Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
В институтах пройдут дни открытых дверей, во время которых будут показаны научные лаборатории, уникальное оборудование и приборы, сотрудники институт...полностью>>
'Пояснительная записка'
Сведения о параметрах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в муниципальном образовании ЗАТО г.Североморск в 2011 году...полностью>>
'Документ'
В соответствии со статьей 4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхо...полностью>>
'Документ'
Щорічна Урочиста Вечеря Міжнародної Асоціації Торгівлі Зерном та Кормами (GAFTA) відбудеться в Києві в приміщенні Мистецького Арсеналу 26 травня 2011 ...полностью>>

Учебник содержит четыре раздела, каждый из которых сопровожда­ется кратким содержанием, определениями ключевых понятий раздела, а также контрольными вопросами Вкаждом разделе содержатся "Матери­алы для чтения",

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ключевые понятия

/. Социология знания — направление в социологии, иссле­дующее социологическими методами зависимость различных ви­дов знания от многобразных общественных факторов. Разно­видность социологии знания социология науки, изучающая зависимость научного знания от общества.

  1. Социальная природа социологии — состоит в том,
    что социология рассматривается как наука, процесс станов­
    ления и развития которой обусловлен различными обществен­
    ными факторами: социально-экономическими и политическими,
    социокультурными и общенаучными. Социальная природа социо­
    логии свидетельствует о воздействии общества на социологию.

  2. Генезис социологии — "рождение", появление социоло­
    гии как особой общественной науки, отличной от социальной
    философии и других общественных наук. Наиболее распростра­
    ненной является точка зрения, согласно которой генезис со­
    циологии связывают с 30-ми годами XIX века и с именем фран­
    цузского социолога Огюста Копта. Последний провозгласил по­
    явление новой, "позитивной " науки об обществе — социологии
    (societas — общество, logos — наука).

  3. Протосоциология — термин, обозначающий зачаточное
    состояние социологии, длительность процесса ее становления и
    оформления в самостоятельную науку об обществе, отличную
    от социальной философии.

95

РАЗДЕЛ 2

5. Современная социология социология второй поло­
вины
XX века, оформляющаяся в период становления постин­
дустриального общества. Для современной социологии харак­
терны возврат к теории (признание ее значимости), интерес к
методам исследования, типичным для гуманитарного знания,
историзм, попытки осуществить синтез теорий.

  1. Отечественная социология термин, используемый для
    обозначения социологической мысли дореволюционной России, со­
    ветской социологии (функционирующей в бывшем СССР), к ко­
    торой относилась и социология, развивающаяся на территории
    Украины, а также социологическая мысль Украины как неза­
    висимого государства.

  2. Социология в Украине социологическая мысль, функ­
    ционирующая на территории Украины как в советский период,
    так и в период существования независимого украинского госу­
    дарства. Непосредственными предпосылками развития социо­
    логии в Украине явились работы украинских философов, а так­
    же этнографов-фольклористов и историков.

Контрольные вопросы

  1. В чем состоит социальная природа социологии? Какие общест­
    венные факторы оказывают на нее влияние?

  2. Чем характеризуется облик социологии? Как он зависит от об­
    щества?

  3. Что обусловило появление социологии? Что было характерно для
    первого этапа ее развития?

  4. Какими общественными факторами определялось последующее
    развитие социологии? Что знаменательно для современного эта­
    па ее развития?

  5. Каким временем датировать становление отечественной социо­
    логии, связана ли она с мировой социологией?

  6. Послереволюционные достижения отечественной социологии.
    60-е годы — период ее возрождения или создания новой со­
    циологии?

  7. Каковы предпосылки развития социологии в Украине, основные
    результаты ее развития?

96

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

Материалы для чтения

2.1.2

Смелзер Н.Д. Социология: влияние извне // Соиио-

логические исследования. — 1990. — № 4. — С.86 — 94.

"Общепринято (и весьма полезно) различать внутренние, авто­номные силы, формирующие движение научного исследования, и силы, воздействующие извне, со стороны культурного и социально­го окружения науки. В первом случае мы имеем дело с энергией нерешенных парадигматических загадок и их следствий, подтал­кивающих научную мысль. Убедительные примеры предоставляют здесь "чистые науки"' математика, логика и философия; достаточно вспомнить попытки разрешить парадокс Зенона, постичь природу бесконечности и логику отрицательных чисел, и, возможно, стрем­ление определить экзистенциальные характеристики вездесущего Бога.

