Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации п...полностью>>
'Документ'
Витамин С укрепляет иммунитет и предотвращает инфекции и воспаления.В высоких дозах витамин С облегчает симптомы простуды и гриппа и ускоряет выздоров...полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета им м.в. Ломонос...полностью>>
'Документ'
Актуальность. За сравнительно недолгую историю графических методов, применяемых с целью исследования психологических особенностей человека, разработа...полностью>>

Программа курса «Кросс-культурная психология организационного поведения»  для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа курса

«Кросс-культурная психология организационного поведения»



для направления/ специальности 030300.68 Психология подготовки магистра

Авторы программы:

Татарко Александр Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, atatarko@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2011 г

Зав. кафедрой В.А.Штроо

Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2011 г

Председатель В.А.Штроо________________________ [подпись]

Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________ [подпись]

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Автор программы: кандидат психологических наук, доцент Александр Николаевич Татарко (aatatrko@).

Требования к студентам: Для освоения данной дисциплины студенты должны быть ознакомлены с курсами «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Организационная психология», «Этнопсихология». Студенты также должны иметь представление о методах исследования в социальных науках, иметь опыт обращения с научной литературой, обладать навыками написания научных рефератов и эссе.

Аннотация: В условиях глобализации и модернизации, с выходом России на мировые рынки возрос спрос на специалистов, владеющих навыками управления поликультурными коллективами транснациональных компаний. Многие компании имеют филиалы в различных уголках мира и сотрудникам таких компаний необходимы навыки быстрой адаптации к иной культурной среде. В дополнение к этому важно заметить, что Россия является поликультурным государством, поэтому психологу, специализирующемуся на работе с персоналом важно учитывать этнокультурные особенности коллег. В спецкурсе «Психология управления поликультурными коллективами» студентам даются основные знания, необходимые для управления персоналом организации, в которой работают представители различных этнических групп.

Спецкурс состоит из следующих разделов: «Предмет, история и методы кросскультурного менеджмента», «Рекрутинг в международных компаниях», «Мотивация персонала международных компаний», «Организационная культура в транснациональных компаниях», «Конфликты в поликультурных коллективах и их предупреждение», «Обучение и развитие персонала международных компаний», «Проблемы тестирования персонала транснациональных компаний».

Программа предусматривает проведение 18 часов семинарских и практических занятий, на которых студенты будут закреплять свои теоретические знания и приобретать практические навыки в области управления поликультурными коллективами. В самостоятельную работу студента (34 часа) входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским и практическим занятиям, написание эссе.

Цель курса: Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с особенностями работы психолога в международных компаниях и поликультурных коллективах, а также выработать некоторые навыки решения практических задач в данной сфере.

Специфика данного курса: Основная идея данного курса направлена на сочетание теоретической и практической подготовки студентов, развитие самостоятельных навыков работы с поликультурными коллективами.

Учебные задачи курса:

1. Дать целостное представление о предметной области кросскультурного менеджмента.

2. Познакомить студентов с традициями управления в разных культурах.

3. Познакомить студентов с основными культурными факторами оказывающими влияние на управление в кросскультурной перспективе.

4. Выработать навыки решения проблемных задач из сферы кадрового менеджмента в международных организациях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать теоретические основы психологии управления поликультурными коллективами;

  • уметь проводить грамотный психологический анализ конфликтных ситуаций и конфликтного взаимодействия в поликультурных коллективах;

  • уметь проводить подбор персонала в международную компанию;

  • уметь управлять групповыми процессами в поликультурных коллективах

Формы контроля знаний студентов

Итоговая оценка (зачет) по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на практических занятиях (обсуждения, доклады, элементы тренинга);

  • домашнее задание (3-4 тыс. слов);

  • письменный зачет (60 мин.)

Методика формирования результирующей оценки

    1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Qзан, оценка за домашнее задание Qдз, оценка за письменный экзамен Qэкз.

    2. Оценка относительной важности Wзан = 0,4; Wдз = 0,3; Wзач. = 0,3.

    3. Если у студента Qзан = 6, Qэ = 7, Qзач. = 9, то Q = QзанWзан + QдзWдз + QзачWзч = 2,4 + 2,1 + 2,7 = 7,2. После округления Q = 7.

    4. Оценка в форме «экзамен» в 10-бальной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента. Для получения оценки в форме «зачет» Q должно быть больше или равно 5 баллам.

Тематический план

№ п/п

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Семин. /практ. занятия

1.

Предмет, история и методы кросскультурного менеджмента

20

4

0

0

2.

