Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Фольклор.1. Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок - смоляной ...полностью>>
'Книга'
Видання адресовано громадським і політичним діячам, представникам органів влади усіх рівнів, викладачам, аспірантам, студентам, широкому колу читачів...полностью>>
'Документ'
Актуальнасць правядзення факультатыўных заняткаў звязана з ажыццяўленнем функцый гістарычнай адукацыі, вызначаных у канцэпцыі вучэбнага прадмета «Сус...полностью>>
'Документ'
Эрроу. Экономическая трансформация: темпы и масштабы 75 Л. Тэшюр. Первые годы переходного периода 87 М. Поумер. Модель совершенной конкуренции и роль...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «методика развития детской речи с практикумом по логопедии» Специальность 050704

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Клинцовский педагогический колледж»

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

дисциплины

«МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ С ПРАКТИКУМОМ ПО ЛОГОПЕДИИ»

Специальность 050704

«Дошкольное образование»

2011 г.

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией русского языка и литературы

Председатель ПЦК ___________ Лепеха Л.Н.

Составлена в соответствие с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»

Заместитель директора по УВиНМР _________________ Панасюго Е.В.

Составитель) -

Лепеха Л.Н. – преподаватель ГБОУ СПО КПК

Автушенко А.Н. – преподаватель ГБОУ СПО КПК

Рецензенты:

Шевцова Л.Н. – преподаватель ГБОУ СПО КПК

Гончарова Н.В. – заведующая МДОУ № 27

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 Дошкольное образование (повышенный уровень) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения: очной, заочной.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии», утвержденной Управлением среднего профессионального образования Минобразования России и изданной ИПР СПО в 2004 году.

«Методика развития детской речи с практикумом по логопедии» – учебная дисциплина блока предметной подготовки. Целью ее изучения является формирование профессиональной готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к речевому развитию детей. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: освоение студентами теоретических знаний об особенностях развития речи детей, задачах, содержании, формах, средствах, методах и приемах работы по развитию детской речи; овладение психолого-педагогическими и методическими умениями, необходимыми для осуществления процесса развития речи дошкольников; формирование умения пользоваться психолого-педагогической и методической литературой; овладение навыками обследования разных сторон речи детей, выявления недостатков в их речевом развитии; повышение речевой культуры студентов; формирование основ для продолжения профессионального образования в высшем учебном заведении.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:

  • закономерности и особенности развития речи в онтогенезе;

  • цель, задачи и содержание развития разных сторон речи у детей;

  • педагогические условия, способствующие развитию речи детей;

  • средства, методы и приемы формирования речи детей;

  • критерии оценки уровня речевого развития детей в разных возрастных группах;

  • особенности воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи;

уметь:

  • обследовать и выявлять особенности речевого развития дошкольников, составлять характеристики речи детей;

  • определять общие и конкретные задачи речевой работы с детьми;

  • создавать развивающую речевую среду, условия для практического овладения детьми словарем, фонетикой, грамматическим строем родного языка, связной речью;

  • отбирать содержание, методы и приемы работы в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития;

  • планировать работу по развитию речи, составлять конспекты занятий, сценариев и др.;

  • создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества с детьми;

  • владеть речью и невербальными средствами общения;

  • осуществлять речевую работу с группой и отдельными детьми;

  • стимулировать развитие речи детей в разных видах деятельности;

  • выявлять, анализировать и оценивать результаты педагогического воздействия;

  • ориентироваться в психолого-педагогической литературе по проблемам методики развития речи детей;

  • использовать разнообразные коррекционные приемы в индивидуальной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.

Преподавание курса «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии» предполагает обязательное сочетание теоретических и практических занятий, использование разнообразных форм и методов учебной работы: лекций, семинаров, бесед, деловых игр, работы по изучению и анализу методических источников, просмотра и проведения практических занятий в детском саду.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений программой дисциплины предусматривается проведение практических занятий, перечень которых носит рекомендательный характер.

