Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1 марта 1881 года, после убийства террористами императора Александра II, на престол вступил его сын Александр III. Старший брат Александра III Никола...полностью>>
'Документ'
1890 ■Итальянская партия /1915/. 1894 ■Социал-демократическая партия Хорватии, 1918 = СДПЮ. 1895 ■Чистая партия права /1918/....полностью>>
'Документ'
180 р (филе куры, шампиньоны, лук, яйцо, сыр, майонез) САЛАТ ОЛИВЬЕ … 1 0 р (состав известен) ЖУЛЬЕН 1 0 р (кура, шампиньоны, сыр, сливки, ) Сало...полностью>>
'Документ'
В последние десятилетия технологии развиваются столь стремительно, что уследить за ними непросто. Еще сложнее выделить среди них ключевые направления,...полностью>>

Учебно-методический комплекс опд. Р. 01. Теория и методика обучения русскому языку в старших классах Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Модуль №5.

Рекомендации по совершенствованию методики обучения русскому языку в старшей школе с целью качественной подготовки учащихся к единому государственному экзамену

1. В процессе преподавания русского языка в старшей школе необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса в старших классах: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость работы с текстами различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме, а также умениями, связанными с созданием собственного речевого высказывания. Поэтому необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.

2. В условиях классно-урочной системы текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств). Поэтому к тексту, по которому экзаменуемый пишет третью часть экзаменационного теста в ЕГЭ, предъявляются следующие требования:

  • текст должен соответствовать требованию «текстуальности» (внешней связности, внутренней осмысленности и т.п.);

  • текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого;

  • текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому он не должен быть слишком простым с точки зрения коммуникативного замысла автора и его реализации;

  • содержание текста должно давать возможность неоднозначной трактовки выпускником той или иной проблемы, поставленной в тексте;

  • текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного;

  • содержание текста не должно дискриминировать экзаменуемых по религиозному, национальному и другим признакам;

  • основная мысль может быть выражена в тексте как явно, так и эксплицитно;

  • текст может принадлежать к любому стилю и функционально-смысловому типу речи;

  • текст может быть образцом того или иного функционального или авторского стиля;

  • текст не должен быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, фактологическими и цифровыми данными;

объем текста – 300-400 слов.

3. Умение вступать в диалог в широком смысле слова является показателем общей культуры личности. Следует целенаправленно развивать на уроках русского языка диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; учить любой диалог вести этически корректно. Для развития подобных умений решающее значение имеет проблематика текстов, предъявляемых для анализа на уроках русского языка. Перечислим некоторые проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам на едином государственном экзамене по русскому языку.

Проблемы семьи: проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?); проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? что значит любить свою семью и свою Родину?); проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?); проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? какова роль детства в становлении личности?); проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.

Проблемы экологии: проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)и др.

Человек и общество: проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?); проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?); проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?); проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?); проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?); ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?);проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? ограничивает ли общество свободу человека?);

проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?); проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?). и др.

4. Анализ выполнения учащимися третьей части работы позволил выделить проблему использования выпускниками опыта изучения других предметов, в частности предметов филологического цикла. Их изучение происходит по сложившейся традиции автономно, недостаточно реализуются межпредметные связи, поэтому опыт изучения других предметов не используется при написании сочинения по прочитанному тексту. При этом следует подчеркнуть, что работа по обогащению словарного запаса выпускников должна вестись координированно и целенаправленно преподавателями разных предметов, так что усиление межпредметных связей при обучении русскому языку приобретает важнейшее значение.

5. Следует более последовательно реализовывать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

6. Одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка должно быть постоянное внимание к языковым значениям.

7. Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, применения единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Познакомьтесь с современными школьными учебниками и учебными пособиями по русскому языку для 10-11 классов и обдумайте следующие вопросы:

  1. Учебник как средство обучения русскому языку.

  2. Учебные книги, дополняющие учебник.

  3. Средства наглядности.

  4. Внедрение информационных технологий.

Изучив данный материал, ответьте на вопросы, выполнив следующие задания:

  1. В чем сущность и значение систематизирующей функции учебника? Приведите примеры.

  2. На примере одного-двух разделов действующего учебника русского языка раскройте пути реализации в нем личностно-ориентированного подхода. Предложите свои задания, которые учитывают индивидуальные особенности учащихся.

