Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
1 Тема 10: Внутренняя политика Русского государства в 30 - 80-е гг. XVI 13 Семинарские занятия. Ч. 1. Тема 1. Первобытнообщинный строй и раннеклассов...полностью>>
'Биография'
X JAPAN, ранее X, были одной из самых известных и узнаваемых групп Японии в восьмидесятых и девяностых. Они называли свой стиль "Psychedelic Vio...полностью>>
'Статья'
Настоящая статья рекомендована к публикации оргкомитетом III Научно-практической конференции молодых ученых "Бизнес в России: обеспечение стабил...полностью>>
'Закон'
Говорят, что ремонт можно начать, но нельзя закончить. Именно поэтому решиться на проведение каких-либо радикальных изменений в обустройстве своей ква...полностью>>

Учебник содержит четыре раздела, каждый из которых сопровожда­ется кратким содержанием, определениями ключевых понятий раздела, а также контрольными вопросами Вкаждом разделе содержатся "Матери­алы для чтения",

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.2.3

Поппер К. Нишета историиизма // Вопросы фило­софии. — 1992. — № 8. — С.73 — 74, 26 — 28.

"С точки зрения прагматической ценности науки значимость научных предсказаний достаточно ясна. Однако не всегда сознава-

272

СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

лось, что в науке можно отличать два вида предсказаний и соответ­ственно — двоякую практичность. Мы можем предсказать (а) при­ближение тайфуна — это практически чрезвычайно важное предска-)ание, поскольку оно дает людям возможность вовремя укрыться; но мы можем предсказать и (б): если мы хотим, чтобы то или иное укрытие выдержало напор стихии, оно должно быть сконструирова­но вполне определенным образом, например, должно иметь с север­ной стороны железобетонный контрфорс.

Очевидно, что два эти вида предсказаний очень разные, хотя оба они важны и являют собой осуществление вековой человеческой мечты. В первом случае нам сообщают о событии, предотвратить которое мы не в силах. Я буду называть такое предсказание "проро­чеством". Его практическая ценность в том, что оно предупреждает нас о событии, чтобы мы могли уклониться от него или встретить его подготовленными (возможно, с помощью предсказаний другого вида).

В противоположность пророчествам, предсказания второго рода мы можем охарактеризовать как технологические, поскольку они образуют основу для инженерии. Они, так сказать, конструктивны, поскольку уведомляют нас о шагах, которые мы можем предпринять, если хотим добиться определенных результатов. Почти вся физика (за исключением астрономии и метеорологии) занята предсказа­ниями, которые с практической точки зрения можно считать техно­логическими. Различие этих двух видов предсказания примерно со­ответствует большей или меньшей значимости для науки роли про­думанного эксперимента и просто терпеливого наблюдения. Ти­пичные экспериментальные науки могут давать технологические предсказания, тогда как науки, обращающиеся главным образом к неэкспериментальным наблюдениям, порождают пророчества.

Я хочу быть понятым в том смысле, что все науки, или даже все научные предсказания, в основе своей практичны — что они обяза­тельно являются либо пророческими, либо технологическими и не могут быть ничем иным. Я хочу только привлечь внимание к тому, что есть два рода предсказаний и, соответственно, два рода наук. Выбрав термины "пророческий" и "технологический", я, конечно, хочу намекнуть на те черты, которые важны с прагматической точки зрения; я не имею в виду то, что прагматическая точка зрения обязательно преобладает над другими, ни то, что научный интерес ограничивается прагматически важными пророчествами и техно­логическими предсказаниями" [с.73].

"Некоторым историцистам идея социальной инженерии, плани­рования и построения институтов — возможно, с целью приоста­новки, контроля или ускорения наступающего социального раз­вития — кажется приемлемой. Другим же это кажется почти невоз­можным предприятием, либо не учитывающим того факта, что по-

273

РАЗДЕЛ 4

литическое планирование, как и всякая социальная деятельность, должно подчиняться верховной власти исторических сил" [с.74].

"Несмотря на нежелательные ассоциации, связанные с термином "инженерия", я все же буду использовать термин "частичная со­циальная инженерия" для описания практического применения ре­зультатов частичной технологии. Этот термин полезен, поскольку он обозначает социальные деятельности — как частную, так и госу­дарственную, — в которых, для осуществления какого-то замысла или конечной цели, люди сознательно используют все технологичес­кое знание, какое им только доступно. Частичная социальная инже­нерия напоминает физическую инженерию, поскольку обе они вы­носят конечные цели за пределы технологии. (Все, что технология может сказать о целях, касается их совместимости друг с другом или осуществимости.) Это отличает ее от историцизма, который считает, что цели человеческой деятельности зависят от исторических сил и входят поэтому в его компетенцию" [с.26 — 27].

