее двух родителей, и какого-то одного ребенка. Из этих первичных звеньев строятся бесконечные цепочки родственных связей.

Через эти связи идет передача. Во-первых, родители передают ребенку свои гены, через которые, как мы знаем теперь, предаются наследственные признаки. Во-вторых, ребенок воспринимает культурные и духовные ценности окружающих его людей, в первую очередь наиболее близких к нему, их шкалу ценностей их модели поведения и реакций, воспринимает знания этих людей, знания, которые эти люди получили от других или приобрели сами. В 19 веке обеспеченные естествоиспытатели проводили эксперименты, когда из какого-то совершенно дикого племени брался ребенок, которому давали самое наилучшее образование. В результате этого из этого ребенка получался высоко образованный и культурный человек. Поэтому мы можем различить две линии связи или наследования - духовную и физическую.

Обе эти линии заслуживают изучения, единственно хотелось бы знать, в каком случае какая связь имеет место и в каких соотношениях. С этими вопросами нам приходится сталкиваться постоянно т.к. существует усыновление, удочерение, рождение ребенка вне брака или рождение не от законного супруга. Все это является предметом нашего изучения.

Связь существует только при наличии как минимум двух субъектов этой связи. Поэтому предметом генеалогии является не только связь, но и те, кого эти связи соединяют. Генеалогию интересует ЧЕЛОВЕК самым подробным образом во всех его проявлениях.

2. Этический и эмоциональный аспекты генеалогии

Вообще генеалогия как любое знание имеет многогранный этический аспект. Знание это сила. А обладание силой требует от человека наличие адекватной количеству имеющейся силы культуры и этики. Поэтому те, кто не чувствуют в себе достаточного уровня культуры и этики соответственно боятся получать знания. Вы можете посоветовать таким людям повышать их интеллектуальный и духовный уровень, благо повышение как первого так и второго возможно при минимальном желании.

Для многих важным начальным толчком к пробуждению интереса к генеалогии являются заслуги их предков. Хорошо когда в роду в обозримый период было все хорошо, это большое счастье. К сожалению, в жизни есть много несовершенства. Надо быть готовым к тому, что, занимаясь изучением истории, рода Вы можете столкнуться и с негативными поступками Ваших предков или родственников. Вспомните хотя бы Адама, я уже не говорю про Каина. Для многих начинающих интересоваться родословием грехи их предков и родственников, личные конфликты с ними становятся препятствием на пути изучения истории рода. Как отделить человека от его поступков, как разобраться в наслоении обид. У всех свой путь решения для себя этих вопросов. Знание о грехах и ошибках наших предков дают нам знание о том, как не надо делать, позволяют осознать необходимость быть лучше, и возможно, своими добрыми делами как-то искупить, хоть частично, их грехи.

II. Великое учение о деревьях

При слове генеалогия собеседник чаще всего сразу вспоминает о древе. Все слышали о генеалогическом дереве. В действительности их два и в этих двух соснах блуждают миллионные толпы. Необходимо иметь ясное представление об этих деревьях.

1. Прямое генеалогическое дерево

Прямое (восходящее) генеалогическое дерево включает в себя всех Ваших предков.

То есть, всех тех людей, без любого их которых Вы бы не читали этих строк. Тех людей, которые приняли самое что ни на есть личное и непосредственное участие в чуде Вашего явления миру. (Мы исходим из тех документов и свидетельств, которые есть в наличии.)

Выше мы упоминали о проблемах усыновления и рождения не от того родителя, который может значиться в документах. Эти вопросы мы оставим для более углубленного исследования.

Прямое генеалогическое дерево строится по принципу геометрической прогрессии, когда каждое последующее число умножается на два, 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512,... 1048576 и т.д., т.е. оно строго симметрично и у всех имеет одинаковую форму. Как Вы догадываетесь, у каждого ребенка обязательно есть два родителя и ни как иначе. Т.е. у Вас есть отец и мать не зависимо ни от чего. У каждого из них тоже есть отец и мать и т.д. и т.д.

