Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Сортировка – процесс размещения элементов заданного множества объектов в некотором определенном порядке, как правило, в порядке возрастания или убыван...полностью>>
'Документ'
   Беспредел - нарушать воровские законы, понятия или договоренности беспредельничать, беспределить * - Ты че, фраер, по беспределу чешешь, в натуре!...полностью>>
'Реферат'
Была холодная, ясная, звездная ночь. Уставший за день аул спал у подножия горы, между полями и пастбищами. Внезапно тишину нарушил какой-то непонятный...полностью>>
'Сценарий'
Из поколения в поколение российские воины передают в наследство святые для каждого солдата понятия – честь, верность присяге, войсковое товарищество,...полностью>>

Информационные технологии управления

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра информатики

АБРОСИМОВА М.А.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Учебное пособие

Рекомендовано учебно-методическим советом УГАЭС

Уфа-2007

УДК 681.3.06(07)

ББК 32.81 я7

А 16

Рецензенты:

Сидоров М.Е. канд. техн. наук, доцент кафедры информатики

Уфимской государственной академии экономики и сервиса;

Ибатуллина С.М. канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой информатики

Башкирской академии государственной службы и управления

при Президенте РБ

Абросимова М.А.

Информационные технологии управления: Учебное пособие / М.А. Абросимова. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2007. – С. 266.

ISBN 5-88469-330-3

Рассмотрены информационные технологии, применяемые в сфере государственного и муниципального управления, в том числе технологии баз данных, текстового поиска, Web-технологии и другие современные технологии. Приведены основные направления информатизации государственного и муниципального управления, принципы создания информационной системы города и области (края, республики), основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления.

Предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», аспирантов, преподавателей и всех интересующихся современными информационными технологиями управления социально-экономическими объектами.

Илл.: 51 Библиогр.:49 назв.

ISBN 5-88469-330-3 © Абросимова М.А., 2007

© Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Развитие информационных технологий управления всегда шло параллельно с совершенствованием средств вычислительной техники, история которых пережила резкий взлет в 50-х гг. прошлого века и имеет до сих пор высокие темпы прироста и обновления технической, технологической и инструментальной базы. Первоначально интерес разработчиков был прикован к техническим устройствам, управление которыми, благодаря созданному программному обеспечению, стало возможным в реальном масштабе времени. Подобные разработки были остро востребованы авиа-, энерго-, машиностроением, оборонным комплексом. Возникла теория автоматического управления объектом, в котором человек выполнял функцию оператора, не внося в процесс управления творческого начала, а лишь исполняя требования инструкций.

Дальнейшее развитие теории автоматического управления позволило перейти от управления устройством к управлению технологическим процессом, а затем выделить два уровня управления производством – технологический (управление технологическими процессами) и организационно-экономический. На организационно-экономическом уровне управления объектом рассмотрения оказался процесс принятия решения, выполняемый человеком - руководителем производства. Информационные технологии организационно-экономического уровня управления являются предметом изучения дисциплины «Информационные технологии управления» для будущих специалистов в области государственного и муниципального управления.

В общем случае процесс принятия решения не поддается формализации. Однако оказывается возможным разработать набор типовых решений, из которых человек-руководитель может осуществить эффективный выбор оптимального решения с использованием средств вычислительной техники. Рост сложности задач, повышение требований к оперативности принятия решений приводят к необходимости дальнейшего развития автоматизированного управления в различных предметных областях, в том числе, в области управления предприятием (организацией) и территорией.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СРЕДСТВА

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Структура системы управления

Под управлением понимается целенаправленный перевод системы из одного состояния в другое желаемое. Система управления – совокупность взаимодействующих компонентов: объекта управления и управляющей части. Объект управления – динамическая система любой природы, преобразующая ресурсы в продукты и находящаяся под действием управляющих и возмущающих воздействий. Объект управления можно представить как систему преобразования ресурсов (материальных, информационных, трудовых, финансовых, оборудования) в продукты. На сегодняшний день для территориальных органов управления объектами управления являются:

  • хозяйствующие субъекты различных ведомств и форм собственности, в том числе субъекты, имущество которых принадлежит территории;

  • региональные ресурсы: финансовые, трудовые, товарные, природные;

  • окружающая среда;

  • население округа.

Для предприятий (организаций) объектами управления все виды его ресурсов: материальные, финансовые, трудовые и пр.

К каждому из этих объектов органы управления применяют два вида воздействия: руководят (распоряжаются), либо координируют (создают условия).