"Характерный для "частичного" инженера подход состоит в сле­дующем. Даже если он и лелеет некоторые идеалы в отношении общества "в целом", — возможно, идеал всеобщего благоденст-- вия, — он все же не верит в метод полного переустройства общества. Какими бы ни были его конечные цели, он пытается достичь их с помошью мелких поправок и постепенных улучшений. У него могут быть разные цели, например: накопление богатства и власти опре­деленными индивидами или группами, или распределение богатства и власти, или защита определенных прав индивидов или групп и т.д. Таким образом, государственная, или политическая, социальная ин­женерия может иметь самые разные тенденции — как тоталитарные, так и либеральные. (Примеры далеко идущих либеральных программ частичного реформирования можно найти в книге Липпманна в главе "Повестка дня либерализма".) Подобно Сократу "частичный" инженер знает, как мало он знает. Он знает, что мы можем учиться только на своих ошибках. Поэтому он пойдет по своему пути шаг за шагом, тщательно сравнивая ожидаемые результаты с достигну­тыми и всегда настороженно ожидая неизбежных нежелательных последствий любой реформы; и он будет уклоняться от сложных и обширных реформ, в которых он не мог бы разобраться в причинах и следствиях и понять свои собственные действия.

Такая "частичная починка" не согласуется с политическим тем­пераментом многих "активистов". Их программу, которая тоже счи­тается программой "социальной инженерии", можно назвать "хо-листской", или "утопической" инженерией.

Холистская, или утопическая, социальная инженерия, в отличие от частичной, носит всегда не "частный", а "государственный" ха-. рактер. Ее цель — перестроить "общество в целом" в соответствии; с определенным планом или проектом; она нацелена на "захват,

274

СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

ключевых позиций", на распространение "власти Государства... до тех пор, пока Государство почти отождествится с обществом", она нацелена, следовательно, на то, чтобы контролировать с ключевых позиций исторические силы, которые создают будущее развиваю­щегося общества: то есть либо задерживать это развитие, либо пред­видеть его ход и приспосабливать к нему общество" [с.28].

4.3.1

Штомпка П. Много социологии для одного мира ("Большая теория" и теоретический плюрализм) // Социологические исследования. — 1991. — № 2. — С.21 — 22.

"Представление о теоретике и теоретика о себе vis-a-vis с общест­вом определяется тремя вопросами:

  1. К кому теоретик адресуется?

  2. Насколько компетентно?

  3. С каким запасом знаний?

В своей пророческой книге "Социологическое воображение" Р.Миллс проводит различие между двумя моделями социологии именно по ответам на эти три вопроса. Итак, в элитарной модели аудиторию или стержневую референтную группу социолог видит в политической элите, принимающих решение деятелях, лидерах, со­ветниках, управляющих и т.п. Социолог принимает на себя роль эксперта, советника, решающего выявленные проблемы и предо­ставляющего как фактический материал, так и социотехнические директивы, позволяющие эффективно управлять членами общества. В популистской модели аудитория или основная референтная груп­па социолога состоит из простых людей, рядовых членов общества. К ним обращаются с образовательными и просветительскими наме­рениями, снабжая их идеями, представлениями, образами, помога­ющими действовать в различных ситуациях социальной действи­тельности. Одним словом, обе модели Миллса относятся к приклад­ной социологии, хотя они при этом разительно отличаются.

Но, похоже, он забыл еще об одной возможности. Его типологию можно распространить и на третью модель, которую назовем ака­демической. Здесь социолог обращается с результатами исследо­ваний к своим коллегам, другим социологам. Упор делается на побе­ду своих положений и утверждений за счет ошеломляющей эруди­ции, оригинальных взглядов, новых концепций, неортодоксальных подтекстов. Эту роль, как правило, и предпочитают "большие тео­ретики". Эта модель содержит большой разрушительный потенциал. В крайних, но не таких уж и редких случаях теоретики могут быть прочитаны и поняты только небольшой группой специалистов того же профиля. И случается, их слава строится только на простом факте, что никто не понимает их путанную прозу и извилистое

275

РАЗДЕЛ 4

мышление, однако не хочет в этом признаться даже себе, поэтому и придумывает: "в их словах что-то есть". Здесь мы достигаем пре­делов "чистой науки", такой чистой, что из нее часто вообще вы­чищена вся наука. А все, что остается, это интеллектуальные забавы, игра со словами, свирепые, хотя и не всегда блестящие, наскоки. Я думаю, каждый может найти примеры того, что я имею в виду.

