Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- забезпечення на території області реалізації державної політики у сфері соціально-трудових відносин, оплати і належних умов праці, зайнятості, труд...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью дисциплины «Методы исследований в менеджменте» является формирование научного представления об исследовательской деятельности, а также о соврем...полностью>>
'Документ'
При составлении каталога древнерусской живописи из собрания Череповецкого музейного объединения возникла необходимость разобраться и по возможности и...полностью>>
'Семинар'
Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза) / Редакция и комментарии Дж.К. Зейга; перев. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независи...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра экономики и менеджмента

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История экономических учений

Специальность:

080507.65 – «Менеджмент организации»

Барнаул

2010

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра экономики и менеджмента

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История экономических учений

Специальность:

080507.65 – «Менеджмент организации»

Барнаул

2010

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра экономики и менеджмента

Учебно-методический комплекс дисциплины

История экономических учений

Специальность

080507.65 – «Менеджмент организации»

Барнаул

2010

АННОТАЦИЯ

1.Минимальные требования к содержанию дисциплины: Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова - в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий, Г.А.Фельдман, В.В.Новожилов, Л.В.Канторович).

2. Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, философия, история.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа дисциплины.

  • Теоретический блок: содержание лекций.

  • Практический блок: планы и структура семинарских занятий.

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы для самостоятельной работы, вопросы тестов по темам для промежуточного контроля, вопросы тестов для итогового контроля, перечень вопросов к зачету и экзамену, образец экзаменационного билета.

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для

преподавателей,

  • методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Список авторов элементов УМК: Лаврова Н.Г., к.э.н.,доцент

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины/модуля/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра экономики и менеджмента

Учебно-методический комплекс дисциплины

История экономических учений

Специальность

080805.65 «Менеджмент организации»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Курс обучения - 3

Семестр - 6

Всего часов по учебному плану: 40

В том числе по формам обучения: очная 40

  • лекции - 16

  • практика - 16

_ самостоятельная работа - 8

Формы итогового контроля знаний:

  • Зачет - 6 семестр

Барнаул

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Неотъемлемой составной частью экономической подготовки специалистов в области экономики и менеджмента является учебный курс «История экономических учений». Его изучение – важное подспорье для выявления объективных закономерностей развития мировой и отечественной экономики.

Цели преподавания «Истории экономических учений»:

  • способствовать формированию экономического мышления студентов,

  • расширить и углубить их экономические знания,

  • формировать профессиональные умения анализировать экономические явления и процессы современной жизни.

Для этого необходимо решение следующих задач:

  • помочь студентам усвоить социально-экономические предпосылки появления изучаемых экономических школ, идеи крупнейших экономистов мировой и отечественной экономической науки,

  • рассмотреть на семинарских занятиях главные произведения ведущих ученых - экономистов,

  • обратить внимание на развитие экономической науки в России, на вклад российских ученых в мировую экономическую науку,

  • использовать межпредметные связи с экономической теорией, историей, историей экономик

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Цели изучения студентами истории экономических учений:

-знакомство с концепциями наиболее известных экономистов различных эпох и стран;

-изучение трактовок экономических категорий и законов у различных представителей экономической науки;

-понимать историю экономических учений как исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей, концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах и направлениях;

формирование критического, альтернативного экономического мышления;

Задачи изучения учебной дисциплины:

-Познакомиться с основными школами и направлениями истории экономических учений, судьбами и взглядами крупнейших как зарубежных, так и российских ученых, которые внесли вклад в историю экономической науки;

-Понимать объективные закономерности развития мировой и отечественной экономики;

-Сформировать у будущих управленцев эрудицию и умение свободно ориентироваться в экономических теориях, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации отдельных практических задач;

-Знать категориальный аппарат, отражающий историю экономических учений.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

Изучив «Историю экономических учений», студенты

должны знать

-содержание основных экономических школ и направлений;

-взгляды крупнейших экономистов как прошлого, так и современности, как зарубежных, так и российских ученых;

-основные этапы развития экономической науки ;

-основные понятия учебной дисциплины;

-характерные особенности методов экономического анализа различных школ и направлений экономической науки.

должны уметь:

анализировать сильные и слабые стороны различных экономических теорий;
работать с первоисточниками, энциклопедиями, хрестоматиями;
дать характеристику наиболее известных экономических теорий.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины.

Объем дисциплины в часах

Семестр

6

Общая трудоемкость

40

40

Аудиторные занятия

32

32

Лекции

16

16

Практические занятия (семинары)

16

16

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

8

8

Курсовые работы/рефераты

Вид итогового контроля: экзамен/зачет

зачет

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№№ п/п

  1. Темы курса

Количество часов

Лекции

Семинары

СРС

Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

1

Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

1

-

-

Классическая школа политической экономии

2

2

1

Марксизм

2

2

1

Неоклассическое направление

2

2

-

Австрийская школа

2

2

Кейнсианство

2

2

1

8.