В преподавании дисциплины следует использовать технические средства обучения: аудио- и видеозаписи. Формы проведения учебных занятий выбираются преподавателем, исходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовки студентов.

Дисциплина «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии» изучается в группах на базе основного общего образования в V-VIII семестрах в объеме 126 часов. Заканчивается изучение учебной дисциплины экзаменом, который проводится в VIII семестре.

Критерии оценки:

Оценка «5»: студент знает особенности речевого развития ребенка, задачи и содержание работы по развитию речи; особенности воспитательно-образовательной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Умеет планировать работу по развитию речи; использовать разнообразные коррекционные приемы в индивидуальной работе с детьми. Умеет излагать материал грамотно, последовательно.

Оценка «4»: студент хорошо знает учебный материал, свободно ориентируется в нем, владеет понятийным словарем, умеет планировать работу по развитию речи, владеет приемами коррекции речи, но в ответах допускает некоторые неточности, неполноту.

Оценка «3»: студент знает основные положения учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, затрудняется в планировании различных видов работы по развитию и коррекции речи детей, слабо владеет понятийным словарем.

Оценка «2»: у студента отсутствуют систематические знания по курсу методики развития детской речи с практикумом по логопедии. Студент не умеет выделить задачи, приемы, структуру занятий. Не умеет применить теоретические знания при решении практических задач по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Макс.

учебная нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самос-

тоятель

ная учебная нагруз

ка

Всего

Лаб. зан.

Практичес

кие

студен

тов

Введение

3

2

1

Раздел 1 Родной язык в системе дошкольного образования

7

5

2

Тема 1.1.Задачи и содержание работы по развитию речи

2

Тема 1.2. Средства развития речи

1

Тема 1.3. Обучение родной речи и языку на занятиях

1

Тема 1.4. Методы и приемы развития речи детей

1

Раздел 2 Методика работы по развитию речи детей раннего возраста

7

5

2

Тема 2.1. Особенности предречевого развития детей первого года жизни

1

Тема 2.2. Методика развития речи детей второго года жизни

2

Рубежный контроль знаний

2

Раздел 3 Методика развития словаря

18

14

4

Тема 3.1. Сущность, задачи и содержание словарной работы в дошкольном учреждении

1

Тема 3.2. Методы и приемы словарной работы в ДОУ

1

Тема 3.3. Развитие словаря в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни

4

Тема 3.4. Картина как средство развития словаря

4

Тема 3.5. Дидактические игры и упражнения в словарной работе с детьми

2

Рубежный контроль знаний

2

Раздел 4 Методика воспитания звуковой культуры речи

13

9

4

Тема 4.1. Особенности освоения детьми звуковой стороны речи

1

Тема 4.2. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

2

Тема 4.3. Система работы по воспитанию звуковой культуры речи

2

Тема 4.4. Обучение правильному звукопроизношению

2

Рубежный контроль

2

Раздел 5. Методика формирования грамматического строя речи

10

6

2

4

Тема 5.1. Особенности, задачи и содержание формирования грамматического строя речи

2

Тема 5.2. Методика формирования морфологической стороны речи

2

1

Тема 5.3. Методика формирования синтаксической стороны речи. Методика формирования способов словообразования

2

1

Раздел 6. Методика развития связной речи

35

28

15

7

Тема 6.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

1

Тема 6.2. Возрастные особенности развития связной речи детей. Задачи и содержание обучения

1

1

Тема 6.3. Беседа как метод обучения диалогической речи

3

2

Тема 6.4. Обучение детей диалогической речи в процессе повседневного общения

1

1

Рубежный контроль

2

Тема 6.5. Приемы обучения детей монологической речи

2

2

Тема 6.6. Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений

3

2

Тема 6.7. Обучение описательной и повествовательной речи в процессе рассказывания о предметах и игрушках

