Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте труда и социального страхования Министерства здравоохранения и социального развития Российской ...полностью>>
'Урок'
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе авторской программы по литературе под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 200...полностью>>
'Рабочая программа'
Объем работы студента (в часах) из учебного плана специальности 351400 – прикладная информатика в экономике, утвержденного Ученым советом ЯГУ, по дис...полностью>>
'Документ'
Департамент образования администрации Магаданской области направляет информацию об изучении исторических и культурных основ традиционных религий в об...полностью>>

Духовно-нравственные основы патриотического воспитания

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт

повышения квалификации и переподготовки

работников образования

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Абакан

2010

ББК 74.200.51

Д 85

Автор – составитель

Лушников В.И. – к.п.н., заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Рецензент

Майнагашева Е.Н. – к.п.н., заведующая кафедрой образовательных технологий ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Редактор

Кирдяева З.И.

Д 85

Духовно-нравственные основы патриотического воспитания. Материалы Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания»./ Автор -составитель В.И. Лушников- Абакан: Издательство ГОУ ДПО ХРИПКиПРО «РОСА», 2010.- 140с.

В сборнике представлены доклады участников Республиканской научно- практической конференции, состоявшейся в г. Абакан на базе МОУ СОШ №26 г. Абакана 04 декабря 2009года.

В сборнике представлены материалы, раскрывающие теоретические и практические проблемы «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания».

Сборник адресован широкому кругу читателей, интересующихся проблемами развития педагогической науки и практики.

ББК 74.200.51

© ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2010

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Тодышев Д.А., заместитель Министра образования и науки Республики Хакасия

Уважаемые участники и гости конференции!

Приветствую вас от имени Министерства образования и науки Республики Хакасия и поздравляю с открытием Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания».

На обсуждение конференции, которая проводится в соответствии с планом мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в Республике Хакасия, утверждённым постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.03.2006 года № 74, вынесена одна из актуальных проблем современной России – духовно-нравственное оздоровление общества посредством воспитания патриотического сознания детей и молодёжи.

Об актуальности проблемы свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного Центром социального прогнозирования в мае 2009 года. На вопрос «Ощущаете ли вы себя патриотом России?» уверенный положительный ответ дали только 33% опрошенных молодых людей. Еще 42% респондентов ответили, что ощущают себя патриотами, но не в полной мере. Не считают себя патриотами 17% опрошенных, остальные 8% затруднились с ответом.

Патриотизм всегда был духовной основой многонационального и многоконфессионального российского общества. В последние годы в России многое делается для укрепления традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей. Наше государство, переживающее глубокие преобразования во всех сферах жизни, сегодня особенно нуждается в формировании общества, состоящего их граждан – патриотов. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, преумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что важнейшими задачами воспитания должны стать формирование гражданской ответственности и правового сознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативы и самостоятельности, толерантности.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого человека. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее значение. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Основы патриотических чувств должны быть заложены в каждом человеке с детских лет. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания подрастающего поколения роль детского сада, школы, любого другого образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом.

В системе образования Республики Хакасия делается немало для воспитания достойных граждан своей страны. Во многих школах республики активно реализуются различные воспитательные программы гражданско-патриотической направленности. В преддверии государственных праздников регулярно проводятся уроки, посвященные изучению истории возникновения и празднования Дня народного единства, Дня Конституции Российской Федерации, Дня независимости России и других. В целях популяризации и формирования уважительного отношения к государственным символам Российской Федерации и Республики Хакасия в образовательных учреждениях оформлены соответствующие стенды. Одно из важных направлений деятельности школ по гражданско-патриотическому воспитанию – оказание силами учащихся помощи ветеранам войны и труда и их семьям, одиноким и пожилым людям. Организуется деятельность детских и молодежных объединений военно-патриотической, культурно-исторической, военно-спортивной направленности. В целях сохранения памяти о земляках, участвовавших в боевых действиях, обучающимися образовательных учреждений осуществляется поисковая работа по изучению и восстановлению сведений о подвигах земляков, сохранению памятников и обелисков. Источником патриотизма и гражданственности служат уроки истории, которые дают возможность детям и подросткам узнать о патриотических подвигах народа нашей страны. Для осуществления практической подготовки школьников к службе в армии для обучающихся ежегодно проводятся учебно-полевые сборы. Сложились давние традиции по празднованию Дня Победы, когда школьники городов и районов несут почетный караул у Вечного огня, памятников и обелисков павшим воинам, участвуют во встречах с ветеранами войны.

