Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа педагога горбуновой елены викторовны 1 Ф. И. О., категория по литературному чтению 3 класс Предмет, класс
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/Фролова С.И./ Протокол № ____ от «___»___________2011г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ с..Апалиха ____________/Юдина Н.А./ «___»____________2011г. | «Утверждено» Руководитель МОУ СОШ с. Апалиха ____________/Евсеев А.И/ Приказ № _____ от «___»___________2011г. |
ГОРБУНОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ 1
Ф.И.О., категория
по литературному чтению 3 класс
Предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______2011г.
2011- 2012 учебный год
Содержание программы
3 класс (102 ч)
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными И научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Навык чтения*. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок:
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Читательские умения:
самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
• См. Стандарт. С. 29.
• с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
• с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
-
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
• читать сознательно и правильно текст целыми слова
ми вслух и про себя;
знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
Литературное чтение
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Устное народное творчество | Загадки. Какие бывают загадки | 1 | Уроки изучающего чтения | Загадки, виды загадок. | Хрестоматия, с. 3, чтение, выполнение заданий | ||||
2 | Старик – годовик. В.Даль (загадка-сказка) | 1 | Урок изучающего чтения | Учебник с.8, чтение ,выполнение заданий | ||||||
3 | Пословицы. Какие бывают пословицы. | 1 | Урок изучающего чтения | Пословица, темы пословиц, особенности построения | Хрестоматия с.4,чтение, выполнение заданий | |||||
4 | Русская народная сказка. «Самое дорогое» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом. Определение главной мысли. Пересказ сказки | Вводный контроль | Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразительности | Учебник, с. 13-16, пересказ тетрадь с.12№8 | |||
5 | Русская сказка. «Про Ленивую и Радивую». Дополнительное чтение: Ненецкая сказка «Хозяин ветров» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их последовательность. Герои сказки: положительные и отрицательные. Поиск в тексте слов и выражений для характеристики героев | Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Работа со спра- вочниками с целью толкования слов | Учебник с.17-21,чтение, выполнение заданий Хрестоматия, с. 38, чтение, выполнение заданий | ||||
6 - 7 | Сказки с загадками. Русские народные сказки. «Дочь-семилетка» Дополнительное чтение «Елена Премудрая» | 2 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям | Хрестоматия, с. 31, чтение, выполнение заданий | |||||
8 | Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление сказки на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу | Учебник, с. 39–46, художественный пересказ Подбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | |||||
9 | Скороговорки. Какие бывают скороговорки | 1 | Урок изучающее го чтения | Общее понятие о скороговорке, особенности их построения и чтения | Хрестоматия с.4 чтение | |||||
10 | Устное народное творчество. | Былины. «Добрыня и змей» Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» | 1 | Урок изучающего чтения | Повторение жанров фольклора. Самостоятельное чтение или слушание произведения. словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя | Знать: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; при-сказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения; | Былина, особенности былин. Понятия: былинный герой, сказитель. Сравнение былин | Хрестоматия, с. 7–15, чтение | ||
11 | Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Дополнительное чтение: «Первый бой Ильи Муромца» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) | Хрестоматия, с. 16–19, чтение Тетрадь с.29№5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Алеша Попович» | 1 | Урок изучающего чтения | – называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных); – определять главную мысль сказки; – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды; – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности: | Выявление характера героя, его поступков и их мотивов | Хрестоматия, с. 20–23, чтение | ||||
13 | Былины. «Вольга и Микула» | 1 | Урок изучающего чтения | |||||||
14 | Былины. Русские народные сказки | 1
| Проверочный урок | Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства | Тематический контроль. Литературная викторина | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Дополнительное чтение из рекомендованного списка Чтение сказок из рубрики «Книжная полка | |||
15 | Проверь себя | 1 | Проверочный урок | Тетрадь с.34 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
16 | Басни. | Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. | Знать: – литературоведческие понятия: басня, мораль; – о структуре басни; – о художественных особенностях басни. Уметь: | Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, | Учебник, с. 54, выразительное чтение Учебник, с. 55, выразительное чтение |
Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение | – правильно называть басни из круга детского чтения; – различать сказку и басню; – сравнивать героев басни; – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова; – выразительно читать басни с листа и наизусть; – работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать | меткость языка, юмор). Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | ||||||||
17 | И. Крылов «Ворона и лисица» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание басни. Словарная работа. Выделение главной мысли. Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям). Работа с внутритекстовой иллюстрацией | Учебник, с. 56, выразительное чтение наизусть |