Рекрутинг в международных компаниях

32

6

6

14

3.

Мотивация персонала международных компаний

32

6

6

16

4.

Конфликты в поликультурных коллективах и их предупреждение.

32

6

6

16

5

Обучение и развитие персонала международных компаний.

40

6

8

16

6

Проблемы тестирования персонала транснациональных компаний.

38

4

6

18

Итого:

144

32

32

80

Базовые учебники:

  1. Гриффин Р. Пастей М. Международный бизнес. СПб.: Питер, 2006.

  2. Мясоедов С.П.Основы кросскультурного менеджмента. М., 2003.

  3. Пивоваров С.Э. Тарасевич Л.С. Майзель А.И. Международный менеджмент. СПб.: Питер, 2005.

Содержание программы

Тема 1. Предмет, история и методы кросскультурного менеджмента

Предмет кросскультурного менеджмента. Краткая история возникновения кросскультурного менеджмента. Понятие «культура» применительно к кросскультурному менеджменту. Методы исследования в кросскультурном менеджменте. Основные трудности, возникающие при управлении поликультурными коллективами. Специфика менеджмента в различных культурах. Теории немецкого менеджмента. Теории американского менеджмента. Практика американского менеджмента. Практика японского менеджмента. Этика трудовых отношений в Исламе.

Основная литература:

  1. Гриффин Р. Пастей М. Международный бизнес. СПб.: Питер, 2006.

  2. Мясоедов С.П.Основы кросскультурного менеджмента. М., 2003.

  3. Пивоваров С.Э. Тарасевич Л.С. Майзель А.И. Международный менеджмент. СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная литература:

    1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005.

    2. Вихинский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М., 2003.

    3. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

    4. Исламские финансы в современном мире / Сост. Р.И. Беккин. М., 2004.

    5. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2006.

    6. Психология менеджмента / Под. Ред. С.Г. Никифорова. СПб., 2004.

    7. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М., 2006.

    8. Экономическая психология: Социокультурный подход / Под. Ред. И.В. Андреевой. СПб, 2000.

Тема 2. Рекрутинг в международных компаниях

Факторы, оказывающие влияние на выбор типа кадровой политики в ТНК и МНК. Внешний рекрутинг и внутренний рекрутинг. Преимущества и недостатки внешнего рекрутинга. Преимущества и недостатки внутреннего рекрутинга. Открытая и закрытая кадровая политика международной фирмы. Основные категории сотрудников, востребованные в транснациональных компаниях. Понятие «экспатриант». Проблемы экспатриации и репатриации. Основные подходы к процессу подбора и отбора персонала в транснациональных компаниях: этноцентризм, полицентризм, геоцентризм, региоцентризм. Этнокультурные особенности внешнего рекрутирования: американский подход, британский подход, немецкий подход, японская модель, корейская модель. Сохранение кадров и текучесть кадров в международной компании. Характер трудовых отношений в разных странах.

Основная литература:

  1. Гриффин Р. Пастей М. Международный бизнес. СПб.: Питер, 2006.

  2. Пивоваров С.Э. Тарасевич Л.С. Майзель А.И. Международный менеджмент. СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Вихинский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М., 2003.

  2. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

  3. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2006.

  4. Психология менеджмента / Под. Ред. С.Г. Никифорова. СПб., 2004.

  5. Коул М. Культурно-историческая психология. - М.,1997.

  6. Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2002.

  7. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.

  8. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.

  9. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. С.Пб., 2003.

  10. Стефаненко Т.Г. Шлягина Е.И. Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1996.

Тема 3. Мотивация персонала международных компаний

Общее рассмотрение проблемы мотивации персонала. Материальное и нематериальное стимулирование. Влияние культурных синдромов (уровень избегания неопределенности, индивидуализм, степень маскулинности) на процесс мотивационного роста. Потребности персонала международной фирмы. Модели мотивации, основанные на потребностях, в разных культурах. Процессуальные модели мотивации в разных культурах. Подкрепляющая модель мотивации в разных культурах. Средства повышения мотивации работников международных компаний. Оценка результатов труда в международном бизнесе. Определение размеров компенсации в международном бизнесе.

Основная литература:

  1. Гриффин Р. Пастей М. Международный бизнес. СПб.: Питер, 2006.

  2. Мясоедов С.П.Основы кросскультурного менеджмента. М., 2003.

  3. Пивоваров С.Э. Тарасевич Л.С. Майзель А.И. Международный менеджмент. СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Вихинский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М., 2003.

