Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Понятие линейной зависимости (независимости) функций. Определитель Вронского 3....полностью>>
'Учебник'
При проведении уроков используются учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» (издания 2 -2004 гг.), атлас и ко...полностью>>
'Документ'
Важной характеристикой внешней среды предприятия является степень ее неопределенности, которая выражается в уровне стабильности. Стабильная экономиче...полностью>>
'Закон'
1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или му...полностью>>

Учебник содержит четыре раздела, каждый из которых сопровожда­ется кратким содержанием, определениями ключевых понятий раздела, а также контрольными вопросами Вкаждом разделе содержатся "Матери­алы для чтения",

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

73

РАЗДЕЛ 2

не только тех, кто пережил увлечение марксизмом), в значи­тельной своей части была "социальной философией" в узком смысле слова (см. 1.2.2), то есть она не столько представляла собой толкование, интерпретацию мира в целом, сколько являлась осмыслением своеобразия общества и места челове­ка в нем. Марксизм первоначально привлек широтой своих подходов к общественному развитию, принадлежностью к европейской традиции. В революционном народничестве был неприемлем террор. Впоследствии именно идея насилия и абсолютизация конфликтов оттолкнули их от марксизма.

В развитии теоретической социологии заметная роль при­надлежит известному российскому мыслителю В.С Соло­вьеву, одному из серьезных критиков социологии О.Конта. Именно с В.С.Соловьевым связывают попытку, "не отвергая научные достижения контовской социологии, укрепить ми­ровоззренческий и общетеоретический фундамент науки об обществе", дать "мощный импульс мощного теоретическо­го самоосознания социологии", который привел российских "постмарксистов" к возраставшей неудовлетворенности марксистской версией науки об обществе42.

Неприятие марксизма, как и революционного народниче­ства, в социально-философских и социологических воззре­ниях указанных российских мыслителей носило преимуще­ственно нравственный характер. Этот нравственный перево­рот означал признание первостепенной значимости духов­ности, культурно-творческого начала в человеке, а не раз­рушительного. Идея созидания и творчества, развития духов­ного богатства как необходимой предпосылки достижения богатства вообще пронизывает, например, работы С.Л.Фран­ка43. У него же находим сокрушительную критику утопиз­ма — фантастической веры в идею совершенного общества, реализация которой сопряжена в конечном счете с насилием и кровопролитием44.

Духовные искания представителей российской социально-философской мысли начала XX века касались самых разно­образных вопросов: утилитарности капитализма и социализ­ма, этики хозяйственной жизни и труда, возвышенного ха­рактера производительной, созидательной деятельности (в противоположность распределительной), приоритета прав личности в сравнении с правом государства, нации, класса и многих других. И все же центральное место среди всех этих

74

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

проблем занимали проблемы революции. Последняя также оценивалась с позиций нравственных: уважения к человечес­кой личности, ее достоинству и свободе

Интересно то, что со значительным временным сдвигом аналогичные проблемы становятся актуальными и активно обсуждаются в западной социологии. В чем сходство социо­культурных обстоятельств, порождающих сходство "темати­ки" и глубины эмоционального переживания проблем духов­ности? На этот вопрос ответа ib непросто. Первое, что бро­сается в глаза: и тогда, и теперь происходит серьезная транс­формация различных сфер общественной жизни, приводящая к духовному кризису и стремлению к переосмыслению духов­ных ценностей.

В свое время ситуацию, сложившуюся в России после 1905 года, Макс Вебер оценил следующим образом: Россия искала то, что потеряла Европа, — свободу индивидуальности45. Воз­можно, Запад сейчас ищет то, что искала и не нашла Россия? Во всяком случае, искания эти, несомненно, отразились в социологической мысли. Так, например, обращается внима­ние на явное сходство "российских идей" и "новомодной" западной социологии и, в частности, "социологии нравов" ("фигуративной" социологии — см. 2.2.4). "В России поло­жения, схожие с идеями этого новейшего в западной социо­логии направления, выдвигались в конце XIX — начале XX веков... Известно, что в русской философии особое внимание всегда было приковано к конкретному человеку с его внут­ренним миром, решениями, убеждениями, надеждами, чая­ниями, верованиями, которые рассматривались с точки зре­ния абсолютной самоценности жизни. Чаще всего (и вполне справедливо) в этой связи приводятся имена Соловьева, Бер­дяева, Булгакова, Флоренского и др."46

Отечественная социология имела, таким образом, свои со­циально-философские истоки, которые отличались извест­ным своеобразием и выражали сугь назревающих социальных катаклизмов и метаморфоз. В то же время развитие ее (со­циологии) осуществлялось в связи с эволюцией мировой со­циологической мысли, в соответствии с заданным ей направ­лением. Это особенно ясно обнаруживается, когда знако­мишься с творчеством и деятельностью М.Ковалевского и П.Сорокина.

