Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Справочник'
Уильям Р. Станек, Microsoft Windows Server 2003. Справочник администратора. Пер. с англ. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004 - 648...полностью>>
'Книга'
Наступает момент истины, когда каждому предстоит решить, зачем он жил и во имя чего способен умереть. Невероятные по мощи силы стягиваются к Утонувше...полностью>>
'Рабочая программа'
Программа разработана в соответствии с учебным планом по научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, орга...полностью>>
'Документ'
Объем пенсионных резервов НПФ «Газфонд», входящего в тройку лидеров среди НПФ по данному показателю, за первое полугодие текущего года вырос на 0,8% ...полностью>>

Биология (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по модулю

Количество часов общего количества в объёме: 12 часов аудиторных занятий и 12 часов для самостоятельной работы.

    1. 2.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Использование новых информационных технологий при подготовке учителя к уроку биологии

2

2

2.

Проектирование уроков биологии с использованием средств ИКТ.

2

2

Всего

4

4

2.2. Лабораторные занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Отбор и редактирование компонентов ЦОР для уроков биологии

1,2

2

2

2.

Методика сбора и обработки материалов, экспериментальных данных и полевых исследований

1,2

12 -14

2

3.

Анализ выполненных проектов

2

2

2

4.

Разработка заданий и дидактических материалов для творческих учебных проектов учащихся в свете профилизации обучения

2

2

2

Всего:

8

8

2.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Тема занятия

Номера тем

лекций

Неделя семестра, на которой дается задание

Объём в часах

1.

Основы конструирования выбранной методической темы

1,2

2

3

2.

Методика сбора цифровых учебных материалов.

1,2

12 - 14

3

3.

Технологические приёмы обработки и оформления цифровых учебных материалов

2

4, 12-14

3

4.

Методика оформления учебных материалов.

2

4

3

Всего:

12 часов

  1. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Данный модуль должен разрешить некоторые актуальные проблемы, возникшие в несоответствии существующего в данное время стандарта по методике преподавания биологии и потребностям современной школы в насыщении учебного процесса информационно-коммуникационными технологиями.

Методика преподавания биологии – это дисциплина, использующая натуральные, по возможности живые объекты природной среды, которые являются ведущими в процессе обучения биологии. Не все могут быть продемонстрированы на уроке, именно там целесообразно использовать средства ЦОР и ИКТ на уроке биологии. Не следует производить методической подмены натуральных биологических объектов (что было бы грубейшим нарушением методики изучения натуральных объектов). Необходимо разработать тематику и методику использования тех, которые целесообразно демонстрировать в сопровождении урока биологии.

Насыщение преподавания биологии аудиовизуальными, информационными и коммуникационными технологиями обучения. Это требует изменения стандарта обучения методике преподавания биологии. Это было учтено при конструировании данного модуля. Целесообразно внести в стандарт следующие изменения: инновации не должны перемещать основной акцент в преподавании основ методики биологии с демонстраций натуральных объектов на виртуальные, а лишь расширить возможности учителя. Изменение уровня компетентностей будущего специалиста (ключевых, базовой, специальной), отражающих разные уровни профессиональных задач, связанных с подготовкой к урокам биологии в средней школе в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения.

Содержание модуля

Понятие информации обучения, общая характеристика процессов сбора уже существующей и новой (фото-, видео-, информации); способов передачи, обработки и её накопления; технические и программные средства реализации информационных процессов в рамках методических задач при подготовке к урокам биологии, при проведении биологических наблюдений и экспериментов непосредственно в природной среде, использование алгоритмов компьютерного моделирования при разработке конкретных методических материалов по предложенным темам.

4. Литература (основная и дополнительная)

4.1. Основная литература

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 352 с.

  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

  3. Информатизация общего среднего образования /Под редакцией Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.

  4. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 96 с.

  5. Концепция информатизации образования //Информатика и образование, 1998. – №6. – С.3-31.

  6. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Под ред. Е.К.Хеннера. М.: Академиа, 1999,816с.

