Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится 18 июня 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени до...полностью>>
'Документ'
Мета: виховувати в учнів свідому любов до Батьківщини, до рідного міста Кривого Рогу, повагу до героїчного минулого свого народу, криворіжці-визволти...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Организация и деятельность гостинично-туристических комплексов» разработаны в соответствии с ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Астраханский государственный колледж профессиональных ...полностью>>

Интеграция детей-инвалидов в России: законодательство, реальная ситуация, пути перемен

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Интеграция детей-инвалидов в России:

законодательство, реальная ситуация,
пути перемен

I. Введение

Говоря об интеграции, мы говорим о возможности для человека с серьезными проблемами развития — в нашем случае ребенка-инвалида, или особого ребенка,— в первую очередь, нормально жить в семье, нормально обучаться (а впоследствии — и работать), а также о системе специальных мер — реабилитации, которая позволяет осуществлять первое и второе.

Государство достаточно инерционно, поэтому сфера, в которой наблюдается дефицит услуг, обязательно должна восполняться усилиями III сектора. Фундаментом для интеграции должна быть законодательная база, которая обеспечит разумную государственную политику в этой сфере и возможность для негосударственных организаций оказывать дефицитные услуги. Выполнены ли эти условия в России?

Законодательная база интеграции построена. Исполнительная власть, как будет показано ниже, игнорирует принятые законы. В результате образуется пропасть между закрепленными в законах правами ребенка-инвалида на развитие, образование и реабилитацию и фактическим отсутствием их реализации.

В этой ситуации, тем не менее, достаточно активно развивается инфраструктура интеграции — пока что главным образом за счет негосударственных организаций; эта инфраструктура активно востребована, оказываемые в ней услуги крайне дефицитны.

Однако решительные сдвиги могут произойти только тогда, когда исполнительная власть действительно начнет исполнять законы.

II. Как государство обеспечивает интеграцию
(законодатель — «за»)

Международные документы

Конституция РФ (п. 4 ст. 15) декларирует примат международного права, и российское законодательство в соответствующей области должно опираться на подписанные Россией международные договора и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права. Перечислим кратко основные международные документы и соответствующие их статьи и разделы, которые можно условно считать необходимым минимумом такого рода в сфере, касающейся прав и жизненного устройства детей-инвалидов: они формируют правовую позицию международного сообщества по этим вопросам — позицию, к которой законодательно присоединилась современная Россия. К этим документам относятся1:

  • Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.): Принципы 5, 7,10;

  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.): статья 1.1, пп. a), d); статья 3, пп. a), d); статья 4, п. с); статья 9;

  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г.: пп. 1–4;

  • Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года: пп. 2–4, 6, 10;

  • Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.): статья 2, п. 1; статья 23, пп. 1–3; статья 28, пп. 1 а), 2; статья 29, п. 1 а), d), п. 2; статья 31, пп. 1, 2; статья 39;

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года: Задачи, п. 11; Обязательства, пп. 6–7;

  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96): Введение, ст. 23; Правило 2. Медицинское обслуживание, п. 5; Правило 3. Реабилитация, пп. 2–3; Правило 6. Образование, абзац 1, пп. 1, 2, 4–6, 8; Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности, п. 1; Правило 15. Законодательство, п. 2.

Российское законодательство

На рубеже 1980-х – 1990-х годов государство сделало решительный шаг к гуманизации общества. С 1992 г. на федеральном уровне было принято более 3002 нормативных правовых актов (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств), направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Важные положения содержатся, после Конституции, в Семейном кодексе, «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (определившие доступность и порядок оказания медицинской помощи), законах «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (регламентирующий, в частности, выплату социальных пособий, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг и т. д. семьям, воспитывающим ребенка-инвалида), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Особо выделим законы «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Об образовании», о них пойдет речь ниже.

