Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
В различных видах научной и практической деятельности человека издавна применяется метод наблюдения - как способ познания, основанный на относительно...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Одобрен (рекомендован) кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Российского университета дружбы народов (Протокол № от...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « 7 » июня 2006 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 004.011.01 при Институте истории и археологии Уральского отд...полностью>>
'Документ'
Харон, в глубине метролиний! Спрятаться что ли, сбежать, испариться ли Отгородиться забором из пиний? Это не я, Перевозчик – то прах мой, Даже умыт и...полностью>>

Учебник содержит четыре раздела, каждый из которых сопровожда­ется кратким содержанием, определениями ключевых понятий раздела, а также контрольными вопросами Вкаждом разделе содержатся "Матери­алы для чтения",

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

22

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

Ответы на эти вопросы дает философия. Именно она явля­ется мировоззрением: в ней содержится понимание места человека в мире и определяется отношение человека к миру. Философия помогает человеку постичь смысл мира и чело­веческого существования.

Таким образом, различие социологии и философии — это прежде всего различие между наукой (стремящейся нейт­рализовать предвзятость и оценки) и так называемыми "цен­ностными формами сознания" (предполагающими пред­взятость, необходимо включающими представления о "хоро­шем", "должном", "справедливом" и др.). Различие состоит также в том, что и философия, и социология используют специфические для каждой формы сознания познавательные средства. Социология, в частности, наряду с другими, исполь­зует и эмпирические методы познания, экспериментальные способы исследования. В арсенале философии нет таких средств постижения действительности, заключающиеся в ней знания и установки опосредованы и опираются на те данные, которые добыты не только научными, но и другими спосо­бами освоения действительности: художественными, мораль­но-правовыми и т.д.

Однако неправильно было бы чрезмерно преувеличивать различие между философией и социологией, отрывать одну от другой. Особенно это касается отношения между социаль­ной философией и общей социологией. Что собой представ­ляют та и другая?

Понятие "социальная философия" употребляется в двух смыслах. Во-первых, таким образом характеризуют взгляды любого философа относительно общества, места человека в нем, природы тех или иных общественных явлений. Во-вто­рых, "социальной философией" именуют относительно са­мостоятельные концепции, которые свидетельствуют о выде­лении общественных теорий из философии, о том, что про­исходит процесс формирования особой общественной науки со своим предметом исследования (см. 2.2.1).

Что касается "общей социологии", то понимание ее спе­цифики предполагает признание социологии как определен­ной системы взглядов. В социологии наряду с общесоцио­логическими теориями и представлениями имеются специ­ально-социологические теории и суждения ("специальные" или "частные социологии"), а также эмпирические данные.

23

РАЗДЕЛ

Социологическую систему взглядов рассматривают и как со­вокупность представлений различного уровня (имеются в виду уровни абстрактности): высшего (общая социология), среднего (специальные, частные социологии, например, со­циология города, социология молодежи, социология средств массовой коммуникации и др.) и конкретного (низшего) уровня. При этом отнесение к "низшему" уровню не означает того, что он неполноценен и несовершенен в сравнении с другими. Просто-напросто это уровень непосредственного соприкосновения социологического знания с действитель­ностью.

Все эти "этажи" (уровни) социологического знания "вы­строились" не сразу, а постепенно в процессе эволюции об­щественной мысли, под влиянием различных общественных факторов (см. 2.2). Полезно, однако, учитывать следующие обстоятельства: во-первых, процесс строительства социоло­гического знания проходил необычно (с точки зрения расхо­жего понимания строительства здания) — он начинался с верхнего этажа, с создания общесоциологических теорий, ко­торые были непосредственно переплетены с социально-фи­лософскими представлениями. И именно в концепциях осно­воположников и отцов социологии, работы которых относят­ся к "социологической классике, — Конта, Спенсера, Марк­са, Зиммеля, Вебера, Дюркгейма, — это выражено наиболее определенно. Во-вторых, процесс выделения социологии в самостоятельную область знания, а точнее в самостоятельную область научного знания происходил постепенно, начиная с середины XIX века и кончая первой четвертью XX века. В течение всего этого периода не только происходила специ­фикация социологического знания, но и достраивались ниж­ние его этажи (2.2.2 и 2.2.3).