  7. Пономарёва И.Н. Общая методика обучения биологии /И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова. Под ред. И.Н.Пономаревой – М.: «Академия», 2003 – 372 с.

  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 271 с.

  9. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. М.: Мир, 1987. 224 с.

  10. Хипсон П. Реестр Windos XP. San Francisco London: Sybex; М: Изд. дом Питер, 2004, 476 с

  11. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные, уч. для уч-ся 7 кл. / Под ред. Проф. Константинова В.М., изд. 2-ое переработанное. М.: Вентана-Графт, 2005. -304 с.

  12. Латюшин В.В., Шапкин В.А., Биология: Животные, уч. для уч-ся 7 кл., изд. 4-ое стер., М.: Дрофа, 2003.-304 с.

  13. Никишов А.И. Шарова И.Х. Биология: Животные, уч. для уч-ся 7-8 кл., изд. 7-ое, М.: Просвещение, 2004. -256 с.

  14. Сонин Н.И. Биология, уч. для уч-ся 6 кл., изд. 4-ое стер., М.: Дрофа, 2001. -276 с.

  15. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология, уч. для уч-ся 7 кл., изд. 4-ое стер., М.: Дрофа, 2001. -248 с.

4.2. Дополнительная литература

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. Научно-методическое пособие М.: Педагогика, 1994 – 230 с.

  2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. – 304 с

  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М:Педагогика, 1989.– 192с.

  4. Быков В.В Научный эксперимент М.: Наука, 1989. – 176 с

  5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

  6. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Научно-методическое пособие М.: МГГА, 1996. – 191 с.

  7. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Издательская корпорация «Логос» , 2000. – 236 с.

  8. Педагогика Под ред. П.И. Пидкасистого Учебное пособие для студентов пед вузов и пед. колледжей М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640 с.

  9. Подласый И.П Педагогика Новый курс Учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

  10. Оспенникова Е.В. Е-Дидактика Мультимедиа: Проблемы и направления исследования Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2005. – Вып. 1. - С. 16- 30

  11. Оспенникова Е.В., Худякова А.В. Обновление системы учебных объектов среды обучения в условиях информатизации образования и проблема организации познавательной деятельности школьников в новой информационной среде Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2005. – вып. 1. - с. 50 – 67

  12. Бент Б. Андерсен, Катя Ван дер Бринк Мультимедиа в образовании Специализированный учебный курс М.: «Обучение-Сервис», 2005. – 216 с.

5. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

п/п

Наименование ЦОР, автор, класс

Фирма-разработчик

1

Открытая биология (CD) /Автор курса Д.И. Мамонтов. Под ред. А. В. Маталина – (/.).

М.: ООО «Физикон», версия 2.6, 2002

2

Биология, химия, экология (CD) – М.: Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, (/.), ООО «Дрофа», 2005.

ООО «Физикон», 2005

3

Подготовка к ЕГ по биологии (CD) – М.: Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, (/.), ООО «Дрофа», 2005.

ООО «Физикон», 2005

4

Биология 9 класс Общие закономерности жизни (CD) – Цифровые образовательные ресурсы для учебника /А.В.Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишова.

ООО ГИЦ «Владос», ООО «Физикон», НФПК, 2006.

5

Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум (CD) - М.: (mmedia @ ) , ().

М.: Республиканский мультимедиа центр, в 2 ч., 2004, (techsupport@).

6

Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий(CD

Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий»

7

Природоведение. Библиотека электронных наглядных пособий (5 класс) (CD).

ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Дрофа», ООО «Физикон», Министерство обр. РФ, 2004.

8

Экология (CD) /Под ред. А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова – М: «1 М.»: Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, (1c@1c/ru,), (hotline@).

ООО «Дрофа», ЗАО «1С», 2004,

9

Экология (CD) НФПК. В 2 ч., 2004.

6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

  • Тест для промежуточного контроля знаний и умений студентов

  • Выполнение заданий для самостоятельной работы (проекты).

  • Зачет (на основе рейтинговой системы оценивания учебных достижений).

7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Лекции

При чтении лекций рекомендуется широкое использование мультимедийной техники и проекционного оборудования. Используются презентации и фрагменты ЦОР.