  3. Проанализируйте один-два раздела действующих учебников русского языка. Охарактеризуйте соотношение в них продуктивных и репродуктивных форм учебной деятельности.

  4. Что такое учебно-методический комплекс? Составьте фрагмент урока с использованием учебно-методического комплекса.

  5. Какова роль учителя при работе с компьютером?

  6. Сопоставьте один-два раздела (по выбору) из любого учебника русского языка. В какой мере отражается в них «авторская интерпретация» учебного материала? Чем отличаются методическая адаптация лингвистического материала и предлагаемые формы работы?

  7. Проанализируйте один-два раздела альтернативных учебников русского языка. В какой мере представлены в них задания, формирующие лингвистическую рефлексию, самостоятельную оценку своего пути и результаты обучения учащихся? Разработайте два-три рефлексионных задания к одному из разделов учебника.

  8. Предложите задания к одному из разделов учебника, реализующие принципы личностно-ориентированного обучения русскому языку.

  9. Предложите к одному из разделов учебника задания, раскрывающие культуроносную (кумулятивную функцию языка).

Литература.

  1. Бабайцева В.В. Принципы создания современного учебника / Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 1999. - №24. – С. 2-3.

  2. Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка. – ИЛМ, 2002. - №3.

  3. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник / Русская словесность. – 1996. - №4.

  4. Назарова Е.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. – М., 1998.

  5. Разумовская М.М. Учебник и учебный процесс / Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 1999. - №26. – С. 14-15.

Задание 2.

Повторите тему «Новые педагогические технологии в преподавании русского языка» и изучите следующие вопросы:

  1. Современная образовательная технология в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении.

  2. Методика обучения и образовательная технология.

  3. Технология самооценки («Языковой портфель»).

Изучив данный материал, ответьте на вопросы выполните следующие задания:

  1. Основная характеристика современных образовательных технологий, по мнению дидактов, - их личностно-ориентированная направленность. В чем это проявляется? Раскройте личностно-ориентированный характер одной из новых образовательных технологий.

  2. Проанализируйте любой учебник русского языка с точки зрения реализации в нем элементов новых технологий. Возможно ли это? Правомерно ли говорить об элементах этих технологий? Как вы считаете? Обоснуйте свое мнение.

  3. Проектная деятельность, по мнению дидактов, - путь к творчеству учащихся. Согласны ли вы с этим мнением? Почему? Докажите свою точку зрения.

  4. В книге В.А. Хуторского «Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения» есть описание дистанционного проекта «Феномен». Как по-вашему, возможно ли использовать данную структуру проекта при изучении русского языка? Продумайте темы проектов по русскому языку в рамках структуры проекта «Феномен».

Литература.

  1. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М., 2003.

  2. Гимназия № 1504. Модульное обучение: опыт, перспективы. – М., 1996.

  3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  6. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. – М., 1997.

  7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

Задание 3.

Изучите следующие вопросы по теме «Эстетическая функция русского языка в системе его преподавания», используя рекомендованную литературу.

  1. Изучение эстетической функции – одно из важнейших направлений преподавания русского языка в современной школе.

  2. Особенности содержания современных курсов словесности в системе филологического образования в школе.

  3. Элективный курс словесности (7-9 классы), его содержание и структура.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Каковы, по-вашему, общие цели обучения школьным предметам филологического цикла, в том числе русскому языку и литературе?

  2. Объясните, как вы понимаете выражение интеграция уроков русского языка и литературы на понятийном уровне.

  3. Расскажите, как проявляется усиленное внимание к эстетической функции русского языка в процессе его преподавания в рамках основного курса.

  4. Проанализируйте образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, примерные программы, вопросы и билеты для устного аттестационного экзамена в 9 и 11 классах и определите, как в них нашла отражение идея раскрытия эстетической функции родного языка.

  5. Объясните, как вы относитесь к предложенному трехэтапному обучению (5-6 кл., 7-9 кл. и 10-11 кл.), в результате которого более полно и многосторонне раскрывается эстетическая функция родного языка

  6. Назовите основные умения, которыми должен овладеть ученик в процессе изучения элективного курса «Уроки словесности». Покажите на примерах, каким способом можно построить работу, чтобы добиться успешного формирования этих умений.

Литература.

  1. Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. – М., 1999.

  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.