Управляющая часть – часть системы, вырабатывающая решения и передающая их на объект управления. Для территориальных органов управления к управляющей части можно отнести администрацию территориальных образований, а также органы управления предприятий территориальной принадлежности. Для предприятий (организаций) – руководящие работники всех уровней иерархии предприятия.

Простейшая структура системы управления приведена на рис. 1.1.

Хорошо известны системы автоматического управления, работающие без участия человека. В основе автоматического управления лежит управление отдельными техническими объектами (например, роботами, контрольно-измерительная аппаратура и пр.) на базе заданных алгоритмов, реализуемое техническими средствами (механическими, электронными и пр.).

Однако внедрение автоматических систем управления не позволило исключить человека из контура управления, а тенденции развития общественного производства, наоборот, усложнили функции, выполняемые им. Эти причины, а также появление ЭВМ способствовали бурному развитию автоматизированного управления, отличительными чертами которого являются автоматизация комплексов процессов или объектов, включение человека в контур управления, информационный и вероятностный подход к процессу управления, использование ЭВМ как основного технического средства, реализующего функции управления. Такие системы получили название автоматизированных систем управления. Автоматизированное управление базируется на теории информа­ции, теории сложных систем, теории автоматического управления, теории принятия решений.

Последние исследования показывают, что автоматизация позволяет сократить потребность в материалах и денежных средствах на 30 %, увеличить прибыль на 5-10 %, сократить время обслуживания клиентов на 20 %. В то же время успехами внедрения автоматизированных систем управления могут похвастаться лишь 16 % компаний. Из них 53 % потратили денег и времени в 1,9 раза больше, чем первоначально планировали, а 31 % проектов провалился. Основная причина неудач – недостаточно умелое проведение автоматизации.

Важнейшими аспектами автоматизированного управления являются:

  • главенствующая роль информации в процессе управления;

  • иерархический характер процесса управления;

  • системный подход к процессу построения автоматизированных систем.

1.2. Понятие управленческой информации

Все виды деятельности человека сопровождаются получением новой информации. Ее делят по областям получения или использования на виды: политическую, экономическую, техническую, биологическую, химическую, физическую и т. д.; по назначению - на массовую и специальную. Часть информации, которая занесена на бумажный носитель, получила название документальной. Верхним уровнем информации как результата отражения окружающей действительности (результата мышления) являются знания. Знания возникают как итог теоретической и практической деятельности. Информация в виде знаний отличается высокой структуризацией. Это позволяет выделить полезную информацию при анализе окружающих нас физических, химических, социально-экономических и прочих процессов и явлений. На основе структуризации информации формируется информационная модель объекта.

Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояние объекта, процесса или явления.

По мере развития общества информация как совокупность данных и знаний превращается в базу системы информационного обслуживания деятельности общества.

1.2.1. Источники информации

Для решения задач в сфере государственного и муниципального управления основными источниками входной информации являются информационные ресурсы:

  • органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций;

  • библиотек;

  • архивных учреждений;

  • учреждений государственной статистики;

  • центров научно-технической информации;

  • промышленно функционирующих баз данных коммерческих организаций;

  • Интернет.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций содержат огромную по объему, разнообразию и динамике информацию. Информация организована в виде архивов документов, оперативных документов, баз данных, которые могут быть переданы по запросу по различным каналам связи (телеграфу, телетайпу, телексу, телефону, почте, электронной почте, факсимильной связи), а также на машинных носителях и машинограммах. Некоторые информационные ресурсы органов государственной власти, организованные в виде различных автоматизированных систем, могут быть установлены в ЛВС других пользователей или может быть организован доступ к ним через региональные или федеральные сети передачи данных.

Учреждения государственной статистики обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, физических лиц статистическими материалами: бюллетенями, докладами, экспресс-информацией, обзорами, сборниками и пр. Номенклатура статистических материалов, представляемых пользователям Госкомстатом России, представлена на WWW-сервере по адресу: /.

Территориальные центры научно-технической информации (ЦНТИ) и их филиалы обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, физических лиц государственными стандартами. Многие учреждения, предприятия и организации имеют собственные библиотеки стандартов, сформированные с помощью ЦНТИ по их профилю деятельности.

Промышленно функционирующие базы данных коммерческих организаций содержат информацию по различным видам деятельности общества и организованы в виде различных автоматизированных систем: правовых систем, систем поддержки принятия решений, экспертных систем и т.п. Эти системы могут быть установлены на коммерческой основе в ЛВС пользователей или быть доступными через региональные, федеральные и международные сети передачи данных.