Право ребенка-инвалида на жизнь и воспитание в семье

Приоритет семейного воспитания и обязанности воспитателя

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации3 родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут за это ответственность и имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью)4, а при отсутствии такой возможности — в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; таким образом законодатель декларирует приоритет семейных форм воспитания любого ребенка.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Такие дети имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.5

Государство возлагает на опекуна (попечителя) ребенка обязанность воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования6. К сожалению, законодательством не предусмотрено никакого ограничения числа подопечных детей у одного опекуна (см. раздел «Изменение положения детей в психоневрологических интернатах»).

Качество жизни в семье государство поддерживает системой социальных льгот. Так, например, в соответствии с законодательством7, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Ребенку-инвалиду и сопровождающему предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Родителям компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств; по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. Существует также ряд льгот и дополнительных прав для таких семей в сфере жилищного законодательства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Принцип компенсации

Особое значение для семьи детей-инвалидов и НГО имеют законы «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Об образовании» (1992 г., в ред. 1996 г.), впервые в отечественной практике создавшие юридическую основу и определившие механизмы для интеграции детей с нарушенным развитием в общество. В этих правовых актах государство закрепило свою обязанность обеспечить детей-инвалидов необходимыми им образованием и реабилитацией. Причем оно готово выполнить это обязательство двумя способами.

1. В «натуральной» форме — непосредственным предоставлением необходимых реабилитационно-образовательных услуг в государственных учреждениях.

2. В денежной форме (компенсация) — если в данном регионе необходимые услуги государством еще не оказываются или если родители нашли более качественные услуги вне рамок государственной системы реабилитации и образования и оплатили их сами.

Таким образом, закон, имея в виду дефицит необходимых услуг для некоторых категорий детей в государственном секторе, обеспечивает право семьи на выбор способа получения услуг. Подобное законодательство, с одной стороны, призвано способствовать росту и развитию реабилитационно-образовательной инфраструктуры, а с другой — дает возможность родителям находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана. Столь либеральная правовая модель свидетельствует о высокой степени понимания ситуации законодателем и осознания своей ответственности за тех членов общества, которые нуждаются в максимальной помощи и особой заботе государства. Более того, законодатель с уважением относится к семье, предоставляя ей возможность проявить ответственность и самостоятельность в поиске и выборе услуг, приносящих наибольшую пользу ребенку. Приняв основополагающие в этой области законы, государство задало определенные рамки для конструктивного взаимодействия органов социальной защиты и образования с семьей, чтобы обеспечить особому ребенку воспитание, образование, необходимую реабилитацию, профессиональную подготовку — все, что вкладывается в понятие «нормальная жизнь». Рассмотрим более подробно законодательное устройство двух жизненно важных для ребенка-инвалида факторов его развития — образования и реабилитации.

Правовые основы реабилитации ребенка-инвалида

Согласно Конституции8, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Очевидно, что для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности.

В соответствии с законом9 созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах».

Организация и осуществление реабилитации ребенка-инвалида, а также возмещение семье затрат на реабилитационные мероприятия базируется на механизме составления и выполнения индивидуальной программы реабилитации (ИПР), понятие, содержание и назначение которой определяется статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ как «комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности».

Составление ИПР — установленный законом универсальный механизм определения комплекса реабилитационных услуг, необходимых инвалиду. Служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), на которую государство возложило эту обязанность10, в лице соответствующих бюро (БМСЭ) обязана в месячный срок с момента установления инвалидности11 (или очередного переосвидетельствования) оформить инвалиду карту ИПР. В карту ИПР должны быть внесены все мероприятия медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, которые жизненно необходимы инвалиду для максимального развития его способностей и реализации возможностей и которые имеют конечной целью наиболее полную интеграцию инвалида в обществе. Таким образом, в соответствии с законом ИПР является своеобразным «реабилитационным паспортом» инвалида, куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). Если включенные в ИПР реабилитационные услуги уже получены и оплачены инвалидом, либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, закон предусматривает непосредственное оформление и получение компенсации.

