Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Преамбула: Данный урок является составной частью регионального курса «Основы жизненного самоопределения» для учащихся 9 классов. В разделе 4 «Граждан...полностью>>
'Документ'
Революционные события 1905-1907 гг. показали полную неспособность правоохранительных органов Империи противостоять крупным уличным беспорядкам. Для н...полностью>>
'Заседание'
16-17 февраля 2012 года в г. Гомеле на базе Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» будет проводиться Республикан...полностью>>
'Документ'
Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

__________________________________________________

Кафедра экономической теории

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебно-методический комплекс

для студентов всех форм обучения

по специальности 080502

«Экономика и управление на предприятии (таможне)»

Санкт-Петербург

2006 год

Ершов А.Д. Менеджмент: Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по специальности 080502 “Экономика и управление на предприятии (таможне)” – СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2006. – 49с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Включает программу курса, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Утвержден Учебно-методическим советом Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала РТА «___» __________2005 г., протокол № ___

© Санкт-Петербургский

имени В.Б. Бобкова

филиал Российской таможенной академии, 2006.

© А.Д. Ершов, 2006.

Содержание
  1. Программа курса …………………………………………………………...4

    1. Цели и задачи дисциплины……………………………………………….4

    2. Требования к уровню подготовки студента и методические рекомендации по дисциплине..………………………………………...…….4

    3. Объем дисциплины и виды учебной работы

(очное и заочное отделение)…………………………………………………..6

    1. Распределение часов дисциплины по темам и видам работы………..…7

    2. Учебно-тематический план дисциплины

(очное и заочное отделение)………………………………………………….11

    1. Содержание дисциплины……………………………………………..….22

    2. Перечень вопросов к зачету/экзамену ……………………………….....26

    3. Тематика рефератов и курсовых работ……………………………….…30

    4. Перечень тем для самостоятельного изучения слушателями………...32

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.1. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)…………….33

2.2. Ресурсы Internet…………………………………………………………..34

2.3. Тестовые задания………………………………………………………... 35

2.4. Методические указания по выполнению курсовой работы

и реферата (заочное отделение)……………………………………….….….41

2.4.1. Требования к выполнению курсовой работы……………….……......41

2.4.2. Тематика теоретической части……………………………….……......42

2.4.3. Задания и последовательность выполнения курсовой

работы………………………………………………………….………...….....43

2.4.4. Требования к написанию реферату ………………………………......44

2.5. Основные термины и определения…..…………………………….........46

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины..…….…………...49

  1. Программа дисциплины

    1. Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины является овладение студентами методологией современного менеджмента, его роли и места в системе экономических знаний, а также методикой решения управленческих проблем.

Задачи дисциплины:

- усвоение студентами знаний в области менеджмента;

- ознакомление с эволюцией управленческой мысли, формирование у студентов креативного мышления в области управления;

- овладение практикой и навыками принятия управленческих решений, средствами и методами управления персоналом.

    1. Требования к уровню подготовки студента и методические рекомендации по дисциплине

В результате изучения дисциплины специалист должен:

Иметь представление:

- о сущности и содержании менеджмента;

- роли и месте элементов менеджмента в производственной системе;

Знать:

- основные законы управления рыночной экономики, принципы менеджмента, основные теории и школы менеджмента;

- содержание системы менеджмента (цели, функции и механизм менеджмента) и основные виды и принципы построения организационных структур;

- процесс и методы принятия управленческих решений, эффективные формы участия персонала в управлении, особенности менеджмента в таможенной системе;

- организационную деятельность и стиль руководства, мотивацию и технику личного труда менеджера;

- психологию управления в группах и командах, факторы, влияющие на межличностное общение, управление конфликтами, основные процессы групповой динамики, неформальное управление.

Уметь:

- применять полученные в процессе обучения знания для принятия личного или коллективного решений с учетом сложности и иновационности проблемы, неопределенности условий и динамики изменения внешней среды.

Иметь навыки:

- профессионального менеджмента и самостоятельного приобретения новых знаний, используя современные технологии.

Методические рекомендации по изучению курса состоят в следующем:

  • во-первых, студенты знакомятся с темами курса в соответствии с учебно-тематическим планом на лекциях и при прохождении деловых игр и «кейсов» (разбор ситуации). Во время проведения занятий могут использоваться мультимедийные материалы, автоматизированные рабочие места (АРМ) системы идентификации, схемы-плакаты, проектирующее оборудование, компьютеры и другие технические средства;

  • во-вторых, на основании пройденного лекционного материала и индивидуального изучения литературы по тематическим планам студентами самостоятельно изучают указанные темы, выполняют практические задания (очное отделение) и выступают на семинарских занятиях (заочное отделение);

  • в - третьих, в качестве научно-исследовательской работы студенты выполняют рефераты и курсовые работы по утвержденным или рекомендованным темам;

  • в - четвертых, завершающим этапом изучения программы курса является повторение и закрепление пройденного материала в виде контроля остаточных знаний, компьютерного тестирования, подготовки к зачету и экзамену.

Программа дисциплины тесно связана с другими курсами: «Управление в системе таможенных органов», «Экономика предприятия», «Маркетинг» и «Логистика».

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Очное отделение

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

5

6

Общая трудоемкость дисциплины

280

142

138

Аудиторные занятия

98

50

48

Лекции

48

24

24

Практические занятия (ПЗ)

24

12

12

Семинары (С)

26

14

12

Самостоятельная работа (СР)

182

92

90

Курсовая работа

+

-

+

Зачет

+

+

-

Экзамен

+

-

+

Заочное отделение

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

6

7

Общая трудоемкость дисциплины

280

140

140

Аудиторные занятия

40

20

20

Лекции (Л)

20

10

10

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

Семинары (С)

20

10

10

Самостоятельная работа (СР)

240

120

120

Курсовая работа

+

-

+

Реферат

+

+

-

Зачет

+

+

-

Экзамен

+

-

+

    1. Распределение часов дисциплины по темам и видам работы

Очное отделение

№ п/п

Наименование темы

Всего

Аудиторные занятия

СР

Л

ПЗ

С

Раздел 1

1.

Предмет, содержание и задачи курса. Система понятий, виды и уровни менеджмента

12

2

-

2

8

2.

Законы управления рыночной экономики

12

2

-

2

8

3.

Основные этапы развития теорий и школ менеджмента

22

4

2

2

14

4.

Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента

32

6

4

2

20

5.

Организационные структуры менеджмента

22

4

2

2

14

6.

Тема 6. Процесс принятия решений

26

4

2

2

18

7.

Тема 7. Особенности менеджмента в таможенной системе

16

2

2

2

10

Итого раздел 1:

142

24

12

14

92

Продолжение таблицы

Очное отделение

№ п/п

Наименование темы

Всего

Аудиторные занятия

СР

Л

ПЗ

С

Раздел 2

8.

Тема 8. Связующие процессы в менеджменте и организация деятельности в управлении предприятием

20

4

2

2

12

9.

Тема 9. Управление персоналом

22

4

2

2

14

10.

Тема 10. Мотивационный менеджмент

20

4

2

2

12

11.

Тема 11. Лидерство и стиль руководства

22

4

2

2

14

12.

Тема 12. Психология менеджмента

24

4

2

2

16

13.

Тема 13. Инновационный потенциал менеджмента

20

2

2

2

14

14.

Тема 14. Профессионализация менеджмента

10

2

-

-

8

Итого раздел 2:

138

24

12

12

90

Всего:

280

48

24

26

182

Заочное отделение

п/п

Наименование темы

Всего

Аудиторные занятия

СР

Л

С

Раздел 1

Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса. Система понятий, виды и уровни менеджмента

11

1

-

10

Тема 2. Законы управления рыночной экономики

7

1

-

6

Тема 3. Основные этапы развития теорий и школ менеджмента

26

1

2

23

Тема 4. Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента

29

2

2

25

Тема 5. Организационные структуры менеджмента

21

2

2

17

Тема 6. Процесс принятия решений

28

2

2

24

Тема 7. Особенности менеджмента в таможенной системе

18

1

2

15

Итого раздел 1:

140

10

10

120

Продолжение таблицы

Заочное отделение

п.п.