75

РАЗДЕЛ 2

2.3.2. М.Ковалевский и П.Сорокин. Ииституциоиализация социологии в России

Социологические идеи, которые развивались в России в русле контовских традиций, связывают с именами М.М.Ко­валевского и П.А.Сорокина. С этими именами связывают также процесс намечающейся институционализации* рос­сийской социологии. "Судьбы двух выдающихся социологов при сравнении оказываются удивительно схожими. Максим Максимович Ковалевский — фигура первой величины в нау­ке XIX века, Питирим Александрович Сорокин — XX века. Ковалевский олицетворял своим творчеством главную колею формирующейся социологии — позитивистский объекти­визм. Сорокин — неопозитивистский субъективизм XX века. Оба ученых при этом никогда не замыкались на узко про­фессиональных темах, обоим свойственны широчайшая эру­диция и глубокий интерес к общественной жизни. Каждый из них по-своему символизирует свой век и социологическую мысль своего времени. А характер их отношений учитель — ученик придает этому особый колорит"47.

Максим Максимович был человеком необыкновенной эрудиции и исключительной честности. Будучи представи­телем так называемой "плюралистической социологии", он удачно совмещал в своих воззрениях глубину и широту тео­ретика и добросовестность эмпирика, был последователем О.Конта и Г.Спенсера, знал К.Маркса. С Г.Спенсером и К.Марксом, Э.Дюркгеймом, Л.Тардом и многими известны­ми социологами М.Ковалевский поддерживал широкие кон­такты. М.Ковалевский принимал активное участие в работе 1-го Международного института социологии в 1894 году. В 1901 году М.Ковалевский (совместно с другим достаточно известным российским социологом Де-Роберти) создает в Париже "Русскую школу общественных наук", которую по праву считают первым в истории мировой социологии опы­том создания социологического факультета.

Создание "Русской школы" в Париже не было случайным. Хотя, как уже отмечалось ранее, в целом развитие российской

Имеется в виду официальное признание социологии, внедрение ее в систему образования. О понятии "социальный институт" речь будет идти в третьем разделе.

76

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

социологии осуществлялось в русле развития мировой общест­венной мысли, условия в самодержавной России не благо­приятствовали этому. С момента зарождения российской со­циологии существенной ее характеристикой была "неопреде­ленность академического статуса, отсутствие официального признания государством, а временами жестокие цензурные го­нения. Примечательно, что ввозимая в страну социологиче­ская литература поначалу изымалась даже с большим рвени­ем, чем книги Маркса и Плеханова. Это привело к тому, что социология в России практически не имела собственной ин­ституциональной базы, а социологи, даже будучи лично зна­комы, не составляли научных коллективов в общеупотреби­тельном смысле слова. Фактически к началу XX века социоло­гия оставалась ареной индивидуальных творческих усилий"48.

Вплоть до 1917 года социология не была общепризнанным предметом преподавания. Подготовка социологов осуществ­лялась лишь в некоторых университетах (Петербурге, Харь­кове, Варшаве) и то нерегулярно. Учебники по социологии практически отсутствовали, если не считать работу, подготов­ленную и изданную в 1897 году Н.Кареевым*. Интерес к со­циологии возрастает в первом десятилетии (особенно в 1906 — 1910 годы, на которые приходится пик публикаций, посвященных социологическим проблемам). В эти же годы намечается весьма робкий и непоследовательный процесс ин-ституционализации социологии.

В 1908 году в Петербурге при частном Психоневрологичес­ком институте М.Ковалевским и Де-Роберти была создана кафедра социологии. В 1912 году ассистентом и секретарем М.Ковалевского становится Питирим Сорокин, который с 1910 года являлся студентом Психоневрологического инсти­тута. Под руководством М.Ковалевского П.Сорокин пишет свои первые социологические работы, которые, как считал М.Ковалевский, свидетельствовали о том, что у его ученика блестящее социологическое будущее.