Однако Правительством РФ до сих пор так и не принята Федеральная базовая программа реабилитации — гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств бюджета, и соответственно, не определен объем гарантированных государством реабилитационных мероприятий. Таким образом, в России на сегодняшний день гарантируется реализация всех включаемых в ИПР реабилитационных мероприятий, и оплата их за счет средств инвалида должна возмещаться государством.

Правовые основы образования ребенка-инвалида

В понятие «социальное государство» входит также гарантированное конституционное право каждого ребенка на бесплатное образование. Тем самым, государство, как и в случае реабилитации, приняло на себя обязательства любым способом обеспечить права детей-инвалидов на образование: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе государственных учреждений (в «натуральном» виде), либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств12.

В соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому13. Правительство РФ установило размеры компенсаций затрат родителей при обучении детей-инвалидов на дому или в негосударственных образовательных учреждениях в рамках, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственных или муниципальных образовательных учреждениях различных видов14, где обучаются различные категории детей (с нарушениями и без них). Норма похожего содержания включена и в Закон РФ «Об образовании» 15, она дает право на оформление «семейного» образования и аналогичной компенсации для любого ребенка школьного возраста, не обучающегося в государственном образовательном учреждении, вне зависимости от того, где и каким образом родители осуществляют его обучение.

III. Как государство тормозит интеграцию (исполнительная власть — против)

В предыдущем разделе мы обсудили имеющееся сегодня в России прогрессивное законодательство, обеспечивающее условия для интеграции детей-инвалидов в обществе. Однако российская государственная политика в этой сфере противоречит законодательству — и в области семьи, и в области образования и реабилитации. Рассмотрим фактическое положение дел.

Немного статистики

По данным Министерства труда и социального развития РФ (Минтруд России)16, в России на начало 2003 г. число детей-инвалидов, получающих социальную пенсию и состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составило 641,9 тыс. человек, что на 16,1 тыс. меньше, чем на начало 2002 г., и на 33,4 тыс. меньше, чем на начало 2001 г. Однако данные Министерства здравоохранения РФ (Минздрав России)17 констатируют рост показателя инвалидности в 2002 г. (196,2 на 10000 детского населения от 0 до 18 лет) по сравнению с 2001 г. (соответственно 195,1), а также недостаточное использование реабилитационного потенциала детей. Таким образом, сокращение общего числа детей-инвалидов, приведенное Минтрудом, очевидно, вызвано не улучшением ситуации с детьми инвалидами в целом, а совсем другими причинами. Наиболее вероятные из них — несовершенство учета детей-инвалидов в системе социальной защиты, а также общее сокращение численности населения в России (убыль детей-инвалидов из соответствующей возрастной группы — до 18 лет — превышает прирост их за счет рождающихся и выявляемых впервые). Первый фактор подтверждается информацией18 от Ларисы Балевой, главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России: «По расчетам специалистов, показатели детской инвалидности должны быть выше – не меньше 1 миллиона, потому что очень многим детям-инвалидам инвалидность не оформляют, механизм ее установления на практике работает очень плохо». В пользу второго фактора свидетельствуют данные Минздрава РоссииError: Reference source not found о снижении впервые выявленной инвалидности (2001 г. — 26,2; 2002 г. — соответственно 25,8 на 10000 детского населения).

Заболевания, обусловившие возникновение инвалидности у детей, в 2002 г. распределялись в общей картине причин инвалидности следующим образомError: Reference source not found: инфекционные и соматические заболевания — 34,5%; заболевания нервной системы — 20,6%; психические расстройства — 21,2%; врожденные аномалии развития — 18%. Если учесть, что среди врожденных аномалий высоки и имеют тенденцию к росту доли хромосомных аномалий (10,2%) и аномалий центральной нервной системы (9,1%), то легко видеть, что в общей структуре нозологических причин инвалидности у детей преобладают (61,1%) психоневрологические нарушения широкого спектра и множественные нарушения развития.

