Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Реклама – яркое явление современности: всепроникающее, вездесущее. Наш замысел – подойти к рекламе  с несколько иной стороны, заглянуть в исторически...полностью>>
'Конспект'
В самом общем виде сбережения представляют собой доход за вычетом расходов на потребительские товары. Инвестиции равняются общему объему производства...полностью>>
'Образовательная программа'
«Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», прило...полностью>>
'Реферат'
Я думаю, что происходящие в нашей стране глобальные перемены пробудили интерес к истории родного края. Возвращение утраченного и восстановление разру...полностью>>

Учебник содержит четыре раздела, каждый из которых сопровожда­ется кратким содержанием, определениями ключевых понятий раздела, а также контрольными вопросами Вкаждом разделе содержатся "Матери­алы для чтения",

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

42

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

ной науки с "глубинно" психологическим (Ф.Ницше, З.Фрейд и т.д.) и философско-антропологическим" [с.48].

1.3.4

"У нас до сих пор идут непрекращающиеся споры о предмете социологии и конца им не видно. Впрочем, это не только наша местная ситуация. До сих пор не могут договориться о том, что такое социология, и западные ученые, дающие еще больший разброс мне­ний по этому поводу, чем наши исследователи. И создается впечат­ление, что это — парадоксальная наука, обреченная на вечные по­иски своего предмета. Именно поиски предмета, а не частые его уточнения.

...Авторам, приступающим к написанию истории социологии, не обойтись без решения вопроса о ее предмете. Ведь без этого невоз­можно решить, какие элементы истории знания следует, а какие не следует относить к истории социологии.

Причем это решение должно быть таким, чтобы в нем одновре­менно учитывалось многообразие толкований предмета социологии, так или иначе повлиявших на ее историческое развитие. (А следо­вательно, и многообразие представлений о предмете ее истории.) Этим и отличается решение вопроса о предмете социологии ее ис­ториком, который не может игнорировать факта существования в истории социологии таких пониманий предмета социологии, с ка­кими, будь он "чистым" теоретиком, он вряд ли согласился бы. Здесь он должен, что называется, наступить на горло собственной песне — в этом заключается его объективность именно как историка.

Но это значит, что представление о предмете социологии у ее историка по необходимости должно быть более размытым, чем по­нимание чистого теоретика. Последний может позволить себе опре­делить этот предмет таким образом, что "вне социологии" рискует оказаться целый ряд фактически существующих (или существовав­ших) социологических фигур, школ либо даже направлений. Пер­вый — нет. Избежать такого риска историк социологии может, лишь дополнив "чисто" теоретический подход к определению предмета социологии "конвенциальным", апеллирующим к представлениям, распространенным в "научном обществе" социологов" [с.34 — 35].

1.3.2

Сорокин П. Структурная социология // Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С.161 — 163.

"В большой группе социальных и гуманитарных дисциплин, ко­торые имеют дело с надорганическим миром, социология выполняет свою собственную определенную задачу и осуществляет свои функ­ции способами, явственно отличными от других наук. Во-первых, в отличии от истории и других индивидуализирующих наук социо-

43

РАЗДЕЛ 1

логия является генерализирующей наукой В то время как история концентрирует свое внимание на изучении социокультурных фено­менов, которые являются уникальными и неповторимыми во вре­мени и в пространстве (Соединенные Штаты как определенная на­ция, христианство как уникальная религия, Авраам Линкольн как определенный человек, Тридцатилетняя война как отличающаяся от других войн), социология изучает свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов (общая социология) или для всех видов данного класса социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех революций, всех религий и т.д. (специальная социология). Благодаря этому генерализирующему качеству социо­логия коренным образом отличается от истории и других индиви­дуализирующих гуманитарных дисциплин.

Не в меньшей степени задача социлогии отличается от задач таких генерализирующих социальных наук, как экономика, политология и право. Экономика также является генерализирующей наукой, по­скольку она пытается обнаружить и сформулировать свойства, отно­шения и закономерности, которые повторяются во времени и в пространстве и являются общими для всех экономических явлений определенного класса. То же самое можно сказать, с сответствую-щими поправками, о любой другой генерализирующей социальной науке.