Как видите в 21 ряду-поколении более миллиона предков. Это всего примерно за 500 лет, если очень условно принять, что поколение сменялось каждый раз ровно в 25 лет. (Количество лет в поколении, т.е. время от рождения ребенка до рождения его родителя, разнится в каждом конкретном случае и зависит как от пола родителя, так и от обычаев да и многих других причин. Для каждого рода или его частей может быть высчитано собственное среднестатистическое значение)

Исходя из этого, количество предков стремится к бесконечности, что не согласуется со здравым смыслом и нашими знаниями об истории. В действительности тут имеет место "Закон усечения рода" когда один и тот же человек занимает несколько позиций в Дереве. С этим начинающие исследователи сталкиваются очень редко, поэтому пока нам не нужно останавливать на этом внимание.

Глядя на идущие из прошлого вереницы предков, люди задаются вопросом: - а кто был первым. Должно же быть где-то начало. На сегодня есть две основные версии происхождения человека споры между приверженцами которых не утихают. Я являюсь приверженцем обеих теорий. Я полагаю, что было два пути происхождения людей. И из первичной клетки и далее через обезьяну, и от Бога и от него через Адама и так далее. Научного доказательства ни одной из версий нет, но вероятно, работает генетическая память. Что удивительно, люди, смутно помнящие порой даже своих дедов, с уверенностью отвечают, от кого они произошли. Таким образом, Вы всегда можете легко узнать, у любого человека, от кого он произошел.

2. Обратное дерево

Обратное (нисходящее) дерево включает в себя всех людей, происходящих от какого то одного, отдельно взятого предка. Т.е. включает всех его потомков имеющих кровь этого предка в том или ином количестве и являющимися соответственно родственниками через этого предка.

Обратное дерево выглядит не симметрично и может представлять из себя и раскидистый куст и тонкую нить, т.е. имеет произвольную форму и редко по форме похоже одно на другое.

Программа-максимум для исследователя включает построение максимально большого прямого дерева и построение от каждого последнего обнаруженного предка его обратного дерева до сегодняшнего дня.

3. Два дерева одного человека

Если поместить прямое генеалогическое дерево какого-то человека вершиной в верх, а обратное вершиной в низ, соединив эти два дерева этого человека через него самого, то мы увидим от куда взялось выражение Генеалогическое дерево. Этот рисунок дает много почвы для размышлений.

Вот что написал об этом Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918) в своей книге Письма к ближним. СПб. 1913. -"Нам же простым гражданам несущим трудовою жизнью своей тяжесть государственности, нельзя не прислушиваться к вечным заветам. Мы хорошо знаем, что эта святыня народная - Родина - принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы - всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть - в земле, третья на небе, и так же нравственно столь же живы, как и мы, но кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей, мы их оживленное сознание, - следовательно, не наш эгоизм должен руководить нашей совестью, а нравственное благо всего племени".

4. Способы записания и составления генеалогических деревьев

Существует множество различных способов записания генеалогических деревьев, как прямого, так и обратного. Некоторые способы пытаются совместить в себе оба дерева в одной схеме. Различаются они только, скажем так, дизайном оформления и тем, насколько подробно и по каким параметрам описывается каждый человек. Выбор той или иной формы остается на откуп личных предпочтений. В настоящее время к этому добавился ряд компьютерных программ позволяющих записывать сведения о предках и родственниках, эти программы можно найти и приобрести в интернете. Например см.: /ru

Наиболее удачной системой записания родословной росписи на бумажном носителе является система записи, предложенная Юрием Федоровичем Мироновым. Родословная книга созданная им представляет из себя собрание отдельных листов-бланков на каждого представителя рода и даже родового окружения, на котором указаны его ближайшие родовые связи прямого и обратного дерева. Каждый член рода заполняет множество копий своего личного листа и обменивается своими листами со всеми представителями рода, таким образом, из этих кирпичиков строится родословное дерево и у всех возникает полная родовая роспись.

Вы можете легко начать самостоятельно составлять свое родословное дерево. Для этого на листе бумаги нарисуйте схему прямого или обратного дерева, в зависимости от того какое Вы хотите составить. В место кружочков или в кружочках обозначающих персону напишите имя соответствующего человека. Много информации конечно нельзя поместить на одном листе, поэтому необходимо далее завести карточку на каждого имеющегося на Вашей схеме человека, куда Вы занесете всю имеющуюся информацию, которая пока имеется в наличии, и куда Вы сможете записывать информацию, которую будете находить в последствии.

Например, карточка может выглядеть следующим образом:

1. Ф.И.О. Дата и место рождения.