Но если идеи об отраженном и посредническом характере теории по отношению к здравому смыслу, о чем шла речь выше, спра­ведливы, тогда и "большие теоретики" также являются, хочешь — не хочешь, прикладными социологами в том смысле, который при­давал этому Р.Миллс.

Будучи социологом, трудно, практически невозможно спрятаться в башню из слоновой кости. Уже теории сами по себе вызывают изменения: они непосредственно влияют на социальное сознание, оставляют свой отпечаток на здравом смысле и таким образом изме­няют социальную практику людей, которые действуют во имя убеж­дений, и теоретических в том числе. Помимо академических кругов, теоретик сталкивается с потребностями другой аудитории: простых людей, членов общества, действующих на социальных подмостках. Им нужны ориентиры, лучшее понимание окружающих условий, поиск выхода из лабиринта изменяющейся социальной жизни. И "большие теории", если они хороши, должны отвечать на эти во­просы: показывать возможности, вероятные последствия, варианты, перспективы деятельности людей.

Таким образом, я предлагаю в профессии социолога-теоретика видеть двойную роль, состоящую из двух взаимодополняющих час­тей. Теоретик должен обращаться одновременно к двум аудиториям. Во-первых, к другим теоретикам, ученым коллегам с целью про­верить, улучшить, обогатить результаты, концепции, модели, гипо­тезы посредством сравнительных механизмов так называемого орга­низованного скептицизма, взаимной критики, обмена мнениями. Связи такого рода осуществляются обычным, узаконенным в науке способом (книги, журналы, конференции и т.п.).

Но существует и другая аудитория, которой нельзя пренебре­гать, — простые люди, к которым надо обращаться с образователь­ными и просветительскими целями, показывая им, что привносят социологические теории в их собственную социальную ситуацию. В периоды перемен это означает признание причастности теории к определению:

а) диапазона возможностей, предпочтительностей, вероятностей,
открывающегося участникам событий на данном историческом пе­
рекрестке;

б) альтернативных сценариев будущих процессов, связанных с
каждым из выбранных решений;

276

СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

в) расчета вероятных потерь по каждому из альтернативных ва­
риантов, включая побочные эффекты, долговременные последст­
вия, скрытые функции, возможный эффект бумеранга;

г) специфики того, что абсолютно недостижимо, неосуществимо
при данных обстоятельствах, каков предел действительно возмож­
ного, а с чем придется примириться. Это как раз то, что выше было
названо теоретической социологией выбора.

Такие ориентированные на потребности реальной жизни направ­ления должны придерживаться курса, который позволит им дойти до широкой аудитории неспециалистов. В обращении к этой ауди­тории необходим другой стиль, другой язык, другие средства (науч­ная публицистика, масс-медиа, широкие дискусии и т.п.)" [с.21 — 22].

4.3.2

Сорокин П. Дальняя дорога. – М., 1992.- С.245 — 246, 247 — 248.

"Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, — это знание, это чистую науку, обязательную для всех, кроме дураков, не лакей­ствующую ни перед кем, не склоняющую покорно главу перед чем бы то ни было; науку, точную, как проверенный компас, безоши­бочно указывающую, где Истина и где Заблуждение. Берите ее в максимально большом количестве. Без нее вам не выбраться на широкий путь истории. Но не берите суррогатов науки, тех ловко подделанных под нее псевдознаний, заблуждений, то "буржуазных", то "пролетарских", которые в изобилии преподносят вам тьмы фаль­сификаторов. Опыт и логика — вот те реактивы, которые помогут вам отличить одно от другого. Иных судей здесь нет. Вашим девизом в этом отношении должен служить завет Карлейля: "Истина! хотя бы небеса раздавили меня за нее! Ни малейшей фальши! хотя бы за отступничество сулили все блаженства рая!".

Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду — тяжелому, упорному, умственному и физическому. Времена "сладкого ничегонеделанья" — dolce far ni-ente — кончились. Мир — не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек — не мешок для переваривания пищи и пус­того прожигания жизни, а прежде всего — творец и созидатель.

История не терпела и в прошлом праздных тунеядцев: рано или поздно она сбрасывала их в кучу ненужных отбросов Тем более не терпит она их теперь и особенно среди нас: "не трудящийся да не ест", — таков ее жестокий и безусловный ультиматум. Дорога пред­стоит бесконечно тяжелая. Только знание и труд, вместе взятые, могут преодолеть ее. Каждое из этих сокровищ, порознь взятое, — знание без труда или труд, неумелый и слепой, — не спасут нас.

