Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Введення в експлуатацію мініелектростанції на базі 5-ти газопоршневих двигунів J620 Австрійської фірми Jembacher максимальною потужністю виробництва е...полностью>>
'Документ'
Объектом изучения являются складские системы и сети торгово-посреднических предприятий, транспортных организаций, промышленных предприятий, а также т...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Прокурорский надзор: Учебно-методический комплекс. Для студентов специальности 1 – 24 01 02 Правоведение юридического факультета заочной формы обучен...полностью>>
'Документ'
Уважаемые друзья, я рад(а) приветствовать Вас сегодня от имени Витебской государственной академии ветеринарной медицины, которая расположена, как вид...полностью>>

«Оточевская основная общеобразовательная школа» Рыцарство: на войне и у себя дома

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- 9 -

менты и т.п.), легендарные ( кентавр, единорог, пегас, дракон, двуглавый орел, феникс, гидра, козерог и др.).

Часто к гербу добавляется лента с девизом. Девиз – краткое и выразительное изречение, заключавшее в себе боевой клич. Вот примеры некоторых девизов средневековых сеньоров: «Иду своей дорогой!» (девиз графов Немур Савойских), «Другим не стану» (девиз Филиппа Доброго, герцога бургундского), «Я удержусь» (девиз Шарля де Кроу), «Я добьюсь» (девиз Филиппа де Кроу), «Я не король и не князь, я барон Куси ( девиз баронов Куси), «Королем быть не могу, герцогом – не соблаговолю; я – Роган» (девиз Роганов).

Средневековье.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым:

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

Проемы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,

Аркады гулкие с игрой теней и света;

Мне любы их дворы, проросшие травой,

Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,

Описывая круг над флюгером ажурным,

И над порталом герб, - на нем изображен

Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Теофиль Готье (французский исследователь Средневековья, XVI в.)

Герб может рассказать о том: кто владелец герба; кем он является; достаточно ли он знатен; чем занимались предки рыцаря, с какими семьями он находится в родстве. Герб служил своеобразной визитной карточкой рыцаря.

- 10 -

2.3. «Мой дом – моя крепость».

Замок (латинский castellum) – в средневековой Европе укрепленный центр феодальной власти. Массовое строительство замков начинается в X – XI вв. Это явление историки называют специальном термином «озамкование». Вся Европа покрылась тогда густой сетью каменных твердынь; в одной только Франции их насчитывалось не менее 40 тысяч. Сначала замок представлял собой деревянную (реже каменную) башню – донжон, возведенную на холме. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

Идут на штурм французы неудержимо,

По лестницам наверх упорно лезут,

Ломают стены с грохотом и треском,

Пускают луки в ход и арбалеты,

Во рвы свергают сотнями неверных,

А турки отражают наступленье,

Большие камни во французов мечут,

Их навзничь в воду сбрасывают с лестниц,

В них ядра шлют из камнеметов сверху,

Из арбалетов выпускают стрелы.

Отрывок из «Песни о Гильоме Оранжском» (XII)

Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Подъемный мост и единственные въездные ворота в замок были самым уязвимым местом, а потому укреплялись наиболее тщательно. Если нападавшим удавалось захватить внешнюю стену или порваться через ворота, они оказывались в нижнем дворе замка, где были расположены конюшни, кладовые и мастерские. Чтобы попасть отсюда в верхний двор, где находились дом феодала и капелла (замковая часовня), предстояло захватить еще одну линию укреплений, вторую стену, еще более высокую стену.

Последним рубежом обороны был могучий каменный донжон. Запасы воды и продовольствия позволяли замку выдержать многомесячную осаду. Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если его удавалось ее разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасательный подземный ход, который выводил к реке или лесу. Замок редко брали штурмом: чаще успех нападавшим приносили внезапность, хитрость или измена.

Предоставляя столь ценимую в те времена безопасность, замок, однако, не был уютным, особенно зимой. Обычно отапливалось камином только одно помещение, окна заделывались деревянными ставнями, так что обитателям замка приходилось выбирать между теплом и освещением. Редко когда удавалось сделать достаточно глубокие колодцы – ведь замки строились в основном на высоких холмах. Приходилось довольствоваться цистернами с дождевой водой, либо возить воду снизу. Снизу приходилось доставлять и продовольствие, а это не всегда удавалось, особенно при приближении неприятеля. Так что порой в замке жили впроголодь. Не случайно к концу средневековья сеньоры вновь стали переселяться в деревенские усадьбы, а замки использовались только в случае опасности.

В тот день не ведали заботы

О том, чтобы запирать ворота.

И у распахнутых дверей

Впускали в замок всех гостей.