После смерти М.Ковалевского (1916 год) сотрудники ка­федры социологии во главе с П.А.Сорокиным организовали

Н.И Кареев — представитель психологического направления в социо­логии (к нему принадлежал также и Де-Роберти). Н.И Кареев является также известным историком либерально-народнического толка. Позитивист по философским взглядам.

77

РАЗДЕЛ 2

"Социологическое общество имени М.М.Ковалевского". Это общество в дальнейшем (1919 год) послужило базой для соз­дания факультета социологии Петроградского университета. В число изучаемых в Петербургском университете дисциплин социология вошла с 1917 года. В этом же году вышел первый официальный учебник по социологии для вузов. С 1920 года П.Сорокин — руководитель кафедры социологии Петроград­ского университета.

Наиболее значительные работы, которые написал П.Со­рокин в российский период своего творчества: "Преступ­ление и кара, подвиг и награда" (1913 год), "Проблема со­циального равенства" (1917 год), "Система социологии" (1920 год). Двухтомная "Система социологии" стала "венцом его творчества русского периода"49. Несмотря на все отличие мировоззренческой и социологической позиции П.Сорокина от мировоззрения характеризуемых ранее представителей российской социально-философской мысли (ибо развитие его взглядов в этот период происходило в русле контовского позитивизма), духовно-нравственные идеи, рожденные кол­лизиями российской действительности, нашли отклик и в работах П.Сорокина. Об этом свидетельствует и его первая работа "Преступление и кара, подвиг и награда", об этом свидетельствуют и другие работы, и, в частности, его "забытая рукопись" "Социологический прогресс и принцип счастья". Не случайно П.Сорокин считал, что его мировозрение осно­вано "на этике солидарности, взаимопомощи и свободы". "В целом это было оптимистическое мировоззрение, — напишет в своей автобиографии П.Сорокин, — весьма схожее со взгля­дами большинства русских и западных мыслителей предре­волюционного времени"50.

В 1922 году П.Сорокин, так же как и сотни крупнейших талантливых представителей российской культуры, был вы­слан из России. В дальнейшем он стал одним из известных американских социологов, создавшим труды, которые вошли в сокровищницу мировой социологии: "Социология рево­люции" (1925 год), "Социальная мобильность" (1927 год), "Современные социологические теории" (1928 год), "Со­циальная и культурная динамика" (1937 год), "Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук" (1956 год) и др.

Подводя в автобиографическом повествовании свой жиз­ненный итог, П.Сорокин напишет: "Что бы ни случилось в

78

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

"51

будущем, я знаю теперь три вещи, которые сохраню в голове и сердце навсегда. Жизнь, даже самая тяжелая, — это лучшее сокровище в мире. Следование долгу — другое сокровище, делающее жизнь счастливой и дающее душе силы не изменять своим идеалам. Третья вещь, которую я познал, заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллек­туальном, ни в нравственном, ни в материальном отноше-

нии

Депортация интеллигенции в 1922 году существенным об­разом сказалась на развитии российской общественной мыс­ли вообще и социологии в частности. Точное число выслан­ных неизвестно, предполагают, что их было 50 или 60 человек. Это была наиболее творческая, мыслящая часть интелли­генции, которая способна была самостоятельно и критически осмысливать происходящее и потому была неугодна боль­шевистскому режиму. Среди высланных были философы, со­циологи, экономисты, писатели. Эта акция, как правильно оценивают ее в настоящее время, явилась основополагающей в ряду условий, подготовивших приход сталинизма.

Высланные характеризовались как представители "буржу­азной культуры". Действительно, взгляды депортированных не были марксистскими. Тем не менее их устранение нанесло сокрушительный удар именно по марксизму, так как соз­дались наиболее благоприятные условия для его догматиза-ции и превращения в "служанку политики"52. Проведенная акция — это тот внешний фактор, который в сочетании с последующими идеологическими чистками и "проработка­ми", наконец, с прямыми репрессиями фактически прервал развитие социологии, как и развитие практически всех об­щественных дисциплин в России.

Однако вплоть до начала 30-х годов сохранялась некоторая инерция естественного процесса развития общественной мысли. Причем некоторые успехи наблюдались именно в проведении конкретных, эмпирических исследований, охва­тывающих важные сферы развития нового государства. В со­ветской социологической литературе 60 — 70-х годов обычно ссылаются на выступление в 1918 году В.И.Ленина перед слу­шателями "Социалистической Академии общественных наук", в котором он говорит о необходимости таких исследо­ваний.

