Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Відродження й поширення рідної мови на всі сфери життя-суспільства актуалізує одну з основних проблем сучасної української лексикографії - складання т...полностью>>
'Документ'
Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный мом...полностью>>
'Документ'
Чтобы понять, что же такое школьная адаптация и какую роль в ее успешности играет коммуникативная компетентность предлагаю разобраться подробнее в воп...полностью>>
'Документ'
Агентство трудовой статистики США на протяжении более чем пятидесяти лет проводит исследования по потребностям экономики в квалифицированных кадрах. П...полностью>>

Программа учебного курса «геронтология»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ГЕРОНТОЛОГИЯ»

(для студентов очного отделения 3 курса, специальность: клиническая психология)

Составители: доктор психологических наук, профессор Ахвердова О.А.

канд. медицинских наук

Зубов А.А.

СТАВРОПОЛЬ 2008 год

Пояснительная записка

Геронтология, как наука о процессах старения и старости, являясь междисциплинарной областью знаний, включает философские, медицинские, психологические и социальные аспекты. Развитие современного мира характеризуется неуклонным старением населения, особенно заметным в развивающихся странах. Глобальные демографические изменения характеризуются увеличением сегмента пожилых и старых людей в обществе. В течение XX столетия продолжительность жизни увеличилась с 35 до 65 лет и, по прогнозам ученых, достигнет в XXI веке 100-120 лет. Изучение закономерностей и физиологических процессов старения, стереотипов восприятия старости, понимание социальных и психологических проблем пожилых и старых людей является необходимым условием профессиональной подготовки клинического психолога, для работы в социуме.

Цель курса – формирование системы знаний с области общей и социальной геронтологии, гериатрии, геронтопсихологии и геронтопсихиатрии.

Задачи курса: - изучение студентами теоретического материала о социально-геронтологических процессах и явлениях на основе междисциплинарных подходов, различия трактовок; - развитие умения использовать социально-геронтологическую информацию в систему ранее полученных знаний; - обучение конструктивным формам мышления и прогнозирования. Освоение практических навыков работы с пожилыми людьми.

Освоение курса «Геронтология» позволит студентам сформировать комплексное понимание физиологических, психологических и социальных проблем пожилых и старых людей

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Лекции

Практи-ческие занятия

1.

Предмет геронтологии, содержание основных понятий. История развития геронгтологии, как науки. Междисциплинарный характер геронтологии.

2

2

2.

Социальные аспекты геронтологии.

4

2

3.

Особенности оказания социальной помощи пожилым и старым людям в Российской Федерации. Опыт зарубежных стран. Федеральное и региональное законодательство по вопросам социальной защиты населения, государственные гарантии оказания социальной помощи и поддержки. Структура оказания социальной помощи пожилым. Виды и формы социально-психологической помощи в старости.

4

2

4.

Многомерный подход к понятию возраста человека. Периодизация этапа старения. Возрастные кризисы в старости. Стрессы в пожилом и старческом возрасте. Особенности вхождения в пенсионный период, подготовка к выходу на пенсию. Социальные и психологические факторы пенсионного возраста.

2

2

5.

Демографическое старение человеческой популяции. Темпы старения и биологический возраст человека. Общие закономерности и теории старения. Признаки физиологического старения.

2

4

6.

Изменения функционированя высшей нервной деятельности в пожилом и старческом возрасте. Познавательная сфера в процессе старения. Изменения эмоционально-волевой сферы в пожилом и старческом возрасте. Типы личности в старости.

2

8

7.

Внутренний мир старого человека. Проблема компетентности. Проблема одиночества. Отношение к собственному старению. Отношение к смерти. Механизмы личностной защиты в пожилом возрасте. Образ жизни в процессе старения.

4

4

8.

Основные проблемы гериатрии. Современный пожилой больной. Соматические заболевания в пожилом возрасте. Особенности клиники, течения и исходов. Сердечно-сосудистые заболевания и болезни органов дыхания в пожилом и старческом возрасте. Заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни мочеполовой системы в старости. Эндокринные заболевания в пожилом и старческом возрасте. Болезни кожи иопорно-двигательного аппарата в старости. Болезни органов чувств у пожилых людей. Неврологические расстройства в позднем возрасте.

6

10

9.