277

РАЗДЕЛ 4

Но мало и этого. Нужно запастись вам еще и другими ценнос­тями. В ряду их на первом месте стоит то, что я называю рели­гиозным отношением к жизни. Мир не только мастерская, но и величайший храм, где всякое существо и прежде всего всякий чело­век — луч божественного, неприкосновенная святыня. Homo homini deus (а не lupus) est — вот что должно служить нашим девизом. Нарушение его, а тем более замена его противоположным заветом, заветом зверской борьбы, волчьей грызни друг с другом, заветом злобы, ненависти и насилия не проходило никогда даром ни для победителя, ни для побежденных. Оправдалось это и в наши годы. Что выиграло человечество от войны? Что пожинаем мы от своей ненависти и кровавого пира? Ничего, кроме жатвы смерти, горя и океана страданий. Распиная других, мы распинаем себя. Так слу­чилось теперь, так было и в прошлом. Пора это усвоить. Пора усвоить и другое: одно насилие никогда не ускоряет движение к далеким вершинам идеального. Вместо ускорения оно лишь замед­ляет его" |с.245 - 246].

"Отправляясь в путь, запаситесь далее совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы и никогда в таком изобилии не вращались на житейской бирже, как теперь, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах. Это гораздо труднее, но это нужно сделать, ибо я не знаю ни одного великого народа, не имеющего здоровой морали в действиях... Ина­че вы будете иметь ту вакханалию зверства, хищничества, мошен­ничества, взяточничества, обмана, лжи, спекуляции, бессовестно­сти, тот "шакализм", в котором мы сейчас захлебываемся и задыха­емся...

Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей — быть может, весьма несуразной — точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготовляясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это одно из тягчайших испытаний. Но надеюсь, что "Сим победиши". Хочу верить и всем сердцем желаю вам пол­ного успеха" [с.247 — 248].

278

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

К разделу 1

' Философская энциклопедия: В 5-ти т. — М., 1964. — Т.З. — С.562.

2 Потебня А.А. Мысль и язык. — Одесса. — 1922. — С.165.

3 Фейнмановские лекции по физике. — М., 1967. — Вып.1. — С.55.

4 Философская энциклопедия: В 5-ти т. — М., 1964. — Т.З. — С.562.

5 Там же.

6 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М, 1986. —
С.450.

7 Розов М.А. Методологические особенности гуманитарного познания //
Проблема гуманитарного познания. — Новосибирск, 1986. — С.43.

8 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С.284.

9 Там же. — С.292.

1() Баткин Л.М. Итальянские гуманисты. Стиль жизни, стиль мышления. — М., 1978. - С.53.

11 Смелзер Н. Социология. — М., 1994. — С.14.

12 Там же. — С.16.

13 Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. — М., 1985.

14 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С.297.

15 Фирсов Б.М., Киселев И.Г. Структуры повседневной жизни русских
крестьян конца XIX века (опыт этно-социологического изучения) //
Социологические исследования. — 1992. — № 4.

lf> Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. — М., 1980. — С.207.

17 Розов М.А. Методологические особенности гуманитарного познания //
Проблемы гуманитарного познания. — Новосибирск, 1986. — С.40 — 41.

18 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С.362.

'9 Федотова В.Г. Истина и правда повседневности // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М., 1985. — С. 179.

20 Козлова Н.Н. К анализу общественного сознания // Философские нау­
ки. — 1984. — № 4; Бутенко И.А. Социальные познания и мир повсед­
невности. — М., 1987; Дубинин И.Н., Гуслякова Л.Т. Динамика обы­
денного сознания. — Минск, 1985; Пукшанский Б.Я. Обыденное знание:
опыт философского осмысления. — Л., 1987 и др.

21 Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические иссле­
дования.— 1988. — № 2.

22 Новые направления в социологической теории. — М., 1978.

23 Аутвейт У. Реализм и социальная наука // Социологос. Социология.
Антропология. Метафизика. — М., 1991. — Вып.1. Общество и сферы
смысла. — С. 150.

24 Там же. — С. 152.

279

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

25 Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. —
М., 1986. - С.264.

26 Там же. — С.270.

27 Файн А.П. Люди системы (мироощущение советских хиппи) // Социоло­
гические исследования. — 1989. — № 1; Чайковская О.Г. Под страхом
ужаса // Социологические исследования. — 1987. — № 1; Щекочи-
хин Ю.П.
Феномен анонимии // Социологические исследования. —
1987. — № 4; Чижов Ю.В. Короли и пешки (о неуставных отношениях в
советской армии) // Социологические исследования. — 1988. — № 5;
Савельев С.Н. Бог и комиссары // Социологические исследования. —

1991. — № 12; Зиновьев А.А. Империя зла// Социологические исследо­
вания. — 1994. - № 10, 11; 1995. - № 1, 2, 4 и др.

