Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Проблема женского как философская проблема сегодня ставится как в рамках традиционных разновидностей феминизма, так и на основе так называемого генде...полностью>>
'Документ'
Изучение теоретических проблем и прикладных аспектов информатизации ДОУ. Освоение дисциплины направлено на приобретение студентами знаний о внедрении...полностью>>
'Документ'
Булгаков – прозаїк, драматург, журналіст, есеїст, критик. У його художніх творах примхливо переплелися сатира і лірика, романтична героїка і фантасти...полностью>>
'Документ'
Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года была принципиально одобрена на заседании президиума Правительст...полностью>>

Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие структурных компонентов

языковой личности на этапе

профессионального становления

В качестве основной цели воспитания подрастающего поколения признается формирование гармоничной, полноценной личности, что достигается через реализацию обучения и воспитания как единого образовательно-воспитательного процесса. В этой связи в системе образования важное место отводится циклу гуманитарных дисциплин и среди них русскому языку, значение которого для развития духовной культуры личности трудно переоценить. Преподавание русского языка ставит своей задачей в рамках единого процесса сообщение знаний учащимся, формирование и совершенствование их умений и навыков, содействие развитию личности, ее воспитанию. Главная специальная задача преподавания русского языка состоит в том, чтобы развивать у учащихся речевые умения и навыки, необходимые для коммуникативных потребностей. В этом аспекте становится актуальным понятие «языковая личность», которое будет рассмотрено нами с позиций лингводидактики.

Под языковой личностью в языкознании понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), языковая компетенция, характеризующаяся глубиной и точностью отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности. Важно отметить, что при этом интеллектуальные характеристики языковой личности выдвигаются на первый план: глубина и системность знаний, умение гибко и динамично ими оперировать, умение абстрагировать, обобщать и анализировать, проявлять творческий подход к поиску новых способов решения проблем, умение стройно излагать мысли и т. д. Эти свойства интеллекта необходимо развивать и совершенствовать в процессе воспитания языковой личности.

Проблемы, связанные с воспитанием языковой личности, в первую очередь, разрешаются в рамках изучения русского языка в школе. В вузе данная работа продолжается через реализацию интегративного подхода к изучению дисциплин филологического цикла в целом.

Учет взаимодействия филологических дисциплин при рассмотрении общих для них проблем способствует более легкому усвоению сложных понятий современного филологического знания; развивает ассоциативное мышление, выявляя аналогии, тождества, различия; возбуждает интерес к самостоятельному анализу текстов-образцов различных стилей на основе различных подходов (языковой, риторический, филологический анализ) с целью совершенствования собственной речевой и творческой деятельности.

В глубоком всестороннем овладении русским языком, повышении эффективности его усвоения и практического овладения им особую актуальность приобретает реализация в учебном процессе взаимосвязи между уровнями языка при особом внимании к каждому из них на определенном этапе обучения [3, с. 264].

Ю. Н. Караулов в структуре языковой личности выделяет три уровня: вербально-семантический уровень, предполагающий владение естественным языком на основе знания системы языка; когнитивный уровень, связанный с отражением действительности через язык и, в свою очередь, отражающий мировоззрение языковой индивидуальности; прагматический уровень, связанный с целевыми характеристиками личности и продуцируемого ею текста [1, с. 5-8].

На вербально-семантическом уровне важно учить определять роль языковых единиц в тексте, нормы употребления и приемы их использования. Поскольку основной единицей общения является текст, то именно он и выступает в качестве основной дидактической единицы, т. к. на его базе изучается «язык в действии», развивается мышление, рождается языковая индивидуальность обучающегося. В результате у него накапливается сумма знаний о функционировании языковых средств в различных по стилевой и жанровой принадлежности текстах. Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного, адекватного данному, поэтому, совершенствуя умение воспринимать и понимать тексты, создаются условия для формирования умения их создавать: практическое владение языковыми средствами, которое позволяет организовать речевое высказывание, оптимально решающее задачи общения, и прогнозировать его воздействие.

Текстовый материал позволяет заниматься формированием языковой личности и на когнитивном уровне, поскольку содержание текстов, избираемых как дидактическое средство обучения, может и должно способствовать повышению познавательной активности, формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и гражданственности; воспитывать эстетические вкусы, развивать культуру речи. Очевидно, что научить полноценно владеть всем огромным богатством средств языкового выражения, стать языковой личностью нельзя посредством изучения грамматики и правописания.

На прагматическом уровне формирования языковой личности должны развиваться навыки свободного и коммуникативно-целесообразного владения родным языком в его устной и письменной формах и стилистических разновидностях; осознанного отношения к продуктам своего учебного труда (сочинениям, изложениям, творческим работам разных жанров); умение ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях и грамотно строить свое речевое поведение.