  4. Власенков А.И. Русская словесность в школе. Методика преподавания. – М., 1998.

  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934.

  6. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: учебное пособие для учащихся 10-11 кл. – М., 2002.

Задание 4.

Изучите следующие вопросы по теме «Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания», используя рекомендованную литературу.

  1. Понятие культуроведческого аспекта.

  2. Лингвотеоретические предпосылки.

  3. Два направления в определении содержания и путей реализации культуроведческого аспекта:

- обучение русскому языку в контексте русской культуры;

- диалог культур.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Лингвострановедение, россиеведение, культуроведческий аспект – что общего в содержании этих терминов, чем они различаются?

  2. Предложенное в главе описание содержания и путей соизучения языка и культуры названо культуроведческим аспектом обучения русскому языку. Скажите, является ли этот аспект самостоятельным в преподавании русского языка, если иметь в виду следующее понимание термина аспект.

Аспект преподавания языка предполагает, во-первых, отбор учебного материала, который должен быть включен в учебный процесс и который обеспечивает достижение своих, специфичных целей обучения русскому языку, во-вторых, определение последовательности введения этого материала. Наконец, аспект обучения включает в себя приемы преподавания, которые избирательно пригодны для данного учебного материала.

Аргументируйте свое суждение.

  1. Что такое языковая картина мира?

  2. Известный методист в области преподавания русского языка как иностранного О.Д. Митрофанова на IX Конгрессе МАПРЯЛ высказала следующую точку зрения: «Перешагнув порог коммуникативного направления обучения и вступив в век культурологи и культуроведения, истинного диалога культур и языкового многообразия, мы, возможно, окажемся в более благоприятных условиях, которые будут способствовать обновлению методической науки и лингводидактического поиска».

Как вы считаете, в какой степени правомерно говорить об обновлении методической науки и практики обучения русскому языку в процессе утверждения культуроведческого аспекта?

Что принципиально новое в преподавание русского языка несет внедрение этого аспекта?

Литература.

  1. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку // РЯШ. – 1993. - №5.

  2. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. – М., 1996.

  3. Телия В.Н. Культурная коннотация как способ воплощения культуры в языковой знак // Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультуроведческий аспекты. – М., 1996.

  4. Шанский Н.М. Иностранные языки на уроках русского языка // РЯШ. – 1997. - №1.

  5. Шанский Н.М. Эвристические задачи и задания по русской и иностранной лексике // РЯШ. – 1997. - №2

  6. Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // РЯШ. – 1990. - №4.

Задание 5.

Изучите следующие вопросы по теме «Речеведческие понятия», используя рекомендованную литературу.

  1. Теоретические основы совершенствования коммуникативной компетенции.

  2. Содержание речеведческого раздела курса.

  3. Методика работы над речеведческими понятиями и коммуникативными умениями.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Почему практическая задача совершенствования коммуникативной компетенции решается посредством включения в школьный курс системы речеведческих понятий?

  2. В чем состоит принципиальное различие между лингвистическими и речеведческими понятиями?

  3. Какая(ие) группа(ы) речеведческих понятий призвана(ы) усилить работу по формированию умений, обслуживающих: а) первую фазу речевой деятельности; б) третью фазу речевой деятельности?

Литература.

  1. Капинос В.И. , Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

  2. Капинос В.И. , Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 классы. – М., 1991.

  3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – С. 155-156..

  5. Методика развития речи на уроках русского языка / Н.Е. Богославская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова; Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.

  6. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» 5-9 классы; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., 1999-2003.

  7. Русский язык: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 1999-2003.

  8. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.

Задание 6.

Изучите следующие вопросы по теме «Русский язык в системе филологического образования»:

  1. Филология – образовательная область.

  2. Цели, содержание филологического образования.

  3. Пути интеграции дисциплин филологического цикла в современной школе.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. В современных дидактических исследованиях выделяют понятия: «образовательная область», «предметная область». Насколько целесообразно выделение этих дидактических понятий в лингводидактике? Есть ли у них различия? Аргументируйте свой ответ.

  2. «Языки и литература», «Филология», «Филологическое образование» - какое название образовательной области, представляющей содружество учебных предметов, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, по-вашему, более точно? Докажите.