Социология отличается от таких дисциплин в нескольких отно­шениях. Прежде всего, каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономиче­скими отношениями, политика с политическими отношениями. Со­циология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Например, экономика изучает хозяй­ственные структуры как инвариант общества; политология анали­зирует государство как тип общества; религиоведение исследует цер­ковь как особый тип общества. Метасоциология исследует общество как род с присущими ему свойствами и отношениями, которые обнаруживаются в любом обществе, будь то фирма, церковь, госу­дарство, клуб, семья и т.д. Или другой пример: экономист имеет дело с производственными циклами, флуктуациями, политология изучает циклы и флуктуации в политической жизни. Социология же рас­сматривает циклы и флуктуации как родовой признак социальных явлений, возникающий практически во всех социальных процессах, будь то экономические, политические, творческие, религиозные, философские, в их взаимосвязях друг с другом. То же можно сказать о таких социальных процессах, как соревнование и эксплуатация, господство и подчинение, стратификация и дифференциация, соли­дарность и антагонизм и т.д Каждый из этих процессов возникает не только в отдельных сферах надорганики, но практически во всех

44

. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

!отсеках социокультурной жизни и, будучи таковым, требует изу-ччения своего родового вида и связи между каждым отдельно взятым "видом и другими специальными подвидами того же процесса. Такое изучение переходит границы отдельной дисциплины. Оно требует существования особой науки, которая рассматривает родовые виды всех этих явлений и взаимосвязи между ними. Эта задача выполня­ется социологией. Схематично эго можно изобразить следующим образом. Пусть указанные классы социальных явлений состоят из следующих общих элементов и отношений:

  • экономические: а, Ь, с, n, m, f;

  • политические" а, Ь, с, h, d, j;

  • религиозные: a, b, с, g, i, q;
    и так далее.

Допустив, что все остальные виды социокультурных феноменов имеют такие же общие элементы и отношения, как а, Ь, с, и все они принадлежат к одному роду социокультурных феноменов, то они не могут не обладать ими, и сответственно изучение этих общих эле­ментов — а, Ь, с — будет составлять основную задачу социологии. С другой стороны, исследование гого, как осуществляется связь между несовпадающими элементами, скажем, n, h, j (например, как производительные циклы связаны с циклами развития преступно­сти, научных теорий, самоубийств, художественных вкусов, рево­люций и так далее), составляет ее вторую важнейшую задачу. Ни одна из этих задач не решается какой-либо другой общественной наукой; ни одна из них не принадлежит логически другой науке. Они охватывают специальную область социологии.

Наряду с этой глубинной разницей между задачами социологии и задачами генерализирующих общественных наук существует важ­ное отличие в их основных допущениях, касающихся природы че­ловека и отношений между социальными явлениями. Дискрет­ный характер экономики побуждает ее постулировать наличность homo economicus — чисто экономического существа, руководимо­го экономическим интересом и утилитарной рациональностью, что приводит к полному исключению неэкономических религиозных верований и неутилитарных моральных убеждений, антиэгоистич­ного альтруизма и не приносящих дохода художественных ценнос­тей, нерациональных нравов и иррациональных страстей. В соот­ветствии с этим экономические явления воспринимаются как со­вершенно изолированные от других социокультурных феноменов и неподвластные религиозным, юридическим, политическим, худо­жественным или моральным силам. Столь же односторонним путем реализуется идея о homo politicus в политической сфере, равно как и homo religiosus в сфере религии.

В отличие от подобных допущений homo socius социологией рассматривается как родовой и многогранный homo, одновременно

45

РАЗДЕЛ 1

и нераздельно экономический, политический, религиозный, этичес­кий, художественный, частью рациональный и утилитарный, частью нерациональный и даже иррациональный и при всем при этом отли­чающийся непрестанным взаимодействием всех этих аспектов. Со­ответственно каждый класс социокультурных явлений рассматрива­ется социологией как связанный со всеми остальными классами (правда, с различной степенью взаимозависимости), находящимися под влиянием всего остального социокультурного пространства и, в свою очередь, влияющими на него. В этом смысле социология изу­чает человека и социокультурное пространство такими, какие они есть на самом деле, во всем их разнообразии, как подлинные сущ­ности, в отличие от других наук, которые в целях аналитики рас­сматривают явления, искусственно выделяя их и полностью изо­лируя от остальных" [с. 161 — 163].

1.3.2

Смелзер Н.Аж. Социология. — М., 1994. — С.18 — 20.

