Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
2. В.Р. Рембовский, Е.Е. Ермолаева, А.С. Радилов, Н.В. Гончаров, Л.М. Глашкина, Е.И. Савельева, Н.С. Хлебникова, Н.Л. Корягина, В.А. Кондрашов, Н.М. М...полностью>>
'Публичный отчет'
5, тел. 8(0 13 ) -1 - 0 Во время отсутствия Мироновой В.М. прием осуществляет главный специалист сектора Мачаховская Алла Войтеховна, ул....полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 15060...полностью>>
'Документ'
Молодіжна політика в Україні як необхідна умова залучення молоді до управління державними та суспільними справами: досвід, проблеми реалізації (80-ті ...полностью>>

Биология (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

В модуле на предварительном этапе обучения проводится анкетирование студентов с целью определения уровня осведомленности студентов о существующих электронных средствах обучения биологии, отношения студентов к применению ЦОР в процессе обучения, а также для выявления уровня практической и мотивационной готовности к их применению в своей практической деятельности программно-педагогических средств биологического содержания.

Текущий контроль сформированности умений и практических навыков по модулю осуществляется проверкой:

  • учетных карточек анализа ЦОР;

  • аннотированных списков сайтов биологического содержания;

  • цифровой коллекции с различными файлами;

  • презентации и ее защиты в ходе творческой мастерской.

После завершения модуля также проводится анкетирование с целью выявления у студентов положительной динамики в мотивации и готовности использовать ЦОР в профессиональной деятельности учителя биологии. После изучения модуля студентами выполняется зачетный тест.

7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Лекции модуля проводятся с использованием ноутбука, мультимедийного проектора и авторских презентаций по теме. Практические занятия проводятся в университетской лаборатории ЦОР и педагогического проектирования, оборудованной мультимедийными компьютерами, включенными в локальную сеть и имеющими выход в INTERNET.

Самостоятельная работа студентов так же организуется там же.

Для изучения материалов модуля необходимо программное обеспечение: стандартное, специализированное (графические программы, программное сопровождение цифровой насадки к микроскопу), ЦОР биологического и межпредметного содержания (локальные и сетевые версии, и их оригиналы на CD-дисках).

При проведении занятий предлагается сделать акцент на групповой работе студентов исследовательского характера и организации самостоятельной работы, поэтому преподавателем формируются мини-группы по 2-3 человека с учетом пожеланий студентов. При формировании групп необходимо обратить внимание на то, что желательно в состав каждой группы включить координатора, исполнителей и / или «генератора идей».

Работа каждого студента оценивается по нескольким направлениям: работа на занятиях (выполнение учебных заданий, посещение занятий, подготовка к занятиям, участие в обсуждении и пр.) и самостоятельная работа, выполнение творческих заданий в составе группы, подготовка отчета по творческой теме.

Полный комплект учебно-методических материалов модуля размещен на сайте ДГГУ по адресу: , вкладка «Учебные модули и курсы», предметная область «Естествознание».

ГЛАВА 2.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ

К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Учебный модуль «Использование средств ИКТ

в организации учебно-исследовательской деятельности

школьников по курсу биологии»

ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Авторы-разработчики:

Шураков Аркадий Иванович, профессор, доктор биологических наук, кафедры зоологии ГОУ ВПО «ПГПУ»,

Шураков Сергей Аркадьевич, доцент, кандидат биологических наук, кафедры зоологии ГОУ ВПО «ПГПУ»,

Сипатова Нина Игорьевна, старший преподаватель кафедры зоологии ГОУ ВПО «ПГПУ»

Специальность: 050102 «Биология»;

ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения биологии»

Общие положения

1. Цель учебного модуля:

    • формирование основ специальной, профессиональной компетентности учителя биологии в области применения ИКТ в учебном процессе по предмету при организации учебно-исследовательской деятельности школьников;

    • формирование профессиональной компетентности будущих учителей в организации учебно-исследовательских работ учащихся при проведении лабораторных, полевых исследований с использованием стандартного программного обеспечения;

    • формирование профессиональной компетентности будущих учителей в организации учебно-исследовательских работ учащихся при проведении лабораторных, полевых исследований с использованием ЦОР.

