Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Дані про те, що діється в клітинах морського молюска, а також про те, яким чином відбувається синтез білків у людському мозку, допомагають розпізнати...полностью>>
'Статья'
Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законо...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 020200.68...полностью>>
'Урок'
3) Как явить любовь на практике в тех ситуациях, когда любить сложно? … Разберите несколько примеров из материала за пятницу или из комментария для уч...полностью>>

О. В. Шайдурова Красноярский государственный технический университет

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Профессиональная перспектива подростка

Н.А. Гончаревич,

О.В. Шайдурова

Красноярский государственный технический университет

В выпускном классе подростки сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от юноше­ских фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полу­ченные от родителей, друзей, знакомых из средств массовой информации и т. д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. На выбор про­фессии сильное влияние оказывает ее престижность. Смещение ценностей профессий, динамика (изменение или даже извращение) смыслов труда яв­ляются характерными особенностями нашего времени [1].

Таким образом, можно определить основные приоритеты в профессиональном и личностном самоопределении, соответствующие современной си­туации:

- постепенное формирование у подростков умения прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограни­ченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менеджер, тело­хранитель, и т. п.). Идеалом реализации такого приоритета могло бы стать снижение конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора.

- помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым профессиям, но вопреки первоначальному желанию. Если профессиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, то личностное и ценностно-нравственное самоопределение чаще зависят от самого человека. Для психолога - практика важно понять или прочувствовать важность данных приоритетов, а также постараться подобрать адекватные средства для формирования у старшекласс­ников готовности к более полноценному самоопределению.

В последнее время общепризнанной считается неразрывная связь профессионального и личностного самоопределения. Более того, на первый план часто выдвигается ценностно-нравственное самоопределение личности. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших проявлениях почти сливаются. При попытке развести их можно выделить два принципиальных отличия.

Профессиональное самоопределение – более конкретное понятие, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение – это более сложное понятие, оформить официально его не возможно.

Профессиональное самоопределение зависит от внешних, чаще всего благоприятных условий; личностное самоопределение зависит от самого человека.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление. Проблема самоопределения стара как мир. Девизом философских и психологических исканий человечества многие называют изречение, которое, по преданию, древние греки высекли на стенах знаменитого храма в Дельфах: «познай себя». Для чего человек стремится к самопознанию? Чтобы понять, кто он такой, то есть, чтобы самоопределиться. Современные психологи отождествляют понятие «самоопределение» с понятием «самосознание». Говоря о самосознании, И. Кант писал: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Таким образом, самосознание – это переживание целостности и специфичности своего Я, наделенного собственными мыслями, чувствами и желаниями и существующего в окружении внешнего мира, но в то же время отдельно от него. Самоопределение является одним из центральных механизмов становления личностной зрелости, который заключается в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность»; Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

В профориентации можно обозначить комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И проф­консультация, и профориентация - это «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самостоятельным ориен­тированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Для того, чтобы придать большую осмысленность развитию субъекта труда необходимо иметь некую программу, план такого развития, который высту­пал бы в качестве основного регулятора сознательных действий самоопреде­ляющегося человека. Одним из вариантов такой программы действий, кото­рый можно также рассматривать как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения, выступает схема построения личной профессиональной перспективы.

Формирование профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о развитии субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией. Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности.

Учеба в школе занимает большое место в жизни подростков. Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые де­лают его более взрослым в собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.

В подростковом возрасте происходит выработка соответствующих уме­ний и навыков, нужных деловых качеств личности. Действительно старше­классников отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление что-то делать своими руками, повышенная любознательность и мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах; их источниками могут стать учителя, родители, другие люди более, старшего возраста. Чаще всего первичные, профессиональные интересы возникают в собственном учении и труде, и это создает благоприятные возможности, для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, которые подросток в основном включен [2].

В старших классах появляются новые мотивы учения, связанные с рас­ширением знаний, которые позволяют заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности, основанием для проявления интереса к будущему профессиональному самоопределению. Подросток на­чинает с нарастающим интересом присматриваться к многообразию профес­сий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды дея­тельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентации.

Профориентационная работа в школе ведется со старшеклассниками в подростковом возрасте, именно в этом возрасте появляется особый интерес к себе как личности.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профориентация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация.

Профориентация предлагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация, и профконсультация – это «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.

Фактически работа психолога, осуществляющего профориентационную деятельность, проходит в двух взаимосвязанных планах:

1) помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;

2) постепенное и ненавязчивое формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения. Заранее посеянные зерна сомнения и прозрения позволят подростку в будущем найти новые смыс­лы своей деятельности, которые он пока еще не в состоянии найти. При этом важно отметить, что смысл конкретной деятельности всегда должен опреде­ляться в контексте всей жизни, иначе не будет самоопределения как целост­ности [3].

Традиционный смысл профконсультационной помощи видится в выдаче самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций о выборе подхо­дящей для него профессии или сферы деятельности. Основанием для такой рекомендации является изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.

В более, современном понимании смысл профконсультационной помощи сводится к постепенному формированию у подростка внутренней готов­ности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив. При этом кон­кретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из эле­ментов профессионального самоопределения вообще, а также одно из уп­ражнений для формирования способности к последующим профессиональ­ным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это одна из наиболее веских причин профессионального выбора, но не менее веская причина тщательно и разумно выбирать профессию- это профессиональные возможности, которые редко осознаются при выборе профессии. А ведь профессиональная пригодность-это один из важнейших моментов, которые не­обходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. – 340 c.

  2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной личности. М.: ИПП, 1996.

  3. Борисова Е.М., Гуревич И.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопр. психологии. 2004, № 4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. "Философские науки"

    Диплом
    Л. Томский государственный университет Цидин А. А. Томский государственный университет Шредер О. Б. Томский государственный университет Кузьмичев А.
  2. Проблемы профессионального выбора

    Документ
    Профессиональная деятельность играет важную роль в жизни каждого человека. По данным американских исследователей от того, как удачно выбрана профессия, повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращается
  3. Бюллетень новых поступлений 2008 год (8)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  4. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой

    Документ
    1. Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России от 4 июля 2007 г. № 198 (приложение).
  5. Расписание работы секций ХХХIII научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов

    Расписание
    Секция «Историография, источниковедение и методы исторического исследования в контексте новых парадигм исторического исследования и междисциплинар –ности»

Другие похожие документы..