Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ветсанекспертиза та оформлення на відправку партії підконтрольних ветеринарній медицині вантажів окрім видачі ветеринарного свідоцтва на кожну одиницю...полностью>>
'Документ'
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возрас...полностью>>
'Документ'
. ПРИ ДОБРОВОЛЬНОМ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗКИ НА ПЕРВОМ ПОЛЕТНОМ КУПОНЕ, ТРЕБУЕТСЯ ПЕРЕПИСКА БИЛЕТА СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ ПРИМЕНЕННОГО ТАРИФА С ДОБОРОМ ...полностью>>
'Статья'
Конституционные принципы экономического строя представляют собой фундаментальные устои, на основании которых функционирует современная экономика. По ...полностью>>

Бизнес-планирование. Москва удк 338. 24 Управление предприятием в рыночной экономике. Бизнес-планирование: Учеб пособие

Главная > Бизнес-план
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ.

Москва

УДК 338.24

Управление предприятием в рыночной экономике. Бизнес-планирование: Учеб. пособие /

ISBN 5-230-21974-2

Рецензенты

В учебном пособии рассматриваются вопросы средне- и краткосрочного планирования нового вида деятельности предприятия, открытия нового бизнеса для различных сфер экономики. Рассматриваются примеры составления бизнес-плана.

Предназначается для студентов экономических специальностей, аспирантов, слушателей магистратуры.

Библиогр.: 10 назв.

ISBN 5-230-21974-2 

ВВЕДЕНИЕ

Сложности перехода к рыночной экономике в России обусловлены не только слабостью законодательной базы и медленными темпами реформирования национальной экономики, но и слабым уровнем профессиональной подготовленности руководителей и менеджеров различных уровней в условиях рынка. Такое положение во многом объясняется и массовой психологией работников, особенно средних и крупных предприятий, отдающих предпочтение производителю над потребителем. Рыночное сознание обусловлено иным видением взаимосвязей сферы производства и потребления. Рыночная экономика базируется на таком производстве товаров и услуг, которые потребляются. Производится только то, что купит потребитель.

Начиная новый бизнес или реконструируя действующее предприятие, главным вопросом предприниматель ставит выявление потребностей рынка. Сами же потребности со временем изменяются, трансформируются требования к качеству и функциональным возможностям товаров. Такое динамичное положение на рынке необходимо учитывать при разработке нового товара, организации и финансировании его производства. Проще говоря, перед началом каждого совершенствования производства, расширения видов деятельности и номенклатуры товаров необходимо ответить на вопрос: стоит ли вкладывать деньги и затрачивать усилия на конкретную деятельность? Инструментом решения этой проблемы служит бизнес-план. Его разработка позволяет согласовать возможности предприятия (предпринимателя) с потребностями рынка на определенный период. Бизнес-планирование является составной частью текущего и стратегического планирования развития предприятия (фирмы). Язык бизнес-плана широко распространен во всем мире среди предпринимателей. В этих условиях освоение методов такого вида планирования является необходимым элементом перестройки мышления всех категорий работников на рыночный способ хозяйствования.

В процессе изучения бизнес-планирования слушатели осваивают все основные моменты производственной и коммерческой деятельности, анализируют проблемы, с которыми придется столкнуться, определяют способы решения этих проблем.

Данный курс рассчитан на 18 аудиторных занятий.

Т е м а 1. БИЗНЕС-ПЛАН В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО РАЗРАБОТКИ

1.1. Место бизнес-плана в системе планирования

Управление организацией (предприятием) представляет собой систему взаимосвязанных функций: планирование - организация - мотивация - контроль.

Планирование - это определение целей и путей их достижения, охватывает в соответствии с этим следующие этапы:

- разработка общих /стратегических/ целей;

- определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени /2-3 года/;

- определение путей и средств их достижения;

- контроль за реализацией поставленных целей /путем сопоставления плановых данных с фактическими/.