"Социологические подходы.

Социология использует пять основных подходов при изучении и обьяснении различных фактов.

  1. Первый подход демографический. Слово "демография" про­
    исходит от греческого слова "демос", означающего "народ" ("де­
    мократия" — от того же корня). Демография — изучение населения,
    в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с
    этим деятельности людей.

  2. Второй подход психологический. Он объясняет поведение с
    точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются
    мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления че­
    ловека о самом себе. Этот подход характерен для психологии, но он
    также утвердился и в социологии.

  3. Коллективистский подход применяется, когда мы изучаем
    двух или более людей, образующих группу или организацию. Когда
    социологи изучают такие первичные группы, как семья, такие фор­
    мальные организации, как армия или компания "Дженерал моторе",
    они считают их коллективами индивидов.

Данный подход можно также применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между по­литическими партиями, конфликты на расовой основе, соперниче­ство между группами Он также помогает понять, каким образом люди, принадлежащие к одному общественному классу, расе или связанные одинаковым этническим происхождением, возрастом, полом, образуют группы с целью защиты своих интересов. Кроме того, этот подход важен при изучении коллективного поведения,

46

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

например, действий толпы, реакции аудитории, а также таких об­щественных движений, как борьба за гражданские права и феми­низм.

4. Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная
жизнь рассматривается не через определенных участвующих в ней
людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их
ролями.

В нашем обществе существуют сотни ролей: политик, избиратель, хозяин, служащий, деловой человек, потребитель, полицейский и т.д. Поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей не только у влюбленных или на семейном уровне, но и в сфере таких основных социальных институтов, как, например, образование и религия.

5. Пятый, последний подход культурологический. Он применя­
ется при анализе поведения на основе таких элементов культуры,
как общественные правила (действительные или подразумеваемые)
и общественные ценности (вытекающие из религиозных, полити­
ческих и социальных интересов). При культурологическом подходе
правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, ре­
гулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Напри­
мер, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование
или офабление другого человека считаются неприемлемыми и на­
казуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы, например:
не смотри в упор; не указывай пальцем на людей; не жуй с открытым
ртом; принеси подарок, если приходишь на день рождения, и т.д.

Идеи, определяющие, какие общественные цели являются жела­тельными, входят в другой аспект культуры. Эти идеи, понятия, которые называются ценностями, служат обоснованием социальных норм. Например, в обществе, в котором человеческая жизнь ценится очень высоко, имеются устойчивые нормы, осуждающие убийство и причинение вреда другим людям" [с.18 — 20].

1.3.3

Гидленс Э. Социология // Социологические иссле­дования. — 1994. — № 2. — С.130, 133.

"Социология не является одной из дисциплин, предлагаемых в подарочной упаковке, открыв которую сразу же доберешься до сущ­ности предмета. Подобно всем общественным наукам, а к ним также можно отнести, в первую очередь, антропологию, экономику и ис­торию, содержание социологии носит внутренне противоречивый характер. Иными словами, социология характеризуется постоян­ными разногласиями относительно самой ее природы. Однако это не слабость социологии, хотя многие из тех, кто считают себя про­фессиональными "социологами", именно так и думают. Точно так же, как многие несоциологи обескуражены тем, что существует мно-

47

РАЗДЕЛ 1

жество конкурирующих концепций относительно того, как следует подходить к предмету социологии и трактовать его. Многие из тех, кто расстроены постоянными разногласиями между социологами и частым отсутствием единства мнений относительно способов разре­шения этих разногласий, обычно считают, что таков признак незре­лости науки. Им хотелось бы, чтобы социология была аналогична одной из естественных наук, чтобы она выработала аппарат универ­сальных законов, подобно тем, которые открываются и подтверж­даются естественными науками. Я выдвигаю точку зрения, согласно которой социология не должна точно копировать естественные нау­ки. Более того, "естественная наука" об обществе практически не­возможна. Под этим я не подразумеваю, что методы и задачи естест­венных наук совершенно не применимы для изучения социального поведения людей. Предметом социологии являются объективно на­блюдаемые факты, социология опирается на эмпирические иссле­дования и имеет целью формулировать теории и делать обобщения на основе эмпирически полученных фактов. Вместе с тем люди и материальные объекты в природе — не одно и то же. Изучение людьми своего собственного социального поведения радикально от­личается от изучения природных явлений" [с. 130].