Патриотическое воспитание молодых граждан находится в центре внимания органов государственной власти Республики Хакасия. Министерство образования и науки Республики Хакасия прикладывает значительные усилия для развития гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в системе образования республики.

В частности, проводится работа по возрождению школьных музеев и созданию музейных экспозиций. Ежегодным стал республиканский конкурс на «Лучший музей боевой и трудовой славы, действующий при образовательном учреждении». В 2009 году по итогам конкурса лучшими признаны: музей «Чтобы помнили», действующий при МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Черногорска; краеведческий музей, действующий при МОУ «Лицей №7» г. Саяногорска; музей боевой и трудовой славы, действующий при МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя России С. Медведева» г. Саяногорска.

Впервые в 2009 году был проведён республиканский конкурс «Лучший экскурсовод» среди учащихся, занимающихся музейной работой. Победителями конкурса стали учащиеся образовательных учреждений г. Черногорска (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 им. Д.М. Карбышева», МОУ ДОД «Станция юных туристов», «Основная общеобразовательная школа № 13» – филиал МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»).

Традиционным стало проведение республиканского конкурса образовательных программ по патриотическому воспитанию учащихся образовательных учреждений. Победителями и призёрами этого конкурса в 2009 году стали педагоги МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3» г. Черногорска (программа «Я гражданин своей страны»), МОУ «Новороссийская средняя общеобразовательная школа» Алтайского района (программа «Будь человеком – человек!»), образовательных учреждений Ширинского района (программа «Из поколения в поколение»).

Ежегодно Республика Хакасия в целях формирования у 14-летних подростков чувства осознания себя гражданином Российской Федерации участвует во Всероссийской акции «Мы – граждане России!». В 2009 году церемония вручения паспортов граждан РФ состоялась в преддверии Дня народного единства. В торжественной обстановке 13 школьникам из республиканских государственных и муниципальных образовательных учреждений паспорта были вручены Председателем Правительства Республики Хакасия В.М. Зиминым.

В восьмой раз в 2009 году проведен республиканский слет общественных объединений патриотической направленности. Участниками слета ежегодно становятся более 100 активных, неравнодушных к социальным и иным проблемам нашего общества молодых людей. По итогам конкурсных испытаний, прошедших в рамках слета, его победителями в этом году стали команды патриотического клуба «Альбатрос», действующего при МОУ ДОД «Абазинский центр детского творчества», военного спортивно-технического клуба «Десантник» ДЮСТШ РОСТО г. Саяногорска, военно-патриотического клуба «Эдельвейс» МОУ «Имекская СОШ» Таштыпского района.

В летний период на протяжении 3 лет в республике действует военно-патриотический лагерь для подростков, находящихся на различных видах профилактического учёта. Педагоги школ отмечают, что ребята, принимавшие участие в военно-патриотическом лагере, реализующем воспитательную программу «Ты нужен России!», меняются в лучшую сторону: становятся более воспитанными, дисциплинированными, у них проявляется более осознанное, ценностное отношение к вопросам, связанным с гражданским самоопределением, готовностью и способностью к воинской службе.

Традиционно в целях формирования интереса подростков к военно-прикладным видам спорта и развития их физических и волевых качеств в Республике Хакасия проводится военно-спортивная игра «Победа», в рамках которой проходят конкурсы «Равнение на героев», «Ратные страницы истории Отечества», «Отчизны верные сыны», «Статен в трою, силен в бою» и другие.

Регулярно в республике проводятся конкурсы и фестивали исполнителей военно-патриотической песни, спартакиады допризывной молодежи, спортивные соревнования, посвященные памяти земляков, погибших при выполнении долга, различные мероприятия, связанные с памятными датами и событиями истории России.

