Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена в Казахском национальном медицинском университете им. С.Д. Асфендиярова, фрагменты работы выполнены в Центре лечения детей с порокам...полностью>>
'Документ'
Разработка и апробация программы повышения квалификации по теме «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьно...полностью>>
'Программа'
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федер...полностью>>
'Лекция'
Участие в работе и представление Тульской ассоциации учителей английского языка на международной конференции «Профессиональное образование молодежи и ...полностью>>

Концепция противодействия терроризму в Российской Федера- ции 4-22

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ КОМИССИЯМ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва

2008 г.

Содержание

Введение 3

1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федера-

ции 4-22

2. Мониторинг реализации положений Федерального закона от 6

марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

(нормотворческий этап по состоянию на 1 октября 2008 года) 23-56

Введение

Важную роль в общегосударственной системе противодействия терроризму играют антитеррористические комиссии (АТК) в субъектах Российской Федерации. На них возложены функции координации деятельности территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

В настоящее время на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями особую значимость приобретает проблема повышения эффективности противодействия идеологии терроризма. В связи с этим одним из главных приоритетов деятельности в АТК является практическая реализация на региональном уровне «Комплексного плана информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008 – 2012 годы». Это предполагает качественно более высокий уровень информационно-методического обеспечения деятельности АТК, усиление эффективности взаимодействия в этой сфере субъектов противодействия терроризму с институтами гражданского общества.

Настоящая брошюра предваряет серию материалов, подготовленных аппаратом НАК в помощь АТК в субъектах Российской Федерации. Публикуемая в брошюре Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в рамках реализации федеральной целевой программой «Антитеррор (2005-2007 годы). Ее положения базируются на достигнутом уровне законодательного и нормативного правового регулирования правоотношений в сфере противодействия терроризму, расширяют и укрепляют основу для совершенствования антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предусматривают участие в ней государственных и общественных институтов, не входящих в НАК.

В работе над Концепцией участвовали ученые научно-исследовательских и образовательных учреждений ФСБ России, специалисты-практики органов федеральной службы безопасности, сотрудники аппарата НАК, а также эксперты федеральных органов исполнительной власти, представленных в Комитете. Она рассмотрена и одобрена на 12 заседании НАК 12 февраля 2008 года.

Мониторинг реализации положений Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (нормотворческий этап по состоянию на 1 октября 2008 года) содержит изложенный в табличной форме анализ правовых основ противодействия терроризму в нашей стране и нормотворческую деятельность по их совершенствованию после вступления в силу указанного закона.

Брошюра подготовлена в помощь сотрудникам АТК в субъектах Российской Федерации.

Аппарат Национального антитеррористического комитета

КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее – Концепция) представляет собой систему официально признанных в Российской Федерации взглядов, направленных на обеспечение безопасности личности, общества и государства от угроз терроризма.

Целью Концепции является определение основных направлений создания и развития общегосударственной системы противодействия терроризму, отвечающей складывающейся оперативной обстановке и перспективам её развития.

1. Терроризм как угроза национальной безопасности

Российской Федерации

1.1. Современный терроризм и основные тенденции его распространения

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Как криминальное явление терроризм – противоправные, уголовно наказуемые деяния, выражающиеся в совершении взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в этих целях.

Терроризм включает в себя идеологию насилия и террористическую деятельность в различных формах. К террористической деятельности относятся планирование создания и (или) создание террористических структур, вовлечение в террористическую деятельность, финансирование и иное содействие данной деятельности, пропаганда насильственных методов достижения социально-политических целей, а также собственно совершение террористических актов.

Основными тенденциями развития современного терроризма являются:

  • расширение географии терроризма в мире и его интернационализация;

  • усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;

  • повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

  • усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности;

  • рост финансового и материально-технического обеспечения террористических структур;

  • стремление субъектов терроризма овладеть средствами массового поражения людей;

  • попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

  • использование субъектами терроризма международных неправительственных организаций;

  • разработка и совершенствование новых форм и методов терроризма, направленных на расширение масштабов последствий террористических акций и увеличение количества жертв.