Для решения задач формирования языковой личности при реализации дисциплин филологического цикла необходимо учитывать:

- профессиональную направленность: развитие профессиональной мотивации и профессионально значимых качеств;

- ориентацию на самообразование, самореализацию в рамках профессии;

- формирование мировоззренческих ценностей,

- гуманитаризацию курса: придание личностного смысла представляемому материалу, опоры на субъектный опыт и др.;

- вариативность: учет психологических особенностей и стиля учебной деятельности, начальной подготовки студентов и др.;

- творческую направленность.

Профессиональная направленность общеобразовательных курсов особенно важна на начальной стадии обучения, когда в большинстве случаев «соприкосновение» со специальностью происходит лишь в рамках курса «Введение в специальность». Это приводит к тому, что профессиональная мотивация студентов в течение первых двух лет снижается. Соблюдение принципа профессиональной направленности позволяет успешно работать над формированием целостного образа профессии [2, с. 60]. Так, например, при изучении курса «Практикум по правописанию» этот принцип реализуется через взаимосвязь с вопросами методики орфографии в начальных классах.

Не менее важным является включение в содержание базовых курсов материала, создающего мотивационную, информационную и инструментальную основу самостоятельной работы студентов, самообразования. Актуальность этого направления вызвана тем, что совершенствование технологий, усиление процессов интеграции наук, интенсивное использование современных информационных сетей приводит к необходимости подготовки специалистов, готовых и способных постоянно повышать уровень своих знаний и умений.

Кроме того, личностное и профессиональное саморазвитие студента - это важнейшее условие и средство гуманизации образовательного процесса в университете.

Ориентируя содержание дисциплин на мировоззренческие ценности, необходимо включать в него материал, способствующий формированию не только нравственных ценностей, но и целостной научной картины мира, определению места изучаемой науки в ряду других, связи данного курса с прочими дисциплинами и т. д. В курсе изучения орфографии и пунктуации русского языка используется богатый дидактический материал, прежде всего тексты. Отрывки из прозаических или поэтических произведений должны быть представлены на уроке с определенной воспитательной целью. Это стимулирует активную умственную деятельность студентов, их чувства, содействует развитию речи, при этом действенность воспитания в первую очередь определяется личностью самого учителя, его методической подготовленностью.

Использование текста в качестве дидактического материала создает условия для осуществления функционального подхода к изучению языковых единиц разных уровней, для реализации как внутрипредметных, так и межпредметных связей.

Обучающая среда, созданная за счет использования вариативного содержания, позволяет студенту самому выбрать более «созвучный» (приемлемый) ему материал и, следовательно, успешнее освоить обязательные для изучения знания.

Формирование языковой личности невозможно без активизации творческой деятельности студентов. Для этого предпочтение отдается материалу:

  • вызывающему у студентов интерес, перерастающий со временем во внутреннюю творческую мотивацию;

  • воспитывающему самостоятельность мышления, терпимость к неопределенности, нацеленность на успех;

  • обучающему ставить необходимые вопросы и определять особенности, задачи, условия, осуществлять отбор информации, необходимой для достижения цели;

  • стимулирующему у студентов поиск различных путей решения проблемы, анализ сложной ситуации и выбор одного из многих вариантов выхода из нее, исходя из прогноза последствий принимаемых решений;

  • требующему продуцирования идей, исходя из своего субъектного опыта;

  • развивающему способности совершенствовать свой творческий продукт, придавать ему завершенный вид, проявлять настойчивость при неудачах.

Преподавателем подбираются и разрабатываются задания поискового характера. Дидактическая специфика заданий требует от обучающихся умения ориентироваться в новой ситуации, а следовательно, стремления осуществлять поиск и умения исследовать языковые явления в новой ситуации.

Большая роль в процессе выполнения этих заданий принадлежит языковому развитию. Им в значительной мере определяется гибкость ориентировки в новой ситуации. Языковое развитие, естественно, обеспечивается всем процессом обучения русскому языку, но самым эффективным является в данном случае выполнение заданий поискового характера, в особенности решение проблемных задач как работа, требующая самого высокого уровня проявления самостоятельности мышления. Без выполнения заданий поискового характера полноценное языковое развитие недостижимо.

Необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетенции как составляющей языковой личности в рамках образовательного процесса в настоящее время не вызывает сомнения.

Исходя из этого, необходимо ориентироваться на решение следующих задач:

- формировать мотивационную базу сотрудничества на основе личностной значимости процесса общения;

- воспитывать терпимое отношение к особенностям другого, к чужому мнению, чужим идеям;

- помогать овладевать формами и навыками совместного решения учебно-профессиональных задач, ведения деловой беседы, регуляции поведения, взаимного восприятия, понимания и познания.

