Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Изд. № 2117. Сдано в набор 02.04.01. Подписано в печать 21.05.01. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура «Lazurski» Уч.-изд. л....полностью>>
'Программа'
Рассмотрев принятую в первом чтении Программу социально-экономического развития Грязинского муниципального района на 2009 - 2012 годы, в соответствии...полностью>>
'Реферат'
Жёлтая лихорадка – Febris flava – острое арбовирусное1 заболевание, передаваемое комарами, характеризуется лихорадкой, тяжёлой интоксикацией, геморра...полностью>>
'Документ'
В соответствии с письмом ЦБ №197-Т от 07.12.07г «О рисках при дистанционном банковском обслуживании», сообщаем Вам дополнительную информацию, необход...полностью>>

Учебник содержит четыре раздела, каждый из которых сопровожда­ется кратким содержанием, определениями ключевых понятий раздела, а также контрольными вопросами Вкаждом разделе содержатся "Матери­алы для чтения",

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

73

РАЗДЕЛ 2

не только тех, кто пережил увлечение марксизмом), в значи­тельной своей части была "социальной философией" в узком смысле слова (см. 1.2.2), то есть она не столько представляла собой толкование, интерпретацию мира в целом, сколько являлась осмыслением своеобразия общества и места челове­ка в нем. Марксизм первоначально привлек широтой своих подходов к общественному развитию, принадлежностью к европейской традиции. В революционном народничестве был неприемлем террор. Впоследствии именно идея насилия и абсолютизация конфликтов оттолкнули их от марксизма.

В развитии теоретической социологии заметная роль при­надлежит известному российскому мыслителю В.С Соло­вьеву, одному из серьезных критиков социологии О.Конта. Именно с В.С.Соловьевым связывают попытку, "не отвергая научные достижения контовской социологии, укрепить ми­ровоззренческий и общетеоретический фундамент науки об обществе", дать "мощный импульс мощного теоретическо­го самоосознания социологии", который привел российских "постмарксистов" к возраставшей неудовлетворенности марксистской версией науки об обществе42.

Неприятие марксизма, как и революционного народниче­ства, в социально-философских и социологических воззре­ниях указанных российских мыслителей носило преимуще­ственно нравственный характер. Этот нравственный перево­рот означал признание первостепенной значимости духов­ности, культурно-творческого начала в человеке, а не раз­рушительного. Идея созидания и творчества, развития духов­ного богатства как необходимой предпосылки достижения богатства вообще пронизывает, например, работы С.Л.Фран­ка43. У него же находим сокрушительную критику утопиз­ма — фантастической веры в идею совершенного общества, реализация которой сопряжена в конечном счете с насилием и кровопролитием44.

Духовные искания представителей российской социально-философской мысли начала XX века касались самых разно­образных вопросов: утилитарности капитализма и социализ­ма, этики хозяйственной жизни и труда, возвышенного ха­рактера производительной, созидательной деятельности (в противоположность распределительной), приоритета прав личности в сравнении с правом государства, нации, класса и многих других. И все же центральное место среди всех этих

74

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

проблем занимали проблемы революции. Последняя также оценивалась с позиций нравственных: уважения к человечес­кой личности, ее достоинству и свободе

Интересно то, что со значительным временным сдвигом аналогичные проблемы становятся актуальными и активно обсуждаются в западной социологии. В чем сходство социо­культурных обстоятельств, порождающих сходство "темати­ки" и глубины эмоционального переживания проблем духов­ности? На этот вопрос ответа ib непросто. Первое, что бро­сается в глаза: и тогда, и теперь происходит серьезная транс­формация различных сфер общественной жизни, приводящая к духовному кризису и стремлению к переосмыслению духов­ных ценностей.

В свое время ситуацию, сложившуюся в России после 1905 года, Макс Вебер оценил следующим образом: Россия искала то, что потеряла Европа, — свободу индивидуальности45. Воз­можно, Запад сейчас ищет то, что искала и не нашла Россия? Во всяком случае, искания эти, несомненно, отразились в социологической мысли. Так, например, обращается внима­ние на явное сходство "российских идей" и "новомодной" западной социологии и, в частности, "социологии нравов" ("фигуративной" социологии — см. 2.2.4). "В России поло­жения, схожие с идеями этого новейшего в западной социо­логии направления, выдвигались в конце XIX — начале XX веков... Известно, что в русской философии особое внимание всегда было приковано к конкретному человеку с его внут­ренним миром, решениями, убеждениями, надеждами, чая­ниями, верованиями, которые рассматривались с точки зре­ния абсолютной самоценности жизни. Чаще всего (и вполне справедливо) в этой связи приводятся имена Соловьева, Бер­дяева, Булгакова, Флоренского и др."46