Взаимоотношение философии и социологии на разных этапах становления и развития последней было различным. Это различие обусловлено и особенностью философских на­правлений, и спецификой социологии, тем обликом, который она принимала в тот либо иной период времени. Так, "сци­ентистская" (признающая только "строго научный" подход к общественным явлениям) социология была с самого начала тесно связана с позитивизмом в философии. Интересно то, что сами представители позитивизма, как и представители современной так называемой "аналитической философии"

24

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

(термин, используемый начиная с 50-х годов XX века), отри­цают значимость философии для науки. Более того, они фак­тически отрицают право философии на существование, счи­тая философские проблемы псевдопроблемами.

Разочарование в позитивизме и вообще в философском рационализме (признающем разум основой познания и пове­дения), которые характерны для конца Х!Х — начала XX века, привело к распространению философских концепций иного плана: в них основное значение придается внерациональным сторонам духовной жизни — интуиции, бессознательному, воле и др. Такие — иррационалистические — философские концепции (к ним, в частности, относятся взгляды Дильтея — см. 1.1.2, а также так называемая феноменология) оказали влияние на социологию, отказывающуюся от "сциентизма" и признающую значимость специфически гуманитарных спо­собов познания (феноменологическая социология — см. 1.2.1 и так называемые "постмодернистские" направления социо­логии — см. 2.2.4). При этом позиция этих философов пред­полагает и признание значимости философии для науки во­обще, для социологии в частности. Так, представитель со­временной феноменологии французский философ М.Мерло-Понти пишет следующее: "Социолог философствует уже по­стольку, поскольку берется не только описывать, но и пони­мать факты. В момент исследования он сам уже — фило­соф"30.

Вряд ли можно согласиться с М.Мерло-Понти, что со­циолог (как представитель науки) лишь описывает факты, а их интерпретация ("истолкование") —дело философа. Обра­тим внимание на то, что "истолкование" здесь — это пони­мание ("сопереживание, раскрытие смысла", то есть специ­фически гуманитарная процедура — см. 1.1.2), а не объяс­нение, которым пользуются в научном исследовании (см. 3.2).

Как бы то ни было, но и сейчас тесная взаимосвязь со­циологии и философии всегда имеет место, и она необходима. Во-первых, философия как мировоззрение (устанавливаю­щая место человека в мире вообще, в обществе, в частности, размышляющая над проблемами смысла человеческой жизни и деятельности) обогащается, опираясь на социологические представления об обществе и человеческой деятельности. Во-вторых, социология не может обойтись без философии, ибо именно последняя обеспечивает понимание смысла челове-

25

РАЗДЕЛ 1

ческой деятельности вообще, социологической деятельности в частности. Философия дает так называемые гуманистиче­ские ориентиры социологу, определяет направления и харак­тер самоконтроля в социологической работе (что он должен и чего не должен делать, к чему ему следует стремиться в со­циологической деятельности). Именно философия дает воз­можность рассматривать социологическую деятельность не только как средство удовлетворения определенных практиче­ских потребностей, но и как способ, обеспечивающий поиски духовности и совершенствования человека.

Над этими проблемами в настоящее премя размышляют и философы, и социологи31; над ними размышляли и классики социологии.

Овладение социологами философией и историей социо­логической мысли, развитие в себе способности понять то, над чем бились лучшие умы и сердца человечества — залог успешного решения данных проблем.

1.3. Социология и другие науки о человеке и обществе. Предмет социологии

1.3.1. Что изучает социология. Объект и предмет науки

Социология изучает практически все общественные яв­ления, самые многообразные проявления человеческой жиз­ни и деятельности. Содержание учебников социологии или так называемых "Введений в социологию" охватывает боль­шой круг вопросов: здесь и вопросы различного рода диффе­ренциации в обществе — социальной, этнической, демогра­фической; здесь и проблемы, возникающие в различных груп­пах и организациях, здесь и характеристика "социальных ин­ститутов" — семьи, религии, политики, экономики, образо­вания и др.; характеристика различных общественных дви­жений, многообразных проблем, которые возникают в об­ществе и требуют решения, — экологических, социального неравенства, "отклоняющегося поведения" (преступности, наркомании, проституции и др.). В круг социологических проблем входят и проблемы "изменяющегося мира": урба­низация, рост народонаселения и многое другое. Тем не ме­нее социология не является универсальной наукой и имеет

26

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

свой собственный угол зрения. В чем он состоит, какое место занимает социология среди других наук?