"Можно предложить следующее определение социологии. Со­циология — общественная наука, предметом изучения которой являются социальные институты, возникшие в результате про­мышленных преобразований за последние 200 300 лет. Между социологией и другими общественными науками не существуют и не могут существовать жестко установленные барьеры. Ряд вопросов социальной теории, касающихся проблем концептуализации чело­веческого поведения в обществе и социальных институтов, являются общим предметом изучения для всех общественных наук. Различные "сферы" человеческого поведения, изучаемые различными общест­венными науками, представляют собой "интеллектуальное" разде­ление труда, существование которого весьма условно. Так, антропо­логия, к примеру, изучает в основном "более примитивные формы общества", а именно: племенные, клановые, аграрные. Однако под воздействием глубочающих социальных изменений, которые пре­терпело человечество, такие формы социальной организации либо полностью исчезли, либо находятся в процессе адаптации к усло­виям современных промышленных государств. Предметом эконо­мики является производство и распределение материальных благ. Однако экономические институты всегда тесно связаны с другими социальными институтами. Последние оказывают на экономиче­ские институты определенное влияние и сами подвержены влиянию экономических институтов. Наконец, история как наука, изучающая события постоянно удаляющегося прошлого, является источником данных для всего комплекса общественных наук" [с. 133].

48

РАЗДЕЛ 2

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ.

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ,

ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ

Взаимоотношение общества и социологии можно рассматри­вать в двух аспектах: обусловленности социологии различными общественными факторами и влияния социологии на общество. В данном разделе речь будет идти о воздействии общества на социологию — с этого предполагается начать рассмотрение вопроса о взаимодействии общества и социологии.

Основная задача раздела — показать процесс становления и эволюции социологии как науки в относительно широком контексте общественного развития. Всякая наука — общест­венное явление и она соответственно несет на себе черты того общества, в котором формируется, на почве которого произ­растает и развивается. Наука об обществе, тем более такая обобщающая и всеохватывающая, как социология, прямо-таки вплетена в общественную ткань и испытывает постоянную и непреодолимую зависимость от того, что в обществе проис­ходит, как меняется его облик.

Меняется и облик социологии. Почему и как? Под влиянием каких факторов? Существует ли логика такого изменения? И возможна ли повторяемость этого облика? Все это важно знать для людей, желающих посвятить себя социологии и готовых разделить с социологией ее участь.

49

РАЗДЕЛ 2

2.1. Социология в свете "социологии знания"

2.1.1. Социология знания и социология науки

Зависимость социологии от общества, от различных суще­ствующих в обществе и культуре факторов может рассматри­ваться в русле одного из направлений самой социологии — "социологии знания". Последняя устанавливает связь раз­личных форм знания — философских, религиозных, художе­ственных, научных и других с социальными обстоятельст­вами, в которых знания формируются.

Принято считать, что теоретической основой социологии знания являются представления известного французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858 — 1917). Э.Дюркгейм и его французские последователи считали, что формы мышле­ния — логические категории, представления о пространстве и времени — все это, как и многие другие проявления знания, является "социальным продуктом", результатом совместной жизни и деятельности индивидов в общественных группах.

Социология знания имеет много направлений и разно­видностей. Ее идеи в различные периоды развивались со­циологами разных стран. Каждый раз в социологию знания вносилось нечто новое и своеобразное, использовались для этого различные социологические средства1. Одним из важ­ных направлений социологии знания является "социология науки". Последняя применяла социологические способы для изучения социальной обусловленности "специализированно­го знания", к которому относится наука. Представители со­циологии науки используют теоретические и эмпирические социологические средства для того, чтобы показать следую­щее: не только способы применения, но и форма и содер­жание любого научного знания (как естественно-научного, так и математического) так или иначе зависят от обществен­ных обстоятельств.

