Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Учебное пособие предназначено для индивидуальной и самостоятельной подготовки студентов по дисциплине: Анализ и диагностика финансово - хозяйственной...полностью>>
'Закон'
Фалалеева Ирина Владимировна – консультант отдела по подготовке государственных и муниципальных служащих управления кадров и государственной службы Гу...полностью>>
'Программа'
Программа отражает обязательное для усвоения содержание обучения математике и состоит из двух разделов. Первый раздел содержит основные теоретические...полностью>>
'Задача'
Поступления в государственный бюджет составили 1,74 трлн. тенге с превышением плана на 3,1%, расходы произведены на сумму 1,71 трлн. тенге, или 93,8%...полностью>>

Учебник содержит четыре раздела, каждый из которых сопровожда­ется кратким содержанием, определениями ключевых понятий раздела, а также контрольными вопросами Вкаждом разделе содержатся "Матери­алы для чтения",

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

32

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

все-таки является ключевой, основополагающей категорией социологического анализа, указывают именно на понятие "социальная общность"46.

Например, В.А.Ядов дает следующее определение (наи­более полное из всех известных) предмета социологии: "со­циология есть наука о становлении, развитии и функцио­нировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования, нау­ка о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общ­ностями, между личностью и общностями, наука о законо­мерностях социальных действий и массового поведения"47.

Ясно, что в данном определении ключевым понятием явля­ется не только "социальная общность", но и другие (выде­ленные в тексте) понятия, играющие существенную роль в социологическом анализе. В определении устанавливается предполагаемая субординация между этими понятиями.

И все же следует согласиться с теми авторами, которые считают, что не следует преувеличивать значение опреде­ления предмета социологии, стремиться в виде дефиниции точно и полно указать на то, что находится в центре внимания социологии. Определение любой науки (включая естествен­ные) — вещь чрезвычайно сложная. Тем не менее науки развиваются, совершенствуются, а ученые успешно работают в различных областях научного знания, так и не договорив­шись зачастую друг с другом (не сумев дать однозначную дефиницию своей науки) относительного того, что является предметом их науки.

Закончить размышления о социологии и ее предмете хо­телось бы словами, которые предпосылаются книге Яна Ще-панського "Элементарные понятия социологии" и которые обращены к желающим специализироваться по социологии. Уже знакомство с данной книгой, как пишется здесь, убеж­дает читателя в том, "что перед ним — специфическая и сложная область исследования, имеющая большие научные традиции, огромную литературу, опирающаяся на ряд смеж­ных научных дисциплин, имеющая собственную эмпиричес­кую базу, свои теории, свой язык и что работа в этой области требует профессионализации"48.

33

РАЗДЕЛ 1

Краткое содержание

X. Знание может быть выражено не только в виле научных, но и в виле философских, моральных, хуложественных и иных понятий и прелставлений. Знание приобретается и в процессе повселневной жизни, непосрелственного практического опыта ("обыленное знание")- Особенность научного знания состоит в том, что оно лостигается посрелством специфических ме-толов, направленных на нейтрализацию субъективности и прел-взятости. Аостижение лостоверного, "непрелвзятого" знания является илеалом научной леятельности.

2. Науки естественные (о прироле) и науки общественные
(об обществе) имеют различные объекты познания, но исполь­
зуют схолные общенаучные метолы и срелства изучения.
Абсолютное разграничение (противопоставление) ланных наук
неправомерно. Имеется, олнако, специфика изучения общест­
венных явлений, которая состоит в том, что общественные
(социальные) науки в большей степени, чем естественные,
затрагивают интересы люлей. Поэтому проблема лостовер-
ности (непрелвзятости) социальных исслелований является бо­
лее острой и трулноразрешимой. Она, олнако, решается так
же, как и в научных исслелованиях, путем совершенство­
вания срелств и метолов изучения.

Нарялу с естественными и социальными нуками существует гуманитарное знание (литературовеление, исскусствовеленние и лр.), которое использует специфические, отличные от со­циальных наук метолы познания.

3. Социология является научным знанием об обществе.
Это означает, что социология использует научные способы
изучения лействительности, метолы и срелства, разрабатывае­
мые в процессе эволюции научного знания, становления и
развития различных (естественных и общественных) наук.

Особая проблема проблема взаимоотношения социо­логии и исторической науки. Послелняя изучает не только закономерное, но и неповторимое, инливилуальное в общест­венном развитии и широко использует присущие гуманитар­ному знанию метолы и способы исслелования.

