Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Заседание'
ШАДРИН Артем Евгеньевич, Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской...полностью>>
'Программа'
Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образо...полностью>>
'Рабочая программа'
Курс " Автоматизация в деятельности кадровых служб" дает возможность студентам познакомится с принципами работы и многообразием автоматизир...полностью>>
'Документ'
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАН...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» для студентов, обучающихся по специальностям

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

(для студентов, обучающихся по специальностям

080105.65 «Финансы и кредит» , 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» , 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» , 030602.65 «Связи с общественностью»)

Составитель: Денисова Н.Н.

Дубна – 2010

1.Пояснительная записка

История экономических учений играет фундаментальную роль в становлении профессионального экономиста. Она с максимально объективных позиций знакомит студентов (слушателей) с процессом исторического и логического развития зарубежной и отечественной мысли и наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для изучения функциональных и отраслевых экономических наук.

В истории экономических учений сконцентрирован познавательный опыт прошлых поколений по исследованию социально-экономических проблем, который оказывает существенное влияние на формирование современной теории. История экономических учений позволяет понять, как в ходе эволюции различных течений и направлений развивались и углублялись познания о собственности, рыночном механизме хозяйствования, конкуренции, доходах, законах распределения, ценообразования, денежного обращения, механизмах налогообложения, кредитования, роли государства, формах и методах государственного регулирования, моделях бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, направлениях преодоления экономических кризисов, инфляции, безработицы, сокращении бюджетного дефицита, государственного долга и других социально-экономических явлениях.

Эволюция человеческого общества свидетельствует о том, что на каждом этапе его развития государства осуществляют поиск своего места и роли в цивилизации, отрабатывают общие и особенные направления политических и социально-экономических преобразований. В связи с этим познание исторического опыта является объективной необходимостью и естественной потребностью, одним из способов ориентации во времени и пространстве.

Предметом курса «Истории экономических учений» является исторический процесс возникновения, становления и развития экономических идей, направлений и концепций, представленных теоретическими школами и отдельными экономистами и определение их роли в развитии человеческой цивилизации.

Программа курса «Истрия экономических учений» разработана в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования по экономическим специальностям.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Изучение дисциплины «Истрия экономических учений» требует наличия у слушателей знаний в области экономической теории, истории экономики, философии.

Курс истории экономических учений позволяет:

  1. изучить становление теоретических разработок по формированию рыночной экономики и механизмов ее практической реализации в индустриально развитых странах;

  2. сосредоточить особое внимание на содержательной части конкретных проблем, исследуемых в западной и отечественной экономической теории и возможных вариантах их разрешения;

  3. ознакомиться с прагматическим аспектом экономической науки и проследить, как по мере развития и становления теории модифицируется экономическая политика;

  4. ознакомиться с классово-формационными, субъективистскими, маржинальными, социально-историческими, институциональными и функциональными методами анализа экономической ситуации;

  5. сравнить отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли.

Требования к уровню освоения содержания курса

По завершении курса студенты должны:

иметь представление: об историческом процессе возникновения и развития основных систем экономических взглядов учёных различных исторических периодов.

знать:

  • место истории экономических учений в системе экономических наук;

  • основные этапы развития экономической мысли ( начиная с древнейших времен и до современности) и теоретические особенности основных научных школ Х1Х-ХХ вв.

  • основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной экономической науки.

уметь:

  1. использовать методологию, знать содержание ее инструментов, эволюцию способов и приемов познания, многообразие методологических основ, предлагаемых различными школами и направлениями при анализе социально-экономических явлений;

  2. анализировать достижения меркантилизма, классической и неоклассической школ, институциональной теории, кейнсианства и неолиберализма, а также отдельных авторов и их вклад в развитие экономической науки и человеческой цивилизации в исторической ретроспективе;

  3. самостоятельно и объективно оценивать развитие мировой и отечественной экономической мысли, вырабатывать альтернативные варианты хозяйственной политики;

  4. составлять различные варианты классификации экономических теорий и периодизации их развития.

История экономических учений наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для изучения функциональных и отраслевых экономических наук.

В истории экономических учений сконцентрирован познавательный опыт прошлых поколений по исследованию социально-экономических проблем, который оказывает существенное влияние на формирование современной теории.