Интернет обеспечивает доступ к десяткам миллионов компьютеров по всему миру. Сеть предоставляет различные способы взаимодействия удаленных компьютеров и совместного использования распределенных услуг и информационных ресурсов.

1.2.2. Виды информации

В общем и целом информацию, циркулирующую в системе государственного и муниципального управления, может разделить на:

  • фактографическую (базы данных, табличная информация и др.);

  • документальную (текстовые документы);

  • графическую;

  • видеоинформацию.

Рассмотрим структуру информации с точки зрения управления ею. Часть информации находится под контролем управленческого персонала и используется им для принятия решений. Такая информация называется контролируемой информацией. Какая-то часть информации остается вне поля зрения и существует бесконтрольно, независимо от того, знает ли о ней кто-то и обращают ли на нее внимание при принятии решений. Это область невостребованной информации. Чем больше часть неконтролируемой информации, тем сложнее работать предприятию или организации. Следовательно, одну из задач управленческого персонала можно сформулировать как увеличение доли контролируемой информации.

В определенной мере такая задача может быть решена за счет применения информационных технологий. Они способны предоставить широкий спектр информации как о внутренней деятель­ности предприятия, так и внешнего характера: запросы потребителей, состояние рынков, регулирующие положения и т.д. таким образом, одним из способов получения необходимых данных является покупка и установка компьютерной информационной системы. Однако нужно отметить, что бытующее мнение некоторых управленцев о том, что программные продукты способны самостоятельно, без их активного участия полностью заполнить информационный вакуум и решить все проблемы компа­нии, является заблуждением. Технологическому процессу на предприятии и в организации сопутствует множество факторов и условий, в т.ч. система методов управления, а не только технологии работы с информацией.

Таким образом:

  1. информация с управленческой точки зрения включает в себя внешнюю и внутреннюю информацию, в которых можно выделить информацию контролируемую и неконтролируемую.

  2. использование программного обеспечения способно улучшить качество предоставления доступной информации, но не увеличить ее область.

  3. необходима разработка и реализация способов расширения контролируемой внешней и внутренней управленческой информации, которая в последующем может стать частью компьютерной информационной системы организации.

1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Основная цель информационной технологии – получение посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатывается оптимальное управленческое решение.

Информационная технология – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, передачу, обработку, накопление, хранение, актуализацию, поиск информации и принятие решений по управлению объектом.

Сбор, передача, обработка, накопление, хранение, актуализация, поиск информации и принятие решений по управлению объектом представляют собой типовые процедуры информационной технологии и составляют ее структуру. Типовые процедуры имеют свои особенности:

Процедуры

Особенности

Сбор и регистрация первичной информации

Низкая степень автоматизации

Передача информации

Отличается способами - почта, каналы связи, транспортные средства и т.д.)

Обработка информации - главная процедура

Отличается большим разнообразием:

составом и последовательностью операций;

степенью автоматизации;

степенью централизации технологических процессов;

режимами осуществления;

степенью интеграции

Хранение и поиск информации

Высокая степень автоматизации, наличие большого количества разнообразных форматов хранения данных и видов электронных носителей

Анализ и подготовка принятия решений

Наиболее сложная и интеллектуальная

Информационные технологии могут включать различные классы операции обработки данных: обработка текста, обработка графики, обработка таблиц, баз данных, статистическая обработка, обработка геоданных, видеоданных.

В зависимости от сложившихся в организации традиций применяются информационные технологии различной степени централизации. Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решение основных задач производится в центре обработки информации, роль которого выполняет компьютер-сервер, работающий в сети. Серверы устанавливаются в отраслевых или территориальных вычислительных центрах или на предприятиях (организациях) в специализированных службах – ВЦ, отделах автоматизации и пр. Децентрализованные технологии применяются на локальных (не сетевых) рабочих местах. Такие технологии не используют общих (централизованных) баз данных, но могут иметь средства информационного обмена с другими рабочими местами. Чаще всего используются комбинированные технологии. Для определенных задач рабочее место реализует централизованные технологии, для других – децентрализованные.

Информационные технологии реализуются в различных режимах:

  1. Сетевой режим – режим, обеспечивающий обработку данных с использованием удаленных программных и технических средств. Подобный режим возможен при наличии в организации локальной вычислительной сети, часто выхода в глобальные сети. При сетевом режиме доступны к реализации технологии централизованной и распределенной обработки данных.

