Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Схемы представляют собой структуры, ответственные за выполнение ряда сходных действий. Пиажеанский пример схемы — хватание, которое может состоять из...полностью>>
'Документ'
Оборудование и реквизит: стеллаж с книгами, телеграммы, костюм кота в сапогах, костюм Золушки, шляпа, галстук, цветы, выставка книг разных по величине...полностью>>
'Документ'
МЬЯНМА (Бирма):«СТРАНА ТЫСЯЧИ ХРАМОВ + ОТДЫХ НА ПОБЕРЕЖЬЕ» БАНГКОК (1 НОЧЬ) - ЯНГОН (1н) – МАНДАЛАЙ (2н) – МИНГУН – АМАРАПУРА – САГАИНГ – БАГАН (2н) ...полностью>>
'Рассказ'
Деньги. Деньги правят миром. Деньги могут все. Если бы люди относились к деньгам, как к средству существования, то богатые были бы гораздо счастливее...полностью>>

Исследовательская работа ученицы 10 класса

Главная > Исследовательская работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Открытая городская научно-практическая конференция для учащихся 6-11 классов «Вышгрод-2010».

Влияние императрицы Александры Федоровны

на политику Российской империи.

Исследовательская работа

ученицы 10 класса

ГОУ гимназии 1505

Оловенцовой Екатерины

Руководитель:

кин Наумов Леонид Анатольевич

Москва 2011

Содержание

Введение 3

Глава I

Политическое влияние Александры Федоровны 5

Глава II

Феодоровский городок - как "послание последних Романовых" 10

Вывод 14

Список использованной литературы 15

Введение.

Почти девять десятилетий историки изучают жизнь и деятельность последнего русского царя. Полноценное изучение проблемы невозможно без изучения роли супруги Николая II. Александра Федоровна (урождённая принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская).

Традиционно в литературе доминирует мнение, что Александра Федоровна оказывала заметное влияние на политику империи в 1915-1916 гг. Но так ли это? Был ли император Николай «слабой натурой», способной легко подвергаться влияниям со стороны? Какую роль в этом играл Распутин? Эти вопросы заинтересовали меня при рассмотрении этой темы. Целью моей работы является изучить степень и характер влияния императрицы Александры Федоровны на политику империи и постараться дать ответы на возникшие противоречивые вопросы.

Мной были поставлены задачи: рассмотреть политическую роль императрицы в источниках и участие императрицы в формировании духовной жизни императора. В исследовании использованы работы советских историков: А.Я Авреха и Е.Д. Черменского, исследования, посвященные Феодоровскому городку[4], а также мемуары В. В. Шульгина.

Вопрос о политической роли императрицы неотделим от вопроса о политической роли Г.Распутина. Как известно, старец оказывал огромное личное влияние на императрицу, но вот степень воздействия, оказываемого им на политику Николая II, представляется достаточно спорной. Существует несколько мнений. Известный советский исследователь А.Я. Аврех пишет: «Факты показывают, что до 1914 года царица практически не вмешивалась в государственные дела, а влияние Распутина в довоенные годы было хотя и значительно, но все же ограничено. Однако постепенно это вмешательство и влияние стали нарастать, достигнув апогея в 1915-1916 гг.»1. Однако в советский период были и другие мнения. Е.Д. Черменский считает, что «советы Распутина были отражением того, что уже было в голове царицы… Он не формировал ее мнений».2 Спустя десять лет после выхода работы Черменского эту же точку зрения доказывал Г.З. Иоффе: «никакой собственной политической линии Г. Распутин не проводил, да и не мог проводить», и что его влияние на царскую чету «ни в коем случае не следует доводить до общегосударственных масштабов»3.

Как представляется данный спор невозможно решить, рассматривая только политический аспект проблемы. Необходимо разобраться в религиозных основаниях политики, проводимой императором накануне революции. Вместе с тем, как известно последний русский царь мало писал и неохотно раскрывал свои мысли перед собеседниками. Кажется, однако, что многое о замыслах царя и царицы может нам дать анализ его духовных художественно-эстетических замыслов, реализовавшихся в строительстве и функционировании Феодоровского городка в 1909 – 1916 гг. в Царском Селе.

Во время двух посещений Царского Села мной было проведено исследование на местности, изучены архитектурные особенности Феодоровского городка и сделана попытка определить какие духовные и идеологические задачи ставили перед собой его создатели.

Оказывала ли императрица Александра Федоровна влияние на политику империи?