Наименование темы

Всего

Аудиторные занятия

СР

Л

С

Раздел 2

8.

Тема 8. Связующие процессы в менеджменте и организация деятельности в управлении предприятием

16

2

-

14

9.

Тема 9. Управление персоналом

20

1

2

17

10.

Тема 10. Мотивационный менеджмент

20

1

2

17

11.

Тема 11. Лидерство и стиль руководства

22

1

2

19

12.

Тема 12. Психология менеджмента

24

2

2

20

13.

Тема 13. Инновационный потенциал менеджмента

22

2

2

18

14.

Тема 14. Профессионализация менеджмента

16

1

-

15

Итого раздел 2:

140

10

10

120

Всего:

280

20

20

240

    1. Учебно-тематический план дисциплины

Очное отделение

п/п

темы

Виды учебных занятий

Кол-во часов

Тема и учебные вопросы

1

2

3

4

5

Раздел 1

1

Л

2

Предмет, содержание и задачи курса. Система понятий, виды и уровни менеджмента

1. Содержание предмета курса.

2. Задачи курса и методы обучения.

3. Подходы к понятию «менеджмента».

4. Виды и уровни менеджмента.

1

С

2

Предмет, содержание и задачи курса. Система понятий, виды и уровни менеджмента

  1. Менеджмент в системе экономических знаний.

  2. Система понятий и виды менеджмента.

2

Л

2

Законы управления рыночной экономики

  1. Понятие «закона» и «закономерности».

  2. Общие законы управления.

  3. Роль и место менеджмента в системе понятий рыночной экономики.

2

С

2

Законы управления рыночной экономики

1. Законы специализации и интеграции управления.

2. Закон необходимой и достаточной централизации.

3. Закон конкурентности и закон экономии времени.

3

Л

2

Основные этапы развития теорий и школ менеджмента

  1. Основные этапы и концепции развития управленческой мысли.

  2. Школа научного управления.

  3. Административная школа менеджмента.

  4. Школа человеческих отношений.

3

Л

2

Основные этапы развития теорий и школ менеджмента

  1. Школа поведенческих наук.

6. Школа количественного подхода

7. Школа системного и ситуационного подходов.

  1. Современные школы менеджмента.

7.

3

ПЗ

2

Основные этапы развития теорий и школ менеджмента

1. Деловая игра «Периодизация развития управления».

8.

3

С

2

Этапы развития управленческой мысли в таможенном деле

1. Этапы развития управленческой мысли.

2. Основные управленческие революции.

9.

4

Л

2

Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента

1. Понятийный аппарат «системы менеджмента».

2. Цели менеджмента и их классификация.

10.

4

Л

2

Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента

3. Принципы менеджмента.

4. Понятие «функции» и два подхода к формированию функций

5. Общесистемные функции менеджмента.

11.

4

Л

2

Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента

6. Средства и методы менеджмента.

7. Связь функций и уровней управления

12.

4

ПЗ

2

Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента

1. Целеполагание в менеджменте.

2. Деловая игра «Построение индивидуального «древа» целей».

13.

4

ПЗ

2

Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента

Деловая игра «Построение индивидуального «древа» целей (окончание)».

14.

4

С

2

Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента. Формирование целей и функций в «экстремальных условиях» работы групп

1. Ранжирование приоритетных ценностей.

2. Определение основных целей.

3. Распределение функций.

4. Формирование целей и функций

в «экстремальных условиях» работы групп.

15.

5

Л

2

Организационные структуры менеджмента

1.Понятие «организации», «структура».

2. Внешние и внутренние переменные организации.

3. Основные элементы организации.

4. Виды организационных структур.

16.

5

Л

2

Организационные структуры менеджмента

5. Механистические структуры.

6. Адаптивные (органические) структуры.

17.

5

ПЗ

2

Организационные структуры менеджмента

1. Элементы структуры и общая практика построения организационных структур.

2. Построение структуры управления Филиала РТА.

18.

5

С

2

Организационные структуры менеджмента

1. Сравнительный анализ механистических и адаптивных структур.

2. Достоинства и недостатки двух видов структур.

3. Факторы, влияющие на выбор организационных структур.

4. Связь технологии производства и структуры.

19.

6

Л

2

Процесс принятия решений

1.Основные требования к управленческим решениям.

2. Методы и требования к принятию решений.

20.

6

Л

2

Процесс принятия решений

3. Структура процесса принятия решений.

4. Риски в принятии решений и способы их снижения.

21.

6

ПЗ

2

Процесс принятия решений

1. Деловая игра «Сокращение кадров».

2. Кейс «Корзина корреспонденций».

22.

6

С

2

Процесс принятия решений

  1. Роль и сущность управленческих решений в деятельности предприятия (таможни).

  2. Виды управленческих решений.

  3. Требования, предъявляемые к исполнителю принятых решений.

4. Особенности процесса принятия решений в условиях неопределенности.

23.

7

Л

2

Особенности менеджмента в таможенной системе

1. Понятие и особенности менеджмента в таможенной системе.

2. Системообразующие функции в таможенной службе.

3. Структура управления ФТС России.

4. Менеджмент таможенных услуг.

24.

7

ПЗ

2

Особенности менеджмента в таможенной системе

1. Построение организационной структуры центрального аппарата ФТС России.

2. Построение организационной структуры таможенного органа.

25.

7

С

2

Особенности менеджмента в таможенной системе

  1. Принципы управления в таможенной системе.

  2. Особенности принятия решений в таможенной системе.

  3. Организация и развитие управления таможенной инфраструктуры.

  4. Развитие таможенного менеджмента в свете Целевой программы развития таможенной службы.

Итого по разделу 1

142

Л – 24; ПЗ – 12; С – 14

Раздел 2

26.

8

Л

2

Связующие процессы в менеджменте и организация деятельности в управлении предприятием

1. Коммуникация в менеджменте.

2. Пути улучшения коммуникации на предприятии.

27.

8

Л

2

Связующие процессы в менеджменте и организация деятельности в управлении предприятием

3. Понятие, содержание, правила и виды делегирования

4. Делегирование полномочий и ответственность.

5. Линейные и аппаратные полномочия. Типы административного аппарата.

28.

8

ПЗ

2

Связующие процессы в менеджменте и организация деятельности в управлении предприятием

1. Практика делегирования полномочий.

2. Выявление проблем при делегировании полномочий.

29.

8

С

2

Связующие процессы в менеджменте и организация деятельности в управлении предприятием

1. Коммуникация и делегирование на современном предприятии (таможне).

2. Делегирование полномочий и ответственность.

3. Причины нежелания делегировать полномочия и принимать полномочия.

4. Пути совершенствования коммуникации и делегирования полномочий.

30.

9

Л

2

Управление персоналом

1. Персонал как объект изучения и человеческий фактор.

2. Система управления персоналом и ее цели.

3. Основные модели работника предприятия.

31.

9

Л

2

Управление персоналом

  1. Структура функций управления персоналом.

  2. Службы управления персоналом на предприятии.

  3. Особенности управления персоналом в таможенной системе

32.

9

ПЗ

4

Управление персоналом

1. Методы управления персоналом.

2. Тесты по изучению персонала.

33.

9

С

2

Управление персоналом

1. Современные требования и методы управления персоналом.

2. Современные требования к персоналу в свете Целевой программы развития таможенной службы.

34.

10

Л

2

Мотивационный менеджмент

1. Понятия «мотивации», «мотивационного процесса».

2. Основные теории и концепции мотивационного менеджмента.

35.

10

Л

2

Мотивационный менеджмент

3. Основные теории и концепции мотивационного менеджмента

4. Основные приоритеты мотивации в современных условиях рыночной экономики России.

36.

10

ПЗ

4

Мотивационный менеджмент

1. Кейс на тему « Анализ взаимосвязей ТН

ВЭД и теории потребностей».

2. Практика на тему «Мотивация труда».

3. Тестирование по теме.

37.

10

С

2

Мотивационный менеджмент

1. Классические теории и концепции мотивации.

2. Современные подходы к мотивации.

38.

11

Л

2

Лидерство и стиль руководства

1. Понятие «стиль, «лидерство», «руководство».

2. Основные подходы и теории лидерства и стилей руководства.

3. Новые теории лидерства.

39.