2. Отец Ф.И.О. Мать Ф.И.О.

3. Ф.И.О. супруги, дата и место бракосочетания.

4. Дети.

5. Краткие биографические данные. Место и время учебы, работы, службы и пр. Награды.

6. Дата и место смерти, место захоронения.

В дальнейшем если имеется большое количество информации о данном человеке необходимо будет завести папку, а может быть и не одну, где Вы сможете хранить документы, фотографии, воспоминания, письма и прочую имеющуюся информацию о данном человеке.

Если в Вашем Дереве много персоналий, что бы не путаться, можно проиндексировать каждую позицию в Дереве. Например, один из вариантов для Прямого (восходящего) дерева, когда каждую позицию нумеруют по порядку начиная с низу и далее в верх с права на лево поколение за поколением. Вы можете придумать свой собственный способ индексации.

III. Время собирать камни

Всему свое время...Время разбрасывать камни, и время собирать камни... Екк 3:1,5

Если время вычитать и делить для Вас прошло, то пора начинать учиться складывать и умножать. Это относится не только к материальным вещам, но, прежде всего к духовным, ибо дух первичен и без него любая материя есть всего лишь прах и ни какие богатства радости не принесут.

Но! и дух без материи не жилец в нашем мире. Идеи воплощаются в картинах, домах, межпланетных станциях. Без холста кирпича, стали - чего бы стоили эти идеи.

Так и информацию о роде необходимо сохранять на материальных носителях. Именно в тех случаях, когда сведения о предках записывались на камнях, пергаменте, глине, бумаге она сохранялась и дошла до потомков. Если этого не делалось, память в конце концов утрачивалась.

Как бы не была высока культура народа, как бы глубоко не хранила память деяния предков, мозг человека как носитель информации имеет конечный период существования и несопоставимо более короткий, чем срок жизни глиняной дощечки, пергамента, бумаги и т.д. и к тому же не сравнимо меньшее количество информации может помещать на себе. Тем более теперь, в век информационного шквала захлестывающего человека.

Таким образом, необходимо обретать культуру работы с информацией о себе и о своем роде, отсутствовавшую у нас до сих пор.

1. Учится сохранять информацию о себе и своем роде.

2. Учится отыскивать информацию о своих предках и родственниках в архивах и многих других источниках.

3. Учится анализировать эту информацию и делать из нее выводы.

Учится, учится и еще раз учится, товарищи.

Сохранение и поиск генеалогических сведений можно разделить на следующие проблемные группы.

1.Сохранение и отыскание материальных носителей информации о человеке

О Вас самом, о ныне живущих предках и родственниках и тех, кого уже с нами нет.

Под материальными носителями мы имеем в виду фотографии, переписку, самые различные грамоты, дипломы, аттестаты, удостоверения, личные памятные вещи (это могут быть украшения, предметы обихода, мебель (например в Германии предметом гордости семьи является какой-нибудь старинный шкафчик или буфет, бережно сохраняемый из рода в род и стоящий на почетном месте в гостиной среди ультрасовременных интерьеров и мебели), это может быть даже дом, который был построен Вашим предком, но конечно сохранять его сложнее чем фотографию). Также к этой группе относятся и могилы, надгробные памятники.

Сегодняшний уровень развития техники позволяет легко и качественно копировать, фотографировать, даже снимать трехмерные изображения с материальных объектов. Цифровые носители позволяют хранить в малых объемах огромное количество информации. Копирование и тиражирование позволяет снизить риск потери информации об объекте.