Как уже говорилось в исторической литературе есть разные мнения: М.К. Касвинова, Е.Д. Черменского и А.Я. Авреха.

«Схема А.Я.Авреха» выглядит следующим образом: Распутин давал политические указания императрице Александре Федоровне, а та, в свою очередь оказывала влияние на действия императора. «Государством правила его (царя) жена, а ею правил Распутин. Распутин внушал, царица приказывала, царь слушался»4.

Свою версию исследователь обосновывает анализом переписки царской семьи.

"Подумай, женушка моя,   писал он 25 августа, не прийти ли тебе на помощь к муженьку, когда он отсутствует? Какая жалость, что ты не исполняла этой обязанности давно уже или хотя бы во время войны! Я не знаю более приятного чувства, как гордиться тобой, как я гордился все эти последние месяцы, когда ты неустанно докучала мне, заклиная быть твердым и держаться своего мнения". Эта просьба, с точки зрения Авреха, означала, что царь фактически передавал власть в Петрограде жене   частному лицу, бывшему по российским законам таким же подданным царя, как и остальные 170 млн. российских жителей5.

Отставка Николая Николаевича стала началом эры "министерской чехарды"; почти все министерские назначения за тот период были произведены по требованию Распутина. Из переписки видно, как Распутин и царица входили во вкус управления страной, все, более расширяя сферу своего влияния.

Предметом забот и указаний царицы и "старца" становятся продовольственный вопрос, добыча угля, выпуск новых бумажных денег. Более того, Распутин решил, что для него настало время вплотную заняться военными делами, чтобы выправить положение на фронте. "Теперь, чтобы не забыть, я должна передать тебе поручение от нашего Друга, вызванное Его ночным видением,   сообщается Николаю 15 ноября.   Он просит тебя приказать начать наступление возле Риги, говорит, что это необходимо... он говорит, что именно теперь это самое важное, и настоятельно просит тебя, чтобы ты приказал нашим наступать"6.

Ответ на указания, по мнению Авреха, император демонстрировал «полное послушание». Поздравляя императрицу с новым, 1916 г. Николай пишет ей 31 декабря: "Если б только ты знала, как это поддерживает меня и как вознаграждает меня за мою (!) работу, ответственность (!), тревоги и пр. ... Право, не знаю, как бы я выдержал все это, если бы Богу не было угодно дать мне тебя в жены и друзья. Я всерьез говорю это".

В 1916 г. диапазон прямого вмешательства царицы и Распутина в государственные дела все более расширяется. Фактически царица уже управляет страной. Она вызывает министров, принимает от них доклады и отдает распоряжения. Причем делается это отнюдь не захватным порядком, а по горячему желанию самого царя7. "Да, действительно, тебе надо быть моими глазами и ушами там, в столице, пока, мне приходится сидеть здесь, пишет он в Царское Село 23 сентября 1916 г. На твоей обязанности лежит поддерживать согласие и единение среди министров, этим ты приносишь огромную пользу мне и нашей стране! О бесценное Солнышко, я так счастлив, что ты наконец нашла себе подходящее дело! Теперь я, конечно, буду спокоен и не буду мучиться, по крайней Мере о внутренних делах»8.

В инструкциях царю супруга прежде всего заботится об укреплении позиций Распутина ("Друга"). "Держи мою записку перед собой,   пишет она 27 сентября 1916 г.   Наш Друг просил тебя переговорить по поводу всех этих вопросов с Протопоповым, и будет очень хорошо, если ты поговоришь с ним о нашем Друге и скажешь ему, что он должен слушать Его и доверять Его советам пусть он почувствует, что ты не избегаешь Его имени".

Отношение царя к Распутину явно отличалось от отношения жены, было гораздо более сдержанным и временами, как видно из переписки, даже скептическим. "Если разные "блаженные", юродивые и другие "прозорливцы" для императрицы были необходимы, то для него они не были лишни. Императрица не могла жить без них, он к ним скоро привыкал. Скоро он привык и к Распутину"9

Французский посол Морис Палеолог отвечал на этот вопрос примерно также. "Имеет ли Распутин такую же власть над императором, как над императрицей?"   "Нет, и разница ощутительна", особенно тогда, когда "старец" вмешивается в политику. "Тогда Николай II облекается в молчание и осторожность, он избегает затруднительных вопросов; он откладывает решительные ответы, во всяком случае, он подчиняется после большой внутренней борьбы, в которой его прирожденный ум очень часто одерживает верх. Но в отношении моральном и религиозном император глубочайшим образом подчиняется влиянию Распутина"

Об огромном влиянии «старца» на императора пишет М. Касвинов: «Если сопоставить даты царицыных писем, содержащих наставления Распутина, с датами императорских указов тех дней, можно увидеть, каким обширным было его влияние на ход государственных дел».