Входили и бедный и богатый.

Король – хозяин тароватый.

Велел он кравчим, поварам

И пекарям, чтобы каждый там

- 11 -

Наелся и напился вволю,

Чтоб каждому пришлось на долю

За праздничным столом сполна

Дичины, хлеба и вина,

И что бы кто ни пожелал –

Тотчас же щедро получал.

Отрывок из романа Кретьена де Труа

(французский поэт XII в.) «Эрек и Эдина»

И в будни, и в праздники замок был центром общественной жизни всей округи. Здесь жили сеньор с семьей и его слуги, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети. Сюда заглядывали бродячие торговцы, рассказывали новости зашедшие переночевать паломники.

На всех придворных праздниках желанными гостями были певцы и поэты. Среди них встречались простолюдины – жонглеры («шуты», странствующие артисты), но нередко встречались и знатные рыцари. Особенно знаменитыми поэтами были многие сеньоры из южнофранцузской провинции Прованс. Их называли трубадурами («слагающие стихи»). Трубадуры – авторы великолепных стихов, посвященных рыцарским

доблестям, любви.

Желаньем петь я вдохновлен

О том, как горем я согбен:

Не к милым доннам в Лимузен –

В изгнанье мне пора уйти!

Уйду, а сыну суждена –

Как знать – с соседями война.

Рука уже занесена, неотвратимая почти…

Феод свой вновь не обрету,

Но родичем тебя я чту,

Фолькон Анжерский, - Пуату,

А с ним и сына защити!

Гильом IX, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071 -1127). Согласно легенде стихи сложены во время тяжелой болезни.

В XII в. известным государем – трубадуром был герцог Гийом IX Аквитанский,

от которого до нас дошло 12 песен. Стихи в Провансе сочиняли и знатные женщины. Самая известная из провансальских поэтесс – герцогиня Аквитанская Альенора, супруга сначала Людовика VII, а затем Генриха II. Традиции провансальской лирики подхватили немецкие поэты – миннезингеры («певцы любви»), самого знаменитого из которых звали Вальтер фон дер Фогельвейде. В XII – XIII вв. во Франции и Англии профессиональных певцов и музыкантов называли менестрелями («стоя-

щие на службе»).

На пирах гости и хозяева слушали и длинные величественные поэмы о старинных героях, в основе сюжета которых лежали действительные факты.

Очень любили в XII – XIII вв. «Песнь о Роланде».

Почуял граф, что смерть его настигла,

Встал на ноги, собрал остаток силы,

Идет, хотя в лице и ни кровинки.

Почуял граф – приходит смерть ему,

Холодный пот струится по челу.

Граф молвит: «Богоматерь, помоги мне,

Пора нам, Дюрандаль, с тобой проститься,

Мне больше ты уже не пригодишься.

С тобой мы многих недругов побили,

С тобой большие земли покорили.

Там Карл седобородый правит ныне».

Идет он под тенистую сосну,

Ложится на зеленую траву.

Свой меч и рог кладет себе на грудь.

К Испании лицо он повернул,

Чтоб было видно Карлу-королю,

Когда он снова с войском будет тут,

Что граф погиб, но победил в бою.

Роланд – племянник Карла Великого, франкского короля.

Дюрандаль – меч Роланда. В средние века мечу часто давали собственное имя: это оружие очень ценилось воинами и предавалось по наследству.

В немецких землях возникла «Песень о Нибелунгах». Герой Зигфрид, совершивший множество подвигов, был предательски убит ударом в спину. За смерть мужа мстить его жена Кримхильда, которая в конце гибнет.

Не меньше, чем мрачный трагизм героических песен, увлекали современников причудливые и изящные сюжеты рыцарских романов: о короле Артуре, рыцаре Ланселоте, волшебнике Мерлине, о Тристане и Изольде. Сказочные рыцари побеждали драконов, колдунов и немыслимыми подвигами завоевывали сердца прекрасных дам.

- 12 -

2.4.Воспитание рыцаря.

А) Воспитание рыцаря и посвящение в рыцари.

Рыцарями не рождались. Это тяжелое занятие требовало храбрости, большой физической силы и многолетней постоянной тренировки. С 7 лет сына вассала отдавали на службу ко двору сюзерена или в замок уважаемого и опытного рыцаря, и он становился пажом (французский page). Служба пажа проходила преимущественно при дамах, хозяйках замка, которых он сопровождал на прогулках и на охоте. Паж также прислуживал при трапезе сюзерена, заботился о лошадях и исполнял другие обязанности по дому. В оплату за услуги его обучали владению легким оружием, верховой езде, правилам боя, музыке, пению, игре в шахматы, а также первоначальным познаниям в области религии. Помимо этого пажа обучали рыцарскому обхождению и придворным манерам. Читать и писать учили не всегда – считалось, что рыцарь может обойтись и без этого. Со времен Каролингов существовала поговорка: «Кто, ни разу не вскочив на коня, до 12 лет остается в школе, не го-

ден ни на что более путное, чем стать священником».