Пути решения данных задач – организация на практических и лабораторных занятиях работы в группах или парах, предпочтение тем видам заданий, результат выполнения которых позволил бы студентам: оценить эффективность своей совместной работы; максимально реализовать свои особенности и способности; пережить «ситуацию успеха» в совместной деятельности и т. п.

Методы работы возможны различные, среди многообразного их арсенала выделим следующие: организация исследовательской лингвистической работы как индивидуальной, так и групповой на многообразном текстовом материале с целью рассмотрения функционального аспекта языковых единиц; углубленная работа по филологическому анализу текстов художественных и публицистических произведений с целью изучения изобразительных возможностей русского языка; изучение разнообразного текстового материала (работа с образцами) как основы для творческих работ в устной и письменной формах и др.

Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя должна быть направлена на взаимосвязанное развитие всех структурных компонентов языковой личности.

Литература

1. Караулов, Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения [Текст] / Ю. Н. Караулов // Язык и личность / Отв. ред. Д. Н. Шмелев. – М., 1989.

2. Пищулина, Т. В. Принципы отбора содержания базовых курсов в вузах [Текст] / Т. В. Пищулина // Педагогика. – 2008. - №4. – С. 60-64.

3. Шхапацева, М. Х. Лингвистика и лингводидактика (избранные работы) [Текст] / М. Х. Шхапацева. – Майкоп, 2005.

Ефремова О. В.

Белореченск

Значение коммуникативной компетентности

при подготовке современного студента

Социально-экономические, культурно-правовые изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалиста. Действительно защищенным в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный гибко перестраивать направление своей деятельности в связи со сменой требований рынка.

Рыночные отношения требуют от специалиста таких новых качеств, как инициативность, предприимчивость, профессиональная мобильность, умение адаптироваться в изменяющихся условиях, умение грамотно, правильно выразить свое мнение в любой обстановке. Реальное положение в стране обуславливает необходимость повышения речевой культуры любого специалиста. К сожалению, в системе высшего образования этот аспект работы уходит на второй план в сравнении с профессиональными качествами будущего специалиста. Такое положение дел в корне противоречит современным требованиям к специалистам с высшим образованием.

С одной стороны, современное общество нуждается в специалистах, достаточно хорошо владеющих культурой речи, а с другой – в системе подготовки будущих специалистов этому уделяется недостаточно внимания.

Таким образом, необходимость формирования у студентов коммуникативных качеств, способствующих успешному взаимодействию с окружающими в профессиональной деятельности, вступает в противоречие с недостаточностью работы системы высшего образования над этой проблемой.

Образование должно соответствовать и общества, а значит, одной из задач образования является профессиональная подготовка направленная на общества.

Следует заметить, что современная экономическая ситуация характеризуется повышенным риском, и динамизмом окружающей среды. Высшее образование также испытывает на себе серьезное влияние данных изменений. Это влечет за собой увеличение на качественных , исходящего из непосредственных сложившегося рынка и ориентированного на развитие адаптационных возможностей в современных условиях.

От уровня профессиональной специалиста зависят сроки реализации профессиональных планов, рациональность принимаемых решений и, соответственно, результативность хозяйственной деятельности.

При профессиональной подготовке будущего специалиста следует четко представлять, чем характеризуется его профессиональная коммуникативная компетентность.

Таким образом, коммуникативная становится одним из современного , поскольку различные виды деятельности осуществляются в непосредственном с людьми. А так как деятельность специалиста характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с социальной средой, профессиональное общение становится одной из главных сторон специалиста и во многом определяет его успех в профессиональной деятельности. Поэтому обязательным профессиональным для каждого выпускника вуза должно стать умение работать с людьми. Кроме того, подготовка к общению должна стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки широко образованного а способность к профессионального общения в любой – одним из основных требований к современному

Ориентация на коммуникативную компетентность специалиста связана с его будущей деятельностью.

Эффективность коммуникаций между партнерами зависит от следующих факторов:

  • знания способов коммуникативного воздействия;

  • владения средствами коммуникации;

  • преодоления коммуникативных барьеров.

Под коммуникативной компетентностью понимают успех какого-то общего дела, создающего условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами.

Именно знания делового общения и основ культуры речи помогут предпринимателю, бизнесмену, менеджеру достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т. д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях.

Речевая компетентность, коммуникативная грамотность располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги и т. п.