В зависимости от характера деятельности планирование выступает или в виде долговременной стратегической программы развития предприятия или в виде оперативных планов-графиков, выполняющих к тому же контролирующую функцию.

Если предприятие стремится найти инвесторов или партнера для достижения определенной цели / создание совместного предприятия, организации совместных проектов или совместных действий на рынке/, ему необходимо, кроме четкого представления о предлагаемом бизнесе, убедить инвесторов или партнера, что оно способно грамотно и эффективно наладить новое дело и управлять им. Для этих целей служит выработанный мировой экономической практикой бизнес-план.

Бизнес-план - это плановый документ, имеющий многоцелевой характер.

Во-первых, бизнес-план - это начало любого предпринимательства в любой сфере деятельности. Он описывает все основные аспекты будущей деятельности, анализирует все проблемы, с которыми придется столкнуться, определяет способы решения этих проблем.

Во-вторых, он поможет действующему предприятию разобраться в перспективах роста своего дела, оценить, каков его прогресс, предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции.

В-третьих, он может служить формальным юридическим документом, с помощью которого начинается формирование уставного капитала и финансовых активов будущего предприятия.

В современной экономической теории бизнес-план выполняет четыре функции. Первая функция связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Это жизненно необходимо в период создания предприятия, выработки новых направлений деятельности.

Вторая - функция планирования. Она позволяет оценивать возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы ее развития, выполнение запланированных мероприятий.

Третья функция связана с привлечением денежных средств / ссуд, кредитов /. Без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит не так просто. Банка стараются застраховать себя на случай невозвратности кредита, требуя гарантии, реального залога, необходимости страхования, и в этом предприятию помогает бизнес-план.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов предпринимателя потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Можно ли отождествить бизнес-план с техпромфинпланом, который до недавнего времени был основным плановым документом деятельности предприятия?

Техпромфинплан представлял собой жесткую конструкцию, выстроенную в условиях заданности и работающую, в основном, на себя. Разделы техпромфинплана взаимоувязаны показателями и расчетами, что создает видимость прочности конструкции. Но, как известно, только гибкость позволяет конструкции оставаться прочной, приспосабливаясь к изменению условий, ситуации.

Предприятие в условиях жесткого централизованного планирования лишено самого главного - связи с окружающей средой, в силу этого оно работает не на потребителя, а на план, управляется не экономическими отношениями, а диктатом “сверху”.

Несколько похож бизнес план на более привычное нам технико-экономическое обоснование конкретного инвестиционного или производственного проекта и отличается тем, что направлен на поиск партнера или инвестора, поэтому имеет большую убедительность, доказательность.

1.2. Необходимость овладения методами разработки бизнес-плана

Известно, что рыночная экономика подвержена постоянным, во многом противоречивым изменениям. Может быть, не стоит затрачивать время и силы на составление плана, а лучше постоянно чутко улавливать изменения и руль управления держать в позиции сиюминутной готовности в ним?

Такие настроения сыграли определяющую роль в сломе машины Госплана и многих плановых инструментов, которые необходимы в рыночных условиях и которыми пользуются развитые капиталистические страны.

Специалисты в области рыночной экономики считают, что чем больше рынка, тем важнее план.

Разработка бизнес-плана требует профессиональных знаний в области управления, финансах, маркетинге. Поэтому даже небольшие фирмы на Западе обращаются к экспертам за консультацией или к услугам специалистов, предлагающих услуги по составлению бизнес-плана.

Однако составление бизнес-плана требует личного участия руководителя или предпринимателя, открывающего свое дело. Этим самым он как бы моделирует будущую деятельность, соизмеряя с ней свои силы и возможности.

Необходимость и обязательность составления бизнес-плана не закреплена пока ни одним юридическим документом. И многие, начиная свое дело, обходятся без него. Статистика, однако, показывает, что в США ежегодно свое дело начинают 600 тысяч новых предпринимателей, из которых только половина удерживается на плаву хотя бы 18 месяцев в лишь одному из пяти удается не разориться на протяжении первых 10 лет.