Степень опасности угроз террористических актов обуславливается уровнем совершенствования форм, методов, сил и средств террористической деятельности, тактики ее осуществления, а также эффективностью антитеррористических мер национальных и международных систем противодействия терроризму.

1.2. Факторы возникновения и распространения терроризма

в Российской Федерации

Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеет глубокую историческую природу и кроется в наличии политических, экономических, социальных, межнациональных, конфессиональных противоречий и общественных конфликтов в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, формируются под воздействием как внешних - глобальных, общих для всего мирового сообщества террористических угроз, так и внутренних - специфических для России.

Внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в России либо способствующими ему, являются:

  • рост организованной преступности и коррупции;

  • незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

  • недостаточная эффективность используемых в сфере противодействия терроризму административно-правовых и иных режимных мер;

  • негативное влияние массовой культуры, пропагандирующей насилие и жестокость.

К внешним факторам, способствующим возникновению и распространению терроризма в России, относятся:

  • устремления ряда иностранных государств, направленные на ослабление России и снижение ее роли в мировом сообществе;

  • геополитические притязания отдельных государств на определенные регионы и территории Российской Федерации, желание установить в них свое политическое, экономическое или иное влияние;

  • подрывная деятельность спецслужб иностранных государств;

  • предоставление отдельными иностранными государствами возможностей и условий для размещения на своей территории лагерей подготовки международных террористических и экстремистских организаций, в том числе и антироссийской направленности;

  • наличие устойчивых очагов террористической активности вблизи границ Российской Федерации;

  • деятельность ряда зарубежных националистических и религиозных организаций по оказанию финансовой поддержки бандподполью и радикальным экстремистским организациям, действующим на территории России.

1.3. Субъекты терроризма, цели, способы и средства терроризма

Субъекты терроризма – организации, а также отдельные лица (группы лиц), организующие и осуществляющие террористическую деятельность (или способствующие её подготовке и проведению), направленную на нанесение ущерба охраняемым законами Российской Федерации интересам личности, общества и государства.

Разнообразие субъектов терроризма определяет многоплановость и общественную опасность преследуемых ими целей, которые у российских и зарубежных субъектов террористической деятельности зачастую совпадают, следствием чего является их тесное взаимодействие и координация усилий.

Терроризм - многообъектное преступление, главной целью которого является общественная безопасность, равно как посягательства на:

  • жизнь и здоровье граждан;

  • объекты критической инфраструктуры;

  • природную среду;

  • информационную среду;

  • органы государственного управления;

  • государственных и общественных деятелей.

Основной метод террористической деятельности – шантаж (запугивание) органов власти и населения опасностью гибели людей, причинением значительного имущественного ущерба либо наступлением иных общественно опасных последствий, осуществляемый в целях нарушения общественной безопасности и оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам.

Способы совершения террористических актов – определенный порядок и последовательность применяемых средств и приемов, используемых террористом (группой или организацией) для совершения террористического акта, в том числе:

  • вооруженное нападение;

  • захват заложника;

  • подрыв;

  • поджог;

  • распространение вредных для здоровья людей радиоактивных, химических, биологических и иных опасных веществ и их компонентов;

  • применение элементов компьютерных и информационных технологий.

В зависимости от способа совершения террористического акта можно выделить: «ядерный», «химический», «биологический», «кибер» и другие виды терроризма.

2. Общегосударственная система противодействия терроризму

Общегосударственная система противодействия терроризму (далее - ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов.

ОГСПТ, в силу возложенных задач, призвана обеспечить системное и эффективное использование потенциала государства и общества для защиты от угроз террористических актов.

2.1. Субъекты ОГСПТ

Субъектами ОГСПТ являются - уполномоченные органы государственной власти, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также отдельные граждане, оказывающие содействие органам государственной власти в осуществлении мероприятий в данной сфере.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную основу противодействия терроризму на федеральном уровне.

Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по противодействию терроризму в пределах своих полномочий.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и осуществляют на территории субъекта Российской Федерации, деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Координацию действий федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму осуществляет Национальный антитеррористический комитет (далее – НАК).

