Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
организующих продажу недвижимости согласно решениям судов или органов исполнительной власти, в том числе судебных исполнителей, администраторов,  кон...полностью>>
'Методические рекомендации'
Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № ...полностью>>
'Документ'
«ОБ образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инс...полностью>>
'Пояснительная записка'
Есть такие области естественных наук, с которыми должен ознакомиться каждый человек, особенно сейчас, когда мы все больше осознаем, что живем все в о...полностью>>

«Принципы управления процессом формирования бюджетных расходов государственными органами в условиях смешанной экономики»

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОТЧЕТ

о прохождении стажировки в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (г. Дарэм) с 7 по 20 мая 2006 года и Королевстве Нидерландов (г. Маастрихт) с 20 по 27 мая 2006 года

по теме «Принципы управления процессом формирования бюджетных расходов государственными органами в условиях смешанной экономики»

Шубиной Лидии Владимировны

начальника Отдела внешних связей и взаимодействия со СМИ Административного управления Федерального казначейства

Целью стажировки являлось повышение квалификации государственного служащего, приобретение опыта в области управления государственными финансами, получение знаний о новых технологиях управления бюджетным процессом, изучение зарубежного опыта государственного управления и возможности использования полученных знаний непосредственно в деятельности Федерального казначейства.

В качестве личных профессиональных целей и задач ставилось изучение бюджетной системы и бюджетного процесса в зарубежных странах, а также применения казначейских принципов в процессе исполнения государственных бюджетов с целью использования данного опыта в системе Федерального казначейства; изучение вопросов эффективности использования бюджетных средств; изучение деятельности государственных органов в части реализации политики информационной открытости.

Первый этап обучения в Бизнес-школе г. Дарэма (Великобритания) был в основном посвящен вопросам построения бюджетной системы и бюджетного процесса в Великобритании и странах Евросоюза, вопросам развития рыночной экономики и влияния на эти процессы Правительства, а также вопросам экономического учета и эффективности использования бюджетных средств, вопросам взаимодействия Центрального банка и Правительства Великобритании, управления персоналом.

Несмотря на то, что все темы встреч, освещаемые в ходу обучения, содержали немало полезной информации, необходимо выделить несколько тем, вызвавших наибольший интерес.

1) Считаю наиболее полезными лекции, прочитанные профессором Тони Коккериллом на тему «Формирование бюджета», «Управление государственными расходами», «Оценка эффективности государственной деятельности», «Управление персоналом».

1.1.) В качестве правил управления бюджетом в Великобритании приняты в соответствии с рекомендациями МВФ и СГФ:

  • «Золотое правило». В течение экономического цикла Правительство будет осуществлять займы исключительно в целях капитального инвестирования, а не финансирования текущих расходов. Это близко к накопительной системе, финансирование капитальных вложений должно быть на основе инвестиций.

  • «Правило устойчивого инвестирования». Общий объем государственных расходов не должен превышать определенного процента в ВВП. В Великобритании он составляет не более 40 %, общее европейское правило - не более 60 %.

1.2.) Интерес представляют основные элементы системы контроля эффективности деятельности государственных органов власти Великобритании. К ним относятся:

  • Предмет контроля. Для государства с одной стороны – это количество потраченных бюджетных средств, с другой стороны, например, своевременность и полнота выплаты социальных пособий и пенсий гражданам;

  • Критерии контроля. Чтобы оценить качество услуг, оказываемых населению, необходимы критерии.

  • Цели контроля. Цели должны быть далеко идущими и сложными. Например, в Великобритании цель в области здравоохранения – сократить число курящих людей. Снизить за 5 лет долю курящих с 28 % до 10 %. Как эти цели должны увязываться с бюджетом: Правительство ставит задачу органам здравоохранения повышения эффективности работы на 2 % ежегодно, если это не достигается, то данная организация не получает дополнительного финансирования.

  • Показатели эффективности деятельности. Скорость и качество предоставляемых услуг. Если организация действует неэффективно, то это прямо сказывается на деятельности самих работников, например, через систему оплаты труда.

  • Главный орган контроля. Это национальный комитет аудита Великобритании – проверяет соответствие целей и мер, применяемых для их достижения. Используют комплексный подход к оценке эффективности деятельности госучреждений, рассматривая ее со всех сторон.

1.3.) В качестве стратегического подхода к управлению персоналом в Великобритании рассматриваются отношения между работодателем и работником, в рамках которых подчеркивается, что понимание и использование возможностей людей являются принципиальными для обеспечения устойчивого преимущества. Это достигается через использование ряда интегрированных подходов (моделей) в работе:

Модель управления персоналом № 1 (жесткая модель).

В центре – результативность труда работника. Для достижения этой цели необходим тщательный отбор персонала: обучение, тренинги, отзывы о работе, дифференцированная оплата труда. Кратко данную модель можно охарактеризовать: обучение – обратная связь - оценка – вознаграждение.