Основными причинами неудач, как показывают исследования, чаще всего являются:

- некомпетентность / более 40% неудач/;

- отсутствие управленческого опыта / 15 - 17 % неудач/;

- нехватка жизненного опыта и знаний / 15 - 17 % неудач/;

- отсутствие профессиональных навыков / 13 - 15 % неудач/.

Отечественная практика показывает, что учредители многих предприятий, созданных в период перестройки, подошли к их созданию совершенно неосознанно. Легкость, с которой создавались предприятия, объясняется прежде всего низким уровнем уставного фонда: десять тысяч рублей вложить в уставной фонд, заплатить относительно небольшую регистрационную пошлину не вызвало особых финансовых трудностей. Кроме того, начало деятельности зачастую не было обеспечено ни соответствующей технологией, ни финансами, к выработке концепции и стратегии развития ее предприниматели приступали обычно на втором этапе.

В результате 10-15 % от общего числа зарегистрированных предприятий длительное время числились “мертвыми” / не занимающимися хозяйственной деятельностью/ и в конце концов объявляли о самоликвидации.

Необходимость разработки бизнес-плана объясняется еще и тем, что риск банкротства для вновь созданных предприятий, особенно в первые 3-5 лет, очень велик. Об этом свидетельствует и международная практика.

Овладение искусством составления бизнес-плана в условиях российской экономики стало крайне актуальным в силу следующих причин:

- во-первых, в нашей экономике нарождается поколение предпринимателей, не имеющих пока опыта управления в условиях рынка;

- во-вторых, меняющиеся экономические условиях требуют от опытных руководителей ставить и решать задачи по-новому;

- в-третьих, для привлечения иностранных инвестиций необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам свои способности и возможности.

Овладение методами разработки бизнес-плана позволит выработать в своем характере и манере вести дела те основные черты, которые присущи преуспевающим предпринимателям:

- стремление к новшествам;

- готовность идти на разумный риск;

- уверенность в собственных силах;

- способность напряженно трудиться;

- умение ставить перед собой высокие, но достижимые цели;

- умение вести тщательный учет своих затрат и результатов.

ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

2.1. Структура бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайшие 3-5 лет, определяющий его цели и взаимосвязанную политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие , и определяет способы решения этих проблем.

От техпромфинплана бизнес-план отличается тем, что его показатели не столько точны количественно, сколько содержательны, жизненны, качественно обоснованы.

Структура бизнес-плана зависит от цели и экономической политики предприятия, от степени его новизны, от характера его развития. Ниже приведена примерная структура бизнес-плана для предприятия, создаваемого вновь.

Примерная структура бизнес плана

Титульный лист

1.Вводная часть /резюме/, основное положение проекта плана

2.Оценка рыночной ситуации /анализ положения дел в отрасли/

3.Существо проекта деятельности

4.План производства

5.План маркетинга

6.Организационный план

7.Юридическое обоснование проекта плана /юридический план/

8.Оценка риска и страхование

9.Финансовый план и стратегия финансирования

Приложения

Название разделов бизнес-плана условно, используется для концентрации внимания на его структуре и последовательности составления.

Время, которое занимает составления бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки работника. Специалисты считают, что на составление бизнес-плана затрачивается не менее двухсот часов.

План должен быть достаточно подробным, так как он необходим многим:

-потенциальным инвесторам /банкирам/;

-сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче понимать свои задачи;

-владельцу предприятия /менеджеру/, чтобы тщательно проанализировать свои цели и возможности.

Особенностью составления бизнес-плана является личное участие руководителя, так как при этом он моделирует свою будущую деятельность, проверяет на крепость свои замыслы и свои силы.

2.2. Содержание и порядок разработки основных разделов бизнес-плана

Последовательность составления бизнес плана соответствует порядку его разделов . Но титульный лист и вводная часть, представляющая по форме выводы / резюме/, готовятся в самом конце работы.