Во втором случае мы сталкиваемся с факторами, порой обобща­емыми социологией познания и включающими влияния широкого культурного контекста, в котором работает ученый, влияния, обус­ловленные его социальным происхождением и положением, враж­дебностью или же дружелюбностью политического окружения и институциональной обстановкой (к примеру, университет, акаде­мия, промышленные или правительственные организации), в кото­рых выполнена научная работа.

Эти различия далеко не всегда легко наблюдать на практике. Очевидно, например, что основными "силами", сформировавшими неомарксистскую социологическую мысль, были попытки исследо­вателей разобраться с тем фактом, что многие предсказания, выве­денные некогда Марксом из теоретического анализа капитализма, не реализовались в истории. Другими словами, новая теоретическая работа возникла тогда, когда первоначальная марксистская пара­дигма была приспособлена или переработана с учетом этих оче­видных неудач предсказать будущее развитие.

Но какими — внутренними или же внешними — были эти "силы" для марксистской мысли? Конечно, они являются внутренними, по сути своей, частями организованного целого этой теории, и всякое изменение их статуса должно было затронуть основание самой тео­рии Однако эти силы внешни в том смысле, что они — продукты наблюдаемых в развитии капиталистических обществ независимых исторических процессов.

Эта явная двойственность усложняет любую попытку определить точный статус факторов, влияющих на историческое развитие со­циологии" [с.86].

97

РАЗДЕЛ 2

"В отношении этих внешних факторов в социологии существует уже некоторая традиция. Имеются интерпретации ранней социо­логии, как и "управленческой социологии"... предполагающие пря­мое или косвенное господство сферы идеологии и интересов дело­вых слоев. Есть критика Голднером... социологической теории Пар-сонса как прямо ориентированной на преуменьшение, если не отри­цание, кризисно-революционных сил в Америке, связанных с Ве­ликой депрессией и последующими тенденциями. Существует также критическая по тону общая книга о западной социологии... предпо­лагающая, что внутри этой области господствуют силы истеблиш­мента, есть критика хабермасовская... и других представителей кри­тической теории, рассматривающих основное (то есть позитивист­ское) направление в социологии как своего рода служанку инстру­ментально-рационально-технологических интересов постиндустри­ального государственного аппарата, и, наконец, есть по меньшей мере один пример анализа, истолковывающего развитие социологии главным образом как результат социометрической динамики и ди­намики поколений... Большинство этих трактовок (а мои примеры далеко не исчерпывающи) носят критический характер и сосредо­тачиваются на бизнесе и (или) политическом истеблишменте как главных среди рассматриваемых детерминирующих сил; они как бы одномерны и потому уязвимы для критики. Простое размышление показывает, что к развитию столь обширной и сложной области знания, как социология, причастно именно многообразие культур­ных, экономических и организационных влияний.

Памятуя об этом, я буду разрабатывать не одну, а несколько аналитических линий, которые могут быть обозначены как культур­ные, социальные, научные и политические влияния на развитие и положение социологии. Предполагая использовать ряд общих на­блюдений, я тем не менее буду связывать большинство положений с американской реальностью.

Говорить о культурных влияниях значит предполагать, что основ­ные мотивы и акценты в любой национальной социологической традиции отражают следствия главных ценностных и идеологиче­ских компонентов более широкой культуры... Так, в латиноаме­риканской социологии специально акцентируются политические и классовые измерения. Существует мнение, что даже если отправным пунктом исследования является труд, здоровье или социальный про­тест, любой социологический анализ увенчивается в Латинской Америке анализом политическим. Конечно, это преувеличение, но всякий обзор теоретических сочинений и эмпирических исследо­ваний демонстрирует особое положение этой тематики.

В Великобритании просматривается особая увлеченность иссле­дователей социальными классами, социальной стратификацией, и

98

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

их проявлениями во всех других сферах общественной жизни, таких, как образование, культура и семья.

Социологическая теория в Советском Союзе и в социалисти­ческих странах Восточной Европы долгое время была в идеологиче­ской тени нередко ортодоксальных марксистско-ленинских докт­рин, предписывавших ей официальные интерпретации капитали­стических и социалистических обществ и почти не оставлявших места для развития альтернативных линий мышлений; по мере того, как рассеивается эта тень, а общества испытывают влияния других "культур", социологическая теория становится в них все более раз­нообразной.

