Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Выбрав тему, укажите в графе “№ темы по «Примерной тематике…»” ее номер. Если формулировка выбранной Вами темы не совпадает ни с одной из тем «Пример...полностью>>
'Программа'
Вся программа делится на не­сколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о зн...полностью>>
'Документ'
У нас у всех разное прошлое. Я рос в стабильной, дисциплинированной семье в северной части штата Висконсин. Норвежские лютеране. Очень строгие и прав...полностью>>
'Доклад'
о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Октябрьский мун...полностью>>

Конспект лекций по курсу «психология» Челябинск 2011

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНTCTBO ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей и профессиональной педагогики

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»

Челябинск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 4

Лекция 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ 8

Лекция 3. ПСИХИКА И МОЗГ 11

Лекция 4. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 14

Общие свойства анализаторов 15

Воспрятие пространства 16

Иллюзии восприятия. Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы. 17

Лекция 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ 17

Характеристики представлений 17

Виды воображения 18

Функции воображения: 18

Способы создания образов воображения 18

Лекция 6. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ 18

Виды внимания 19

Характеристики внимания 19

Процессы памяти 20

Лекция 7. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 21

Функции языка 24

Каждая из представленных форм речи (видов речи) имеет свои специфические особенности. 24

Становление и развитие речи ребенка 24

Лекция 8. ЭМОЦИИ И ВОЛЯ 25

Виды эмоций 25

Лекция 9. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 28

Лекция 10. ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33

Лекция 11. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 38

Лекция 12. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 42

Лекция 13. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ 46

Лекция 14. ТЕМПЕРАМЕНТ 50

Лекция 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА 53

Лекция 16. СПОСОБНОСТИ 58

Лекция 17. МАЛЫЕ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 62

Лекция 18. СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ 65

Лекция 19. РАЗВИТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ 67

Лекция 20. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В МАЛЫХ ГРУППАХ 71

Лекция 21. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ 74

Лекция 22. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 76

Лекция 23. ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ 79

Лекция 24. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 82

Лекция 25. КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 85

Лекция 26. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ 89

Лекция 27. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 92

Лекция 28. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ 94

Лекция 29. Я-КОНЦЕПЦИЯ 96

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ» 99

Лекция 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики животных и человека.

Объект психологии – человек и животные.

Задача данного курса – изучение основ общей психологии, т.е. изучение психики взрослого психически здорового человека.

Предмет общей психологии – психика человека, совокупность психических явлений, к которым относятся:

  • психические процессы, обеспечивающие отражение, познание внешнего мира (ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь) и регуляцию поведения и деятельности (эмоции, воля),

  • психические состояния, являющиеся своеобразным фоном, на котором протекают психические процессы (аффект, стресс, фрустрация, эйфория, кома, сон и т.д.)

  • психические свойства личности – наиболее стабильные характеристики психики человека, определяющие поведение, общение, деятельность человека, а также преобладающие психические состояния и особенности протекания психических процессов (темперамент, характер, способности и направленность личности).

Принципы психологии:

  1. Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;

  2. Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;

  3. Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.

  4. Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту,  по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.

  5. Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).

Основные отрасли психологии

Все отрасли психологии подразделяют на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.

В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в трудовом коллективе.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки индивидуальных особенностей людей.

Методы исследования в психологии

Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

В психологии интегрированы методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии.

Намерение сделать психологию настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения.

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированн ый

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Наблюдение – это целенаправленное восприятие и регистрация поведения объекта.

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение (интроспекция), применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть два варианта опроса – устный (интервью) и письменный (анкетрование), каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Эксперимент как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное™. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Лекция 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ

В.А. Ганзен применил системный подход к анализу психики человека. Основные положения концепция функциональной структуры психики человека:

1. Функциональным свойством психики человека в норме является целостность.

2. Объединяющим фактором для обеспечения целостности является сознание, которое выполняет функцию интегрирования (обеспечивает связь между отдельными психическими явлениями, а также объединяет человека с объективной реальностью).

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В П. представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. На уровне человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего — в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего — в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и т. п.

Схема 1. Функциональная структура психики

Психика выполняет 2 основные функции: Отражение. Регулирование.

Эти функции психики едины, хотя и противоположны по направленности.

Сознание + внимание + память – выполняют функцию интеграции.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его “внутреннем опыте” и предвосхищающих его практическую деятельность. С. характеризуется: активностью; интенциональностью (направленностью на предмет; способностью к рефлексии, самонаблюдению.

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Внимание и память являются сквозными и участвуют во всех психических процессах.

Перцепция + ощущения + восприятие – выполняют функцию реактивного отражения, это форма непосредственного отражения.

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Мышление + представление + речь – функция активного отражения.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Мышление не копирует явление, а позволяет проникнуть в его сущность путем активного преобразования информации. Преобразование происходит в образной (представление) и знаковой (речь) формах.

Представления — образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения.

Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта (отражение окружающей действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях).

Аффект + эмоции + чувства – функцию реактивного (адаптационного) регулирования. Аффект – это целостная психическая реакция, которая существует в двух формах.

Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Воля + мотив + действие – функция активного регулирования. Воля – это активное регулирование при помощи волевых действий.

Воля — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Мотив — 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Мотив – осознанная, опредмеченная потребность, выполняющая роль побудителя к действию.

Действие — единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Левая часть схемы соответствует аффективно-волевой сфере личности. Индивидуальные особенности этой сферы проявляются в темпераменте и характере.

Правая часть схемы соответствует перцептивно-познавательной сфере личности, которые отражены в индивидуальных особенностях способностей и интеллекта.

Функции нижней части есть и у животных. Функции верхней части имеются только у человека.

Входом в психику является ощущения, которые сопровождаются эмоциональной оценкой. Выходом из психики является действие и речь. (моторные, физические и внутренние, психические).

Психика обеспечивает не только объединение человека со средой, но и выделение из нее, т.е. осознание своей индивидуальности, своего Я.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вимір Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції «vii прибузькі юридичні читання» 25-26 листопада 2011 року Миколаїв Іліон 2011

    Документ
    Президент Національного університету «Одеська юридична академія», доктор юридичних наук, професор, академік Національної академії правових наук України, Заслужений юрист України Ківалов С.
  2. Конспект лекций (6)

    Конспект
    Медведев В.А. Философские проблемы науки и техники : конспект лекций / В. А. Медведев, В. И. Кашперский, В. М. Селезнев; ред., сост. В. А. Медведев. – Екатеринбург : УрФУ, 2011.
  3. Сборник статей преподавателей Кемгппк кемерово 2011 удк -373. 6

    Сборник статей
    Колледж в Федеральных изданиях [Текст]: Сборник статей преподавателей КемГППК / составитель Ощепкова С.И. – Кемерово: Издат-во Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледжа, 2011.
  4. Методические указания для подготовки аспирантов по специальности научных работников

    Методические указания
    Методические указания предназначены для поступающих и обучающихся в аспирантуре по специальности 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность.
  5. Назви навчальних курсів та література до них

    Документ
    4. Тихомирова Є.Б. Міжнародна інформація як наукова категорія Наукові записки Рівненського інституту культури. – Вип.1. – Рівне, 1997. – С. 146-150.

Другие похожие документы..