2. Записание устных преданий и воспоминаний

В эту категорию можно записать и Ваш дневник, и возможно сохранившиеся дневники Ваших родственников или предков, биографии, рассказы о жизни, о исторических событиях свидетелями которых интересующие нас лица. Вы можете попросить Ваших здравствующих предков и родственников записать их воспоминания о себе и о своем роде. Чаще всего, все-таки, приходится, кому-то одному брать на себя миссию "журналиста", и интервьюировать родственников и предков, записывая их воспоминания. Я бы отметил, что этот пункт как очень важный и весьма не простой в исполнении. Непростой он потому, что так у нас исторически сложилось, люди часто очень неохотно делятся своими воспоминаниями. Поэтому обычно для этого требуется много времени, сил, терпения и дипломатии. Но это того стоит. Живые воспоминания и свидетельства людей о событиях своей жизни являются бесценным родовым сокровищем, которое Вы не найдете ни в одном архиве. Бесценным являются и родовые устные предания, воспоминания об ушедших предках. Иногда память сильно искажает действительность, но и ошибки памяти тоже являются документом истории, все они не случайны. И любое родовое предание, даже если оно, по-Вашему, не имеет никакого отношения к действительности, является родовым фольклорным памятником. Будьте бережны к воспоминаниям старшего поколения, очень печально, когда они всегда так неожиданно для нас уходят, унося с собой от нас родовую память. Не теряйте время, оно безжалостно уносит остатки родовой памяти. Необходимо зафиксировать и сохранить все, что можно еще спасти. Обидно бывает, когда пока человек целыми днями, роясь в архивах, отыскивает утраченные фрагменты родовой памяти далекого прошлого, у него умирает его бабушка или тетушка, живущая на соседней улице или в соседнем городе и уносит с собой в могилу огромный невосполнимый пласт воспоминаний.

3. Поиск сведений о Ваших предках и родственниках в архивах и многих других источниках

В случае, когда возможность отыскания документов и прочих материальных носителей родовой истории в Ваших семейных и родственных источниках исчерпаны и когда Вы сделали все возможное по записанию воспоминаний и свидетельств ныне живущих людей, Вы можете преступить к исследованию в архивах для уточнения и документального подтверждения того, что до Вас донесло родовое предание, а так же, далее, к отысканию в архивах того, что она, эта Ваша родовая память не сохранила. Т.е. преступить к восстановлению утраченного.

В отношении к архивам в массовом сознании присутствуют две наивные легенды. Согласно одной, все архивы сгорели, и ничего нигде нет. Это, мягко говоря, не так. В действительности в архивах можно найти довольно много, хотя смотря что считать много. Второе наивное представление заключается в том, что достаточно прийти в учреждение под волшебным названием архив и попросить рассказать про деда Матвея и добрая тетя тут же пустится в подробный рассказ о его житье-бытье. Работа в архиве требует от человека специальных знаний и высокой исследовательской культуры. О работе в архивах мы будем говорить ниже.

Как Вы поняли из вышесказанного лучше все-таки вести исследование от настоящего в прошлое. Предлагаю строить свое исследование по порядку. Т.е. начать исследование с самого начала, т.е. с самого себя. Да, да. Именно с себя. Вы же тоже являетесь предметом генеалогического исследования, и Ваши дети будут искать сведения о Вас как Вы сейчас ищите о своих предках. Сделайте вывод из ошибок предков, начните писать свою историю жизни, ведите дневники, сохраняйте свои документы. Когда Вы задумаетесь о сохранении памяти о себе, то Вы сможете лучше понять, как сохранять память о других. Сохранение сведений о себе можно назвать программой минимум. Потом переходите к своим родителям и так далее по порядку. Хотя никаких жестких правил конечно нет. Вооружитесь знаниями, и смело применяйте их, не ограничивая полет своего вдохновения.

В любом случае Вам потребуются в достаточном количестве канцтовары, для записи поступающей информации, потребуется место, куда Вы будете складывать поступающие документы и другие материальные носители. Если Вы заносите информацию на цифровые носители не забывайте постоянно копировать информацию как минимум еще на один носитель, а лучше на два. Продумайте и заготовьте заранее все, что необходимо для работы, что бы никакие мелочи не явились препятствием в столь важном деле.

Два маленьких совета

1. Постарайтесь вести дневник поисков, куда Вы будете кропотливо записывать, когда, где с кем и о чем Вы говорили, когда, куда и какого содержания запросы или письма посылали, когда что и где обнаружили или узнали. Это важно по двум причинам. Во-первых, генеалогические исследования обычно растягиваются во времени и Вы можете забыть какого содержания запрос Вы посылали полгода назад, и соответственно ответ может быть не совсем понятен. Во-вторых, при активном исследовании поток информации может оказаться больше чем Вы ожидаете, и возникнет опасность запутаться или потерять уже найденное.

2. Будьте очень внимательны к мелочам. В условиях крайнего информационного дефицита, в которых приходится работать генеалогу, любая самая незначительная мелочь может стать ключом к прохождению "уровня", говоря языком компьютерных игр.