| Обобщение по разделу. выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов | Тематический контроль. Конкурс чтецов басен | Дополнительное чтение басен, составление аннотации к ним | |||||||
18 | Проверь себя | 1 | Проверочный урок | Самостоятельная работа | Тетрадь с. 43 | |||||
19 | Произведения А. С. Пушкина. | А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией | Знать: – литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм | Иметь пред-ставление об эпитетах, устойчивые эпитеты | Учебник, с. 59, выразительное чтение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Упражнения в выразительном чтении: определение задач чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения | Уметь: – находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения); – ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста; – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи | |||||||||
Поэма | Учебник, с. 60–68, выразительное чтение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
20- 22 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Дополнительное чтение: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 3 | Урок изучающего чтения | Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) | Учебник, с. 61-93, выразительное чтение. Заучивание отрывка Хрестоматия с.50, чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||||
23 24 25 | А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…» А. С.Пушкин «Зимний вечер» А.С.Пушкин «Няне» | 1 1 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении | Выделение языковых средств художественной выразительности (олицетворение). Поиск олицетворений | Учебник, с. 93, 94,96 выразительное чтение или чтение наизусть (по выбору) | |||||||||||||
26 | К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание статьи | Учебник с.97 чтение | ||||||||||||||
27 | Проверь себя | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина» | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Дополнительное чтение из рекомендованного списка | ||||||||||||
28 | Стихи русских поэтов. | Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении | Уметь: – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение; – давать оценку своему чтению | Выделение языковых средств художественной выразительности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха | Учебник, с. 100–102, выучить наизусть стихотворение по выбору | |||||||||||
29 | А. Майков «Осень». Дополнительное Чтение И. Бунин «Листопад» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. | Выбор книг в библиотеке по изучаемой теме, опираясь на данные обложки и титульного листа | Учебник, с. 103. Хрестоматия, с. 111, выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание | ||||||||||
30 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка | Учебник, с. 104–106, выразительное чтение | |||||
31 | Стихи русских поэтов. Книжная полка | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг. Работа с книгой: тип книги, автор, заглавие. Оглавление, составление аннотации. Конкурс чтецов | Тематический контроль. Конкурс чтецов | Дополнительное чтение стихов русских поэтов о природе | ||||
32 | Произведения | Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата». | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. Самостоятельная | Знать: – произведения | Учебник, с. 108, пересказ сказки по плану |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. | (в рамках программы). Уметь: – различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); – называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания; – понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль; – делить текст на | |||||||||
33 | Л.Н.Толстой Басня «Белка и волк | 1 | Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение по ролям | Учебник с.109,чтение, Выполнение заданий | ||||||
34 35 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Лебеди», Л.Н. Толстой Рассказ «Зайцы» | 1 1 | Урок изучающего чтения Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение | Учебник, с. 11, пересказ Учебник с.112 пересказ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
в научно-познавательном тексте фактов и их описание | композиционные части; – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение; – рассказывать и пересказывать по готовому плану; – уметь представлять прочитанную книгу; – работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями) | |||||||||
36 | Л. Н. Толстой Быль «Прыжок» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, | Работа со справочно-энциклопедической литературой | Учебник с.114, пересказ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения. Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям | ||||||||||
37 | Л.Н.Толстой Былина «Как боролся русский богатырь» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев | Дополнительное чтение произведений Л. Толстого, составление аннотации. Составление справки об авторе | |||||
38 | Произведения Л. Н. Толстого | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами | Тематический контроль. | Хрестоматия, с. 78–88, само-стоятельное чтение по выбору | ||||
39 | Проверь себя | 1 | Проверочный урок | |||||||
Самостоятельная работа | Тетрадь с.83 | |||||||||
40 | Произведения | Н. Некрасов «Крестьянские дети». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия | Знать: – имя, отчество и фамилию поэта; | Учебник, с. 123, выразительное чтение отрывка наизусть |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
лирический герой, поиск слов, выражений, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении | – произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы); – понятие лирический герой сказочный и реальный. Уметь: – находить справку о поэте в книгах-справочниках; – использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; – выражать свое отношение к прочитанному; | |||||||||