Геронтопсихиатрия. Психические расстройства в позднем возрасте. Инволюционные психозы. Пресинильные и сенильные психозы. Сосудистые психозы. Пограничные нервно-психические расстройства в пожилом и старческом возрасте. Психогигиена и психопрофилактика в старости.

8

16

10.

Особенности психологического консультирования пожилых и старых людей. Возможности психокоррекционной и психотерапевтической помощи в старости.

6

8

11.

Профилактика старения. Медицина антистарения. Физиологические аспекты коррекции старения. Психологические методы коррекции старения. Феномен долгожительства.

2

4

12.

Оздоровительные практики в пожилом и старческом возрасте.

2

4

Всего:

44

66

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Предмет геронтологии, содержание основных понятий. История развития геронтологии, как науки. Междисциплинарный характер геронтологии. Геронтология, как наука. Многомерность и многонаправленность процесса старения. Место старости в возрастных периодизациях. Модели понимания сущности старения. Старение, как необратимая смена фаз индивидуального развития. Нормальное и патологическое старение. Жизнеспособность, уязвимость, вероятность смерти. Продолжительность жизни. Этапы развития геронтологии, как науки: предысторический, выделения в самостоятельную дисциплину, дифференциации, интеграции, современный. Междисциплинарный характер геронтологии.

Тема 2. Социальные аспекты геронтологии.

Отношение к старости в различных культурах. Социально-психологические проблемы пожилых людей в современной России. Восприятие старости в общественном и индивидуальном сознании. Негативные и позитивные стереотипы восприятия старения и старости. Социальные стереотипы.

Тема 3. Особенности оказания социальной помощи пожилым и старым людям в Российской Федерации. Опыт зарубежных стран. Федеральное и региональное законодательство по вопросам социальной защиты населения, государственные гарантии оказания социальной помощи и поддержки. Структура оказания социальной помощи пожилым. Виды и формы социально-психологической помощи в старости.

Тема 4. Многомерный подход к понятию возраста человека. Хронологический, биологический, психологический и социальный возраст. Периодизация этапа старения с древних времен до наших дней. Возрастные кризисы в старости, определение понятия. Климакс, как возрастной психофизиологический кризис. Выход на пенсию, как кризисный период. Последний возрастной кризис («узелковый период»). Стрессы в пожилом и старческом возрасте. Причины и факторы стресса. Особенности вхождения в пенсионный период, подготовка к выходу на пенсию. Социальные и психологические факторы пенсионного возраста: адаптация, социальный статус, свободное время, Подготовка к выходу на пенсию и проблемы связанные с этим периодом.

Тема 5. Демографическое старение человеческой популяции. Средняя продолжительность предстоящей жизни. Демографическая ситуация в современной России. Темпы старения и биологический возраст человека. Методы определения биологического возраста и их классификация. Естественное (физиологические, нормальное) старение. Замедленное (ретардированное) старение. Преждевременное (патологическое, ускоренное) старение. Признаки синдрома ускоренного старения. Общие закономерности и теории старения. Биологические теории старения. Молекулярные и клеточные механизмы старения. Нейрогуморальные механизмы старения. Психосоциальные теории старения. Признаки физиологического старения: внешние признаки, изменения со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, системы крови, пищеварительной, дыхательной, выделительной, эндокринной, нервной систем.

Тема 6. Изменения функционирования высшей нервной деятельности в пожилом и старческом возрасте. Познавательная сфера в процессе старения. Ощущения и восприятие, зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, боль. Память. Внимание. Речь. Психомоторика. Воображение. Интеллект. Мудрость. Изменения эмоционально-волевой сферы в пожилом и старческом возрасте. Тревога, скука, психический упадок, страх. Типы личности в старости, социально-психологические типы старости. Направленность личности Характер. Темперамент.

Тема 7. Внутренний мир старого человека. Восприятие прохождения времени. Проблема компетентности. Счастливая старость. Проблема одиночества. Отношение к собственному старению. Отношение к смерти. Смерть, как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию. Озабоченность смертью и страх смерти. Альтернативные пути умирания. Гарвардские критерии смерти мозга. Смерть человека, как философская проблема. Механизмы личностной защиты в пожилом возрасте (конструктивный, зависимый, оборонительный, враждебный и с амоненавидящий типы). Удовлетворенность жизнью в старости. Образ жизни в процессе старения. Образ жизни в процессе старения (основные понятия, стиль жизни, здоровый образ жизни, гигиена, питание, сон, умеренность, сексуальная сфера, отказ от вредных привычек, близость к природе, физическая активность, закаливание, труд и отдых, достаточная медицинская активность, семья и общение).