2.Организационно-методический раздел

Цели изучения дисциплины:

- углубление и расширение знания по экономической теории, понимание

внутренней логики, взаимосвязи экономических категорий, законов, концепций.

- повышение и общей культуры, расширение кругозора в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, понимание причин эволюции научных положений, идей, уяснение их связи с происходящими изменениями в экономической практике;

- знакомство с выдающимися экономистами мира и изучение сформулированных ими концепций.

Задачи изучения дисциплины:

- изучение не только общепризнанных в данный период выводов, но и дискуссий, споров, того, что сталкивает экономистов и движет науку вперед;

- систематизация обширной экономической литературы в соответствии с

основными направлениями экономической мысли;

- чтение основополагающих книг по экономической теории, написанных в

разные периоды истории.

Принципы отбора содержания и организации учебного процесса

Концепция изучения курса строится на следующих положениях:

– анализ понятий, категорий и структурных элементов истории экономических учений;

– рассмотрение закономерностей и тенденций развития истории экономических учений в современных условиях;

– ориентация на изучение особенностей развития как мировой, так и национальной истории экономических учений;

Программа изучения дисциплины предусматривает:

1. Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

Лекционный материал посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов: основным понятиям, подходам, а также вопросам, трактовка которых в научном мире неоднозначна, также рассматриваются конкретные методики и алгоритмы.

Самостоятельная работа предполагает: изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников; изучение но рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ и тем, по возможности, конспектирование их.

2. Проведение семинарских занятий. Такая форма занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Цель семинарского занятия - усвоение важнейших вопросов курса и выступление каждого студента на каждом семинаре. На семинаре студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к семинару студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы семинара, продолжить выступление предыдущего выступающего.

Студент должен иметь на семинаре основные нормативные акты и может пользоваться конспектом изученной литературы. Каждый студент должен по указанию преподавателя отрецензировать сообщение, сделанное предыдущим выступающим.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских занятий на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также решения тестов и задач.

Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на семинарах, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Однако даже при этом студент допускается к экзамену как итоговой форме контроля знаний.

Если студент пропускает занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время, знакомя преподавателя с полученными результатами. При этом тесты могут быть заменены разбором проблемных ситуаций по названным темам.

Предполагается также промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования и выполнения двух контрольно-срезовых работ.

Итоговая аттестация по курсу

По итогам изучения изучаемой дисциплины сдается экзамен.

Экзамен проводится устно по билетам. При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы экзаменационного билета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестра, включая все элементы рубежного контроля.

Для студентов заочной формы обучения предусматривается контрольная работа. Положительный результат выполнения студентом контрольной работы является основанием для сдачи экзамена.

3.Тематический план

по курсу «История экономических учений»

для специальностей «Финансы и кредит», «Экономика и управление», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерция (торговое дело)», «Связи с общественностью»

№ темы

Наименование темы

1

Предмет, метод, функции и структура истории экономических учений.

2

Экономическая мысль Древнего мира.

3

Экономическая мысль Средневековья.

4

Меркантилизм – экономическая мысль периода зарождения рыночных отношений.

5

Зарождение классической политической экономии. Экономические учения А. Смита и Д. Рикардо

6

Развитие западно-европейской экономической мысли в первой половине ХIХ века. Систематизация классической политической экономии

7

Марксистская школа.

8

Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века. Социализм-утопизм.

9

Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века. Историческая школа.

10

Становление и развитие неоклассического направления (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.). Методология маржинализма

11

Зарождение и становление институционального направления в экономической науке.

12

Теории монополии и конкуренции в ХХ веке. Развитие неоклассического направления в ХХ веке.

13

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианская школа, неокейнсианская теория и посткейнсианство.

14

Неолиберальное направление в развитии экономической науки ХХ века.

15

Научные открытия Нобелевских лауреатов по экономике.

  1. Основное содержание учебного курса

Тема 1. Предмет, метод, функции и структура истории экономических учений

Место и роль истории экономических учений в системе экономических дисциплин и в экономическом образовании. Предмет истории экономических учений как исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей, концепций и взглядов, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях и их роли в развитии человеческой цивилизации.