IV. Принцип генеалогического исследования

Собирая информацию о каком-то человеке, мы находим в ней непосредственно сведения о его предках, потомках и родственниках, или выявляем указания на иные источники, где подобная информация может содержаться.

В случае построения прямого (восходящего) генеалогического дерева мы стремимся выстроить последовательные связи от детей к родителям, от них соответственно к дедам и бабкам и так далее в глубь веков. Для этого мы собираем сведения о каждом отдельном человеке и в них находим сведения о его происхождении.

Любые сведения о человеке несут косвенно информацию о его происхождении, но есть документы, которые содержат непосредственно сведения о предках и родственниках. Например, запись о рождении содержит указание имен и других сведений о родителях. Мы узнаем из нее, что в момент регистрации как минимум мать находилась в месте, где произведена запись о рождении. Соответственно в этих краях надо в первую очередь искать сведения о родителях ребенка. Сведения о родителях могут быть и в личном деле студента, и в автобиографии написанной при приеме на работу или в партию, и многих других источниках, иногда совершенно неожиданных. Иногда, когда невозможно найти запись о рождении какого-то человека, удается найти запись о рождении его брата или сестры, и таким образом получить сведения о его родителях (соответственно, двоюродные братья и сестры имеют одинаковых одного деда и одну бабку.) Детство и юность - это время когда ребенок живет обычно в месте с родителями, соответственно, сведения об этом периоде жизни могут помочь обнаружить информацию о родителях ребенка.

При составлении обратного (нисходящего) дерева, мы отыскиваем всех детей какого-то человека, потомков этих детей и так далее. Сведения о детях, братьях и сестрах могут быть, например, в личном деле по месту работы, в домовой книге, в письмах, воспоминаниях и во многих других источниках. Эти сведения так же могут оказаться в самых неожиданных источниках. Поэтому чем больше информации самой разнообразной о человеке и его окружении имеется, тем лучше.

Список источников, содержащих генеалогическую информацию, т.е. сведения о предках человека о его родственных связях и его потомках весьма велик. О самых главных основополагающих источниках будет рассказано в этой работе.

Исследование истории каждой семьи уникально, как уникальны и люди ее составляющие и обстоятельства, в которых они живут. Поэтому, не может быть одной универсальной схемы на все случаи жизни, прежде всего исследователю необходимо уметь думать, ну и конечно собирать сведения, на основании которых будут делаться выводы и предприниматься поисковые действия.

V. Что, Где, Когда

У многих начинающих исследователей просто опускаются руки, когда они наталкиваются на стену непонимания окружающих при их попытках что-либо узнать о своих предках. Такое ощущение, что весь мир сговорился против них. Окружающие не просто не хотят отвечать и помогать им, а даже относятся к ним с еле скрываемым раздражением. Дело в том, что они просто не правильно задают вопрос и не корректно ставят задачу. На неправильно поставленный вопрос не возможно даже при желании ответить. Невозможно помогать человеку, который сам не понимает, чего он хочет. Что бы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос.

Самое главное в исследовании - умение задать вопрос. Даже если у Вас очень много денег формулирование задачи и постановка вопроса лежит на Вас, это никто за Вас сделать просто не может. Если у Вас нет избытка денег, тем более важно уметь формулировать вопрос. Это сэкономит Вам массу сил и времени.

О искусстве целепостановки написано много книг. Напомню тут один принцип. Если цель слишком трудна, попробуйте разбить ее на более мелкие цели и решайте каждую по отдельности. Т.е. если вопрос, на который Вы ищите ответ, слишком труден, попробуйте его разбить на более мелкие вопросы.

1. ЧТО



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Л. С. заведующая отделом кгоу дод «дооц «Алтай» Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Все эти понятия, в последние годы, обретают новое звучание. В контексте осуществления национальных проектов значительное внимание уделяется укреплению института семьи, что, в конечном счете, будет способствовать возрождению России,
  2. Газета «Союзная мысль» №59 (294) от 04 декабря 2011 года

    Документ
    Великий философ и гуманист Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Павел Флоренский призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Кузембайулы на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности
  4. Скибицкая Людмила Васильевна кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской литературы хрестоматия по славянской мифологии > учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    6. Целевое предназначение – систематизация теоретических сведений, усвоение практических навыков работы с научными историко-археологическими и фольклорно-мифологическими источниками.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.

Другие похожие документы..