Хорошо известны факты: желая получить ту или иную государственную должность, обращались к Распутину, чтобы он повлиял на императора.

Как мы видели в своих исследованиях историки, в первую очередь, опирается на материалы переписки Николая II и его жены. Действительно НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД создается впечатление, что императрица руководит мужем. Приведем здесь некоторые письма императрицы своему супругу.

«Мой милый!.. Я, может быть, недостаточно умна, но у меня сильно развито чувство, а оно часто помогает больше, чем ум. Не сменяй никого до нашей встречи, давай спокойно всё обсудим вместе».

Летом 1916 г. Александра Федоровна пишет мужу в Ставку: «А сейчас Он [Распутин] считает, что было бы целесообразно не слишком настойчиво наступать на западном участке фронта…»

На материалах этой переписки, по мнению Авреха, очень хорошо видна «система воздействия Распутина на царя через императрицу».

Вместе с тем не все так просто. Несколько лет назад была сделана попытка провести контент-анализ дневников Николая II. Это статьи М.Глазова («Император Николай II в своих дневниках»; «Достоверность переписки Императора Николая II с Императрицей Александрой Федоровной»; «Император Николай II в своих письмах к Императрице Александре Федоровне»; «Личность Императора Николая II в письмах к нему Императрицы Александры Федоровны») и работа А.Дубовой («Цари и Распутин») Это поможет нам определить место переписки с Александрой Федоровной в системе принятия решений императором.

Судя по дневникам Император любил порядок и дисциплину. Изо дня в день он заносит лаконичные записи в дневник (лишь несколько дней не имеют записей). Обычно заносятся заметки о погоде, о людях, которых принимал, о том, какие были доклады, смотры, посещения, работал ли в этот день с бумагами, как отдыхал, какие были впечатления, чувства и другое.

Дневники не дают оснований считать, что Император Николай II подвергался влияниям со стороны: Царь ни разу не отметил, что кто-либо заставил его отказаться от принятого решения, внушил ему какую-либо мысль или старался повлиять на него10. Дневники содержат лишь записи, свидетельствующие об обратном:

"Господь да благословит поездку мою и решение мое"; "Принял…Штюрмера, которому предложил место председателя Совета министров"; "Вечером говорил с Шуваевым - думаю назначить его Военным министром".

Основываясь на дневниках Николая II, трудно утверждать о некоем исключительном положении «старца».  Да, из записей следует, что царь виделся с Григорием, но вряд ли из них можно сделать те выводы, которые делают историки.

Большую роль в жизни Николая II играла его семья. Он искренне и очень сильно любил своего сына и жену. За два года количество дней в дневнике, где Николай говорит об Александре Федоровне, равно 137. Имя Аликс упоминается еще чаще. Только в записях, касающихся семьи, император постоянно проявляет эмоции, здесь звучат личные и теплые интонации. При этом следует сделать важное уточнение: о своих письмах к жене Николай говорит много, а вот письма императрицы вообще не упоминаются. Подчеркнем еще раз — нет ни только фраз типа: «с нетерпением ожидаю письмо Аликс», «не знаю как быть?», «не знаю, что делать?» «где же эти письма?» — письма императрицы вообще не упоминаются.  Можно сделать предположение, что особого значения письмам Александры Федоровны Николай II не придавал11.

Контент-анализ подтверждается мемуарами современников. Флигель-адъютант Николая II Н.С. Мордвинов пишет: «Он (царь) соглашался только с теми мнениями, которые не противоречили его собственным». Правда, мнения часто совпадали, но это были именно совпадения, а не подчиненность.

Не может согласиться с влиянием Распутина через императрицу и дворцовый комендант В.Н. Воейков: «Можно думать, что государыня под влиянием Распутина распоряжалась всеми назначениями и разрешала важные государственные вопросы. На самом же деле это было далеко не так, если судить по результатам, число лиц, кандидатуры которых поддерживала императрица, было прямо ничтожно». Молва, «будто бы Распутин проводит назначения через Царское Село», так же беспочвенна: «фактически всё сводилось к его личным отношениям с министрами, ничего общего с императрицей не имевшим».

Итак, частотный анализ дневников Николая II за последние годы его царствования противоречит мнениям историков, которые приписывают фигуре Распутина чуть ли не определяющее значение.