Модель управления персоналом № 2 (мягкая модель).

Управление людскими ресурсами – дружественная по отношению к людям модель. Важную роль играют внешние факторы: общество, правительство и другие организации. Политика управления персоналом – воздействие на персонал через разработку систем управления внутри компании, оплату труда.

2) Также вызвала интерес лекция «Взаимодействие с Центральным банком Великобритании», прочитанная Робином Вебстером, членом совета директоров бизнес-школы г. Дарэма, который в период с 1966 по 2001 годы возглавлял представительство Центрального банка в г. Ньюкасел.

В своей лекции Р. Вестер осветил основные функции Центрального банка Великобритании:

  1. Управление процентными ставками.

Банк Великобритании был создан в 1694 году с целью сбора денег и управления долгом. Сейчас долгом занимается специальный отдел в Минфине.

В Правительстве Великобритании существует валютный комитет, который возглавляет глава Банка. В состав комитета большинство входят сотрудники Банка и казначейства. Комитет собирается 1 раз в месяц. Все отделения Банка Великобритании должны информировать валютный комитет о состоянии дел. Задача комитета – устанавливать процентные ставки, позволяющие удерживать инфляцию на уровне 2 % в год. Решения принимаются путем голосования. Протокол заседания комитета публикуется, и в прессу дается отчет о том, кто как проголосовал. Представитель казначейства имеет наблюдательную функцию и не имеет права голоса.

2. Отвечает за степень доверия к национальной валюте фунту.

Международный рынок настолько насыщен евро, что Банк Великобритании опасается, что не хватит собственных средств для перехода на евро, поэтому Банк регулирует это валютным курсом.

3. Финансовая стабильность.

Банк контролировал деятельность других банков. Сейчас данную функцию не выполняет. Поводом этому послужила история с Банком «Берингс», который не справился со своей деятельностью (имел отделения в Сингапуре, которые плохо контролировались, и занимались отмыванием денег из центрального офиса в Лондоне) и Центральный банк Великобритании поручил нарекания за его деятельность. Затем последовала передача функции надзора за коммерческими банками независимому органу.

4. Соглашение Банка с казначейством.

Казначейство отвечает за правовое регулирование, Центральный банк – за функционирование всей банковской системы, независимый орган осуществляет контроль за коммерческими банками и отдельными финансовыми рынками.

Взаимоотношения Банка с государством.

- Правительство управляет банком и выступает его акционером. Государство может взять на себя функцию и само назначать процентные ставки (для чрезвычайных обстоятельств). - Правительство внимательно следит за деятельностью банка, инфляция находится под контролем.

- Могут возникать конфликты между кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики. Правительство уменьшает налоги, наступает эффект перегрева экономики и процентные ставки могут возрасти.

- Казначейство может влиять на деятельность Банка в ряде случаев. Например, Казначейство может отозвать решение об изменении процентных ставок. Глава Банка пишет письмо канцлеру с объяснениями, почему решение было отозвано казначейством.

5. Предоставление банковских услуг, в том числе Правительству и коммерческим банкам.

6. Денежно-кредитная политика. Все счета коммерческих банков находятся в центральном банке. Налоги поступают на единый казначейский счет, открытый в центральном банке. Задача центрального банка – вливание денежных средств при их нехватке и изъятие - при их избытке.

7. Управление валютным резервным фондом.

8. Выпуск банкнот.

Второй этап обучения проходил в Школе менеджмента г. Маастрихта (Нидерланды) и был в основном посвящен вопросам стратегического планирования и управления по результатам.

4) Фундаментальные подходы по стратегическому планированию были предложены в лекциях генерального директора Академии Стратегии международного исследовательского и образовательного учреждения Леонарда Зилстра.

В качестве цели стратегического планирования рассматривается организация материальных и нематериальных ресурсов в целях улучшения благосостояния каждого гражданина.

Стратегическое планирование состоит из трех основных частей:

1. цель организации. Здесь необходимо учитывать ресурсы, которые потребуются: бюджет, квалифицированный персонал, международный опыт, окружающая среда. К факторам, влияющим на выработку стратегической политики можно отнести макро- и микроэкономику, политику и законодательство.

2. сам процесс планирования

3. содержание стратегии, результат, который необходимо достигнуть

Существует модель стратегического планирования, которую называют модель семи «С». Она включает семь позиций: структура, система, стиль, штат, сотрудники, стратегия, суперцель.

Структура – организации могут быть децентрализованными, или централизованными.

Стратегия – путь для достижения цели

Система - процедуры для облегчения работы организации. Информационные технологии, отчеты, обратная связь. Обеспечение технологического процесса.

Стиль – культура организации

Сотрудники – люди, которые работают в организации, их навыки.

Суперцель – фундаментальные идеи организации в национальном масштабе.