2.2.1. Титульный лист содержит следующие сведения :

- полное название и адрес предприятия /фирмы/;

- имя предпринимателя , его домашний телефон;

- суть предлагаемого проекта /2-3 фразы/;

- совокупная стоимость проекта;

- заявление о том, что содержащие в документе сведения не подлежат разглашению / для предпринимателя это важно, поскольку защищает его права на идею /.

Суть предлагаемого проекта и его ориентировочную стоимость рекомендуется указывать на титульном листе, поскольку, имея такую справку, потенциальные инвесторы могут сразу понять, о чем идет речь и сколько это может стоить, не читая подробно весь план.

Пример титульного листа

Предприятие по ремонту бытовой техники

/акционерное общество закрытого типа/

"Гарант"

Адрес: Электрогорск, Московская обл.

Кантемиров Андрей Николаевич

тел. 6-04-35

Акционеры Семенов О.А., Багиров Т.П.

Сущность предлагаемого проекта: предприятие будет производить ремонт сложной бытовой техники - телевизоров, приемников, магнитофонов. Ремонт производится с гарантией сроком более года. Кроме ремонта, предлагаются услуги по межремонтному обслуживанию, продаже мелких запасных частей для саморемонта, подключению купленной техники, устройству мест подключения техники. Услуги предлагаются по срочному контракту.

Стоимость проекта: требуется ссуда в размере 100 млн. рублей сроком на три года. Эти деньги пойдут на аренду помещений, покупки оборудования и материалов, прокат транспортных средств, рекламу и покрытие торговых издержек.

Настоящий документ содержит секретную информацию и является собственностью указанных выше владельцев предприятия. Он предназначен только для лиц , получивших его с ведома и согласия владельцев. Копировать или разглашать его содержание без письменного согласия совладельцев предприятия запрещается.

2.2.2. Вводная часть /резюме/ пишется, как правило, уже после того, как составлен весь план.

Объем резюме - около четырех машинописных страниц. В нем предельно просто и лаконично, с минимумом специальных терминов, разъясняется, что предстоит сделать, за счет чего, чем предлагаемый к производству продукт будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели предпочтут его.

Коротко освещаются ожидаемые финансовые результаты, прогноз продаж на ближайшие годы, выручка от продаж, затраты на производство, валовая прибыль и уровень прибыльности вложений, срок возврата средств, если используется банковский кредит.

Цель резюме - вызвать интерес у потенциального инвестора. Именно по содержимому вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца.

2.2.3. Оценка рыночной ситуации /раздел 2/ бизнес-плана представляет собой анализ положения дел в отрасли. Она необходима при создании нового предприятия или развития действующего, так как о возможностях предприятия, о его шансах в конкурентной борьбе судят по состоянию дел в отрасли.

Раздел включает краткий исторический экскурс, анализ текущего состояния дел в отрасли, сведения о тенденциях ее развития.

Следует дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, их сильные и слабые стороны, какую роль может сыграть каждый в судьбе затеваемого дела.

Необходимо дать ответ на вопрос, на какого потребителя рассчитаны товары или услуги нового предприятия, взять на заметку все прогнозы по данной отрасли.

Примерный круг вопросов который должен быть освещен в этом разделе, приводится ниже.

1. Динамика продаж по отрасли за последние пять лет.

2. Какие ожидаются темпы прироста?

3. Сколько новых предприятий /фирм/возникло в отрасли за последние три года ?

4. Какие виды продукции появились в отрасли за последнее время?

5. Потенциальные конкуренты: кто они?

6. За счет чего можно выдвинуться вперед?

7. Как идут дела у конкурента?

8. В чем сила и слабость их?

9. Потенциальные потребители: кто они?

10. Отличается ли круг ваших потребителей от круга потребителей конкурентов?

Где взять информацию для ответа на эти вопросы? Лучше всего стать членом отраслевой ассоциации для того, чтобы получать систематическую /и бесплатную/ информацию о развитии дел в отрасли. Можно пользоваться правительственными отчетами в специальных журналах и еженедельниках. Дальнейшее развитие рыночных отношений вызовет к жизни важный элемент инфраструктуры рынка - коммерческую информационную сеть.