41 | Н. Некрасов «Мужичок с ноготок», К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание и работа над стихотворением «Мужичок с ноготок». Слушание статьи К. И. Чуковского. Работа над содержанием | Выделение языковых средств художественной выразительности (сравнения, звукопись). Поиск сравнений в тексте стихотворения | Учебник, с. 125–128, наизусть (по выбору) Учебник с.128, наизусть (по выбору) | ||||
42 | Н.А.Некрасов «Славная осень» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень» | ||||||
43 | Н. Некрасов «Мороз воевода» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза | Учебник., с. 129, выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||
44 | Произведения Н. Некрасова. К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова» | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе | – работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Работа со справочно-энциклопедической литературой | Хрестоматия, с. 118–125, выразительное чтение; тетрадь № 1, с. 53 | |||||||
45 | Проверь себя | 1 | Проверочный урок | Самостоятельная работа | Тетрадь с.92 | ||||||||||
46 | Произведения | А. П. Чехов «Степь» | 1 | Урок изучающего чтения | Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана. Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу. | Знать: – имя, отчество и фамилию писателя; – произведения А. П. Чехова (в рамках программы). Уметь: – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование; – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа; – понимать главную мысль, | Учебник, с. 134, составить план. Краткий пере-сказ по плану |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль); – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; – передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности; – читать выразительно подготовленное произведение или эпизод; – пользоваться предисловием и послесловием в книгах | ||||||||||
47 | А. П. Чехов «Ванька» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения | Промежуточный контроль техники чтения | Учебник, с. 140–146, составление рассказа о Ваньке по готовому плану |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
48 | Рассказы А. П. Чехова. Н. Шер «О рассказах А. Чехова» | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Рассказы детей об | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Выполнение заданий в тетради | ||||
49 | Сказки зарубежных писателей. | Ш. Перро «Подарки Феи» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана | Знать: – имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы). Уметь: – различать сказки народные и литературные; – определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора | Учебник, с. 145, рассказ о фее по плану Хрестоматия с.230 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
50 | И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», Дополнительное чтение «Зимняя сказка» | 1 | Уроки изучающего чтения | Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану | к героям и выражать свое отношение к ним; – передавать сюжет сказки, находить его части; – сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей | Хрестоматия, с. 236, чтение, выполнение заданий в тетради | ||||
51 | Урок-проект «Сказка как литературный жанр» | 1 | Проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме | Знать: характеристику сказки по жанрам; виды сказок; в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины. Уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки материала; работать группами | ||||||
52 | Стихи русских поэтов. | И. Никитин «Русь» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение | Знать: – имена русских поэтов и их произведения; | Выделение языковых средств | Учебник, с. 4–7, выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение, подготовленной части | – понятия: тон, темп, ритм стихотворения. Уметь: – выделять языковые средства художественной выразительности; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть) | художественной выразительности | ||||||||
53 | И. Никитин «Утро» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения | Работа над логическим ударением, выделение слов, на которые падает логическое ударение | Учебник , с. 8, выразительное чтение наизусть любой части | ||||
54 | И. Суриков «Детство» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания | Учебник, с. 10, выразительное чтение наизусть любой части |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
стихотворения. Деление текста на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям | ||||||||||
55 | С. Дрожжин «Привет», «Зимний день» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе | Учебник, с. 14, наизусть по выбору | |||||
56 | Проверь себя | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских поэтов. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов» | Тематический контроль. Творческая работа «Мой любимый поэт» | Хрестоматия, с. 129, выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
57 - 58 | Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. | Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 2 | Урок изучающего чтения | Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей. Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки | Знать: – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; – произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – пересказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; – определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль; – читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее | Учебник, с. 17, работа со словарем | |||
Учебник, с. 15–21, выразительное чтение диалога автора и Тараса | ||||||||||
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