2. Задачи учебного модуля:

  1. Формирование у студентов системы знаний, соответствующих специальному уровню профессиональной компетентности:

    • о тенденциях обновления материально-технической базы обеспечения учебного процесса и при организации учебно-исследовательской работы учащихся по предмету;

    • содержании компонентов программного обеспечения по методике преподавания биологии и организации проведения учебно-исследовательских работ школьников по биологии;

    • программном сопровождении, поддерживающем процедуру сбора и обработки полученных биологических данных в процессе оформления учебно-исследовательских работ учащихся;

    • приемах моделирования биологических процессов оформления фрагментов учебно-исследовательских работ при использовании стандартных ЦОР;

    • методике формирования у студентов специальных учебных умений и навыков в процессе сбора и обработки биологических данных при оформлении учебно-исследовательских работ;

    • основах конструирования итогов учебно-исследовательской работы собственных текстовых, фото-, видео,- ресурсов;

    • содержании цифровых дидактических материалов поддерживающих самостоятельную учебно-исследовательскую работу школьников с компонентами виртуальной среды при обработке полученных данных;

    • способе получения научной информации при помощи средств Internet при оформлении учебно-исследовательской работы.

2. Формирование практической готовности будущих учителей биологии к решению специальных, профессиональных задач:

    • использование цифровых образовательных ресурсов при руководстве учебно-исследовательской деятельностью учащихся;

    • подготовка демонстрационных и дидактических материалов, поддерживающих и сопровождающих учебно-исследовательскую работу учащихся;

    • проектирование виртуальных моделей различных типов с использованием информационных источников при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся средствами виртуальной среды.

3. Формирование у студентов интереса к самостоятельной методической деятельности, связанной с использованием ПК и цифровых образовательных ресурсов для организации учебно-исследовательской работы учащихся.

4. Содействие становлению коммуникативной компетентности будущих учителей в условиях индивидуальной и коллективной учебно-исследовательской деятельности по сбору и обработке методически материалов учебного назначения с использованием ИКТ и средств ЦОР.

3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике компетентностного подхода):

В результате изучения модуля студент должен:

  1. Решать задачи, соответствующие ключевой профессиональной компетентности:

  • владеть практическими умениями и навыками в области использования программного обеспечения и компьютерной техники в области предметных и методических знаний;

  • пользоваться традиционными и цифровыми (локальными и сетевыми) источниками информации, работать с поисковыми системами, отбирать и структурировать информацию, необходимую для осуществления учебно-исследовательской деятельности с учащимися;

  • пользоваться стандартными офисными программами Windows (xp) для обработки информации (в частности: M. Word, M.P.Point, «1С: Образование 3.0 (4.0.) Школа», M. Photo Editor, AutoCAD 2008 – Русский, GPS- совместимыми программами (OZI Explorer).Nero, M. Exсel);

  • владеть навыками решения профессиональных задач в условиях методической: индивидуальной, коллективной, традиционной, инновационной учебно-исследовательской, деятельности.

  1. Решать задачи, соответствующие базовой профессиональной компетентности:

  • формулировать цели учебно-исследовательской деятельности и определять в соответствии с поставленными целями содержание и рациональные методы поиска;

  • самостоятельно отбирать цифровые и мультимедийные ресурсы для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, грамотно использовать информационно-коммуникационные средства при обработке результата исследований;

  • овладеть методикой использования ресурсов стандартных ЦОР при организации учебно-исследовательской работы учащихся,

  • обеспечивать необходимые методические условия для учебно-исследовательской работы учащихся в практике использования возможностей сети Internet и локальных сетей для обучения;

  • строить процесс учебно-исследовательского поиска в области биологии с учетом индивидуальных особенностей учащихся (интересов, способностей) с выбором собственного алгоритма и темпа работы.