  2. Пакетный (фоновый) режим – режим, обеспечивающий обработку данных порциями без вмешательства извне. Пакетный режим реализуется в период, когда высвобождаются ресурсы вычислительной системы. В 80-х годах был основным режимом на вычислительных центрах, в настоящее время часто используется в организациях для выполнения периодичных работ, например, формирования типовых сводок в конце периода.

  3. Режим разделения времени - режим, обеспечивающий чередование различных процессов обработки данных в одном компьютере-сервере. Ресурсы выделяются разным пользователям циклично на короткие интервалы времени, при этом у пользователя создается впечатление, что вычислительная система занята решением только его задачи.

  4. Режим реального времени (on line) – режим, обеспечивающий обработку данных в соответствии с динамикой производственного процесса. Примером может служить работа оператора по обслуживанию клиентов в банке, транспортных и туристических агентствах. Системы, обеспечивающие такой режим реализации информационных технологий, сложны и дороги в эксплуатации.

  5. Интерактивный режим - режим, обеспечивающий обработку данных в системах реального времени при условии вмешательства извне. Вмешательство оформляется в виде транзакций, осуществляющихся в очень короткое время. Примером может являться работа программиста с базой данных, которую использует также оператор для работы с клиентами.

  6. Диалоговый режим - режим, обеспечивающий обработку данных со скоростью, достаточной для осмысления и реакции пользователя. Примером могут являться операции по учету средств, поступающих от плательщиков коммунальных услуг, услуг связи и пр.

Режим реализации информационных технологий может иметь комбинированную характеристику. Например, диалоговый режим может осуществляться как в сетевом, так и в несетевом варианте, как в режиме on line, так и в режиме off line.

В силу того, что Россия вступила в эпоху информатизации последней из развитых стран (90-е гг.) в большинстве случаев информационные технологии, используемые в управлении социально-экономическим объектами, представляют собой совокупность отдельных локальных процессов узко специализированной направленности, не объединенных в единую систему и неимеющих автоматизированного информационного взаимодействия. Однако набирают скорость процессы создания и использования интегрированных информационных технологий.

Интегрированные информационные технологии – это взаимосвязанная совокупность отдельных ИТ с развитым информационным взаимодействием.

При использовании интегрированных информационных технологий достигается согласованное управление объектом, координация функций, доступ многих пользователей к информационным ресурсам, т.е. качественно новый уровень управления. Интегрированные ИТ основаны на многоуровневой информационной модели объекта и использовании промышленных методов и средств построения технологий. Примером могут служить:

  • технологии оперативной обработки текущих данных (OLTP- On Line Transaction Processing);

  • технологии оперативной обработки аналитических данных (OLAP- On Line Analis Processing), включающие инструменты анализа и поддержки принятия решений;

  • технологии управления документами (EDMS – Elektronik Document Management System), обеспечивающие автоматизацию документооборота, делопроизводства и организации управления и др.

1.4. Автоматизированная информационная система:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационные технологии управления лекция 3

    Лекция
    Автоматизация в общем виде представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия человека в осуществлении функций управления.
  2. Информационные технологии управления образовательным процессом в вузе

    Документ
    В настоящее время во многих учебных заведениях частично решены задачи достижения определенного уровня аппаратного и программного обеспечения, но главная задача руководителя учебного заведения – обеспечить эффективность данных средств
  3. Информационные технологии управления лекция 6 Информационные системы планирования (бюджетирования)

    Лекция
    На сегодняшний день нет единого стандарта бюджетов организации, предприятие самостоятельно вырабатывает систему приемлемую для них. Возможна реализация бюджетирования либо в укрупненных показателях, либо данных.
  4. Аннотация Курс «Информационные технологии управления»

    Пояснительная записка
    Курс «Информационные технологии управления» основной целью имеет расширение мировоззрения и формирование у слушателей самостоятельного экономического мышления, получения ими систематических знаний о технике и технологиях, используемых
  5. Курсовой проект По дисциплине: «Информационные технологии управления» На тему: «Внедрение современных информационных технологий в ООО «рина»

    Курсовой проект
    При внедрении указанной выше современной информационной технологии управления, в частности программного обеспечения «TecDoc», в компании ООО «РИНА» необходимо будет ввести в эксплуатацию DVD-дисководы.

Другие похожие документы..