Проанализируем для сравнения данные Минздрава, приводимые Государственным комитетом РФ по статистике (Госкомстатом России)19 и представленные в несколько другом формате. Согласно этим данным, дети-инвалиды в возрасте 0–17 лет распределяются в России по главному нарушению в состоянии здоровья следующим образом (сохранена терминология источника данных): умственные нарушения — 21%; другие психологические — 6%; языковые и речевые — 2%; слуховые и вестибулярные — 5%; зрительные — 8%; висцебральные и метаболические нарушения и расстройства питания — 25%; двигательные — 23%; уродующие — 5%; общие и генерализованные — 4%. Если суммировать весь спектр нарушений, результатом которых являются расстройства психики и нервной системы (умственные; другие психологические; языковые и речевые — они, как правило, тоже имеют в основе сбои в работе психики или нервной системы; двигательные — под ними чаще всего подразумевается детский церебральный паралич; уродующие — большая часть из них сопровождается расстройствами психики; общие и генерализованные — обычно это тяжелые врожденные аномалии), получится 61%. И это — по самым скромным оценкам: ведь отнесение к той или иной категории в случае множественных нарушений производится по ведущему нарушению, а следовательно, значительная часть детей с множественными нарушениями, где инвалидность поставлена по одному из них (например, зрению или слуху), не вошли в этот 61%. Не вошли сюда и такие нарушения, приводящие к выраженным психическим расстройствам, как, например, нарушения типа мукополисахаридоза и фенилкетонурии,— они отнесены к «висцеральным и метаболическим нарушениям и расстройствам питания».

Таким образом, анализ статистических данных показывает что основную часть (не менее двух третей) детей-инвалидов составляют дети с расстройствами психики и нервной системы и дети с множественными нарушениями. Если учесть, что к категории детей-инвалидов «не относятся дети с легкой степенью умственной отсталости, дети с задержкой психического развития и дети с речевой патологией»20, то к этому большинству детей-инвалидов относятся дети с расстройствами психики и нервной системы средней и тяжелой степени, а также дети с множественными нарушениями. Все это — дети с серьезной патологией, особенно нуждающиеся в интенсивной комплексной помощи; как будет показано ниже, они-то и находятся в России поистине в катастрофическом положении, их потребности игнорируются, права нарушаются тотально и повсеместно. В последнее время понятие «дети-инвалиды» в России все чаще стали раскрывать как «дети с ограниченными физическими возможностями». Переход к такой терминологии отражает полное игнорирование российской государственной социальной сферой интересов детей с серьезными психоневрологическими и множественными нарушениями.

Государственная политика — политика сегрегации

Вопреки законодательной парадигме, в России до сих пор государ­ственная политика в отношении людей с выраженными аномалиями развития построена на приоритете сегрегации – изъятия их из общества и содержания в закрытых стационарных учрежде­ниях. Система сегрегации прочно базируется на следующих действующих факто­рах.

1. Давление на родителей

В общественное сознание десятилетиями внедрялась совершенно неправдо­подобная идея, что дети с нарушенным развитием рожда­ются исключительно в семьях с асоциальным поведением (у алкого­ликов, проституток и т. п.). Таким образом, семья, в которой рожда­ется ребенок с проблемами, оказывается в зоне общественного осужде­ния. Из уст государственных чиновников часто можно слышать, что общество еще не готово к интеграции таких детей, что нужны специальные усилия, чтобы изменить это отношение, и только потом может идти речь о переменах. Однако специалисты, работающие в начавших сейчас появляться интегративных детских учреждениях, однозначно отмечают, что отношение в обществе к таким детям заметно меняется. В такие учреждения, где дети с нарушениями развития воспитываются и обучаются вместе со здоровыми сверстниками, выстраиваются очереди из обычных детей, стремящихся попасть в такой детский сад или школу. Идея о «неготовности общества» — очередной миф, подхваченный государством для объяснения собственного нежелания что-либо менять.