  3. Общее понятийное ядро предметов «Русский язык» и «Русская литература» - важнейшая характеристика целостного филологического образования. Проанализируйте две-три главы выбранных вами учебников русского языка и русской литературы. Расскажите, в какой мере представлена в них эта особенность филологического образования. Сформулируйте вывод.

  4. Познакомьтесь с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по русскому и иностранным языкам. В какой мере можно говорить о единстве понятийного ядра этих двух предметов?

Литература.

  1. Авереинцев С.С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебники для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2004.

  3. Аннушкин В.Н. Что такое словесность (к определению учебного термина и границ учебного предмета) // Русская словесность. – 1994, - №5.

  4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Ч.1 // Преподавание отечественного языка – М., 1992.

  5. Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе: состояние и перспективы развития // Русская словесность. – 1997. - №6.

  6. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М., 2003.

Задание 7.

Изучите следующие вопросы по теме «Принципы и подходы обучения русскому языку»:

  1. Личностно-ориентированный подход – дидактический подход в обучении русскому языку.

  2. Сознательно-коммуникативный подход – методологическая основа обучения русскому языку.

  3. Лингвометодические принципы обучения: текстоцентричность, принцип обучения русскому языку как полифункциональному явлению, принцип межпредметных связей.

Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  1. Проанализируйте две-три главы современного учебника русского языка. Расскажите, как в нем на материале текста реализуются коммуникативная, образовательная, воспитательная цели обучения русскому языку.

  2. Сопоставьте две выбранные вами программы по русскому и иностранному языкам. Расскажите, какие общие элементы содержания языкового образования представлены в них. Сделайте вывод.

  3. Охарактеризуйте возможные пути преодоления межпредметной разобщенности в преподавании русского языка, русской литературы, иностранных языков.

  4. Сближение частных методик – тенденция современной дидактики. Расскажите, как эта тенденция представлена в учебниках русского языка, русской литературы, иностранного языка и предметов естественнонаучного цикла.

Литература.

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб, 1999.

  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. – М., 2001.

  3. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. – ИЯШ. – 2002. - №2.

  4. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // РЯШ. – 1996. - №3.

  5. Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в современной национальной школе. – Нальчик, 1996.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Методика преподавания русского языка как наука.

  2. Цели обучения русскому языку в старших классах.

  3. Соотношение теории и практики при обучении русскому языку.

  4. Новые педагогические технологии в преподавании русского языка.

  5. Содержание программы по русскому языку для старших классов.

  6. Типы и структура уроков по русскому языку.

  7. Нетрадиционные уроки русского языка в старших классах.

  8. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах.

  9. Анализ результатов выполнения тестов ЕГЭ старшеклассниками.

  10. Анализ результатов ЕГЭ и рекомендации по совершенствованию методики обучения русскому языку в старшей школе.

  11. Типичные ошибки, допускаемые школьниками при написании тестов ЕГЭ.

  12. Анализ школьных учебников для 10-11 классов средней школы.

  13. Анализ учебника по русскому языку для 10-11 классов Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М. (Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. − М., 2003.)

  14. Анализ учебника по русскому языку для 10-11 классов Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. (Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. − М., 2000.)

  15. Особенности повторения материала, пройденного за курс девятилетней школы.

  16. Методика обучения фонетике, орфоэпии, графике.

  17. Методика обучения лексике и фразеологии.

  18. Методика обучения словообразованию.

  19. Методика обучения морфологии.

  20. Методика обучению синтаксиса.

  21. Методика работы над темой «Текст и его строение».

  22. Изучение стилей речи в 10-11 классах.

  23. Внеклассная работа в старших классах: содержание и формы внеклассной работы.

  24. Инновационные технологии обучения русскому языку в старших классах.

  25. Использование ресурсов Интернета на уроках русского языка в старших классах.

  26. Роль мультимедийных учебников и интерактивной доски при обучении русскому языку в старших классах.

Литература

основная:

  1. Адгазина Н.И. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5-8 классов. М.: Просвещение, 1965.

  2. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. - М., 1911 (переизд.: 1915).

  3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык, теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1992.

  4. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  5. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  6. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  7. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

  8. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Иванченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 1990.

  9. Баринова Е.А., Боженов Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка/ Под ред. Е.А.Бариновой. - М., 1974.

  10. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 9 класса средней школы. М.: Просвещение, 1990.

  11. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. М.: Просвещение, 1990.

  12. Бунаков А.Н. Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. - М., 1914.