11

Л

2

Лидерство и стиль руководства

4. Власть и партнерство.

5. Личность менеджера.

6. Культура менеджмента.

40.

11

ПЗ

2

Лидерство и стиль руководства

1. Практика на тему «Решетка менеджмента».

2. Практика индивидуального тестирования на тему «Лидерство и стиль руководства».

41.

11

С

2

Лидерство и стиль руководства

1. Роль руководителя таможенного органа.

2. Требования к управленческим качествам руководителя и взаимоотношения с подчиненными.

42.

12

Л

2

Психология менеджмента

1.Формальное и неформальное управление.

2. Группы и команды, проблемы группы в менеджменте.

3. Групповая динамика и взаимодействие в группе.

43.

12

Л

2

Психология менеджмента

4. Распределение ролей в группе.

5. Имидж и самоменеджмент.

6. Управление и методы разрешения

конфликтами.

44.

12

ПЗ

2

Психология менеджмента

1. Практика индивидуального компьютерного тестирования на тему «Психология менеджмента».

2. Ситуационный анализ на тему «Управление конфликтами».

45.

13

Л

2

Инновационный потенциал менеджмента

1. Понятие и содержание «инновации», «инновационного потенциала».

2. Классификация инноваций и инновационных процессов.

3. Концепции и подходы в инновационном менеджменте.

46.

13

ПЗ

2

Инновационный потенциал менеджмента

  1. Практика «Разработка нововведений».

  2. Ситуационный анализ «Защита интеллектуальной собственности».

47.

13

С

2

Инновационный потенциал менеджмента

1. Система инновационного менеджмента.

2. Принципы инновационной деятельности.

3. Выбор инновационной стратегии.

4. Свойства инновационных организаций

будущего.

48.

14

Л

2

Профессионализация менеджмента

1.Основные составляющие эффективной профессиональной деятельности.

2. Профессионализм как сплав специального образования, опыта, науки и искусства.

Итого по разделу 2

138

Л – 24; ПЗ – 12; С - 12

Всего по разделам

1 и 2

280

Л – 48; ПЗ – 24; С - 26

Заочное отделение

п/п

темы

Виды учебных занятий

Кол-во часов

Тема и учебные вопросы

1

2

3

4

5

Раздел 1

1.

1

Л

1

Предмет, содержание и задачи курса. Система понятий, виды и уровни менеджмента

1. Подходы к понятию «менеджмента»

2. Уровни менеджмента

2.

2

Л

1

Законы управления рыночной экономики

  1. Понятие «закона» и «закономерности».

  2. Общие законы управления.

3.

3

Л

1

Основные этапы развития теорий и школ менеджмента

1. Развитие менеджменты в начале до середины прошлого века.

2. Современные школы и подходы в менеджменте.

4.

3

С

2

Основные этапы развития теорий и школ менеджмента

1.Основные школы менеджмента 1900-1950гг.

2.Основные школы 60- 90 гг. прошлого века.

5.

4

Л

2

Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента

1. Миссия, цели менеджмента и их

классификация.

2. Принципы и функции менеджмента.

3. Методы менеджмента.

6.

4

С

2

Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента

  1. 1. Формирование миссии и построение целей предприятия.

  2. 2. Механизм менеджмента.

7.

5

Л

2

Организационные структуры менеджмента

1. Механистические структуры.

2. Адаптивные (органистические).

8.

5

С

2

Организационные структуры менеджмента

1. Основные виды организационных структур.

2. Особенности построения организационных структур управления в таможенной службе.

9.

6

Л

2

Процесс принятия решений

1. Методы и требования принятия решений.

2. Структура процесса принятия решений.

10.

6

С

2

Процесс принятия решений

  1. Виды управленческих решений.

  2. Требования и методы принятия решений.

  3. Этапы принятия решений, их

характеристика и особенности.

11.

7

Л

1

Особенности менеджмента в таможенной системе

1. Принципы управления в таможенной

системе.

2. Структура управления ФТС России.

3. Системообразующие функции таможенной службы.

12.

7

С

2

Особенности менеджмента в таможенной системе

1. Организация таможенной и паратаможенной инфраструктуры

2. Система управления рисками как новая

философия таможенного дела.

3. Пути совершенствования управленческой

деятельности в Целевой программе развития

таможенной службы.

Всего по разделу 1

140

Л – 10; С – 10

Раздел 2

13.

8

Л

2

Связующие процессы в менеджменте и организация деятельности в управлении предприятием

1. Коммуникация в менеджменте.

2. Пути улучшения коммуникации на

предприятии.

14.

9

Л

1

Управление персоналом

1. Понятие, содержание и задачи.

2. Система управления персоналом на предприятии.

14.

9

С

2

Управление персоналом

1. Современные требования к персоналу

2. Сущность, роль и процесс аттестации кадров.

15.

10

Л

1

Мотивационный менеджмент

1. Классические теории мотивации.

2. Современные подходы к мотивации.

16.

10

С

2

Мотивационный менеджмент

1. Актуальные проблемы мотивации в современной рыночной экономике России.

2. Особенности мотивации в таможенном деле

17.

11

Л

1

Лидерство и стиль руководства

1. Теории и концепции лидерства.

2. Теории и концепции стилей руководства.

18.

11

С

2

Лидерство и стиль руководства

1. Роль руководителя таможни в современных условиях.

2. Требования к личности руководителя.

3. Культура управления и работа с подчиненными.

19.

12

Л

2

Психология менеджмента

1.Группы и команды.

2. Управление конфликтами и методами их разрешения.

20.

12

С

2

Психология менеджмента

  1. Проблемы группы в менеджменте.

  2. Взаимодействие в группе, команде.

3. Имидж и самоменеджмент.

21.

13

Л

2

Инновационный менеджмент

1. Понятие и содержание «инновации», «инновационного потенциала».

2. Классификация инноваций и инновационных процессов.

22.

14.

С

2

Инновационный менеджмент

1. Нововведения и развитие инновационного мышления на предприятии.

2. Современные инновационные тенденции в таможенном деле.

23.

15.

Л

1

Профессиональный менеджмент

  1. Понятие и роль в повышении конкурентоспособности предприятия.

  2. Основные составляющие профессионального менеджмента.

Всего по разделу 2

140

Л – 10; С – 10

ИТОГО по разделам 1 и 2

280

Л – 10; С – 10

1.6. Содержание дисциплины

Раздел 1.

Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса. Система понятий, виды и уровни менеджмента

Содержание и задачи курса. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

Категориальный аппарат современного менеджмента. Виды и уровни менеджмента.

Тема 2. Законы управления в рыночной экономике

Понятия «закона» и «закономерности». Общие законы управления:

закон специализации управления; закон интеграции управления; закон необходимой и достаточной централизации; закон конкурентности и закон экономии времени.

Тема 3. Основные этапы развития теорий и школ менеджмента

Основные этапы и концепции развития управленческой мысли. Школа научного управления и классическая (административная) школа менеджмента (Ф.Тейлор, Г.Форд, А.Файоль).

Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) и школа поведенческих (бихевиористических) наук (Э. Мэйо, В. Скотт, М. Фоллет, А. Маслоу, Д. Макрегор).

Управленческие концепции 40-60 годов ХХ века (школа количественного подхода, эмпирическая (прагматическая ) школа). Менеджмент 60-90 годы (системный подход, ситуационный подход). Современные подходы в менеджменте (информационный подход, синергетический подход).

Тема 4. Система менеджмента: миссия, цели и механизм менеджмента

Понятия «миссия» и «цель», «система менеджмента» и «механизм менеджмента». Цели менеджмента и их классификация. Связь целей и уровней на предприятии.

Принципы менеджмента: структурно-функциональные принципы; принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления персоналом); принципы, способствующие формированию личности менеджера-руководителя.

Понятие функции и два подхода классификации функций менеджмента в современной теории менеджмента. Общесистемные функции менеджмента: планирование; организация (организовывание); координация, мотивация и контроль.

Методы управления.

Тема 5. Организационные структуры менеджмента

Понятие «организации». Внешние и внутренние переменные организации. Основные элементы, определяющие структуру организации. Взаимосвязь уровней структуры менеджмента и целей организации. Виды организационных структур.