В возрасте 13-14 лет пажа производили в оруженосцы. В замке он продолжал присматривать за лошадьми и охотничьими собаками, встречал гостей, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица». Лишь после нескольких лет такой службы или совершив большие подвиги, оруженосец мог стать рыцарем.

Для тог, чтобы стать рыцарем, необходимо было пройти церемонию посвящения в рыцари.

Ночь перед посвящением будущий рыцарь мололся в часовне. Он посвящал сове оружие Богу, обязуясь стать воином Христовым и обнажать меч только за справедливое дело: ради защиты слабых, восстановления справедливости, борьбы в неверными.

Во время праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча плашмя по спине либо по плечу – единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония

завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем. Но нередко посвящение в рыцари происходило и на поле боя, за проявленную воинскую доблесть и верность.

Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приемами и тактике боя.

Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым зависимые крестьяне.

- 13 -

Б) Кодекс рыцарской чести.

В рыцарских замках, при дворах сеньоров блестящего рассвета достигла культура, известная под названием рыцарской. В основе ее лежала особая система ценностей, то есть совокупность представлений о том, что хорошо и что плохо, что важно и что не важно. Любой рыцарь подчинялся определенным правилам поведения, соблюдал кодекс рыцарской чести; в противном случае другие рыцари его осуждали. Кодекс рыцарской чести отличал рыцарей от остальных членов общества, особенно от простолюдинов.

Не дай Господь и ангелы святые,

Чтоб обесчестил я наш край роимый.

Позор и срам мне страшны - не кончина.

Отвагою – вот чем мы Карлу милы.

Отрывок из «Песни о Роланде» (XI-XII вв)

А рыцарю стареть бы не давали

Отважный риск и вкус к делам большим,

Пиры в его гостеприимном зале

И щедрость, чей порыв неудержим:

Пусть на турнир и боевой отряд

Свое добро он тратит все подряд…

Бертран де Борн

Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрека не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым, что все не могли нади-виться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права,

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

О нем слагали сказки и песни на родине пели.

Отрывок из немецкой эпической поэмы «Кудруна»(XIII)

описывает идеального «рыцаря без страха и упрека».

Рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережливость, но проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов. Богатства рыцарям нужны были только для того, чтобы их демонстративно потратить. Все знали: чем сеньор щедрее, тем больше вассалов он соберет под свои знамена в следующем походе; значит, тем больше у него шансов захватить богатую добычу, опять-таки чтобы щедро раздать ее вассалам.

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клеймо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевалась смелость, удаль, презрение к смерти, благородство. Роланд из «Песни о Роланде» наделен всеми чертами безупречного рыцаря: он справедлив, великодушен и безумно смел, совершает подвиги и погибает, чтобы не нарушить клятву верности своему сеньору. Рыцарь должен быть храбрым в бою, искать подвиги, защищать христианскую веру и покровительствовать слабым, особенно вдовам и сиротам. Самым страшным пороком рыцаря считались измена, трусить, честь же оценивалась выше жизни.

О, госпожа, сердиться не надо.

Верьте, учтив и приятен мой слог.

А для меня и честь и награда –

Если б я вам понравиться мог.

Я женщин красивее вас не видал,

Если же вы красоту с добротою

Соединили в себе – я не скрою:

Вы достойны высших похвал.

Вальтер фон дер Фогельвейде (ок. 1170 – 1230)

Важным проявлением рыцарской культуры было умение вести себя при дворе, в особенности по отношению к дамам. Это умение принято называть куртуазностью (от французского слова court – двор). Это – светскость, изысканность ухаживать за своей дамой, галантность. Считалось, что настоящий рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму, прославлять ее своими подвигами и добиваться ее любви. Далеко не всегда он испытывал те чувства, о которых слагал стихи, часто это бы-

- 14 -

ла изящная придворная игра, но она смягчала грубость их нравов. Заслужить упрек в некуртуазности было для рыцаря опасно – он мог лишиться всеобщего уважения.

Люблю я видеть как народ,

Отрядом воинским гоним,

Бежит, спасая скарб и скот,

А войско следует за ним,

И, радуясь душою,

Смотрю, как замок осажден,

Как приступом берется он,

Иль вижу над рекою

Ряды построенных полков,

Укрытые за тын и ров.