Лекция проводится с демонстрацией фрагментов учебных а авторских ЦОР с последующими комментариями учебного материала. При демонстрации фотографий и видеофрагментов обращается внимание на условия съёмки демонстрируемых объектов. Образцы прилагаются в отдельном файле.

Лабораторные занятия

Лабораторные занятия проводятся при инструктировании и демонстрации объектов средствами ИКТ мультимедийного оборудования. Демонстрируются фрагменты ЦОР. Преподаватель инструктирует студентов по содержанию лабораторного занятия: работа проводится фронтально, студенты работают парами и группами. Определяются цели и задачи каждого занятия. Преподаватель вносит некоторые пояснения при демонстрации фотографий и видеофрагментов (при каких особенностях условий съёмки сделаны данные фотографии). Образцы прилагаются. Занятие проводится в специально оборудованном кабинете при обязательном соблюдении инструкции ТБ.

Преподаватель рекомендует студентам использовать информационные технологии и инновационные методы при подготовке к урокам биологии следующих тем учебных курсов зоологии и общей биологии в школе: «Тип Членистоногие, класс Насекомые, Паукообразные», «Тип хордовые, Класс Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, млекопитающие»; общая биология: «Эволюционное учение», «Основы экологии», «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Рекомендуется применять полученные материалы при проведении разных видов учебных занятий по методике биологии и другим биологическим дисциплинам на базе технического, программного и информационного обеспечений учебного процесса (пакеты прикладных программ, базы и банки данных, тестирующие программы, тренажеры).

Самостоятельная работа

Студенты рассматривают проекты по разработке конкретного содержания. Преподаватель консультирует каждую группу студентов, изучает план, корректирует его с учетом особенностей работы студентов над проектами, дает инструкции и краткую характеристику в соответствии перечнем заданий по выбору. По данной методической схеме проводятся лабораторные работы №1, №3, №4. Лабораторная работа №2 организуется на летней полевой практике, с использованием ее ресурсной базы.

При конструировании студенческих проектов им рекомендуется использовать базу данных готовых ЦОР из предложенного перечня, а также получить и использовать собственные фото- и видеоматериалы.

Далее приводится примерный перечень тематики проектов в соответствии с типами уроков. Это могут быть материалы, используемые: на вводных уроках (тип I), на уроках, раскрывающих содержание (тип II), на обобщающих уроках (тип III), на уроках проверки и контроля знаний (тип IV)

Полный комплект учебно-методических материалов модуля размещен на сайте ПГПУ по адресу: /?q=node/68 .

1.3. Учебный модуль «Методика использования цифровых образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях по биологии в средней школе»

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный

университет»

Автор-разработчик:

Нащочина Марина Михайловна, доцент кафедры биологии и географии ДВГГУ, кандидат педагогических наук.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Биология человека. Эволюционный подход

    Лекция
    “То или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале”.
  2. Биология под редакцией академика рамн профессора В. Н. Ярыгина Вдвух книгах

    Книга
    Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.
  3. Биология и экология газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»

    Урок
    Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»Биология в Открытом колледже/biologyHerba: ботанический сервер Московского университетаBioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологииFlorAnimal: портал
  4. «Биология и патология рыб» Специальность 111201 «Ветеринария» Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Учебная дисциплина «Биология и патология рыб» принадлежит к циклу ОПД – общепрофессиональные дисциплины, и национально-региональному (вузовскому) компоненту ГОС ВПО.
  5. Биология (зоология) 8 класс. Занятие от 23. 02. 2011 Уважаемые ребята!

    Учебник
    Размещаем для вас информацию по истории развития зоологии. В школьных учебниках этот раздел практически отсутствует, но в олимпиадах вопросы по данной теме периодически появляются.
  6. «Биология и патология пчел» Специальность 111201 Ветеринария Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Учебная дисциплина «Биология и патология пчел» принадлежит к циклу ОПД – общепрофессиональные дисциплины, и национально-региональному (вузовскому) компоненту ГОС ВПО.

Другие похожие документы..