  13. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М., 1844 (переизд.: 1867, 1941).

  14. Данилов В.В. Методика русского языка. СПб., 1917.

  15. Державин Н.С. Основы методики преподавания русского языка и литературы средней школы. - Петроград, 1917.

  16. Добромыслов В.А., Розенталь Э.А. Трудные вопросы грамматики и правописания. М.: Просвещение, 1960.

  17. Дудников А.В. Методика изучения грамматики. М.: Просвещение, 1977.

  18. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.

  19. Капинос В.И., Сергеева И.И., Соловейчик В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1994.

  20. Кульман Н.К. Методика русского языка. - Петроград, 1917.

  21. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.

  22. Малаховский В.А. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1925 (переизд.: 1927).

  23. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? М.: Просвещение, 1988.

  24. Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1965.

  25. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение, 1984.

  26. Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 1958 (переизд.: 1952, 1955).

  27. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. - М.: Просвещение, 1996.

  28. Розенталь В., Голуб И., Когтев И. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учеб. пособие. М.: Дрофа, 1995.

  29. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1861 (переизд.: 1897, 1986).

  30. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1958. (переизд.: 1970, 1980).

  31. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. М.: Просвещение, 1972.

  32. Хрестоматия по методике русского языка / Сост. Текучев А.В. М.: Просвещение, 1982.

дополнительная :

Монографии и учебники

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1987. –308 с.

  2. Бадмаев Б.Ц., Хозиев Б.И. Методика ускоренного обучения русскому языку: Метод. пособие для учителя. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. –232 с.

  3. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. –М.: Просвещение, 1990.– 350 с.

  4. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. –М.: Просвещение, 1973. –384 с.

  5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы": Кн. для учителя. –2-е изд. –М.: Просвещение, 2000. –112 с.

  6. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 1996. –367 с.

  7. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. –40-е изд. –М.: Просвещение, 2000. –286 с.

  8. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. –М.: Просвещение, 1981. –276 с.

  9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. –М.: Юрайт, 1998. –464 с.

  10. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. –М.: Издательский центр "Академия", 2000. –368 с.

  11. Мурин Д.М., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература ХХ в. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. –СПб: СМИО Пресс, 2000. –240 с.

  12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. –3-е изд. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. –Кн. 1. Общие основы психологии. –688 с.

  13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. –3-е изд. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. –Кн. 2. Психология образования. –608 с.

  14. Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов / А.В. Петровский, А.В. Брушминский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. –3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. –464с.

  15. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. зав. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. –М.: Школа-Пресс, 1997. –512 с.

  16. Приступа Г.Н. Методика урока русского языка. Краткий очерк. –Рязань, 1971. –179 с.

  17. Приступа Г.Н. основы методики орфографии в средней школе. –Рязань, 1973. –319 с.

  18. Протченко И.Ф. Русский язык: проблемы изучения и развития. –М.: Педагогика, 1984. –224 с.

  19. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. –М.: Просвещение, 1992. –242 с.

  20. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. –СПб: Паритет, 1999. –496 с.

  21. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. –В 2 ч. Ч. 1 / В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. –4-е изд. –М.: Дрофа, 1999. –528 с.

  22. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. –М.: Просвещение, 1981. –160 с.

  23. Современный урок русского языка: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1984. –188 с.

Статьи из периодических изданий

  1. Беднарская Л.Д. Систематизация знаний по русскому языку в старших классах // Рус. яз. в шк. –1996. № 6. – С. 10-19.

  2. Беленький Г.И. Интеграция?: [О проблеме межпредметных связей курсов русского языка и литературы] // Лит. в шк. –1998. –№ 8. –С. 86-90.

  3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Лит. в шк. –1996. –№ 5. –С. 150-154.

  4. Булохов В.Я. О возникновении некоторых орфографических ошибок (III–X кл.) // Вопросы психологии. –1991. –№ 5. –С. 47-50.

  5. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. –1996. –№ 4. –С. 39-43.

  6. Быстрова Е.А. Теория и практика преподавания русского языка // Педагогика. –1994. –№ 4. –С. 34-38.

  7. Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе: Состояние, перспективы развития // Русская словесность. –1997. –№ 6. –С. 41-46.

  8. Власенков А.И. О курсе практической русской словесности // Рус. яз. в шк. –1996. –№ 6. –С. 3-12.