28 Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. — С.717.
29Тамже.-С.718.

30 Мерло-Понти М. Философ и социология // Вопросы социологии. — М.,

1992. — T.I. -№ 1.-C.7.

31 Шамшурин В.И. Гуманитарная социология — новые ориентиры и старые
проблемы// Социологические исследования. — 1992. — № 2; Гуманитар­
ное направление в социологии работает на спасение мира (Интервью с
Ядовым) // Социологические исследования. — 1992. — № 7.

32 Левада Ю.А. Лекции по социологии // Информационный бюллетень
ССА. - М., 1969. - № 5 (20). - С. 18.

33 Там же.

34 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С.162.

35 Там же. -С. 163.

36 Там же. — С. 168.

37 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические
исследования. — 1990. — № 2. — С.З.

38 Щепанський Я. Элементарные понятия социологии. — Новосибирск,
1967.— С.13.

39 Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. — 1990. —
№ 11. -С.122.

40 John J. Macionis Sociology. Annotated instructors edition. — N.Y., 1989. — P.23.

41 Краткий словарь по социологии. — М., 1989. — С.336.

42 Социологический справочник. — Киев, 1990. — С. 104.

43 Левада Ю.А. Лекции по социологии. — М., 1970. — С.20.

44 Ругкевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологи­
ческих вопроса// Социологические исследования. — 1991. — №7. — С.36.

45 Заславская Т.И. Роль социологии в ускорении развития советского об­
щества // Социологические исследования. — 1987. — № 2. — С.8.

4(" Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. — 1990. — № 2. — С. 12.

47 Там же.-С. 14.

48 Рывкина Р.В. О книге Я.Щепаньского "Элементарные понятия социо­
логии" // Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — Ново­
сибирск, 1967. — Сб.

280

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

К разделу 2

1 Знания социологии концепции // Современная западная социология.
Словарь. — М., 1990. — С. 107.

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Т.47. — С.556.

  2. Смелзер Н. Социология: влияние извне // Социологические исследо­
    вания. - 1990. - № 4. - С.87.

4 Там же. — С.90.

5 Захарченко М.В., Погорелий O.i. 1стория соцюлогп (вщ античносп до
початку XX ст.). — Кит, 1993.

6 Босков А. От общественной мысли до социологической теории // Беккер Г.,
Босков А.
Современная социологическая теория. — М, 1961. — С.18.

7 Там же. — С. 19.

8 Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Введение // Социо­
логические исследования. — 1993. — № 5. — С.36.

5 Покровский Н.Е. Классики современной теоретической социологии // Социологические исследования. — 1993. — № 6.

10 Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Введение // Со­циологические исследования. — 1993. — № 5. — С.37.

1' Там же.

12 История буржуазной социологии XIX — начала XX века. — М., 1979. —
СИ - 12.

13 Индустриальное общество // Современная западная социология. Сло­
варь. - М., 1990. - С. 114 - 115.

14 Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985. — С.27.

15 Там же. — С. 132.

16 Идеальный тип // Современная западная социология. Словарь. — М.,
1990.-С.110- 111.

17 Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпирическая социология. — М.,
1965. - С.25.

18 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические
исследования. — 1990. — № 2. — С.8.

'9 Стетцель Ж. Социология во Франции: мнение эмпирика // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. — М., 1961. — С.707.

20 Мильман В.Э. Социология в Германии: новая расстановка сил // Бек­
кер Г., Босков А. Современная социологическая теория. — М., 1961. —
С.750.

  1. Шпакова Р.П. Социология "Республики без республиканцев" // Социо­
    логические исследования. — 1991. — № 9. — С. 140.

  2. Там же.

  3. Спротт У.Дж.Г. Социология в Англии: основная тематика // Беккер Г.,
    Босков А.
    Современная социологическая теория. — М., 1961. — С.688.

  4. Там же.

  5. функциональный подход в социологии // Современная западная социо­
    логия. Словарь. - М, 1990. - С.380 - 383.

  6. Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985. — С.58.

27 Дарендорф Ральф. Конфликта социального концепция // Современная
западная социология. Словарь. — М, 1990. — С.77, 142.

28 Радикализм социологический // Современная западная социология. Сло­
варь. - М., 1990. - С.28 - 29.

281

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

29 Гоулднер Алвин // Современная западная социология. Словарь. — М., 1990. - С.71 — 72.