Американские исследования по социальной стратификации уде­ляют индивидуальной мобильности больше внимания, чем мобиль­ности коллективной, точно так же, как они предпочитают мобиль­ность вверх мобильности вниз. Эта склонность может рассматри­ваться как проявление особенного предрасположения к такой аме­риканской культурной ценности, как индивидуальный успех. Для этих исследований также характерна сосредоточенность на уровнях индивидуальной мобильности во времени и прежде всего на том, что может ей препятствовать (например, расовой дискриминации). Эта черта без сомнения свидетельствует о ревностном отношении социологов к реализации такой американской культурной ценности, как равенство возможностей.

Обращаясь к американской системе ценностей в более общем ключе, можно извлечь из наблюдений разных аналитиков (А. де Токвиль, Т.Парсонс, Р.Уильяме) известное число повторяющихся тем: индивидуализм, подразумевающий ответственность за пове­дение индивида; господство над природой и собственной судьбой; добровольное сотрудничество как основа взаимодействия; социаль­ный порядок, опирающийся на моральный консенсус, а не на иерар­хию, классы или авторитет (следствие раннереспубликанского от­вержения монархии и аристократии европейского образца); праг­матизм, прибыльность и реформа как принципы социальных изме­нений; вытекающий отсюда оптимизм" [с.87 — 88].

"Конечно, выделять эти линии — значило бы очень упрощать дело. Для американской социологии всегда были также характерны теоретические подходы, состоявшие в критическом диалоге с рас­смотренными направлениями и особенно выделявшие темы нера­венства, господства и принуждения. Многие из этих теорий европей­ского происхождения и нашли дорогу в американскую социологию через труды тех, кто приехал из Европы (например, Сорокин), тех, кто в Европе учился (Парсонс), или же был так или иначе вдохнов­лен европейскими учителями (Миллс).

Эти системно-коллективистские, критико радикальные точки зре­ния сами составили наиболее значительт ю часть социологии в этой

99

РАЗДЕЛ 2

стране и продолжают питаться более современными вкладами евро­пейских исследователей, таких, как Хабермас, Бурдье, Гидденс и др., — столкновение различных мыслительных ориентации, отчасти созвуч­ных основным темам американской культурной традиции, а отчасти критических и оппозиционных по отношению к ней" [с.88 — 89).

"Если проанализировать возникновение новых сфер исследова­тельских интересов за последние несколько десятилетий, то можно заметить, что семья и безработица попадают в поле внимания в годы Великой депрессии, пропаганда, общественное мнение и слухи — во время второй мировой войны, взрыв нового интереса к социо­логии бедности, социологии образования, социологии молодежи и феминистической социологии приходится на 1960-е и последующие годы, а социология окружающей среды, социология энергии и со­циология риска возникают еще позже. Все это — несомненная ре­акция на социальную проблематику, и количественное исследо­вание может выявить вполне реальное соответствие между возник­новением проблем и потоком литературы, если, конечно, учесть неизбежное отставание во времени, вызванное финансированием, проведением исследований и задержками публикаций" [с.89|.

"В континентальной Европе формирование социологии, ассо­циирующееся прежде всего с усилиями Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера, было связано с двумя основными обстоятельствами: во-пер­вых, очевидная замкнутость на европейской социальной мысли, во-вторых, одновременное появление научной мотивации в эко­номике и психологии. Европейская социология ориентировалась прежде всего на классические, академические европейские интел­лектуальные традиции, представленные исследованиями в области истории, философии, права, но также и на критические интеллек­туальные традиции, сосредоточенные на проблемах государственно­го устройства, социальных классов, экономики, имевшие место как в академической, так и в более широко понимаемой интеллектуаль­ной жизни европейских стран. Кроме того, она ориентировалась на возникающие социальные и научные предпочтения текущего мо­мента, это показывают, например, полемика Дюркгейма с психо­логией и недоверие Вебера к посылкам формальной политэкономии. О стойкости этих традиций свидетельствует нынешняя увлеченность европейской социологии (за исключением феноменологии) крупно­масштабными проблемами государства, классов, экономики и их критическая трактовка" [с.90|.