Механистические структуры, их достоинства и недостатки (функциональные и дивизиональные структуры, линейно-простые и линейно-штабные структуры).

Органистические (адаптивные) структуры, их достоинства и недостатки (проектные, матричные и нового типа).

Взаимозависимость организационных структур, факторов и технологий производства.

Тема 6. Процесс принятия решений

Понятия «управленческое решение», «управленческий цикл» место и роль управленческого решения в деятельности предприятия. Основные требования к управленческим решениям и к исполнителю этих решений. Общая модель системного подхода к принятию решений. Методы принятия решений и связь методов управления с потребностями и интересами персонала.

Роль, виды и основные характеристики контроля за принятыми решениями.

Структура процесса принятия решений (по блокам и этапам - постановка задач, формирование решения, выбор решения, организация исполнения и контроль).

Информационное обеспечение менеджмента.

Риски в принятии решений и способы их снижения.

Тема 7 Особенности менеджмента в таможенной системе

Сущность и роль таможенного менеджмента. Системообразующие функции менеджмента в таможенном деле. Структура управления ФТС России.

Особенности принятия решений в таможенной системе. Менеджмент таможенных услуг и организация таможенной инфраструктуры. Сущность и содержание управления и анализа рисков в таможенной системе.

Пути совершенствования таможенного менеджмента в свете Целевой программы развития таможенной службы России.

Раздел 2.

Тема 8. Связующие процессы в менеджменте и организация деятельности в управлении предприятием

Коммуникации в менеджменте. Базовые элементы и основные этапы коммуникационного процесса. Коммуникационная структура управления организацией. Коммуникационные сети и стили.

Классификация коммуникационных сетей, коммуникационных связей и структур. Формы невербальной коммуникации.

Факторы, проблемы и ошибки, возникающие в процессе коммуникации. Пути улучшения коммуникаций в организации.

Понятие и содержание «делегирования». Правила и виды делегирования. Ответственность и концепции делегирования полномочий. Линейные и аппаратные полномочия, типы административного аппарата, разновидности аппаратных полномочий, Способы влияния на подчиненных, взаимоотношения руководителя и подчиненного при передачи полномочий.

Тема 9. Управление персоналом

Персонал как объект изучения и человеческий фактор. Система управления персоналом на предприятии и ее цели.

Основные модели работника предприятия. Структура функций управления персоналом.

Методы управления персоналом. Службы управления персоналом. Особенности управления персоналом в таможенной системе.

Тема 10. Мотивационный менеджмент

Мотивационный менеджмент как тип управления, его основные характеристики. Основные концепции и школы мотивационного менеджмента.

Мотивация в «школе научного управления» и «школе человеческих отношений». Мотивация и организационное поведение в «школе бихевиористических наук».

Мотивации в «теории Х» и «теории Y» Мак-Грегора. Теории содержания мотивации: иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, двухфакторная теория Герцберга, теория потребностей Клелланда.

Теории процесса мотивации: теория ожидания, теория справедливости, теория постановки целей, теория партисипативного управления.

Основные приоритеты мотивации в современных условиях развития рыночной экономики России.

Тема 11. Лидерство и стиль руководства

Понятия «руководство», «стиль» и « лидерство». Основные подходы и теории лидерства и стилей руководства, «решетка менеджмента».

Новые теории лидерства: атрибутное лидерство, харезматическое лидерство, преобразующее лидерство.

Власть и партнерство. Личность менеджера. Культура менеджмента.

Тема 12. Психология менеджмента

Понятие и содержание психологии менеджмента. Формальное и неформальное управление. Проблема группы в менеджменте, групповая динамика, взаимодействие в группе. Группы и команды, распределение ролей.

Управление конфликтами и стили их разрешения. Самоменеджмент.

Тема 13. Инновационный потенциал менеджмента

Понятие “инновации” и “инновационного потенциала”. Основные этапы и функции инновационного менеджмента.

Классификация инноваций и инновационных процессов. Управление инновационной деятельностью.

Концепции и подходы в инновационном менеджменте. Система инновационного менеджмента.

Принципы инновационной деятельности. Выбор инновационной стратегии. Успешность инновационного проекта. Свойства инновационных организаций будущего.

Тема 14. Профессионализация менеджмента

Актуальная необходимость формирования креативного мышления и непрерывного профессионального образования в области управления. Основные составляющие эффективности профессиональной управленческой деятельности (осознания сферы профессиональной деятельности, освоение видов деятельности, приобретение профессионально-индивидуальных качеств, готовность к профессиональной роли, формирование интеллектуального потенциала). Профессионализм как сплав специального образования, опыта, науки и искусства.

1.7. Перечень вопросов к экзамену / зачету

Вопросы к зачету

  1. Предмет, задачи и содержание курса. Роль, сущность и подходы к понятию менеджмента.

  2. Виды и уровни менеджмента.

  3. Законы управления рыночной экономикой.

  4. Принципы менеджмента (основные и дополнительные).

  5. Историческая периодизация развития теорий управления.

  6. Основные управленческие революции

  7. Школа научного менеджмента. Классическая школа.

  8. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

  9. Школа количественного подхода.

  10. Школа системного и ситуационного подходов..

  11. Современные школы менеджмента: информационного подхода, синергетического подхода.

  12. Миссия и цели менеджмента. Классификация целей.

  13. Связь между целями и уровнями менеджмента на предприятии.

  14. Понятие «функции». Основные функции менеджмента (общая характеристика).

  15. Функции планирования и организации.

  16. Функции координации, контроля и мотивации.

  17. Понятие и элементы «организации», типология организаций.

  18. Внешняя и внутренняя среды организации.

  19. Элементы структуры менеджмента и их взаимосвязи.

  20. Виды организационных структур (общая характеристика).

  21. Организационные структуры управления фирм дивизионного вида (сущность, схемы, достоинство и недостатки).

  22. Организационные структуры управления фирм линейные вида (сущность, схемы, достоинство и недостатки).

  23. Организационные структуры управления фирм функционального вида (сущность, схемы, достоинство и недостатки).

  24. Организационные структуры управления фирм линейно-функционального вида (сущность, схемы, достоинство и недостатки).

  25. Организационные структуры управления фирм адаптивного вида (сущность, схемы, достоинство и недостатки).

  26. Новые виды органических структур (сущность, схемы, достоинство и недостатки).

  27. Понятие, сущность и особенности управленческих решений.

  28. Сущность и структура управленческого цикла.

  29. Виды управленческих решений и факторы, влияющие на их принятие.

  30. Методы принятия решений.

  31. Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям.

  32. Требования к исполнителю при выполнении принятого решения.

  33. Структура процесса принятия решений (схема и сущность ее основных блоков).

  34. Постановка задач в структуре процесса принятия решений.

  35. Формирование решения в структуре процесса принятия решений.

  36. Выбор решения и организация исполнения и контроля в структуре процесса принятия решений.

  37. Понятие и виды рисков в управленческих решениях. Методы управления рисками.

  38. Особенности менеджмента в ФТС России.

  39. Принципы управления в таможенной системе

  40. Структура и уровни управления в Федеральной таможенной службе.

  41. Типы таможенных организаций.

  42. Сущность и содержание управление рисками в таможенной деятельности.

Вопросы к экзамену

  1. Предмет, задачи и содержание курса. Понятие и сущность менеджмента. Уровни и виды менеджмента.

  2. Схемы процесса стратегического планирования.

  3. Административная школа и ее сущность.

  4. Проектные и бригадные организационные структуры.

  5. Историческая периодизация развития теорий управления.

  6. Новые виды организационных структур.

  7. Понятие «стиль руководства». Подходы к теории лидерства и стиля руководства.

  8. Виды управленческих решений и факторы, влияющие на их принятие. Методы принятия решений.

  9. Сущность и особенности нововведений (понятие, виды).

  10. Особенности менеджмента в таможенной системе.

  11. Жизненный цикл инноваций (подходы).

  12. Понятие организаций, типология организаций. Типы таможенных организаций.

  13. Элементы структуры управления.

  14. Классификация инноваций инновационных процессов.

  15. Школа количественного и системного подхода.

  16. Сущность «самоменеджмента». Регулирование личным временем.

  17. Модель основных этапов инновационных процессов.