Тема 8. Основные проблемы гериатрии. Современный пожилой больной. Соматические заболевания в пожилом возрасте. Особенности клиники, течения и исходов. Сердечно-сосудистые заболевания и болезни органов дыхания в пожилом и старческом возрасте. Заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни мочеполовой системы в старости. Эндокринные заболевания в пожилом и старческом возрасте. Болезни кожи иопорно-двигательного аппарата в старости. Болезни органов чувств у пожилых людей. Неврологические расстройства в позднем возрасте.

Тема 9. Геронтопсихиатрия. Психические расстройства в позднем возрасте. Инволюционные психозы. Пресинильные и сенильные психозы. Сосудистые психозы. Эмоционально-волевые расстройства психорического регистра. Пограничные нервно-психические расстройства в пожилом и старческом возрасте. Психогигиена и психопрофилактика в старости.

Тема 10. Особенности психологического консультирования пожилых и старых людей. Возможности психокоррекционной и психотерапевтической помощи в старости.

Тема 11. Профилактика старения. Медицина антистарения. Физиологические аспекты коррекции старения. Психологические методы коррекции старения. Феномен долгожительства.

Тема 12. Оздоровительные практики в пожилом и старческом возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Воробьева А.А. Гериатрия в лекциях. Том 2. Издательство: ООО МТП Ньюдиамед, 2005

  2. Денисова Т.П., Малинова Л.И. Клиническая геронтология: избранные лекции. ООО «Медицинское информационное агентство», 2008 - 256 с.

  3. Руководство по геронтологии и гериатрии. Том IV. Клиническая гериатрия / Под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. ГЭОТАР-Медиа, 2008 – 528 с.

  4. Филатова С.А., Безденежная Л.П., Андреева Л.С. Геронтология. – Ростов н/Дону, Феникс, 2006 - 512 с.

  5. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции). Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2006. - 320 с

Дополнительная

  1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – М., 1974.

  2. Амосов Н.М. Преодоление старости, — «Будь здоров», Москва, 1996, 190 с

  3. Анисимов В.Н. Фундаментальная геронтология на рубеже веков // Клинич. геронтология.- 2000.- N 1. - С. 25-32.

  4. Анисимов В.Н., Лазебник Л.Б. Состояние и перспективы развития геронтологической науки в России// Успехи геронтол. - 1997. - Вып.1. - С.9-15.

  5. Виленчик М.М. Биологические основы старения и долголетия. – М.: Знание, 1976.- 160 с.

  6. Войтенко В.П. Системные механизмы развития и старения. – Л.: Наука, 1986. – 182 с.

  7. Грмек М.Д. Геронтология – учение о старости и долголетии. – М.: Наука, 1964. – 129 с.

  8. Комаров Ф.И., Анисимов В.Н., Лихницкая И.И. Геронтология в России: состояние и перспективы // Клинич. геронтология.- 1995.- N 4.- С. 3-6.

  9. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии (Антропологические аспекты). Учебник для вузов. – М.: Владос, 1999. – 151 с.

  10. Чеботарев Д.Ф. Геронтология и гериатрия. – М., 1984.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа дисциплины социальная геронтология укрупненная группа 040000 Социальные науки

    Программа дисциплины
    Последние десятилетия ХХ века характеризовались неуклонным ростом населения пожилого и старческого возраста как в России, так и во многих странах мира, и такие тенденции сохранятся в начале нынешнего века.
  2. Учебная программа дисциплины Социальная геронтология по специальности «040101. 65 Социальная работа» Составитель

    Программа дисциплины
    Социальная работа с пожилыми и старыми людьми стала особенно актуальна в последние годы, когда демографические процессы старения общества стали развиваться особенно стремительно.
  3. Учебно-методическое пособие Издательство Москва

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.
  4. Программа учебной дисциплины физическая культура для специальности: 060205 «Стоматология профилактическая» Кафедра физической культуры и здоровья

    Программа
    Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 060205 «Стоматология профилактическая»
  5. Программа учебной дисциплины физическая культура для специальности: 060501 «Сестринское дело» Кафедра физической культуры и здоровья

    Программа
    Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело»

Другие похожие документы..