59-60 | Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Выявление авторской позиции, формулирование личной оценки. Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка, басня, рассказ | 60–70 слов в минуту); – читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение | Учебник, с. 24, выразительное чтение сказки | ||||
Выполнение заданий в тетради | ||||||||||
61-63 | А. Куприн «Синяя звезда» | 3 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. Упражнение в выразительном чтении | – самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); – выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам | Учебник, с. 35-48, читать, | ||||
Учебник с.35-48, пересказ одной части плана | ||||||||||
Учебник с.49, выполнить задание №9 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
64 -65 | Произведение А. Куприна. | А. Куприн «Барбос и Жулька» | 2 | Урок изучающего чтения | Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев | Знать: – произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; | Учебник, с. 43–49, подробный или краткий пере-сказ | |||
Творческая работа: рассказ от лица одного из героев |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
66 | Книги о братьях наших меньших | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг о животных: представление выбранной книги, составление аннотации. Составление устных рассказов-описаний животных | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Сочинение с элементами описания «Мой четвероногий друг» | ||||
67 | Проверь себя | 1 | Проверочный урок |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
68 | Стихи С. Есенина. (4 ч) | Есенин. Стихи о Родине | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении | Знать: – стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения; – наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина Уметь: – определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – находить языковые средства художественной выразительности; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение | Выделение языковых средств художественной выразительности | Учебник, с. 58-59 , выучить наизусть стихотворение по выбору | ||
69 | С. Есенин. Стихи о природе | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. выразительное чтение, работа над интонацией | Учебник, с. 60, выучить наизусть | |||||
70 | С. Есенин. «Бабушкины сказки» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта) | Учебник, с. 61, выразительное чтение наизусть |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина, А. Пушкина о детстве. Выразительное чтение | ||||||||||
71 | Проверь себя | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с аппаратом книги | Тематический контроль. Конкурс чтецов | Хрестоматия, с. 130–131, выразительное чтение | ||||
72- 74 | Произведения К. Г. Паустовского. | К. Паустовский «Стальное колечко» | 3 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, со-ставление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром | Знать: – произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы). Уметь: – читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя; – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – различать рас-сказ-повествование, | Учебник, с. 66–74, подробный пересказ части «Поиск колечка» | |||
Краткий пере-сказ | ||||||||||
Хрестоматия, с. 155, чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
75 | К. Паустовский. «Кот-ворюга» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение рас-сказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной | Учебник, с. 72-77,чтение, рассказ от имени кота |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям. | – различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора); – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой). | |||||||||
76 | К. Паустовский. «Какие бывают дожди». | 1 | Урок изучающего чтения. | Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнение рассказов «Заячьи лапы», «Какие бывают дожди» (чувства и отношение автора), выделение фактов и их описания. | Учебник. с. 85–87, найти описание, сделать иллюстрацию. | |||||
77 | Рассказы К. Паустовского. | 1 | Проверочный урок. | Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг о животных и приро- | Тематический контроль. | Выбор книг на основе рекомендованного списка | Составление отзыва о прочитанной книге по плану. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
де: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения | Самостоятельная работа | в библиотеке | ||||||||
78 | Произведения С. Маршака. | С. Маршак. «Урок родного языка» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении | Знать: – и называть произведения С. Я. Маршака. Уметь: – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); | Выделение языковых средств художественной выразительности | Учебник, с. 81, наизусть | ||
79 | С. Маршак. «Ландыш». В. Субботин. «С Маршаком» | 1 | Урок изучающего чтения | Учебник, с. 82-83, наизусть |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
– выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам); – давать оценку своему чтению | ||||||||||
80- 81 | Рассказы Л. Пантелеева. | Л. Пантелеев «Честное слово» | 2 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов | Знать: – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); – понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ. Уметь: – различать исторические и фантастические рассказы; – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; | Учебник, с. 84, рассказ о герое, | |||
82- 83 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Беседа по выявлению первичного | Учебник, с. 92, рассказ о герое |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям | – рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; – составлять отзыв о прочитанном. | |||||||||
Краткий пересказ по плану | ||||||||||