  18. Сущность и особенности управленческих решений. Структура управленческого цикла.

  19. Линейные структуры управления.

  20. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

  21. Школа научного менеджмента и классическая школа.

  22. Культура управленческого труда.

  23. Организация как основа менеджмента.

  24. Основные функции менеджмента: подготовка и принятие управленческого решения (планирование).

  25. Основные функции менеджмента

  26. Школа научного управления как этап в развитии менеджмента.

  27. Административная (классическая) школа в управлении.

  28. Школа человеческих отношений и поведенческие науки: общая характеристика.

  29. Современные школы менеджмента: общая характеристика.

  30. Системный подход в менеджменте.

  31. Ситуационный подход в менеджменте.

  32. Миссия и цели организации: сущность, содержание и виды.

  33. Организационные структуры органов управления фирмы: линейная структура, ее достоинства и недостатки.

  34. Организационные структуры органов управления фирмы: линейно-штабная структура, ее достоинства и недостатки.

  35. Организационные структуры органов управления фирмы: функциональная структура, ее достоинства и недостатки.

  36. Организационные структуры органов управления фирмы: линейно-функциональная структура, ее достоинства и недостатки.

  37. Организационные структуры органов управления фирмы: матричная структура, ее достоинства и недостатки.

  38. Организационные структуры органов управления фирмы: дивизионная структура.

  39. Новые организационные формы в структуре экономики России.

  40. Риск в управленческих решениях. Способы устранения или снижения рисков.

  41. Особенности менеджмента в ФТС России.

  42. Принципы управления в таможенной службе.

  43. Системообразующие функции в таможенном деле.

  44. Структура и уровни управления в Федеральной таможенной службе.

  45. Типы таможенных организаций.

  46. Сущность и содержание управления рисками в таможенной деятельности.

  47. Коммуникации в современной фирме: сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса.

  48. Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы.

  49. Причины и последствия конфликтов в организациях.

  50. Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.

  51. Управление неформальными организациями.

  52. Управление рисками в таможенном деле.

  53. Понятие содержание и виды делегирования.

  54. Управление персоналом: понятия, система и методы управления персоналом.

  55. Мотивационный менеджмент: основные теории и концепции.

  56. Понятия «стиль» и «лидерство». Основные подходы и теории лидерства и стилей руководства.

  57. Понятие и сущность «власти». Власть и ответственность. Власть и партнерство.

  58. Личность менеджера.

  59. Культура управленческого труда.

  60. Психология менеджмента: понятие, формальное и неформальное управление, группы и команды, групповая динамика и взаимодействие в группе.

1.8. Тематика рефератов и курсовых работ

Темы для рефератов

  1. Менеджмент внешнеторгового предприятия.

  1. Новые организационные структуры менеджмента на предприятии (таможне).

  1. Зарубежный опыт по совершенствованию менеджмента на предприятиях (таможне)

  1. Информационное обеспечение менеджмента на предприятии (таможне).

  1. Моделирование управления на предприятии (таможне).

  1. Оптимизация и применение математических методов управления в таможне.

  1. Анализ процессов принятия решений в таможенной системе.

  1. Организация и менеджмент бизнес-разведки на предприятиях.

  1. Управление и анализ рисков на предприятии (таможне).

  1. Услуги в таможенном менеджменте

  1. Управление конфликтами на предприятии (таможне).

  1. Информационное обеспечение принятия решения на предприятии (таможне).

  1. Особенности управления персоналом на предприятии

  2. (таможне).

  1. Организация подготовки кадров для таможенной деятельности.

  1. Психология управление на предприятии (таможне)

  1. Эволюция менеджмента в таможенном деле

  1. Менеджмент института таможенных уполномоченных

  1. Система управления в корпорации (Федеральной таможенной службе).

  1. Организационные структуры управления на предприятиях (таможне).

  1. Внешняя и внутренняя среды предприятия (таможни).

  1. Менеджмент в таможенной инфраструктуре

  1. Законодательно-правовая база менеджмента в таможенной системе.

  1. Организация свободных экономических зон (технопарков).

  1. Процессы принятия и реализации таможенных решений

  1. Организация таможенного регулирования в СЭЗ (технопарках).

  1. Инновационный менеджмент: ключевые вопросы.

  1. Управление качеством на предприятии (таможне).

  1. Информационный менеджмент в таможенной системе.

  1. Эффективность управления в таможенной системе.

Блоки приоритетных тем исследования для курсовых работ

  1. Управление и анализ рисков в таможенном деле.

  2. Формирование таможенных услуг и развитие таможенной инфраструктуры.

  3. Организация электронной таможни в рамках цифровой экономики.

  4. Разработка электронных игр по темам курса для дистанционного обучения (для работы на компьютерах).

Индивидуальные темы

  1. Особенности менеджмента в таможенной системе.

  2. Информационное обеспечение менеджмента на предприятии (таможне).

  3. Эволюция менеджмента в таможенном деле.

  4. Теория управления рисками.

  5. Совершенствование управления в свете основных направлений развития таможенной службы России до 2008г. и нового ТК РФ.

  6. Международный опыт менеджмента в таможенных службах мира.

  7. Информационное обеспечение принятия решения на предприятии

(таможне).

  1. Моделирование управления на предприятии (таможне).

  2. Типовые организационные структуры управления в Федеральной

таможенной службе России.

  1. Управление и анализ рисков на внешнеторговой фирме

(предприятии).

  1. Информационное обеспечение принятия решения на предприятии

(таможне).

  1. Организация и менеджмент бизнес-разведки на предприятиях.

  2. Методы управления и анализа рисков во внешнеэкономической

деятельности.

  1. Новые организационные структуры управления в таможенных органах.

  2. Эффективность управления в таможенной службе и ее оценка.

  3. Особенности управления персоналом в таможне.

  4. Психология управления в таможенной деятельности.

  5. Мультимедийный менеджмент в таможенном деле.

  6. Организация подготовки кадров для таможенной деятельности.

  7. Принятие решений при нетарифном регулировании ВЭД.

  8. Принятие решений при таможенно-тарифном регулировании ВЭД.

  9. Менеджмент на предприятии.

  10. Организация предварительного информирования о перемещении товаров в таможенных органах.

  11. Предварительные решения в системе таможенных органов.

  12. Таможенные услуги.

  13. Менеджмент института таможенных уполномоченных.

  14. Формирование таможенного имиджа.

  15. Система менеджмента.

  16. Профессионализация менеджмента.

  17. Связующие процессы в менеджменте.

1.9. Перечень тем для самостоятельного изучения слушателями

1.

Менеджмент в таможенной системе.

2.

Новые организационные структуры менеджмента на предприятии (таможне).

3.

Зарубежный опыт по совершенствованию менеджмента на предприятиях (таможне)

4.

Информационное обеспечение менеджмента на предприятии (таможне).

5.

Моделирование управления на предприятии (таможне).

6.

Оптимизация и применение математических методов управления в таможне.

Анализ процессов принятия решений в таможенной системе.

7.

Организация и менеджмент бизнес-разведки на предприятиях.

8.

Управление и анализ рисков на предприятии (таможне).

9.

Услуги в таможенном менеджменте

10.

Управление конфликтами на предприятии (таможне).

11.

Информационное обеспечение принятия решения на предприятии (таможне).

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Мескон М. , Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2001.

  2. Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. - СПб.:

Изд-во СПб университета, 1994.

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Уч. пособие. - Минск.: БГЭУ, 2000.

4. Фатхудинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. - М.: АО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.

5. Герчикова И.Г. Менеджмент: Учебник. - М.: 2000.

6. Ершов А.Д. Менеджмент: в системно-схематическом изложении/ Учебное пособие.- СПб.: СПб филиал РТА, 2005.

7. Менеджмент: учебное пособие/Под ред. Ю.В. Кузнецова, В.И. Полесных. - СПб.: Бизнес-пресса, 2001.

8. Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле/. Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, СПб им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 1999.

9. Основы менеджмента и маркетинга; Учеб. пособие/Под общей ред. Р.С. Седегова. – Мн.: Выш. Шк., 1995.

10. Колобова И.Н. Психология управления: Курс лекций. – М.: РИО РТА, 1996.