Вместе с тем не может не возникнуть вопрос: в чем причина возникшего у современников ВПЕЧАТЛЕНИЯ, что царь последние годы находился под политическим влиянием своей жены и Распутина? Очень выразительно это противоречие проявляется в мемуарах Шульгина. С одной стороны он спорит с М.Пуришкевичем и говорит о «министерской чехарде» 1916 г.: «Чехарда происходит или потому, что некого назначать, или кого ни назначишь, все равно никому не угодишь, потому что страна помешалась на людях «общественного доверия», а Государь как раз к ним доверия не имеет… Распутин тут ни при чем… Убьете его – ничто не изменится…»12 На первый взгляд кажется, что он согласен с мнением Войкова и Мордвинова. Но практически тут же Шульгин возмущается политикой царя: «Господи, неужели же никто не в силах вразумить!.. Ведь нельзя же так, нельзя же раздражать людей, страну, народ… Не все ли равно – изменит ли Штюрмер или нет. Допустим, что он самый честный из честных. Но если, правильно или нет, страна помешалась на «людях, заслуживающих доверия», почему их не попробовать?. Отчего их не назначить?. Допустим, что эти люди доверия – плохи… Но ведь «Столыпина» нет же сейчас на горизонте. Допустим, Милюков – ничтожество… Но ведь не ничтожнее же он Штюрмера… Откуда такое упрямство? Какое разумное основание здесь – какое?».

Именно непонимание оснований («разумных оснований), которыми руководствовался Николай II и подталкивало современников к мысли о влиянии «темных сил».

Кажется, однако, что дело не в чужом влиянии. В последние годы правления в духовной жизни императора происходила ясно выраженная отчетливая эволюция. О ее направлении мы можем судит изучая архитектурный ансамбль Феодоровского городка.

Феодоровский городок - как "послание последних Романовых"

Известно, что в семье Николая II особенное внимание уделялось воспитанию в детях уважения к русской истории и интересу к народной жизни. Элементы русской культуры, возрождавшиеся в начале XX века, находят свое отражение и в личной жизни императора. В домашней обстановке Николай II носил «мужицкую» рубаху. У детей императора были игрушки отечественного производства: куклы, одетые в старинные русские костюмы, «рубленый» терем, воссоздающий архитектурные формы времен царя Алексея Михайловича, разборная модель Троице-Сергиевой лавры и другие13.

После 1913 года Царское Село становится одним из центров распространения и популяризации русского стиля. Особенно это становится заметно после строительства Феодоровского городка.

Строительством Феодоровского собора и зданий, расположенных по соседству с ним, было положено начало формированию довольно крупного ансамбля в неорусском стиле.

Федоровский собор играл огромную роль в жизни последнего императора и его семьи. Он стал их семейной церковью, местом, где императорская семья находилась под защитой, т.к. собор являлся полковой церковью его личной охраны, а также его семейной церковью, освященной в честь покровительницы рода Романовых.

В 1908 году принимается решение о создании храма. Строительство шло с 1909 по 1912 год. Он был сооружен по проекту архитектора Покровского В.А. в древнерусском стиле. Примерно в это же время на территории Царского Села строится Феодоровский городок (а также казармы Железнодорожного полка и городок для размещения иностранных правительственных организаций). Название "Федоровский" связано с Федоровской иконой Богоматери, которая считалась небесной покровительницей рода Романовых. По другой версии, название связано с именем первого патриарха из рода Романовых – Федора. «Это выразительный по замыслу комплекс зданий в национальных формах, воплотивший главную идею тех лет – осмысление пути, пройденного династией Романовых, и более чем пятивекового периода русской монархии»14 - считает исследователь. Надо заметить, что этот комплекс выпадает из общей стилистики Царского Села. Вся его архитектура явно отсылает нас к допетровской Руси. Каждая постройка Феодоровского городка имела свои исторические прототипы в допетровской Руси. По всей вероятности, это не случайно, т.к. этот факт отражает не только вкусы, но и политический идеал императора.

Во-первых, это место интересно тем, что в то время как мейнстримом культурной эволюции России была европеизация, в резиденции императора вдруг появляется постройка в стиле неорусс. А во-вторых, прототипом для задуманного Николаем II грандиозного ансамбля в Царском Селе стал дворец в Коломенском15. Городок унаследовал от него живописную планировку, сложный силуэт отдельных зданий и богатство пластического решения. Декор многочисленных построек городка хранит особые черты, придающие различным зданиям характер средневековой архитектуры крупнейших культурных центров Руси - древних городов, в которых складывались традиции русского искусства и государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова, Москвы.