"Общие отношения социологии с национальными правительст­вами и народами всегда неопределенны и двусмысленны. Эти отно­шения можно сравнить с неудачным браком. Партнеры могут посто­янно раздражать друг друга, поскольку и правительство и публика озабочены идеологическими вопросами и давление с их стороны не­сомненно угрожает свободе исследователей; социологи же произво-

100

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

дят информацию и способы описания социальных событий и ситуа­ций, вызывающие беспокойство, будоражащие и заставляющие че­го-то требовать. В то же время понятно, что они не могут жить друг без друга: активность государства и публики зависит от данных, информации и взгляда со стороны, а социологии, кроме автономии, нужна финансовая и организационная поддержка. Эта неизбежная двойственность разрешима многими путями. Можно обеспечить со­циологии свободное, благополучное существование академической дисциплины, можно принизить ее статус в глазах общественности, можно постоянно заставлять ее быть не тем, что она есть, можно, наконец, загнать ее в подполье с помощью репрессий" [с.91].

"Но наиболее мощные политические влияния на социологию связаны не с ее значением как академической дисциплины внутри университетской системы, а с тем, что она является наукой, основы­вающейся на эмпирических исследованиях. Поддержка этих иссле­дований со стороны научного истеблишмента (а значит, в конце кон­цов, со стороны конгресса и исполнительных органов) и есть то, почему само исследование приобретает политическое измерение" [с.92].

2.2.1

Сорокин П.А. Структурная социология // Человек. Цивилизация. Обшество. — М., 1992. — С.156 — 221.

"Хотя слово "социология", введенное Огюстом Контом, имеет сравнительно недавнее происхождение, несистематизированные на­блюдения и обобщения социологического характера являются столь же древними, сколь и другие общественные науки. Они содержатся в значительном числе древних манускриптов. Человеческое знание в далеком прошлом было еще не разделено по отраслям и отдельным научным дисциплинам, которые для нас сейчас привычны. Боль­шинство шедевров прошлого содержали в синкретической форме элементы того, что было названо позднее религией, поэзией, фило­софией, естествознанием и социальными науками. Частью эти труды являются совершенно социологическими по своему характеру. Мно­гие фрагменты конфуцианских текстов — теории пяти социальных отношений (почтительность к старшим, благотворительность и вза­имность как квинтэссенция социальности, ритуал, церемонии, поэ­зия и музыка как средства социального контроля) — являются не политическими, не философскими по своему характеру, но опреде­ленно социологическими...

С еще большей уверенностью можно говорить о социологическом крене в трудах греческих, римских и средневековых ученых. Даже мыслители досократовского времени в Древней Греции, такие, как Солон, Парменид, Гераклит, Пиндар и Протагор, предложили много социологических обобщений...

101

РАЗДЕЛ 2

"Государство" Платона, его "Законы" и некоторые диалоги, та­кие, например, как "Политик", так же как "Политика" Аристотеля и в меньшей степени "Никомахова этика", являются крупными произведениями по общей и специальной социологии, дифферен­циации и стратификации. Дальнейшее доказательство социологиче­ского содержания этих произведений можно найти в их общих тео­риях революции, исследовании циклов в эволюции политических режимов, корреляций между типами личности, культуры и полити­ческими укладами и т.д." |с. 176].

"Однако до XIV века социология едва ли представляла собой систематическую дисциплину. Такой вид она приобрела с напи­санием в XIV веке "Исторических пролегомен"... великим арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном (1332 — 1406). В этом обширном труде Ибн Халдун всесторонне рассмотрел почти все основные проблемы современной общей и специальной социологии в условиях кочевых и цивилизованных обществ. Боль­шие куски этой работы кажутся вполне современными и в настоящее время. Вместе с Платоном, Аристотелем, Вико и Контом Ибн Хал­дун бесспорно является одним из отцов-основателей социологии (также, как, впрочем, и научной истории). К несчастью, работа Ибн Халдуна оставалась неизвестной западным ученым вплоть до начала XIX века" [с. 177].

"С публикацией "Курса позитивной философии" (в шести томах, 1839 — 1842) Огюстом Контом (1798 — 1857) социология обрела свое собственное имя и систему" [с. 178].

2.2.4

"Постконтовская фаза развития социологии, продолжающаяся и поныне, была столь плодотворна и разнообразна, что здесь можно упомянуть лишь самые выдающиеся моменты.