4. Социология как научное знание отличайся от таких
форм знания, как философия и обыленное знание. Эти формы
знания относятся к вненаучному (то есть нахоляшемуся за

34

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

прелелами науки) знанию. Вненаучный характер философского и обыленного знания не является свилетельством их несовер­шенства и неполноценности. Более того, и то, и лругое имеет свои преимущества в сравнении с научным знанием вообще, социологическим в частности.

Так, философия прелставляет собой мировоззрение, лает понимание места человека в мире, прелставление о смысле человеческой жизни. Обыленное (повселневное) знание может быть более "гибким", более алекватным относительно быстро меняющейся общественной лействительности. Преимущество социологии состоит в том, что она лает систематический анализ социальных фактов и стремится к получению лосто-верного, своболного от оценок и прелвзятости знания.

5. Выясняя взаимоотношение социологии с лругими нау­ками о человеке и обществе, слелует учитывать различие объекта науки — что она изучает — и ее прелмета — как это лелается, пол каким углом зрения рассматриваются яв­ления. Специфически социологическим углом зрения, который отличает социологию от лругих общественных наук, является слелуюшее: социолог соотносит изучаемые общественные яв­ления с состоянием общества в целом, рассматривает место ланного явления в системе общественных отношений и чело­веческих взаимолействий. Эта особенность социологии явля­ется относительно постоянной ее характеристикой, выражен­ной явно или неявно, тем или иным способом.

<>. Социологический угол зрения характеризует прелмет социологии. Послелний менялся в процессе формирования и развития социологии, ее оформления в систему социологичес­кого знания. Аанная система включает социологические знания различного уровня (разной степени обобщенности и абстракт­ности). Социологическое знание любого уровня имеет лело так или иначе с общими лля всех общественных явлений Фроловыми признаками" (П.Сорокин). Социологический анализ в конечном счете полволит изучаемые общественные явления к "общему знаменателю".

Т. Многообразные опрелеления социологии сволятся к тому, что социология опрелеляется как наука о социальных общностях, становление, функционирование и развитие кото­рых происхолит в опрелеленных социальных системах с при-

35

РАЗДЕЛ 1

сушей им социальной структурой и характером общественных отношений.

Не абсолютизируя лефинииию (опрелеление) прелмета со­циологии, не прилавая ланному опрелелению решающего зна­чения, слелует признать, что социология имеет свой круг проблем, свою совокупность специфических понятий и пред-ставлений, использует характерный для нее способ постановки вопросов и ответа на них.

Всем этим необхолимо овладевать профессионально, при­обретая специфические знания, специальные средства и навыки социологического исследования.

Ключевые понятия

/. Научное знание — достоверное, непредвзятое знание, которое достигается посредством специфических способов, средств, обеспечивающих нейтрализацию субъективности и предвзятости. Совокупность данных средств и критерии науч­ности изменяются в результате эволюции науки и общества.

  1. Обыденное знание — формируется в процессе повседнев­
    ной жизни людей, их практической деятельности. Обыденное
    знание характеризуется эмоциональностью и зачастую про­
    тиворечивостью. Оно не отделено от оценки и отношения людей
    к объекту знания. В отличие от специализированного знания
    знание обыденное не требует для его достижения овладения
    специальными познавательными средствами, приобретаемыми
    в процессе обучения.

  2. Гуманитарное знание — достигается посредством спе­
    цифических методов, используемых в литературоведении, ис­
    кусствоведении и отчасти в лингвистике. Понимание и истол­
    кование "художественной реальности ", в результате которых
    образуется гуманитарное знание, означает раскрытие того
    смысла, который вложен в изучаемую реальность творцом про­
    изведения. В истолковании последнего большое значение имеет
    позиция исследователя, его субъективность.

  3. Вненаучные формы знания — многообразные виды зна­
    ния, которые достигаются отличными от научных способами
    и методами познания. Квненаучному относятся не только обы­
    денное, художественное и гуманитарное знание, предполага­
    ть

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

ющие эмоциональность и "сопереживание, но и такой рацио­нальный, теоретический вид знания, как философия. Получение этих видов знания не связано со специфическими средствами нейтрализации "предвзятости ". Более того, такая цель в дан­ных случаях не ставится.