3" Тириакьян Э.А. Социология и Anmus mirabilis// Социологические иссле­дования. — 1991. — № 5. — С.28.

31 Социологический реализм и проблема онтологического обоснования со­
циальной науки ("Круглый стол" редакции) // Социологические исследо­
вания. — 1990. — № 9. — C.5I.

32 Sociology: A Brief but Critical Introduction. — N.Y., 1982.

33 Штомпка П. Много социологии для одного мира (Большая теория и
теоретический плюрализм) // Социологические исследования. — 1990. —
№ 9. — СПб.

34 Постиндустриальное общество // Современная западная социология. Сло­
варь. — М., 1990. — С.270 — 271.

35 Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социологические
исследования. — 1993. — № 4. — С.46.

3^ Этнометодология // Современная западная социология. Словарь. — М., 1990. — С.421.

37 Кравченко Е.И. Творя и познавая себя... (Социальная драматургия Эрви-
на Гоффмана) // Социологические исследования. — 1993. — № 11.

38 Социологический реализм и проблема онтологического обоснования со­
циальной науки ("Круглый стол" редакции) // Социологические иссле­
дования. — 1990. — № 9. — С.52 — 53.

40

41

3^ Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Введение // Со­циологические исследования. — 1993. — № 5. — С.38. Смелзер Н. Социология: влияние извне // Социологические исследо­вания. — 1990. — № 4. — С.88.

Методическое обеспечение учебного курса "История социологии (со­циология конца XIX — начала XX века)". — Харьков, 1992.

42 Давыдов Ю.Н. Заключение // Очерки по истории теоретической социо­
логии XIX - начала XX века. - М., 1994. - С.234.

43 Франк С.Л. Сочинения. — М., 1990.

44 Франк С.Л. Ересь утопизма // Социологические исследования. — 1994. —
1.

45 Давыдов Ю.Н- Макс Вебер и Россия // Социологические исследова­
ния. — 1992. — № 3.

4f> Социологический реализм и проблема онтологического обоснования со­циальной науки (Круглый стол редакции) // Социологические исследо­вания. — 1990. — № 1. — С.53.

47 Согомонов А.Ю. П.А.Сорокин и М.М.Ковалевский // Социологические исследования. — 1989. — № 3. — С. 105.

4^ Липский А.В. Забытые страницы // Социологические исследования. — 1989. — № 2.-СПб.

49 Согомонов А.Ю. Судьбы и пророчества Питирима Сорокина // Соро­
кин П.
Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 11.

50 Сорокин П. Дальняя дорога. — М., 1992. — С.57.

51 Там же. — С.239.

52 Сапов В.В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // Социологические
исследования. — 1990. — № 3. — СИЗ.

53 Липский А.В. Забытые страницы // Социологические исследования. —
1989. — № 2.-С.119— 123.

282

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

54 Неомарксизм // Современная западная социология. Словарь. — М.,
1990.-С.215-216.

55 Авторитаризм. Авторитарной личности концепция // Современная запад­
ная социология. Словарь. — М., 1990. — С.5 — 7.

5f> Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Парадигма отечественной социологии в зеркале нормализованной лексики ИНИОН // Социологические иссле­дования. — 1990. — № 9.

57 Об улучшении организации социологической работы в отраслях народного
хозяйства и утверждении типового положения о службе социального раз­
вития // Социологические исследования. — 1986. — № 3. — С.88 — 95.

58 Заславская Т.И. Роль социологии в ускорении развития советского об­
щества // Социологические исследования. — 1987. — № 2.

59 О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узло­
вых социальных проблем советского общества. Постановление ЦК КПСС
// Социологические исследования. — 1988. — № 5.

60 Черниш Н. 3 icTopi'f розвитку соцюлогп в Укршш // Современное общест­
во. - Харьков, 1993. - № I. С.170 - 171.

61 Кистяковский Б.А. Право как социальное явление // Социологические
исследования. — 1990. — № 3.

62 Там же. — С.99.

63 Ульяновский В.И. Проекты Украинского социологического института
М.С.Грушевского//Философская и социологическая мысль. — 1992. —
№ 7.

К разделу 3

1 Аутвейт У. Реализм и социальная наука // Социологос. Социология.
Антропология. Метафизика. — М., 1991. — Вып.1. Общество и сферы
смысла. — С. 152.

2 Обмена социального концепции // Современная западная социология.
Словарь. — М., 1990. — С.230.

3 Символический интеракционизм // Современная западная социология.
Словарь. — М, 1990. — С.310.