84 | Рассказы Л. Пантелеева | 1 | Проверочный урок | Обобщение по теме. Работа с книгами Л. Пантелеева. Составление отзыва о прочитанной книге | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Работа со справочной литературой: составление справки об авторе | Хрестоматия, с. 165–189, чтение, составление отзыва |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
85- 86 | Произведения | А. Гайдар «Горячий камень» | 2 | Урок изучающего чтения | Чтение. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рас-сказа | Знать: – произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям; – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения; – читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту; – читать выразительно подготовленный текст | Находить справку о писателе в книгах-справочниках | Учебник, с. 104–110, краткий пересказ по плану | ||
Подготовить справку о писателе | ||||||||||
87- 89 | А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок) | 3 | Урок изучающего чтения | Представление книги. Чтение отрывка. знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть | Знакомство с жанром: повесть. Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Самостоятельное чтение. А. Гайдар «Тимур и его команда» | ||||
90 | С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». | 1 | Справка об авторе. | Находить справку о писателе в книгах-справочниках | Подготовить справку о писателе |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
91 | Произведения М. Пришвина. | М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении | Знать: – произведения М. Пришвина разных жанров. Уметь: – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний; – определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного) | Жанр: очерк (небольшой документальный рассказ) | Учебник, с. 118, выучить наизусть последние два абзаца | ||
92- 93 | М. Пришвин «Выскочка» | 2 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана. Работа над образами Вьюшки и Выскочки (внешний вид, повадки, отношение автора, высказывание своего мнения | Учебник, с. 120, рассказ о герое |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
94 | М. Пришвин «Жаркий час». В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения | Выбор книг по рекомендованному списку | Дополнительное чтение: «Писатели-натуралисты» | ||||
95 96 | Проверь себя Урок - проект «По произведениям писателей –натуралистов» | 1 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги. Изготовление дидактической игры по произведениям писателей –натуралистов в ходе проектной деятельности | Знать: знать содержание изученных произведений; их авторов; принадлежность к тому или иному жанру; особенность любой игры, ее составные части Уметь: анализировать содержание прочитанных произведений; Работать с текстом, выбирая необходимые отрывки; Соотносить автора с названием и жанром произведения; Выделять в играх обязательные части; составлять игру обучающего характера; работать в группе, осуществляя проектную деятельность | Итоговый контроль техник чтения | Хрестоматия, с. 200–209, чтение и выполнение заданий в тетради |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
97-98 | Произведения зарубежных писателей. | Дж. Лондон «Волк» | 2 | Урок изучающего чтения | Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета. Темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна | Знать: – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди). Уметь: – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения; – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей; – работать с текстом произведения (делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план); | Тематический контроль.. Самостоятельная работа | Работа со справочной литературой | Составление справки зарубежных писателей | |
Учебник, с. 128, выразительное чтение эпизода «Решение волка» | ||||||||||
99- 100 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер) | Учебник, с. 147, со-ставление плана. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
101 | Произведения зарубежных писателей | 1 | Проверочный урок | Сравнение стихотворений Дж.. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей». Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей | – правильно, бегло и осознанно читать текст; – самостоятельно выбирать книгу по заданной теме; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного); – писать отзыв о прочитанной книге | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Работа со справочной литературой | Составление справки о зарубежных писателях | ||
102 | Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений | 1 | Контрольный урок | Итоговый контроль. Комплексная контрольная работа | Чтение книг из рекомендованного списка «Летнее чтение» |
Похожие документы:
Чтение на евразийском перекрестке международный интеллектуальный форум 27-28 мая 2010 г материалы форума Челябинск 2010
ДокументЧ 69 Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сб. материалов форума (27–28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул ; М-во культуры Челяб.Базовая образовательная программа четырехлетнего начального образования (1-4 классы); базовая программа основного общего образования (5-9 классы)
Образовательная программаОбразовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования ГОУ СОШ№1041 , рассмотрена и принята педагогическим советом в 2010 году.Бюллетень новых поступлений 2008 год (6)
БюллетеньВ настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.Учебных предметов (1)
Методические рекомендацииСборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.Единого Государственного Экзамена (егэ) по английскому языку 41 Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс дошкольных учреждений 50 Использование информационных технологий на урок
УрокИспользование экспресс-оценки качества образования в школе для ранжирования образовательных учреждений при представлении на конкурс инновационных образовательных программ 133