5) Практический интерес представляли лекции заместителя директора Маастрихтской Школы менеджмента доктора Андре Вааля по управлению результатами.

В зарубежных странах Программа внедрения управления результатами начала работать 10 лет назад (в Великобритании, США и Нидерландах). В течение последних трех лет, в рамках данной программы, все департаменты Правительства должны представлять отчеты об эффективности своей работы.

Управление результатами включает в себя следующие составные части:

  1. Структура ответственности, которая включает в себя

- четкий стиль и ясные задачи с четким распределением ответственности между уровнями управления;

- четкое направление планов и целей;

- последовательность применения для всех уровней управления.

  1. Целостность и суть самого процесса управления.

Информация о деятельности должна быть точной, своевременной и последовательной.

  1. Управляемость и подотчетность

Отчетность должна быть одной стороны исключительной, другой стороны – доступной. Результаты работы должны быть увязаны с целями. Регулирование результатов должно происходить на всех уровнях управления.

  1. Стиль управления.

Стимулируется улучшение культуры организации. На всех уровнях управления необходимо поддерживать единый стиль культуры.

  1. Направление деятельности

- действия организации должны быть направлены на немедленное решение проблемы;

- необходимо наличие регулярного прогноза возникновения проблем в будущем.

  1. Общение, которое включает в себя

- регулярное общение между уровнями управления сверху вниз и снизу вверх;

- регулярное общение и обмен информацией между структурными подразделениями;

- регулярный обмен знаниями между структурными подразделениями.

  1. Регулирование включает в себя

- использование инструментов управления персоналом (премии, стажировки и пр.);

- выработка позитивного отношения к управлению результатами.

Успех в достижении управления результатами зависит от правильного выбора целей. Цель должна:

- определять деятельность организации, которая приведет к конечному результату;

- иметь конкретные, а не абстрактные сроки;

- выражать действие. Это можно осуществить, используя глагол с активными подтекстом, например «Улучшить…»;

- затрагивать область ответственности менеджера, для которого она разрабатывалась;

- быть ограниченной в количестве на одного менеджера.

Выделяют несколько видов целей:

1. Особенная - цель конкретная, недвусмысленная и существенная (допускает только одно объяснение, чтобы не было никаких недоразумений);

2. Умеренная – цель, которую можно реально в действительности определить;

3. Приемлемая – цель, стимулирующая и приемлемая для работников;

4. Реальная – цель, амбициозная, но достижимая при условии наличия бюджета, времени и потребностей в расширении деятельности организации;

5. Своевременная – цель, достигаемая в рамках определенного времени.

По результатам проведенных за время стажировки лекций и рабочих встреч следует отметить, что внедрение метода управления результатами в государственных организациях Великобритании и Нидерландов имеет свой положительный опыт. В частности, необходимо отметить четкое правовое регулирование вопросов государственного управления, внедрение методов бюджетирования, децентрализацию ответственности, высокий статус государственного служащего.

Все вышеуказанное позволяет сделать заключение о наличии положительных аспектов в зарубежном опыте государственного управления и рассмотрения возможности их использования на практике в Российской Федерации.

Считаю, что цели стажировки по изучению зарубежного опыта государственного управления, были достигнуты. По результатам стажировки представляется целесообразным рассмотреть возможность внедрения в практике государственного управления в Российской Федерации отдельных новых инструментов, о которых было изложено в пунктах 1), 4), 5) данного отчета.

Начальник Отдел внешних связей

и взаимодействия со СМИ

Административного управления

Федерального казначейства Л.В. Шубина



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций / Под редакцией заведующего кафедры государственно-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права, к ю. н., доцент Н. И. Дорохов. М.: Миэмп, 2007. Вкурсе лекций в краткой форме излагаются основные

    Курс лекций
    доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального права Российского университета дружбы народов, академик Российской Академии Естественных наук В.
  2. Трансформация системы государственных закупок в российской экономике

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 ноября в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д. 002.009.03 по присуждению ученой степени доктора экономических наук при Институте экономики РАН по адресу: 117218, Москва, Нахимовский проспект, 32.
  3. Агропромышлен-ный комплекс Республики Казахстан в условиях рыночной экономики

    Документ
    Для освоения данной дисциплины студенту необходимы базовые знания по следующим дисциплинам: «физическая география РК», «экономическая география РК», «введение в социально-экономическую географию» и .
  4. Программа проведениЯ итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65. «Финансы и кредит»

    Программа
    Программа проведения итогового государственного междисциплинарного выпускников по специальности 080105.65. «Финансы и кредит», специализация «Финансовый менеджмент»
  5. Институциональные основы государственной собственности в системе национальной экономики в посткризисный период 08. 00. 01 Экономическая теория

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре основ экономической теории ГОУ ВПО «Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)»

Другие похожие документы..