4 Persell C.H. Understanding society. Introduction to Sociology. — N.Y.,
1990,- P.21.

5 История буржуазной социологии XIX — начала XX века. — М., 1978. —
С.53 - 89.

6 Мамардашвили М. Как я понимал философию. — М., 1990. — С.297.

7 Там же. - С.298.

8 Persell C.H. Understanding society. Introduction to Sociology. — N.Y.,
1990. — P. 18 — 19.

9 Ионин Л.Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ. —
М., 1979.

10 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. —

М., 1991.-С.51. 1' Бакли У. Структурно-функциональный анализ в современной социологии

// Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. — М., 1961.;

Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985. — С.42 — 124.

12 Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985. — С.27.

13 Там же. — С. 127.

283

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

14 Там же. — С.125 — 218.

15 Вебер М. Избранные произведения. — М, 1990. — С.547 — 643.

'6 Гидденс Э. Социология // Социологические исследования. — 1994. — № 2. -С. 133.

17 Там же. — С.132.

18 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Т.З. — С. 18.

19 Смелзер Н. Социология. — М, 1994. — С.21.

20 Бихевиоризм. Скиннер // Современная западная социология. Словарь. —
М„ 1990. - С.37, 312.

2' Обмена социального концепция // Современная западная социология;
Словарь. — М., 1990. — С.230. ;

22 Там же. — С 183.

23 Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985. — С.271.

24 Там же. -С. 185.

25 Аутвейт У. Реализм и социальная наука // Социологос. Социология.
Антропология. Метафизика. — М, 1991. — Вып.1. Общество и сферы
смысла. — С. 147.

2f> Новые направления в социологической теории. — М, 1978. — С. 138.

27 Социологос. Социология. Антропология. Метафизика. — М., 1991 —
Вып.1. Общество и сферы смысла. — С. 147.

28 Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985. — С.270.

29 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — Новосибирск,
1967. — С.13.

30 Босков А. От общественной мысли к социологической теории // Беккер Г.,
Бесков А.
Современная социологическая теория. — М., 1961. — С.45.

31 Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985. — С.30.

32 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С.278.

33 Ролей теория // Современная западная социология. Словарь. — М.,
1990. - С.299.

34 Институт // Современная западная социология. Словарь. — М., 1990. —
СПб.

35 Краткий словарь по социологии. — М., 1989. — С.88.

3^ Социализация // Краткий словарь по социологии. — М., 1989. — С.318.

37 Философский энциклопедический словарь. — ML, 1983. — С.678.

38 Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. — С.380 — 381.

39 Там же. - С.383.

40 Там же. — С.393.

41 Казакевич X. Реализм и социология: вышла ли социология из кризиса?
// Социологос. Социология. Антропология. Метафизика. — М., 1991. —
Вып.1. Общество и сферы смысла. — С. 184.

42 Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о "качественной социологии" //
Социологический журнал. — 1994. — № 2.

43 Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. — М.,
1978.

44 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­
тоды. — М., 1987. - С.23.

45 Там же. — С. 18.

46 Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - С.27.

47 Философский энциклопедический словарь. — М , 1983. — С.676.

284

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

48 Социологический справочник. — Киев, 1990. — С.215.

49 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С.149.

50 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­
тоды. - М., 1987. -С. 19.

51 Там же.

52 франк С.Л. О задачах обобщающей социальной науки // Социологиче­
ские исследования. — 1990. — № 9. — С.45.

53 Там же. — С.46.

54 Миллс Р. Интеллектуальное мастерство // Социологические исследо­
вания. - 1994. — № 1. — С.114.

55 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­
тоды. - М., 1987. - С.35 - 36.

56 Там же. - С.39.

57 Политическая культура населения Украины. — Киев, 1993. — С.4.

58 Черноволенко В.Ф., Оссовский В.Л., Паниотто В.И. Престиж профес­
сий и проблема социально-профессиональных ориентации молодежи (опыт
социологического исследования). — Киев, 1979. — С.76.

59 Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. — С.709.

60 Смелзер Н, Социология. — М, 1994. — С.27.

61 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­
тоды. - М., 1987. — С.61.

62 Там же. — С.31.

63 Максименко B.C., Паниотто В.И. Зачем социологу математика. — Киев,
1988.

64 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. — М.,
1987. - С.350.

65 Рисмэн Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические
исследования. — 1993. — № 3.

К разделу 4

1 Гидденс Э. Социология // Социологические исследования. — 1994. —
№ 2.-С. 130.

2 Там же. — С. 129.

3 Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. —
М., 1986. - С.208.

4 Комаров М.С. Размышление о предмете и средствах социологии // Со­
циологические исследования. — 1991. — № 11. — С.40.