Отечественная социология имела, таким образом, свои со­циально-философские истоки, которые отличались извест­ным своеобразием и выражали сугь назревающих социальных катаклизмов и метаморфоз. В то же время развитие ее (со­циологии) осуществлялось в связи с эволюцией мировой со­циологической мысли, в соответствии с заданным ей направ­лением. Это особенно ясно обнаруживается, когда знако­мишься с творчеством и деятельностью М.Ковалевского и П.Сорокина.

75

РАЗДЕЛ 2

2.3.2. М.Ковалевский и П.Сорокин. Ииституциоиализация социологии в России

Социологические идеи, которые развивались в России в русле контовских традиций, связывают с именами М.М.Ко­валевского и П.А.Сорокина. С этими именами связывают также процесс намечающейся институционализации* рос­сийской социологии. "Судьбы двух выдающихся социологов при сравнении оказываются удивительно схожими. Максим Максимович Ковалевский — фигура первой величины в нау­ке XIX века, Питирим Александрович Сорокин — XX века. Ковалевский олицетворял своим творчеством главную колею формирующейся социологии — позитивистский объекти­визм. Сорокин — неопозитивистский субъективизм XX века. Оба ученых при этом никогда не замыкались на узко про­фессиональных темах, обоим свойственны широчайшая эру­диция и глубокий интерес к общественной жизни. Каждый из них по-своему символизирует свой век и социологическую мысль своего времени. А характер их отношений учитель — ученик придает этому особый колорит"47.

Максим Максимович был человеком необыкновенной эрудиции и исключительной честности. Будучи представи­телем так называемой "плюралистической социологии", он удачно совмещал в своих воззрениях глубину и широту тео­ретика и добросовестность эмпирика, был последователем О.Конта и Г.Спенсера, знал К.Маркса. С Г.Спенсером и К.Марксом, Э.Дюркгеймом, Л.Тардом и многими известны­ми социологами М.Ковалевский поддерживал широкие кон­такты. М.Ковалевский принимал активное участие в работе 1-го Международного института социологии в 1894 году. В 1901 году М.Ковалевский (совместно с другим достаточно известным российским социологом Де-Роберти) создает в Париже "Русскую школу общественных наук", которую по праву считают первым в истории мировой социологии опы­том создания социологического факультета.

Создание "Русской школы" в Париже не было случайным. Хотя, как уже отмечалось ранее, в целом развитие российской

Имеется в виду официальное признание социологии, внедрение ее в систему образования. О понятии "социальный институт" речь будет идти в третьем разделе.

76

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

социологии осуществлялось в русле развития мировой общест­венной мысли, условия в самодержавной России не благо­приятствовали этому. С момента зарождения российской со­циологии существенной ее характеристикой была "неопреде­ленность академического статуса, отсутствие официального признания государством, а временами жестокие цензурные го­нения. Примечательно, что ввозимая в страну социологиче­ская литература поначалу изымалась даже с большим рвени­ем, чем книги Маркса и Плеханова. Это привело к тому, что социология в России практически не имела собственной ин­ституциональной базы, а социологи, даже будучи лично зна­комы, не составляли научных коллективов в общеупотреби­тельном смысле слова. Фактически к началу XX века социоло­гия оставалась ареной индивидуальных творческих усилий"48.

Вплоть до 1917 года социология не была общепризнанным предметом преподавания. Подготовка социологов осуществ­лялась лишь в некоторых университетах (Петербурге, Харь­кове, Варшаве) и то нерегулярно. Учебники по социологии практически отсутствовали, если не считать работу, подготов­ленную и изданную в 1897 году Н.Кареевым*. Интерес к со­циологии возрастает в первом десятилетии (особенно в 1906 — 1910 годы, на которые приходится пик публикаций, посвященных социологическим проблемам). В эти же годы намечается весьма робкий и непоследовательный процесс ин-ституционализации социологии.

В 1908 году в Петербурге при частном Психоневрологичес­ком институте М.Ковалевским и Де-Роберти была создана кафедра социологии. В 1912 году ассистентом и секретарем М.Ковалевского становится Питирим Сорокин, который с 1910 года являлся студентом Психоневрологического инсти­тута. Под руководством М.Ковалевского П.Сорокин пишет свои первые социологические работы, которые, как считал М.Ковалевский, свидетельствовали о том, что у его ученика блестящее социологическое будущее.