Методология исследования. Специально-научные методы. Методы историзма и системного анализа. Хронологические и проблемно-категориальные приемы. Функции и задачи истории экономических учений. Взаимосвязь хозяйственного развития с эволюцией экономической мысли. Изучение и сопоставление различных теоретических и методологических подходов решения хозяйственных задач. Обоснование вариантов экономической политики.

Критерии периодизации истории экономической мысли и различные варианты классификации экономических теорий. Периодизация истории экономических учений и краткая характеристика основных этапов развития экономической науки.

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

Экономические идеи Древнего Востока. Причины систематизации экономических воззрений в древневосточных государствах. Отражение экономической мысли Древней Вавилонии в Кодексе царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Основные экономические идеи Древней Индии (экономический трактат «Артхашастра» - 400 г. До н. э.). Экономическая мысль Древнего Китая. Воззрения Конфуция (6–5 вв. до н. э.), трактат «Гуань-Цзы» (4–3 вв. до н. э.).

Экономические взгляды древнегреческих философов 4 в. До н. э. Основные экономические воззрения и особенности трактовок теории хозяйства, собственности, разделения труда, торговли, сущности и функций денег у Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Особенности экономических воззрений в древневосточных и античных государствах.

Тема 3. Экономическая мысль Средневековья

Условия становления, особенности методологии и основные проблемы средневековой экономической мысли.

Западно-европейская средневековая экономическая мысль. Взгляды Ф. Аквинского на разделение труда, богатство, деньги, справедливую цену, торговую прибыль, процент.

Тема 4. Меркантилизм – экономическая мысль периода зарождения рыночных отношений

Особенности хозяйственной практики эпохи первоначального накопления капитала и их влияние на формирование концепции меркантилизма.

Первый опыт анализа рыночных отношений в трудах меркантилистов. Представители меркантилизма В. Стаффорд, Т. 48еем, А Монкретьен. Создание учения об источниках богатства страны и путях его умножения. Принципы меркантилизма. Два этапа развития меркантилистской теории: ранний и классический меркантилизм и их особенности. Протекционизм как практическое воплощение идей меркантилизма.

Идеи меркантилизма в трудах Т. 48еем48 и определение источника богатства. Вопросы государственного хозяйства и прибыли в «Трактате по политической экономии» А. Монкретьена. Кольбертизм во Франции. Содержание идей Дж. Локка и Р. Кантильона.

Экономические условия возникновения меркантилизма в России. Основные взгляды представителей отечественного меркантилизма. Содержание «Новоторгового устава» и основы таможенного протекционизма А. Л. Ордина-Нащокина. Система экономических взглядов и проекты И. Т. Посошкова по развитию промышленности, торговли и финансовой системы.

Тема 5. Зарождение классической политической экономии.

Экономические учения А. Смита и Д. 48еем48рдо

Исторические условия и причины возникновения классической политической экономии. Методология и классификация экономических категорий. Этапы развития классической политической экономии.

Обоснование идей свободной торговли и предпринимательства. У. Петти – первый представитель классической школы. «Трактат о налогах и сборах». Определение стоимости товара, заработной платы, ренты, процента, цены. Теория денег и принципы налогообложения У. Петти. П. Буагильбер – основатель французской классической школы. Идеи о богатстве, деньгах, торговле и налогах. Теория стоимости и соотношение стоимости и цены.

Физиократия – первая целостная теоретическая концепция классической школы. Общая характеристика идей физиократов. Обоснование перевода экономических исследований в сферу производства, недооценка роли промышленности и торговли. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ – модель движения и воспроизводства общественного продукта. Учение Кенэ о «чистом продукте», капитале («первоначальные» и «ежегодные авансы»), о налогах. Практические рекомендации по выработке экономической политики.

Развитие концепции физиократов в трудах А. Ж. Тюрго. Учение о классах, происхождении и сути наемного труда, деньгах и ссудном проценте в работах «Размышления о создании и распределении богатств» и «Похвальное слово Венсану де Гурнэ». Программа реформирования общества и попытки ее реализации.

А. Смит и его роль в развитии экономической науки. «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идеи либерализма, минимального вмешательства государства в экономику и «невидимая рука рынка». Основы теории стоимости, учение о цене и ценообразовании. Анализ разделения труда в мануфактуре. Теория заработной платы, денег и капитала. Принципы налогообложения. Основополагающие принципы хозяйственного механизма. Экономическая политика государства. Концепция свободной торговли.