2.2.4. Существо проекта деятельности /раздел 3/. В этом разделе дается подробное изложение предлагаемого проекта, что позволит инвестору оценить специализацию и размеры предприятия.

Необходимо описать предполагаемый продукт или услугу, дать по возможности наглядное изображение их: фотографию, рисунок, дающие четкое представление, качество, преимущества дизайна, особенности упаковки, организацию сервиса, если это техническое изделие и т.п.

В этом же разделе должна быть примерная оценка цены продажи, затрат и прибыли. Если предприятие уже существует, приводятся сведения о том, что и как оно выпускало раньше.

Основные вопросы, на которые следует ответить в этом разделе, приведены ниже.

1. Какую продукцию /товар/ предлагается производить?

2. Дайте подробное описание предлагаемой продукции или услуги, включая сведения о патенте, торговом знаке.

3. Где будет располагаться предприятие /фирма/?

4. Нуждается ли помещение в ремонте? Во что примерно он обойдется?

5. Это ваше собственное помещение /здание/ или вы арендуете его?

6. Удобно ли оно, где его местонахождение?

7. Работники каких специальностей вам нужны?

8. Какое оборудование необходимо для офиса? Возьмете его на прокат или будете покупать?

10. Есть ли у вас опыт предпринимательской деятельности? Руководящей работы?

11. Немного о себе: возраст, образование, склонности и интересы.

12. Почему вы решили стать предпринимателем?

13. На чем основана ваша вера в успех?

14. На какой стадии находится разработка нового продукта?

2.2.5. В разделе "План производства" / 4 раздел бизнес плана/ дается содержание и полное описание производственного процесса: схема производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков, условий поставки, ориентировочной стоимости их, а также список оборудования, которое может понадобиться в будущем.

Если некоторые операции предлагается поручить субподрядчикам, необходимо дать о них сведения: имя субподрядчика /фирмы/, его адрес, причины по которым сделан выбор , цены, информация о ранее заключенных контрактах, если они были.

Внешних экспертов будет интересовать, насколько рациональна технологическая схема, обеспечивает ли она сокращение трудовых затрат, времени и материалов, насколько гибко реагирует она на изменение ассортимента продукции с учетом требований рынка.

Технологическая схема должна сопровождаться описанием процессов контроля качества, а также указанием методов, которыми будет проводиться контроль качества и документов, которыми при это следует руководствоваться.

Завершается данный раздел бизнес-плана оценкой возможных издержек производства и их динамикой на перспективу. Здесь же необходимо отразить затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Этими вопросами постоянно интересуются местные власти и общественность, если не предусмотреть затраты на эти цели, придется расплачиваться штрафами или прекращением деятельности.

Главные пункты, которые должны быть раскрыты в пятом разделе бизнес-плана, представлены ниже.

1. Где будут производиться товары - на действующем или вновь создаваемом предприятии?

2. Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать из года в год?

3. Дайте полное описание производственного процесса, укажите субподрядчиков. Укажите имена /название фирм/ и адреса субподрядчиков.

4. Объясните, почему выбраны именно они?

5. Сколько платите или собираетесь платить субподрядчикам?

6. Приведите схему производственных потоков в графическом виде.

7. Какие потребуются сырье, материалы, комплектующие?

8. Кто будет их поставлять, на каких условиях и по каким ценах

9.Какова репутация поставщика и есть ли уже опыт работы с ними?

10. Какое производственное оборудование потребуется и где намечается его купить /арендовать/?

11. Какое оборудование может понадобиться в будущем?

12. Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?

13. Какова будет себестоимость произведенного продукта?

2.2.6. План маркетинга /раздел 5/ - важнейший раздел бизнес-плана. Потенциальные инвесторы считают его важнейшим слагаемым успеха нового предприятия.

На действующем предприятии план маркетинга составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и вносят поправки с учетом изменения рыночной ситуации.