  1. Социология как наука характеризуется использо­
    ванием научных средств фиксирования социальных фактов и их
    объяснением. Занимаясь систематическим изучением»явлений
    общественной жизни, социология, подобно другим научным дис­
    циплинам, стремится достичь достоверного, логически непро­
    тиворечивого, "непредвзятого " знания, опираясь на уже апро­
    бированные, общенаучные методы исследования.

  2. Предмет социологии характеризуется теми сторо­
    нами общественной жизни, которые находятся в поле зрения
    социолога. Совокупность данных сторон (свойств, отношений,
    их сочетания) обусловливает предмет социологии, присущий ей
    специфический "угол зрения ", под которым рассматривается и
    анализируется жизнь человека в обществе. Предмет социологии
    изменяется в результате воздействия общества на социоло­
    гическое знание, а также в процессе внутренних изменений
    последнего.

  3. Уровни социологического знания совокупность зна­
    ний, характеризующихся различной степенью общности, единиц
    социологического анализа. Наибольшая степень общности при­
    суща фундаментальным социологическим теориям, в которых
    анализируются общество в целом (социетальный уровень) и его
    структурные единицы. Знание среднего уровня — частные, спе­
    циальные теории, анализирующие отдельные сферы обществен­
    ной жизни, различные ее проявления. Наименьшая степень аб­
    страктности присуща социальным фактам, фиксируемым эм­
    пирическими методами социологического исследования.

Контрольные вопросы

  1. Какое знание можно считать вненаучным? Чем оно отличается
    от научного?

  2. Социология — научное изучение общества. Что это значит? Как
    это можно доказать?

  3. Социология и "здравый смысл". Влияют ли они друг на друга?

  4. Можно ли признать преимущество одного в сравнении с другим?

37

РАЗДЕЛ

  1. Что общего и что отличает социологию от философии и ис­
    торического знания1? Нужно ли социологии то и Другое?

  2. Социологический "угол зрения" — в чем его специфика? Можно

ли назвать социолога универсальным ученым?

7. Следует ли выяснять, что является предметом социологии? Кому
и зачем эго нужно9 ;

Материалы для чтения

1.1.1

Вебер М. Смысл свободы от оценки в социологи­ческой и экономической науке // Избранные произ­ведения. —- М., 1990. — С.547 — 601.

"В аудитории преподаватель должен в наши дни прежде всего обучить студента следующему: 1) способности находить удовлетво­рение в выполнении поставленной перед ним скромной задачи; 2) признанию фактов, в том числе — и в первую очередь — таких, которые неудобны для него лично, и умению отделять их конста­тацию от оценивающей их позиции; 3) умению дистанцироваться при изучении научной проблемы, в частности подавлять потреб­ность выставлять на первый план свои вкусы и прочие качества, о которых его не спрашивают" [с.551 — 552].

"При рассмотрении любого специального вопроса ученый дол­жен ограничить свою задачу и устранить все, непосредственно не относящееся к делу, прежде всего свою любовь или ненависть... Вносить личные мотивы в специальное объективное исследование противоречит самой сущности научного мышления. Отказываться от специфического самоограничения, необходимого для профес­сионального подхода, — значит лишить свою "профессию" ее един­ственного смысла, еще существующего в наши дни" [с.552].

"Возникало время от времени и такое поразительное недоразу­мение, будто мы утверждаем, что объектом эмпирической науки не могут быть "субъективные" оценки людей (тогда как социология, а в области политической экономии теория предельной полезности всецело основаны на обратной предпосылке). Между тем речь идет только о весьма тривиальном требовании, которое сводится к тому, чтобы исследователь отчетливо разделял две группы гетерогенных проблем: установление эмпирических фактов (включая выявленную исследователем "оценивающую" позицию эмпирически исследуе­мых им людей), с одной стороны, и собственную практическую оценку, то есть свое суждение об этих фактах (в том числе и о превращенных в объект эмпирического исследования "оценках" лю­дей), рассматривающее их как желательные или нежелательные,

38

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

то есть свою в этом смысле оценивающую позицию — с другой" [с.557 - 558].

1.1.1

Вебер М. Наука как призвание и профессия // * Избранные произведения. — М., 1990. — С.707 — 735.

"Дилетант отличается от специалиста, как сказал Гельмгольц о Роберте Майере, только тем, что ему не хватает надежности рабочего метода, и поэтому он большей частью не в состоянии проверить значение внезапно возникшей догадки, оценить ее и провести в жизнь. Внезапная догадка не заменяет труда. И с другой стороны, труд не может заменить или принудительно вызвать к жизни такую догадку, так же как этого не может сделать страсть. Только оба указанных момента — и именно оба вместе — ведут за собой догадку" [с.709- 710].