Экономическое учение Д. 48еем48рдо. «Начала политической экономии и налогового обложения» – основной труд Д. 48еем48рдо. Теория стоимости, соотношение стоимости и богатства. Теория дифференциальной ренты. Трактовка взаимосвязей и тенденций основных доходов: заработной платы, прибыли и ренты. Динамика заработной платы и прибыли. Противоречие Д. 48еем48рдо.

Роль свободной торговли в регулировании обращения золота, колебании цен, установлении экономического равновесия. Программа регулирования системы денежного обращения в Англии.

Тема 6. Развитие западно-европейской экономической мысли в первой половине ХIХ века. Систематизация классической политической экономии

Вклад Ж. Б. Сэя в развитие классической политической экономии. Теория услуг. Учение о трех факторах производства. Трактовка стоимости и доходов основных классов общества. «Закон рынков» Ж. Б. Сэя – обоснование бескризисного развития рыночной экономики.

Концепции народонаселения, стоимости и реализации Т. Мальтуса. Водораздел экономической науки.

Работа Н. У Сениора «Очерки политической экономии как науки». Новый подход к трактовке предмета экономической теории. Постановка проблемы редкости и ограниченности ресурсов. Теория издержек производства. Теория распределения. Обоснование прибыли как предпринимательского дохода и процента. Разработка теории ренты. Фундаментальные идеи Н. У. Сениора: принцип ограниченности ресурсов, альтернативность затрат, постановка проблемы сбережений как основы развития рыночной экономики.

Новые методологические подходы к анализу экономики в работе Дж. С. Милля «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии». Предмет и метод. Теории доходов, распределения и обмена. Проблемы экономического роста и экономической политики государства. Функции государства и принципы налогообложения. Разработка проблем внешней торговли. Концепция социальной реформы Дж. С. Милля.

Общая характеристика и методология классической школы. Особенности методологии, подходов и содержание основных идей классической школы.

Тема 7. Марксистская школа

Общая характеристика марксистской школы. Анализ материального производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала». Учение об общественно-экономических формациях. Теория воспроизводства и экономических кризисов. Цена производства. Учение о двойственном характере труда и противоречиях товара. Теория капитала, прибавочной стоимости и эволюции форм стоимости. Сущность абсолютной и дифференциальной ренты.

Влияние марксистской школы на дальнейшее развитие экономической науки.

Тема 8. Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века. Социализм-утопизм

Общая характеристика альтернативных классической школе экономических направлений: экономического романтизма, утопического социализма и немецкой исторической школы (социально-исторического направления).

Основные идеи утопического социализма (Р. Оуэн, К. Сен-Симон, Ш. Фурье).

Тема 9. Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века. Историческая школа

Причины возникновения, этапы эволюции и методологические особенности немецкой исторической школы. Учение о национальной экономике. Учет влияния на экономический рост факторов социальной среды, национальных, географических и исторических особенностей. Критика каузального (причинно-следственного) метода классической школы. Значение немецкой исторической школы для развития экономической науки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мирового искусства» Для студентов, обучающихся по специальности 520600 «Журналистика»

    Учебно-методический комплекс
    Сущность и природа искусства. Искусство и «паблик рилейшнз». Процесс художественного творчества. Восприятие художественного произведения. Искусство как общественное явление.
  2. Методический комплекс по дисциплине «история бухгалтерского учета» для студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Документ
    Бухгалтерский учет развивался с древнейших времен. Древний учет нельзя считать примитивным. Изучение древних документов позволяет проследить эволюцию учета.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мирового искусства» Для студентов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью»

    Учебно-методический комплекс
    Восприятие художественного произведения Основные принципы художественного творчества. Проблемы интерпретации. 1 3 неделя Искусство как общественное явление.
  4. Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы для студентов, обучающихся по специальности, 080105. 65 «финансы и кредит»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит»: методические рекомендации для студентов всех форм обучения / Составитель С.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины гендерология и феминология для студентов психологического факультета для специальности 350500 "Социальная работа"

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Гендерология и Феминология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», утвержденного в 2 г.

Другие похожие документы..