Сохранилось предписание начальника Царскосельского дворцового управления: «…государь неоднократно указывал, что все казармы в Царском Селе должны быть обработаны в русском стиле, либо в одном из древнерусских, т.е. Новгородско-Псковском, Суздальском или Московском»16.

Целеустремленность, с какой работавшие в начале XX века в Царском Селе архитекторы и художники взялись за воссоздание среды, далекой от обыденности и примет XX столетия, заставила современников отметить, что «подобное зодчество, удовлетворяющее народный вкус, требует, однако, дополнения в стильном художестве, в живописи, ваянии, музыке и в бытовом укладе». Иначе говоря, искусственно созданная народность требовала развития элементов национального во всех видах искусства и в бытовом укладе жизни. И не случайно «Царское Село, с которым была тесно связана деятельность Общества возрождения художественной Руси, оказалось подходящим местом для попытки создания не только архитектурного ансамбля, объединенного единым стилем, но и целого «мира в русском стиле».17

Возникновение в 1915 году в Царском Селе Общества возрождения художественной Руси – примечательное событие в общественной жизни России того времени.18 Полем притяжения, которое объединило членов Общества, стали вопросы развития неорусского стиля, народного искусства и художественного образования.

Федоровский городок оказался самой подходящей площадкой для грандиозных «спектаклей» на национальную тему. Начиналось молебствиями, затем осмотр верхнего и пещерного храмов с богатейшим собранием старинных икон, заканчивалось торжественной трапезой в одной из палат Феодоровского городка, «в дверях которой в своих живописных костюмах стояли слуги», где «все переносило в далекую допетровскую Русь. Роспись потолков и стен, собрание старинных одежд, старинной мебели дополняли эту картину…»19.

Таким образом, сооруженные в самом начале XX столетия вокзал Собственной Императорской ветки железной дороги, Феодоровский Государев собор вместе с комплексом Феодоровского городка составили единственный в своем роде ансамбль в неорусском стиле. Он построен на принципах, родственных градостроительной системе Древней Руси.

Кроме этих сооружений предполагалось возвести еще деревянные дома в русском стиле и городок для размещения иностранных правительственных организаций. Однако революция 1917 года не только не позволили осуществить разработанные проекты в Царском Селе, но и если не полностью оборвали, то резко снизили темпы и изменили направление развития русского стиля во всей России.

1914 год. «1-го марта. Суббота.

В 6 ½ поехал с детьми ко всенощной. После обеда рассматривал рисунки образцов и цветов стенописи из Ростовских и Ярославских церквей для выбора в наш полковой Феодоровский собор»

Дневник. С.450

1915 год. «8-го июля. Среда.

В 12 ½ все мы поехали на молебствие о даровании победы у Феодоровского собора, куда сошлись крестные ходы со всего Царского Села. Проводил с детьми духовную процессию до ворот в парке».

Дневник. С.537

1916 год. «4-го декабря. Воскресенье.

В 10 ½ поехали к обедне. Так хорошо молиться в Феодоровском соборе с казаками и солдатами».

Дневник. С.614

Феодоровский городок очень ярко демонстрировал направление духовной эволюции и художественного вкуса царской семьи. Очевидно было их стремление в «допетровскую эпоху». Православие самодержавие и народность были для императора сутью и стержнем его политических взглядов. Эта эволюция расходилась с тем вектором в котором двигалась финансовая и политическая элита империи – либерализм и европеизация. Разрыв между царем и теми социо-культурными группами, которые традиционно поддерживали монархию, становился почти неизбежным. Императрица поддерживала Николая II в его восхищении эпохой первых Романовых. Шульгин пишет: «Она гораздо выше всего окружающего. Все, кто пробовал с ней говорить, были поражены…ее умом, уменьем спорить… она всех разбивает… Ей ничего нельзя доказать… В особенности она с пренебрежением относится именно к нам… ну, словом, к Петербургу…»20 Кажется именно это и послужило основанием для возникшей иллюзии о том, что она оказывает политическое влияние на политику государства.

Выводы.

Долгое время было принято считать, что царь подчинял свою волю царице, поскольку она обладала более твердым характером, духовно руководила им. Мне кажется, что это очень поверхностный взгляд на их взаимоотношения. Государыня не оказывала давления на супруга, а действовала убеждением. И если она чем-то и влияла на него, то добротой и любовью. «Другие могут советовать, другие могут Ему мешать, но ответ за Россию перед Богом лежит на нем».