А политика государства такова: как только выясняется (при рождении или позже), что ребенок имеет серьез­ные нарушения развития — медики (от медперсонала в роддоме до педиатров и психоневрологов в поликлинике или кон­сультации) убеждением (фактически давле­нием) склоняют родите­лей отдать ребенка в закрытое интернатное учреждение. Родителям рекомендуют «родить другого ребенка, а по поводу этого, с нару­шенным разви­тием, не беспокоиться». При этом не только подчеркивают, что в сфере помощи семье нет специалистов, способных помочь таким детям; родителей вводят в заблуждение, что в интернатах такие специалисты есть.

2. Экономический фактор: нарушение приоритетов

Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показали, что и эффектив­ность реабилитации, и гарантии достойного будущего у ребенка, оставшегося в семье, неизмеримо выше, чем у отданного в интернатное учреждение. Тот же опыт неопро­вержимо свидетельствует: полноценное воспитание ребенка с проблемами, живущего в семье, обходится государ­ству значительно дешевле, чем пребывание в стационаре любого типа.

Поэтому при рождении ребенка с нарушенным развитием надо сделать все воз­можное, чтобы он остался в семье. Конечно, лучше всего в родной; если это невозможно – то в приемной. И только если оставить ребенка в семье не удается – надо думать о том, какие опекунские учреждения смогут макси­мально приблизить его жизнь к естествен­ным, то есть семейным, условиям.

Однако за системой сегрегации стоят определенные экономические интересы: в то время как на ее поддержание расходуются колоссальные государст­венные средства – от 40 000 руб. на ребенка в месяц21 (во взрос­лых интернатах эта цифра еще выше), – до ребенка зачастую доходит лишь ничтожная их часть22.

Сегодня российское государство выделяет гораздо больше средств на интернаты и на опекунство, чем на поддержку семьи и усыновления. Воз­никает нелепый перекос: приоритетная поддержка интернатных форм по сравнению с семейными провоцирует семью «сдать» ребенка, что на самом деле крайне невыгодно государству. Это приводит к трагическим последствиям: родители сдают детей в интернаты, не желая от них отказы­ваться, но и не имея возможности прокормить и одеть ребенка в домашних условиях.

В отсутствии поддержки семьи (родной или приемной) начавшееся недавно развитие опекунства, к сожалению, тоже работает на «выталкивание» ребенка из семьи. В результате бывает, что малоимущий родитель сдает ребенка в интернат, а затем другие родственники оформляют над этим же ребенком опекунство. Только так семья может получить возможность накормить и одеть собственного ребенка, ведь опекунское пособие значи­тельно больше пенсии на содержание ребенка-инвалида.

То же можно сказать и об усыновлении: оно стало бы гуманным актом только в том случае, если прежде было бы сделано все возможное для сохранения ребенка в родной семье.

Сегодня же в результате нарушения естественной последовательности приоритетов обессмысливаются и сводятся на нет даже вполне разумные шаги в области социальной защиты ребенка-инвалида.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1998-2002 гг., представленному в Комитет ООН в 2002 году. Вместе с тем в данном Альтернативном доклад

    Доклад
    Согласно Статье 45(а) Конвенции о правах ребенка, мы – коалиция российских неправительственных организаций, действующих в интересах детей – направляем для рассмотрения Комитета ООН по правам ребенка Альтернативный доклад - Комментарии
  2. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации

    Автореферат
    Защита состоится «_16_»_октября 2009г. в «_9__» часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.
  3. Законодательство в здравоохранении российской федерации в переходный период

    Закон
    Авторский коллектив: Веселкова И. Н., канд. экон. наук (главы 2, 3), Комаров Ю. М., докт. мед. наук, проф. (предисловие, главы 2, 3, 5, 10, 20), Коротков Ю.
  4. В г. Петрозаводске в 2001 году Петрозаводск 2002 содержание введение 2 Раздел Состояние здоровья детей. 34 Программа

    Программа
    Настоящий доклад «О положении детей в г. Петрозаводске» является ежегодным и предоставляется в Министерство социальной защиты РК для подготовки государственного доклада «О положении детей в Республике Карелия».
  5. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..