Зарубежные специалисты так определяют понятие "маркетинг":

Ф.Котлер - "Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена."

Петер Друкер - "Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар и услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.

Задача маркетинга - выявлять главные факторы, как внешние, так и внутренние, способствующие успешному завоеванию рынка /см. рис.1 "Система маркетинга"/.

Внешние факторы:------+

¦

Экономика ¦

демография ¦

культура ¦

технология ¦

спрос ¦

законы ¦ Обратная связь

конкуренты ¦ +-----------------------------------------+

предложение ¦ ¦ ¦

¦ ¦ +------------------+ ¦

¦ ¦ ¦ План маркетинга ¦ ¦

¦ ¦ +------------------+ ¦

Предприниматель - Стратегия - тактика - Рынок ------+

¦

¦

¦

Внутренние факторы:---+

финансовые ресурсы

кадры

поставщики

цели и задачи

Рис. 1. Система маркетинга

Основные элементы маркетинга: товар /услуга/, цена, сбыт, реклама. Отсюда основные элементы плана маркетинга следующие: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания, формирование общественного мнения о фирме и товаре.

План маркетинга сравнивают с дорожной картой при езде по незнакомой местности: как и карта, он дает ответ на три главных вопроса - где мы находимся? - куда нам нужно попасть? - как туда добраться?

+-------+ Как? +--------+

¦ Где ?+------------------------->¦ Куда ? ¦

+-------+ +--------+

Примерная структура плана маркетинга:

- анализ текущей ситуации /где мы находимся?/

- цели и задачи /куда нам нужно попасть?/

- стратегия маркетинга и программы ¦

- финансовое обеспечение +-> как туда

- контроль за выполнением и целевые показатели ¦ добраться?

Анализ текущей ситуации дает ответ на вопрос: где мы находимся? Если будет производиться новый продукт, следует описать идею его появления. Если есть аналоги, должно быть описание возможностей и перспектив.

Необходимо провести сегментацию рынка - это его разбиение на более мелкие однородные участки или "подрынки". Цель сегментации понять возможности и выработать более прицельную стратегию удовлетворения потребительских запросов. Зная, из каких сегментов состоит рынок, можно выбрать, на какие сегменты ориентироваться:

на все,

на некоторые,

на конкретный сегмент.

Выбрав сегмент, следует выяснить преимущества и недостатки своего продукта относительно выбранного сегмента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Удк 338. 124. 4(1-662) ббк 65 (1)

    Документ
    Имя Джорджа Сороса - выдающегося предпринимателя и филантропа говорит само за себя. Доктор Honoris Causa, крупный исследователь финан­совых рынков и автор теории рефлексивности, Джордж Сорос почувствовал острую необходимость развить
  2. Удк 338. 124. 4(1-662) ббк 65 (2)

    Документ
    Имя Джорджа Сороса - выдающегося предпринимателя и филантропа говорит само за себя. Доктор Honoris Causa, крупный исследователь финан­совых рынков и автор теории рефлексивности, Джордж Сорос почувствовал острую необходимость развить
  3. Экономика города

    Учебное пособие
    Валиев Ш.З., Казакова Т.Е., Ишмеева А.С. Экономика города: Учебное пособие / Валиев Ш.З., Т.Е. Казакова, А.С. Ишмеева. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2008.
  4. Эколого-экономическая оценка рационального использования энергетических ресурсов в системе киотского протокола 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (экономика природопользования)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 3 ноября 2006 года в 12.00 часов на заседании регионального диссертационного совета ДМ 212.251.03 при Сибир­ской государственной геодезической академии (СГГА) по адресу: 630108, Новосибирск, ул.
  5. Сборник научных трудов кафедры

    Документ
    Сборник научных трудов кафедры «Экономики и управления предприятиями» СибАДИ. Главной целью сборника является предоставление научных направлений деятельности кафедры, возможности опубликования результатов работы ученых, молодых кандидатов

Другие похожие документы..