11. Съедин С.И. Формирование управленческой команды руководителем таможенного подразделения: Лекция. – М.: РИО РТА, 1998.

12. Платонов Д.И. Менеджмент: конспект лекций в схемах. - М., 2002 .

13. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарика, 1996.

14. Ершов А.Д., Богданова Е.Л. Экономика и социология труда: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб филиал РТА, 2000.

15. Ершов А.Д., Евдокимов А.И., Доля А.Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни»: Монография. - СПб.: СПб им. В.Б. Бобкова, 2005.

Дополнительная

1. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

2. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности. - М.: Книга и бизнес, 2001.

3. Блинов Н.М., Сьедин С.И. Таможенный менеджмент. Учебное пособие. - М.: РИО РТК, 1996.

4. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. – М.: Ин-т междун. права и экономики, изд- во «Триада Лтд», 1997.

5. Менеджмент организации. Учебное пособие / Под. Ред. З.П.Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 1996.

6. В.В.Травин, В.А.Дятлов. Основы кадрового менеджмента – М.: Изд-во

«Дело», 1995.

7. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Акад. н\х при Правительстве РФ, Дело ЛТД, 1994.

8. Генкин Б.М. и др. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов. -М.: Высш. шк., 1996.

9. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения/Учебное пособие. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999.

10.Ершов А.Д. Информационно-экономические модели управления в таможенной системе. - СПб, Наука, 2002.

11.Ершов А.Д.., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе. – СПб.: «Знание», 2002.

12. Уткин Э.А. Риск – менеджмент. - М.: Ассоциация авторов и издателей «тандем», изд-во «Экмос», 1998.

13. Фатхудинов Р.А. Разработка управленческих решений: Учебник. - М.:ЗАО «Бизнесс-школа «интел-Синтез», 1998.

14. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.

2.2. Ресурсы Internet

1. http:/www.

2. http:/www.

3. http:/www.

4. http:/www.

5.http:/caticsuf.csufresno. edu:70/atls

6. http:

7. http:/rti

    1. Тестовые задания

1. Основополагающие правила, нормы поведения, которыми руководствуются в управлении персоналом?

  1. Внутренний распорядок дня.

  2. Закономерности.

  3. Принципы.

  4. Категории.

2. Что такое "Цель"?

  1. Это проявление закономерности.

  2. Это сконцентрированное управление.

  3. Это определенный мотив, побуждающий к деятельности, «то, ради

чего».

  1. Это основное правило, которым руководствуются в любом виде

деятельности.

3. Виды деятельности, исполнение, обязанности, необходимые для организации и руководства тем или иным отделом, подразделением:

1. Целеполагание.

2. Функции.

3. Принципы.

4. Задачи.

4. Какая функция управления является первоначальной в процессе реализации этой функции?

1. Регулирование.

2. Контроль.

3. Планирование.

4. Организация.

5. Назовите правильную связь между целями и уровнями управления на предприятии.

1. Социально-экономическое назначение организации определяется низовым уровнем управления персоналом.

2. Миссия организации определяется средним уровнем управления персоналом.

3. Долгосрочные стратегические цели определяются высшим уровнем управления персоналом.

4. Цели подразделений определяются советом директоров.

6. Как называется совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих цельность системы управления персоналом?

1. Организация. 2. Структура. 3. Модель. 4. Комплекс.

7. Каким этапом (фазой) заканчивается управленческий цикл по принятию решений?

1.Организация решения.

2. Контроль за принятием решений. 2. Информация по исполнению решений. 3. Поощрение и мотивация решений.

8. Что является целью организационного решения? 1. Исключение различных инициатив и мнений коллективов групп. 2. Обеспечение движения к поставленным перед фирмой (предприятием) задачам.

3. Ориентировочное обозначение схемы действия. 4. Организация частичной регламентации деятельности подчиненных.

9. Кто впервые выделил управление как особый вид деятельности предприятия; разделил весь процесс управления на 5 основных функций и разработал 14 принципов управления?

1. Э. Майо. 2. А. Файоль. 3. Г. Саймон. 4. Ф. Тейлор.

10. Представителем какой школы была разработана теория "Х" и теория "Y"?

1. Школа научного менеджмента. 2. Школа человеческих отношений. 3. Административная школа. 4. Школа системного подхода.

11. Отношения, носящие характер устойчивых, объективных, существенных, необходимых и повторяющихся при определенных условиях явлений -это?

1. Принцип. 2. Распорядок дня. 3. Метод. 4. Закон.

12. Какой метод не входит в обучение вне рабочего места? 1. Инструктаж. 2. Лекция. 3. Деловые игры. 4. Семинары.

13. Назовите имя основателя школы человеческих отношений. 1. Ф. Гильберт. 2. Э. Майо. 3. Х. Эмерсон. 4. Ф. Тейлор.

14. Какая форма управления персоналом является классическим типом?

1. Горизонтальная. 2. Трапецевидная. 3. Матричная. 4. Пирамидная.

15. Одно из преимуществ централизации управления? 1. Расширение права для самостоятельных решений 2. Целостность, порядок, согласованность действий 3. Снимает нагрузку на управленческий аппарат 4. Быстрое продвижение молодых руководителей

16. Как называются связи подчинения при иерархичности управления персоналом? 1.Функциональные. 2. Вертикальные. 3. Горизонтальные. 4. Все выше перечисленное.

17. Как называется решение, основанное на ощущениях, суждениях и опыте руководителя без логического рассуждения?

1. Рациональное решение 2. Интеллектуальное решение 3. Организационное решение 4. Интуитивное решение

18. Какой ответ отражает требования, предъявляемые к управленческим решениям?

1. Полнота и эффективность. 2. Экономичность и своевременность. 3. Стрессоустойчивость и реальность. 4. Все перечисленные ответы.

19. Кто разработал теорию мотивации, основанную на иерархии потребностей?

1. Маклелланд. 2. Герцберг. 3. Маслоу. 4. Макгрегори.

20. К организационно-распорядительному воздействию в менеджменте относят: 1. 1. Устав. 2. Удержание из заработной платы. 3. Приказ. 4. Все перечисленные ответы.

21. Какой из правовых документов определяет права и обязанности работников, порядок организационной структуры, рассмотрения трудовых споров и т.д.?

1. Таможенный кодекс РФ. 2. КЗоТ. 3. Закон о пенсиях. 4. Все перечисленные ответы.

22. Что является нетрадиционным методом оценки управленческого персонала?

1. Фокусировка на отдельном работнике. 2. Оценка сотрудника только руководителем. 3. Рассмотрение рабочей группы. 4. Ориентировка на прошлое.

23. Какая из представленных структур гибко и быстро меняет свою форму, функции, связи в процессе создания команды руководителем?

1. Структура, построенная по принципу департаментации. 2. Структура, построенная по линейному принципу. 3. Структура, построенная по многоуровневому принципу. 4. Структура, построенная по органическому принципу.

24. Что является важнейшей, типовой причиной принятия решений на предприятии (фирме)? 1. Изменение условий личной жизни. 2. Проблемная ситуация. 3. Стечение случайных обстоятельств. 4. Воля руководителя.

25. Какое из требований к управленческим решениям определяется как достижение цели с наименьшими затратами?

1. Эффективность. 2. Экономичность. 3. Обоснованность. 4. Материалоемкость.

26. Какой фактор снижает риск при принятии решения? 1. Высокая оперативность в принятии решения. 2. Предварительная экспертиза. 3. Ужесточение требований к исполнению решения. 4. Откладывание решения в «долгий ящик».

27. Всесторонний учет всех аспектов управленческой деятельности - это:

1. Стабильность. 2. Системность. 3. Интеграция. 4. Комплексность.

28. Нормы, которые устанавливают правила внутреннего распорядка деятельности на предприятии?

1. Моральные. 2. Экономические. 3. Организационные. 4. Психологические.

29. Какой из перечисленных способов относится к эмоциональному влиянию на подчиненных?

1. Приказ. 2. «Заражение примером». 3. Просьба. 4. Внушение.

30. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач - это:

1. Ответственность. 2. Власть. 3. Делегирование. 4. Полномочия.