Естественно, главный интерес будет направлен на то, что­бы определить отличие социологии от других наук, изуча­ющих общество и человека. Другими словами, необходима "спецификация" социологии в сравнении с другими науч­ными знаниями, характеризующими один и тот же объект изучения — человека и общество. Получается, что дело не только и даже не столько в том, что изучает наука. Важно понять, как она это делает. Ответы на эти разные вопросы ("что" и "как") характеризуют различие между объектом и предметом науки. Именно последний определяет статус на­учной дисциплины. Вопрос о предмете науки — это опреде­ление характерного для данной науки угла зрения на объект, стремление очертить более или менее четко круг проблем и специфических задач, которые составляют область исследо­вания науки. Выяснение взаимоотношения социологии с дру­гими научными дисциплинами, имеющими общий с ней объект исследования, поможет ответить на данный вопрос.

1.3.2. Социология и другие науки. Социологический "угол зрения "

В чем же состоит специфически социологический угол зрения, который отличает социологию от таких наук, как юриспруденция, психология, демография и других, также изучающих человека и общество? Для уяснения сути вопроса можно пользоваться различными приемами и в частности теми, которые уже были использованы социологами. Напри­мер, Ю.А.Левада предлагает поразмышлять над тем, что видят (какими "глазами" смотрят) в одном и том же социальном факте (например, убийство, разводы и др.) представители различных наук: юрист, психолог, демограф, экономист, ста­тистик, социолог. Рассмотрев самые различные факты, Ю.А.Левада приходит к выводу, что специфика социологи­ческого подхода, социологического "угла зрения" состоит в следующем: для социолога тот ли иной факт — один из мо­ментов механизма действия общественной системы32. В слу­чае с убийством задача социолога, по мнению Ю.А.Левады, — установить и объяснить связи различного порядка между ха­рактером других сторон жизни и характером преступности33.

27

РАЗДЕЛ 1

Значительный интерес для рассмотрения интересующей нас проблемы представляют размышления ТТитирима Соро­кина, которые содержатся в подразделах "Социология как наука" и "Родовая структура социокультурных явлений" его книги, изданной в Москве в 1992 году (впервые за 70 лет после его отъезда за границу). Перечисляя различные классы со­циальных явлений (экономические, политические, религиоз­ные и т.д.), которые состоят из общих элементов и отноше­ний, П.Сорокин указывает на следующее: требуется такое изучение, которое "переходит границы любой отдельной дис­циплины", существование "особой науки, которая рассмат­ривает родовые виды всех этих явлений и взаимосвязи между ними. Эта задача, — по мнению П.Сорокина, — выполняется социологией"34.

Специфику социологии П.Сорокин наглядно иллюстри­рует, анализируя различные теории причин самоубийства. Это печальное явление, как известно, было объектом внима­ния и биологии, и медицины, и психиатрии, и психологии, и истории, И экономики, и политологии, и права, а также других биологических, социальных и гуманитарных дисцип­лин. Каждая из них искала причины этого явления в своей собственной области. "Самоубийство же, — как пишет П.Со­рокин, — следует исследовать как феномен, который повто­ряется в разных обществах и в различные периоды. В таком качестве оно становится не отдельным случаем, а родовым процессом или типичным феноменом, существующим всегда и повсюду"35. Именно таким образом рассматривал само­убийство один из представителей социологической классики, французский социолог конца XIX века Эмиль Дюркгейм. "Смысл его теории, — как считает П.Сорокин, — заключен в целостном рассмотрении соответствующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств"36. Итак, анали­зируя то или иное общественное явление, социолог соотносит его с состоянием общества в целом. Общество как система взаимодействий и отношений находится в поле зрения не только общей или общетеоретической социологии. Изучая явления городской или сельской жизни (социология города, социология села), исследуя процессы, происходящие в моло­дежной среде либо связанные с положением женщин в об­ществе (социология молодежи, тендерная социология), — за всем этим явно или не явно для социолога находится обще-