  1. Решать задачи, соответствующие специальной профессиональной компетентности:

  • осуществлять поиск, анализ и отбор ЦОР, которые могут быть использованы для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии на различных видах носителей или в сети;

  • определять методы и приемы рационального использования технических средств научного поиска, разрабатывать авторские цифровые ресурсы по биологии с использованием различных компонентов ЦОР для конкретных конструкций уроков биологии по темам учебно-исследовательских работ учащихся;

  • осуществлять руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся по темам исследований: орнитологии, герпетологии, батрахологии, пчеловодству в условиях адаптации исследований к школьным условиям.

4. Ожидаемые результаты освоения модуля (в логике традиционного, действующего для нынешнего поколения ГОС ВПО, подхода):

В результате изучения модуля студент должен:

ЗНАТЬ:

  • требования к научным опытам и наблюдениям за натуральными биологическими объектами с использованием компьютерных технологий обеспечения процесса современного научного и учебно-исследовательского поиска;

  • виды программного обеспечения, поддерживающих самостоятельную учебно-исследовательскую работу учащихся с компонентами виртуальной среды;

  • состав и содержание основных компонентов ЦОР по методике учебно-исследовательского поиска в области биологии;

  • формы и методы научного и учебно-исследовательского поиска в биологических исследованиях в условиях ИКТ- насыщенной среды обучения;

  • основные положения методики использования компонентов ЦОР в процессе ученического поиска и для обработки полученных данных.

УМЕТЬ:

  • разрабатывать научные материалы, поддерживающие самостоятельную работу учащихся с программными ресурсами и ЦОР;

  • разрабатывать практические приёмы работы при проведении наблюдений, экспериментов, обработке полученных данных с использованием ресурсов сети Internet при организации учебно-исследовательской работы учащихся;

  • проектировать этапы учебно-исследовательского поиска с использованием средств ИКТ;

  • осваивать приемы работы с ЦОР, новыми средствами ТАСО учебной деятельности: видеоглазом, цифровым микроскопом, цифровым фотоаппаратом, видеокамерой в процессе организации учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

ВЛАДЕТЬ:

  • методикой подготовки и проведения учебных исследований в условиях ИКТ- насыщенной среды обучения,

  • методикой организации учебно-исследовательской деятельности школьников при сборе и обработке научной информации;

  • методикой обучения школьников приемам работы с ЦОР применимо к предметной деятельности (биология) в рамках стандартного программного обеспечения при выполнении учебно-исследовательской деятельности учащихся.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о требованиях к современным методам научного познания явлений живой природы в условиях развития компьютерных технологий обеспечения глобальных научных исследований в области естественных наук в целом;

  • о современных направлениях развития биологии как области научного знания с учетом использования возможностей программного обеспечения;

Освоение программных вопросов модуля предполагает повторение вопросов предметной области (биологии) и методики преподавания биологии:

  • базовых понятий вузовского курса методики биологии, которые включены в содержание лекций и практических занятий;

  • методики формирования у студентов базовых понятий и законов курса биологии;

  • методики постановки наблюдений, опытов и экспериментов по темам школьных исследований.

5. Инновационность комплекта УММ состоит:

По целям обучения:

  • в представлении и дифференцировке целей обучения в виде совокупности компетентностей будущего специалиста (ключевой, базовой, специальной), отражающих разные уровни решения профессиональных задач, связанных с организацией учебно-исследовательского поиска учащихся в ИКТ- насыщенной среде обучения;

  • в их обновлении за счет включения целей, связанных с овладением студентами современных компьютерных технологий сопровождения учебно-исследовательского поиска учащихся ( инновации в области использования ЦОР).