  9. Власенков А.И. О школьных курсах русского языка и практической русской словесности // Рус. яз. в шк. –1995. –№ 6. –С. 38-45.

  10. Граник Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности (при обучении русскому языку) // Вопросы психологии. –1995. –№ 3. –С. 28-37.

  11. Граник Г., Шаповал С. По принципу расширяющейся спирали… // Учительская газета. –1998. –№ 13. –С. 9.

  12. Дудников А. Пути перестройки преподавания родного русского языка в средней школе // Рус. яз. в шк. –1988. № 4. –С. 41-44.

  13. Кодухов В.И. О методических традициях и новаторстве (в преподавании русского языка) // Рус. яз. в шк. –1991. –№ 3. –С. 23.

  14. Красновский Э.А., Лыссый Ю.И. Филологическое и литературное образование в школе: их специфика и взаимосвязь // Педагогика. –1998. –№ 6. –С. 35-42.

  15. Купалова А. Совершенствование или перестройка? (О курсе русского языка в школе) // Рус. яз. в шк. –1988. –№ 4. –С. 45.

  16. Нодель Ф. "Без языка": (Размышления педагога о преподавании русского языка в школе) // Новое время. –1994. –№ 7. –С. 56-57.

  17. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах // Рус. яз. в шк. –1997. –№ 1.–С. 34-37.

  18. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах // Рус. яз. в шк. –1997. –№ 2. –С. 30-35.

  19. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах // Рус. яз. в шк. –1997. –№1. –С. 34-37.

  20. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах // Рус. яз. в шк. –1996. –№ 5. –С. 32-37.

  21. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах // Рус. яз. в шк. –1996. –№ 4. –С. 37-42.

  22. Пахнова Т.М. Работа с текстом в старших классах: Дидактический материал // Рус. яз. в шк. –1998. –№ 5. –С. 27-32.

  23. Пичугов Ю.С. Проблемы перестройки методики преподавания русского языка в общеобразовательной школе РСФСР // Рус. яз. в шк. –1989. –№ 2. –С. 46-48.

  24. Подлуцкий А. Поиск нового статуса // Независимая газета. –1994. –17 декабря. –С. 3.

  25. Преподавание русского языка: сегодня и завтра: круглый стол // Русский язык: –Приложение к газете "1 сентября". –1998. № 8. –С. 1-3.

  26. Соколова Г.П. На урок – с И. Буниным: Тема: "Простые предложения" в 8 классе // Рус. яз. в шк. –1997. –№ 5. –С. 16-28.

  27. Тощенко Ж. О статусе русского языка, и о государственном суверенитете // Независимая газета. –1994. –1 декабря. –С. 3.

  28. Фокина О.А. Интегрированные уроки языка и литературы // Рус. яз. в шк. –1996. –№ 5. –С. 50-51, 69.

  29. Шанский Н.М. О курсе "Русская словесность" на продвинутом этапе обучения: X–XI кл. // Рус. яз. в шк. –1994. –№ 5. –С. 35-39.

Словари и справочники

  1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. –М.: Сов. энциклопедия, 1990. –685 с.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. –М.: АЗЪ, 1993. –960 с.

  3. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т.т. / Гл. ред.: И.А. Каиров, Ф.Н. Петров и др. –М.: Сов. энциклопедия, 1968.

  4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –2 изд., испр. и доп. –М.: Политиздат, 1990. –494 с.

  5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. –М.: Больш. Рос. энциклопедия, 1993. –608с.

Контрольная работа

  1. Лингвострановедение, россиеведение, культуроведческий аспект – что общего в содержании этих терминов, чем они различаются?

  2. Известный методист в области преподавания русского языка как иностранного О.Д. Митрофанова на IX Конгрессе МАПРЯЛ высказала следующую точку зрения: «Перешагнув порог коммуникативного направления обучения и вступив в век культурологии и культуроведения, истинного диалога культур и языкового многообразия, мы, возможно, окажемся в более благоприятных условиях, которые будут способствовать обновлению методической науки и лингводидактического поиска»

Как вы считаете, в какой степени правомерно говорить об обновлении методической науки и практики обучения русскому языку в процессе утверждения

культуроведческого аспекта?

Что принципиально новое в преподавание русского языка несет внедрение этого

аспекта?