31. Какая из причин способствует делегированию полномочий? 1. Отсутствие доверия к подчиненным. 2. Боязнь риска в принятии решений. 3. Большое количество работы у руководителя. 4. Отсутствие возможности контроля.

32. Назовите управленческое действие, связанное со снижением риска? 1. Быстрое принятие решений. 2. Страхование предприятия и видов его деятельности. 3. Уменьшение затрат времени на предварительное исследование. 4. Все перечисленные ответы.

33. Вид деятельности, при помощи которой управленческий персонал получает информацию о действительном состоянии дела?

1. Организация. 2. Контроль. 3. Планирование. 4. Мотивация.

34. Кто является основоположником научного управления? 1. Э. Майо.

2.Ф. Тейлор. 2. Г. Форд. 3. А. Файоль.

35. Циклическая модель управления персонала состоит из ряда последующих логических процессов:

1. Планирование, реализация, контроль, организация. 2. Организация, планирование, реализация, контроль. 3. Планирование, организация, реализация, контроль. 4. Организация, контроль, планирование, реализация.

36. Назовите основной источник информации о реализации принятых решений?

1. Собрание коллектива. 2. Неформальные переговоры. 3. Контроль за реализацией решения. 4. Личные беседы с подчиненными.

37. Что является положительным моментом при существовании неформальной организации?

1.Неформальные каналы дополняют систему коммуникаций организации. 2. Сопротивление переменам в фирме. 3. Принятые неформальной группы нормы снижают эффективность деятельности фирмы.

4. Повышение роли неформальных лидеров, не совпадающих с формальными лидерами.

38. Как руководитель должен относиться к конфликтам в организации?

1. Должен уходить от разрешения конфликтов. 2. Должен не вмешиваться в конфликты. 3. Должен управлять течением конфликтов, стремясь минимизировать их

отрицательные для организации последствия.

4. Должен всегда проявлять силу и власть в конфликтах.

39. В каком документе определяются права и ответственность персонала?

1. Штатное расписание. 2. Положение о структурных подразделениях. 3. Должностные инструкции. 4. Все перечисленные ответы.

40. Особенностью управленческого решения является то, что: 1. Его нельзя откладывать до бесконечности. 2. Это решение всегда правильное. 3. Оно всегда принимается для повышения благосостояния работников

организации.

4. Все перечисленные ответы.

2.4. Методические указания по выполнению курсовой работы

и реферата (заочное отделение)

2.4.1. Требования к выполнению курсовой работы

Курсовая работа – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания по дисциплине «Менеджмент» для решения конкретных практических задач в области деятельности предприятия (таможни), привить навыки расчетов и обоснования принимаемых решений.

В ходе написания курсовой работы происходит обучение студентов самостоятельному проведению анализа, обобщению и сис­тематизации материалов специальной литературы и статистических дан­ных, а также проведению исследований теоретических и практических проблем. Выполнение курсовой работы способствует развитию у студен­тов навыков самостоятельного творческого мышления, овладению мето­дами современных научных исследований, углубленному изучению задан­ной темы, направления или раздела учебной дисциплины (включая изуче­ние литературы и иных источников).

Образовательная практика оказывает, что весь процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из ряда последовательных этапов:

1) выбор темы и согласование ее с научным руководителем;

2) подбор литературы;

3) оформление организационных документов;

4) изучение требований к оформлению работы;

5) изучение подобранной литературы;

6) написание работы;

7) разработка тезисов доклада для защиты;

8) защита работы.

Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа. В ходе выполнения курсовой работы студент получает необходимую консультацию со стороны научного руководителя.

В процессе подготовки курсовой работы студентам необходимо обратить внимание на новые, актуальные идеи, из­ложенные в современной научной литературе, нормативно-правовых мате­риалах Правительства, ФТС и других источниках, и, по возможности, из­ложить самостоятельное видение исследуемой проблемы менеджмента, сформулировать предложения и рекомендации по ее решению. Курсовую работу следует готовить по одному-двум вопросам, ответы на которые должны быть взаи­мосвязаны и глубоко обоснованы. При этом нужно иметь в виду, что в дальнейшем материалы курсовой работы целесообразно использовать при подготовке «сквозной» дипломной работы.

      1. Тематика теоретической части

В соответствии с основным содержанием учебной дисциплины тематика курсовых работ по курсу «Менеджмент» разрабатывается ведущими преподавате­лями и ут­верждается на заседании кафедры экономической теории.

Как правило, курсовая работа выполняется под руководством научного руководи­теля, но в исключительных случаях могут назначаться консультанты из числа преподавателей. С научным руководителем согласовываются составленные студентом план и график на­писания курсовой работы, уточняются основные этапы и сроки их выпол­нения, список источников, определяется время представления работы на­учному руководителю, готовность доклада. План и график написания кур­совой работы по форме и содержанию аналогичны плану и графику вы­полнения дипломной работы (см. руководство по написанию курсовых работ РТА 2004 г. приложения 4 и 5).

Основой подготовки курсовой работы служат учебники и учебные пособия по дисциплине «Менеджмент», специальные научные публикации по ис­следуемой проблеме, а также статьи, монографии, научные отчеты, тезисы научных конференций, материалы, собранные студентами при проведении различных видов практики. Для быстрого подбора необходимых источни­ков информации используются: список литературы, рекомендованной про­граммой учебной дисциплины и планами семинарских или практических занятий по соответствующей теме или разделу; библиография, приводимая в конце учебников и книг, изучаемых по данной дисциплине; алфавитный и систематический каталоги библиотеки, Интернет. Проработка подобранной литера­туры заключается в формировании гипотезы, позволяющей ответить на вопросы, рассматриваемые в курсовой работе.

Курсовая работа обычно содержит: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, состоящую из 2-3 глав (разделов), заключение, список использованных источников, приложения.

Во введении (рекомендуемый объем – 2–4 страницы) четко излагает­ся суть содержания и гипотеза, на базе которой решается проблема, обос­новывается актуальность выбранной темы, ее практическая значимость, кратко излагается ее цель, место и роль в изучаемой учебной дисциплине, степень освещения в литературе, приводятся конкретные вопросы (обычно не более двух-трех), которые будут рассмотрены в курсовой работе.

В основной части курсовой работы (рекомендуемый объем – 22–26 страниц) раскрываются сущность рассматриваемых вопросов, современ­ные подходы к их решению, а также зарубежный опыт, изложенные в современной научной литера­туре. В данной части приводится анализ реального состояния проблемы на примере рабо­ты предприятий или таможенных органов; предлагаются возможные пути ее разрешения, а также излагаются методики и доказательства. Здесь же приводятся исход­ные данные, последовательность промежуточных расчетов (в том числе с использованием ЭВМ) и излагаются результаты решения всей поставлен­ной задачи. Кроме того, могут быть представлены алгоритмы, графики, таблицы, диаграммы и т.д.

В заключении (рекомендуемый объем – 2–3 страницы) формулиру­ются общие теоретические выводы и излагаются практические рекоменда­ции по использованию полученных результатов в практической деятельно­сти таможенных органов.

В конце курсовой работы приводится список использованных источ­ников. При использовании информации, полученной через сеть Интернет, также делается ссылка с указанием адреса ее нахождения.

Рекомендуемый объем курсовой работы (без иллюстраций, таблиц и приложений) не должен превышать 30–35 страниц машинописного текста.

Статистические данные, используемые при решении поставленной в курсовой работе задачи, рекомендуется подбирать за последние несколько лет.

      1. Задания и последовательность выполнения курсовой работы

Курсовые работы студентов-заочников выполняются согласно учеб­ному графику и сдаются (пересылаются по почте) в деканаты по мере их подготовки, но не позднее, чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии. После поступления в деканаты и регистрации курсовые работы в установленном порядке передаются на соответствую­щую кафедру (название кафедры указывается на титульном листе работы). Курсовые работы, выполненные с нарушением установленных требований, а также ксерокопии к рассмотрению не принимаются.

Курсовые работы подлежат обязательному рецензированию и защи­те. Форма и содержание рецензии аналогична рецензии на дипломную ра­боту.

По результатам рецензирования курсовая работа оценивается сле­дующим образом: «допускается к защите» – «не допускается к защите».