После смерти М.Ковалевского (1916 год) сотрудники ка­федры социологии во главе с П.А.Сорокиным организовали

Н.И Кареев — представитель психологического направления в социо­логии (к нему принадлежал также и Де-Роберти). Н.И Кареев является также известным историком либерально-народнического толка. Позитивист по философским взглядам.

77

РАЗДЕЛ 2

"Социологическое общество имени М.М.Ковалевского". Это общество в дальнейшем (1919 год) послужило базой для соз­дания факультета социологии Петроградского университета. В число изучаемых в Петербургском университете дисциплин социология вошла с 1917 года. В этом же году вышел первый официальный учебник по социологии для вузов. С 1920 года П.Сорокин — руководитель кафедры социологии Петроград­ского университета.

Наиболее значительные работы, которые написал П.Со­рокин в российский период своего творчества: "Преступ­ление и кара, подвиг и награда" (1913 год), "Проблема со­циального равенства" (1917 год), "Система социологии" (1920 год). Двухтомная "Система социологии" стала "венцом его творчества русского периода"49. Несмотря на все отличие мировоззренческой и социологической позиции П.Сорокина от мировоззрения характеризуемых ранее представителей российской социально-философской мысли (ибо развитие его взглядов в этот период происходило в русле контовского позитивизма), духовно-нравственные идеи, рожденные кол­лизиями российской действительности, нашли отклик и в работах П.Сорокина. Об этом свидетельствует и его первая работа "Преступление и кара, подвиг и награда", об этом свидетельствуют и другие работы, и, в частности, его "забытая рукопись" "Социологический прогресс и принцип счастья". Не случайно П.Сорокин считал, что его мировозрение осно­вано "на этике солидарности, взаимопомощи и свободы". "В целом это было оптимистическое мировоззрение, — напишет в своей автобиографии П.Сорокин, — весьма схожее со взгля­дами большинства русских и западных мыслителей предре­волюционного времени"50.

В 1922 году П.Сорокин, так же как и сотни крупнейших талантливых представителей российской культуры, был вы­слан из России. В дальнейшем он стал одним из известных американских социологов, создавшим труды, которые вошли в сокровищницу мировой социологии: "Социология рево­люции" (1925 год), "Социальная мобильность" (1927 год), "Современные социологические теории" (1928 год), "Со­циальная и культурная динамика" (1937 год), "Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук" (1956 год) и др.

Подводя в автобиографическом повествовании свой жиз­ненный итог, П.Сорокин напишет: "Что бы ни случилось в

78

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

"51

будущем, я знаю теперь три вещи, которые сохраню в голове и сердце навсегда. Жизнь, даже самая тяжелая, — это лучшее сокровище в мире. Следование долгу — другое сокровище, делающее жизнь счастливой и дающее душе силы не изменять своим идеалам. Третья вещь, которую я познал, заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллек­туальном, ни в нравственном, ни в материальном отноше-

нии

Депортация интеллигенции в 1922 году существенным об­разом сказалась на развитии российской общественной мыс­ли вообще и социологии в частности. Точное число выслан­ных неизвестно, предполагают, что их было 50 или 60 человек. Это была наиболее творческая, мыслящая часть интелли­генции, которая способна была самостоятельно и критически осмысливать происходящее и потому была неугодна боль­шевистскому режиму. Среди высланных были философы, со­циологи, экономисты, писатели. Эта акция, как правильно оценивают ее в настоящее время, явилась основополагающей в ряду условий, подготовивших приход сталинизма.

Высланные характеризовались как представители "буржу­азной культуры". Действительно, взгляды депортированных не были марксистскими. Тем не менее их устранение нанесло сокрушительный удар именно по марксизму, так как соз­дались наиболее благоприятные условия для его догматиза-ции и превращения в "служанку политики"52. Проведенная акция — это тот внешний фактор, который в сочетании с последующими идеологическими чистками и "проработка­ми", наконец, с прямыми репрессиями фактически прервал развитие социологии, как и развитие практически всех об­щественных дисциплин в России.

Однако вплоть до начала 30-х годов сохранялась некоторая инерция естественного процесса развития общественной мысли. Причем некоторые успехи наблюдались именно в проведении конкретных, эмпирических исследований, охва­тывающих важные сферы развития нового государства. В со­ветской социологической литературе 60 — 70-х годов обычно ссылаются на выступление в 1918 году В.И.Ленина перед слу­шателями "Социалистической Академии общественных наук", в котором он говорит о необходимости таких исследо­ваний.