Монетаризм

2

2

1

9

Институционализм

1

2

1

10

Русская экономическая мысль конца 19-20 веков

2

2

2

Итого

16

16

8

4.2. Содержание дисциплины

Т Е М А 1. Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

Предмет истории экономических учений.

Цель и задачи курса; его практическое применение.

Возникновение термина «экономика».

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Аристотель о богатстве в натуральной и денежной форме - «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.

Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды.

Экономические вопросы в Русской Правде

Т Е М А 2. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

Меркантилизм- первая школа экономической мысли. Ранний и поздний меркантилизм. Доктрина торгового баланса. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен.

Меркантилистские взгляды И.Т. Посошкова: «Книга о скудости и богатстве».

Экономическая школа физиократов. Ф. Кенэ «Экономическая таблица». Физиократы о государственном вмешательстве в экономику.

Т Е М А 3. Классическая школа политической экономии

Возникновение классической школы. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды. Формирование экономической науки как системы

Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение А. Смита об источниках роста богатства, о разделении труда, обмене, деньгах, стоимости, о капитале и его структуре, роли государства.

«Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо: развитие трудовой теории стоимости, проблема распределения доходов, теория ренты, динамика заработной платы прибыли.

Теория внешней торговли А. Смита и Д. Риккардо.

Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселения».

Значение идей классической школы для современности

Т Е М А 4. Марксизм

Создатели марксистской теории- К. Марк и Ф. Энгельс.

К.Маркс о движущих силах и тенденциях общественного развития. Разработка экономической теории в «Капитале». Теория прибавочной стоимости. Решение проблем распределения и социальной справедливости в трудах К. Маркса. Всеобщий закон капиталистического накопления.

К. Маркс об экономических предпосылках революции и принципах построения будущего общества.

Распространение социалистических идей в России. В. И. Ленин как экономист и политик. Разработка экономических проблем в работах В.И. Ленина.

Т Е М А 5. Неоклассическое направление

Маржинальная революция как переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории. Основные положения маржинализма.

Этапы развития маржинализма.

Л. Вальрас- основоположник теории общего экономического равновесия.

Оптимум В. Парето.

Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка.

А. Маршалл о взаимосвязи спроса и предложения, эластичности спроса, разграничении краткосрочного и долгосрочного периодов, теории цены.

Т Е М А 6. Австрийская школа

Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем - Баверк, Ф. Визер.

Формирование маржиналистской теории.

Субъективно- психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. Полезность благ и поведение потребителей.

Представители новой австрийской школы: Л. Фон Мизес, Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек.

Л. фон Мизес о классических макроэкономических проблемах и свободной рыночной экономике.

Ф. фон Хайек о «спонтанном порядке»

Теория экономического развития Й. Шумпетера

Т Е М А 7. Кейнсианство

«Общая теория занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса и переворот в экономической теории.

Д. М. Кейнс об уровне занятости и совокупном спросе, склонности населения к потреблению и сбережению. Сбережения и инвестиции. Инвестиционный мультипликатор.

Д. М. Кейнс о государственном регулировании, кредитно-денежной и бюджетной политике.

Современное кейнсианство. Д. Робинсон о несовершенной конкуренции.

Т Е М А 8. Монетаризм

Поиски новых подходов к восстановлению экономического равновесия. М. Фридмен - лидер монетаристского направления. Основные положения монетаристов.

Уравнение обмена И. Фишера.

Спрос на деньги и предложение денег.

Монетаристы об инфляции и занятости.

«Денежное правило» М. Фридмена.

Монетаризм в России.

Т Е М А 9. Институционализм

Сущность и основные представители институционализма.

Основные идеи «Теории праздного класса» Т. Веблена.

Дж. К. Гэлбрейт о «техноструктуре» и ее роли в экономике. Р. Коуз о транакционных издержках

Институционалисты о «пучке прав» собственности, типах и функциях государства.

Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.

Значение институционализма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины История лингвистических учений Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Современное языкознание—итог многовекового развития этой науки. Интерес к языку возник у людей в VI—V в.в. до н.э. Языкознание посте­пенно расширяло наши представления о языке, и современные успехи ученых были бы невозможны без достижений прошлого.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» для студентов, обучающихся по специальностям

    Учебно-методический комплекс
    080105.65 «Финансы и кредит» , 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» , 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» , 030602.65 «Связи с общественностью»)
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины История зарубежной литературы Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.1.1 Цель курса. Курс, основанный на современных достижениях российского и зарубежного литературоведения, имеет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренческую функции.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности 031001

    Учебно-методический комплекс
    «История русской литературы» - дисциплина, которая является базовой для студентов-филологов: соответствующей ей курс читается на 1 курсе. В течении двух семестров.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой цивилизации специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Учебно-методический комплекс
    По специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является дисциплиной по выбору студента, установленных Ученым Советом вуза цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Другие похожие документы..