3. В статье «Об изучении языков, или План систематической энциклопедии всех

языков» Вильгельм Гумбольдт писал: «разные языки _ это не различные обозначения

одного и того же предмета, а разные видения его…через многообразие языков для нас

открывается богатство мира – также всемирная история мыслей и чувств

человечества» (Избранные труды по языкознанию. – М., 1984. – С. 73). Выявите с

помощью словарей термины родства в русском языке, английском, немецком или

французских языках. Сопоставьте их. Совпадает ли объем значений их, чем они

отличаются? Можно ли говорить о разном видении понятий родства русским,

англичанином, немцем или французом?

Тестовые задания

1. Русский язык как учебный предмет имеет свою специфику:

  1. имеет только познавательное значение;

  2. выполняет только воспитательную роль;

  3. обеспечивает учащихся только основными средствами коммуникации;

  4. имеет познавательное значение, выполняет воспитательную роль и обеспечивает учащихся основными средствами коммуникации.

2. Какие функции имеют методы обучения русскому языку?

  1. только образовательные;

  2. только воспитательные;

  3. только развивающие;

  4. образовательные, воспитательные и развивающие.

3. Что не относится к методам обучения:

  1. слово учителя;

  2. беседа;

  3. слово ученика;

  4. языковой анализ.

4. Первые попытки создания программ по русскому языку относятся:

  1. к 16 веку;

  2. к 17 веку;

  3. к 18 веку;

  4. к 20 веку.

  1. 6

5. Какой из данных уроков является нестандартным:

  1. урок объяснения нового материала;

  2. контрольный урок;

  3. урок-семинар;

  4. урок обобщения нового материала.

  1. 8.

6. Авторами современных учебников русского языка не являются:

  1. М. Разумовская;

  2. М. Баранов;

  3. А. Дейкина;

  4. Т. Ладыженская.

7. Обсуждение планирования по русскому языку в школе проводится:

  1. на заседаниях методобъединений;

  2. на заседаниях педсоветов;

  3. во время индивидуальной беседы с директором школы;

  4. во время индивидуальной беседы с завучем школы.

8. Какой из данных журналов не является научно-методическим:

  1. "Русский язык в школе";

  2. "Русская словесность";

  3. "Русская речь";

  4. «Филологические науки».

  1. 12.

9. Программа по русскому языку предусматривает:

  1. изучение учащимися определенного круга сведений теоретико-познавательного характера;

  2. обеспечение расположения материала в полном соответствии с логикой лингвистической и педагогической науки;

  3. ликвидирование разрыва между школьным преподаванием и лингвистической наукой;

  4. изучение основных тем лингвистики в школе.

10. Предмет методики состоит из:

  1. совокупности методов и приемов обучения;

  2. одного ведущего метода;

  3. источника знаний учащихся;

  4. только приемов обучения.

11. Является ли урок повторения одновременно:

  1. уроком закрепления;

  2. самостоятельным уроком;

  3. уроком обобщения материала;

  4. уроком развития речи.

12.На каком этапе школьного обучения происходит практическое знакомство с пунктуацией?

  1. 1-4 кл.;

  2. 5-7 кл.;

  3. 8-9 кл.;

  4. 10-11 кл.

13. Какой способ образования слов не изучается в школьной практике?

  1. сложение;

  2. переход слов одной части речи в другую;

  3. бессуфиксный;

  4. смешанный способ.

14.В чем особенность современного школьного курса русского языка?

  1. в речевой направленности;

  2. в увеличении наглядности на уроках;

  3. в компьютеризации;

  4. во введении в учебники рассказов об ученых-лингвистах.

15. Каков важнейший принцип обучения грамматике?

  1. взаимосвязь морфологии и синтаксиса;

  2. обособление изучения грамматики;

  3. обособление изучения синтаксиса;

  4. использование лингвистического эксперимента.

Шкала оценки:

Оценка

5

4

3

2

Количество баллов

150

110

70

менее 70

Каждый правильный ответ - 10 баллов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 Теория и методика обучения русскому языку Специальность 050301 Русский язык и литература умк принят в фонд учебно-методического управления пи юфу

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 и 4 курсов заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  2. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по Технологии и методике обучения русскому языку

    Пояснительная записка
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (41)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  5. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 03 Методика преподавания русского языка Специальность

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.

Другие похожие документы..