79

РАЗДЕЛ 2

Действительно, в 20-е годы проводились широкомасштаб­ные комплексные исследования, посвященные проблемам профессионального отбора, труда и быта (в частности, жен­ского труда, труда и быта подростков) и др. Исследовались также такие явления, как наркомания и проституция, изуче­ние которых началось еще в дореволюционной России. При­чем все это делалось на том уровне, которого достигла эмпи­рическая социальная наука того времени. И характер иссле­дований (максимальная приближенность к человеку в конк­ретной ситуации), и используемые методы (многообразные эмпирические способы сбора информации, включая опрос) свидетельствовали о том, что российская социальная наука находилась еще в русле развития мировой социальной науки. Тематика же отражала социальные потребности послерево­люционного периода, характеризовала присущие этому пе­риоду проблемы и трудности их решения.

Вплоть до 30-х годов еще наблюдалось некоторое развитие марксизма в России. Социологи, стоящие на марксистских позициях, пытались учесть те достижения, которые имелись в социологической мысли конца XIX и начала XX веков, а также осмыслить происходящие в России процессы и преоб­разования. В этом отношении интересна судьба социолога-марксиста профессора Е.А.Энгеля53. Еще до революции Е.Энгель читал курс социологии в гимназиях, в общеобразо­вательных и специальных школах для трудящихся. После ре­волюции он преподавал социологию в высших учебных заве­дениях, работал вместе с Н.Кареевым и П.Сорокиным. В 1919 году вышел краткий курс по социологии, представляющий собой учебник для средней школы.

Центральное место в работе Е.Энгеля занимает понятие "общественное отношение", анализируются и другие поня­тия, указывается на значение социологии для различных со­циальных наук. Социологию Е.Энгель определяет как науку об общественном человеке, которая отличается от всех других наук о человеке и обществе. Если учесть, что сам К.Маркс не употреблял понятие "социология" применительно к своей теории общества, а также то, что Е.Энгель различает предмет исторического материализма и предмет социологии, то сама попытка сформулировать основные положения теоретичес­кой "социологии", находясь на позициях марксизма, была новаторской. Своеобразно освещаются и различные вопросы, находящиеся в поле зрения Е.Энгеля.

80

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

Оригинальностью и неортодоксальностью отличаются и взгляды А.А.Богданова (Малиновского), который, развивая и уточняя различные положения марксизма, на несколько де­сятилетий предвосхитил некоторые теории западного нео­марксизма54. Это прежде всего относится к анализу истоков эволюции и перспектив авторитарной55 формы организации человеческой жизни. Это относится также и к концепции "нового класса", которым в период промышленного (ин­дустриального) развития общества становится техническая интеллигенция. А.Богданову приписывают также идею, раз­витую впоследствии так называемыми "богдановцами". Сущ­ность идеи состояла в следующем утверждении: следствием Октябрьской революции стало не установление власти про­летариата, а утверждение нового правящего класса "технико-бюрократической интеллигенции". Как бы то ни было, у А.Богданова находим идеи, которые впоследствии станут основополагающими в западной политической социологии: "теории управляющих" Д.Бернхейма, концепции нового класса М.Джиласа, "номенклатуры" В.Весловского и др. Та­ким образом, несмотря на различие конкретно-социальных обстоятельств, а также на различия в общетеоретических по­зициях, существовали некоторые точки соприкосновения во взглядах, некоторая общность социологических проблем, вы­двигаемых ходом, тенденциями общественного развития.

2.3.3. Советское общество. Падение и возрождение социологии

Формирование тоталитарной системы и повсеместное рас­пространение и утверждение сталинизма практически прер­вали общественное развитие социологии на всей территории бывшей России. Само понятие "социология" практически не употреблялось, так как социология была объявлена буржуаз­ной наукой. Некоторое послабление идеологического пресса наметилось лишь после XX съезда КПСС в 1956 году. В этом году советские ученые впервые приняли участие в работе международного социологического конгресса. В 1958 году была образована Советская социологическая ассоциация. Ее образование в какой-то степени было вызвано "внешними" обстоятельствами: участие в работе Международной социо­логической ассоциации предполагало наличие "националь-

81

РАЗДЕЛ 2

ной" (то есть имеющейся в стране) ассоциации. Однако изме­нение отношения к социологии, несомненно, связано и с внутренними, прежде всего политическими, факторами, ко­торые появились в период так называемой "оттепели".