"Зачем наука занимается тем, что в действительности никогда не кончается и не может закончиться? Прежде всего возникает ответ: ради чисто практических, в более широком смысле слова — тех­нических целей, чтобы ориентировать наше практическое действие в соответствии с теми ожиданиями, которые подсказывает нам на­учный опыт. Хорошо. Но это имеет какой-то смысл только для практика. А какова же внутренняя позиция самого человека науки по отношению к своей профессии, если он вообще стремится стать ученым? Он утверждает, что занимается наукой "ради нее самой", а не только ради тех практических и теоретических достижений, которые могут улучшить питание, одежду, освещение, управление" [с.712-713].

"Возрастающая интеллектуализация и рационализация не озна­чают роста знаний о жизненных условиях, в каких приходится су­ществовать. Она означает нечто иное: люди знают или верят в то, что стоит только захотеть, и в любое время все это можно узнать; что, следовательно, принципиально нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил, которые здесь действуют, что, напротив, всеми вещами в принципе можно овладеть путем расчета. Последнее в свою очередь означает, что мир расколдован" [с.713 — 714].

"Кто сегодня, кроме некоторых "взрослых детей", которых мож­но встретить как раз среди естествоиспытателей, еще верит в то, что знание астрономии, биологии, физики или химии может — хоть в малейшей степени — объяснить нам смысл мира или хотя бы ука­зать, на каком пути можно напасть на след этого "смысла", если он существует? Если наука что и может сделать, так это скорее убить веру в то, будто вообще существует нечто такое, как "смысл" мира" [с.717-718].

39

РАЗДЕЛ

"В чем же состоит смысл науки как профессии теперь, когда рассеялись все прежние иллюзии, благодаря которым наука высту­пала как "путь к истинному бытию", "путь к истинному искусству", "путь к истинной природе", "путь к истинному Богу", "путь к ис­тинному счастью"? Самый простой ответ на этот вопрос дал Толс­той: она лишена смысла, потому что не дает никакого ответа на единственно важные для нас вопросы: "Что нам делать?", "Как нам жить?". А тот факт, что она не дает ответа на данные вопросы, совершенно неоспорим. Проблема лишь в том, в каком смысле она не дает "никакого" ответа. Может быть, вместо этого она в состоя­нии дать кое-что тому, кто правильно ставит вопрос?" [с.718 — 719].

1.1.2

Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С.361 — 373.

"Точные науки — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим" [с.363].

"Гуманитарные науки — науки о духе — филологические науки (как часть и в то же время общее для всех них слово). Историчность. Имманентность. Замыкание анализа (познания и понимания) в один данный текст. Проблема границ текста и контекста. Каждое слово (каждый знак) текста выводит за его пределы. Всякое по­нимание есть соотнесение данного текста с другими текстами. Комментирование. Диалогичность этого соотнесения.

Место философии. Она начинается там, где кончается точная научность и начинается инонаучность. Ее можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания).

Понимание как соотнесение с другими текстами и переосмысле­ние в новом контексте (в моем, современном, в будущем)" [с.363 — 364].

"Точность и глубина в гуманитарных науках. Пределом точности в естественных науках является идентификация (а = а). В гуманитар­ных науках точность — преодоление чуждости чужого без превра­щения его в чисто свое (подмены всякого рода, модернизация, не-узнание чужого и т.п.)" [с,371].

"Контексты понимания. Проблема далеких контекстов. Нескон­чаемое обновление смыслов во всех новых контекстах. Малое время

40

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

(современность, ближайшее прошлое и предвидимое (желаемое) бу­дущее) и большое время — бесконечный и незавершимый диалог, в котором ни один смысл не умирает" [с.372].

1.2.1

Уолш А. Социология и социальный мир // Новые направления в социологической теории. — М., 1978. — С.47 — 79.

"Стремление социологов-позитивистов использовать естествен­нонаучную парадигму с необходимостью требует предпосылки, ут­верждающей, что социальные явления обладают теми же харак­теристиками, что и естественные... Феноменологическая социоло­гия, напротив, полагает, что позитивисты неправильно понимают природу социальных явлений, приписывая им сходство с явлениями природы, и что поэтому позитивистская социология в целом обре­чена на неудачу" [с.49 — 50].