28

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

ство как целостная система взаимодействий, частью которой являются анализируемые сферы и группы. В этом и состоят для социолога поиски типичных родовых признаков (напом­ним, что каждая наука видит в частном типичное и общее). Аналогичным образом понимает специфику социологичес­кой науки и известный американский социолог Райт Миллс. В своей работе "Социологическое воображение" он указыва­ет на то, что нее изучаемые общественные явления социо­логия старается привести к "общему знаменателю". Таким "общим знаменателем" для социологии является место дан­ного явления в механизме действия социальной системы. По меткому выражению другого американского социолога Пьера Бергера социология изучает "общество в человеке" и "чело­века в обществе".

Значит ли это (тот факт, что социология приводит все к общему знаменателю, изучает "родовые признаки" и т.д.), что она является универсальной наукой, охватывает все другие науки, изучающие общество? Нет, не значит. Социология тоже в определенном смысле ограничена, как бы загнана в свой угол ("угол зрения") и не может претендовать на то, чем занимаются и что могут, используя свои средства, другие науки, изучающие общество и человека. Но в то же время ей присуща большая широта охвата и способность к обобще­ниям, умение опереться на данные самых различных общест­венных дисциплин. Ведь для того, чтобы определить место какого-либо общественного явления в совокупности других явлений и процессов, нужно хорошо знать его свойства и механизмы функционирования, а этим как раз и занимаются различные науки о человеке и обществе.

"Социологический стиль мышления", который, как счита­ют социологи, должен быть присущ социологии и который пытаются "привить" руководителям различного уровня, означает не что иное, как следующее: внося изменения в ту или иную сферу общественной жизни, необходимо предви­деть, как это скажется на другой, зачастую весьма отдаленной, области, которая непосредственно не является объектом уп­равленческого решения. Например, вовлекая женщин в на­роднохозяйственную жизнь страны, следует предвидеть, как это скажется при данных условиях на демографических про­цессах, деторождаемости; принимая решение о всеобщем среднем образовании, следует предвидеть изменения в отно-

29

РАЗДЕЛ 1

шении к труду молодых рабочих, которые приходят на пред­приятия с низкой культурой производства и наличием сво­бодных мест, не требующих относительно высокого уровня образования; приватизируя предприятия, следует предвидеть, как это скажется на положении занятых на них работников и т.д.

Для компенсации, для предотвращения отрицательных по­следствий решений, которые замышлялись как имеющие по­ложительный эффект, необходимо иметь в виду всю цепочку связей, большую совокупность явлений, их целостное сцеп­ление и взаимодействие — это и есть социологический стиль мышления в социологической деятельности. И определен он спецификой социологической науки, особенностью ее пред­мета.

1.3.3. Дискуссия вокруг предмета социологии

Предмет социологии, как уже отмечалось, состоит не в том, что она изучает, а в том, как она это делает, каков ее угол зрения, каковы проблемы и задачи, которые она решает. Однако зачастую под предметом социологии понимают опре­деление (дефиницию) того, что такое социология. При этом споры ведутся, как правило, вокруг той или иной форму­лировки предмета. И именно этому подчас придают прин­ципиальное значение. Нельзя сказать, что все эти споры бес­смысленны и что нет необходимости уточнения определения предмета социологии. Как считает, например, В.А.Ядов: "Во­просы о предмете науки — это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области и где границы компетентности специалиста"37. С другой стороны, трудно не согласиться с известным польским социологом Яном Ще-паньским, который пишет, что сама по себе дефиниция науки не имеет решающего значения, так как ни одна научная дисциплина не находится в готовой замкнутой и неизменной форме38.

И действительно, предмет социологии (если иметь в виду не столько дефиницию, формальное определение, сколько круг проблем, которые социология решала, и задачи, которые она перед собой ставила) изменялся {см. 2.2).

Сам термин "социология" буквально означает "наука об обществе" (лат. societas — общество, греч. logos наука). В

30

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ

некоторых случаях социологию определяют соответственно очень просто, не пытаясь объять определением необъятный круг проблем, находящихся в ее поле зрения. Так, в своем учебнике по социологии Нейл Смелзер, профессор социо­логии Калифорнийского университета, пишет: "Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изу­чение общества и общественных отношений"39.