  2. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

  3. Исламские финансы в современном мире / Сост. Р.И. Беккин. М., 2004.

  4. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2006.

  5. Психология менеджмента / Под. Ред. С.Г. Никифорова. СПб., 2004.

  6. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М., 2006.

  7. Экономическая психология: Социокультурный подход / Под. Ред. И.В. Андреевой. СПб, 2000.

Тема 4. Конфликты в поликультурных коллективах и их предупреждение

Социально-психологические причины возникновения внутренних конфликтов персонала в международных организациях. Конфликты как продукты межгруппового взаимодействия. Конфликты как продукты процессы стереотипизации в межкультурном взаимодействии. Конфликты как продукты неудовлетворенностью результатами труда. Конфликты как результат несформированности единой корпоративной культуры международной компании. Конфликты, возникающие в процессе принятия решений в международных компаниях Отношение к конфликтам в разных культурах. Предупреждение конфликтов в международных организациях.

Основная литература:

  1. Гриффин Р. Пастей М. Международный бизнес. СПб.: Питер, 2006.

  2. Мясоедов С.П.Основы кросскультурного менеджмента. М., 2003.

  3. Пивоваров С.Э. Тарасевич Л.С. Майзель А.И. Международный менеджмент. СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005.

  2. Вихинский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М., 2003.

  3. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

  4. Исламские финансы в современном мире / Сост. Р.И. Беккин. М., 2004.

  5. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2006.

  6. Психология менеджмента / Под. Ред. С.Г. Никифорова. СПб., 2004.

  7. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М., 2006.

  8. Экономическая психология: Социокультурный подход / Под. Ред. И.В. Андреевой. СПб, 2000.

Тема 5. Обучение и развитие персонала международных компаний

Характеристика процесса введения новых сотрудников в международную компанию. Адаптация новых сотрудников. Культурный шок и стресс аккультурации при адаптации экспатриантов. Значение наставников и наставничества. Проведение групповых учебных занятий в поликультурном коллективе. Техника развивающего обучения в международной компании. Тренинг межкультурного взаимодействия и этнокультурной компетентности, как средство повышения сплоченности персонала и средство профилактики конфликтов. Использование техники «культурного ассимилятора» в процессе тренинга межкультурного взаимодействия.

Основная литература:

  1. Гриффин Р. Пастей М. Международный бизнес. СПб.: Питер, 2006.

  2. Мясоедов С.П.Основы кросскультурного менеджмента. М., 2003.

  3. Пивоваров С.Э. Тарасевич Л.С. Майзель А.И. Международный менеджмент. СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Вихинский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М., 2003.

  2. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

  3. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2006.

  4. Психология менеджмента / Под. Ред. С.Г. Никифорова. СПб., 2004.

  5. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М., 2006.

  6. Экономическая психология: Социокультурный подход / Под. Ред. И.В. Андреевой. СПб, 2000.

  7. Коул М. Культурно-историческая психология. - М.,1997.

  8. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг межкультурного взаимодействия. М., 2003.

  9. Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2002.

  10. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.

  11. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.

  12. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. С.Пб., 2003.

  13. Стефаненко Т.Г. Шлягина Е.И. Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1996.

Тема 6. Проблемы тестирования персонала транснациональных компаний

Отличительные особенности методов кросскультурного исследования. История методов исследования в сфере кросскультурной психологии. Современные стандарты при проведении кросскультурного исследования. Отклонения и эквивалентность: определения и классификация. Отклонения, связанные с конструктом. Отклонения, связанные с методом. Отклонения, связанные с тестовыми заданиями. Многоязычные исследования.

Проблемы исследования личности в кросскультурной психологии. Универсалистский подход к исследованию личности. Кросскультурные исследования личностных черт. Кросскультурная адаптация личностных опросников: опросник Айзенка, «Большая Пятерка», MMPI. Индигенные модели личности. Африканская модель личности, японская модель личности, измерения личности в китайской культуре.

Основная литература:

  1. Гриффин Р. Пастей М. Международный бизнес. СПб.: Питер, 2006.

  2. Пивоваров С.Э. Тарасевич Л.С. Майзель А.И. Международный менеджмент. СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Вихинский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М., 2003.

  2. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2006.

  3. Психология менеджмента / Под. Ред. С.Г. Никифорова. СПб., 2004.

  4. Экономическая психология: Социокультурный подход / Под. Ред. И.В. Андреевой. СПб, 2000.

  5. Коул М. Культурно-историческая психология. - М.,1997.

  6. Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2002.

  7. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.

  8. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.