В целях совершенствования работы организаторов патриотического воспитания проводятся семинары, круглые столы, конференции, курсы повышения квалификации. В рамках данных мероприятий рассматриваются такие темы как «Организация музейной работы на базе образовательных учреждений», «Нравственность – основа патриотизма», «Активные и интерактивные методы преподавания гражданского образования», «Традиционная культура коренных народов мира как средство гражданско-патриотического воспитания и другие.

О высоком профессиональном уровне организаторов патриотического воспитания свидетельствуют результаты участия во всероссийских мероприятиях. Так, в 2009 году по итогам Всероссийского конкурса «Патриот России» золотой медалью и дипломом победителя за разработку программы патриотического воспитания «Хакасия из прошлого в будущее» был награждён Республиканский центр дополнительного образования детей.

В 2009 году Министерством образования и науки Республики Хакасия по поручению Правительства Республики Хакасия был проведен отбор кандидатур граждан и учреждений Республики Хакасия, внесших наиболее значимый вклад в дело патриотического воспитания, на награждение почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» и памятной медалью «Патриот России», учрежденных Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве Российской Федерации.

Почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» было награждено Управление культуры, молодёжи и спорта администрации г. Абакана. Памятной медали «Патриот России» удостоились Тыгдымаев Л.Д., тренер-преподаватель МОУ ДО «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Абакана; Версткин С.А., педагог дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. героя России С. Медведева» города Саяногорска; Букреева Р.Х., преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» города Черногорска; Шевченко С.Н., заместитель директора по социально-педагогической работе ГОУ НПО «Профессиональное училище №8»; Помыткина Г.Я., заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Бейская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»; Аревшатов С.В., постоянный корреспондент отдела информации и корреспондентской сети редакции газеты «Военный Железнодорожник».

Уважаемые коллеги! Нашей основной задачей должно стать сохранение традиций, сложившихся в системе патриотического воспитания подрастающего поколения, а также целенаправленная работа по выполнению государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в Республике Хакасия.

Особенно актуальными вопросы патриотического воспитания становятся сегодня, в преддверии празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Достойная встреча этой знаменательной даты потребует от нас скоординированной, активной деятельности.

Министерством образования и науки Республики Хакасия уже издан приказ от 15.09.2009 года №100-906 «О подготовке и проведении празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», которым утверждён план республиканских мероприятий, посвящённых празднованию юбилейной даты. Мы должны будем принять все необходимые меры к тому, чтобы духовный потенциал великой Победы максимально использовался в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Уважаемые коллеги! Считаю, что конференция станет заметным шагом в дальнейшем совершенствовании патриотического воспитания в Республике Хакасия. Выражаю уверенность в том, что в ходе работы конференции состоится содержательный разговор, обмен опытом, будут выработаны конструктивные предложения и даны практические рекомендации по объединению усилий органов государственной власти, организаций и учреждений, общественных объединений и иных заинтересованных структур нашего общества в целях воспитания патриотизма.

Желаю всем участникам конференции плодотворной работы, здоровья, счастья, успехов в профессиональной деятельности на благо России!

Патриотизм и гражданское общество

Черноусова Л. Н., доцент кафедры педагогики и коррекционной работы Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кфн, г. Абакан

Крах привычной мировоззренческой картины истории привел к отказу от вековых народных тради­ций, некорректному отношению к историческому прошлому и настоящему, девальвации уважительного отношения к истории. Смена идеологии способствовала утрате традиций воспитательной работы в школах, а создавшийся вакуум достаточно быстро заполнился социальной апатией, бездуховностью, деформацией жизненных ориентиров.

Многими мыслителями современности признается, что патриотическое воспитание может сплотить общество и стать одним из способов укрепления единства страны. Гражданское общество, в котором одним из основных стандартов является патриотизм, представляет собой основу мощного и сильного государства. Поэтому тема воспитания патриотизма является актуальной на современном этапе.

Патриотизм как социальное явление включает в себя такие основополагающие составляющие, как любовь к Родине, гордость ее богатейшей культурой, знание и уважение истории своего Отечества, готовность отстаивать и защищать интересы Отечества, уважение к другим народам и культурам. Патриотизм является важным условием существования, развития и продуктивного функционирования общества.