Результаты рецензирования указываются на бланке рецензии. Итоговая оценка за курсовую работу выставляется в ведомость после ее защиты.

Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке курсовой работы, являются:

недостаточное обоснование актуальности и слабый анализ состоя­ния исследуемой проблемы;

недостаточное и неэффективное использование иллюстративного материала (графиков, таблиц, гистограмм и т.д.);

поверхностные выводы, предложения и практические рекоменда­ции;

использование информации без ссылок на источник;

нарушение требований к оформлению работы.

2.4.4 Требования к написанию реферата

Реферат является одной из первых и наиболее простых форм самостоятельной работы студента и представляет собой письменную работу с кратким и систематизированным изложением совре­менного состояния тех или иных вопросов (проблемы) обычно в области деятельности предприятия (таможни), рассматриваемых как в литературных или иных источниках, ото­бранных для составления реферата, так и в материалах практической дея­тельности. Традиционные аналитические, библио­графические и реферативные обзоры содержат анализ и оценку первоис­точников, разбор публикаций, освещающих конкретные задачи или харак­теризующих исследуемые проблемы, рассматриваемые в первоисточниках, без их критической оценки и собственных рекомендаций. В отличие от этих обзоров подготавливаемые студентами Филиала рефераты должны содержать оценки и предложения по решению рассматриваемой проблемы.

Цель реферата – обучение студентов применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины, при реше­нии конкретных практических задач предприятия (таможни); самостоя­тельному формулированию выводов и рекомендаций по их реализации,

а также выработке навыков подбора и анализа необходимой специальной и научной информации. Кроме того, реферат позволяет оценить уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине, а также определить, насколько глубоки знания рассматриваемой темы.

Примерная тематика рефератов по «Менеджменту» разрабатывается в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины, утверждается на заседании кафедры и приведена в разделе 1.8. При выборе темы реферата сту­денту необходимо учитывать ее актуальность, наличие и доступность не­обходимой информации, а также свой уровень подготовки и личный инте­рес к рассматриваемым вопросам. После выбора темы необходимо с по­мощью преподавателя и сотрудников справочно-библиографического от­дела Филиала составить список изданной по данной теме литературы, по­добрать источники информации, в том числе и нормативно-правовые до­кументы. Далее студенту рекомендуется в произвольной форме составить план написания реферата с учетом единства его составных частей, логики изложения и смысловой завершенности раскрытия исследуемой темы.

Структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основ­ная часть, состоящая из 2–3 параграфов, заключение и список использо­ванных источников. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания рассматриваемой темы, выносятся в приложение. Оглавление реферата обязательно должно иметь нумерацию страниц.

Во введении (2–3 страницы) обосновывается важность и актуаль­ность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы реферата, их практическая значимость и новизна, степень освещения в литературе, из­лагаются конкретные цели и задачи.

В основной части реферата (14–19 страниц) раскрываются главные аспекты темы: излагаются факты и подходы к решению задач, представлен­ных в современной научной и другой литературе; проводится анализ и дает­ся оценка реального состояния рассматриваемых вопросов (проблемы) на примере предприятия или работы таможенных органов; предлагаются возможные пути реше­ния проблемы. Текст каждого параграфа (пункта) должен завершаться крат­кими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении ма­териала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфа­ми. Здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы и т.д. Важно, чтобы реферат содержал результаты творческих поисков ав­тора.

В заключении (1–2 страницы) излагаются краткие выводы и обобще­ния по существу рассматриваемых вопросов (проблемы).

В тексте реферата студенту необходимо делать ссылки на исполь­зуемую литературу (источники информации), а в конце реферата привести ее список. При использовании информации, полученной через сеть Интер­нет, делается ссылка с указанием адреса ее нахождения.

Текст, графики, таблицы, диаграммы, другой поясняющий материал должны излагаться грамотно, логически последовательно.

Рекомендуемый объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста. При этом иллюстрации и таблицы, оформленные на отдельных листах, а также приложения в рекомендуемый объем рефе­рата не входят.

Рефераты студентов заочной формы обучения выполняются согласно учебному графику и сдаются (пересылаются по почте) в деканаты не позд­нее, чем за месяц до начала зачетно - экзаменационной сессии. После посту­пления в деканат и регистрации они в установленном порядке передаются на кафедру экономической теории, указанную на титульном листе реферата, для обязательного рецензирования. Ведущий преподаватель после провер­ки реферата на титульном листе ставит оценку («зачтено» – «не зачтено») и подписывается. Рефераты, выполненные с нарушением установленных требований, а также ксерокопии к рассмотрению не принимаются.

Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке реферата, являются:

  • недостаточное обоснование актуальности, практической и теорети­ческой значимости полученных результатов, поверхностный анализ ис­пользуемого материала;

  • неглубокие критические оценки и рекомендации по решению ис­следуемой проблемы;

  • поверхностные выводы и предложения;

  • нарушение требований к оформлению реферата;

  • использование информации без ссылок на источник.

2.5. Основные термины и определения

Менеджмент – это управление социально-экономическими процессами на уровне организации: управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом; это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Система менеджмента - это система научных подходов и методов целевой, обеспечивающей, дирекциональной и управляющей подсистем, способствующих принятию и реализации конкурентоспособных решений;

Миссия - это предназначение организации.

Цель - это опредмечиваемый мотив, побуждающий к действию.

Миссия - это предназначение

Миссия - это предназначение

Организация – это средство для достижения целей при каких - то данных ограничениях; социальная группа, в которой действует функциональное разделение труда, направленное на достижение целей; потребность людей в кооперации своих усилий.

Закон - это отношения, носящие характер устойчивых, объективных, существенных, необходимых и повторяющихся при определенных условиях явлений; Миссия - это предназначение

Управленческий цикл - характеризует организационно-технологическую структуру процесса управления и представляет собой последовательное осуществление субъектом управления логически взаимосвязанных этапов.

Принятие решения – процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Управленческое решение – это, с одной стороны, элемент процесса управления, а с другой – результат конкретной деятельности менеджера.

Менеджмент в таможенной системе это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела, как путем воздействия через принятия решений, так и путем роста организованности этой системы.

Коммуникация (от лат. «communicatio», от «communiо» - «делаю общим, связываюсь, общаюсь») – обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми; процесс передачи информационного, эмоционального или интеллектуального содержания.

Персонал [< лат. personalis личный]- личный состав учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным и иным признакам, например, обслуживающий персонал.

Персонал предприятия – это состав постоянно работающих на данном предприятии сотрудников.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей или потребностей.

Стиль - это манера, та или иная особенность поведения; образ действия, разновидность чего-либо.

Лидерство - это положение лидера, способность оказывать целенаправленное влияние на людей.

Группа – это двое и более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Инновационный менеджмент – это такое управление, целью которого является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Профессия - (от лат. professio) – это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека определенной подготовки и соответствующих знаний, умений и навыков, приобретенных в результате специальной подготовки.

Профессиональная ориентация – комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

Профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в профессии.

Профессиональный отбор - система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-ролевой регуляции.

Руководитель – лицо, наделенное правом принятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерные классы; мультимедийная аппаратура; технические средства для показа иллюстрационного материала (кодоскоп, экран).

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по самостоятельной работе студентов специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

    Методические указания
    Ершов А.Д. Менеджмент. Методические указания по самостоятельной работе студентов: для студентов всех форм обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможне)».
  2. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине: «Экономика таможенного дела» Специальность: 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможня)»

    Методические указания
    Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономика таможенного дела» состоят из семи разделов, которые отражают: основные этапы выполнения курсовой работы, рекомендуемую литературу, рекомендации по предотвращению
  3. А. Н. Косыгина Учебно-методический комплекс по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» для студентов заочной формы обучения методические указания

    Учебно-методический комплекс
    Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы внешнеэкономической деятельности» на факультете экономики и менеджмента по заочной форме обучения.
  4. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. Ф. 08 Для студентов очной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И.А. Крым; Кузбасский институт экономики и права.
  5. Учебно-методический комплекс Специальности: 080301 Коммерция (торговое дело) 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли) Согласовано: Рекомендовано кафедрой

    Учебно-методический комплекс
    Учебно – методический комплекс по дисциплине: «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..