79

РАЗДЕЛ 2

Действительно, в 20-е годы проводились широкомасштаб­ные комплексные исследования, посвященные проблемам профессионального отбора, труда и быта (в частности, жен­ского труда, труда и быта подростков) и др. Исследовались также такие явления, как наркомания и проституция, изуче­ние которых началось еще в дореволюционной России. При­чем все это делалось на том уровне, которого достигла эмпи­рическая социальная наука того времени. И характер иссле­дований (максимальная приближенность к человеку в конк­ретной ситуации), и используемые методы (многообразные эмпирические способы сбора информации, включая опрос) свидетельствовали о том, что российская социальная наука находилась еще в русле развития мировой социальной науки. Тематика же отражала социальные потребности послерево­люционного периода, характеризовала присущие этому пе­риоду проблемы и трудности их решения.

Вплоть до 30-х годов еще наблюдалось некоторое развитие марксизма в России. Социологи, стоящие на марксистских позициях, пытались учесть те достижения, которые имелись в социологической мысли конца XIX и начала XX веков, а также осмыслить происходящие в России процессы и преоб­разования. В этом отношении интересна судьба социолога-марксиста профессора Е.А.Энгеля53. Еще до революции Е.Энгель читал курс социологии в гимназиях, в общеобразо­вательных и специальных школах для трудящихся. После ре­волюции он преподавал социологию в высших учебных заве­дениях, работал вместе с Н.Кареевым и П.Сорокиным. В 1919 году вышел краткий курс по социологии, представляющий собой учебник для средней школы.

Центральное место в работе Е.Энгеля занимает понятие "общественное отношение", анализируются и другие поня­тия, указывается на значение социологии для различных со­циальных наук. Социологию Е.Энгель определяет как науку об общественном человеке, которая отличается от всех других наук о человеке и обществе. Если учесть, что сам К.Маркс не употреблял понятие "социология" применительно к своей теории общества, а также то, что Е.Энгель различает предмет исторического материализма и предмет социологии, то сама попытка сформулировать основные положения теоретичес­кой "социологии", находясь на позициях марксизма, была новаторской. Своеобразно освещаются и различные вопросы, находящиеся в поле зрения Е.Энгеля.

80

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

Оригинальностью и неортодоксальностью отличаются и взгляды А.А.Богданова (Малиновского), который, развивая и уточняя различные положения марксизма, на несколько де­сятилетий предвосхитил некоторые теории западного нео­марксизма54. Это прежде всего относится к анализу истоков эволюции и перспектив авторитарной55 формы организации человеческой жизни. Это относится также и к концепции "нового класса", которым в период промышленного (ин­дустриального) развития общества становится техническая интеллигенция. А.Богданову приписывают также идею, раз­витую впоследствии так называемыми "богдановцами". Сущ­ность идеи состояла в следующем утверждении: следствием Октябрьской революции стало не установление власти про­летариата, а утверждение нового правящего класса "технико-бюрократической интеллигенции". Как бы то ни было, у А.Богданова находим идеи, которые впоследствии станут основополагающими в западной политической социологии: "теории управляющих" Д.Бернхейма, концепции нового класса М.Джиласа, "номенклатуры" В.Весловского и др. Та­ким образом, несмотря на различие конкретно-социальных обстоятельств, а также на различия в общетеоретических по­зициях, существовали некоторые точки соприкосновения во взглядах, некоторая общность социологических проблем, вы­двигаемых ходом, тенденциями общественного развития.

2.3.3. Советское общество. Падение и возрождение социологии

Формирование тоталитарной системы и повсеместное рас­пространение и утверждение сталинизма практически прер­вали общественное развитие социологии на всей территории бывшей России. Само понятие "социология" практически не употреблялось, так как социология была объявлена буржуаз­ной наукой. Некоторое послабление идеологического пресса наметилось лишь после XX съезда КПСС в 1956 году. В этом году советские ученые впервые приняли участие в работе международного социологического конгресса. В 1958 году была образована Советская социологическая ассоциация. Ее образование в какой-то степени было вызвано "внешними" обстоятельствами: участие в работе Международной социо­логической ассоциации предполагало наличие "националь-

81

РАЗДЕЛ 2

ной" (то есть имеющейся в стране) ассоциации. Однако изме­нение отношения к социологии, несомненно, связано и с внутренними, прежде всего политическими, факторами, ко­торые появились в период так называемой "оттепели".