Значительный вклад в оформление социологии науки внесли идеи К.Маркса, которому по праву отдают должное каждый раз, когда речь идет о социологии знания вообще. Особое внимание К.Марксом было обращено на социально-экономические обстоятельства. Именно они, по его мнению, сформировали "собственно научный фактор" и обусловили выделение науки в относительно самостоятельный вид дея-

50




ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

тельности. К.Маркс писал по этому поводу следующее: "вместе с распространением капиталистического производ­ства научный фактор впервые сознательно и широко развива­ется и вызывается к жизни в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия"2. Фак­тически речь шла о так называемой институционализации научного знания и научной деятельности, то есть о превра­щении их в относительно устойчивые формы организации совместной человеческой деятельности. Этот процесс оформ­ления науки в особый социальный институт*, как отмечалось уже в разделе 1, завершился к периоду Нового времени.

Первая исследовательская социологическая модель науки как социальной системы была построена известным амери­канским социологом Робертом Мертоном (родился в 1910 году). Рассматривая науку как особый социальный институт, Р.Мертон выделяет четыре основополагающих "институцио­нальных императива": "универсализм", "общность", "беско­рыстность" и "организованный скептицизм". Характеризуя ценности и нормы деятельности, направленной на получение научного знания, Р.Мертону удалось показать положительное влияние на научные открытия (Англия XVII века) пуритан­ской религиозной морали.

2.1.2. Социальная природа социологии, факторы, ее обусловливающие

Рассматривая социологию под углом зрения социологии науки (то есть занимаясь "социологией социологии"), мы, во-первых, обнаруживаем те черты, которые характерны для любой науки об обществе — особую зависимость от социаль­ных интересов и потребностей. Во-вторых, осознаем, что именно имеют в виду, когда речь идет о социальной (обще­ственной) природе социологии. В-третьих, сталкиваемся с многообразием общественных факторов, обусловливающих социальную природу последней.

Важный вопрос, на который необходимо ответить, состоит в следующем: как понимать социальную природу социоло­гии? Означает ли социальная обусловленность социологиче-

Категория "социальный институт" является одной из основных кате­горий социологии. См. об этом 3 2 2

51

РАЗДЕЛ 2

ского знания субъективность, предвзятость его содержания, вплетенность и встроенность в него идеалов и ценностей (представлений о "хорошем" и "плохом")? Или же социо­логам, благодаря использованию специфических научных средств, удается все же сохранить непредвзятость, объектив­ное содержание, получать истинное достоверное знание? Эти вопросы уже обсуждались ранее (см. 1.2.1).

Рассматривая социологическое знание как научное знание об обществе, наделяя его всеми присущими этому знанию атрибутами (см. 1.1.2), социальную (общественную) природу социологии можно видеть:

— в обусловленности многообразными общественными
факторами облика социологии (ее связи с социальной фи­
лософией, общественными и естественными науками,
взаимоотношения в ней теории и эмпирии), повторяемости
данного облика;

— в выдвижении на передний план тех или иных социаль­
ных проблем и способов их решения, в характере разрабаты­
ваемой социологическрй тематики.

Что касается факторов, обусловливающих становление и развитие социологии, то значение имеют не только внешние, но и внутренние факторы развития социологического знания. Внутренняя потребность решения научной, теоретической проблемы, диктуемая логикой развития самой науки, может реализоваться под воздействием внешнего фактора, социаль­ного запроса, стимулирующего ее (проблемы) решение. Так, например, необходимость "достраивания" социологического здания и формирования '"эмпирических" этажей в нем, как это будет показано далее, стимулировалась в начале XX века потребностью решения конкретных социальных проблем, стоявших перед быстро развивающимся американским обще­ством. В других конкретно-исторических условиях, напри­мер, в период возрождения социологии в бывшем СССР — задача связать общие марксистские положения с относитель­но конкретными представлениями и реальными явлениями реализовалась под воздействием потребностей так называе­мого социального планирования, создания служб социально­го развития (см. 2.3.3).

С другой стороны, любой социальный запрос и внешний стимул оказывает воздействие на научное развитие лишь трансформировавшись в специфически научную проблему.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций

    Документ
    Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй.
  2. Содержание: личность в зеркалах теорий

    Документ
    15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ. ЛИЧНОСТЬ В ЗЕРКАЛАХ ТЕОРИЙ Теорий личности очень много, но отнюдь не все из них попадают в учебники.
  3. Учебник для вузов (1)

    Учебник
    Г. В. Игнатенко, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор О. И. Тиунов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
  4. Учебник для юридических вузов и факультетов

    Учебник
    В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко — на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные
  5. Учебник для вузов (4)

    Учебник
    В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Другие похожие документы..