1956 — 1957 годы были переломными годами в жизни страны, нужна была конкретная информация о реальных со­циально-экономических и социально-политических процес­сах. Наличие такой информации связывали с эмпирическими социологическими исследованиями. Назвав последние "при­кладной социологией", дали согласие* на ее функциониро­вание. Санкционирование (разрешение) исходило от ЦК КПСС, как принято было в тот период. В 1958 году в своем выступлении в Академии общественных наук секретарь ЦК КПСС Ильичев сказал буквально следующее: "Мы разрешаем социологам проводить исследования". Это был "сигнал", ко­торым можно было воспользоваться, не опасаясь преследо­ваний и запретов.

Однако речь не шла о конституировании социологии как самостоятельной дисциплины. Это произошло значительно позже, в период так называемой "перестройки". Речь шла только об "исследованиях", имеющих прикладное значение. Несколько позже в номенклатуре Высшей аттестационной комиссии появилась такая специальность, как "прикладная социология". Она входила и в число философских наук, вы­деляемых ВАК, и в число экономических, но не имела само­стоятельного значения. Обобщения могли делаться лишь в рамках "исторического материализма", который трактовался и как философская концепция общества, и как общесоцио­логическая теория.

Социологические исследования проводились уже в пред­дверии XX съезда КПСС. В 1955 году сотрудники сектора "новых форм труда и быта" Института философии Академии наук СССР провели крупномасштабное исследование (на ма­териале уральских промышленных предприятий), посвящен­ное подъему культурно-технического уровня рабочего класса. Это была уже вполне серьезная попытка охарактеризовать те реальные процессы, которые происходили в стране. При этом использовались средства эмпирического изучения, которые

Речь идет в буквальном смысле о "разрешении свыше" от ЦК КПСС.

82

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

давали возможность зафиксировать реальные процессы. Ука­занный сектор был преобразован в сектор социологии, на базе которого в 1968 году был создан Институт конкретных со­циальных исследований (ИКСИ), по поводу организации ко­торого принималось специальное решение Политбюро ЦК КПСС.

В 1960 — 1962 годах были организованы социологические лаборатории в Москве, Ленинграде (здесь лаборатория была преобразована затем в Институт комплексных социальных исследований), Новосибирске, Свердловске. Из самых раз­ных областей знания в социологию шли люди, ставшие впо­следствии известными социологами, отстоявшие право со­циологии развиваться в качестве самостоятельной науки. К ним относятся В.Ядов, А.Здравомыслов, Г.Осипов, Ю.Лева-да, И.Кон, Н.Лапин, Т.Заславская, Р.Рывкина и многие дру­гие. Серьезным стимулом развития социологических иссле­дований было решение в 1966 году ленинградской партийной организации о комплексном социальном планировании на промышленных предприятиях. Широкая кампания по созда­нию так называемых "планов социального развития" пред­приятий перекинулась на города и районы, и даже на ре­гионы. Планы создавались в директивном порядке и нахо­дились на контроле в партийных органах. В данной работе было много формализма и "показухи", порой — просто очко­втирательства. Однако потребность в социальной информа­ции, которая была необходима для составления таких планов, побуждала руководителей предприятий и организаций разно­го уровня финансировать данные исследования, создавать условия для их проведения.

В 60-е годы в советской социологии в некотором смысле происходило аналогичное тому, что было характерно для 20 — 30-х годов в западной социологии: овладевали эмпи­рическими методами изучения общественной жизни, расши­рялась сфера применения данных исследований, формиро­вались профессиональные кадры социологов. Значительную роль в популяризации социологических методов изучения общественных явлений сыграли информационные бюллетени ИКСИ, которые начали издаваться с 1969 года. Стали развиваться контакты с зарубежными социологами. В 1958 — 1962 годах в Москве побывали Арон, Фридман, Маршалл, Мертон. В Америке стажировались В.Ядов, Ю.Замошкин.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций

    Документ
    Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй.
  2. Содержание: личность в зеркалах теорий

    Документ
    15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ. ЛИЧНОСТЬ В ЗЕРКАЛАХ ТЕОРИЙ Теорий личности очень много, но отнюдь не все из них попадают в учебники.
  3. Учебник для юридических вузов и факультетов

    Учебник
    В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко — на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные
  4. Учебник для вузов (4)

    Учебник
    В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.
  5. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.

Другие похожие документы..