Следует признать, что понятие «патриотизм» часто становится предметом различного рода манипуляций. Вряд ли к подлинному патриотизму могут иметь отношение такие явления, как забвение собственной истории, самоунижение и чувство вины за свое прошлое, восхваление державных и имперских ценностей, рассчитанное только на внешний эффект, «мода» на патриотизм, чувство национальной исключительности либо национальной ущербности, нигилизм и равнодушие к истории своего народа. Вряд ли можно найти оправдание использованию чувства патриотизма в корыстных интересах или с целью разжигания социальной вражды. Крайними проявлениями ложного патриотизма являются национализм, шовинизм, сепаратизм, которые стали неотъемлемым явлением современного мира.

В основе чувства патриотизма, дефицит которого остро ощущается в современном российском обществе, лежит знание и уважение истории своего Отечества, преемственность поколений.

Таким образом, основой патриотизма является историческое сознание. Историческое сознание - это, прежде всего, осознание, оценка и переживание человеком и обществом своего прошлого, настоящего и будущего; осознание человеком своей сопричастности истории родной страны и всемирной истории; осознание себя субъектом исторического процесса. И, конечно же, это совокупность исторических представлений, присущих обществу в целом и каждому человеку в отдельности.

В истории общества заключен духовно-нравственный смысл, понять который вне контекста исторического сознания невозможно.

Сложившаяся в конце XX века трактовка истории российского общества привела к тому, что исторические знания нередко становились орудием разрушения общества, а не инструментом его укрепления. Изменения в системе исторических установок и исторического мировоззрения в целом, которые произошли в российском обществе в конце XX века, во многом отрицательно повлияли на состояние и содержание современного состояния российского патриотизма.

Отторжение советской истории от истории «мировой цивилизации», ощущение «потерянного прошлого», пропагандируемые публицистикой, привели к тому, что возник разрыв между разными поколениями россиян, исповедующими противоположные убеждения, вылившийся в идеологический раскол в отношении к истории России. Девальвация достоинств прошлого и настоящего и самой истории обессмыслила существование людей, в сознании которых были разрушены долгосрочные цели. В массовом историческом сознании была нарушена преемственность прошлого, настоящего и будущего; жизнь для многих людей утратила исторический смысл. Одним из закономерных итогов подобного процесса стало пренебрежение моральными нормами жизнедеятельности общества, утрата уважительного отношения к истории, фактическое отсутствие патриотического воспитания.

Таким образом, российское общество всего лишь за пару десятков лет испытало на себе воздействие многих различных исторических концепций. Каковы последствия подобной ситуации в плане патриотического воспитания? Обсуждая проблемы патриотизма сегодня, ученые единодушны в том, что мы являемся свидетелями кризиса патриотических чувств, сознания и поведения в современном российском обществе. Это проявляется, прежде всего, в равнодушии к истории, в отсутствии ясного и четкого представления о прошлом своего народа, а, следовательно, и его настоящем и будущем, в отсутствии самой необходимости понять свою собственную роль и роль своего поколения в истории, смысл исторического существования, в негативном отношении к понятию гражданского долга. В конечном счете, подобная ситуация негативно отразилась на духовной сфере жизни нашего общества в целом. В погоне за материальными благами мы забыли о духовных, о том, что между ними должен быть необходимый баланс, позволяющий обществу эффективно функционировать, о том, что благополучие общества во многом зависит от духовного здоровья людей. Вспомним слова великого русского писателя А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Патриотизм неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием личности. Иван Александрович Ильин, великий русский философ, гениально выразил духовную сущность патриотизма в работе «Путь духовного обновления». В предисловии к ней он пишет: «Современный мир переживает глубокий кризис - религиозный, духовный и национальный. Из него необходимо найти выход. Этот выход надо каждому из нас найти прежде всего в самом себе; творчески создать его; убедиться и удостовериться в его верности. И только потом можно будет указать его другим. Надо самому начать быть по-новому. Обновленные люди, одолевшие соблазн, найдут друг друга. Найдя, они заткут новую ткань духовного бытия. Это единственный путь. Иного нет». Насколько актуальны его слова в наши дни. И насколько важно, что люди ставшие на путь духовного обновления, объединятся и поведут за собой других.