И также люб тот рыцарь мне,

Что, первым ринувшись вперед,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость придает

Отвагой удалою…

Мужики, что злы и грубы,

На дворянство точат зубы,

Только нищими мне любы!

Любо видеть мне народ

Голодающим, раздетым,

Страждущим, не обогретым!

Пусть мне милая солжет,

Ежели солгал я в этом!

Нрав свиньи мужик имеет,

Жить пристойно не умеет,

Если же разбогатеет,

То безумствовать начнет…

Отрывки из сирвентов (песен на сатирические или политические темы) барона Бертран де Борна (1140 - 1215). Автор типичный феодал, любитель войн, презиравший народ.

В отношении простолюдинов рыцарь часто позволял себе и грубость, и жестокость, и ложь. Всех, кого считали «неблагородными», рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно. Будучи воином, рыцарь неизбежно привыкал к крови и насилию, грабил крестьян и купцов.

И в отношениях между «благородными» людьми правила рыцарской чести соблюдались не всегда. В повседневной жизни, в семье, с вассалами и равными многие феодалы были грубы, жестоки и несдержанны, алчны и скупы, могли нанести бесчестье женщине. Тем не менее возвышенного рыцарского идеала старались придерживаться, по крайней мере внешне, особенно при дворе.

- 15-

В) Кого называют рыцарем в наши дни?

Для того, что бы узнать мнение моих сверстников «Кого называют рыцарем в наши дни?», я провел опрос среди учеников своей школы, друзей и сверстников из других школ. Я опросил 30 учеников 5-7 классов и 30 учеников 8-9 классов. Я не предлагал варианты ответов. Ученики называли то понятие, которое по их мнению больше всего соответствует понятию «рыцарь» в наши дни. Затем я обобщил ответы учащихся и составил сравнительную таблицу и диаграммы.

Ответы учащихся 5 – 7 классов

Ответы учащихся 8 – 9 классов

Из опрошенных учащихся 5-7 классов 11 человек ответили, что рыцарями можно назвать смелого и 10 считают рыцарем воспитанного человека, что составляет 37% и 33%. Если сравнить с ответами учеников 8 – 9 классов, то здесь не было ответов «благородный человек» и «человек чести и долга».

А из числа учащихся 8-9 классов большинство рыцарями считают благородного человека и человека чести и долга, что составляет 27% и 23%. Меньше всего считают, что рыцарем можно назвать образованного человека.

- 16 -

Заключение.

Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого «риттер» - всадник, конный воин. Сначала рыцарем мог стать любой человек, даже не свободный, лишь бы он был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение. Позже считалось, что рыцарем может стать только человек благородного происхождения, потомок рыцарей.

Рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. С XIV века кольчуга сменяется доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для

сражения рыцари выбирали выносливых коней, также защищенных доспехами. Основными наступательными оружиями рыцаря были меч и длинное (до 3,5 м) тяжелое копье.

Война являлась главным занятием рыцаря. Военная служба была главной обязанностью рыцаря перед средневековым обществом. Феодал сражался всю жизнь.

Рыцари в бою стремились не убить вражеского рыцаря, а взять его в плен, потому, что убийство равных осуждалось и церковью и моралью самих рыцарей, и за пленных можно было получить большой выкуп. «Неблагородных» не брали в плен и беспощадно убивали. Рыцари присягали на верность королю и сеньору. В рыцарской литературе прославляли смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

Кодекс рыцарской чести включал следующие положения:

  • Рыцарь должен искать подвиги;

  • Бороться с врагами христианской веры;

  • Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;

  • Быть справедливым и галантным;

  • Трусость – самый страшный порок;

  • Честь – дороже жизни.

В раннее средневековье война представлялась людям нормальным состоянием. Рыцари грабили не только соседних феодалов, но и крестьян, иногда – церкви и монастыри. С конца X в. церковь стремилась ограничить войны и призывала к «Божьему миру». Сражения в крупные церковные праздники, в пост или воскресенье считались греховными. Нельзя было нападать на безоружных паломников, служителей церкви, крестьян и женщин. Путник мог спастись от нападения и в церкви, и у придорожных каменных крестов. Нарушителям «божьего мира» грозило строгое наказание.

Турниры и охота были любимыми развлечениями рыцарей в мирное время. Турниры – это военное состязание рыцарей в силе, ловкости и умении владеть оружием. Успех в турнире приносил славу и выкуп с побежденного. Наряду со схватками отдельных пар устраивались сражения целых отрядов. На турнирах использовали затупленное оружие. Благородным делом считалась охота на кабана или оленя. Популярна была охота и на птиц с соколами. На охоте рыцари могли проявить отвагу и ловкость. Добытая дичь украшала стол феодала на пирах.