1956 — 1957 годы были переломными годами в жизни страны, нужна была конкретная информация о реальных со­циально-экономических и социально-политических процес­сах. Наличие такой информации связывали с эмпирическими социологическими исследованиями. Назвав последние "при­кладной социологией", дали согласие* на ее функциониро­вание. Санкционирование (разрешение) исходило от ЦК КПСС, как принято было в тот период. В 1958 году в своем выступлении в Академии общественных наук секретарь ЦК КПСС Ильичев сказал буквально следующее: "Мы разрешаем социологам проводить исследования". Это был "сигнал", ко­торым можно было воспользоваться, не опасаясь преследо­ваний и запретов.

Однако речь не шла о конституировании социологии как самостоятельной дисциплины. Это произошло значительно позже, в период так называемой "перестройки". Речь шла только об "исследованиях", имеющих прикладное значение. Несколько позже в номенклатуре Высшей аттестационной комиссии появилась такая специальность, как "прикладная социология". Она входила и в число философских наук, вы­деляемых ВАК, и в число экономических, но не имела само­стоятельного значения. Обобщения могли делаться лишь в рамках "исторического материализма", который трактовался и как философская концепция общества, и как общесоцио­логическая теория.

Социологические исследования проводились уже в пред­дверии XX съезда КПСС. В 1955 году сотрудники сектора "новых форм труда и быта" Института философии Академии наук СССР провели крупномасштабное исследование (на ма­териале уральских промышленных предприятий), посвящен­ное подъему культурно-технического уровня рабочего класса. Это была уже вполне серьезная попытка охарактеризовать те реальные процессы, которые происходили в стране. При этом использовались средства эмпирического изучения, которые

Речь идет в буквальном смысле о "разрешении свыше" от ЦК КПСС.

82

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

давали возможность зафиксировать реальные процессы. Ука­занный сектор был преобразован в сектор социологии, на базе которого в 1968 году был создан Институт конкретных со­циальных исследований (ИКСИ), по поводу организации ко­торого принималось специальное решение Политбюро ЦК КПСС.

В 1960 — 1962 годах были организованы социологические лаборатории в Москве, Ленинграде (здесь лаборатория была преобразована затем в Институт комплексных социальных исследований), Новосибирске, Свердловске. Из самых раз­ных областей знания в социологию шли люди, ставшие впо­следствии известными социологами, отстоявшие право со­циологии развиваться в качестве самостоятельной науки. К ним относятся В.Ядов, А.Здравомыслов, Г.Осипов, Ю.Лева-да, И.Кон, Н.Лапин, Т.Заславская, Р.Рывкина и многие дру­гие. Серьезным стимулом развития социологических иссле­дований было решение в 1966 году ленинградской партийной организации о комплексном социальном планировании на промышленных предприятиях. Широкая кампания по созда­нию так называемых "планов социального развития" пред­приятий перекинулась на города и районы, и даже на ре­гионы. Планы создавались в директивном порядке и нахо­дились на контроле в партийных органах. В данной работе было много формализма и "показухи", порой — просто очко­втирательства. Однако потребность в социальной информа­ции, которая была необходима для составления таких планов, побуждала руководителей предприятий и организаций разно­го уровня финансировать данные исследования, создавать условия для их проведения.

В 60-е годы в советской социологии в некотором смысле происходило аналогичное тому, что было характерно для 20 — 30-х годов в западной социологии: овладевали эмпи­рическими методами изучения общественной жизни, расши­рялась сфера применения данных исследований, формиро­вались профессиональные кадры социологов. Значительную роль в популяризации социологических методов изучения общественных явлений сыграли информационные бюллетени ИКСИ, которые начали издаваться с 1969 года. Стали развиваться контакты с зарубежными социологами. В 1958 — 1962 годах в Москве побывали Арон, Фридман, Маршалл, Мертон. В Америке стажировались В.Ядов, Ю.Замошкин.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций

    Документ
    Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй.
  2. Содержание: личность в зеркалах теорий

    Документ
    15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ. ЛИЧНОСТЬ В ЗЕРКАЛАХ ТЕОРИЙ Теорий личности очень много, но отнюдь не все из них попадают в учебники.
  3. Учебник для вузов (1)

    Учебник
    Г. В. Игнатенко, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор О. И. Тиунов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
  4. Учебник для юридических вузов и факультетов

    Учебник
    В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко — на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные
  5. Учебник для вузов (4)

    Учебник
    В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Другие похожие документы..