"Мир природы не обладает внутренней смысловой структурой. Явления природы лишены внутреннего смысла... Факты, данные и события, с которыми имеет дело естествоиспытатель, — это факты, данные и события в поле его наблюдения, а это поле ничего не "значит" для молекул, атомов и электронов внутри него... В проти­воположность миру природы социальный мир — это мир, консти­туированный смыслом" [с. 50].

"Социальный мир — это, следовательно, повседневный мир, пе­реживаемый и интерпретируемый действующими в нем людьми как структурированный мир значений, выступающих в форме типи­ческих представлений об объектах этого мира... Социологические конструкты, следовательно, с необходимостью принимают характер "конструктов второго порядка, а именно конструктов, которые сами строятся из конструктов, создаваемых действующими на социальной сцене людьми"... Важнейшая проблема такого конструирования — конструирования второго порядка — состоит в том, чтобы четко разграничить социологические объяснения и обыденные объясне­ния социального мира, сохраняя в то же время систематическую соотнесенность первых с последними" [с.51].

1.2.2

Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии: Введение // Социологические исследования. — 1993. — № 5. — С.33 — 50.

"Социальная философия, с одной стороны, сыграла исторически роль своего рода "куколки", в которой долгое время вызревала наука об обществе, и даже после того, как социологи (в особенности позитивистски ориентированные) провозгласили нечто вроде "де­кларации независимости" их "подлинной науки об обществе" от

41

РАЗДЕЛ 1

философии (которую — за исключением его собственной — О.Конт третировал как "метафизику"), она все еще продолжала играть свою роль в развитии социологического знания в столь значительной степени, что, например, контовскую социологию можно считать в значительной мере все еще именно социальной философией. Нако­нец, даже в ту пору, когда в социологии получили далеко идущее применение эмпирические методы и произошел своеобразный рас­кол на "эмпирическую" и "теоретическую" сферы, теоретическая социология все еще продолжала выяснение своих отношений с со­циальной философией. И это "выяснение отношений" грозило за­тянуться до бесконечности тем более, что, как оказалось, самые плодотворные импульсы теоретическая социология (а через нее и эмпирическая) продолжала получать из области социальной фило­софии" [с.47].

"В самом широком смысле социальная философия представляла собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества, взятого в его отличии от природы; его отно­шения к государству, к религии и морали, к духовной культуре вообще; его смысла и цели (общественных идеалов), его генезиса и развития (социальной истории), его судеб и перспектив. В более узком смысле социальная философия — это: а) раздел общей со­циологии, посвященный осмыслению названных проблем, которые первоначально рассматривались чисто умозрительно, с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и т.д.; б) осмысление общества в понятиях, рас­сматриваемых в качестве находящихся в генетической либо струк­турной зависимости от него или отдельных фаз его исторического развития: как феномен "отражения" (в марксизме), "компенсации" (в фрейдизме) и т.д. Речь идет, следовательно, об интерпретации понятия общества о самом себе, предпосылкой и важнейшим аспек­том которой является теоретическая рефлексия социальной обус­ловленности самих этих понятий: социальная обусловленность са­мопонимания общества благодаря обусловленности "инструментов" такого самопонимания.

Социальная философия в широком смысле возникла вместе с философией и во многом разделяла ее судьбу. Социальная фило­софия в узком смысле складывается по мере "эмансипации" от философии таких специфически научных дисциплин, возникших в ее лоне, как политическая экономия, антропология и — в особен­ности — социология. Хотя основоположниками социальной фило­софии в узком смысле можно считать, с одной стороны, А.Сен-Симона и О.Конта, а с другой — К.Маркса, свое наибольшее раз­витие она получила уже в XX веке в неомарксизме, объединившем социологический подход к анализу категорий и понятий обществен-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций

    Документ
    Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй.
  2. Содержание: личность в зеркалах теорий

    Документ
    15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ. ЛИЧНОСТЬ В ЗЕРКАЛАХ ТЕОРИЙ Теорий личности очень много, но отнюдь не все из них попадают в учебники.
  3. Учебник для вузов (1)

    Учебник
    Г. В. Игнатенко, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор О. И. Тиунов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
  4. Учебник для юридических вузов и факультетов

    Учебник
    В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко — на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные
  5. Учебник для вузов (4)

    Учебник
    В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Другие похожие документы..