Слово «герб в переводе с немецкого языка означает «наследство». На гербах были написаны девизы – краткие изречения, объяснявшие смысл герба, например, «Иду своей дорогой», «Другим не стану». Сначала гербы появились как личные знаки рыцарей, затем как родовые. Герб украшал печать и знамя рыцаря, его одежду и попону коня, красовался над входом в дом феодала. Искусство составлять и описывать гербы называлось геральдика, им занимались герольды. Герб может рассказать о том, кто владелец герба, кем он является, достаточно ли он знатен, чем занимались предки рыцаря, с какими семьями он находится в родстве. Герб служил своеобразной визитной карточкой рыцаря.

«Мой дом – моя крепость», - гласила средневековая поговорка. Замок феодала – воплощение духа Средневековья с его постоянными войнами. Вся Европа покрылась тогда густой сетью каменных твердынь. Строители замков стремились создать для нападавших систему последовательных препятствий. Замок редко брали штурмом. В замках было безопасно, но не было уютно. И в будни, и в праздники замок был центром общественной жизни всей округи.

- 17 -

Рыцарями не рождались, рыцарями становились лишь после долгой службы. С 7 лет мальчики из знатных семей обычно покидали родной дом и служили пажами при дворе знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь и танцевать. Им рассказывали о христианской вере. Читать и писать учили не всегда, мало рассказывали об истории и географии. Обучившись военному делу, юноша становился оруженосцем. Оруженосец всюду сопровождал рыцаря: прислуживал, помогал в сражении. Лишь после нескольких лет службы у рыцаря оруженосец мог стать рыцарем.

Ночь перед посвящением будущий рыцарь молился в часовне. Он посвящал свое оружие Богу, обязуясь стать воином Христовым и обнажать меч только за справедливое дело: ради защиты слабых, восстановления справедливости, борьбы с неверными. На следующий день он становился на колени пред самым из знатных гостей, и тот наносил удар клинком меча по плечу – единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Ему торжественно надевали шпоры и пояс с мечом. Затем рыцарь показывал свою ловкость.

В итоге я пришел к следующим выводам:

  1. Рыцарь – конный воин, один из сословия воюющих, обычно владелец феода.

  2. Несколько веков рыцари господствовали в сражениях – когда рыцарь, с головы до ног защищенный доспехами, на боевом коне с копьем на перевес мчался в атаку, не было силы способной выдержать удар.

  3. Главное занятие рыцаря – военное дело.

  4. Церковь, призывая к «Божьему миру», стремилась ограничить войны.

  5. Турниры были любимым развлечением рыцарей в мирное время.

  6. Турниры были запоминающимися зрелищем.

  7. Организацией турниров занимались герольды.

  8. Визитной карточкой рыцаря был нанесенный на щит отличительный знак его рода – герб.

  9. Охота была не только развлечением рыцарей, но и помогала пополнять запасы пищи.

  10. Правила рыцарской чести применялись только в отношениях между феодалами, всех «неблагородных» рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.

В буклете «Воспитание рыцаря» я обобщил эти данные опроса учащихся и сделал вывод, что рыцарем можно называть:

  • Смелого и ловкого человека;

  • Защитника слабых;

  • Благородного и воспитанного человека;

  • Человека чести и долга;

  • Галантного человека;

  • Защитника девочек;

  • Справедливого человека.

Рыцарь – благородный человек, готовый пойти на жертвы ради других; человек, который полностью отдает себя какому-то благородному делу. Я бы хотел, чтобы и про меня могли сказать «рыцарь без страха и упрёка». Я хотел бы стать мужественным и благородным человеком.

Список литературы и использованных ресурсов.

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс. М.: Просвещение. 2004.

  2. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. Ч. 2. М.: МИРОС, 1994.

  3. Ведюшкин В.А. История средних веков. 6 класс. М.: Просвещение. 2002.

  4. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992.

  5. История средних веков. Под ред. Н.Ф. Колесницкого. М.: Просвещение, 1986.

  6. Старобинская Г.И. Методические рекомендации к учебнику А.Я. Гуревича, Д.Э. Харитонова «История средних веков». М.: Планета детей, 1997.

  7. Школьная энциклопедия. История средних веков. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

  1. В стране легенд. М.: Детская литература, 1995.

  2. Герои средних веков. М.:Дом, 1994.

  3. Пономарев С.А. Гроза над Русью. Тольятти: РУСС, 1991.

  4. Якоб Тик. Зигфрид. Минск: БАДППР, 1994.

  1. Коллекция картинок в Интернете.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..