Координацию деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в субъектах Российской Федерации осуществляют антитеррористические комиссии субъектов Российской Федерации (далее - АТК).

В целях организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК функционирует Федеральный оперативный штаб (далее – ФОШ), а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации – оперативные штабы субъектов Российской Федерации (далее – ОШ).

Для противодействия террористическим угрозам, направленным против российских граждан и учреждений за рубежом, в том числе военных и важных государственных объектов, организации и проведения неотложных действий по реагированию на угрозы террористических актов при дипломатических представительствах создаются кризисные штабы.

При возникновении новых угроз террористических актов в законодательном порядке могут создаваться и иные организационные структуры по противодействию терроризму.

Необходимыми условиями эффективности ОГСПТ являются постоянное и активное участие в противодействии терроризму администрации предприятий, учреждений, а также граждан, общественных объединений, иных институтов гражданского общества и координация их деятельности с субъектами ОГСПТ.

2.2. Правовая основа ОГСПТ

Правовую основу ОГСПТ составляют Конституция Российской Федерации, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Правовая основа ОГСПТ формируется также с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, основополагающих антитеррористических конвенций, принятых международным сообществом и ратифицированных Российской Федерацией.

В рамках реализации полномочий по противодействию терроризму федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты, направленные на совершенствование деятельности в данной сфере.

При осуществлении правоприменительной практики в области противодействия терроризму организации признаются террористическими, а лица – виновными в террористической деятельности только на основании судебных решений.

Правовая основа ОГСПТ совершенствуется в направлении повышения эффективности мер защиты личности, общества и государства от угроз терроризма.

2.3. Содержание деятельности по противодействию терроризму

в Российской Федерации

2.3.1. Принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации строится на следующих основных принципах:

  • обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

  • законность;

  • приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности и непосредственно участвующих в пресечении террористического акта;

  • неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

  • системность и комплексность использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, правоприменительных, специальных и иных мер;

  • активное сотрудничество государства с международными и российскими неправительственными, общественными организациями, объединениями и гражданами в противодействии терроризму;

  • приоритет мер предупреждения и профилактики терроризма;

  • единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

  • сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

  • конфиденциальность сведений об участниках, специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

  • недопустимость политических уступок террористам;

  • соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

2.3.2. Цель и задачи противодействия терроризму

Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.

Основными задачами в достижении указанных целей являются:

  • выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;

  • выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера и (или) оказание содействия такой деятельности;

  • привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

  • пресечение попыток переноса на территорию России деятельности международных террористических организаций, привлечение к этому процессу потенциала международной антитеррористической коалиции;

  • постоянное совершенствование ОГСПТ, поддержание в состоянии готовности к использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористических актов и минимизации (ликвидации) их последствий;

  • обеспечение антитеррористической защиты объектов террористических посягательств - критической инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей;

  • противодействие распространению идеологии терроризма, осуществление активных информационно-пропагандистских мероприятий антитеррористической направленности.

2.3.3. Направления противодействия терроризму

Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям:

  • профилактика терроризма;

  • борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);

  • минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Высшее профессиональное образование основы противодействия терроризму (1)

    Учебное пособие
    Основы противодействия терроризму : учеб. пособие для 0-75 студ. высш. учеб. заведений / [Я. Д. Вишняков, Г. А. Бондарен-ко, С.Г.Васин, Е.В.Грацианский]; под ред.
  2. Высшее профессиональное образование основы противодействия терроризму (2)

    Учебное пособие
    Основы противодействия терроризму : учеб. пособие для 0-75 студ. высш. учеб. заведений / [Я. Д. Вишняков, Г. А. Бондарен-ко, С.Г.Васин, Е.В.Грацианский]; под ред.
  3. Российская академия государственной службы при президенте российской федерации (2)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации 1993 года возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением
  4. Программы вступительных испытаний в российский государственный социальный университет

    Решение
    Программы вступительных испытаний в Российский государственный социальный университет (далее – «РГСУ») разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
  5. Российский государственный торгово-экономический университет (16)

    Методические указания
    Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учет,

Другие похожие документы..