  9. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. С.Пб., 2003.

  10. Стефаненко Т.Г. Шлягина Е.И. Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1996.

Литература

Основная литература:

  1. Гриффин Р. Пастей М. Международный бизнес. СПб.: Питер, 2006.

  2. Мясоедов С.П.Основы кросскультурного менеджмента. М., 2003.

  3. Пивоваров С.Э. Тарасевич Л.С. Майзель А.И. Международный менеджмент. СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005.

  2. Вихинский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М., 2003.

  3. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

  4. Исламские финансы в современном мире / Сост. Р.И. Беккин. М., 2004.

  5. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2006.

  6. Психология менеджмента / Под. Ред. С.Г. Никифорова. СПб., 2004.

  7. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М., 2006.

  8. Экономическая психология: Социокультурный подход / Под. Ред. И.В. Андреевой. СПб, 2000.

  9. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг межкультурного взаимодействия. М., 2003.

  10. Люис Р. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. М., 2003.

  11. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.

  12. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.

  13. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. С.Пб., 2003.

  14. Стефаненко Т.Г. Шлягина Е.И. Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1996.

  15. The Blackwell Handbook of Global Management: A Guide of managing Complexity / Ed. by H. Lane, M. Maznevski, M. Mendenhall, J. McNett. Blackwell Publishing Ltd, 2004.

  16. BERRY J.W., POORTINGA, Y.H., SEGALL, M.N. & DASEN P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. - CUP, 2002.

  17. TRIANDIS H.C. Culture and social behavior - N-Y., 1994.

Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Тематика домашних заданий

  1. Методика оценки социального капитала в организации.

  2. Влияние культурных факторов на социальный капитал в различных этнических группах.

  3. Кросскультурные особенности мотивации работников в поликультурных коллективах.

  4. Специфика принятия решений сотрудниками поликультурных коллективов (международных организаций).

  5. Методика оценки социально-психологического климата в поликультурных коллективах.

  6. Разработка техники межкультурной сензитивности.

  7. Влияние этнокультурных особенностей руководителя на стиль управления коллективом.

  8. Кросскультурные особенности удовлетворенности работой.

  9. Взаимосвязь религиозной идентичности и экономических установок.

  10. Взаимосвязь религиозной идентичности и деловой активности.

  11. Кросскультурные особенности отношения к деньгам представителей различных стран.

  12. Отношение к труду в различных культурах.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Кросскультурный менеджмент как наука. Предмет, объект, история кросскультурного менеджмента.

  2. Особенности американского менеджмента и особенности японского менеджмента: сравнительная характеристика.

  3. Особенности отношения персонала ко времени в различных культурах.

  4. Кросскультурные аспекты лидерства в поликультурных коллективах.

  5. Подбор и отбор персонала в процессе создания зарубежных отделений компании.

  6. Внешний рекрутинг: «плюсы» и «минусы»

  7. Внутренний рекрутинг: «плюсы» и «минусы»

  8. Влияние культурных измерений на мотивацию представителей различных культур.

  9. Различия в потребностях представителей различных культур.

  10. Обучение и развитие персонала международных компаний.

  11. Общая структура тренинга этнокультурной компетентности.

  12. Использование техники «культурного ассимилятора» в процессе тренинга межкультурного взаимодействия.

  13. Оценка результатов труда и определение размеров компенсации в международных компаниях.

  14. Проблемы использования личностных тестов при отборе персонала в международных компаниях.

  15. Проблемы использования тестов достижений при отборе персонала в международных компаниях

  16. Основные требования к кросскультурной валидности тестовой методики.

  17. Основные подходы к процессу подбора и отбора персонала в транснациональных компаниях: этноцентризм, полицентризм, геоцентризм, региоцентризм.

  18. Социально-психологические причины возникновения внутренних конфликтов персонала в международных организациях.

  19. Конфликты как результат столкновения различных корпоративных культур филиалах ТНК.

  20. Проблемы адаптации новых сотрудников в поликультурных коллективах.

Автор программы:

Канд. психол. наук. ____________________________________А.Н. Татарко



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра Правительство Российской Федерации

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300.
  2. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (35)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/
  3. Программы Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК)

    Документ
    пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма,
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)

    Документ
    самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);
  5. Павлова Е. А., Мархакшиновой В. Н

    Документ
    Нормативные требования для поступающих в РГУФКСиТ в 2010-2011 учебном году: / Под. ред. Павлова Е.А., Мархакшиновой В.Н. – М.: РГУФКСиТ, 2011. – 223 с.

Другие похожие документы..