3

2

Рубежный контроль

2

Тема 6.8. Обучение монологической речи по картинам

4

3

Тема 6.9. Обучение рассказыванию из опыта

2

1

Тема 6.10. Обучение творческому рассказыванию

2

1

Рубежный контроль

2

Раздел 7. Методика работы по ознакомлению с художественной литературой

12

10

2

Тема 7.1. Значение, задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

1

Тема 7.2. Методика чтения и рассказывания художественных произведений детям

2

Тема 7.3. Методика заучивания стихотворений

3

Тема 7.4. Художественно-речевая деятельность дошкольников

2

Рубежный контроль

2

Раздел 8. Методика обучения грамоте

16

12

4

Тема 8.1. Обучение грамоте и ее место в системе работы по развитию речи детей

1

Тема 8.2. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

2

Рубежный контроль

1

Тема 8.3. Методика формирования навыков чтения

2

Тема 8.4. Подготовка детей к обучению письму

2

Тема 8.5. Подготовительный период обучения грамоте

4

Раздел 9. Планирование и учет работы по развитию речи детей

10

8

2

Тема 9.1. Значение и принципы планирования работы по развитию речи детей

2

Тема 9.2. Виды и содержание планирования по развитию речи

2

Рубежный контроль

1

Резерв

2

Раздел 1. Общие основы дефектологии

5

4

4

1

Тема 1.1. Дефектология как наука

1

1

Тема 1.2. Органы речи и их механизмы

1

1

Тема 1.3. Артикуляционный аппарат как звукопроизводящий отдел речедвигательного анализатора.

1

1

Тема 1.4. Понятие о речевом дефекте. Классификация речевых нарушений.

1

1

Раздел 2. Недостатки звукопроизношения

19

15

15

4

Тема 2.1. Классификация звуков русского языка.

1

1

Тема 2.2. Логопедические профили как средство изображения артикуляционного уклада звуков.

1

1

Тема 2.3. Основные виды дефектов звукопроизношения. Система работы по нормализации звукопроизношения

5

5

Рубежный контроль

1

1

Тема 2.4. Методика проведения артикуляционной гимнастики.

Содержание работы над мелкой моторикой

3

3

Тема 2.5. Система и методика работы по коррекции недоразвития фонематического слуха

3

3

Рубежный контроль

1

1

Раздел 3. Недостатки слово- и фразообразования

5

4

4

1

Тема 3.1 Понятие об ОНР

2

2

Тема 3.2. Характеристика уровней ОНР

2

2

Раздел 4. Недостатки темпа, ритма и плавности речи.

3

2

2

1

Тема 4.1. Характеристика дефектов, связанных с недостатками темпа, ритма и плавности речи

1

1

Тема 4.2. Особенности общего и речевого режима детей, страдающих нарушениями темпа, ритма и плавности речи

1

1

Раздел 5. Логопедическая работа в массовом детском саду

3

2

2

1

Тема 5.1. Логопедическая работа в массовом детском саду

1

1

Рубежный контроль

1

1

Всего по дисциплине:

166

126

44

40



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания начального курса математики История Москвы

    Учебно-методический комплекс
    Использование федеральных, региональных документов, периодической печати по вопросам защиты прав детей и правового регулирования сферы образования в РФ.
  2. Отчёт по итогам самообследования 2011

    Публичный отчет
    В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими в настоящее время процедуру государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования:
  3. Областное Государственное Образовательное Учреждение среднего профессионального образования Ульяновский социально педагогический колледж №1 «Утверждаю» директор успк №1 Т. В. Душенькина отчет

    Публичный отчет
    В разделах 7 – 9 - дан анализ реализации основных профессиональных образовательных программ и условий их реализации по конкретным направлениям подготовки: 030504 Право и организация социального обеспечения, 050711 Социальная педагогика,
  4. Программа государственной (итоговой) аттестации выпускников специальности 050704 «Дошкольное образование» согласовано

    Программа
    Решение государственной аттестационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
  5. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по предмету «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для самостоятельной работы по предмету «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» предназначены для студентов очного отделения (4,5 курс на базе 9 классов и 2, 3 – на базе 11 классов) по специальности

Другие похожие документы..