Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательная программа'
ресурсами на основе диагностики деятельности персонала (на примере…)* Оптимизация управления человеческими ресурсами на основе оценки персонала(на при...полностью>>
'Документ'
Общее руководство подготовкой и проведением соревнования осуществляет Министерство спорта и туризма и ОО «Республиканский туристско-спортивный союз» ...полностью>>
'Документ'
На рубеже XIX-XX вв. мировое хозяйство сформировалось как целостная система, включа­ющая машинную индустрию, которая уничтожи­ла прежнюю, естественно...полностью>>
'Документ'
По данным Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге за 2009 год по вопросам незаконного увольнения беременных женщин, невыплате либо несвоев...полностью>>

Повторение лексики и фразеологии Синонимы и антонимы

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Повторение лексики и фразеологии

Синонимы и антонимы

(VI класс)

Цель урока: повторить сведения о группах слов и их лексическому значению: закрепить правописание безударных гласных в корне, -тся - -ться в глаголах не с глаголами; поразмышлять о молодости и старости.

Ход урока.

Слуховой диктант:

Если бы молодость знала, если бы старость могла.

(У доски работает один ученик)

- Найдите орфограмму «Безударная гласная в корне». Письменно объясните выбор буквы.

- Что еще можно и нужно объяснить с точки зрения орфографии? (бы, - ость)

- Прочтите еще раз вслух это высказывание? Как оно звучит? (Грустно.)

- О чем эта грусть? Чего не хватает молодости для счастья? А старости? Какой период в жизни человека был лучше? Вот что говорят об этом пословицы:

Не теряй напрасно времени в молодости, в старости его останется очень мало. (Китайская)

У молодого не хватает ума, у старого – здоровья. (Вьетнамская)

Старость забывчивая, юность неопытная. (Японская)

(Каждую из пословиц записывает на доске ученик, для которого трудны встречающиеся в ней орфограммы.)

- Итак, пословицы говорят, что нельзя категорически утверждать, что лучшее: молодость или старость. Каждый возраст хорош по – своему, и свои преимущества есть у каждого возраста.

Как в смысловом плане построены пословицы? (На противопоставлении.)

- Что чему противопоставляется? (Молодость - старость)

К какой группе слов по лексическому значению относятся эти слова? (Это антонимы.)

-Закончите пословицу: Не смейся над старым… (и сам будешь стар).

-И все же во Вьетнаме, например, отдают предпочтение одному возрасту. Какому, решите сами, записав пословицу: Жемчуг находят в старой раковине.

- Чем же объясняется такое отношение к старости? (Старость приносит человеку такое ценное качество, как мудрость.)

- Что такое мудрость?

Записываем на доске предложение (повторение постановки тире между подлежащим и сказуемым):

Мудрость – это знания и опыт.

- Какие слова называются синонимами?

Являются ли синонимами слов:

Старый – седой?

(Не всегда, ведь поседеть можно очень рано. Записываем на доске словосочитание поседеть от горя.)

- А теперь подберем фразеологизмы со словом старый (работа со словарем).

А можно ли назвать синонимами слова:

Молодой – зеленый?

(Да, если слово зеленый употреблено в переносном значении.)

Послушайте стихотворение, где даются советы молодым. Как бы вы назвали такие советы?

Когда состариш..ся, ходи

По ул..це пешком.

(Не) ле..ь в трамваи – все равно

Ст..ять придет?ся там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать,

А к тем д..леки вр..менам

(Не) станет их совсем.

Если дру.. твой самый лучший

Поск..льзнулся и упал,

Пок..жи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он вид..т, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен –

Настоящий дру.. (не) любит

Ог..рчать своих друзей.

- Автор «Вредных советов» - Г. Остер. Можно ли сказать, что тот, кто живет в соответствии с этими «советами» уважает старость? А молодость – своих друзей?

Записываем задание на дом.

В заключении урока класс делится на две группы, каждая из которых выполняет самостоятельную работу:

- списать стихи Г. Остера вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки (ученики получившие «2» или «3» за контрольный диктант);

- написать сочинение – миниатюру на тему: «Когда я состарюсь. Моя мечта» (ученики, получившие «4» или «5» за контрольный диктант).

Для того чтобы рассказ был более выразительным, советуем использовать синонимы (они даны на карточке):

Хотеть, желать.

Стремиться, тянуться, устремиться, стараться.

Сокровенная, заветная.

Думаю, полагаю, считаю.

На следующем уроке учитель анализирует творческие работы.

Уроки, построенные на познавательной основе, позволяют не только отрабатывать учебные умения и навыки, но и формировать ценность ориентации учеников. Кроме того, и композиционно такие уроки выглядят более целостными, поскольку все учебные задания объединены тематически.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Т. В. Жеребило Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография Словарь-справочник

    Справочник
    АКТАНТЫ [лат. привожу в действие]. Участники ситуации, без учета которых название ситуации в виде предикатного слова (ситуация сна, ситуация чтения и т.
  2. 1. Русская лексика и культура речи

    Реферат
    Тема 6. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  3. Элективный курс «Подготовка к гиа» 9 классс Урок №12 Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

    Элективный курс
    Цели урока: Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика и фразеология» (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, паронимы и др.
  4. Словарь лингвистических терминов

    Документ
    Словарь включает 5270 терминов и понятий лингвистики. Он адресован широкому кругу пользователей: студентам, аспирантам, преподавателям, научным работникам, специалистам разного профиля, изучающим, преподающим, исследующим язык.
  5. Программа по  русскому  языку  для  10-11  классов общеобразовательных  учреждений пояснительная  записка       Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему

    Программа
    обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

Другие похожие документы..