По содержанию обучения:

  • в обновлении программы курса теории и методики обучения биологии в части вопросов руководства учебно-исследовательскими работами учащихся по предмету в образовательной среде ТАСО: цифровых источников учебной информации - ЦОР;

  • представлении «ядра» содержания подготовки специалиста в виде совокупности профессиональных задач (типовых и творческих), связанных с компьютерным моделированием, проектированием учебно-исследовательской учащихся работы в ИКТ- насыщенной среде;

  • обновлении приёмов обработкой полученных в результате учебных исследований данных при помощи программного обеспечения и цифровых ресурсов для их сопровождения.

По методам обучения:

  • расширении методов обучения за счет появления новых источников научной, учебной информации, новых видов учебной деятельности студентов при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;

  • сочетании использования традиционных и инновационных методов в условиях использования новых возможностей виртуальной среды обучения при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;

  • использовании активных методов обучения, ориентированных на самостоятельную творческую работу студентов по решению профессиональных задач;

  • организации индивидуальной, парной и групповой работы будущих учителей в ситуациях решения нестандартных учебных и профессиональных проблем в организации учебно-исследовательской деятельности школьников;

  • системном внедрении ИКТ в учебный процесс, в обеспечении расширенного спектра задач профессиональной деятельности и оптимизацию времени, отводимого на его организацию, реализацию вариативных методик организации учебно-исследовательской деятельности, более высокий уровень индивидуализации обучения.

По формам обучения:

  • в организации внеурочной работы учащихся при сочетании индивидуальных и групповых форм работы студентов в реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся;

  • во включении в структуру традиционных форм (лекции, лабораторные занятий) инновационных элементов деятельности с использованием ЦОР в ИКТ- насыщенной среде обучения;

  • использовании коллективных и групповых форм обучения, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого студента в коллективной деятельности при сочетании традиционных и инновационных приемов обучения в учебно-исследовательской деятельности.

По средствам обучения:

  • в системном использовании средств ИКТ, как источника знаний, дополняющего книгу в организации учебно-исследовательских занятий и самостоятельной работы студентов по программе модуля;

  • системном использовании ЦОР, как источника знаний, дополняющего книгу в организации учебно-исследовательских занятий школьников;

  • системном использовании программного обеспечения для обработки данных учебно-исследовательских работ учащихся, компьютерном моделировании;

  • оснащении лаборатории для проведения занятий модуля современным оборудованием, объединенным в сеть, и новыми версиями цифровых образовательных ресурсов по биологии и педагогическому проектированию.

Рабочая программа модуля

1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины модуля

Приводится распределение часов дисциплины модуля по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом (таблица).

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр2

в неделю

в год

в год

Лекции

6

6

2

6

6

Практические занятия

6

6

2

6

6

Самостоятельная работа

12

12

2

12

12

При изменении графика учебного процесса следует откорректировать объемы всех видов учебной деятельности с сохранением общего количества часов, отводимых на дисциплину по учебному плану.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Биология человека. Эволюционный подход

    Лекция
    “То или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале”.
  2. Биология под редакцией академика рамн профессора В. Н. Ярыгина Вдвух книгах

    Книга
    Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.
  3. Биология и экология газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»

    Урок
    Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»Биология в Открытом колледже/biologyHerba: ботанический сервер Московского университетаBioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологииFlorAnimal: портал
  4. «Биология и патология рыб» Специальность 111201 «Ветеринария» Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Учебная дисциплина «Биология и патология рыб» принадлежит к циклу ОПД – общепрофессиональные дисциплины, и национально-региональному (вузовскому) компоненту ГОС ВПО.
  5. Биология (зоология) 8 класс. Занятие от 23. 02. 2011 Уважаемые ребята!

    Учебник
    Размещаем для вас информацию по истории развития зоологии. В школьных учебниках этот раздел практически отсутствует, но в олимпиадах вопросы по данной теме периодически появляются.
  6. «Биология и патология пчел» Специальность 111201 Ветеринария Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Учебная дисциплина «Биология и патология пчел» принадлежит к циклу ОПД – общепрофессиональные дисциплины, и национально-региональному (вузовскому) компоненту ГОС ВПО.

Другие похожие документы..