«Патриотизм, - пишет Ильин, - есть любовь; - не просто «предпочтение», «склонность» или «привычка». И если эта любовь не «пустое слово» и не «поза», - то она есть инстинктивная прилепленность к родному. Поэтому патриотизм всегда инстинктивен. Но он не всегда духовен. И то, что должно быть достигнуто, - есть взаимное проникновение инстинкта и духа в обращении к родине. Инстинктивная страсть должна креститься огнем духа; духовное избрание, предпочтение и самоопределение должно получить всю силу инстинктивной страстности. Это будет любовь зрячая и оформляющая; это будет духовность таинственно-целесообразная и страстно-мудрая; это будет истинный патриотизм...».

В данной работе Ильин выстраивает систему национального воспитания, которая способствует взращиванию истинного патриотизма. Иван Александрович полагал, что национальное воспитание необходимо прививать с раннего детства:

«1. Язык. - Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа…

2. Песня. - Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими…

3. Молитва. - Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к Богу. Молитва даст ребенку духовную гармонию; пусть он переживет ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы - русской силы…

4. Сказка. - Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды»…

5. Жития святых и героев. - Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости - пробудят его совесть, а русскость святого - вызовет в нем чувство соучастия в святых делах…

6. Поэзия. - Стихи таят в себе благодатно-магическую силу: они подчиняют душу, пленяют ее гармонией и ритмом, заставляют ее прислушиваться к сокровенной жизни вещей и людей, побуждают ее искать закона и формы, учат ее духовному восторгу. Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища…

7. История. - Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы…

8. Армия. - Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и служения - вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем…

9. Территория. - Русский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально- государственное наследие России. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от земли; и что территория необходима ему, как воздух и солнце…

10. Хозяйство. - Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что «труд» не есть «болезнь» и что работа не есть «рабство»; что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободы. В русском ребенке должна пробудиться склонность к добровольному, творческому труду, и из этой склонности он должен почувствовать и осмыслить Россию как бесконечное и едва початое трудовое поприще. Тогда в нем пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству, воля к русскому национальному богатству, как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа. Пробудить в нем все это - значит заложить в нем основы духовной почвенности и хозяйственного патриотизма.

Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины».

Воспитание уважительного отношения к истории может играть большую роль в преодолении кризиса духовности современного общества. Восстановление востребованности духовных богатств страны тесно связано с возрождением общественного интереса к истории и судьбе Родины. Воспитательное значение истории заключается, прежде всего, в том, что она является средством взращивания патриотизма.

Воспитание патриотизма является сложным, комплексным процессом. На наш взгляд, патриотизм не должен быть ложным, он не должен превращаться в национализм, в нем не должно быть ни искусственного сгущения мрачных красок, ни фальшивого оптимизма, проистекающего из ложно направленного патриотического чувства, он не должен быть официально-торжественным, принудительным. Как писал Ильин: «Любить можно только самому, искренно, по доброй воле, из глубины. Нельзя любить Бога, родину и людей по приказу и перестать любить в силу запрета. Вынужденное доказательство преданности, расчетливый, казенный патриотизм - есть притворство и обман; такое притворство ни к чему хорошему не ведет; такой обман никому не нужен» [2, С. 168].

Необходимо жить в ладу с исторической памятью и самосознанием собственного народа, отраженного в традициях его социального, экономического, духовного и культурного развития, в ладу с выработанными историей нравственными нормами. Осмыс­ление путей достижения подобного положения является, на наш взгляд, одной из актуальнейших задач современной отечественного образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание

    Документ
    Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга.
  2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в системе работы школы

    Документ
    В послании Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г. Д.А.Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и
  3. План Введение Роль школьных музеев в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников. История создания музея моу полетаевская сош

    Документ
    Подготовила учащаяся Полетаевской муниципальной общеобразовательной школы Улахович Екатерина,ст.Полетаево-2,ул.Железнодорожная,д.2а,кв.1;индекс-456520;katenechka2103@
  4. Духовно-нравственное воспитание и образования детей и молодежи в 2009 году

    Документ
    В настоящее время тематика факультативов представлена следующими курсами: «Основы православной культуры и этики», «История религий», «Православная этика», «История религий мира», «Основы христианской этики», «Творчество и духовность»,
  5. «патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»

    Урок
    Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества.

Другие похожие документы..