1. Количество общих и специальных работ по социологии неимо­
верно возросло во всех цивилизованных странах мира. Появилось
значительное число отраслевых социологических журналов и перио­
дических изданий, не только в европейских и американских странах,

  1. В колледжах и университетах вводятся курсы и факультеты
    социологии, так как социология стала полнокровной дисциплиной
    в университетских программах. В Соединенных Штатах это проник­
    новение социологии в академический мир было особенно впечатля­
    ющим. Сегодня факультеты и социологические курсы находятся на
    одном из первых мест по количеству студентов. "Академизация"
    социологии создала потребность в книгах по этому предмету и при­
    вела к появлению большого числа социологических текстов, осо­
    бенно в Соединенных Штатах.

  2. Социологи все чаше привлекаются в качестве экспертов в го­
    сударственные, общественные и частные организации, а также в
    область, именуемую социальной работой или службой.

102

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

  1. В то время как на социологию оказывают давление другие
    науки — социальные, биологические и физические, она сама со
    времен Конта все в большей и большей степени влияет на другие
    социальные, гуманитарные, философские и даже биологические
    науки. Та или иная "социологическая точка зрения" все больше
    проникает во все дисциплины: историю, экономику, науку управ­
    ления, психологию, антропологию, религиоведение, эстетику, линг­
    вистику, философию, этику и право. В те десятилетия XIX века,
    когда доминировали контовская, спенсеровская и дарвинистская
    парадигмы социологии, большинство исторических, политических,
    экономических и других работ писалось в духе конто-спенсеровских
    теорий позитивизма и прогрессирующей эволюции. Во время же
    моды на марксизм большая часть работ этих дисциплин несла отпе­
    чаток "экономической интерпретации" исторических, психологиче­
    ских, религиозных и философских данных, изучаемых этими дис­
    циплинами. Биология позаимствовала некоторые социологические
    понятия, такие, как разделение труда, дифференциация, интегра­
    ция; более того, биологи все чаще изучают общие и специальные
    социокультурные факторы, исследуют и социологически интерпре­
    тируют многие из своих специфических проблем, особенно в об­
    ласти изучения и лечения болезней. В психиатрии эта зависимость
    от социологии стала тем более привычной; в других медицинских
    областях термины "социология венерических заболеваний", "со­
    циология эпидемий", "социология болезней сердца" и т.д. недву­
    смысленно демонстрирует глубину этого влияния. Социология воз­
    действует на иные науки всевозможными путями, причем даже на
    те дисциплины, представители которых либо пытаются отрицать это
    влияние, либо попросту занимают враждебную по отношению к
    социологии позицию.

  2. Социология постоянно становится более фактографической и
    менее спекулятивной наукой; ее исследовательские методы стали
    более индуктивными>, точными и объективными. С усовершенство­
    ванием количественного анализа происходило резкое улучшение
    техники качественного анализа методов наблюдения и эксперимента
    в исследованиях социальных и культурных явлений. В результате
    современная социология гораздо ближе к естественным наукам по
    объективности, точности и индуктивности, чем большинство других
    социальных и гуманитарных дисциплин.

  3. В то время как современная социология движется к синтезу,
    она одновременно становится все более специализированной и диф­
    ференцированной наукой. Возникают отдельные отрасли социоло­
    гии, и они, в свою очередь, делятся на более узкие проблемы, и
    чтобы прийти к подлинному пониманию всего социокультурного
    пространства, необходимо осуществить плодотворный и достовер­
    ный синтез, если мы не хотим, чтобы наши исследования безна-

103

РАЗДЕЛ 2

дежно путались в фрагментарных, не связанных между собой и иррелевантных фактах и проблемах. Попытки такого синтезирующе­го понимания были предприняты в ряде работ; они, видимо, будут возрастать в будущем" [с. 179 — 180].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций

    Документ
    Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй.
  2. Содержание: личность в зеркалах теорий

    Документ
    15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ. ЛИЧНОСТЬ В ЗЕРКАЛАХ ТЕОРИЙ Теорий личности очень много, но отнюдь не все из них попадают в учебники.
  3. Учебник для вузов (1)

    Учебник
    Г. В. Игнатенко, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор О. И. Тиунов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
  4. Учебник для юридических вузов и факультетов

    Учебник
    В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко — на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные
  5. Учебник для вузов (4)

    Учебник
    В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Другие похожие документы..