Коммуникативное поведение на практике формируется в значительной степени за пределами учебного заведения — в семье, во дворе, в среде сверстников. В значительной степени оно уже стихийно сформировано, и задача преподавателя — показать, что не все в этом поведении удачно: многое можно или нужно делать по-другому, и это даст положительный эффект в сфере человеческих взаимоотношений.

Необходимо стремиться формировать не только знания, но также умения и навыки, но если последние удается формировать с большим трудом, не следует отчаиваться. Пусть в сознании каждого человека на сегодня останутся знания и некоторые навыки: умение следить за своим общением, отмечать собственные ошибки.

Формирование умений и навыков входит в задачи обучения. Коммуникативные умения и навыки надо формировать и закреплять, однако необходимо иметь в виду, что в рамках учебных предметов «Русский язык и культура речи» и «Деловое общение» умения и особенно навыки надежно закреплены быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков - скорее задача работы «вне», которая должна логично продолжить работу, проделанную на лекционно-практических занятиях.

Основная цель обучения молодежи культуре общения - формирование адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека - совокупность присущих ему как личности норм и традиций общения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе ее индивидуального развития как члена определенной национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путем подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенного типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, слушатели факультатива должны освоить этикетные нормы общения, правила и приемы эффективного речевого воздействия.

Во многих странах общению учат в школе. Опыт, к примеру, США, где предмет «Человеческая коммуникация» преподается практически во всех средних учебных заведениях, колледжах и университетах, показывает, что этот путь в целом плодотворен, хотя, разумеется, содержание и формы обучения, практикуемые в США, не могут быть автоматически перенесены на российскую почву. Национальные педагогические традиции, национальный характер и менталитет диктуют свой подход, свою проблематику, свои методы обучения.

Говоря о значении коммуникативных навыков при подготовке специалистов необходимо подчеркнуть возможность индивидуализации образовательного процесса в отдельных его областях. Речь идет, например, о том, что культура речи, психология делового общения, влияние которых, безусловно, возрастает в нашей жизни, должны «работать» не только в традиционно близких им педагогике, психологии, социологии, философии, эстетике и т. д., но и в относительно отдаленных областях, например, в экономике, менеджменте, управлении персоналом и т. д.

Поэтому перспективным представляется и встречное движение – включение в содержание курса элементов образовательной программы из других предметных областей, таких, как, например, этика, психология, педагогика, техника общения, психология делового общения, конфликтология и переговорные процессы и т. д.

Однако накануне внедрения в образовательный процесс ВПО государственных стандартов третьего поколения, например, по направлению «Менеджмент» (бакалавриат), мы видим значительное сокращение часов не только на дисциплины цикла ГСЭ, ЕН, ОПД, но и исключение дисциплин циклов СД и ДС. Анализ оставшихся дисциплин показывает практически полное отсутствие решения данной проблемы - подготовки к коммуникативной компетентности будущего специалиста.

Ранее, когда к подготовке специалиста предъявлялись требования, связанные с формированием определенных знаний, умений и навыков, утвержденных ДЕ ГОС ВПО, кроме того, вводились факультативные курсы, данная проблема решалась более-менее сносно. В нынешних же условиях, когда вместо ЗУН предъявляются «компетенции», а определяющим звеном качества специалиста будет «работодатель», который давно уже не смотрит на оценки в дипломе, а на личностные качества работника, его обучаемость, мобильность, коммуникабельность, приспособляемость, умение налаживать отношения, вести переговоры и т.д., то возникает вопрос из педагогики 80-х гг.: «Чему учить и как учить?» в новых условиях образовательного пространства.

Литература

1. Горюнова, Л. В. Система критериев качества образования как основа развития профессионального образовательного учреждения [Текст] / Л. В. Горюнова // Сборник научных трудов Института экономики, управления и права. – Ростов на Дону : РГПУ, 2003.

2. Смирнова, Н. М. Актуальность формирования культуры общения у будущих специалистов [Текст] / Н. М. Смирнова // Мировоззренческая парадигма в философии: философия как теоретическое мировоззрение : сб. тр. II общеросс. межвуз. науч. конф. – Н. Новгород : ВГИПА, 2004.

Здорикова Н. Г.

Брянск



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (1)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»
  2. Проблема «риторика в пространстве теории коммуникации» поставлена в связи с обсуждением коммуникативной модели риторики [Чувакин 2000, c. 23-31

    Документ
    Проблема «риторика в пространстве теории коммуникации» поставлена в связи с обсуждением коммуникативной модели риторики [Чувакин 2 , c. 23-31; Чувакин 2008, с.
  3. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 25 июня 2008 г. в 10-00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212. 298. 11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г.
  4. Публикации 2009 года монографии

    Документ
    Архипова С.Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования Республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960-2002 гг.
  5. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

Другие похожие документы..