В другом американском учебнике социология определяет­ся как "научное изучение общества и социальной деятель­ности людей"40.

В наших руководствах, как правило, даются более сложные определения. Так, социология определяется как "наука о за­конах становления и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей"41.

Под социологией понимается "наука о законах и формах социальной (общественной) жизни людей в ее конкретных проявлениях: различных по сложности социальных системах, общностях, институтах, процессах"42.

Знакомясь с различными определениями социологии, мы обнаруживаем следующее: предмет ее характеризуется по­средством тех или иных понятий, которые можно назвать "ключевыми". Разные авторы при определении используют разные ключевые понятия. В предшествующих определениях это были "общество в целом", "социальные институты", "со­циальные отношения", "социальные общности", "социаль­ные процессы". В различных других определениях как наи­более важные для понимания предмета социологии выделя­ются такие понятия, как "социальное", "социальная струк­тура". Указывается также, какие процессы находятся в поле зрения социологии ("функционирование" и "развитие"), ка­ков характер данной науки. Иногда считают необходимым указать, что социология — это эмпирическая социальная дисциплина, "изучающая общественные явления в их функ­ционировании и развитии"43.

Дискуссия о предмете социологии, которая развернулась на страницах журналов бывшего Союза в 60-х годах и про­должалась вплоть до 1991 года (именно тогда она активи­зировалась в связи с "перестроечным" переосмыслением со­циологической деятельности), носила в значительной сте­пени идеологический характер.

31

РАЗДЕЛ 1

Она, несомненно, была связана с различным "социальным заказом", который так или иначе всегда влияет на социо­логическую науку (см. 2. /). В процессе дискуссии более или менее явно выявились две тенденции. Первая обусловлена стремлением "задавать" (термин Ю.А.Левады) общество как бы "сверху", как целостную систему, определенную социаль­ную организацию с присущей ей структурой. Этот подход в условиях господства идеологии марксизма был связан с же­ланием отождествить социологию либо общесоциологичес­кую теорию с марксистской социальной философией, кото­рую называли "историческим материализмом". Настаивая на правомерности данного подхода44, его противопоставляли другому, "поведенческому" (вторая тенденция), когда обще­ство задается как бы "снизу" — через человеческое взаимо­действие, взаимоотношение социальных общностей. По­следние понимаются как способы взаимосвязи человеческих индивидов, обусловленные общностью человеческих интере­сов и условий жизни. Поведенческая трактовка предмета социологии, как правило, сопровождалась, в свою очередь, признанием самостоятельного значения социологии как науки, осознанием ее специфики в сравнении с социальной философией вообще, историческим материализмом в част­ности.

Эта связь совершенно определенно, например, обозначена в докладе бывшего Президента Советской социологической ассоциации (ССА) Т.И.Заславской, сделанном на расширен­ном Пленуме ССА осенью 1986 года. Обращая внимание на необходимость придания социологии статуса особой обще­ственной науки, она определяла социологию как науку "о закономерностях функционирования, развития и взаимо­действия социальных общностей различного тина"45.

Вообще в 80-е годы под влиянием новых социальных за­просов и в связи с расширением эмпирической базы социо­логических исследований приоритет при выборе ключевых понятий социологии явно отдается "социальным общнос­тям". Это обнаруживается даже тогда, когда акторы пытаются дать сложное "синтетическое" понятие социологии, стремясь все же "объять необъятное". Характеризуя историю связи социологии и социальной философии, показывая, как изме­няется предмет социологии в зависимости от кулыурно-исто-рической жизни и социального запроса, выясняя, что же



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций

    Документ
    Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй.
  2. Содержание: личность в зеркалах теорий

    Документ
    15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ. ЛИЧНОСТЬ В ЗЕРКАЛАХ ТЕОРИЙ Теорий личности очень много, но отнюдь не все из них попадают в учебники.
  3. Учебник для вузов (1)

    Учебник
    Г. В. Игнатенко, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор О. И. Тиунов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
  4. Учебник для юридических вузов и факультетов

    Учебник
    В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко — на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные
  5. Учебник для вузов (4)

    Учебник
    В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Другие похожие документы..