5 Melvin L., William V., D'Antonio, Lois В. Sociology. Human Society. —
N.Y.; London, 1981. - P.571.

6 Кравченко А.И. Социология труда: тенденции и итоги развития // Со­
циологические исследования. — 1994. — № 6. — С.41.

7 Еще один государственный стандарт по специальности "социология" //
Социологические исследования. — 1993. — № 7. — С.158.

8 Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятель­
ности // Социологические исследования. — 1990. — № 8. — С.79 — 80.

9 Там же. — С.80.

'0 Подшивалкина В.И. Социальные технологии на предприятии // Совре­менное общество. — 1994. — № 1. — С.75.

285

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

Резник Ю.М. Социальная инженерия в системе социологического обра­зования // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С.16. Ярошенко С.С. Синдром бедности // Социологический журнал. — 1994. - № 2. - С.45.

Социологический журнал. — 1994. — № 1. — С. 151. Zastrow Ch. Social Problems. Issues and Solutions. — Chicago, 1988. — P.6. Careers in Sociology. A publication of the American Sociological Association. — Washington, 1977.

Резник Ю.М. Социальная инженерия в системе социологического обра­зования // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 14. Подшивалкина В. И. Социальные технологии на предприятии // Совре­менное общество. — 1994. — № 1. — С.75.

Социологическая работа на предприятии: цели, особенности, методи­ческое обеспечение. — Одесса, 1989.

Социальная работа как профессия (аналитический обзор) // Социологи­ческие исследования. — 1993. — № 10. — С.90.

Железко С.Н. Профессионализм против технократизма // Социологиче­ские исследования. — 1988. — № 5. Там же. — С.48.

Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. — 1992. — № 8. - С.69. Там же. - С.73. Там же. — С.27.

Ганс Г. Социология в Америке: наука и общество // Социологические исследования. — 1990. — № 5. — С. 131.

Астафьев Я.У. Научные картины мира, рациональность и социологи­ческий дискурс // Социологический журнал. — 1994. — № 1. — С.93. Popenoe D. Sociology. — New Jersey, 1980. — Р.20. Ibid.

Заславская Т.И. Роль социологии в ускорении развития советского об­щества// Социологические исследования. — 1987. — № 2. — СП — 12. Комаров М.С. Размышление о предмете и перспективах социологии // Социологические исследования. — 1991. — № 11. — С.34. Миллс Р. Интеллектуальное мастерство // Социологические исследо­вания. — 1994. — № 1. — С.112.

Persell С.Н. Understanding Society. Introduction to Sociology. — N.Y., 1990. - P.42.

Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. — С.549. Ганс Г. Социология в Америке: наука и общество // Социологические исследования. — 1990. — № 5. — С.134.

Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, ме­тоды. - М., 1987. - С.236.

Правила работы и этические нормы // Социологические исследования. — 1994. - № 10. - С.210.

Миллс Р. Интеллектуальное мастерство // Социологические исследо­вания. - 1994. — № 1. — С 107.

286

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ

РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ,

ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ

С ДРУГИМИ НАУКАМИ ……………4

Раздел 2 ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ.

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ,
ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ …………………

49

Раздел 3 МЕТОДОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ
КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ.
ДОСТОВЕРНОСТЬ СОЦИО­
ЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ……….

125

Раздел 4 СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ. ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГА

218

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ ПОПОВА Ирина Марковна

СОЦИОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Допущено Министерством образования Украины как учебник для студентов высших учебных заведений

Редактор В П Недашковский

Художник Б А Прокопенко

Компьютерный набор В Л Недашковский

Компьютерная верстка ME Зозуля

Корректор В В Демьянов

Подп в печать 21 12 96 Формат 84x108/32 Бумага офс

Гарн Тайме Печать офс Уел печ л 17,5 Уч-изд л 18,0

Заказ Ng Тираж 5000 экз

Издательство ПК,ООО "Тандем"

Свидетельство о регистрации 22945706

252180, Киев, пр Краснозвездный, 51, к 102

т/ф 271-10-10

Сканировано 20.06.06 Мельников А.С.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций

    Документ
    Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй.
  2. Содержание: личность в зеркалах теорий

    Документ
    15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ. ЛИЧНОСТЬ В ЗЕРКАЛАХ ТЕОРИЙ Теорий личности очень много, но отнюдь не все из них попадают в учебники.
  3. Учебник для вузов (1)

    Учебник
    Г. В. Игнатенко, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор О. И. Тиунов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
  4. Учебник для юридических вузов и факультетов

    Учебник
    В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко — на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные
  5. Учебник для вузов (4)

    Учебник
    В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Другие похожие документы..