Рассмотрев различные мнения историков, используя контент-анализ содержания дневников императора, рассмотрев значение строительства Федоровского городка можно сделать вывод, что императрица Александра Федоровна не оказывала политического влияния на Николая II.

Трагедия жизни Николая II состояла в неразрешимом противоречии между его глубочайшим убеждением хранить основы и традиции России и попытками значительной части либерального образованного общества «модернизировать» (по сути разрушить) их. И речь шла не только о сохранении традиционных форм управления страной, а о спасении русской национальной культуры, которая, как он чувствовал, была в смертельной опасности.

В жизни императора присутствовало уважение к русской истории, интерес к народной жизни. Именно стремление императора и Александры Федоровны к системе ценностей допетровской Руси и вызвало отторжение современников. Именно это казалось им "влиянием императрицы на политику".

Список литературы:

  1. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения .М. 1989. /library/id_1845.html

  2. Глазов М. Николай II и его окружение. Сборник статей 2003г.

  3. Дубова А. Царь и Распутин

  4. Жизнь в русском стиле ГМЗ «Царское Село» 2010

  5. Иванченкова Т. ГМЗ «Царское Село» М., 2010

  6. Иоффе Г. 3. Великий Октябрь и эпилог царизма. М., 1987.

  7. Скорнякова Н.Н. Жизнь в русском стиле. Истоки стиля Царское село 2010

  8. Феодоровский государев собор. Санкт-Петербург. Издательство Зимина. 2002

  9. Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России. М.1976г.

  10. Шульгин В.В. Биографии и Мемуары. Белград: Изд-во М. А. Суворина, 1925.

1 Аврех А.Я. Царизм накануне свержения .М. 1989. , c.31

2 Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России. М.1976г., с. 235

3Иоффе Г. 3. Великий Октябрь и эпилог царизма. М., 1987 , c. 29

4Аврех А.Я. Царизм накануне свержения .М. 1989. /library/id_1845.html

5 Там же.

6Там же.

7 Аврех А.Я. Царизм накануне свержения .М. 1989. /library/id_1845.html

8 Там же.

9 Там же.

10 Глазов М. Николай II и его окружение. Сборник статей 2003г.

11 Дубова А. Царь и Распутин

12 Шульгин В.В. Биографии и Мемуары. Белград: Изд-во М. А. Суворина, 1925.

13 Жизнь в русском стиле ГМЗ «Царское Село» 2010, c.35

14 Иванченкова Т. ГМЗ «Царское Село» М., 2010, c. 36

15 Скорнякова Н.Н. Жизнь в русском стиле. Истоки стиля Царское село 2010, c. 57

16 Жизнь в русском стиле ГМЗ «Царское Село» 2010, c.39

17 Там же, c. 42

18 Там же, c. 43

19 Жизнь в русском стиле ГМЗ «Царское Село» 2010, c.45

20 Шульгин В.В. Биографии и Мемуары. Белград: Изд-во М. А. Суворина, 1925.

15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Исследовательская работа ученицы 9 класса

    Исследовательская работа
    5 марта 1953 году умер И.В.Сталин. С тех пор не прекращается дискуссии политиков, журналистов и историков о причинах его смерти и о роли Л.П.Берия, Г.
  2. Исследовательская работа Ученицы 10 «а» класса

    Исследовательская работа
    Темой моей исследовательской работы является история возникновения Павловского женского института благородных девиц, а именно различные этапы развития института, включающие в себя указ Николая первого о создании учебного заведения,
  3. Исследовательская работа ученицы 11 г класса Волковой Вероники Юрьевны

    Исследовательская работа
    Творчеству А. И. Куприна посвящены труды многих известных исследователей литературы, но, в основном, работы их носят биографический характер. Наиболее интересной, на мой взгляд является статья О.
  4. План выполнила 1 ученица 10 класса 1 Шмараева Алёна 1

    Документ
    Местом памяти могут являться многие исторические места: города, площади, памятники, кладбища. Каждое из них напоминает о своём по-своему. На территории кладбища покоятся останки многих наших знатных земляков прошлого века, жертвы
  5. А. С. Пушкин в казани исследовательская работа

    Исследовательская работа
    Исследовательская работаученицы 6Б классасредней образовательной школы № 40 с углублённым изучением отдельных предметовПриволжского района г. КазаниШакирзяновой Алии

Другие похожие документы..